Ирис Мердок

редактировать
Ирландский писатель и философ

Дама. Ирис Мердок. DBE
Ирис Мердок.jpg
РодиласьДжин Ирис Мердок. (1919-07-15) 15 июля 1919. Дублин, Ирландия
Умер8 февраля 1999 (1999-02-08) (в возрасте 79). Оксфорд, Англия
Национальностьирландец, британец
Образование
Известная работаСартр: Романтический рационалист. Под сетью. Суверенитет добра
Супруг (и)Джон Бейли ​(m.1956⁠ – ⁠1999) ​
НаградыБукеровская премия
ЭпохаСовременная философия
РегионЗападная философия
Школа Аналитическая философия. Этика добродетели. Современный платонизм
Известные идеиСуверенитет добро. Идея совершенства
Влияет
Под влиянием

Дама Джин Ирис Мердок DBE (; 15 июля 1919 - 8 февраля 1999) был ирландским и британским романистом и философом. Мердок наиболее известна своими романами о добре и зле, сексуальных отношениях, морали и силе бессознательного. Ее первый опубликованный роман, Под сетью, был выбран в 1998 году как один из 100 лучших англоязычных романов ХХ века Modern Library. В 1987 году она была назначена кавалером ордена Британской империи. Среди ее книг: Колокол (1958), Отрубленная голова (1961), Красный и зеленый (1965), Прекрасная и Гуд (1968), Черный принц (1973), Генри и Катон (1976), Море, море (1978, Букеровская премия), Ученик философа (1983), Хороший ученик (1985), Книга и братство (1987), Послание к Планета (1989) и Зеленый рыцарь (1993). В 2008 году The Times поставила Мердока двенадцатое место в списке «50 величайших британских писателей с 1945 года».

Содержание

  • 1 Жизнь
  • 2 Работа
    • 2.1 Философия
    • 2.2 Художественная литература
  • 3 Политические взгляды
  • 4 Биографии и мемуары
  • 5 Адаптации
  • 6 Библиография
  • 7 Ссылки
  • 8 Источники
  • 9 Внешние ссылки

Жизнь

Мердок родился в Фибсборо, Дублине, Ирландия, дочери Ирен Элис (урожденной Ричардсон, 1899–1985) и Уиллс Джон Хьюз Мердок. Ее отец, государственный служащий, происходил из преимущественно пресвитерианской овцеводческой семьи из Хиллхолл, Графство Даун. В 1915 году он записался солдатом в Конь короля Эдуарда и служил во Франции во время Первой мировой войны, прежде чем получил звание второго лейтенанта. Ее мать училась на певицу еще до рождения Айрис и была из семьи среднего класса Ирландской церкви в Дублине. Родители Айрис Мердок впервые встретились в Дублине, когда ее отец был в отпуске и поженился в 1918 году. Айрис была единственным ребенком пары. Когда ей было несколько недель, семья переехала в Лондон, где ее отец поступил на работу в министерство здравоохранения в качестве клерка второго сорта . Она двоюродная сестра ирландского математика Брайана Мердока.

Мердок получила образование в прогрессивных независимых школах, поступила в Демонстрационную школу Фробеля в 1925 году и посещала школу бадминтона. жила в Бристоле с 1932 по 1938 год. В 1938 году она пошла в Somerville College, Оксфорд с намерением изучать английский язык, но перешла на «Greats », курс обучения, сочетающий классику, древнюю историю и философию. В Оксфорде она изучала философию у Дональда М. Маккиннона и посещала семинары Эдуарда Френкеля по Агамемнону. В 1942 году она была удостоена звания с отличием. После ухода из Оксфорда она уехала работать в Лондон в Казначейство Его Величества. В июне 1944 года она ушла из Министерства финансов и перешла на работу в УНПРА. Сначала она работала в Лондоне в Европейском региональном офисе агентства. В 1945 году ее перевели сначала в Брюссель, затем в Инсбрук и, наконец, в Грац, Австрия, где она работала в лагере для беженцев. Она покинула UNRRA в 1946 году.

С 1947 по 1948 год Айрис Мердок изучала философию в аспирантуре Ньюнхем-колледжа в Кембридже. Она встретила Витгенштейна в Кембридже, но не слышала его лекций, так как он оставил свою профессуру Тринити-колледжа до ее приезда. В 1948 году она стала научным сотрудником Колледжа Святой Анны в Оксфорде, где преподавала философию до 1963 года. С 1963 по 1967 год она преподавала один день в неделю на факультете общих исследований Королевского колледжа искусств ..

В 1956 году Мердок вышла замуж за Джона Бейли, литературного критика, писателя и с 1974 по 1992 год профессора английского языка Уортона в Оксфордском университете, с которым она познакомилась в Оксфорде в 1954 году. Необычное романтическое партнерство длилось более сорока лет до смерти Мердока. Бейли считал секс «неизбежно нелепым». Мердок, напротив, имел «множество романов как с мужчинами, так и с женщинами, которые, в весьма неприятных случаях, [Бейли] видел сам».

Первый роман Айрис Мердок, Под Сети, был опубликован в 1954. Ранее она публиковала очерки по философии, а первую монографию о Жан-Поле Сартре опубликовали на английском языке. Она написала еще 25 романов и дополнительных сочинений по философии, а также поэзии и драме. В 1976 году она была назначена командиром ордена Британской империи, а в 1987 году - кавалером ордена Британской империи. Она была удостоена почетных степеней, в частности, Батским университетом (DLitt, 1983), Кембриджским университетом (1993) и Кингстонским университетом (1994). В 1982 году она была избрана иностранным почетным членом Американской академии искусств и наук.

Ее последний роман, Дилемма Джексона, был опубликован в 1995 году. Айрис Мердок В 1997 году ему поставили диагноз болезнь Альцгеймера, и он умер в 1999 году в Оксфорде. На территории Lady Margaret Hall, Oxford, где она любила гулять, есть посвященная ей скамья.

Работа

Философия

В течение некоторого времени влияние и достижения Мердока как философа затмевались ее успехом как писательницы, но недавние оценки все больше отводили ей существенную роль в послевоенной англо-американской философии, особенно за ее немодные пророческие работы в области моральной философии и ее переосмысление Аристотель и Платон. Марта Нуссбаум выступала за «преобразующее влияние Мердока на дисциплину» моральной философии, потому что она направила свой анализ не на некогда доминирующие вопросы воли и выбора, а на вопросы внимания (как люди учатся видеть и представляют друг друга) и феноменальный опыт (как чувственная «вещность» жизни формирует моральную чувствительность).

В недавнем обзоре философских работ Мердока Джастин Брукс указывает на несколько отличительных черт моральной философии Мердока: включая «моральный реализм или« натурализм », допускающий в мир случаи таких свойств, как смирение или щедрость; антисциентизм; отказ от юмовской моральной психологии ; своего рода «партикуляризм »; особое внимание к добродетелям; и акцент на метафоре морального восприятия или «видения» моральных фактов ». Броукс также отмечает, что влияние Мердока на дисциплину философии иногда было косвенным, поскольку оно оказывало влияние как на ее современников, так и на следующее поколение философов, в частности, Элизабет Анскомб, Филиппу Фут, Джон Макдауэлл и Бернард Уильямс. Она отправила копии своих ранних романов Анскомбу, но в сочинении Анскомба нет ничего, что отражало бы что-либо из них.

На ее философские работы оказали влияние Симона Вейл (от которой она заимствует понятие «внимание») и Платон, под знаменем которого она утверждала, что сражалась. Воссоздавая Платона, она придает силу реальности Добра и ощущению нравственной жизни как паломничества от иллюзий к реальности. С этой точки зрения работа Мердока предлагает проницательную критику Канта, Сартра и Витгенштейна («ранний» и «поздний»). Ее самая главная притча, которая появляется в Власть добра, просит нас (в кратком изложении Нуссбаума) «представить себе свекровь М, которая презирает Д., ее невестку. -закон. M считает D обычным, дешевым, низким. Поскольку M - самоуправляемая англичанка, она все время ведет себя (как оговаривает Мердок) с безупречной любезностью, и в ее действиях нет ни намека на ее реальный взгляд. также понимает, что ее чувства и мысли недостойны и, вероятно, вызваны ревностью и чрезмерно сильным желанием держаться за сына. Поэтому она ставит перед собой моральную задачу: она изменит свое отношение к D, сделав его более точная, менее испорченная эгоизмом. Она дает себе упражнения на зрение: когда она склонна говорить «грубо», она скажет и увидит «спонтанно». Там, где она склонна говорить «обычное», она скажет и увидит «свежо и наивно». Со временем новые образы вытесняют старые. В конце концов М не нужно прилагать таких усилий, чтобы контролировать свои действия: они естественным образом вытекают из того, как она пришла к Д. " Вот как M культивирует модель поведения, которая заставляет ее относиться к D «справедливо или с любовью». Притча отчасти призвана показать (вопреки оксфордским современникам, включая Р.М. Хэра и Стюарта Хэмпшира ) важность «внутренней» жизни для нравственного действия. Правильное видение другого человека может зависеть от преодоления ревности, а открытия мира требуют внутренней работы.

Художественная литература

Ее романы в своем внимании и щедрости к внутренней жизни людей следуют традициям таких романистов, как Достоевский, Толстой, Джордж Элиот и Пруст, помимо того, что демонстрируют неизменную любовь к Шекспиру. Однако ее достижения очень разнообразны, а богато многослойная структура и убедительное реалистичное комическое воображение Черного принца (1973) сильно отличается от раннего комического произведения Под сетью ( 1954) или Единорог (1963). «Единорога» можно читать как утонченный готический роман, или как роман с готическими атрибутами, или, возможно, как пародию на готический стиль письма. Черный принц, за который Мердок получил Приз Джеймса Тейта Блэка, представляет собой исследование эротической одержимости, и текст становится более сложным, предлагая множественные интерпретации, когда подчиненные персонажи противоречат рассказчику и таинственному «редактору» книги в серии послесловий. Хотя ее романы заметно различаются, ее стиль развивается, темы повторяются. В ее романах часто фигурируют представители интеллигенции из высшего среднего класса, попавшие в моральные дилеммы, персонажи-геи, беженцы, англо-католики с кризисом веры, чуткие домашние животные, любопытно «знающие» дети, а иногда и могущественный и почти демонический «чародей» мужского пола, который навязывает его воля по отношению к другим персонажам - тип человека, которого Мердок, как говорят, скопировал по образцу ее любовника, лауреата Нобелевской премии Элиаса Канетти.

Мердока была удостоена Букеровской премии в 1978 году для «Море, море», детально проработанного романа о силе любви и потери, с участием отставного режиссера, охваченного ревностью, когда он встречает своего бывшего любовника после нескольких десятилетий разлуки. Официальный сборник ее поэтических произведений «Стихи Айрис Мердок» появился в 1997 году под редакцией Пола Халла и Йозо Муроя. Некоторые из ее работ были адаптированы для экрана, в том числе британский телесериал ее романов Неофициальная роза и Колокол. Дж. В инсценировке Б. Пристли ее романа 1961 года Отрубленная голова в главных ролях Ян Холм и Ричард Аттенборо.

В 1997 году она была удостоена награды Премия Golden PEN от English PEN за «выдающиеся заслуги перед литературой»

Литературные критики и теоретики дали ей неоднозначные отзывы. Гарольд Блум написал в своей рецензии на книгу Хороший ученик 1986 года, что ни один другой современный британский романист не выглядел ее «выдающимся лицом» и что ее будут помнить на долгие годы. А.С. Биатт назвал ее «не имеющей себе равных в мировой литературе с момента ее смерти» и назвал ее источником вдохновения. И все же Джеймс Вуд в своем влиятельном труде How Fiction Works сказал: «В своей литературной и философской критике она снова и снова подчеркивает, что создание свободных и независимых персонажей - признак великого романиста; однако ее собственные персонажи никогда не имеют такой свободы ». Он подчеркнул, что некоторые авторы, «такие как Толстой, Троллоп, Бальзак и Диккенс, писали о людях, отличающихся от них по своему выбору, в то время как другие, такие как «Джеймс, Флобер, Лоуренс, Вульф », больше заинтересованы в себе. Вуд назвал Мердок «пронзительной», потому что она всю свою жизнь писала в последней категории, в то время как она изо всех сил пыталась вписаться в первую. Точно так же Сэм Джордисон, создатель опроса Crap Towns, заявил, что, хотя ее работы и заслуживают внимания, она участвовала в «сценах абсурдной мелодрамы», и стонала о своей «мистической чуши». Однако он хвалил комические декорации Мердок и ее изображение самообмана.

Политические взгляды

Мердок выиграл стипендию для обучения в Колледже Вассара в 1946 г., но ей было отказано в визе для въезда в Соединенные Штаты, поскольку она вступила в Коммунистическую партию Великобритании в 1938 г., будучи студенткой Оксфорда. Она вышла из партии в 1942 году, когда перешла на работу в казначейство, но в течение нескольких лет оставалась симпатичной к коммунизму. В последующие годы ей разрешили посетить Соединенные Штаты, но всегда приходилось получать отказ от положений Закона Маккаррана, который запрещал членам Коммунистической партии и бывшим членам въезд в страну. В интервью 1990 года Paris Review она сказала, что ее членство в Коммунистической партии заставило ее увидеть, «насколько силен и насколько ужасен он [марксизм], определенно в его организованной форме».

Помимо членства в Коммунистической партии, ее ирландское происхождение - еще один важный аспект политической жизни Мердока, который, кажется, вызывает интерес. Частично интерес вращается вокруг того факта, что, хотя Мердок ирландец по происхождению и по происхождению с обеих сторон, Мердок не продемонстрировал полного набора политических взглядов, которые, как иногда предполагают, имеют это происхождение: «Никто никогда не соглашается, кто такой имеет право претендовать на ирландское происхождение. Двоюродные братья Айрис в Белфасте сегодня называют себя британцами, а не ирландцами... [но] поскольку оба родителя выросли в Ирландии, а родословная в пределах Ирландии как на севере, так и на юге насчитывает три столетия, Айрис имеет такое же действительное право заявляет, что называет себя ирландкой, поскольку большинство жителей Северной Америки вынуждены называть себя американцами ". Конради отмечает А. Запись Уилсона о том, что Мердок сожалеет о сочувственном изображении ирландского националистического движения, которое она дала ранее в Красном и зеленом, и о конкурирующей защите книги в Кан в 1978 году. Роман Несмотря на широкое сочувствие, это вряд ли однозначное празднование восстания 1916 года, сосредоточенное на кровопролитии, непредвиденных последствиях и пороках романтизма, помимо прославления самоотверженных людей с обеих сторон. Позже, в Иэн Пейсли, Айрис Мердок заявила: «[он] искренне осуждает насилие и не намеревался подстрекать протестантских террористов. То, что он эмоциональный и злой, неудивительно после 12-15 лет кровавой ИРА активность. Боюсь, что все это дело глубоко в моей душе ". В частной переписке со своим близким другом и соратником-философом Филиппа Фут она отметила в 1978 году, что она «не чувствовала сентиментальности по отношению к Ирландии до грани ненависти», и о франко-ирландской конференции, которую она посетила в Кане в 1982, сказал, что «звуки всех этих ирландских голосов заставляли меня чувствовать себя плохо».

Биографии и мемуары

Биография Питера Дж. Конради 2001 года была плодом долгих исследований и авторизована доступ к журналам и другим газетам. Это также труд любви и дружбы с Мердоком, которая простиралась от встречи на ее Гиффордских лекциях до ее смерти. Книга была хорошо принята. Джон Апдайк прокомментировал: «Не было бы необходимости жаловаться на литературные биографии [...], если бы все они были такими же хорошими». В тексте рассматриваются многие популярные вопросы о Мердоке, например, какой она была ирландкой, какова была ее политика и т. Д. Хотя Конради не был образованным философом, интерес Конради к достижениям Мердока как мыслителя очевиден в биографии, и тем более в его более ранних литературная критика «Святой и художник: исследование произведений Айрис Мердок» (Macmillan 1986, HarperCollins 2001). Он также вспомнил свои личные встречи с Мердоком в «Становлении буддиста: паника и пустота», «Будда и я». (Короткие книги, 2005). Архив Конради материалов о Мердоке вместе с Оксфордской библиотекой Айрис Мердок хранится в Кингстонском университете.

. Отчет о жизни Мердока с другими амбициями дан А. Н. Уилсон в своей книге 2003 года «Айрис Мердок, как я ее знала». Работа была описана Галеном Стросоном в The Guardian как «озорное разоблачение», а сам Уилсон назвал ее «антибиографией». Уилсон избегает объективности, но старается подчеркнуть свою привязанность к своему предмету. Уилсон отмечает, что Мердок «явно была одной из тех очаровательных молодых женщин... которые были готовы лечь в постель практически с кем угодно». В то время как мысль Мердока является источником вдохновения для Конради, Уилсон рассматривает философскую работу Мердока в лучшем случае как отвлечение.

Дэвид Морган познакомился с Айрис Мердок в 1964 году, когда он был студентом Королевского колледжа искусств. В его мемуарах 2010 года «Любовь и ярость: дружба с Айрис Мердок» описывается их дружба на всю жизнь.

Джон Бейли написал два мемуара о своей жизни с Айрис Мердок. Айрис: Мемуары были опубликованы в Соединенном Королевстве в 1998 году, незадолго до ее смерти. Американское издание, вышедшее в 1999 году, называлось Элегия для Ирис. Продолжение под названием «Ирис и друзья» было опубликовано в 1999 году после ее смерти. Мердока изображали Кейт Уинслет и Джуди Денч в фильме Ричарда Эйра Айрис (2001), основанном на воспоминаниях Бэйли о его жене, когда у нее развилась болезнь Альцгеймера.

В 2019 году, когда ей исполнилось 100 лет, издательство Sabrestorm Press опубликовало сборник неопубликованных воспоминаний под названием «Айрис Мердок: празднование столетия» под редакцией Майлза Лисона, который руководит исследованием Айрис Мердок Центр в Университете Чичестера, Великобритания. https://www.sabrestormfiction.com/product/iris-murdoch-a-centenary-celebration/

Адаптации

BBC Radio 4 транслировало в 2015 году «Сезон Айрис Мердок» с несколькими мемуарами людьми, которые знали ее, и инсценировками ее романов :

В марте 2019 года было объявлено, что лондонский отмеченная наградами продюсерская компания Rebel Republic Films, возглавляемая режиссером Гаро Берберианом, сделала заказ на книгу и в настоящее время разрабатывает сценарий на основе Итальянская девушка.

Библиография

Романы

Короткие рассказы

Философия

Пьесы

Поэтические сборники

  • (1978; исправленное издание, 1984 г.)
  • (1997)

Источник: Центр исследований Айрис Мердок, факультет гуманитарных и социальных наук Кингстонский университет

Источники

Источники

Внешние ссылки

Викицитатник содержит цитаты, относящиеся к: Айрис Мердок
Последняя правка сделана 2021-05-24 06:43:17
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте