Ироган (色 金 «цветные металлы») - термин для обозначения набора японских металлов - форм меди (с естественными примесями) и медных сплавов - обработанных в процессе нииро патинирования., традиционно используемый в изготовлении мечей, защелках для раздвижных дверей и роскошных акцентах на крупных предметах, а в наше время - в ювелирных изделиях. Сплавы содержат от двух до пяти металлов. Некоторые ученые полагают, что методы, аналогичные тем, которые используются при производстве ирогана, возможно, также использовались в Древнем Египте и Римском мире, а также в Китае (wu tan) и Тибете (dzne-ksim).
Медь-сырец с природными примесями, включая ямаган, а также высокоочищенная медь (акагане, мотогане) были известны с давних времен, и эти сплавы можно проследить от 300 до 900 лет, или, возможно, до 1200 лет. Сакудо, например, может быть отнесен как минимум к 12-му году. век. История Сибуичи насчитывает 550–750 лет, образцы известны с 1630-х годов. Из-за содержания драгоценных металлов сякудо и сибуичи всегда использовались в умеренных количествах, для небольших приспособлений на оружии, дверях, небольших контейнерах или мебели.
Самым распространенным историческим использованием было приспособление, известное как цуба, которое расположен под рукоятью мечей самураев и сёгунов, и фактически запрет на ношение церемониальных мечей в рамках Реставрации Мэйдзи оказал существенное влияние на производство металлов ирогана.
Ироган, или ирогане, просто означает «цветные металлы». Один и тот же символ кандзи (金) иногда используется для металла («канэ» или «ганэ»), золота («кин») и серебра («джин»), и, помимо самого названия ироганэ, это элементы некоторых из названия ироганского металла. Другие включают в себя сочетание элементов названия из составляющих металлов и цветов, например, а одна ссылка на пропорции состава сплава.
Наиболее известные ироганские металлы включают:
Согласно Уильям Гоуленд, профессор и старший член Японского общества в Лондоне (который какое-то время был директором Императорского монетного двора Японии ), помимо меди с естественными примесями, японские мастера иногда добавляют «псевдо- шпейсс » (смесь, включающую некоторое количество мышьяка и / или сурьмы) в медную руду, чтобы сделать основу для производства сплавов.
окраска и отделка поверхностей из ирогана обычно включает полировку и очистку, а также химическое патинирование и может включать в себя окончательную обработку воском или другую обработку.
Химическая окраска поверхности является ключом к созданию ирогановых металлов, и детали процессов, и особенно состав материалов, используемых для купания металлов, передаются внутри Японские ремесленные круги, и широко не документированы, хотя некоторая информация была записана с середины периода Эдо и опубликована в целом на японском языке в начале 20-го века. Было распространено несколько простых рецептов и проведен некоторый анализ обработанных поверхностей в попытке понять тему дальше, со значительным, но все же частичным успехом. Этот процесс, являющийся примером патинирования мягких металлов, известного как нииро (-эко) или никоми-чакушоку, и с участием рокушо, имеет историю не менее 600 лет, но в нем есть ссылки как минимум на один ироган. металл, сякудо, история которого насчитывает 900 или более лет, подобный процесс должен иметь похожую историю.
Многие процессы патинирования включают кипячение металла в модифицирующем растворе, и окончательный цвет может зависеть от продолжительности периода кипения, которая может варьироваться от минут до часов. Суака, например, может измениться от светло-коричневого через 2–4 часа до оранжево-коричневого через 6 часов и до красного через 10 часов.
Примечательно, что традиционные методы патинирования влияют на каждый металл по-разному и практически не влияют на серебряные и золотые элементы, что позволяет получить интересные эффекты, когда объект, состоящий из нескольких металлов, патинируется за один раз для получения нескольких окончательных цветов. Другие эффекты создаются путем прорезания слоев патинирования, чтобы частично просвечивать нижележащие поверхности.