Межличностное влечение как часть социальная психология - это исследование влечения между людьми, которое приводит к развитию платонических или романтических отношений. Оно отличается от таких представлений, как физическая привлекательность, и включает в себя взгляды на то, что считается красивым или привлекательным, а что нет.
В рамках изучения социальной психологии межличностное влечение связано с тем, насколько человек любит, не любит или ненавидит кого-то. Это можно рассматривать как силу, действующую между двумя людьми, которая стремится сблизить их и противостоять их разделению. При измерении межличностного влечения необходимо учитывать качества привлекаемого и аттрактора для достижения точности прогнозов. Предполагается, что для определения привлекательности необходимо учитывать как личность, так и ситуацию.
В социальной психологии межличностное влечение чаще всего измеряется с помощью шкалы суждения о межличностном влечении, разработанной Донном Бирном. Это шкала, по которой субъект оценивает другого человека по таким факторам, как интеллект, знание текущих событий, нравственность, приспособленность, симпатия и желательность в качестве партнера по работе. Эта шкала, по-видимому, напрямую связана с другими показателями социального влечения, такими как социальный выбор, чувство желания свидания, сексуальный партнер или супруг, добровольная физическая близость, частота зрительного контакта и т. Д.
Кислер и Голдберг проанализировали различные меры реагирования, которые обычно использовались в качестве меры привлекательности, и извлекли два фактора: первый, характеризуемый как в основном социально-эмоциональный, включал такие переменные, как симпатия, желательность включения человека в социальные клубы и вечеринки., выбор рассадки и совместный обед. Второй фактор включал такие переменные, как голосование, восхищение и уважение, а также выяснение мнения цели. Другой широко используемый метод измерения масштабирует вербальные реакции, выраженные как субъективные оценки или суждения интересующего человека.
Существует множество факторов, которые приводят к межличностному влечению. Исследования показывают, что все факторы включают социальное подкрепление. Наиболее часто изучаемые: физическая привлекательность, близость (частота взаимодействия), знакомство, сходство, комплементарность, взаимная симпатия и подкрепление. Влияние знакомства, например, проявляется в том, как физическая близость и взаимодействие усиливают сплоченность, социальную концепцию, которая способствует общению и позитивному отношению к конкретному человеку из-за сходства или способности достигать важных целей. Считается, что сходство с большей вероятностью приводит к симпатии и влечению, чем различия. Многочисленные исследования были сосредоточены на роли физической привлекательности в личном влечении. Один из выводов заключался в том, что люди склонны приписывать такие положительные качества, как интеллект, компетентность и сердечность, людям с приятной внешностью.
Пословица «птицы перья стаями вместе» была использована, чтобы проиллюстрировать, что сходство является решающим фактором межличностного влечения. Исследования влечения показывают, что людей сильно привлекают двойники по внешнему виду и внешнему виду. Это сходство в самом широком смысле: сходство по строению костей, характеристикам, жизненным целям и внешнему виду. Чем больше очков совпадает, тем счастливее, довольнее и процветают люди в этих отношениях.
Эффект двойника играет роль самоутверждения. Человеку обычно нравится получать подтверждение аспектов его или ее жизни, идей, взглядов и личных характеристик, и люди, кажется, ищут свой образ, с которым можно провести свою жизнь. Основным принципом межличностного влечения является правило подобия: сходство привлекательно - основной принцип, применимый как к дружбе, так и к романтическим отношениям. Доля разделяемых взглядов хорошо коррелирует со степенью межличностного влечения. Веселые люди любят быть рядом с другими веселыми людьми, а отрицательные люди предпочитают других отрицательных людей. Исследование 2004 года, основанное на косвенных доказательствах, пришло к выводу, что люди выбирают себе партнеров, частично основываясь на внешнем сходстве с самими собой.
Согласно модели «влечение-сходство» Морри (2007), существует распространенное мнение, что люди с фактическим сходством производят первоначальное влечение. Воспринимаемое сходство либо корыстное, как в дружбе, либо служащее отношениям, как в романтических отношениях. В исследовании 1963 года Теодор Ньюком указал, что люди склонны изменять воспринимаемое сходство, чтобы достичь баланса в отношениях. Кроме того, было обнаружено, что воспринимаемое, но не фактическое сходство предсказывает межличностное влечение во время первоначальной романтической встречи лицом к лицу.
В исследовании 1988 года Лайдон, Джеймисон и Занна предположили, что межличностное сходство и влечение являются многомерными конструкциями в которых привлекают люди, похожие на них по демографическим характеристикам, внешнему виду, взглядам, стилю межличностного общения, социальному и культурному происхождению, личности, предпочтительным интересам и занятиям, а также коммуникативным и социальным навыкам. Проведенное Ньюкомом ранее исследование 1961 года, посвященное соседям по комнате в общежитии колледжа, также показало, что люди с общим опытом, академическими достижениями, взглядами, ценностями и политическими взглядами обычно становились друзьями.
Соответствие Гипотеза, предложенная социологом Эрвингом Гоффманом, предполагает, что люди с большей вероятностью будут устанавливать длительные отношения с теми, кто в равной степени соответствует социальным характеристикам, таким как физическая привлекательность. Исследование, проведенное исследователями Уолстером и Уолстером, подтвердило гипотезу соответствия, показав, что партнеры, которые были похожи с точки зрения физической привлекательности, больше всего симпатизировали друг другу. Другое исследование также нашло доказательства, подтверждающие гипотезу соответствия: фотографии свиданий и помолвленных пар были оценены с точки зрения привлекательности, и была обнаружена определенная тенденция для пар, которые были одинаково привлекательны на сегодняшний день или в отношениях. Несколько исследований подтверждают это свидетельство сходной привлекательности лица. Пентон-Воак, Перретт и Пирс (1999) обнаружили, что испытуемые оценивали изображения с их собственным лицом как более привлекательные. ДеБрюн (2002) продемонстрировала в своем исследовании, как испытуемые доверяли больше денег своим оппонентам в игре, когда оппоненты представлялись похожими на них. Little, Burt Perrett (2006) исследовали внешнее сходство супружеских пар и обнаружили, что пары оценивались в одном возрасте и с одинаковым уровнем привлекательности.
A Эксперимент по скоростным свиданиям, проведенный на аспирантах Колумбийского университета, показал, что Хотя физическая привлекательность предпочтительнее для потенциального партнера, мужчины отдают ей большее предпочтение, чем женщины. Однако более поздняя работа предполагает, что половые различия в заявленных предпочтениях идеального партнера в отношении физической привлекательности исчезают при изучении фактических предпочтений в отношении реальных потенциальных партнеров. Например, Eastwick и Finkel (2008) не смогли найти половые различия в связи между первоначальными оценками физической привлекательности и романтическим интересом к потенциальным партнерам во время парадигмы быстрых свиданий.
В дополнение к внешнему виду, качество голоса также улучшает межличностное влечение. У Огучи и Кикучи (1997) 25 студенток из одного университета оценили уровень вокального влечения, физического влечения и общего межличностного влечения 4 студентов-мужчин из другого университета. Вокальная и физическая привлекательность оказали независимое влияние на общее межличностное влечение. Во второй части того же исследования эти результаты были воспроизведены на более широкой выборке студентов обоих полов (62 предмета, 20 мужчин и 42 женщины с 16 целевыми учениками, 8 мужчинами и 8 женщинами). Точно так же Цукерман, Мияке и Ходжинс (1991) обнаружили, что и вокальная, и физическая привлекательность в значительной степени способствовали оценке наблюдателями целей с точки зрения общей привлекательности. Эти результаты показывают, что когда люди оценивают свой голос как привлекательный, они также склонны оценивать этого человека как привлекательного.
Основываясь на теориях когнитивной согласованности, различие в отношениях и интересах может привести к неприязни и избеганию, тогда как сходство в отношениях способствует социальной привлекательности. Миллер (1972) указал, что сходство установок активирует воспринимаемую информацию о привлекательности и предпочтительности друг друга, тогда как несходство снижает влияние этих сигналов.
Исследования Джеймисона, Лидона и Занна (1987–88) показали это сходство установок может предсказать, как люди оценивают свое уважение друг к другу, а также предсказать первое социальное и интеллектуальное первое впечатление - первое по схожести предпочтений в деятельности, а второе по схожести на основе ценностей. При межгрупповых сравнениях высокое сходство установок привело бы к однородности среди членов группы, тогда как низкое сходство установок привело бы к разнообразию среди членов группы, способствуя социальной привлекательности и достижению высокой групповой производительности при выполнении различных задач.
Хотя сходство взглядов и влечение связаны линейно, влечение не может существенно способствовать изменению отношения.
Бирн, Клор и Уорчел (1966) предположили, что люди с аналогичным экономическим статусом могут быть привлечены друг к другу. Buss Barnes (1986) также обнаружили, что люди предпочитают, чтобы их романтические партнеры были схожими по определенным демографическим характеристикам, включая религиозное происхождение, политическую ориентацию и социально-экономический статус.
Исследователи показали, что межличностное влечение положительно коррелировало с личность сходство. Люди склонны желать романтических партнеров, которые похожи на них по доброжелательности, добросовестности, экстраверсии, эмоциональной стабильности, открытости опыту и стилю привязанности.
Сходство деятельности было особенно предсказуемо для суждений о симпатиях, которые влияют на суждения людей. достопримечательности. Согласно измерениям социальной привлекательности после беседы, тактическое сходство положительно коррелировало с удовлетворенностью партнера и рейтингами глобальной компетентности, но не было коррелировано с изменением мнения и показателями воспринимаемой убедительности.
При проверке аналогичных переменных они также были замечены как больше похожи по ряду личностных характеристик. Это исследование показало, что продолжительность средних отношений была связана с восприятием сходства; пары, которые были вместе дольше, рассматривались как более равные. Этот эффект можно объяснить тем фактом, что по прошествии времени пары становятся более похожими благодаря совместному опыту или что одинаковые пары дольше остаются вместе.
Сходство влияет на начало отношений из-за первоначального влечения к каждому. Другие. Показано, что высокое сходство отношения привело к значительному увеличению первоначального влечения к целевому человеку, а высокое несходство отношения привело к снижению первоначального влечения. Сходство также способствует приверженности отношениям. Исследование гетеросексуальных пар свиданий показало, что сходство внутренних ценностей пары было связано с приверженностью и стабильностью отношений.
Социальная гомогамия означает «пассивное, косвенное влияние на семейное сходство». Результат показал, что возраст и уровень образования имеют решающее значение для влияния на предпочтения партнера. Поскольку люди схожего возраста учатся и взаимодействуют больше в одной и той же форме школы, эффект близости (т. Е. Тенденция людей встречаться и проводить время с теми, кто имеет общие характеристики) оказывает значительное влияние на супружеское сходство. Под конвергенцией понимается возрастающее сходство со временем. Хотя предыдущее исследование показало, что существует большее влияние на отношение и ценность, чем на личностные черты, тем не менее было обнаружено, что первоначальный ассортимент (то есть сходство в парах в начале брака), а не конвергенция, играет решающую роль в объяснении супружеское сходство.
Активный ассортимент означает непосредственное влияние на выбор кого-то похожего на себя в брачных предпочтениях. Данные показали, что это больше влияет на политические и религиозные установки, чем на личностные качества. Был поднят вопрос о причинах открытия. Концепции идиосинкразии (т. Е. Разные люди имеют разные предпочтения в отношении партнера) и консенсуального (т. Е. Консенсуса о предпочтении одних потенциальных партнеров другим) в предпочтениях партнеров. Данные показали, что предпочтение партнера по политическим и религиозным мотивам имеет тенденцию быть идиосинкразическим, например, католик с большей вероятностью выберет партнера, который также является католиком, а не буддистом. Такие идиосинкразические предпочтения приводят к высокому уровню активного ассортимента, который играет жизненно важную роль в влиянии супружеского сходства. Таким образом, активный ассортимент играет большую роль, в то время как у конвергенции мало свидетельств того, чтобы продемонстрировать такой эффект.
Эффект близости основан на наблюдении: «Чем больше мы видим и взаимодействуем с человеком, тем более вероятно, что он или она станет нашим другом или сексуальным партнером ". Этот эффект очень похож на простой эффект воздействия в том смысле, что чем больше человек подвергается воздействию стимула, тем больше он ему нравится; однако бывают исключения. Знакомство может происходить и без физического воздействия. Недавние исследования показывают, что отношения, складывающиеся в Интернете, напоминают отношения, устанавливаемые лицом к лицу, с точки зрения воспринимаемого качества и глубины.
Эффект воздействия, также известный как принцип знакомства, гласит, что чем больше человек подвергается воздействию чего-либо, тем больше ему это нравится. Это в равной степени относится как к предметам, так и к людям. Наглядная иллюстрация - исследование 1992 года: у исследователей было четыре женщины с похожей внешностью, которые посещали большой курс колледжа в течение семестра, так что каждая женщина посещала разное количество занятий (0, 5, 10 или 15). Затем в конце семестра студенты оценили женщин на предмет их близости, привлекательности и сходства. Результаты показали сильный эффект воздействия на влечение, опосредованный воздействием воздействия на знакомство. Однако воздействие не всегда увеличивает влечение. Например, эффект социальной аллергии может возникать, когда человек становится все более раздраженным и сверхчувствительным к повторяющимся действиям другого человека вместо того, чтобы со временем все больше любить свои идиосинкразии.
Модель дополнительности объясняет, «птицы стаяются вместе » или «противоположности привлекают ».
Исследования показывают, что взаимодополняющее взаимодействие между двумя партнерами увеличивает их привлекательность друг для друга. Дополнительные партнеры предпочитали более тесные межличностные отношения. Пары, которые сообщили о наивысшем уровне любовных и гармоничных отношений, были более разными по доминированию, чем пары, у которых качество отношений было ниже.
Мэтис и Мур (1985) обнаружили, что людей больше привлекали сверстники, приближенные к их идеалу. чем тем, кто этого не сделал. В частности, люди с низкой самооценкой, похоже, более склонны к дополнительным отношениям, чем люди с высокой самооценкой. Нас привлекают люди, которые дополняют нас, потому что это позволяет нам поддерживать предпочтительный стиль поведения, а взаимодействие с кем-то, кто дополняет наше поведение, вероятно, дает чувство самоутверждения и безопасности.
Принципы подобия и взаимодополняемости кажутся внешне противоречивыми. Фактически, они сходятся во мнении об измерении тепла. Оба принципа гласят, что дружелюбные люди предпочтут дружелюбных партнеров.
Важность сходства и взаимодополняемости может зависеть от стадии отношений. Сходство, кажется, имеет значительный вес в первоначальном влечении, в то время как взаимодополняемость приобретает значение по мере развития отношений с течением времени. Марки (2007) обнаружил, что люди были бы более удовлетворены своими отношениями, если бы их партнеры отличались от них, по крайней мере, с точки зрения доминирования, поскольку два доминирующих человека могут испытывать конфликты, в то время как два покорных человека могут испытывать разочарование, поскольку ни один из них не берет на себя инициативу.
Восприятие и реальное поведение могут не соответствовать друг другу. Были случаи, когда доминирующие люди воспринимали своих партнеров как доминирующих, но для независимых наблюдателей фактическое поведение их партнера было покорным, то есть дополняющим их. Почему люди считают своих романтических партнеров похожими на них, несмотря на свидетельства обратного, остается неясным.
Эволюционная теория межличностного влечения человека утверждает, что влечение к противоположному полу чаще всего возникает, когда кто-то имеет физические особенности, указывающие на то, что он или она очень плодородны. Учитывая, что одной из основных целей супружеских / романтических отношений является размножение, из этого следует, что люди вкладываются в партнеров, которые кажутся очень плодородными, увеличивая вероятность передачи их генов следующему поколению. Эта теория подверглась критике за то, что она не объясняет отношения между однополыми парами или парами, которые не хотят детей, хотя это может иметь какое-то отношение к тому факту, что независимо от того, хочет человек детей или нет, он все еще подвержен эволюционным силам, которые производят их.
Теория эволюции также предполагает, что люди, чьи физические данные предполагают, что они здоровы, считаются более привлекательными. Теория предполагает, что здоровый партнер с большей вероятностью будет обладать генетическими признаками, связанными со здоровьем, которые будут переданы потомству (известные как косвенные выгоды), а также что более здоровый партнер может предоставить больше ресурсов и родительских инвестиций, чем менее здоровый товарищи (известные как прямые выгоды). Одним из примеров является склонность людей считать людей с симметричным лицом более привлекательными, чем людей с менее симметричным лицом. Однако был проведен тест, который показал, что идеально симметричные лица менее привлекательны, чем нормальные лица. Согласно этому исследованию, точное соотношение симметричных и асимметричных черт лица, изображающих наивысшее влечение, все еще не определено.
Также было высказано предположение, что людей привлекают лица, похожие на их собственное, поскольку эти черты служат сигналами родство. Считается, что это предпочтение сходства лиц варьируется в зависимости от контекста. Например, исследование DeBruine et al. (2008) обнаружили, что люди оценивали лица, которыми манипулировали, как похожие на их собственные, как имеющие более просоциальные атрибуты, но с меньшей вероятностью находили их сексуально привлекательными. Эти результаты подтверждают «теорию инклюзивной приспособленности », которая предсказывает, что организмы помогут близким родственникам, а не более дальним родственникам. Результаты также подтверждают наличие врожденных механизмов отбора партнера, которые учитывают затраты инбридинга на здоровье потомства.
Исследование Мелиссы Беркли и Джессики Паркер в 2009 году показало, что 59% женщины, прошедшие тестирование, были заинтересованы в установлении отношений с «идеальным» холостым мужчиной (который был, неизвестно женщинам, вымышленным). Когда они считали, что «идеальный» мужчина уже находится в романтических отношениях, 90% женщин были заинтересованы в романтических отношениях.
Есть несколько причин, по которым отношения, будь то дружеские или романтические, могут закончиться (разрыв ). Одна из причин вытекает из теории справедливости : если человек в отношениях чувствует, что личные затраты нахождения в отношениях перевешивают вознаграждение, есть большая вероятность, что этот человек прекратит отношения. отношения.