Международный бизнес

редактировать

Международный бизнес означает торговлю товарами, услугами, технологиями, капиталом и / или знаниями через национальные границы и в глобальном или транснациональном масштабе.

Он включает в себя трансграничные транзакции товаров и услуг между двумя или более странами. Операции с экономическими ресурсами включают капитал, навыки и людей с целью международного производства физических товаров и услуг, таких как финансы, банковское дело, страхование и строительство. Международный бизнес также известен как глобализация.

Для ведения бизнеса за рубежом многонациональным компаниям необходимо объединить отдельные национальные рынки в один глобальный рынок. Есть два фактора макроуровня, которые подчеркивают тенденцию к усилению глобализации. Первый состоит в устранении барьеров для облегчения трансграничной торговли (например, свободный поток товаров и услуг и капитала, именуемый «свободной торговлей »). Второй - технологические изменения, в частности, развитие технологий связи, обработки информации и транспорта.

Содержание

  • 1 Обзор
  • 2 Физические и социальные факторы конкурентоспособного бизнеса и социальной среды
    • 2.1 Операции
      • 2.1.1 Типы операций
      • 2.1.2 Основные импортные и экспортные товары в мире
    • 2.2 Выбор способа входа в международный бизнес
    • 2.3 Средства бизнеса
    • 2.4 Физические и социальные факторы
    • 2.5 Риски
  • 3 Факторы глобализации
  • 4 Важность международного бизнес-образования
    • 4.1 Важность изучения языка и культуры
    • 4.2 Важность изучения международного бизнеса
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки

Обзор

"Международный бизнес" также определяется как исследование процесса интернационализации транснациональных предприятий. Многонациональное предприятие (MNE) - это компания, которая имеет всемирный подход к рынкам, производству и / или операциям в нескольких странах. К хорошо известным многонациональным компаниям относятся компании быстрого питания, такие как: McDonald's (MCD), YUM (YUM), Starbucks Coffee Company (SBUX), Microsoft (MSFT) и т. Д. К другим лидерам промышленных многонациональных компаний относятся такие производители автомобилей, как Ford Motor Company, и General Motors (GMC). Некоторые производители бытовой электроники, такие как Samsung, LG и Sony, и энергетические компании, такие как Exxon Mobil и British Petroleum (BP), также являются транснациональными корпорациями.

Транснациональные предприятия варьируются от любого вида деловой активности или рынка, от потребительских товаров до производства оборудования; компания может стать международным бизнесом. Следовательно, для ведения бизнеса за рубежом компании должны знать обо всех факторах, которые могут повлиять на любую коммерческую деятельность, включая, помимо прочего: различие в правовых системах, политических системах, экономической политике, языке, стандарты бухгалтерского учета, стандарты труда, уровень жизни, экологические стандарты, местные культуры, корпоративные культуры, валютные рынки, тарифы, импорт и экспорт правила, торговые соглашения, климат и образование. Каждый из этих факторов может потребовать изменений в том, как компании работают из одной страны в другую. Каждый фактор имеет значение и взаимосвязь.

Одним из первых ученых, которые занялись разработкой теории транснациональных компаний, был канадский экономист Стивен Хаймер. На протяжении своей академической жизни он разрабатывал теории, которые пытались объяснить прямые иностранные инвестиции (ПИИ) и почему фирмы становятся транснациональными.

Согласно работе Хаймера, было три фазы интернационализации. Первым этапом работы Хаймера была его диссертация в 1960 году под названием Международные операции национальных фирм. В этой диссертации автор отходит от неоклассической теории и открывает новую область международного производства. Сначала Хаймер начал анализировать неоклассическую теорию и финансовые инвестиции, где основной причиной движения капитала является разница в процентных ставках. После этого анализа Хаймер проанализировал характеристики иностранных инвестиций крупных компаний для производства и прямых деловых целей, назвав это прямыми иностранными инвестициями (ПИИ). Анализируя два типа инвестиций, Хаймер отделил финансовые вложения от прямых инвестиций. Главной отличительной чертой была управляемость. Портфельные инвестиции - это более пассивный подход, и его основная цель - финансовая выгода, тогда как в случае прямых иностранных инвестиций фирма имеет контроль над операциями за рубежом. Таким образом, традиционная теория инвестиций, основанная на дифференцированных процентных ставках, не объясняет мотивы для ПИИ.

Согласно Хаймеру, есть два основных фактора, определяющих ПИИ; где несовершенная структура рынка является ключевым элементом. Первый - это преимущества конкретной фирмы, которые развиваются в конкретной стране происхождения компании и с выгодой используются в другой стране. Вторым определяющим фактором является устранение контроля, где Хаймер писал: «Когда фирмы взаимосвязаны, они конкурируют в продаже на одном рынке, или одна из фирм может продавать другую», и из-за этого «она может оказаться выгодным заменить централизованное принятие решений на децентрализованное принятие решений ".

Вторая фаза Хаймера - это его неоклассическая статья 1968 года, которая включает теорию интернационализации и объясняет направление роста международной экспансии фирм. На более позднем этапе Хаймер перешел к более марксистскому подходу, где он объясняет, что MNC как агенты международной капиталистической системы, вызывающие конфликты и противоречия, вызывающие, среди прочего, неравенство и бедность в мире. Хаймер является «отцом теории МНП» и объясняет мотивы, по которым компании ведут прямой бизнес за рубежом.

К современным экономическим теориям транснациональных корпораций и прямых иностранных инвестиций относятся теория интернализации и парадигма OLI Джона Даннинга (означающая владение, местонахождение и интернационализацию). Даннинг был широко известен своими исследованиями в области экономики прямых международных инвестиций и многонациональных предприятий. В частности, его парадигма OLI по-прежнему является преобладающим теоретическим вкладом в изучение вопросов международного бизнеса. Хаймер и Даннинг считаются основателями международного бизнеса как специалиста область исследования.

Физические и социальные факторы конкурентной деловой среды и социальной среды

Проведение международных операций зависит от цели компании и средства, с помощью которых они их достигают. Операции влияют и подвержены влиянию физических и социальных факторов и конкурентной среды.

Операции

Все фирмы, которые хотят выйти на международный уровень, имеют одну общую цель; желание увеличить свою экономическую ценность при участии в международных торговых сделках. Для достижения этой цели каждая фирма должна разработать свою индивидуальную стратегию и подход, чтобы максимизировать ценность, снизить затраты и увеличить прибыль. Создание стоимости фирмы - это разница между V (стоимостью продаваемого продукта) и C (стоимостью производства на каждый проданный продукт).

Создание стоимости можно разделить на следующие категории: основные виды деятельности (исследования и разработки, производство, маркетинг и продажи, обслуживание клиентов ) и в качестве вспомогательной деятельности (информационные системы, логистика, человеческие ресурсы). Все эти действия должны управляться эффективно и соответствовать стратегии фирмы. Однако успех фирм, выходящих на международный уровень, зависит от продаваемых товаров или услуг и от основных компетенций фирмы (навыков внутри фирмы, которым конкуренты не могут легко сопоставить или имитировать). Чтобы фирма была успешной, ее стратегия должна соответствовать среде, в которой она работает. Следовательно, фирме необходимо изменить свою организационную структуру, чтобы отразить изменения в условиях, в которых они работают, и стратегии, которую они преследуют.

Как только фирма решает выйти на зарубежный рынок, она должна выбрать способ входа. Существует шесть различных режимов выхода на внешний рынок, и каждый режим имеет плюсы и минусы, которые связаны с ним. Фирма должна решить, какой режим лучше всего соответствует целям и задачам компании. Шесть различных способов входа: экспорт, проекты под ключ, лицензирование, франчайзинг, создание совместных предприятий с фирмой в стране пребывания, или создание новой дочерней компании в принимающей стране.

Первый режим входа - экспорт. Экспорт - это продажа продукта на другом национальном рынке, отличном от централизованного производственного центра. Таким образом, компания может получить значительную экономию за счет своей глобальной выручки от продаж. Например, многие японские автопроизводители вторглись в США. рынок через экспорт. У экспорта есть два основных преимущества: избежание высоких затрат на создание производства в принимающей стране (когда они выше) и получение кривой опыта. Некоторыми возможными недостатками экспорта являются высокие транспортные расходы и высокие тарифные барьеры.

Второй способ входа - это проект «под ключ». В рамках проекта «под ключ» компания нанимает независимого подрядчика, который будет контролировать всю подготовку к выходу на зарубежный рынок. После завершения подготовки и окончания контракта завод передается компании полностью готовым к эксплуатации.

Лицензирование и франчайзинг - это два дополнительных режима входа, которые схожи в работе. Лицензирование позволяет передавать права на нематериальную собственность лицензиату на определенный период времени за уплату роялти. С другой стороны, франчайзинг - это специализированная форма лицензирования, при которой «франчайзер» продает нематериальное имущество получателю франшизы, а также требует, чтобы получатель франшизы действовал в соответствии с указаниями франчайзера.

Наконец, совместное предприятие и дочерняя компания - это еще два способа входа в международный бизнес. Совместное предприятие - это когда созданная фирма находится в совместной собственности двух или более компаний (большинство совместных предприятий - это 50-50 товариществ ). Это контрастирует со стопроцентной дочерней компанией, когда фирма владеет 100% акций компании в другой стране, потому что она либо открыла новое предприятие, либо приобретает учреждение фирмы в этой стране.

Типы операций

Экспорт и импорт

  • Экспорт товаров: экспортируемые товары, не включая услуги.
  • Импорт товаров: физический товар или продукт, импортируемый в соответствующую страну. Страны импортируют продукты или товары, которых не хватает в их стране. Примером этого является то, что Колумбия должна импортировать автомобили, поскольку колумбийской автомобильной компании нет.
  • Экспорт услуг : по состоянию на 2018 год самый быстрый растущий экспортный сектор. Большинство компаний создают продукт, требующий установки, ремонта и устранения неполадок. Экспорт услуг - это просто резидент одной страны, предоставляющий услугу другой стране. Платформа облачного программного обеспечения, используемая людьми или компаниями за пределами своей страны.
  • «Туризм и транспорт, эффективность услуг, использование активов».
  • Экспорт и импорт продуктов, товаров или услуг обычно наиболее важные международные экономические операции страны.

Основные объемы импорта и экспорта в мире

Данные взяты из CIA World Factbook, составленного в 2017 году:

Имя партнераЭкспорт (в тысячах долларов США)Импорт (в тысячах долларов США)Доля партнера по импорту (%)Доля партнера по экспорту (%)
Мир14 639 041 733,8814 748 663 389,75100,00100,00
США1,456,000,0001,292,436,125,648,7613,29
Япония634 900 000661 678 484,034,493,20
Германия1,322,000,0001,145,973,941,197,776,26
Франция507,000,000488,825,071,863,313. 68
Соединенное Королевство407,300,000359,480,074,292,444,17

Выбор способа входа в международный бизнес

Стратегические переменные влияют на выбор режима входа для транснациональной корпорации расширения за пределы их внутренних рынков. Эти переменные - глобальная концентрация, глобальная синергия и глобальные стратегические мотивы ТНК.

  • Глобальная концентрация: многие МНП разделяют рынки и пересекаются с ограниченным числом других корпораций в той же отрасли.
  • Глобальный синергизм: повторное использование или совместное использование ресурсов корпорацией и может включать отделы маркетинга или другие ресурсы, которые можно использовать на нескольких рынках. Это включает, среди прочего, узнаваемость торговой марки.
  • Глобальные стратегические мотивы: другие факторы, помимо режима входа, которые являются основными причинами для корпоративной экспансии на дополнительный рынок. Это стратегические причины, которые могут включать создание иностранного представительства для расширения, развитие источников снабжения среди других стратегических причин.

Способы ведения бизнеса

Физические и социальные факторы

  • Географические влияния: существует множество различных географических факторов, которые влияют на международный бизнес. К этим факторам относятся: географический размер, климатические проблемы, происходящие во всем мире, природные ресурсы, доступные на определенной территории, распределение населения в стране, и т. д.
  • Социальные факторы: Политическая политика: политические споры, особенно те, которые приводят к военному противостоянию, могут нарушить торговлю и инвестиции.
  • Правовая политика: внутренняя и международная законы играют большую роль в определении того, как компания может работать за границей.
  • Поведенческие факторы: в чужой среде связанные дисциплины, такие как антропология, психология и социология, помогают менеджерам лучше понять ценности, отношения и убеждения.
  • Экономические силы : экономика объясняет различия стран в затратах, стоимости валюты и размере рынка.

Риски

  • Ошибочное планирование

Для достижения успеха в выходе на зарубежный рынок и оставаясь прибыльным, усилия должны быть направлены на планирование Разработка и выполнение Этапа I. Использование обычного SWOT-анализа, исследования рынка и культурных исследований даст фирме соответствующие инструменты для снижения риска неудач за рубежом. Риски, возникающие из-за плохого планирования, включают: большие расходы на маркетинг, администрирование и разработку продукта (без продаж); недостатки, вытекающие из местных или федеральных законов иностранного государства, отсутствие популярности из-за насыщенного рынка, вандализм в отношении физического имущества из-за нестабильности в стране; При выходе на зарубежный рынок существуют культурные риски. Отсутствие исследования и понимания местных обычаев может привести к отчуждению местных жителей и разобщению бренда. Стратегические риски можно определить как неопределенность и неиспользованные возможности, заложенные в ваши стратегические намерения, и то, насколько хорошо они реализуются. Как таковые, они являются ключевыми вопросами для совета директоров и затрагивают весь бизнес, а не отдельную единицу.

  • Операционный риск

Компания должна осознавать производственные затраты, чтобы не тратить зря время и деньги. Если расходы и затраты будут контролироваться, это создаст эффективное производство и поможет интернационализации. Операционный риск - это перспектива убытков в результате неадекватных или неудачных процедур, систем или политик; ошибки сотрудников, сбой системы, мошенничество или другая преступная деятельность или любое событие, которое нарушает бизнес-процессы.

  • Политический риск

То, как правительство управляет страной (управление ), может повлиять на деятельность фирмы. Правительство может быть коррумпированным, враждебным или тоталитарным ; и может иметь негативный образ во всем мире. Репутация фирмы может измениться, если она работает в стране, контролируемой государством такого типа. Кроме того, нестабильная политическая ситуация может быть риском для транснациональных компаний. Выборы или любое неожиданное политическое событие может изменить ситуацию в стране и поставить фирму в затруднительное положение. Политические риски - это вероятность того, что политические силы вызовут радикальные изменения в деловой среде страны, которые нанесут ущерб прибыли и другим целям делового предприятия. Политический риск, как правило, выше в странах, переживающих социальные волнения. Когда политический риск высок, высока вероятность того, что в политической среде страны произойдут изменения, которые поставят под угрозу иностранные фирмы. Коррумпированные иностранные правительства также могут без предупреждения захватить компанию, как это было в Венесуэле.

  • Технологический риск

Технологические усовершенствования приносят много преимуществ, но также и некоторые недостатки. Некоторые из этих рисков включают «отсутствие безопасности электронных транзакций, затраты на разработку новой технологии... тот факт, что эта новая технология может дать сбой, и, когда все это в сочетании с устаревшей существующей технологией, [тот факт, что] результат может создать опасный эффект при ведении бизнеса на международной арене ».

  • Экологический риск

Компании, которые открывают дочернюю компанию или завод за границей, должны осознавать они будут вызывать экстернализацию, поскольку некоторые из них могут иметь негативные последствия, такие как шум или загрязнение. Это может вызвать обострение у живущих там людей, что, в свою очередь, может привести к конфликту. Люди хотят жить в чистой и тихой среде, без загрязнения окружающей среды и ненужного шума. Если возникает конфликт, это может привести к негативному изменению восприятия компании клиентами. Фактическая или потенциальная угроза неблагоприятного воздействия на живые организмы и окружающую среду стоков, выбросов, отходов, истощения ресурсов и т. Д., Возникающая в результате деятельности организации, рассматривается как риск для окружающей среды. По мере того, как новые бизнес-лидеры добиваются успеха в своей карьере, становится все более важным ограничивать деловую активность и экстернализацию, которая может нанести ущерб окружающей среде.

  • Экономический риск

Это экономические риски, которые объяснил профессор Около: неспособность страны выполнять свои финансовые обязательства. Изменение иностранной инвестиционной и / или внутренней фискальной или денежно-кредитной политики. Влияние обменного курса и процентной ставки затрудняет ведение международного бизнеса ». Более того, деятельность компании в стране может быть рискованной, и она может столкнуться с неожиданным экономическим кризисом после создания дочерней компании. Экономические риски - это вероятность того, что управление экономикой вызовет резкие изменения в деловой среде страны, которые нанесут ущерб прибыли и другим целям делового предприятия. На практике самой большой проблемой, возникающей из-за неправильного управления экономикой, была инфляция. Исторически сложилось так, что многие правительства увеличивали объем своих внутренних денежных поставок путем ошибочных попыток стимулировать экономическую активность.

  • Финансовый риск

По словам профессора Около: «Эта область зависит от обменного курса валюты, гибкости правительства в разрешении фирмам репатриировать прибыль или средства за пределы страны. девальвация и инфляция также повлияют на способность фирмы работать с высокой производительностью и при этом оставаться стабильной ». Кроме того, налоги, которые должна платить компания, могут быть выгодными или нет. В принимающих странах он может быть выше или ниже. Тогда «риск того, что правительство без разбора изменит законы, постановления или контракты, регулирующие инвестиции - или не сможет обеспечить соблюдение их - таким образом, чтобы уменьшить финансовую прибыль инвестора, составляет то, что мы называем «политическим риском». «

  • Терроризм

Терроризм - это добровольный акт насилия в отношении группы (групп) людей. В большинстве случаев террористические акты вызваны ненавистью к религиозным, политическим и культурным убеждениям. Примером тому были печально известные теракты 11 сентября, названные терроризмом из-за огромного ущерба, нанесенного американскому обществу и мировой экономике в результате враждебности к Западная культура некоторыми радикальными исламскими группами. Терроризм затрагивает не только мирных жителей, но также наносит ущерб корпорациям и другим предприятиям. Эти эффекты могут включать: физический вандализм или разрушение собственности, снижение продаж из-за напуганных потребителей и правительств, вводящих ограничения общественной безопасности. Фирмам, ведущим международный бизнес, будет сложно работать в стране, где нет уверенности в безопасности от этих атак.

  • Взяточничество

Взяточничество - это акт получения или вымогательства каких-либо ценных товаров или услуг влиять на действия стороны с публичными или юридическими обязательствами. Это считается неэтичной формой ведения бизнеса и может иметь юридические последствия. Фирма, которая хочет вести легальную деятельность, должна проинструктировать сотрудников не вовлекать себя или компанию в такую ​​деятельность. Компаниям следует избегать ведения бизнеса в странах, где существуют нестабильные формы правления, поскольку это может принести несправедливые преимущества против отечественного бизнеса и / или нанести ущерб социальной структуре граждан.

Факторы глобализации

В последние десятилетия глобализация росла благодаря следующим факторам.

Важность международного бизнес-образования

  • Большинство компаний являются либо международными компаниями, либо конкурируют с другими международными компаниями.
  • Режимы работы могут отличаться от используемых внутри страны.
  • Лучший способ ведения бизнеса может отличаться в зависимости от страны.
  • Понимание помогает принимать лучшие карьерные решения.
  • Понимание h elps one решает, какую государственную политику поддерживать.

Менеджеры в международном бизнесе должны понимать дисциплины социальных наук и их влияние на различные функциональные области бизнеса.

Чтобы поддерживать и успешно вести бизнес за рубежом, люди должны понимать, как различия в культуре и традициях разных стран влияют на методы ведения бизнеса. Эта идея известна как культурная грамотность. Без знания культуры принимающей страны разработка корпоративной стратегии более трудна и подвержена ошибкам при выходе на зарубежные рынки по сравнению с рынком и культурой страны происхождения. Это может создать «слепую зону» в процессе принятия решений и привести к этноцентризму. Обучение международному бизнесу знакомит студентов с новыми концепциями, которые могут быть применимы в международной стратегии в таких областях, как маркетинг и операции.

Важность изучения языка и культуры

Значительное преимущество в международном бизнесе достигается за счет знания и использования языка, что позволяет снизить языковой барьер. Преимущества того, чтобы быть международным бизнесменом, свободно на местном языке, включают следующее:

  • Возможность напрямую общаться с сотрудниками и клиентами
  • Понимание манера общения в рамках местного бизнеса для повышения общей продуктивности
  • Завоевание уважения клиентов и сотрудников за счет общения с ними на их родном языке

Во многих случаях это играет решающую роль. Поистине невозможно понять покупательские привычки той или иной культуры, не потратив сначала время на то, чтобы понять культуру. Примеры преимуществ понимания местной культуры включают следующее:

  • Возможность предоставлять маркетинговые методы, специально адаптированные к местному рынку
  • Знание того, как работают другие предприятия и что может или не может быть социальным табу
  • Понимание временной структуры области. Некоторые общества больше ориентированы на своевременность («вовремя »), в то время как другие сосредотачиваются на ведении бизнеса в «нужное время ".
  • Общение с людьми, которые не знают нескольких языков.
  • Языковые барьеры могут влиять на транзакционные издержки. Лингвистическая дистанция определяется как степень отличия одного языка от другого. Например, французский и испанский языки являются производными от латыни. При оценке диалога в них языков, вы обнаружите много общего. Однако такие языки, как английский и китайский или английский и арабский, различаются гораздо сильнее и содержат гораздо меньше сходств. системы письма этих языков также различаются. расстояние, более широкие языковые барьеры, которые необходимо преодолеть. Эти различия могут отражаться на операционных издержках и увеличивать стоимость операций за рубежом.

Важность изучения международного бизнеса

Международные стандарты ведения бизнеса ориентированы на следующее крыло:

  • повышение осведомленности о взаимосвязи политической политики одной страны и экономической практики другой;
  • обучение улучшению международных деловых отношений с помощью соответствующих коммуникационных стратегий;
  • понимание глобального бизнеса окружающая среда - то есть взаимосвязь культурных, политических, правовых, экономических и этических систем;
  • изучение основных концепций, лежащих в основе международных финансов, менеджмента, маркетинг и торговые отношения; и
  • определение форм бизнеса собственности и международных деловых возможностей.

Сосредоточившись на них, студенты получат лучшее понимание Политической экономии. Это инструменты, которые помогут будущим бизнесменам преодолеть экономический и политический разрыв между странами.

Растет спрос на деловых людей с образованием в области международного бизнеса. Опрос, проведенный Томасом Патриком из Университета Нотр-Дам, показал, что обладатели степени бакалавра и магистра считают, что обучение, полученное в процессе образования, было очень практичным в работе. Окружающая среда. Компании все чаще удовлетворяют свои потребности в человеческих ресурсах по всему миру. Например, в Sony Corporation только пятьдесят процентов сотрудников - японцы. Деловые люди с образованием в области международного бизнеса также имели значительно более высокие шансы быть отправленными за границу для работы в рамках международных операций фирмы.

В следующей таблице приводится описание высшего образования в области международного бизнеса и его преимуществ.

МагистрДокторантура
Для кого предназначена эта степеньЛюдей, заинтересованных в управленческой карьере в транснациональных компанияхЛюдей, заинтересованных в академической или исследовательской карьере
Обычная карьера пути (с приблизительной средней годовой зарплатой)- Руководители (167000 долларов) *

- Генеральные или операционные менеджеры (95000 долларов) *

- Профессора университетского бизнеса (75000 долларов) *

- Экономисты (91000 долларов) *

Срок завершения1-2 года очной формы3-5 лет в дополнение к магистерской или другой базовой курсовой работе
Общие требования для получения диплома- Примерно 15-20 выпускников курсы

- Программа стажировки или обучения за границей

- Требование к иностранному языку

Большинство (или все) требований для получения степени магистра плюс:

- По крайней мере, еще 12 курсов для выпускников

- к.э.н. квалификационные экзамены

- Проспект диссертации (предложение)

- Диссертация

- Требования к преподаванию

ПререквизитыСтепень бакалавра и опыт работы, количественная экспертизаСтепень бакалавра или магистра в области бизнеса или смежной области
Доступность в ИнтернетеnoОграниченное количество

Список литературы

  • Дэниэлс, Дж., Радебо, Л., Салливан, Д. (2018). Международный бизнес: окружающая среда и операции, 16-е издание. Прентис Холл.
  • Дэниэлс, Джон Д., Ли Х. Радебо и Дэниел П. Салливан. Глобализация и бизнес. Prentice Hall, 2002.

Дополнительная литература

  • S. Укротитель Кавусгил; Гэри Найт; Джон Ризенбергер (январь 2011 г.). Международный бизнес: новые реальности (2-е издание). Прентис Холл. ISBN 0136090982.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-24 04:48:41
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте