International Sweethearts of Rhythm

редактировать
Американский женский джаз-бэнд

International Sweethearts of Rhythm
Также известен какВозлюбленные Ритма
ПроисхождениеПайни Вудс, Миссисипи, США
ЖанрыДжаз
Годы активности1937 (1937) –1949 (1949)
LabelsRosetta Records

The International Sweethearts of Rhythm была первой объединенной женской группой в США. В 1940-х годах в составе группы были одни из лучших женщин-музыкантов того времени. Они играли свинг и джаз на национальном уровне, включая Apollo Theater в Нью-Йорке, Regal Theater в Чикаго и Театр Говарда в Вашингтоне, округ Колумбия. После выступления в Чикаго в 1943 году Chicago Defender объявил, что группа является «одним из самых ярких сценических шоу, когда-либо поднимавших крышу театра!» Совсем недавно их назвали «наиболее выдающимся и, вероятно, лучшим объединением женщин в эпоху биг-бэндов ». Во время феминистских движений 1960-х и 1970-х годов в Америке "Международные возлюбленные ритма" вновь приобрели значительную популярность, особенно среди феминистских писателей и музыковедов, которые поставили своей целью изменить дискурс об истории джаза, чтобы в равной степени охватить как мужчин, так и женщины-музыканты. Антуанетта Хэнди, флейтист, была одним из ученых, который задокументировал историю этих цветных музыкантов.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Уход из Пайни Вудс
    • 1.3 Популярность
    • 1.4 Складывание
  • 2 Наследие
  • 3 Персонал
  • 4 Дискография
    • 4.1 Список треков
  • 5 Фильмография
  • 6 См. Также
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки

История

Ранние годы

Первые участники группы познакомились в Piney Woods Country Life School, школе для бедных и Афро-американские дети, в Миссисипи в 1938 году. Большинство посещавших Пайни Вудс были детьми-сиротами, в том числе участница группы Хелен Джонс, которую усыновили директор и основатель школы (также Первоначальный руководитель группы Sweethearts), доктор Лоуренс С. Джонс. Во время интервью на женском джазовом фестивале в Канзас-Сити в 1980 году участница группы Хелен Джонс объясняет, что само существование International Sweethearts of Rhythm было прямым результатом видения доктора Джонса, которого в 1930-х годах вдохновила Ина Рэй Хаттон <205 Melodears, чтобы создать женский джаз-бэнд в Пайни Вудс. Всегда будучи предпринимателем, когда дело касалось сбора средств, в начале 1920-х годов доктор Джонс поддержал школу, отправив на гастроли женскую вокальную группу под названием «Певцы цветущего хлопка». После успеха в сборе средств женской вокальной группы и нескольких других музыкальных групп Piney Woods, в 1937 году он сформировал Swinging Rays of Rhythm, женскую группу во главе с Консуэлой Картер. Группа много гастролировала по Востоку, собирая деньги для школы. По словам саксофониста и лидера группы Лу Холлоуэя, Swinging Rays of Rhythm заняли свое место в качестве новой полностью женской свинг-группы в резиденции Piney Woods после апреля 1941 года, когда Sweethearts начали путешествовать по стране. Холлоуэй также показывает, что Swinging Rays были дублерами Sweethearts, и они заходили так далеко, что выступали для Sweethearts всякий раз, когда Sweethearts были вынуждены посещать школу, потому что они пропускали слишком много уроков. Действительно, в 1941 году несколько девушек из группы сбежали из школьного автобуса, когда узнали, что некоторые из них не закончат учебу, потому что они гастролировали с группой, вместо того чтобы сидеть в классе.

Покидая Пайни Вудс

Вскоре получив признание на национальном уровне, женский джаз-бэнд Пайни Вудс, известный как International Sweethearts of Rhythm, который с момента создания группы в 1937 году выступал вместе со школой, стал профессионалом и разорвал связи с Пайни. Вудс в апреле 1941 года. Вскоре после этого группа обосновалась в Арлингтоне, Вирджиния, где им помогал богатый вирджинец. Представители разных рас, включая латиноамериканцев, азиатов, европеоидов, чернокожих, индийцев и пуэрториканцев, придали группе «интернациональный» оттенок, и группе было присвоено название International Sweethearts of Rhythm. В состав группы, состоящей из 14-19-летних, входили Полин Брэдди (на барабанах учился Сид Катлетт и Джо Джонс ), Уилли Мэй Вонг (саксофон), Эдна Уильямс и тринадцать других, включая Хелен Джонс Вудс, которая была дочерью основателя школы Пайни Вуд. Анна Мэй Уинберн стала лидером оркестра в 1941 году после ухода со своей прежней должности руководителя мужской группы Cotton Club Boys в Северной Омахе, Небраска, в которой знаменитого гитариста Чарли Кристиана, пока на группу не «совершил набег» Флетчер Хендерсон. После того, как она присоединилась к группе, Уинберн оставался лидером их группы до их расформирования.

Первым композитором группы был Эдди Дарем, а его место занял Джесси Стоун. в 1941 году. Дарем оставил Sweethearts, чтобы сформировать свою собственную группу, All-Star Girls Orchestra Эдди Дарема, взяв с собой некоторых из Sweethearts. Самым большим вкладом Джесси Стоуна в группу было то, что он привлек больше профессиональных музыкантов к исполнителям и много работал, чтобы преодолеть разрыв в инструментальном мастерстве между более и менее опытными участниками группы. Двумя из добавленных Стоуном звездных исполнителей были трубач-вокалист Эрнестина «Крошка» Дэвис и саксофонист Ви Бернсайд, оба когда-то были членами полностью чернокожих в середине 1930-х годов Гарлема. Playgirls. Новый альбом International Sweethearts of Rhythm, состоящий из 16 пьес, отличался сильной духовой секцией, тяжелой перкуссией и глубоким ритмическим чувством, наряду со многими из лучших женщин-музыкантов того времени. Льюис Портер в обзоре пластинок, разделяют общие стилистические качества группы, которые показаны в одноименной записи группы, The International Sweethearts of Rhythm: «Шестнадцать записей здесь показывают динамичную игру блюза и драйвовые риффы, которыми была отмечена группа, как показано в Радиослужба Вооруженных Сил передает передачи 1945 и 1946 годов.

Места, где играли International Sweethearts of Rhythm, такие как Apollo Theater в Гарлеме, Театр Ховарда в Вашингтоне, округ Колумбия, Театр Регал в Чикаго, Коттон Клуб в Цинциннати, Ривьера в Санкт-Петербурге. Луи, Страна грез в Омахе или Клубная плантация и Театр на миллион долларов в Лос-Анджелесе были преимущественно, если не только, f или черная аудитория. Действительно, Леонард Фезер заявляет в статье Los Angeles Times о Международных возлюбленных ритма, что «если вы белый, независимо от вашего возраста, скорее всего, вы никогда не слышали о возлюбленных [...]». В любом случае Sweethearts быстро стали известными, о чем свидетельствует одно шоу Howard Theater, когда группа установила новый рекорд кассовых сборов в 35000 зрителей за одну неделю 1941 года. Большое преимущество для гастролей по штатам. в том, что в Голливуде, штат Калифорния, они могли снимать короткометражные фильмы, чтобы использовать их в качестве «наполнителя» в кинотеатрах.

В то время как International Sweethearts of Rhythm имели успех, они совершили два тура от побережья до побережья. К сожалению, в их автобусе на протяжении всей их гастрольной карьеры оставалось несколько препятствий. Тем не менее, как расово смешанная группа, они бросили вызов законам Джима Кроу Юга. Из-за законов Джима Кроу в южных штатах бывшей Конфедерации, во время гастролей Sweethearts по США пианист группы Джонни Мэй Райс упоминает в 1980 году в Канзас-Сити для женщин. Интервью Jazz Festival о том, что «[Они] практически жили в автобусе, используя его для музыкальных репетиций и обычных школьных занятий, арифметики и всего остального». Несмотря на то, что они были звездами по всей стране, когда группа путешествовала по югу, все участники ели и спали в автобусе из-за законов о сегрегации, которые не позволяли им пользоваться ресторанами и отелями. Во время женского джазового фестиваля в Канзас-Сити в 1980 году участница группы Роз Крон (саксофонист) рассказала об одном из многих важных событий, которые она и группа пережили во время турне по югу Джима Кроу: «Мы, белые девушки, должны были сказать:« Моя мать была чернокожей. а мой отец был белым », потому что так было на юге. Ну, я поклялся шерифу в Эль-Пасо, что я такой. Но он просмотрел мой бумажник и нашел фотографию, на которой сидят мои мать и отец. перед нашим маленьким домиком в Новой Англии с частоколом, и он просто не загустевал. Так что я провел ночь в тюрьме ». Из-за ситуаций, подобных этой, участники группы постоянно прибегали к дополнительным мерам предосторожности. Например, белые женщины в группе использовали темный макияж на сцене, чтобы избежать ареста. Как будто расовой дискриминации было недостаточно, как профессиональные, путешествующие музыканты, на протяжении большей части своей гастрольной карьеры расово интегрированные Sweethearts, к сожалению, зарабатывали относительно мало денег, чтобы поддерживать себя, как объясняет Вилли Мэй Вонг Скотт (саксофонист группы) в 1980 году. Интервью на женском джазовом фестивале в Канзас-Сити: «Первоначальные участницы получали 1 доллар в день на еду плюс 1 доллар в неделю, на общую сумму 8 долларов в неделю. Это продолжалось годами, пока мы не получили существенное повышение - до 15 долларов в неделю. К тому времени, когда мы расстались, мы зарабатывали 15 долларов за ночь, три ночи в неделю ».

Популярность

После ухода Стоуна в 1943 году его заменил Морис Кинг, который продолжил традиция профессионализма, которую Стоун привнес в группу. Позже Кинг устроил Глэдис Найт и Детройт Спиннерс. В 1943 году группа выступала в Apollo Theater. В 1944 году журнал Downbeat назвал группу «Оркестром девушек №1 Америки». На тот момент International Sweethearts of Rhythm пользовались огромной популярностью среди афроамериканской публики, сыгравшей на концертах «битвы групп» против групп, возглавляемых Флетчером Хендерсоном и Эрлом Хайнсом и массовые распродажи, включая Rhumboogie Club в Чикаго. В книге «Международные возлюбленные ритма: женский джазовый оркестр из школы загородной жизни Пайни-Вудс» автор Д. Антуанетта Хэнди обнаруживает отчет «Нью-Йорк эпохи» начала 1944 года, в котором описывается одна конкретная битва между Международными возлюбленными ритма и большой мужской группой. группа:

В недавней 'Swing Battle of Music' перед десятитысячной толпой [Sweethearts] фактически получили большее количество голосов, чем Эрскин Хокинс и его группа! Они участвовали в подобных баталиях с Эрлом Хайнсом и другими известными «именными» группами.

Во время Второй мировой войны их требовали кампании по написанию писем от заграничных афроамериканских солдат, а в 1945 году группа отправилась в шестимесячный европейский тур по Франции и Германии, сделав их первыми чернокожими женщинами, которые путешествовали с USO.

В 1943 году, после создания All-Star Girl Orchestra Эдди Дарема, многие участники покинули Sweethearts, чтобы играть в новой группе.

Ви Уилсон, которая какое-то время была участницей International Sweethearts of Rhythm, прежде чем начала играть контрабас для Darlings of Rhythm в конце 1940-х, говорит о моментах в турне, когда афроамериканские группы, состоящие только из женщин, устраивали джем-сейшны, которые превращались в сессии "битвы групп", все это (временами) происходило перед мужской аудиторией:

Парни в те дни, у них было соревнование между Возлюбленными и Любимыми. Но «Любимые» сыграли. Боже, мы бывали с ними на джем-сейшнах, в каком бы городе мы ни были. Ребята, для них было новостью приехать посмотреть, как играют эти девочки. Они сказали: «Эти девушки играют как мужчины».

The International Sweethearts of Rhythm также выступили в 1948 году вместе с Диззи Гиллеспи на четвертом знаменитом ежегодном концерте Кавалькады джаза, который проходил в Wrigley Field в Лос-Анджелесе в сентябре. 12. Также в программе в тот день были Фрэнки Лейн, Джо Тернер, The Honeydrippers, Маленькая мисс Корншакс, Джимми. Уизерспун, Блендеры и Сенсации. Они также выступили на восьмом концерте «Кавалькада джаза», который проходил также в Wrigley Field в Лос-Анджелесе 1 июня 1952 года, когда Анна Мэй Уинберн была ведущей. Среди других известных художников были Джерри Уоллес, Тони Харпер, Рой Браун и его могучие люди, Луи Джордан, Джимми Уизерспун и Джозефин Бейкер.

В 1980 году джазовая пианистка и историк Мэриан МакПартленд убедила организаторов третьего ежегодного женского джазового фестиваля в Канзас-Сити включить встречу и групповое интервью с членами Международного Любители ритма. В это интервью были включены девять первоначальных участников, а также шесть дополнительных участников группы (четыре из которых были европеоидом ). Это интервью было неотъемлемым моментом в истории, когда многие из бывших участников группы смогли собраться вместе, вспомнить и поделиться некоторыми из самых ярких жизненных событий, когда женщины разных национальностей играли биг-бэнд джаз. музыка по всей Америке в конце 1930-х и на протяжении большей части 1940-х.

Сворачивание

Было названо множество причин, как известных, так и предполагаемых, почему International Sweethearts of Rhythm начали свой постепенный роспуск после того, как вернулись из своего европейского турне в 1946 году: брак, смена карьеры, усталость от постоянных гастролей, старение, нехватка денег на все усилия, управленческие проблемы, смерть в группе и т. д. Крошечному Дэвису пришлось отказаться от возможности снова отправиться в тур с группой в 1946 году. Миссис Рэй Ли Джонс продолжала бороться за жизнь International Sweethearts of Rhythm, но после 1946 года ключевые инструменталисты уже покинули группу, оставив группу, чтобы распасться и наконец раскрыться после кончины миссис Джонс в 1949 году.

Карлин Рэй Рассел, гитарист группы Sweethearts с мая 1946 по март 1947 года, отметила, что «музыкальные приливы меняются». Автор Д. Антуанетта Хэнди делится выводами историка джаза Фрэнка Тирро о серьезном изменении парадигмы в истории джаза во время роспуска группы Sweethearts:

бибоп музыканты Диззи Гиллеспи, Чарли Паркер, Телониус Монк, Кенни Кларк и др. пытались поднять качество джаза с уровня утилитарной танцевальной музыки до уровня камерного искусства [от 3 до 6 игроков]. В то же время он пытался поднять статус джазмена от артиста до артиста.

Наследие

Несмотря на то, что в популярных историях джаза неоднократно игнорировалось влияние International Sweethearts of Rhythm, группа пользовалась возрождением популярности среди феминисток в 1960-х и 1970-х годах. Фактически, группа была одной из первых, кто позиционировал себя как женская музыка. Несколько писателей-феминисток, музыковедов и других взяли на себя задачу повышения вклада женщин и их неотъемлемого участия в создании истории джаза. Например, Шерри Такер, автор нескольких статей на эту тему, а также книги «Swing Shift: All-Girl» Bands 1940-х годов, заявляет о важности вовлечения женщин в конструкцию, в которой доминируют мужчины. истории джаза:

[П] через серьезное изучение устных историй джазовых женщин, ученые могли бы изучить новые повествовательные стратегии для воображения и рассказывания историй джаза, в которых присутствуют и женщины, и мужчины. Поскольку женщины, которые играли на других инструментах, кроме фортепиано, редко были «любимыми артистами» «высших жанров», и поскольку они почти никогда не записывались, они не имели доступа к обманчивой «связности» традиционных историй. Таким образом, они имеют уникальную возможность предложить новые рамки для рассказа и интерпретации истории джаза.

С учетом вышесказанного, возможно, это один из величайших результатов феминистских движений 1960-х и 1970-х годов для International Sweethearts of Rhythm и их преданных поклонников. по крайней мере, это рекордный вклад продюсера Розетты Рейц, которая поделилась с миром небольшим, но наиболее существенным фрагментом слуховой истории. Ее биографические примечания к пластинке International Sweethearts of Rhythm, а также записи высочайшего качества стали доступны по всему миру через ее компанию Rosetta Records, которая занимается прежде всего представлением женщин и исполнителей блэк-джаза и блюза. которые обычно не признаются за их огромные таланты. За сборником пластинок International Sweethearts of Rhythm (1984) двумя годами позже последовал документальный короткометражный фильм, снятый и продюсируемый Гретой Шиллер и Андреа Вайс, «в начале третьего - волновое феминистское движение ". International Sweethearts of Rhythm: America's Hottest All-Girl Band, премьера которой состоялась в 1986 Нью-Йоркском кинофестивале.

Также проводились значительные исследования в отношении" международного "аспекта их название и влияние, которое оно оказало на признание группы афроамериканцами и белыми на Юге. По словам одного историка джаза, в состав группы входили Вилли Мэй Вонг, китайский саксофонист; Альма Кортес, мексиканский кларнетист; Нина де Лакруз, индийский саксофонист; и Нова Ли МакГи, гавайский трубач. Все они были детьми от смешанных родителей; остальные были афро-американцами ". Рекламный плакат выступления группы в сентябре 1940 года в Эмпории, штат Вирджиния включал текст «Величайшая женская группа Америки, международные возлюбленные ритма, в чьих венах течет кровь многих рас: индийских, мексиканских, китайских и т. Негр ». Первые белые музыканты присоединились к группе в 1943 году.

В группе также было несколько лесбиянок, включая Тайни Дэвиса, чья независимая музыкальная карьера и сотрудничество с Руби Лукас позже стали предметом обсуждения Шиллера и Вайса. 'документальный фильм Tiny and Ruby: Hell Divin' Women.

В 2004 году группа Kit McClure Band выпустила The Sweethearts Project на Redhot Records. Это трибьют-альбом, полностью записанный женской группой с использованием только песен, записанных Sweethearts.

В марте 2011 года шесть оставшихся в живых участников группы пожертвовали памятные вещи и артефакты из своих гастрольных лет Национальный музей американской истории. Церемония вручения пожертвований стала стартовым мероприятием Месяца признания джаза Смитсоновского института, и участники группы получили овации посетителей. Коллекция International Sweethearts of Rhythm в Архивном центре Национального музея американской истории предоставляет публике для исследования вырезки из новостей, фотографии, переписку, эфемеры из путешествий USO, информационные бюллетени, книги, связанные с группой, и звукозаписи.

В 2012 году сборник «International Sweethearts of Rhythm: Hottest Women's Band of the 1940-х» был выбран Библиотекой Конгресса для сохранения в Национальном реестре записей для «культурно, исторически или эстетически значимы».

Персонал

Состав International Sweethearts of Rhythm менялся на протяжении всей карьеры группы. Имена, перечисленные ниже, показывают, как участникам выставлялись счета в то время; имена после замужества могут быть разными.

  • Вирджиния Одли † - вокалистка
  • Грейс Байрон - саксофон
  • Джуди Бейрон - тромбон
  • Полин Брэдди † - ударные
  • Лоррейн Браун - тенор и баритон-саксофон
  • Нэнси Браун - труба
  • Клора Брайант - труба и вокалистка
  • Ви Бернсайд - теноровый саксофон
  • Тоби Батлер - труба
  • Ина Белль Берд † - саксофон, тромбон
  • Рэй Картер - труба
  • Эстер Луиза Кук - труба и тромбон
  • Альма Кортез † - кларнет и саксофон
  • Розалинд «Роз» Крон ‡ - альт-саксофон
  • Эрнестин «Крошка» Дэвис - труба
  • Нина де Ла Крус † - саксофон
  • Люсиль Диксон - бас
  • Эми Гаррисон - саксофон
  • Маргарет «Трамп» Гипсон - бас
  • Ион Гришем † - альт-саксофон
  • Ирен Гришам † - тенор-саксофон
  • Хелен Джонс † - тромбон
  • Зена Латто - саксофон
  • Роксанна Лукас - гитара
  • Эвелин МакГи † - вокалист
  • Нова Ли МакГи † - труба
  • Коллин Мюррей - te ни саксофон
  • Сэди Панки † - труба
  • Женева Фрэнсис Перри - альт и тенор-саксофон
  • Мардж Петтифорд - саксофон
  • Мим Полак - труба
  • Коринн Поузи - тромбон
  • Лена Поузи - тромбон
  • Карлин Рэй - контрабас
  • Джонни Мэй Райс † - фортепиано
  • Бернис Ротшильд † - бас
  • Хелен Сэйн - баритон и альт-саксофон
  • Эдна Смит - бас
  • Мэйбл Луиза «Биг Мэйбел » Смит - вокалистка
  • Эрнестин Снайдер †
  • Люси Снайдер †
  • Джонни Мэй Стэнсбери - труба
  • Джин Старр - труба
  • Жан Трэвис - тромбон
  • Эдна Уильямс † - труба, аккордеон, певица, аранжировщик
  • Сельма Ли Уильямс - тенор-саксофон
  • Анна Мэй Уинберн - руководитель группы, певица, фортепиано, гитара
  • Вилли Мэй Вонг † - баритон саксофон
  • Миртл Янг - теноровый саксофон

. Аранжировщики / музыкальные руководители:

.

† Члены уставной группы 1937 года:
‡ One of the first white Sweethearts

Дискография

Группа официально записала только четыре коммерческих песни за время своего существования.

  • International Sweethearts of Rhythm: Hottest Women's Band of the 1940s. (Rosetta Records 1312 руб.)

Трек-лист

  1. «Гальванизация» (Морис Кинг)
  2. «Милая Джорджия Браун (Берни, Пинкард, Кейси)
  3. «Буги-вуги с Центральной авеню» (Бак Клейтон )
  4. "Bugle Call Rag »(Мейерс, Петтис, Шебель)
  5. « Она без ума от жары »(Морис Кинг)
  6. "Jump Children" (Sweethearts and King)
  7. "Vi Vigor" (Морис Кинг)
  8. "Lady Be Good" (Джордж и Ира Гершвин )
  9. "Джин Милл Спешл" (Эрскин Хокинс )
  10. "Жимолость Роза "(Разаф и Уоллер )
  11. « Тот человек из Ины »(Морис Кинг)
  12. «Diggin 'Dykes» (Ви Бернсайд)
  13. «Don't Get It Twisted» (Морис Кинг)
  14. «Tuxedo Junction» (Dash, Johnson, Hawkins, Feyne)
  15. "Немного неистовый (Морис Кинг)
  16. " One O «Clock Jump» (Count Basie )

Следующий альбом представляет собой сборник многих их выступлений на радио в прямом эфире:

  • Hot Licks 1944-1946: Rare Recordings from One of Best American All Girl Bands of the Swing Era

Tracks : Bugle Call Rag, Galvanizing, Sweet Georgia Brown, Central Avenue Boogie, Lady Be Good, Gin Mill Special, Honeysuckle Rose, Diggin 'Dykes, Slightly Frankie, One O'Clock Jump, смокинг Junction, Jump Children, She's Crazy With The Heat, That Man Of Mine, Vi Vigor, Don't Get It Twisted

Есть также несколько треков, доступных на Big Band Jazz: The Jubilee Sessions 1943-1946 на Hindsight Records.

Фильмография

Международные возлюбленные ритма были показаны в нескольких короткометражных фильмах (включая Soundies ), одном полнометражном фильме и двух документальных фильмах. Это были:

  • Harlem Jam Session (1946 Associated Artists Productions - Soundie)
  • How About That Jive (1947 Associated Artists Productions - Soundie)
  • International Sweethearts of Rhythm (1946 Associated Artists Productions) - Soundie)
  • Jump Children (1946 Alexander Productions - Soundie)
  • That Man of Mine (Alexander Productions, 1946 - художественный фильм)
  • That Man of Mine (1946 Alexander Productions - Саунди)
  • Гарлемский карнавал (1949)
  • Международные возлюбленные ритма (документальный фильм 1986 года, режиссеры Грета Шиллер и Андреа Вайс )
  • Девушки в Группа (документальный фильм 2011 года, режиссер Джуди Чайкин; включает фрагменты о группе)

DVD 2004 года под названием Swing Era: Sarah Vaughan включает Вогана вместе с малоизвестным материалом из International Sweethearts of Rhythm.

См. Также

Дополнительная литература

  • Нельсон, Мэрилин (2009). Sweethearts of Rhythm: The Story of величайший девичий свинг-бэнд в мире. иллюстрировано Джерри Пинкни. Нью-Йорк, Нью-Йорк: книги набора. ISBN 9780803731875. OCLC 269282146. (книга для молодых взрослых)
  • Динс, Карен (2015). Swing Sisters: История международных возлюбленных ритма. проиллюстрировано Джо Сепедой (первое издание). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Дом отдыха. ISBN 9780823419708. OCLC 843785531.(детская книга)

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-24 04:45:42
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте