Михаил Бакунин

редактировать
(Перенаправлен из Невидимой диктатуры ) Эта статья о русском анархисте. Чтобы узнать о телевизионном персонаже, см. «Заблудшие персонажи».

Михаил Бакунин
Бакунин Надар.jpg
Родился Михаил Александрович Бакунин ( 1814-05-30)30 мая 1814 г. Pryamukhino, Тверская губерния в Российской империи (ныне Кувшиновский район, Тверская область из России )
Умер 1 июля 1876 г. (1876-07-01)(62 года) Берн, Швейцария
Эра Философия 19 века
Область
Школа Анархизм Гегельянство (ранний) Социализм
Влияния
Под влиянием
Подпись
БСЭ1. Автограф. Автографы. 7.svg

Михаил Александрович Бакунин ( / б ə к ˙U п ɪ п / ; 30 мая [ OS 18 мая] 1814 - 1 июля 1876) был русский революционный анархист, социалист и основатель коллективистского анархизма. Он считается одним из самых влиятельных фигур анархизма и одним из основных основателей революционной социалистической и социальной анархистской традиции. Престиж Бакунина как революционера также сделал его одним из самых известных идеологов в Европе, получив значительное влияние среди радикалов по всей России и Европе.

Бакунин вырос в Прямухино, родовом имении Тверской губернии. С 1840 года он учился в Москве, затем в Берлине, надеясь поступить в академию. Позже в Париже он познакомился с Карлом Марксом и отцом анархизма Пьером-Жозефом Прудоном, которые оказали на него сильное влияние. Растущий радикализм Бакунина положил конец надеждам на профессорскую карьеру. Он был выслан из Франции за противодействие российской оккупации Польши. В 1849 году он был арестован в Дрездене за участие в чешском восстании 1848 года и депортирован в Россию, где был заключен сначала в Санкт-Петербург, затем в Шлиссельбургскую крепость с 1854 года и, наконец, сослан в Сибирь в 1857 году. Он бежал через Японию. в Соединенных Штатах, а затем в Лондон, где он работал с Александром Герценом в журнале Колокол ( Колокол). В 1863 году Бакунин уехал, чтобы присоединиться к восстанию в Польше, но ему не удалось его достичь и вместо этого он провел время в Швейцарии и Италии.

В 1868 году Бакунин вступил в Международную ассоциацию рабочих, возглавив анархистскую фракцию, которая быстро набрала обороты. На Гаагском конгрессе 1872 года доминировала борьба между Бакуниным и Марксом, который был ключевой фигурой в Генеральном совете Интернационала и выступал за использование государства для установления социализма. С другой стороны, Бакунин и анархическая фракция выступали за замену государства федерациями самоуправляемых рабочих мест и общин. Бакунин не смог связаться с Нидерландами, и анархистская фракция проиграла дебаты в его отсутствие. Бакунин был исключен из Интернационала за сохранение, по мнению Маркса, секретной организации внутри Интернационала и основал Антиавторитарный Интернационал в 1872 году. С 1870 года до своей смерти в 1876 году Бакунин написал свои более длинные работы, такие как Статизм, Анархия и Бог и государства, но он продолжал принимать непосредственное участие в европейских рабочих и крестьянских движениях. В 1870 году он участвовал в восстании в Лионе, Франция. Бакунин стремился принять участие в восстании анархистов в Болонье, Италия, но его ухудшающееся здоровье заставило его переодетым вернуться в Швейцарию.

Бакунина помнят как важную фигуру в истории анархизма, оппонента марксизма, особенно диктатуры пролетариата, и за его предсказания, что марксистские режимы будут однопартийными диктатурами над пролетариатом, а не со стороны пролетариата. Его книга « Бог и государство » была широко переведена и до сих пор печатается. Бакунин продолжает влиять на анархистов, таких как Ноам Хомский. Его биограф Марк Leier писал, что «Бакунин оказал значительное влияние на более поздних мыслителей, начиная от Петра Кропоткина и Эррико Малатеста к Wobblies и испанских анархистов в гражданской войне в Маркузе, П. Томпсона, Neil Postman и С. Neill, вплоть до анархисты собрались в эти дни под лозунгом « антиглобализации » ».

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Интерес к философии
    • 1.3 Швейцария, Брюссель, Прага, Дрезден и Париж
    • 1.4 Заключение, "признание" и ссылка
    • 1.5 Побег из ссылки и возвращение в Европу
    • 1.6 Переезд в Италию и влияние в Испании
    • 1.7 Первый Интернационал и подъем анархистского движения
    • 1.8 Максима Бакунина
    • 1.9 Личная жизнь
    • 1.10 Масонство
  • 2 Мысль
    • 2.1 Авторитет и свободомыслие
    • 2.2 Антитеологизм
    • 2.3 Стратегия классовой борьбы для социальной революции
    • 2.4 Коллективистский анархизм
    • 2.5 Критика марксизма
    • 2.6 Федерализм
    • 2.7 Свобода
    • 2.8 Материализм
    • 2.9 Революционный потенциал пролетариата против люмпенпролетариата и крестьянства
  • 3 Влияние
  • 4 Критика
    • 4.1 Насилие, революция и невидимая диктатура
    • 4.2 Антисемитизм
    • 4.3 Ранний национализм
  • 5 переводов
  • 6 Работ
    • 6.1 Книги
    • 6.2 Брошюры
    • 6.3 Статьи
    • 6.4 Коллекции
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 ссылки
    • 9.1 Сноски
    • 9.2 Библиография
  • 10 Дальнейшее чтение
  • 11 Внешние ссылки

биография

Ранние года

Михаил Александрович Бакунин родился в русской дворянской семье в селе Прямухино  [ ru ], расположенном между Торжком и Кувшиново. Его отец Александр Михайлович Бакунин  [ ru ] (1768–1854) был кадровым дипломатом, служил в Италии и Франции, а по возвращении поселился в отцовском имении и стал предводителем дворянства. Согласно семейной легенде, династия Бакуниных была основана в 1492 году одним из трех братьев из знатной семьи Батори, которые покинули Венгрию, чтобы служить под началом Василия III в России. Но первым задокументированным предком был московский дьяк (писарь) 17 века Никифор Евдокимов по прозвищу Бакуня (от русского bakunya, bakulya, что означает «болтун, фразер»). Мать Александра, князна Любовь Петровна Мышецкая, принадлежала к обедневшей ветви Верхнеокского княжества династии Рюриковичей, основанной Михаилом Юрьевичем Тарусским, внуком Михаила Черниговского.

В 1858 году Александр Бакунин женился на Варваре Александровне Муравьевой (1792–1864), которая была старше его на 24 года. Она происходила из старинного дворянского рода Муравьевых, основанного в XV веке рязанским боярином Иваном Васильевичем Алаповским по прозвищу Муравей (что означает «муравей»), которому даровали землю в Великом Новгороде. Среди ее троюродных братьев были Никита Муравьев и Сергей Муравьев-Апостол, ключевые фигуры в восстании декабристов. Либеральные убеждения Александра привели к его участию в клубе декабристов. После того, как Николай I стал императором, Александр оставил политику и посвятил себя имению и своим детям - пяти девочкам и пятерым мальчикам, старшим из которых был Михаил.

В 14 лет Бакунин уехал в Санкт-Петербург и стал юнкером Артиллерийского училища (ныне Михайловская военная артиллерийская академия). В 1833 г. получил чин прапорщика и был направлен на службу в артиллерийскую бригаду Минской и Гродненской губерний. Ему не нравилась армия, и, имея свободное время, он тратил его на самообразование. В 1835 году он был командирован в Тверь, а оттуда вернулся в свою деревню. Хотя его отец хотел, чтобы он продолжил военную или государственную службу, Бакунин поехал в Москву изучать философию.

Интерес к философии

В Москве Бакунин вскоре сдружился с группой бывших студентов университета. Они изучали идеалистическую философию, основанную на поэте Николая Станкевиче, «смелом пионере, открывшем русской мысли огромный и плодородный континент немецкой метафизики» ( Э. Х. Карр ). Они изучали Иммануила Канта, затем Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга, Иоганна Готлиба Фихте и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. К осени 1835 года Бакунин задумал сформировать философский кружок в своем родном городе Прямухино. К началу 1836 года он вернулся в Москву, где опубликовал переводы « Лекций о призвании ученого» и «Путь к блаженной жизни» Фихте, ставших его любимой книгой. Вместе со Станкевичем Бакунин также читал Иоганна Вольфганга фон Гете, Фридриха Шиллера и ЭТА Гофмана.

Бакунин все больше находился под влиянием Гегеля и сделал первый русский перевод своего произведения. В этот период он познакомился со славянофилом Константином Аксаковым, Петром Чаадаевым и социалистами Александром Герценом и Николаем Огаревым. Он развил свои панславские взгляды. После долгих споров с отцом Бакунин в 1840 году отправился в Берлин. Его заявленный план состоял в том, чтобы стать профессором университета («священником истины», как он и его друзья представляли себе), но вскоре он встретился и присоединился к ученикам младогегельянцев. и социалистическое движение. В своем эссе 1842 года «Реакция в Германии» он доказывал революционную роль отрицания, резюмированного фразой «страсть к разрушению - это творческая страсть».

После трех семестров в Берлине Бакунин уехал в Дрезден, где подружился с Арнольдом Руге. Здесь он также прочитал « Der Sozialismus und Kommunismus des heutigen Frankreich» Лоренца фон Штайна и проникся страстью к социализму. Он отказался от интереса к академической карьере и посвящал все больше и больше времени продвижению революции. Российское правительство, узнав об этой деятельности, приказало ему вернуться в Россию. При его отказе его имущество было конфисковано. Вместо этого он отправился с Георгом Гервегом в Цюрих, Швейцария.

Швейцария, Брюссель, Прага, Дрезден и Париж

Молодой Бакунин на иллюстрации 1843 года

Во время своего шестимесячного пребывания в Цюрихе Бакунин связался с немецким коммунистом Вильгельмом Вейтлингом. До 1848 года он был дружен с немецкими коммунистами, иногда называл себя коммунистом и писал статьи о коммунизме в Schweitzerische Republikaner. Он переехал в Женеву незадолго до ареста Вейтлинга. Его имя часто фигурировало в переписке Вейтлинга, конфискованной полицией. Это привело к сообщениям в имперскую полицию. Посол России в Берне приказал Бакунину вернуться в Россию. Вместо этого он отправился в Брюссель, где встретился со многими ведущими польскими националистами, такими как Иоахим Лелевель, соратник Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Лелевель сильно повлиял на него, но он столкнулся с польскими националистами из-за их требований об исторической Польше, основанной на границах 1776 года (до разделов Польши ), поскольку он защищал право автономии для непольских народов на этих территориях. Он также не поддерживал их клерикализм, и они не поддерживали его призывов к освобождению крестьянства.

В 1844 году Бакунин отправился в Париж, который тогда был центром европейского политического течения. Он вступил в контакт с Карлом Марксом и Пьером-Жозефом Прудоном, которые произвели на него сильное впечатление и с которыми он установил личную связь. В декабре 1844 года император Николай I своим указом лишил Бакунина дворянских привилегий, конфисковал его землю в России и сослал на всю жизнь в Сибирь. Он ответил длинным письмом в La Réforme, осудив императора как деспота и призвав к демократии в России и Польше (Карр, стр. 139).

В другом письме к Конституционелю в марте 1846 года он защищал Польшу после репрессий против католиков. После поражения восстания в Кракове польские беженцы оттуда пригласили его выступить на митинге в ноябре 1847 года, посвященном Ноябрьскому восстанию в Польше 1830 года. В своей речи Бакунин призвал к союзу польского и русского народов против Императора и ожидал «окончательного краха деспотизма в России». В результате он был выслан из Франции и уехал в Брюссель.

Бакунину не удалось привлечь Александра Герцена и Виссариона Белинского к революционным действиям в России. В Брюсселе он возобновил контакты с революционными поляками и Карлом Марксом. Он говорил на встрече, организованной Лелевелем в феврале 1848 года, о великом будущем славян, которые возродят западный мир. Примерно в это же время посольство России распространило слухи о том, что Бакунин был российским агентом, который превысил свои заказы.

Вспышка революционного движения 1848 года привела Бакунина в восторг, но он был разочарован тем, что в России мало что происходило. Бакунин получил финансирование от некоторых социалистов во Временном правительстве, Фердинанда Флокона, Луи Блана, Александра Огюста Ледрю-Роллена и Александра Мартина, для проекта славянской федерации, освобождающей тех, кто находился под властью Пруссии, Австро-Венгрии и Османской империи. Он уехал в Германию, путешествуя через Баден во Франкфурт и Кельн.

Бакунин поддержал Германский демократический легион во главе с Гервегом в неудачной попытке присоединиться к восстанию Фридриха Хеккера в Бадене. Он порвал с Марксом из-за его критики Гервега. Много позже, в 1871 году, Бакунин должен был написать: «Я должен открыто признать, что в этом споре Маркс и Энгельс были правы. С характерной дерзостью они напали на Гервега лично, когда его не было рядом, чтобы защитить себя. столкнувшись с ними, я горячо защищал Гервега, и тогда началась наша взаимная неприязнь ».

Бакунин поехал в Берлин, но был остановлен полицией в Познани, части польских территорий, завоеванных Пруссией в результате раздела Польши, где происходило националистическое восстание. Вместо этого Бакунин поехал в Лейпциг и Бреслау, а затем в Прагу, где он участвовал в Первом всеславянском конгрессе. За Конгрессом последовало неудавшееся восстание, которое поддерживал Бакунин, но которое было жестоко подавлено.

В автобиографии Рихарда Вагнера рассказывается о визите Бакунина:

Но прежде всего, чтобы приспособиться к самой филистимской культуре, ему пришлось подчинить свою огромную бороду и густые волосы нежной милости бритвы и ножниц. Поскольку парикмахера не было, Рокел должен был взять на себя эту задачу. Небольшая группа друзей наблюдала за операцией, которую нужно было выполнить тупой бритвой, причиняя немалую боль, при которой никто, кроме самого пострадавшего, не оставался пассивным. Мы прощались с Бакуниным с твердой уверенностью, что никогда больше не увидим его живым. Но через неделю он вернулся еще раз, так как сразу понял, какой искаженный отчет он получил о положении дел в Праге, где все, что он нашел готовым для себя, была всего лишь горстка ребячливых студентов. Эти признания сделали его объектом добродушной болтовни Рокеля, и после этого он завоевал среди нас репутацию простого революционера, который довольствовался теоретическим заговором. Его предположения относительно русского народа очень похожи на его ожидания от пражских студентов.

Осенью 1848 года Бакунин опубликовал свое Обращение к славянам, в котором он предложил славянским революционерам объединиться с венгерскими, итальянскими и немецкими революционерами для свержения трех основных европейских автократий: Российской империи, Австро-Венгерской империи и Королевства Пруссия.

Бакунин сыграл ведущую роль в Майском восстании в Дрездене в 1849 году, помогая организовать защиту баррикад от прусских войск с Рихардом Вагнером и Вильгельмом Гейне. Бакунин был схвачен в Хемнице и содержался под стражей 13 месяцев, а затем приговорен к смертной казни правительством Саксонии. Его приговор был заменен на пожизненный, чтобы разрешить его экстрадицию в Россию и Австрию, которые оба пытались привлечь его к ответственности. В июне 1850 года он был передан австрийским властям. Одиннадцать месяцев спустя он получил еще один смертный приговор, но он был заменен пожизненным заключением. Наконец, в мае 1851 года Бакунин был передан российским властям.

Заключение, "признание" и ссылка

Бакунина доставили в Петропавловскую крепость. В начале своего плена эмиссар царя Алексей Федорович Орлов посетил Бакунина и сообщил ему, что царь требует письменного признания.

После трех лет в застенках крепости он провел еще четыре года в замке Шлиссельбург. Из-за диеты он страдал цингой, и у него выпали все зубы. Позже он рассказал, что нашел облегчение в мысленном воспроизведении легенды о Прометеях. Его продолжающееся заключение в этих ужасных условиях заставило его умолять своего брата дать ему яд.

Бакунин и Антонина Квятковская, около 1861 г.

Писатель Александр Солженицын в своей книге «Архипелаг ГУЛАГ» (опубликованной в 1973 году) рассказывает, что Бакунин «унижался перед Николаем I, избегая тем самым казни. Была ли это убогость души? Или революционная хитрость?».

После смерти Николая I новый царь Александр II лично исключил имя Бакунина из списка амнистии. В феврале 1857 года призывы его матери к царю были наконец услышаны, и ему было разрешено отправиться в постоянную ссылку в западно-сибирский город Томск. Через год после приезда в Томск Бакунин женился на Антонине Квятковской, дочери польского купца. Он учил ее французскому. В августе 1858 года Бакунина посетил его троюродный брат, генерал граф Николай Муравьев-Амурский, который десять лет был губернатором Восточной Сибири.

Муравьев был либералом, а Бакунин, как его родственник, стал его любимцем. Весной 1859 года Муравьев помог Бакунину устроиться на работу в Агентство развития Амура, что позволило ему переехать с женой в Иркутск, столицу Восточной Сибири. Это привело Бакунина в круг политических дискуссий в колониальном штабе Муравьева. Отношение Санкт-Петербурга к колонии, в том числе сброс туда недовольных, вызвали недовольство. Это вдохновило на предложение о создании Сибирских Соединенных Штатов, независимых от России и объединенных в новые Соединенные Штаты Сибири и Америки, по примеру Соединенных Штатов Америки. В кругу входили молодой начальник штаба Муравьева Кукель, которому, как рассказал Петр Кропоткин, принадлежало полное собрание сочинений Александра Герцена ; гражданский губернатор Извольский, разрешивший Бакунину использовать его адрес для переписки; и заместитель и возможный преемник Муравьева генерал Александр Дондуков-Корсаков.

Когда Герцен критиковал Муравьева в «Колоколе», Бакунин энергично защищал своего покровителя. Бакунин устал от работы коммивояжером, но благодаря влиянию Муравьева смог сохранить свою синекуру (стоимостью 2000 рублей в год), не выполняя никаких обязанностей. Муравьев был вынужден уйти в отставку с поста генерал-губернатора, отчасти из-за его либеральных взглядов, а отчасти из-за опасений, что он может привести Сибирь к независимости. Его сменил Корсаков, который, возможно, еще больше сочувствовал тяжелому положению сибирских ссыльных. Корсаков также был родственником Бакунина, брат Бакунина Павел женился на его двоюродной сестре. Веря Бакунину на слово, Корсаков дал ему письменное разрешение на абордаж всех судов на реке Амур и ее притоках, пока он еще находится в Иркутске, когда ледоходит.

Побег из ссылки и возвращение в Европу

5 июня 1861 года Бакунин покинул Иркутск под прикрытием компании, которую якобы нанял сибирский купец для поездки в Николаевск. К 17 июля он находился на борту русского военного корабля « Стрелок», направлявшегося в Кастри. Однако в порту Ольги он уговорил американского капитана SS Vickery взять его на борт. Несмотря на то, что Бакунин натолкнулся на российского консула на борту, он уплыл под носом Российского Императорского флота. К 6 августа он достиг Хакодатэ на самом северном японском острове Хоккайдо и продолжил путь на юг до Иокогамы.

В Японии Бакунин случайно познакомился с соратником из Дрездена Вильгельмом Гейне. Он также встретился с немецким ботаником Филиппом Францем фон Зибольдом, который участвовал в открытии Японии для европейцев (особенно русских и голландцев) и был другом покровителя Бакунина Муравьева. Сын фон Зибольда написал примерно 40 лет спустя:

В этом пансионате Йокогамы мы встретили преступника с Дикого Запада Гейне, предположительно, а также многих других интересных гостей. Присутствие русского революционера Михаила Бакунина, бежавшего из Сибири, было настолько далеко, насколько можно было увидеть, когда власти подмигивали ему. Он был хорошо обеспечен деньгами, и никто из знакомых с ним не мог не засвидетельствовать свое почтение.

Пока его идеи все еще развивались, Бакунин покинул Японию из Канагавы на SS Carrington. Он был одним из 16 пассажиров, включая Хайне, преподобного П.Ф. Кое и Джозефа Хеко. Хеко был американцем японского происхождения, который восемь лет спустя играл важную роль, давая политические советы Кидо Такаёси и Ито Хиробуми во время революционного свержения феодального сёгуната Токугава. Они прибыли в Сан-Франциско 15 октября. Бакунин сел на « Орисабу» и отправился в Панаму (самый быстрый маршрут в Нью-Йорк), и после двухнедельного ожидания сел на « Чемпион» в Нью-Йорк.

В Бостоне Бакунин посетил Кароля Форстера, сторонника Людвика Миерславского во время революции 1848 года в Париже, и встретился с другими « сорока восемью », ветеранами революций 1848 года в Европе, такими как Фридрих Капп. Затем он отплыл в Ливерпуль, прибыв туда 27 декабря. Бакунин немедленно отправился в Лондон к Герцену. Вечером он ворвался в гостиную, где ужинала семья. «Что! Ты садишься есть устрицы! Что ж! Расскажи мне новости. Что происходит и где ?!»

Переезд в Италию и влияние в Испании

Вернувшись в Западную Европу, Бакунин сразу же погрузился в революционное движение. В 1860 году, еще находясь в Иркутске, Бакунин и его политические соратники были впечатлены Джузеппе Гарибальди и его экспедицией на Сицилию, во время которой он объявил себя диктатором во имя Виктора Эммануила II. По возвращении в Лондон 31 января 1862 года он написал Гарибальди: «Если бы вы видели, как я, страстный энтузиазм всего города Иркутска, столицы Восточной Сибири, в связи с известием о вашем триумфальном шествии через владения. о безумном короле Неаполя, вы бы сказали, как я, что больше нет ни пространства, ни границ ».

Бакунин попросил Гарибальди участвовать в движении итальянцев, венгров и южных славян против Австрии и Турции. Гарибальди готовился к походу на Рим. К маю переписка Бакунина была сосредоточена на итало-славянском единстве и событиях в Польше. К июню он решил переехать в Италию, но ждал, пока к нему присоединится жена. Когда в августе Мадзини уехал в Италию, он написал Маурицио Куадрио, одному из своих главных сторонников, что Бакунин - хороший и надежный человек. Однако, узнав о поражении при Аспромонте, Бакунин остановился в Париже, где на короткое время был связан с Людвиком Миерславски. Однако Бакунин отверг шовинизм Мерославского и отказ идти на уступки крестьянам.

В сентябре Бакунин вернулся в Англию и сосредоточился на польских делах. Когда в январе 1863 года вспыхнуло польское восстание, он отплыл в Копенгаген, чтобы присоединиться к польским повстанцам. Они планировали переплыть Балтику на корабле SS Ward Jackson, чтобы присоединиться к восстанию. Эта попытка не удалась, и Бакунин встретил свою жену в Стокгольме, прежде чем вернуться в Лондон.

Бакунин снова сосредоточился на поездке в Италию, и его друг Аурелио Саффи написал ему рекомендательные письма революционерам Флоренции, Турина и Милана. Мадзини написал ему благодарственные письма Федерико Кампанелле в Генуе и Джузеппе Дольфи во Флоренции. Бакунин покинул Лондон в ноябре 1863 года, проехал через Брюссель, Париж и Веве (Швейцария) и прибыл в Италию 11 января 1864 года. Именно здесь он впервые развил свои анархистские идеи. Бакунин задумал тайную организацию революционеров для пропаганды и подготовки к прямым действиям. Он завербовал итальянцев, французов, скандинавов и славян в Международное братство, также называемое Альянсом революционных социалистов.

К июлю 1866 года Бакунин информировал Герцена и Огарева о плодах своей работы за предыдущие два года. Его тайное общество тогда имело членов в Швеции, Норвегии, Дании, Бельгии, Великобритании, Франции, Испании и Италии, а также польских и русских членов. Среди его польских соратников был бывший повстанец, Walery Mroczkowski, который стал другом и переводчиком на французский язык. В своем « Катехизисе революционера 1866 года» он выступал против религии и государства, ратуя за «абсолютное неприятие всякой власти, включая ту, которая жертвует свободой ради удобства государства».

Членский билет Бакунина в Лигу мира и свободы

Джузеппе Фанелли встретил Бакунина на Искье в 1866 году. В октябре 1868 года Бакунин спонсировал поездку Фанелли в Барселону, чтобы поделиться своими либертарианскими взглядами и вербовать революционеров в Международную ассоциацию рабочих. Поездка Фанелли и встреча, которую он организовал во время своих путешествий, стали катализатором для испанских изгнанников, крупнейшего рабочего и крестьянского движения в современной Испании и крупнейшего анархистского движения в современной Европе. Турне Фанелли привело его сначала в Барселону, где он встретился и остановился с Элизе Реклю. Реклю и Фанелли разошлись во мнениях о дружбе Реклю с испанскими республиканцами, и вскоре Фанелли уехал из Барселоны в Мадрид. Фанелли оставался в Мадриде до конца января 1869 года, проводя собрания, чтобы познакомить испанских рабочих, включая Ансельмо Лоренцо, с Первым Интернационалом. В феврале 1869 года Фанелли покинул Мадрид, направляясь домой через Барселону. Находясь снова в Барселоне, он встретился с художником Хосепом Луисом Пеллисером и его двоюродным братом Рафаэлем Фарга Пеллисером, а также с другими, которые должны были сыграть важную роль в создании International в Барселоне, а также секции Альянса.

В 1867–1868 годах Бакунин откликнулся на призыв Эмиля Аколласа и стал участником Лиги мира и свободы (LPF), для которой он написал длинное эссе « Федерализм, социализм и антитеологизм». Здесь он выступал за федералистский социализм., опираясь на работы Прудона. Он поддерживал свободу ассоциаций и право на отделение для каждой единицы федерации, но подчеркнул, что эта свобода должна быть соединена с социализмом, поскольку «свобода без социализма - это привилегия, несправедливость; социализм без свободы - это рабство и жестокость».

Бакунин сыграл видную роль на Женевской конференции ФНФ (сентябрь 1867 г.) и вступил в Центральный Комитет. Учредительную конференцию посетили 6000 человек. Когда Бакунин встал, чтобы заговорить, «крик перешел из уст в уста:« Бакунин! » Гарибальди, сидевший в кресле, встал, подошел на несколько шагов и обнял его. Эта торжественная встреча двух старых и испытанных воинов революции произвела удивительное впечатление. [...] Все встали, и последовала продолжительная и восторженная встреча. хлопки в ладоши ». На Бернском конгрессе ФНФ в 1868 году Бакунин и другие социалисты ( Элиза Реклю, Аристид Рей, Жаклар, Джузеппе Фанелли, Н. Жуковский, В. Мрачковский и др.) Оказались в меньшинстве. Они вышли из LPF, создав свой собственный Международный альянс социалистической демократии, который принял революционную социалистическую программу.

Первый Интернационал и подъем анархистского движения

Бакунин выступает перед членами IWA на Базельском конгрессе в 1869 г. Бакунин в 1872 г. Могила Бакунина на кладбище Бремгартен в Берне

В 1868 году Бакунин вступил в женевскую секцию Первого Интернационала, в которой он оставался очень активным, пока не был исключен из Интернационала Карлом Марксом и его последователями на Гаагском конгрессе в 1872 году. Бакунин сыграл важную роль в создании отделений Интернационала в Италии. и Испания.

В 1869 году Социал-демократическому альянсу было отказано во въезде в Первый Интернационал на том основании, что он сам по себе является международной организацией, а членство в Интернационале разрешалось только национальным организациям. Альянс распался, и различные группы, которые он составлял, по отдельности присоединились к Интернационалу.

Между 1869 и 1870 годами Бакунин вместе с русским революционером Сергеем Нечаевым участвовал в ряде подпольных проектов. Однако Бакунин публично порвал с Нечаевым из-за того, что он назвал его « иезуитскими » методами, с помощью которых были оправданы все средства для достижения революционных целей, но в частном порядке пытался поддерживать контакт.

В 1870 году Бакунин возглавил неудавшееся восстание в Лионе на принципах, позже продемонстрированных Парижской Коммуной, призвав к всеобщему восстанию в ответ на крах французского правительства во время франко-прусской войны, стремясь превратить империалистический конфликт в социальную революцию.. В своих письмах французу о нынешнем кризисе он выступал за революционный союз между рабочим классом и крестьянством, защищал систему ополчения с выборными офицерами как часть системы самоуправляющихся общин и рабочих мест и утверждал, что время пришло. созрели для революционных действий, заявляя, что «мы должны распространять наши принципы не на словах, а на деле, поскольку это самая популярная, самая мощная и самая неотразимая форма пропаганды».

Эти идеи поразительно соответствовали программе Парижской Коммуны 1871 года, большая часть которой была разработана последователями Пьера-Жозефа Прудона, поскольку марксистские и бланкистские фракции проголосовали за конфронтацию с армией, в то время как прудонионы поддержали перемирие. Бакунин был решительным сторонником Коммуны, жестоко подавленной французским правительством. Он видел в Коммуне прежде всего «восстание против государства» и хвалил коммунаров за отказ не только от государства, но и как революционную диктатуру. В серии мощных памфлетов он защищал Коммуну и Первый Интернационал от итальянского националиста Джузеппе Мадзини, тем самым склоняя многих итальянских республиканцев к Интернационалу и делу революционного социализма.

Разногласия Бакунина с Марксом, которые привели к попытке партии Маркса исключить его на Гаагском конгрессе (см. Ниже), иллюстрируют растущее расхождение между « антиавторитарными » секциями Интернационала, которые выступали за прямые революционные действия и организацию рабочие и крестьяне, чтобы отменить государство и капитализм, а также те группы, которые были союзниками Маркса, которые выступали за завоевание политической власти рабочим классом. Бакунин был «ярким главным противником Маркса» и «прозорливо предупреждал о возникновении коммунистического авторитаризма, который захватит власть над трудящимися».

Изречение Бакунина

Антиавторитарное большинство, которое включено большинство секций Интернационал создал свой собственный International в 1872 г. Санкт - Имье конгрессе приняло революционную программу анархической, и аннулировал резолюцию Гааги, отменяя предполагаемую высылку Бакунина. Хотя Бакунин принимал элементы классового анализа Маркса и теории капитализма, признавая «гений Маркса», он считал, что анализ Маркса односторонний, и что методы Маркса поставят под угрозу социальную революцию. Что еще более важно, Бакунин подверг критике « авторитарный социализм » (который он ассоциировал с марксизмом) и концепцию диктатуры пролетариата, от которой он категорически отказался, заявив: «Если взять самого ярого революционера, дать ему абсолютную власть, то в течение года он будет хуже, чем сам царь ».

Личная жизнь

В 1874 году Бакунин удалился со своей молодой женой Антонией Квятковской и тремя детьми в Минусио (недалеко от Локарно в Швейцарии ), на вилле под названием Ла Бароната, которую лидер итальянских анархистов Карло Кафьеро купил для него, продав свои поместья в его родной местности. город Барлетта ( Апулия ). Его дочь Мария Бакунина (1873–1960) стала химиком и биологом. Его дочь София была матерью итальянского математика Ренато Каччопполи.

Могила Бакунина, 2015 г.

Бакунин умер в Берне 1 июля 1876 года. Его могила находится на Бремгартенском кладбище в Берне, ящик 9201, могила 68. Его оригинальная эпитафия гласит: «Помните того, кто пожертвовал всем ради свободы своей страны». В 2015 году памятная пластина была заменена на бронзовый портрет Бакунина швейцарского художника Даниэля Гарбаде, содержащий цитату Бакунина: «Стремясь сделать невозможное, человек всегда добивался того, что возможно». Его спонсировали дадаисты из Cabaret Voltaire Zurich, усыновившие Бакунина посмертно.

Файл: Памятник Бакунину Берн EN.webm Воспроизвести медиа Памятник Бакунину в Берне видео

Масонство

Бакунин присоединился к шотландской Ложе Великого Востока Франции в 1845 году. Однако его участие в масонстве прекратилось, пока он не оказался во Флоренции летом 1864 года. Гарибальди посетил первое настоящее итальянское масонское учредительное собрание во Флоренции в мае того же года и был избран Великим Магистром Великого Востока Италии. Здесь местный глава партии маззинистов был также гроссмейстером местной ложи. Хотя вскоре он должен был отказаться от масонства, именно в этот период он отказался от своей прежней веры в бога и принял атеизм. Он сформулировал фразу «Бог существует, следовательно, человек - раб. Человек свободен, следовательно, Бога нет. Избежать этой дилеммы можно, кто может!» который появился в его неопубликованном Катехизисе масона. Именно в этот период он основал Международную революционную ассоциацию, он сделал это с итальянскими революционерами, порвавшими с Мадзини, потому что они отвергли его деизм, а также его чисто «политическую» концепцию революции, которую они считали буржуазной без каких-либо ограничений. элемент социальной революции.

Мысль

Политические убеждения Бакунина отвергали государственнические и иерархические системы власти во всех названиях и формах, начиная с идеи Бога и ниже, и во всех формах иерархической власти, исходящей от воли суверена или даже от государства, допускающего всеобщее избирательное право. Он писал в « Боге и государстве», что «свобода человека состоит исключительно в том, что он подчиняется законам природы, потому что он сам признал их таковыми, а не потому, что они были навязаны ему извне каким-либо иностранным гражданином. как бы то ни было, человеческое или божественное, коллективное или индивидуальное ".

Бакунин аналогичным образом отвергал понятие какого-либо привилегированного положения или класса, поскольку социальное и экономическое неравенство, подразумеваемое классовыми системами, несовместимо с индивидуальной свободой. В то время как либерализм настаивал на том, что свободные рынки и конституционные правительства обеспечивают свободу личности, Бакунин настаивал на том, что и капитализм, и государство в любой форме несовместимы с индивидуальной свободой рабочего класса и крестьянства, заявляя, что «это особенность привилегий и всех привилегированных». положение, способное убить интеллект и сердце человека. Привилегированный человек, независимо от того, имеет ли он привилегии политически или экономически, - это человек, испорченный интеллектом и сердцем ". Политические взгляды Бакунина основывались на нескольких взаимосвязанных концепциях: (1) свобода; (2) социализм; (3) федерализм; (4) антитеизм ; и (5) материализм. Он также развил критику марксизма, предсказывая, что, если марксистам удастся захватить власть, они создадут партийную диктатуру, «тем более опасную, что это выглядит как фиктивное выражение воли народа», добавив, что «[w] hen людей бьют палкой, они не намного счастливее, если это называется « Народная палка » ».

Авторитет и свободомыслие

Бакунин думал, что «[означает ли] следует, что я отвергаю всякую власть? Мне далеко не такая мысль. Что касается сапог, то я имею в виду авторитет сапожника; относительно домов, каналов или железных дорог я советуюсь с авторитетом сапожника. архитектор или инженер. За такие или такие специальные знания я обращаюсь к такому или такому ученому. Но я не позволяю ни сапожнику, ни архитектору, ни ученому навязывать мне свой авторитет. Я слушаю их свободно и со всем заслуженным уважением своим умом, своим характером, своими знаниями, всегда сохраняя за собой неоспоримое право на критику и порицание. Я не довольствуюсь советами ни с одним авторитетом в какой-либо специальной области; я консультируюсь с несколькими; я сравниваю их мнения и выбираю то, что кажется мне я самый здравомыслящий. Но я не признаю безошибочного авторитета даже в особых вопросах; следовательно, какое бы уважение я ни испытывал к честности и искренности того или иного человека, я не верю никому безоговорочно ».

Бакунин видел, что «не существует фиксированного и постоянного авторитета, но есть постоянный обмен взаимным, временным и, прежде всего, добровольным авторитетом и подчинением. Та же самая причина запрещает мне признавать твердый, постоянный и универсальный авторитет, потому что не существует универсального человека, человека, способного уловить все то богатство деталей, без которых невозможно применение науки к жизни, всех наук, всех отраслей общественной жизни ».

Антитеологизм

По словам политического философа Карла Шмитта, «по сравнению с более поздними анархистами, Прудон был мелким буржуа-моралистом, который продолжал придерживаться авторитета отца и принципа моногамной семьи. Бакунин был первым, кто дал борьбе против теологии полную последовательность абсолютного натурализма. [...] Поэтому для него не было ничего негативного и злого, кроме теологической доктрины Бога и греха, которая клеймит человека как злодея, чтобы обеспечить предлог для господства и жажды власти. "

Бакунин считал, что религия возникла из способности человека к абстрактному мышлению и фантазии. По словам Бакунина, религия поддерживается идеологической обработкой и конформизмом. Другими факторами выживания религии являются бедность, страдания и эксплуатация, от которых религия обещает спасение в загробной жизни. Угнетатели пользуются религией, потому что многие религиозные люди примиряются с несправедливостью на земле, обещая счастье на небесах.

Бакунин утверждал, что угнетатели получают власть от религии. Религиозные люди во многих случаях подчиняются священникам, потому что они верят, что утверждения священников основаны на прямом божественном откровении или писаниях. Послушание божественному откровению или писанию считается этическим критерием многими религиозными людьми, потому что Бог считается всеведущим, всемогущим и всемогущим. Следовательно, каждое утверждение, которое считается исходящим от непогрешимого Бога, не может подвергаться критике со стороны людей. Согласно этому религиозному образу мышления, люди не могут сами знать, что справедливо, но только Бог решает, что хорошо, а что плохо. Людям, не повиновавшимся «посланникам Бога», грозит наказание в аду. Согласно Бакунину, альтернативой религиозной монополии на власть является признание того, что все люди в равной степени вдохновлены Богом, но это означает, что непогрешимому Богу приписывается множество противоречивых учений, что логически невозможно. Поэтому Бакунин считает религию обязательно авторитарной.

Бакунин утверждал в своей книге « Бог и государство», что «идея Бога подразумевает отречение от человеческого разума и справедливости; это наиболее решительное отрицание человеческой свободы и неизбежно заканчивается порабощением человечества, как в теории, так и на практике». Следовательно, Бакунин перевернул знаменитый афоризм Вольтера о том, что, если бы Бога не было, необходимо было бы его изобрести, написав вместо этого, что «если бы Бог действительно существовал, его необходимо было бы уничтожить». Политическое богословие - это раздел как политической философии, так и теологии, который исследует способы, которыми теологические концепции или способы мышления лежат в основе политических, социальных, экономических и культурных дискурсов. Бакунин был одним из первых сторонников термина « политическое богословие» в своем тексте 1871 года «Политическое богословие Мадзини и Интернационала», на который откликнулась одноименная книга Шмитта.

Стратегия классовой борьбы для социальной революции

Методы Бакунина в реализации своей революционной программы соответствовали его принципам. Рабочий класс и крестьянство должны были организоваться снизу через местные структуры, объединенные друг с другом, «создавая не только идеи, но и факты самого будущего». Их движения предвосхищают будущее в своих идеях и практиках, создавая строительные блоки нового общества. Примером этого подхода является синдикализм, анархическая стратегия, которую отстаивает Бакунин, согласно которой профсоюзы предоставят как средства для защиты и улучшения условий, прав и доходов рабочих в настоящее время, так и основу для социальной революции, основанной на занятости на рабочем месте.. Профсоюзы синдикалистов будут организовывать занятия, а также обеспечивать радикально демократические структуры, через которые рабочие места будут самоуправляться, а экономика в целом координируется. Таким образом, по мнению Бакунина, профсоюзы рабочих «завладеют всеми средствами производства, а также зданиями и капиталом».

Тем не менее Бакунин не сводил революцию к синдикалистским союзам, подчеркивая необходимость организации рабочих кварталов, а также безработных. Между тем крестьяне должны были «взять землю и выбросить помещиков, живущих чужим трудом». Бакунин не уволил квалифицированных рабочих, как иногда утверждают, а часовщики региона Джура сыграли центральную роль в создании и деятельности St. Imier International. Однако в то время, когда профсоюзы в значительной степени игнорировали неквалифицированных работников, Бакунин уделял большое внимание необходимости организовывать среди «черни» и «огромные массы бедных и эксплуатируемых» так называемый «люмпенпролетариат», чтобы «открывать и привести к торжеству Социальную революцию ».

Коллективистский анархизм

Социализм Бакунина был известен как « коллективистский анархизм », где «в социальном плане: он стремится к подтверждению политического равенства экономическим равенством. Это не устранение естественных индивидуальных различий, а равенство социальных прав каждого человека от рождения; в частности, равные средства к существованию, поддержка, образование и возможности для каждого ребенка, мальчика или девочки, до зрелого возраста, а также равные ресурсы и возможности во взрослой жизни для создания собственного благополучия своим собственным трудом ".

Коллективистский анархизм выступает за отмену как государственной, так и частной собственности на средства производства. Вместо этого он предполагает, что средства производства находятся в коллективной собственности и контролируются и управляются самими производителями. Для коллективизации средств производства первоначально предполагалось, что рабочие восстанут и насильственно коллективизируют средства производства. Как только произойдет коллективизация, деньги будут отменены и заменены трудовыми книжками, а заработная плата рабочих будет определяться в демократических организациях в зависимости от сложности работы и количества времени, которое они вкладывали в производство. Эти зарплаты будут использоваться для покупки товаров на коммунальном рынке.

Критика марксизма

Спор между Бакуниным и Карлом Марксом высветил различия между анархизмом и марксизмом. Он категорически отверг марксистскую концепцию « диктатуры пролетариата », при которой новое государство не встретит сопротивления и теоретически будет представлять рабочих. Он утверждал, что государство должно быть немедленно упразднено, потому что все формы правления в конечном итоге приводят к угнетению. Он также яростно выступал против авангардизма, когда политическая элита революционеров руководит рабочими. Бакунин настаивал на том, что революциями должен руководить народ напрямую, в то время как любая «просвещенная элита» должна оказывать влияние, только оставаясь « невидимой [...] никому не навязываемой [...] [и] лишенной всех официальных прав и значения».. Бакунин утверждал, что марксисты «утверждают, что только диктатура - их диктатура, разумеется, - может создавать волю народа, в то время как наш ответ на это таков: никакая диктатура не может иметь другой цели, кроме цели самовоспроизведения, и она может породить только рабство в людях, терпящих это; свобода может быть создана только свободой, то есть всеобщим бунтом народа и свободной организацией трудящихся масс снизу вверх ». Бакунин далее заявил, что «мы убеждены, что свобода без социализма - это привилегия и несправедливость; и что социализм без свободы - это рабство и жестокость».

Хотя и анархисты, и марксисты преследуют одну и ту же конечную цель - создание свободного, эгалитарного общества без социальных классов и правительства, они категорически расходятся во мнениях относительно того, как достичь этой цели. Анархисты считают, что бесклассовое и безгосударственное общество должно быть создано прямым действием масс, кульминацией которого станет социальная революция, и отказаться от любой промежуточной стадии, такой как диктатура пролетариата, на том основании, что такая диктатура станет самовоспроизводящейся основой. Для Бакунина фундаментальное противоречие состоит в том, что для марксистов «анархизм или свобода - это цель, в то время как государство и диктатура - средства, и поэтому, чтобы освободить массы, они должны сначала быть порабощены». Однако Бакунин также писал о встрече с Марксом в 1844 году: «Что касается образования, Маркс был и остается несравненно более продвинутым, чем я. В то время я ничего не знал о политической экономии, я еще не избавился от своей метафизические наблюдения. [...] Он назвал меня сентиментальным идеалистом и был прав; я назвал его тщеславным человеком, вероломным и лукавым, и я тоже был прав ». Бакунин нашел экономический анализ Маркса очень полезным и начал работу по переводу Das Kapital на русский язык. В свою очередь, Маркс писал о повстанцах во время восстания в Дрездене 1848 года, что «они нашли способного и хладнокровного лидера» в «русском беженце Михаиле Бакунине». Маркс написал Фридриху Энгельсу о встрече с Бакуниным в 1864 году после его побега в Сибирь, заявив: «В целом он один из немногих людей, которые, как я считаю, не отступили после 16 лет, но развились дальше».

Бакунина иногда называют первым теоретиком « нового класса », имея в виду, что класс интеллектуалов и бюрократов управляет государством от имени народа или пролетариата, но на самом деле только в своих интересах. Бакунин утверждал, что «Государство всегда было вотчиной какого-то привилегированного класса: класса священников, класса аристократов, класса буржуазии. И, наконец, когда все другие классы исчерпали себя, государство становится вотчиной общества. бюрократический класс, а затем падает - или, если хотите, поднимается - до положения машины ».

Федерализм

Под федерализмом Бакунин имел в виду организацию общества «от основания до вершины - от периферии к центру - согласно принципам свободной ассоциации и федерации ». Следовательно, общество будет организовано «на основе абсолютной свободы индивидов, производственных ассоциаций и общин», при этом «каждый человек, каждая ассоциация, каждая община, каждый регион, каждая нация будут иметь» абсолютное право к самоопределению, объединяться или не объединяться, объединяться с кем бы они ни пожелали ".

Свобода

Под свободой Бакунин имел в виду не абстрактный идеал, а конкретную реальность, основанную на равной свободе других. В положительном смысле свобода состоит из «наиболее полного развития всех способностей и способностей каждого человека посредством образования, научной подготовки и материального благополучия». Такая концепция свободы «в высшей степени социальна, потому что она может быть реализована только в обществе», а не изолированно. В негативном смысле свобода - это «восстание индивидуума против всей божественной, коллективной и индивидуальной власти».

Материализм

Бакунин отрицал религиозные представления о сверхъестественной сфере и выступал за материалистическое объяснение природных явлений, поскольку «проявления органической жизни, химические свойства и реакции, электричество, свет, тепло и естественное притяжение физических тел составляют, на наш взгляд, очень много различных но не менее тесно взаимосвязанные варианты той совокупности реальных существ, которую мы называем материей ». Для Бакунина «миссия науки состоит в том, чтобы путем наблюдения общих отношений преходящего и реальных фактов установить общие законы, присущие развитию явлений физического и социального мира».

Революционный потенциал пролетариата против люмпенпролетариата и крестьянства

Бакунин отличался от Маркса в отношении революционного потенциала люмпенпролетариата и пролетариата, поскольку «[b] другие соглашались, что пролетариат будет играть ключевую роль, но для Маркса пролетариат был исключительным, ведущим революционным агентом, в то время как Бакунин допускал возможность того, что крестьяне и даже люмпенпролетариат (безработные, обычные преступники и т. д.) могли оказаться на высоте ». По словам Николаса Тобурна, «Бакунин считает интеграцию рабочих в капитал разрушительной для более первичных революционных сил. Для Бакунина революционный архетип находится в крестьянской среде (которая представлена ​​как имеющая давние повстанческие традиции, а также коммунистический архетип в его нынешняя социальная форма - крестьянская община) и среди образованной безработной молодежи, различных маргиналов из всех классов, разбойников, грабителей, обнищавших масс и тех, кто на маргинальных слоях общества, которые сбежали, были исключены или еще не включены в дисциплина зарождающегося промышленного труда - словом, всех тех, кого Маркс стремился включить в категорию люмпенпролетариата ».

Влияние

Бакунин оказал большое влияние на рабочее, крестьянское и левое движения, хотя с 1920-х годов это было омрачено подъемом марксистских режимов. С падением этих режимов - и растущим осознанием того, насколько близко эти режимы соответствуют диктатурам, предсказанным Бакунином, - идеи Бакунина быстро получили распространение среди активистов, в некоторых случаях снова затмив неомарксизм. Бакунина помнят как важную фигуру в истории анархизма и как оппонента марксизма, особенно идеи Маркса о диктатуре пролетариата, и за его проницательные предсказания, что марксистские режимы будут однопартийными диктатурами над пролетариатом, а не над пролетариатом. сам. «Бог и государство» несколько раз переводили другие анархисты, такие как Бенджамин Такер, Мари Ле Компте и Эмма Гольдман. Бакунин продолжает оказывать влияние на современных анархистов, таких как Ноам Хомский.

Бакунин биограф Марк Leier утверждал, что «Бакунина оказали значительное влияние на более поздних мыслителей, начиная от Петра Кропоткина и Эррико Малатеста к Wobblies и испанских анархистов в гражданской войне в Маркузе, П. Томпсона, Neil Postman и С. Neill, вплоть до анархисты собрались в эти дни под лозунгом « антиглобализации » ».

Критика

Насилие, революция и невидимая диктатура

По словам Маклафлина, Бакунина обвиняют в скрытом авторитарном уровне. В своем письме Альберту Ричарду он писал, что «[t] здесь только одна власть и одна диктатура, чья организация полезна и осуществима: это коллективная, невидимая диктатура тех, кто объединился во имя нашего принципа». Согласно Мэдисону, Бакунин «отверг политическое действие как средство упразднения государства и разработал доктрину революционного заговора под автократическим руководством, игнорируя конфликт этого принципа с его философией анархизма». По словам Питера Маршалла, «трудно не сделать вывод, что невидимая диктатура Бакунина была бы даже более тиранической, чем бланкистская или марксистская, поскольку ее политика не могла быть открыто известна или обсуждена».

Мэдисон утверждал, что именно план Бакунина по установлению контроля над Первым Интернационалом привел к его соперничеству с Карлом Марксом и изгнанию из него в 1872 году: «Его одобрение насилия как оружия против агентов угнетения привело к нигилизму в России и к индивидуальному террористические акты повсюду - в результате анархизм стал в целом синонимом убийства и хаоса ». Однако сторонники Бакунина утверждают, что эта «невидимая диктатура» не является диктатурой в обычном понимании этого слова. Их влияние будет идеологическим и свободно принимаемым, заявив: «Осуждая всякую власть, какой властью или, скорее, какой силой мы будем руководить народной революцией? Силой, которая невидима [...], т.е. никому не навязывается [...] [и] лишен всех официальных прав и значения ".

Бакунин также подвергался критике со стороны Маркса и делегатов Интернационала именно за то, что его методы организации были похожи на методы Сергея Нечаева, с которым Бакунин был тесно связан. Хотя Бакунин упрекал Нечаева в его двуличности, а также в его аморальной политике, он все же сохранил полосу безжалостности, о чем свидетельствует письмо от 2 июня 1870 года: «Ложь, хитрость [и] запутывание [являются] необходимыми и чудесными средствами для деморализует и уничтожает врага, хотя, конечно, не является полезным средством приобретения и привлечения новых друзей ».

Тем не менее Бакунин начал предупреждать друзей о поведении Нечаева и прервал все отношения с Нечаевым. Более того, другие отмечают, что Бакунин никогда не стремился взять под личный контроль Интернационал, что его тайные организации не подчинялись его автократической власти, и что он осуждал терроризм как контрреволюционный. Роберт М. Катлер идет дальше, указывая, что невозможно полностью понять ни участие Бакунина в Лиге мира и свободы или Международном альянсе социалистической демократии, ни его идею тайной революционной организации, имманентной народу, без видя, что они происходят из его интерпретации диалектики Гегеля из 1840-х годов. Катлер утверждает, что сценарий диалектики Бакунина поставил перед Альянсом цель обеспечить Интернационал настоящей революционной организацией. Катлер далее заявляет:

Пропаганда Марксом участия в буржуазной политике, включая парламентское избирательное право, была бы доказательством [он был «компрометирующим негативом» на языке статьи 1842 года «Реакция в Германии»]. Долг Бакунина, следуя сценарию, определяемому его диалектикой, было бы привести [Международное Товарищество Рабочих] к признанию его истинной роли. Желание [Бакунина] объединить сначала Лигу, а затем Альянс с Интернационалом проистекало из убеждения, что революционеры Интернационала никогда не должны перестать проникаться до самых крайностей духом революции. Как в диалектике Бакунина последовательные Негативы нуждались в соглашателях, чтобы победить их и тем самым осознать истинную сущность Негативного, так и Бакунину в 1860-х годах понадобился Интернационал, чтобы превратить его деятельность в бескомпромиссную революцию.

Антисемитизм

В некоторых своих произведениях Бакунин придерживается антисемитских взглядов. Бакунин использовал антиеврейские настроения, описывающие еврейскую систему глобальной эксплуатации, заявив:

Весь этот еврейский мир, состоящий из одной эксплуатирующей секты, своего рода кровососущих людей, своего рода органического разрушительного коллективного паразита, выходящего не только за границы государств, но и за пределы политических взглядов, этот мир сейчас, по крайней мере, для большинства часть, находящаяся в распоряжении Маркса, с одной стороны, и Ротшильда, с другой. [...] Это может показаться странным. Что может быть общего между социализмом и ведущим банком? Дело в том, что авторитарный социализм, марксистский коммунизм требует сильной централизации государства. А там, где есть централизация государства, обязательно должен быть центральный банк, а там, где такой банк существует, будет найдена паразитическая еврейская нация, спекулирующая на Труде народа.

Ранний национализм

В доанархические годы политика Бакунина была, по сути, левой формой национализма, особенно сосредоточенной на Восточной Европе и российских делах. Хотя в то время он поместил национально-освободительную и демократическую борьбу славян в более крупный европейский революционный процесс, Бакунин не уделял особого внимания другим регионам. Этот аспект его мысли восходит к тому времени, когда он стал анархистом, и его анархические работы последовательно предусматривали глобальную социальную революцию, включая Африку и Азию. Как анархист Бакунин продолжал подчеркивать важность национального освобождения, но теперь он настаивал на том, что этот вопрос должен быть решен в рамках социальной революции. Та же проблема, которая, по его мнению, преследовала марксистскую революционную стратегию (захват революции небольшой элитой, которая затем угнетала бы массы), также возникнет в борьбе за независимость, возглавляемой национализмом, если рабочий класс и крестьянство не создадут анархию, утверждая:

Я всегда чувствую себя патриотом всего угнетенного отечества. [...] Гражданство [...] - это исторический, местный факт, который, как и все реальные и безобидные факты, имеет право требовать всеобщего признания. [...] Каждый народ, как и любой человек, невольно является тем, чем он является, и поэтому имеет право быть самим собой. [...] Гражданство не является принципом; это законный факт, как и индивидуальность. Каждая национальность, большая или малая, имеет неоспоримое право быть самим собой, жить согласно своей природе. Это право - просто следствие общего принципа свободы. - Букунин [цитируется Альфредо М. Бонанно в «Анархизм и национально-освободительная борьба», стр. 19–20]

Когда Бакунин посетил Японию после своего побега из Сибири, он на самом деле не был вовлечен ни в ее политику, ни в отношения с японскими крестьянами. Это может быть воспринято как свидетельство элементарной незаинтересованности в Азии, но это было бы неверно, поскольку Бакунин ненадолго останавливался в Японии в рамках поспешного бегства из 12-летнего заключения, известного человека, мчащегося через весь мир к своему европейскому дому. Бакунин не имел ни контактов с японцами, ни каких-либо средств для изучения японского языка, а небольшое количество газет, издаваемых европейцами в Китае и Японии, не давало никаких сведений о местных революционных условиях или возможностях. Более того, обращение Бакунина в анархизм произошло в 1865 году, ближе к концу его жизни и через четыре года после его пребывания в Японии.

Переводы

Английские переводы текстов Бакунина редки по сравнению с исчерпывающими французскими переводами Артура Ленинга или переводами на немецкий и испанский языки. AK Press выпускает 8-томное собрание сочинений на английском языке. Биография Мадлен Гравитц (Париж: Calmann Lévy, 2000) еще не переведена.

Работает

Книги

Брошюры

Статьи

Коллекции

  • Бакунин об анархизме (1971). Отредактировано, переведено и с введением Сэма Долгоффа. Предисловие Поля Аврича. Нью-Йорк: Кнопф Первоначально опубликованный как Бакунин об анархии, он включает книгу Джеймса Гийома « Бакунин: биографический очерк». ISBN   0043210120.
  • Михаил Бакунин: Избранные произведения (1974). А. Ленинг (ред.). Нью-Йорк: Grove Press. ISBN   0802100201.
  • Анархизм: документальная история либертарианских идей, том 1: от анархии к анархизму (300 г. н.э.-1939 г.) (2005 г.). Роберт Грэм (ред.). Монреаль и Нью-Йорк: Black Rose Books. ISBN   1551642514.
  • Политическая философия Бакунина (1953). Максимофф (ред.). Он включает « Михаил Бакунин: биографический очерк Макса Неттлау».
  • Основной Бакунин: Сочинения 1869–1871 (1992). Роберт М. Катлер (ред.). Нью-Йорк: Книги Прометея, 1992. ISBN   0879757450.
  • Михаил Бакунин: Философские основы его анархизма (2002). Пол Маклафлин. Нью-Йорк: Издательство Алгора. Издание в мягкой обложке. ISBN   1-892941-84-8.
  • Михала Бакунина filozofia negacji (2007). Яцек Углик (на польском языке). Варшава: Алетейя. ISBN   9788361182085.
  • Идеи Бакунина подробно рассматриваются в глобальном исследовании анархизма и синдикализма Люсьена ван дер Вальта и Майкла Шмидта Black Flame: The Revolutionary Class Politics of Anarchism and Syndicalism (Counter-Power vol.1), где Бакунин описал (вместе со своим соотечественником Питером Кропоткин ) как одна из двух важнейших фигур в истории анархизма.

Смотрите также

Ноты

Ссылки

Сноски

Библиография

дальнейшее чтение

  • Carr, EH Михаил Бакунин. Лондон: Macmillan And Co., 1937 г.
  • Лейер, Марк. Бакунин: Творческие увлечения: Биография. Нью-Йорк: Thomas Dunne Books, 2006 (твердый переплет, ISBN   0-312-30538-9 ).
  • Ангау, Жан-Кристоф. «Революция и славянский вопрос: 1848 год и Михаил Бакунин» в книге Дугласа Моггача и Гарета Стедмана Джонса (ред.) Революции 1848 года и европейская политическая мысль. Издательство Кембриджского университета, 2018.
  • Герен, Даниэль. Анархизм: от теории к практике. Нью-Йорк: Monthly Review Press, 1970 (мягкая обложка, ISBN   0-85345-175-3 ).
  • Маклафлин, Пол. Михаил Бакунин: философские основы его анархизма. Нью-Йорк: Algora Publishing, 2002 ( ISBN   1-892941-85-6 ).
  • Стоппард, Том. Побережье Утопии. Нью-Йорк: Grove Press, 2002 (мягкая обложка, ISBN   0-8021-4005-X ).
  • Давид, Зденек В. «Фрич, Герцен и Бакунин: столкновение двух политических культур». Восточноевропейская политика и общества 12.1 (1997): 1–30.

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-04-16 09:49:20
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте