Межгосударственные отношения в весенне-осенний период

редактировать
Карта основных Государства династии Чжоу

Возникли определенные закономерности, регулирующие отношения между штатами весенне-осеннего периода древнего Китая. Эти образцы составляли рудиментарную систему межгосударственного или международного права, основанную на модели феодализма, установленной при Западном Чжоу. Нормы межгосударственных отношений в весенне-осенний период были одной из самых ранних систем межгосударственных отношений и международного права в мире. Это имело важное значение на раннем этапе культурного и политического развития Китая, позволяя легче поддерживать отношения и облегчая поток торговли и информации. Набирал силу международное обычное право, которое развивалось по мере развития контактов и торговли, было подписано несколько договоров, и часто подавались апелляции к установленным правилам вверх в лигах штатов. Многие каноны межгосударственного права касались дипломатии между государствами.

Межгосударственные отношения зародились в феодальной системе Западной Чжоу, в соответствии с которой лидерам государств были предоставлены иерархические титулы от Короля Чжоу, известного как Сын Неба. Через несколько лет после начала весенне-осеннего периода эти чины утратили свое практическое значение. Дипломатия стала диктоваться интересами безопасности государств, а не церемониями.

Дипломатическое поведение

Древние источники, такие как Цзо Чжуань и Чуньцю, описывают различные дипломатические действия под такими терминами, как чао (朝), визит одного правителя к другому при дворе; хуэй (會), встречи официальных лиц или вельмож разных государств; булавка (聘), миссии дружеских запросов, посланных властью одного государства другому; ши (使), эмиссары, отправленные из одного государства в другое; шоу (狩), охотничьи отряды с участием представителей разных государств.

В первые годы весеннего и осеннего периода правители различных государств были самыми важными персонажами в ведении внешних дел. Вскоре они стали полагаться на своих синжэнь (行人) или посланников в выполнении большей части предварительной работы по любым важным вопросам. Эти синжэнь обычно были чиновниками довольно высокого ранга в государстве, которые выполняли эти поручения на временной основе. Были также послы, ши (使), которые выполняли все больше и больше церемониальных обязанностей правителя за пределами его государства. Однако вплоть до первой половины весенне-осеннего периода сами правители обычно должны были присутствовать при подписании любых соглашений, которые обязывали их государства к каким-либо действиям. Отражая растущее значение внешних сношений, сян (相) или канцлеры начали играть более активную роль в дипломатии. Признаком растущей власти сян был тот факт, что канцлеры нескольких штатов смогли аннулировать договор, подписанный в 506 г. до н.э. правителями разных штатов. Кульминация этой тенденции наступила позже, в период Воюющих царств, когда установление внешней политики стало почти исключительной заботой канцлеров.

За исключением штатов, которые время от времени брали на себя роль лидеров, государства в целом обращались друг с другом на равноправной основе.

Договоры

Договоры или заветы, называемые мен (盟), были официальными документами, связанными с отношениями между государствами. Этот термин обычно относится ко всей церемонии, посредством которой государства присоединились к пакту, а не к самому пакту.

После долгих обсуждений условий договоров, которые должны быть подписаны, представители участвовали в торжественном ритуале, в котором животное - обычно теленок - приносилось в жертву в каком-то святом месте за стенами города. У жертвенной жертвы было отрезано левое ухо, которым залили кровью как документ со статьями соглашения, так и губы участников. Один экземпляр документа был похоронен вместе с жертвенным зверем, и каждый из подписавших сохранил копию. Тексты этих договоров были изложены кратким, но торжественным языком и обычно состояли из трех частей: изложение цели, статьи соглашения и клятва, призывающая гнев самых важных божеств к любому, кто нарушал соглашения. Несмотря на торжественный язык и церемонию, договоры часто нарушались.

Из 140 договоров зарегистрировано в Чуньцю, более половины - двусторонние. Двусторонние договоры заключались для взаимной защиты, торговли, брачного союза и во имя традиционной дружбы между государствами. С гегемонией герцога Ци Хуана государства стали больше полагаться на собрания лиг для решения своих проблем, и большее количество зарегистрированных договоров стало многосторонним. Многосторонние договоры часто имели больший вес для отдельных государств, потому что были положения о совместных действиях со стороны других подписавших сторон против любого государства, которое нарушало положения. Только с упадком власти Цзинь к концу VI века до н.э. система двусторонних союзов снова стала преобладающей.

Системы союзов

В целом союзы штатов были наиболее эффективным средством соблюдения договоров и норм межгосударственного права. Первая лига государств Чжоу была основана в 680 году до нашей эры. В течение следующих нескольких столетий существовали две системы союза: государства Чжоу на севере и южные государства, объединившиеся под знаменем Чу. Цинь был последовательным лидером лиги на западе, а во второй половине весенне-осеннего периода Ву возглавлял лигу государств на юго-востоке. Хотя, когда одна лига противостояла другой, войны становились все более масштабными, они также происходили реже, потому что члены были обязаны поддерживать безопасность и солидарность в своей области.

.

Последняя правка сделана 2021-05-24 05:21:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте