Всемирная история

редактировать
Академическая область, изучающая историю с точки зрения

Всемирная история или глобальная история как поле историческое исследование исследует историю с глобальной точки зрения. Он возник много веков назад; Среди ведущих практиков были Вольтер (1694-1778), Гегель (1770-1831), Карл Маркс (1818-1883) и Арнольд Дж. Тойнби (1889-1975). Эта область стала более активной (с точки зрения преподавания в университетах, научных, научных журналов и академических ассоциаций) в конце 20 века. Его не следует путать с сравнительной историей, которая, как и всемирная история, имеет дело с историей культурных и наций, но не в глобальном масштабе. Мировая история ищет общие закономерности, которые проявляются во всех культурах. Мировые историки используют тематический фокус подход к двум регионам: интеграция (как закономерности всемирной истории раскрывают разнообразие человеческий опыт ).

Содержание

  • 1 Создание иметры поля
    • 1.1
  • 2 История
    • 2.1 Досовременный
    • 2.2 Ранний современный
    • 2.3 Современное
  • 3 Историческое образование Организации
    • 3.1 США
  • 4 Недавние
  • 5 Авторы и их книги по всемирной истории
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Библиография
    • 8.1 Обзоры мировой истории
    • 8.2 Транснациональные истории
    • 8.3 Атласы
    • 8.4 Историография
  • 9 Внешние ссылки

Создание и периметры поля

Джерри Х. Бентли заметил, что «всемирная история никогда не была ясным означающим со стабильным референтом», и это использование термина пересекается с универсальной историей, сравнительной историей, глобальная историческая боль, шая история, макроистория и транснациональная история и др.

Появление всемирной истории как отдельной области изучения может быть восходит к 1960-м годам, но темпы роста ускорились в 1980-х. Ключевым шагом стало создание Всемирной исторической программной ассоциации и создание для аспирантов в нескольких университетах. В последующие десятилетия количество научных публикаций, профессиональных и академических программ магистратуры по всемирной истории увеличилось. Всемирная история часто вытесняла западную цивилизацию в обязательной учебной программе средних школ.

Всемирная история пытается распознать и обратиться к двум структурам, которые сформировали профессиональное написание истории:

  1. Тенденция к использованию нынешних национальных государств для определения границ и целей исследований прошлого.
  2. Глубокое наследие евроцентрических предположений (особенно, но не только, в западных историях).

Таким образом, всемирная история стремится изучить сети, связи и системы, которые пересекают границы исторического исследования, такие как лингвистические, культурные и национальные границы. Всемирная история занимается крупномасштабными изменениями в человеческом обществе, таким как индустриализация и распространение капитализма, и анализирует, масштабные изменения как это повлияло на разные части мира. Всемирная история имеет масштабы, выходящие далеко за рамки традиционного внимания историков к, войнам и дипломатии, охватывая целый арсенал таких предметов, как гендерная история, социальная история, история культуры и экологическая история.

Организации

История

Досовременный

Изучение всемирной истории в отличие от национальной истории существовала во многих мировых культурах. Однако ранние формы всемирной истории не были по настоящему времени глобальными и ограничивались регионами, известными историками.

В Древняя история Китая китайская всемирная история, история Китая и окружающих его народов Восточной, основанная на династическом цикле, сформулированном Автором Сыма Цянь около 100 г. до н.э. Модель Сыма Цяня основана на Мандате Небес. Правители поднимаются, когда они объединили Китай, и свергнуты, когда правящая династия стала коррумпированной. Каждая новая династия начинается с добродетельной и сильной династии, но затем распадается, провоцируя передачу Небес новому правителю. Испытание добродетели в новой династии - успех подчинения Китая и соседних варваров. Спустя 2000 лет модель Сыма Цяня по-прежнему доминирует в науке, хотя династический цикл больше не используется в современной истории Китая.

В Древней Греции, Геродот (V до н.э.), как основатель греческой историографии, представляет проницательные и живые обсуждения обычаев, географии и истории средиземноморских народов, особенно египтян. Его великий соперник Фукидид сразу же отказался от всеобъемлющего подхода Геродота к истории, предложив взамен более точную, четко сфокусированную монографию, касающуюся не огромных империй на протяжении веков, а 27-летней войны между Афинами и Спартой.. В Риме обширная патриотическая история Рима Ливия (59 г. до н.э. - 17 г. н.э.) приближалась к Геродотийской инклюзивности; Полибий (ок. 200–118 до н. Э.) Стремился объединить логическую строгость Фукидида с Геродота.

Рашид ад-Дин Фадл-аллах Хамадани (1247–1318), был персидским врачом Еврейского происхождения, писатель-эрудит и историк, писал огромную исламскую историю часто, Джами ат-Таварих, на персидском языке, считался вехой в межкультурной историографии и ключевой документ об Ильханидах (13-14 века). Его энциклопедические знания о широком спектре культур от Монголии до Китая до степей Центральной Азии и Африки самого прямого доступа к информации о поздней монгольской эпохе. Его демонстрация также подчеркивает, каким образом Монгольская империя и ее упор на вводе религиозного и религиозного обмена и интеллектуального брожения, что привело к приведению идей с Востока на Запад и наоборот.

Один мусульманский ученый, Ибн Халдун (1332-1409) порвал с традиционализмом и модель исторических изменений Мукаддиме, изложение методологии научной истории. Ибн Халдун сосредоточил внимание на причинах подъема и падения цивилизации, утверждая, что причины изменений следует искать в экономической и социальной структуре общества. Его работы в основном игнорировались в мусульманском мире. В случае мусульманских, китайских и индийских религиозных лидеров, сделав их неподготовленными к советам национальных лидеров о том, как противостоять европейскому вторжению в Азию после 1500 года нашей эры.

Раннее Новое время

В течение Ренессанса в Европе история писалась о государствах или нациях. Изучение истории изменилось в период Просвещения и романтизма. Вольтер описал историю определенных эпох, которые он считал важными, вместо того, чтобы описывать события в хронологическом порядке. История стала самостоятельной дисциплиной. Это больше не называлось философией историей, а просто историей (историей). Вольтер в 18 попытался произвести революцию в изучении мировой истории. Во-первых, Вольтер пришел к выводу, что традиционное изучение истории ошибочно. Христианская церковь, одно из самых могущественных образований его времени, представила основу для изучения истории. Вольтер, когда писал «Историю Карла XII» (1731 г.) и «Эпоху Людовика XIV» (1751 г.), вместо этого решил сосредоточиться на экономике, политике и культуре. Эти аспекты истории были в основном исследованы его современниками, и каждый из них разовьется в свои собственные всемирные истории. Помимо всего прочего, Вольтер наиболее важной мировой истории. Национализм и религия только вычитались из объективной истины, поэтому Вольтер освободился от их влияния, когда записал историю.

Джамбаттиста Вико (1668–1744) в Италии написал Scienza nuva seconda (Новая наука) в 1725 году, в которой утверждена история как обратное воли и поступков. Он думал, что люди - историческая сущность. Каждую эпоху следует рассматривать как единое целое, в котором все аспекты культуры - искусство, религия, философия, политика и экономика - взаимосвязаны (точка зрения, развитая позже Освальдом Шпенглером ). Вико показал, что миф, поэзия и искусство - это отправные точки к раскрытию истинного духа культуры. Вико изложил концепцию исторического развития, в которой проходят великие культуры, такие как Рим, проходят циклы роста и упадка. Его идеи вышли из моды в период Просвещения, но оказали влияние на историков-романтиков после 1800 года.

Основное теоретическое обоснование всемирной истории было дано немецким философом Г. В. Ф. Гегель, рассматривавший современное прусское государство как последнюю (хотя часто путаемую с высшей) стадию мирового развития.

Г.В.Ф. Гегель разработал три линзы, которые, как он считал, можно смотреть на мировую историю. Документы, созданные в течение исторического периода, такие как журнальные записи и договорные соглашения, считались Гегелем частью Первоначальной истории. Эти документы людьми, окруженными культурой, делает их проводниками жизненно-языковую информацию, но также ограничивает их контекстные знания. Документы, относящиеся к Первоначальной истории Гегеля, классифицируются современными историками как первоисточники.

Отражательная история, вторая линза Гегеля, - это документы, написанные с некоторыми временными расстояниями, разделяющими события, которые обсуждаются в академической литературе. Что ограничивало эту линзу, согласно Гегелю, так это навязывание писателей культурных ценностей и взглядов на историческое событие. Эта критика Отражательной истории была позже формализована антропологами Францем Боа и названа Аленомком как культурный релятивизм. Обе эти линзы Гегель считал частично дефектными.

Гегель называл линзу, которую он отстаивал для рассмотрения мировой истории, философской историей. Чтобы смотреть на историю через эту призму, необходимо объективно проанализировать события, цивилизации и периоды. Сделав это таким образом, историк может извлечь из своих исследований преобладающую тему. Этот объектив отличается от других, потому что он лишен каких-либо изображений предубеждений и более аналитический подход к истории. Всемирная история может быть сосредоточенной темой, поэтому сосредоточение внимания на наиболее ценной информации из периодов. Эта третья линза, как и определения Гегелем двух других, повлияла на изучение истории в период раннего Нового времени и в наш современный период.

Еще одним историком раннего Нового времени был Адам Фергюсон. Основным вкладом Фергюсона в изучение мировой истории был его «Очерк истории гражданского общества» (1767 г.). Согласно Фергюсону, всемирная история представляет собой сочетание двух форм истории. Один был естествознанием; аспекты нашего мира, создал Бог. Другой, более революционный, был социальная история. Для него социальная история был прогрессом, достигнутым людьми в выполнении Божьего плана для человечества. Он считал, что прогресс, который может быть достигнут с помощью людей, стремящихся к коммерческому успеху, приблизит нас к идеальному обществу; но никогда не достигли одного. Однако он также предположил, что полное коммерческому успеху может привести к краху общества - как это случилось в Риме - потому что люди потеряли нравственность. Через эту линзу Фергюсон рассматривал мировую историю как борьба гуманитарных наук за достижение идеального общества.

Генри Хоум, лорд Камес был философом во времена Просвещения и внес свой вклад в изучение мировой истории. В своем крупном историческом труде «Очерки истории человека». Первым и наиболее примитивным этапом были небольшие группы охотников-собирателей. Затем, чтобы сформировать более крупные группы, люди перешли на вторую стадию, когда они начали приручать животных. Третий этап - развитие сельского хозяйства. Эта новая технология установила уровень сотрудничества между значительными группами людей. По мере того, как люди собираются в сельскохозяйственных деревнях. На четвертом этапе люди переезжали в рыночные города и морские порты, где сельское хозяйство было в центре внимания. Вместо этого в обществе коммерция и другие формы труда. Определяя этапы обратной истории, Хомс оказал влияние на своих преемников. Он также внес свой вклад в развитие других исследований, таких как социология и антропология.

марксистская теория из исторического материализма утверждает, что история мира в основном состоит из материальных условий в любой момент времени - другими словами, отношения, которые люди друг с другом для основных, таких как питание, одежда и жилье для себя и своих семей. В целом Маркс и Энгельс утверждали, что определили пять последовательных стадий развития этих материальных условий в Западной Европе. Теория делит историю мира на следующие периоды: первобытный коммунизм; Рабовладельческое общество; Феодализм; Капитализм; и социализм.

Регна Дарнелл и Фредерик Глич утверждают, что в Советском Союзе марксистская теория истории была единственной принятой ортодоксальностью и подавляла исследования других исторических школ. Однако приверженцы теорий Маркса утверждают, что Сталин исказил марксизм.

Современный

Мировая история стала популярным жанром в 20 веке с универсальной историей. В 1920-х годах несколько бестселлеров были посвящены истории мира, в том числе обзоры История человечества (1921) Хендрика Виллема ван Луна и Очерк истории. (1918) от Х.Г. Уэллс. Влиятельные писатели, которые достигли широкой аудитории, включают Х. Дж. Уэллс, Освальд Спенглер, Арнольд Дж. Тойнби, Питирим Сорокин, Кэрролл Куигли, Кристофер Доусон и Льюис Мамфорд. В число ученых, работающих в этой области входят Эрик Фогелин, Уильям Харди Макнил и Майкл Манн. Благодаря развивающимся технологиям, таким как методы датирования и геодезические лазерные технологии, называемые LiDAR, современные историки получают доступ к новой информации, которая меняет способ изучения прошлых цивилизаций.

Шпенглер Закат Запада (2 тома 1919–1922) сравнивает девять экологических культур: египетскую (3400 г. до н.э. - 1200 г. до н.э.), индийскую (1500 г. до н. э. - 1100 г. до н.э.), китайскую (1300 г. до н.э. - 200 г. н.э.), Классический (1100–400 до н.э.), византийский (300–1100 гг.), Ацтекский (1300–1500 гг.), Арабский (300–1250 гг.), Майя (600–960 гг.) И западный (900–1900 гг.). Его книга оглушительный успех среди интеллектуалов во всем мире, она предсказывала распад и американскую цивилизацию после насильственных «эпохи цезаризма», аргументирующими это подробными аналогами с цивилизациями. Это усиливается пессимизм в Европе после Первой мировой войны и было встречено интеллектуалами в Китае, Индии и Латинской Америке, которые надеялись, что его предсказания о крахе европейских империй скоро сбудутся.

В 1936–1954 гг. Десятитомник Тойнби «Исследование истории» вышел в виде трех отдельных частей. Он последовал за Шпенглером в сравнительно актуальном подходе к независимой цивилизации. Тойнби сказал, что они демонстрируют поразительные параллели в своем происхождении, росте и упадке. Тойнби отверг биологическую модель цивилизаций Шпенг как организмов с типичной продолжительностью жизни 1000 лет. Как и Сыма Цянь, Тойнби объяснил упадок своим моральным падением. Многие читатели обрадовались его заявлению (в томах 1–6) о том, что только возвращение к какой-либо форме католицизма может остановить распад западной цивилизации, начавшийся с Реформации. В томах 7–10, опубликованных в 1954 году, религиозное послание было отброшено, и его популярная аудитория ускользнула, а ученые разобрали его ошибки.

Макнил написал Возвышение Запада (1963).), чтобы улучшить Тойнби, форму, как отдельные цивилизации Евразии используют с самого начала своей истории, заимствуя друг друга у друга критические навыки и тем самым ускоряют дальнейшие изменения по мере необходимости корректировки между традиционными старыми и заимствованными новыми знаниями и практикой. Макнил использовал широкий подход, основанный на взаимодействии людей по всей Земле. В последнее время такие взаимодействия стали как более многочисленными, так и более постоянными и существенными. Примерно до 1500 года сетью коммуникации между культурами была Евразия. Термины для этих методов анализа различаются от одного историка мира к другому, используя и мир-систему и ойкумену. Широко распространена информация о межкультурных контактах.

Историческое образование

Соединенные Штаты

Еще в 1884 г. Ассоциация выступала за изучение прошлого в мировом масштабе. Т. Уолтер Уоллбэнк и Аластер М. Тейлор соавторы «Цивилизация прошлого и настоящего», первого учебника всемирной истории, своего в США (1942 г.). Вместе с авторами этой очень успешной работы множество изданий до первого десятилетия десятилетия века. Согласно выпуску "Золотая годовщина" 1992 года, целью "Цивилизации прошлого и настоящего" было представить обзор мировой истории культуры, рассматривая развитие и рост цивилизации не как уникальный европейский опыт, как глобальный опыт, который через все великие культурные системы использовали постоянную для создания современного мира. Он попытался включить все элементы истории - социальные, экономические, политические, религиозные, эстетические, правовые и технологические ». Подобно, как Первая мировая война сильно подтолкнула американских историков к изучению западной цивилизации, Вторая мировая война улучшила глобальные перспективы, особенно в Азии и Африке. Луи Готтшалк, Уильям Х. Макнил и Лефтен С. Ставрианос лидерами интеграции всемирной истории в учебную программу Американского колледжа. Готтшалк начал работу над «Историей человечества: культурное и научное развитие» ЮНЕСКО в 1951 году. Макнил, под данной Тойнби, расширил свою работу по ХХ веку на новые темы. С 1982 года Всемирная историческая ассоциация в ассоциативных ассоциациях начала, чтобы помочь профессорам истории расширить программу курсов для первокурсников; Всемирная история стала популярной заменой курсов по регистрации цивилизации. Профессора Патрик Мэннинг из Центра всемирной истории Питтсбургского университета; и Росс Э. Данн из штата Сан-Диего лидерами в продвижении инновационных методов обучения.

В истории других дисциплинах, таких как искусства и истории архитектуры, также продвигались глобальные перспективы. В школах школы архитектуры в США теперь требуется, чтобы преподавали историю, которая включает незападную или глобальную перспективу. Это отражает попытки отойти от стандартного евроцентрического подхода, который доминировал в этой области.

Недавние темы

За последние годы отношения между африканской и мировой историей быстро изменились. от антипатии к вовлечению и синтезу. Рейнольдс (2007) исследует взаимосвязь между африканской и мировой историей, уделяет особое внимание противоречию между парадигмой территорий территорий и растущим акцентом всемирной истории на связях и обмене через региональные границы. Также представлено более подробное изучение недавних обменов мнениями и дебатов по поводу достоинств этого обмена. Рейнольд рассматривает взаимосвязь между африканской и мировой историей как меру меня исторических исследований за последнее столетие.

Авторы и их книги по всемирной истории

См. также

Литература

Библиография

Обзоры мировой истории

  • Бейли, Кристофер Алан. Рождение современного мира, 1780-1914: глобальные связи и сравнение (Blackwell, 2004)
  • Bullet, Ричард и др., Земля и ее народы, 6-е изд. 2 vol, 2014), университетский учебник
  • Дайкер, Уильям Дж. Дайкер и Джексон Дж. Спилфогель. Всемирная история (2 том 2006), университетский учебник
  • Гомбрих, Эрнст. Немного истории мира (1936 и 1995)
  • Гренвилл, J.A.S. История мира: от 20 до 21 века (2005)
  • Маккей, Джон П. и Беннетт Д. Хилл. История мировых обществ (2 том 2011 г.), университетский учебник
  • Макнил, Уильям Х. Всемирная история (1998), университетский учебник
  • Макнил, Уильям Х., Джерри Х. Бентли, и Дэвид Кристиан, ред. Беркширская энциклопедия всемирной истории (5 том 2005 г.)
  • Остерхаммель, Юрген. Трансформация мира: глобальная история девятнадцатого века (Princeton University Press, 2014), 1167pp
  • Пейн, Линкольн. Море и цивилизация: морская история мира (Кнопф, 2013). Стр. xxxv + 744. 72 иллюстрации, 17 карт. выдержка
  • Робертс, Дж. М. и О. А. Вестад. История мира (2013)
  • Розенберг, Эмили и др. ред. Связь мира: 1870-1945 (2012)
  • Стирнс, Питер Н. изд. Оксфордская энциклопедия современного мира: с 1750 г. по настоящее время (8 том, 2008 г.)
  • Стернс, Питер Н. Промышленная революция в мировой истории (1998) онлайн-издание
  • Шульц, Тад. Тогда и сейчас: как мир изменился со времен W.W. II. (1990). 515 с. ISBN 0-688-07558-4 ; Популярная история
  • Тиньор, Роберт и др. Миры вместе, миры врозь: история мира (4-е изд, 2 тома 2013 г.), Университетский учебник
  • Уотт, Д. К., Фрэнк Спенсер, Невилл Браун. История мира в двадцатом веке (1967)

Транснациональные истории

  • Адам, Томас. Межкультурные трансферы и создание современного мира, 1800–2000 годы: источники и контексты (2011)
  • Бун, Мартен. «Деловое предприятие и глобализация: к истории транснационального бизнеса». Обзор истории бизнеса 91.3 (2017): 511-535.
  • Дэвис, Томас Ричард. НПО: Новая история транснационального гражданского общества (2014).
  • Эмбер, Кэрол Р. Мелвин Эмбер и Ян А. Скоггард, ред. Энциклопедия диаспор: культуры иммигрантов и представителей во всем мире (2004).
  • Ирие, Акира. Глобальная и транснациональная история: прошлое, настоящее и будущее (2010), 94 стр.
  • Ирие, Акира и Пьер-Ив Сонье, ред. Словарь Пэлгрейва транснациональной истории: с середины XIX века до наших дней (2009 г.); 1232pp; 400 работ ученых.
  • Остерхаммель, Юрген и Нильс П. Петерсон. Глобализация: краткая история (2009)
  • Пике Франк Н., Ньири Пал, Тунё Метте и Седданьо Антонелла. Транснациональные китайцы: фуцзянские мигранты в Европе (2004)
  • Сонье, Пьер-Ив. Транснациональная история (2013)

Атласы

  • Барраклаф, Джеффри, изд. Атлас мировой истории Times (1979).
  • Ловушка, Брайан. Карта истории современного мира (1982)
  • Дарби, Х. К. и Х. Фуллард, ред. Новая Кембриджская современная история, Vol. 14: Атлас (1970)
  • Хейвуд, Джон. Атлас всемирной истории (1997) онлайн бесплатно
  • Киндер, Герман и Вернер Хильгеманн. Якорный атлас всемирной истории (2 том, 1978); продвинутые аналитические карты, в основном Европы
  • О'Брайан, Патрик. Атлас всемирной истории (2010). выдержка
  • Рэнд МакНалли. Исторический атлас мира (1997) онлайн бесплатно
  • Сантон, Кейт и Лиз Маккей, ред. Атлас всемирной истории (2005).

Историография

  • Адас, Майкл. Очерки истории двадцатого века (2010); исторические очерки всемирной истории, концептуализирующие "длинный" 20 век, с 1870-х до начала 2000-х.
  • Аллардайс, Гилберт. «К всемирной истории: американские историки и приближение всемирной истории». Журнал всемирной истории 1.1 (1990): 23-76.
  • Бентли, Джерри Х., изд. Оксфордский справочник по всемирной истории (Oxford University Press, 2011)
  • Костелло, Пол. Мировые историки и их цели: ответы на вопросы модернизации в двадцатом веке (1993).
  • Кертин, Филип Д. «Глубина, масштаб и актуальность», Американское историческое обозрение, Том. 89, № 1 (февраль 1984 г.), стр. 1–9 в JSTOR
  • Данн, Росс Э., изд. Новая мировая история: товарищ учителя. (2000). 607pp. ISBN 978-0-312-18327-1 онлайн-обзор
  • Фрай, Нортроп. «Возвращение Шпенглера» в Northrop Frye о современной культуре (2003), стр. 297–382, впервые опубликовано в 1974 году; онлайн
  • Хэйр, Дж. Лоуренс и Джек Уэллс. «Обещая мир: опросы, учебные программы и проблемы глобальной истории», Учитель истории, 48 (февраль 2015 г.), стр: 371-88. онлайн
  • Хьюз-Уоррингтон, Марни. Palgrave Advances in World History (2005), 256 стр., Статьи ученых
  • Ланг, Майкл. «Глобализация и глобальная история в Тойнби», Журнал всемирной истории, 22 №4, декабрь 2011 г., стр. 747–783 в проекте MUSE
  • Макиннес, Нил. «Великий предсказатель судьбы: новый взгляд на Освальда Шпенглера». Национальный интерес 1997 (48): 65–76. ISSN 0884-9382 Полный текст: Эбско
  • Макнил, Уильям Х. «Меняющаяся всемирная история». История и теория 1995 34 (2): 8–26. ISSN 0018-2656 в JSTOR
  • Мэннинг, Патрик. Навигация по всемирной истории: историки всемирного прошлого (2003), важное руководство по всей отрывок и текстовый поиск ; онлайн-обзор
  • Мазлиш, Брюс. «Сравнение глобальной истории с всемирной историей», журнал междисциплинарной истории, Vol. 28, No. 3 (Зима, 1998), стр. 385–395 в JSTOR
  • Мур, Роберт И. «Всемирная история». в издании Майкла Бентли, Companion to Historiography (1997): 941-59.
  • Национальный центр истории в школах Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Всемирная история: большие эпохи, краткая история человечества (2009), 96 стр.
  • Нейберг, Майкл С. Война в мировой истории (2001) онлайн-издание
  • Патель, Клаус Киран: Транснациональная история, European History Online, Майнц: Институт европейской истории (2011) получено: 11 ноября 2011 г.
  • Ричардс, Майкл Д. Революции в мировой истории (2003) интернет-издание
  • Рупп, Хайди, изд. Обучение всемирной истории: Справочник. (1997), 274 стр.; онлайн-издание
  • Заксенмайер, Доминик, «Глобальные перспективы глобальной истории» (2011), Кембридж, UP
  • Смил, Вацлав. Энергия в мировой истории (1994) онлайн-издание
  • Телье, Люк-Норманд. Городская всемирная история (2009), PUQ, 650 страниц; интернет-издание
  • Уоттс, Шелдон. Болезни и медицина в мировой истории (2003) онлайн-издание

Внешние ссылки

Профессиональные группы
Ресурсы
Последняя правка сделана 2021-06-21 05:05:48
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте