Международные отношения в рамках СЭВ

редактировать
Эта статья является частью статьи СЭВ

Совет по экономической взаимопомощи (СЭВ)) была экономической организацией коммунистических государств, созданной в 1949 году и распавшейся в 1991 году с распадом Советского Союза. Международные отношения в рамках Comecon лучше всего рассматривать в рамках трех отдельных категорий, поскольку характер отношений между Советским Союзом и его составными членами не был однородным.

Содержание

  • 1 Советский Союз и Восточная Европа
  • 2 Монголия, Куба и Вьетнам
  • 3 Поддержка развивающихся стран
  • 4 Список литературы

Советский Союз и Восточная Европа

С момента создания Comecon в 1949 году отношения между Советский Союз и шесть стран Восточной Европы в целом остались прежними. Шесть стран: Албания, Болгария, Чехословакия, Венгрия, Польша и Румыния.. Советский Союз поставлял топливо, непродовольственное сырье, конструкции и полуфабрикаты самолетов и вертолетов («товары первой необходимости») в Восточную Европу, которая, в свою очередь, поставляла Советскому Союзу готовую технику, и промышленные потребительские товары («мягкие товары»).

Подобные экономические отношения возникли из-за реальной экономической проблемы в коммунистических странах Востока в 1950-х годах. В Восточной Европе не хватало энергоресурсов и минеральных ресурсов, и эта проблема усугублялась низкой энергоэффективностью промышленности Восточной Европы. По состоянию на середину 1985 года заводы в Восточной Европе все еще использовали на 40% больше топлива, чем на заводах на Западе. Страны Восточной Европы всегда в значительной степени полагались на Советский Союз нефть. В течение 1950-х годов Восточная Европа поставляла Советскому Союзу эти товары, которые в противном случае были бы недоступны из-за западных эмбарго.

Таким образом, с начала 1950-х до начала 1970-х годов Советский Союз недорого поставлял своим восточноевропейским клиентам товары длительного пользования. в обмен на готовую технику и оборудование. Советская экономическая политика также принесла с собой политическую и военную поддержку. В эти годы Советскому Союзу можно было гарантировать относительное политическое спокойствие внутри блока, послушание международной стратегии, установленной Советским Союзом, и военную поддержку советских целей. К 1980-м годам обе стороны привыкли к такой схеме, которая все еще была выгодна Советскому Союзу, поскольку он мог быстро и относительно дешево расширить свой энергетический и сырьевой комплекс.

В 1970-е годы условия торговли Советского Союза улучшились. ОПЕК цена на нефть резко выросла, что поставило богатый нефтью Советский Союз в выгодное положение. Стремительный рост цен увеличил стоимость обеспечения Восточной Европы нефтью по ценам ниже установленных ОПЕК. Кроме того, росли затраты на добычу и транспортировку нефти, большая часть которой происходила из Сибири. В ответ на изменения рынка Советский Союз сократил экспорт своим восточноевропейским партнерам и увеличил закупки мягких товаров из этих стран. Эта политика вынудила восточноевропейские страны обратиться к Западу за товарами длительного пользования, несмотря на то, что у них было меньше товаров для экспорта в обмен на твердую валюту.

Любые товары повседневного спроса, поставляемые Советским Союзом в Восточную Европу, продавались в основном по сниженной цене, так как цены на Comecon отставали от мировых и были ниже мировых. События 1980-х годов еще больше усложнили эту ситуацию. Падение мировых цен на нефть в 1983–1984 годах оставило Советский Союз с большими запасами нефти, которые из-за отставания цен на СЭВ продолжали расти в цене. «Нерыночные выгоды от преференциальной торговли» стали для Советов довольно дорогими. Прибыль Восточной Европы от неявного субсидирования в период с 1971 по 1981 год составила почти 102 миллиарда долларов США.

Монголия, Куба и Вьетнам

Поддержка СЭВ по инициативе Советского Союза трех наименее развитых членов Совета, Куба, Монголия и Вьетнам принесли им пользу, но бремя шести восточноевропейских членов СЭВ было крайне нежелательным. Comecon был структурирован таким образом, что более экономически развитые члены оказывали поддержку менее развитым членам в их основных секторах экономики. Когда Монголия впервые присоединилась к СЭВ в 1962 году, особой дополнительной нагрузки не было. Население Монголии было относительно небольшим, а субсидии стране поступали в основном из Советского Союза. Но добавление Кубы в 1972 г. и Вьетнама в 1978 г. быстро увеличило это бремя. По состоянию на начало 1987 года три четверти зарубежной экономической помощи Comecon направлялось Кубе, Монголии и Вьетнаму: почти 4 миллиарда долларов было отправлено Кубе, 2 миллиарда долларов США - Вьетнаму (половина - военная помощь) и 1 миллиард долларов США - Монголии.

Хотя Советский Союз нес большую часть бремени с 1976 года, восточноевропейцев убедили принять участие в проектах, направленных на стимулирование экономики развивающихся стран. Страны Восточной Европы импортировали кубинский никель и монгольский молибден и медь. Их также заставляли покупать основные продукты питания, такие как кубинский сахар (80% экспорта Кубы), по завышенным ценам. Восточная Европа также внесла свой вклад в Международный инвестиционный банк, в котором три слаборазвитых банка могли получать ссуды по более низким процентным ставкам, чем сами восточноевропейцы. Советский Союз также продавал свое топливо и сырье Кубе, Вьетнаму и Монголии по цене меньше, чем было продано шести восточноевропейским странам-членам. Следовательно, первые стали конкурентами за медленно сокращающиеся советские ресурсы. В конце 1980-х годов единственной выгодой для жителей Восточной Европы были услуги, предоставляемые вьетнамскими гастарбайтерами. Однако большинство вьетнамцев работали в основном на трубопроводе Дружбы в Советском Союзе.

Comecon вкладывала значительные средства в Монголию, Кубу и Вьетнам, и эти три страны получили значительную выгоду от ее ресурсов. В 1984 г. прирост капитальных вложений в Comecon был самым высоким для Вьетнама и Кубы - до 26,9% для Вьетнама и 14% для Кубы, по сравнению с 3,3% и менее для других стран, за исключением Польши и Румыния. Рост инвестиций в Монголию отставал от Польши и Румынии, но, тем не менее, был значительным - 5,8%. В 1984 году в экономиках трех развивающихся стран был зарегистрирован самый быстрый промышленный рост из всех членов СЭВ.

Учитывая их местонахождение, членство в Comecon Монголии, Кубы и Вьетнама в основном служило интересам советской внешней политики. Советский Союз внес наибольший вклад в развитие трех более бедных членов СЭВ, а также получил большую часть выгод. Он импортировал большую часть кубинского сахара и никеля, а также всю медь и молибден из Монголии (широко используются в производстве самолетов, автомобилей, станков, газовых турбин и в области электроники ). Куба предоставляла базы советскому флоту и оказывала военную поддержку советским союзникам в Африке. Вьетнам предоставил Советам свои военно-морские и воздушные базы, а также около 100 000 гастарбайтеров.

На экономическом саммите СЭВ в июне 1984 г. и на последующих сессиях Совета неоднократно подчеркивалась политика выравнивания уровней экономического развития между странами-членами СЭВ. На заседании СЭВ в ноябре 1986 г. в Бухаресте восточноевропейские члены «наметили меры по дальнейшему улучшению сотрудничества с Вьетнамом, Кубой и Монголией с целью развития основных секторов национальной экономики этих стран». Более того, Советы неоднократно подчеркивали свою серьезность в «нормализации ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе и во включении этого региона в общий процесс создания универсальной системы международной безопасности».

Поддержка развивающихся стран

Comecon оказала экономическую и техническую поддержку 34 развивающимся странам в 1960 году, 62 странам в 1970 году и более 100 странам в 1985 году. По состоянию на 1987 год Comecon оказывал помощь в строительство или подготовка более 4000 проектов, в основном промышленных, в Азии, Латинской Америке и Африке. Денежное выражение этой помощи было трудно оценить, хотя чехословацкий источник в июне 1986 года оценил обмен между СЭВ и развивающимися странами в 34 миллиарда рублей в год, что эквивалентно 44,2 доллара США. миллиард. Точный характер этой помощи не ясен, и западные наблюдатели считают, что данные завышены.

С 1960-х до середины 1980-х годов Comecon стремилась поощрять развитие промышленности, энергетики, транспорта, минеральных ресурсов и сельского хозяйства в странах третьего мира. Страны СЭВ также предоставили техническую и экономическую подготовку персонала в Азии, Африке и Латинской Америке. Когда Comecon первоначально оказывал поддержку развивающимся странам, она в основном концентрировалась на разработке тех продуктов, которые поддержали бы внутреннюю экономику стран третьего мира, включая замену импорта. В 1970-х и 1980-х годах помощь Comecon была направлена ​​на экспортно-ориентированные отрасли. Страны третьего мира оплатили эту поддержку продуктами, произведенными в рамках проекта, которому Comecon оказал помощь. Эта политика обеспечила Comecon стабильным источником необходимых поставок в дополнение к политическому влиянию в этих стратегически важных областях.

Ссылки

Эта статья включает материалы, являющиеся общественным достоянием, с веб-сайта Библиотеки Конгресса США по изучению стран http://lcweb2.loc.gov/frd / cs /. [1 ]

Последняя правка сделана 2021-05-24 04:55:22
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте