Интеллектуальный оппортунизм - это поиск интеллектуальных возможностей из эгоистичных скрытых мотивов, несовместимых с соответствующими принципами. Этот термин относится к определенным корыстным тенденциям человеческого интеллекта, часто вовлекающим профессиональных производителей и распространителей идей, которые постоянно работают над формированием идей.
Интеллектуальный оппортунизм иногда также относится к определенной школе или направлению мысли или к характеристике определенного интеллектуального развития. Таким образом, определенная группа людей, разделяющих идеи, затем, как говорят, проявляет тенденцию к «интеллектуальному оппортунизму», часто с коннотацией, что они сознательно действуют интеллектуально определенным образом, чтобы получить особое расположение авторитета, группы или организации; оправдывать выгодное для себя положение вещей; или потому, что у них есть мотив финансовой или личной выгоды.
Речь идет о мотивах и намерениях, связанных с преследованием, созданием или выражением конкретных идеи (почему принимаются определенные идеи), и уместным является контраст между:
«Теоретический оппортунизм» в науке относится к попытке спасти теорию от опровержения или защитить ее от критики с помощью ad hoc методы, которым не хватает более глубокой научной последовательности или достоверности. Теоретики могут настолько твердо верить в ценность своей собственной теории, что они пытаются объяснить несоответствия или противоположные доказательства - заимствуя любую идею, которая правдоподобно согласуется с теорией, вместо того, чтобы развивать теорию таким образом, чтобы она действительно могла объяснить соответствующие доказательства.
Феномен интеллектуального оппортунизма часто ассоциируется его критиками с карьеризмом и сомнительной беспринципной саморекламой, когда идеи становятся «еще одним товаром» или «инструментом торга». Когда человеческое знание становится товаром на рынке идей, появляются всевозможные возможности для торгашества, мошенничества, спекуляции и суеты с информацией способами, которые рассматриваются как беспринципные, сомнительные или связанные с каким-либо обманом.
Интеллектуальный оппортунист приспосабливает свои интеллектуальные интересы, стремления и высказывания так, чтобы они «соответствовали тенденции / моде» или «соответствовали ситуации», или «тому, что продается» - с (скрытым) мотив получения личной популярности / поддержки, защиты интеллектуальной согласованности, получения личного признания, получения привилегий или статуса, убеждения других, снисхождения, извлечения выгоды или зарабатывания денег. Обычно это предполагает некоторую степень интеллектуальной гибкости, ловкости или убедительности. Интеллектуальный оппортунист:
Поэтому интеллектуальный оппортунизм часто понимается как признак отсутствия честности или интеллектуальной поверхностности в той мере, в какой что оппортуниста интересует не ценность идей как таковых, а только то, как он сам может извлечь из них выгоду, преследуя их. Как следствие, интеллектуальный оппортунист часто склонен менять свое мнение и «менять свою линию» быстро или произвольно, в зависимости от того, где он может получить личное преимущество, непоследовательным или принципиальным образом.
Обычно подразумевается, что идеи больше не преследуются из-за их внутренних достоинств или ценности либо из-за искренней озабоченности тем, что поставлено на карту в аргументе или идее, но только из-за инструментальной ценности идеи, т. е. эгоистичное преимущество, которое можно получить, преследуя одни идеи в ущерб другим. Наблюдаемая вентиляция или «реклама» подходяще сформулированных идей в таком случае является просто средством или «инструментом» для саморазвития или продвижения группы или организации, вызывая обвинения в том, что реальное намерение конкретных идей искажается, чтобы служить интересам. чужая или неподходящая цель. Общий результат может заключаться в том, что вовлеченные идеи, хотя и правдоподобны на поверхностном уровне, лишены какой-либо более глубокой согласованности, причем согласованность исключается из-за несоблюдения соответствующих принципов. Интеллектуальных «дилетантов» (людей, которые действительно не понимают, о чем они говорят, т. Е. Дилетантов) часто считают оппортунистами, поскольку они предпочитают придерживаться той точки зрения, которая кажется популярной или заслуживающей доверия в то время.
Интеллектуальный оппортунизм может показаться очевидным или грубым, если ясны эгоистичные мотивы его участия. Также может быть очень трудно определить, если:
Следовательно, для доказательства интеллектуального оппортунизма отдельным лицом или группой могут потребоваться очень всесторонние знания, относящиеся к делу. Дополнительным осложняющим фактором является влияние культурных различий на человеческие намерения. Поведение, считающееся оппортунистическим в одной культуре, может не рассматриваться так в другой из-за различий в нормах моральной приличия. Например, в американской культуре гораздо больше внимания уделяется самомаркетингу, рекламе и саморекламе, что в европейских странах может рассматриваться как грубый оппортунизм, потому что культурно приемлемые способы отстаивать собственные интересы или заботу о себе различны.. Однако в Европе может быть столько же оппортунизма, сколько и где-либо еще, но с другим культурным стилем. Люди могут сказать: «В любви и на войне все хорошо», но это также означает, что если кто-то может представить что-то как войну или дело любви, он может оправдать любое действие, поскольку любовь и война допускают действия, которые обычно рассматривались бы как беспринципный или незаконный.