Исаак Дойчер

редактировать
Польский историк и марксист (1907-1967)

Исаак Дойчер
Isaac Deutscher.jpg
Родился(1907- 04-03) 3 апреля 1907 г.. Хшанув, Галиция, Австрия-Венгрия. (ныне Польша)
Умер19 Август 1967 (1967-08-19) (60 лет). Рим, Италия
Национальностьполяк
Род занятийИсторик, биограф
ИзвестенИсследования по советской истории; биографии Льва Троцкого и Иосифа Сталина
Супруг (ы)Тамара Дойчер

Исаак Дойчер (польский : Izaak Deutscher; 3 апреля 1907-19 августа 1967) был польским марксистским писателем, журналистом и политическим активистом, который переехал в Соединенное Королевство до начала Второй мировой войны.. Он наиболее известен как биограф Льва Троцкого и Иосифа Сталина, а также как комментатор советских дел. Его трехтомная биография Троцкого оказала большое влияние на британцев новых левых в 1960-х и 1970-х годах.

Содержание

  • 1 Ранняя жизнь и коммунистическая деятельность в Польше
  • 2 Переезд в Великобританию и журналистика (1939–1947)
  • 3 Биограф и академик (1947–1967)
  • 4 Отношение к иудаизму и сионизму
  • 5 Избранные произведения
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Источники
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки

Ранние годы и участие коммунистов в Польше

Дойчер родился в Хшанув, городе в Галиция регион Австро-Венгерской империи (ныне на юге Польши ), в семью религиозно соблюдающих евреев. Он учился у хасидского ребе и был признан вундеркиндом в изучении Торы и Талмуда. Он пережил три погрома в 1918 году, последовавших за распадом Австро-Венгерской империи. Однако ко времени его бар-мицвы он потерял веру. Он «испытал Бога», съев не кошерную пищу на могиле цадика (святого человека) в Йом Киппур. Когда ничего не произошло, он стал атеистом. Дойчер впервые привлек внимание как поэт, когда в возрасте шестнадцати лет начал публиковать стихи в польских литературных периодических изданиях. Его стихи на идиш и польском касались еврейского и польского мистицизма, истории и мифологии, и он попытался преодолеть пропасть между польской и идишской культурами. Он также переводил поэзию с иврита, латыни, немецкого и идиша на польский.

Дойчер изучал литературу, историю и философию в качестве специалиста. заочница Ягеллонского университета в Кракове. Вскоре он уехал из Кракова в Варшаву, где изучал философию, экономику и марксизм. Примерно в 1927 году он вступил в нелегальную Коммунистическую партию Польши (КПП) и стал редактором подпольной партийной прессы. Он писал для еврейского Nasz Przegląd («Наше обозрение») и для марксистского Miesięcznik Literacki («Литературный ежемесячник»). В 1931 году он совершил поездку по Советскому Союзу, ознакомившись с экономическими условиями первой пятилетки. Московский университет и Минский университет предложили ему должности профессора истории социализма и теории марксизма, но он отказался предложения и вернулся в Польшу. Дойчер стал соучредителем первой анти- сталинистской группы в Коммунистической партии Польши, протестуя против мнения партии о том, что нацизм и социал-демократия были «не антиподами, но близнецами.. " Это противоречило тогдашней официальной коммунистической линии, согласно которой социал-демократы были «социал-фашистами », злейшими врагами коммунистической партии. В статье «Опасность варварства над Европой» Дойчер призвал к формированию единого фронта социалистов и коммунистов против нацизма. Он был исключен из КПП в 1932 году официально за «преувеличение опасности нацизма и распространение паники в коммунистических рядах».

Переезд в Великобританию и журналистика (1939–1947)

В апреле В 1939 году Дойчер уехал из Польши в Лондон в качестве корреспондента польско-еврейской газеты, в которой он проработал корректором в течение четырнадцати лет. Этот шаг спас ему жизнь и подготовил почву для будущей карьеры. Он больше не вернулся в Польшу и больше никогда не видел свою семью. Он стал британским подданным в 1949 году, приняв присягу на верность 12 мая 1949 года.

Германия вторглась в Польшу в сентябре 1939 года, и связь Дойчера с его газетой была разорвана.. Он сам выучил английский и начал писать для английских журналов. Вскоре он стал постоянным корреспондентом ведущего еженедельника The Economist. Он присоединился к троцкистской Революционной Рабочей Лиге. В 1940 году он вступил в Польскую армию в Шотландии, но был интернирован как опасный подрывник. Освобожденный в 1942 году, он вошел в состав журнала The Economist и стал его экспертом по советским и военным вопросам и главным европейским корреспондентом. Он также писал для The Observer как странствующий европейский корреспондент под псевдонимом «Сапсан».

Он оставил журналистику в 1946–47, чтобы писать книги. Имя Дойчера (с пометкой «Только сочувствующий») впоследствии появилось в списке Оруэлла, списке людей (включая многих писателей и журналистов), который Джордж Оруэлл подготовил в марте 1949 года для Департамент информационных исследований (IRD), подразделение пропаганды, созданное в Министерстве иностранных дел правительством лейбористов. Оруэлл считал, что перечисленные люди имеют прокоммунистические наклонности и поэтому неуместны для написания статей для IRD.

Биограф и академик (1947–1967)

Дойчер опубликовал свою первую крупную работу «Сталин»., Политическая биография в 1949 году. Дойчер все еще был убежденным троцкистом, но в своей книге он воздал Сталину то, что он считал своей должностью за построение социализма в Советском Союзе, даже если, по мнению Дойчера, это было извращением видение Карла Маркса, Владимира Ленина и Льва Троцкого.

Биография Сталина сделала Дойчера ведущим авторитетом в советских делах и русской революции. Затем он выпустил свою самую амбициозную работу - трехтомную биографию Троцкого: «Вооруженный пророк» (1954 г.), «Пророк без оружия» (1959 г.) и «Пророк-изгой» (1963 г.). Эти книги были основаны на подробных исследованиях архива Троцкого Гарвардского университета. Большая часть материалов, содержащихся в третьем томе, ранее была неизвестна, поскольку вдова Троцкого, Наталья Седова, предоставила Дойчеру доступ к закрытому разделу архивов. Дойчер планировал завершить свою серию исследованием Ленина, но «Жизнь Ленина» осталась незавершенной на момент смерти Дойчера, отчасти из-за политически мотивированного отказа ему в университетской должности. Как позже выяснилось, Исайя Берлин, которого попросили оценить академические достижения Дойчера, выступал против такого повышения из-за глубоко прокоммунистической воинственности кандидата.

В 1960-х годах всплеск левых настроений, сопровождавший войну во Вьетнаме, сделал Дойчера популярной фигурой в университетских городках как в Великобритании, так и в Соединенных Штатах. К этому времени Дойчер порвал с традиционным троцкизмом, хотя никогда не отвергал самого Троцкого и оставался убежденным марксистом. В 1965 году Дойчер принял участие в первом «Teach-In» по Вьетнаму в Калифорнийском университете в Беркли, где тысячи студентов выслушали его обвинение в холодной войне. Он был Г. М. Тревельян преподавал в Кембриджском университете в 1966–67, а также в течение шести недель читал лекции в Государственном университете Нью-Йорка. Весной 1967 года он читал лекции в Нью-Йоркском университете, Принстоне, Гарварде и Колумбии. Лекции Г. М. Тревельяна под названием «Незавершенная революция» были опубликованы после внезапной и неожиданной смерти Дойчера в Риме в 1967 году, где он участвовал в итальянской телепередаче. Это была пьеса о падении Троцкого, написанная и поставленная Марко Лето, с Франко Паренти в главной роли в роли Троцкого и Ренцо Джовампьетро в роли Сталина. Мемориальная премия в честь Дойчера, называемая Мемориальной премией Дойчера, ежегодно присуждается книге, «которая является примером лучших и наиболее новаторских новых произведений в марксистской традиции или о ней». В своих работах Дойчер проводил различие между классическим марксизмом и вульгарным марксизмом.

Отношение к иудаизму и сионизму

Несмотря на то, что он был атеистом, Дойчер подчеркивал важность его еврейского наследия. Он придумал выражение «еврей-нееврей» применительно к себе и другим еврейским гуманистам. Дойчер восхищался Елисеем бен Абуйей, еврейским еретиком II века нашей эры. Но он не занимался сугубо еврейской политикой. В Варшаве он присоединился к коммунистической партии, а не к еврейскому Бунду, чьи «идишистские взгляды он выступал против.

Дойчер писал: «Религия? Я атеист. Еврейский национализм ? Я интернационалист. Следовательно, я не еврей., еврей в силу моей безоговорочной солидарности с преследуемыми и истребляемыми. Я еврей, потому что чувствую пульс еврейской истории ; потому что я хотел бы сделать все, что в моих силах, чтобы гарантировать настоящую, а не ложную, безопасность и самоуважение евреев ».

Перед Второй мировой войной Дойчер выступал против сионизма как экономически ретроградного и вредного для дела международного социализма. Но после Холокоста он сожалел о своих довоенных взглядах, сокрушаясь о том, что «Если бы, вместо того, чтобы выступать против сионизма в 1920-х и 1930-х годах, я убеждал европейских евреев уехать в Палестину, я мог бы помог спасти несколько жизней, которые должны были быть уничтожены в газовых камерах Гитлера ». Он приводил доводы в пользу создания Израиля как «исторической необходимости», чтобы обеспечить дом для выживших евреев Европы; и признал, что его антисионизм, от которого «я, конечно же, давно отказался..., был основан на доверии к европейскому рабочему движению или, в более широком смысле, на доверии к европейскому обществу и цивилизации, которое это общество и цивилизация не оправданы ". В 1960-х он стал более критически относиться к Израилю из-за того, что тот не признал лишение собственности палестинцев, а после Шестидневной войны 1967 года он потребовал, чтобы Израиль ушел из 111>оккупированные территории. «Это шестидневное чудо, - прокомментировал он, - этот последний, слишком легкий триумф израильского оружия однажды будет замечен... как катастрофа... для самого Израиля».

Что касается израильско-палестинского конфликта, Дойчер написал следующую аллегорию : «Однажды мужчина прыгнул с верхнего этажа горящего дома, в котором уже погибли многие члены его семьи. Ему удалось спасти свою жизнь, но когда он падал, он ударил человека, стоявшего внизу, и сломал ему ноги и руки. У прыгающего человека не было выбора, но для человека со сломанными конечностями он стал причиной его несчастья. Если бы оба вели себя разумно, они не стали бы врагами. Человек, который сбежал из пылающего дома, выздоровев, попытался бы помочь и утешить другого страдальца; и последний мог бы понять, что он стал жертвой обстоятельств, из-за которых ни один из них из них имел контроль. Но посмотрите, что происходит, когда эти люди ведут себя нерационально. Раненый обвиняет других эр за свои страдания и клянется заставить его заплатить за это. Другой, опасаясь мести инвалида, оскорбляет его, бьет его ногами и избивает при каждой встрече. Ударенный мужчина снова клянется отомстить, и его снова бьют и наказывают. Горькая вражда, столь случайная поначалу, ожесточается и затмевает все существование обоих людей и отравляет их умы ».

Дойчер написал следующие отрывки в« Израильской арабской войне, июнь 1967 »(1967):

«Тем не менее, мы должны проявлять суждение и не должны позволять ему омрачаться эмоциями и воспоминаниями, какими бы глубокими или преследующими они ни были. Мы не должны позволять даже ссылкам на Освенцим, чтобы шантажировать нас, заставляя поддерживать неправильное дело ». (Цит. По:« Пророки изгнанники », стр. 184, Nation Books, 2004.)

« Чтобы оправдать или попустительствовать войнам Израиля. против арабов - это действительно оказать Израилю очень плохую услугу и нанести ущерб его собственным долгосрочным интересам. Я повторяю, безопасность Израиля не была усилена войнами 1956 и 1967 годов; они подорвали и скомпрометировали его. «Друзья Израиля» на самом деле подстрекали Израиль к разрушительному курсу ». (Цит. По:« Пророки изгнанники », стр. 184, Nation Books, 2004.)

Избранные произведения

  • Сталин: политическая биография ( 1949); слегка расширенное издание 1961 года
  • Советские профсоюзы (1950)
  • Россия после Сталина (1953), впервые опубликовано как Россия, что дальше? (1953)
  • Пророк На вооружении: Троцкий, 1879–1921 гг. (1954)
  • Еретики и ренегаты: и другие очерки (1955)
  • Россия в переходный период и другие очерки (1957)
  • Безоружный пророк: Троцкий, 1921–1929 (1959)
  • Великая битва: Россия и Запад (1960)
  • Пророк-изгой: Троцкий, 1929–1940 (1963)
  • Исаак Дойчер об израильско-арабской войне: интервью с покойным Исааком Дойчера (1967)
  • Незавершенная революция: Россия 1917–1967 (лекции Г.М. Тревеляна) (1967)
  • Еврей-нееврей и другие очерки (Лондон: OUP, 1968)
  • Открытое письмо Владиславу Гомулке и Центральному комитету Польской рабочей партии (1968)
  • Россия, Китай и Запад 1953–1966 (под редакцией Фреда Холлидея ) (1970)
  • Марксизм в наше время, (Отредактировано Тамарой Дойчер ) (Лондон: Кейп, 1972)
  • Марксизм, войны и революции: очерки четырех десятилетий (под редакцией Тамары Дойчер) (1984)

См. Также

Ссылки

Источники

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Исаак Дойчер
Последняя правка сделана 2021-05-24 07:15:45
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте