Институт национальной памяти

редактировать

Институт национальной памяти. Instytut Pamięci Narodowej
Логотип Института национальной памяти Логотип IPN Siedziba Instytutu Pamięci Narodowej przy ул. Wołoskiej 7 w Warszawie styczeń 2019.jpg Штаб-квартира IPN по адресу: 7 Wołoska Улица в Варшаве
АббревиатураIPN
ДевизНаша история создает нашу идентичность.
Формирование18 декабря 1998 г. (21 год назад) ( 1998-12-18)
Ликвидированон / д
ЦельОбразование, исследования, архивирование и идентификация. В память о борьбе и мученической смерти. Преследование преступлений против польского народа.
Штаб-квартираВаршава, Польша
Местоположение
  • Улица Волоска, 7
Обслуживаемый регионРеспублика Польша
ЧленствоПерсонал
Официальный языкПольский
ПрезидентЯрослав Шарек
Главный органСовет
Членство
ПерсоналНесколько сотен
Веб-сайтwww.ipn.gov.pl
ПримечанияШтаб-квартира IPN в Варшаве координирует деятельность одиннадцати филиалов и их представительств

Институт национальной памяти - Комиссия по расследованию преступлений против польского народа (польский : Instytut Pamięci Narodowej - Komisja Ścigania Zbrodni przeciwko Narodowi Polskiemu; IPN ) является Польское правительство учреждение i n обвинение в судебном преследовании, архивах, образовании и, с 2007 года, люстрации в связи с преступлениями против польского народа. IPN расследует нацистские и коммунистические преступления, совершенные между 1917 и 1990 годами, документирует свои выводы и распространяет их среди общественности.

Институт был создан Парламентом Польши 18 декабря 1998 года и включила ранее созданную в 1991 году Главную комиссию по судебному преследованию преступлений против польской нации (которая заменила созданный в 1945 году орган по нацистским преступлениям). Он начал свою деятельность 1 июля 2000 года. IPN является одним из основателей Платформы европейской памяти и совести.

Несколько ученых критиковали IPN за политизацию и функционирование как «министерство памяти», а не как цель. Институт исторических исследований, особенно при правительстве Право и Справедливость. В 2018 году миссия учреждения была изменена и теперь включает «защиту репутации Республики Польша и польского народа».

Содержание
  • 1 Цель
  • 2 Организация
    • 2.1 Директор
      • 2.1. 1 Леон Кирес
      • 2.1.2 Януш Куртыка
      • 2.1.3 Лукаш Камински
      • 2.1.4 Ярослав Шарек
  • 3 Деятельность
    • 3.1 Исследования
    • 3.2 Образование
      • 3.2.1 Настольные игры
    • 3.3 Люстрация
  • 4 Критика
    • 4.1 Политизация
    • 4.2 Организационные и методологические проблемы
    • 4.3 Отношения с украинцами
    • 4.4 Случаи с сотрудниками
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Внешние ссылки
Цель

Основные направления деятельности IPN в соответствии с его первоначальным заявлением о миссии включают исследование и документирование потерь, понесенных польским народом в результате Вторая мировая война и в послевоенный тоталитарный период. Институт информирует о патриотических традициях сопротивления оккупационным силам и борьбе граждан Польши за суверенитет нации, включая их усилия по защите свободы и человеческого достоинства в целом. IPN расследует преступления, совершенные на польской земле против польских граждан, а также против лиц других граждан, пострадавших в стране. Военные преступления, на которые не распространяется срок давности в соответствии с польским законодательством, включают:

  1. преступления советского и польского коммунистических режимов, совершенные в стране с 17 сентября 1939 г. до падения коммунизма 31 декабря 1989 г.,
  2. депортации в Советский Союз польских солдат Армии Крайовой и др. Польские организации сопротивления, а также польские жители бывших польских восточных территорий,
  3. усмирение польских общин между Вислой и реками Буг в годы 1944-1947 гг. УБ- НКВД,
  4. преступления, совершенные правоохранительными органами Польской Народной Республики, в частности Министерством общественной безопасности Польши и Главная Управление информации Войска Польского,
  5. преступления категории военные преступления и преступления против человечности.

Обязанностью IPN является преследование преступлений против мира и человечности, поскольку как военные преступления. Его миссия заключается в необходимости возместить ущерб, нанесенный репрессированным и пострадавшим людям в то время, когда государство нарушало права человека, и ознакомить общественность с недавней историей Польши. IPN собирает, систематизирует и архивирует все документы о коммунистическом аппарате безопасности Польши, действовавшем с 22 июля 1944 года по 31 декабря 1989 года.

После выборов партии Право и справедливость националистическое правительство сформулировало в 2016 г. - новый закон об IPN. Закон 2016 г. гласит, что IPN должно выступать против публикаций, которые унижают польский народ или наносят ему вред, и что история должна популяризироваться как «элемент патриотического воспитания». Новый закон также устранил влияние академических кругов и судебной системы на IPN, и четыре кандидата Закона и Справедливости были назначены в коллегию IPN вместо бывших независимых членов. По мнению польского социолога [пл ], на практике образовательная миссия IPN «означает построение картины прошлого только с точки зрения консервативно-националистической позиции».

A 2018 поправка к закону, добавила статью 55а, которая пытается защитить «доброе имя» Польши и ее народа от любых обвинений в соучастии в Холокосте. Изначально задумываемая как уголовное преступление (3 года тюремного заключения) с изъятием для искусства и исследований, после международного протеста статья была изменена на гражданское преступление, которое может рассматриваться в гражданских судах, и исключение было удалено. Обвинения в диффамации на основании закона могут быть предъявлены IPN, а также аккредитованными НПО, такими как Польская лига против диффамации. Этим же законом миссия учреждения была изменена и теперь включает «защиту репутации Республики Польша и польского народа».

Организация
Главный вход

IPN была создана на основании специального законодательства о 18 декабря 1998. IPN разделен на:

  • Главная комиссия по расследованию преступлений против польского народа (Główna Komisja Ścigania Zbrodni Przeciwko Narodowi Polskiemu)
  • Бюро хранения и архивирования документов (Biuro Udostępniania i Archiwizacji Dokumentów)
  • Бюро народного образования (или Управление народного образования, Biuro Edukacji Publicznej)
  • Бюро люстрации (Biuro Lustracyjne) (новое бюро, с октября 2006 г.)
  • местное главы.

29 апреля 2010 года исполняющий обязанности президента Бронислав Коморовский подписал парламентский акт, реформировавший Институт национальной памяти.

Директор

IPN находится под управлением директором, который занимает суверенное положение, независимое от польского государства иерархия. Директор не может быть уволен в течение срока его полномочий, если только он не совершит вредное действие. До 2016 года избрание директора представляло собой сложную процедуру, которая включала отбор группы кандидатов коллегией IPN (члены назначались польским парламентом и судебными органами). Затем польский парламент (сейм ) выбирает одного из кандидатов с требуемым сверхбольшинством (60%). Срок полномочий директора 5 лет. В соответствии с законодательством 2016 года в парламенте, контролируемом PiS, бывшая плюралистическая коллегия была заменена коллегией из девяти членов, состоящей из сторонников PiS, и Сейм назначает директора после консультаций с коллегией без проведения выборов между кандидатами.

Леон. Кир

Первым директором IPN был Леон Кир, избранный Сеймом на пять лет 8 июня 2000 г. (срок 30 июня 2000 г. - 29 декабря 2005 г.). IPN присвоило 6 500 людям статус «жертвы коммунизма» и собрало значительный архивный материал. Институт столкнулся с трудностями, поскольку он был новым, а также с тех пор, как Альянс демократических левых (в состав которого входили бывшие коммунисты) попытался закрыть институт. Публикация Соседи: Разрушение еврейской общины в Едвабне, Польша, написанная Яном Т. Гроссом, оказалась спасательным кругом для IPN на посту президента Польши Александра Квасьневского вмешался, чтобы спасти IPN, поскольку он считал исследование IPN важным как часть еврейско-польского примирения и «дипломатии извинений».

Януш Куртыка

Вторым директором был Януш Куртыка, избранный 9 декабря 2005 г. сроком на 29 декабря 2005 г. до его гибели в авиакатастрофе Смоленск 10 апреля 2010 г. Выборы были неоднозначными, так как во время выборов произошла утечка Анджей Пшевожник, обвинив его в сотрудничестве с Służba Bezpieczeństwa, заставил его снять свою кандидатуру. С Пшевожника были сняты обвинения только после того, как он проиграл выборы.

In В 2006 году IPN открыло «Люстрационное бюро», что увеличило власть директора. Бюро было поручено изучить прошлое всех кандидатов на государственные должности. Куртыка расширил доступ к архивам для общественности и сместил акцент с выплаты компенсаций жертвам на сотрудничество в исследованиях.

Францишек Грычук исполнял обязанности директора с 2010 по 2011 год.

Лукаш Камински

Лукаш Камински, был избран сеймом в 2011 году после смерти своего предшественника. Камински возглавлял Вроцлавское региональное бюро народного образования до своего избрания. В течение его срока IPN столкнулся с множеством критических замечаний, требующих капитального ремонта или даже замены. Критики основывают вино в IPN является государственным учреждением, отсутствие исторических знаний своих обвинителей, относительно большого количества микроистории с дискуссионной методологией, чрезмерный мартирологом мотива, методология исследования и изоляционизм от более широкого научного сообщества. В ответ Каминский внес несколько изменений, в том числе организовал публичные дебаты с внешними историками, чтобы противостоять обвинению в изоляционизме, и предложил переориентировать внимание на жертв, а не на агентов.

Ярослав Шарек

Был назначен Ярослав Шарек возглавить IPN 22 июля 2016 года. Сзарек связан с PiS и в своей кампании по избранию сказал, что «немцы были исполнителями преступления в Едвабне и что они вынудили к участию небольшую группу поляков». После своего назначения Шарек уволил Кшиштофа Персака, который был соавтором двухтомного исследования IPN 2002 г., посвященного погрому в Едвабне. В последующие месяцы IPN фигурировало в заголовках СМИ за публикацию спорных документов, дополнительных документов Валенсы, политику памяти в школах и попытки изменить коммунистические названия улиц, а также законодательные меры. По словам историка Идесбальда Годдириса, это знаменует возвращение политики в IPN.

Деятельность

Исследования

Архив в бывшей штаб-квартире IPN на улице Товарова 28 в Варшаве

публичное обсуждение книги Яна Т. Гросса «Соседи», IPN провело углубленное расследование погрома Едвабне. Расследование было политизировано, и директор IPN участвовал в защите доброго имени Польши за пределами Польши во время расследования.

Образование

Управление общественного образования IPN (BEP) неопределенно определило роль в IPN действие состоит в том, чтобы информировать общество о коммунистических и нацистских преступлениях и институтах. Эта неопределенно определенная роль давала Павлу Махцевичу, директору BEP в 2000 году, свободу создавать широкий спектр деятельности.

Исследователи IPN проводят не только исследования, но и обязаны принимать в них участие. работа с общественностью. BEP издает музыкальные компакт-диски, DVD-диски и сериалы. Созданы «исторические клубы» для дискуссий и лекций. Он также организовал исторические ярмарки на открытом воздухе, пикники и игры.

Бюллетень IPN (польский : Biuletyn IPN) - широко тиражный научно-популярный журнал, предназначенный для непрофессиональных читателей и молодежи. Около 12 000 из 15 000 экземпляров Бюллетеня бесплатно распространяются в средних школах Польши, а остальные продаются в книжных магазинах. Бюллетень содержит: научно-популярные и академические статьи, полемику, манифесты, обращения к читателям, рекламные материалы по IPN и BEP, опровержения и комментарии к сообщениям в новостях, а также мультимедийные приложения.

IPN также издает научный журнал Remembrance and Justice (польский : Pamięć i Sprawiedliwość).

Настольные игры

Институт национальной памяти создал несколько настольных игр, чтобы помочь просвещать людей о недавней истории Польши:

Люстрация

Один из наиболее спорных аспектов IPN - побочный продукт его роли в сборе и публикации ранее секретных архивов польского коммунистического аппарата безопасности, Służba Bezpieczeństwa : выявление секретных агентов и сотрудников (процесс называется люстрацией ). После выборов правительства «Закон и справедливость» в 2005 году, в результате ряда законодательных поправок, внесенных в 2006 году и в начале 2007 года, полномочия по доступу к файлам и люстрации были радикально расширены. Тем не менее, несколько статей поправок 2006-7 годов были признаны Конституционным судом Польши неконституционными 11 мая 2007 года. После решения суда люстрационные полномочия IPN были еще шире по сравнению с первоначальным законом 1997 года и включают потерю должности для тех, кто подал заявку. ложные декларации о люстрации, а также процесс люстрации кандидатов на руководящие должности, а также.

Инцидент, вызвавший споры, касался «списка Вильдштейна », неполного списка лиц, которые предположительно работали для польской разведки коммунистической эпохи, скопировано в 2004 году из архивов IPN (без разрешения IPN) журналистом Брониславом Вильдштейном и опубликовано в Интернете в 2005 году. Список привлек большое внимание в польских СМИ и политике, и Процедуры обеспечения безопасности IPN и решение этого вопроса подверглись критике.

Лица, противостоящие нео-эндекам (современные приверженцы принципов национальной демократии ), такие как либеральное духовенство, независимые Журналисты nt, Яцек Куронь и Зигмунт Бауман, стали жертвами «утечек» из архивов IPN об их предполагаемых прошлых коммунистических связях.

В 2008 году два IPN сотрудники Славомир Ценцкевич и Петр Гонтарчик опубликовали книгу SB a Lech Wałęsa. Przyczynek do biografii (Служба безопасности и Лех Валенса: Вклад в биографию), вызвавший серьезные споры. Предпосылка книги заключалась в том, что в 1970-е годы лидер Солидарности, а затем президент Польши Лех Валенса был секретным информатором польской коммунистической Службы безопасности. Майкл Шпорер пишет, что в книге следовало бы более детально описать антикоммунистические лидеры, и что в ней несправедливо выделен Валенса.

По состоянию на 2012 год около 10% сотрудников IPN (215 сотрудников, из которых 26 являются прокуратура) работают в отделении люстрации. В период с 2007 по 2012 год было подготовлено четыре интернет-каталога: бывших коммунистических чиновников, сотрудников служб безопасности, тех, кого преследует служба безопасности, и людей, занимающих в настоящее время государственные должности. За тот же период IPN обработало почти 150 000 заявлений о проверке.

Критика

Согласно [fr ], общая критика IPN включает: его доминирование в Польская область исследований, которая гарантирована бюджетом, который намного превосходит бюджет любого аналогичного академического учреждения, низкое качество исследований и акцент на «количество важнее качества», акцент на «мартиролог »; и различные критические замечания в отношении методологии и этики. Некоторые из этих критических замечаний были адресованы Директору Лукашу Камински во время его пребывания в должности; однако, по словам Минка, изменения в избирательном процессе и избрание Ярослава Шарека в качестве директора практически гарантирует политизацию института. В 2019 году Ян Грабовский заявил, что институт следует упразднить из-за его «националистического триумфализма» и «примитивного и упрощенного видения нашей собственной истории».

Политизация

В 2005 году, после Закона и справедливости (PiS) победа на выборах, IPN сосредоточился на преступлениях против польского народа. Частью платформы PiS была его историческая политика на национальном и международном уровне по продвижению польской точки зрения. В период между 2005 и 2007 годами, когда PiS контролировал правительство, IPN вызывало горячие споры в обществе, в частности, в отношении прошлого лидера Солидарности Леха Валенсы. В результате в научной литературе IPN упоминается как «Министерство памяти» или как учреждение, занимающееся «играми памяти». Бюджет IPN в пять раз выше, чем у Польской академии наук.

. Некоторые ученые критиковали IPN за то, что он изменился в последние годы, с усилением правительства и Поправка 2018 г. к закону IPN, от объективного исторического исследования к историческому ревизионизму.

После срыва стипендиальной конференции Новой польской школы Холокоста в Париже, IPN было подверглась критике со стороны министра высшего образования Франции Фредерик Видаль, который сказал, что беспорядки были «весьма прискорбными» и «антисемитскими», и что беспорядки, организованные активистами Газеты Польской, по всей видимости, были поддерживаются IPN, представитель которого не осуждал срыв и критиковал конференцию в комментариях в социальных сетях, которые были ретвитированы посольством Польши в Париже.

, хотя гомосексуалисты преследовались коммунистическим режимом (см. Операция Гиацинт ) I ПН отказалось предоставить им статус преследуемой группы, потому что «действия полиции против гомосексуалистов были превентивными мерами, и их трудно признать незаконными».

Организационные и методологические проблемы

Есть опасения был вызван подходом института к историческим исследованиям, который склонен к историческому позитивизму и претензии на объективность. Согласно Виктории Сливовской, историографический подход IPN в большей степени связан с установлением вины, чем с пониманием исторических процессов. Валентин Бер пишет, что IPN больше всего «озабочено производством официального рассказа о недавнем прошлом Польши», и поэтому ему не хватает инноваций в своих исследованиях. Бер добавляет, что IPN «в основном привлекало историков из маргинальных академических кругов», которые либо не смогли получить академическую позицию, либо были идеологически привязаны к подходу IPN.

Историк Дариуш Стола заключает, что IPN является «Министерством памяти», но бюрократическим по своей природе, а не оруэлловским. Такое сочетание качеств ограничивает плюрализм и качество исследований, которые может проводить институт. Стола отмечает, что IPN - это «обычная континентальная европейская бюрократия с обычными недостатками подобного рода», и заключает, что в этом аспекте IPN напоминает коммунистические институты, с которыми она должна иметь дело, в равной степени «бюрократические, централистские, тяжелые, склонные к экстенсивным действиям». рост и количество, а не качество продукции ". Стола также предполагает, что IPN демонстрирует «тенденцию к сомнительному видению интерпретаций прошлого» и что его трактовка коммунистической истории Польши предназначена для «ориентации авторов и читателей, возможно, моральной ориентации, которую они хотят. «

Отношения с украинцами

В марте 1944 года отряды« Армии Крайовой »и Крестьянского батальона атаковали украинское село Сахрин ; в последовавшей Сахринской резне погибли сотни мирных жителей Украины. Историк Мариуш Зайончковский сказал, что резню можно охарактеризовать как военное преступление или, возможно, преступление против человечности. Расследование IPN по этому поводу было прекращено в 2010 году, и IPN установило, что преступления в Сахрыне не было. В просьбе Украины о возобновлении расследования было отказано.

Случаи с сотрудниками

В сентябре 2017 года историк, отвечающий за образование в Люблине для IPN, написал в колонке в Gazeta Polska, что «после агрессии Германии в Польше положение евреев выглядело не очень плохо» и «хотя [нацистские] оккупационные власти взяли на себя управление, они приказали носить нарукавные повязки с звезда Давида, взимала с них высокие налоги, начала обозначать зоны, предназначенные только для евреев, только для евреев, но в то же время разрешила создание юденрата, то есть органов самоуправления ». В 2014 году тот же историк заявил в экспертном заключении польскому суду, что нацистская партия была левой партией и что свастика - неоднозначный символ. Эти заявления были широко раскритикованы другими историками, в том числе Дариушем Либионкой, и IPN опубликовало заявление, в котором говорилось, что «в связи с тезисом в статье Томаша Панфила в Gazeta Polska Институт национальной памяти объявляет представленная здесь позиция никоим образом не совместима с историческими знаниями о положении еврейского населения в Польше после 1 сентября 1939 года ». и что ожидается, что историк «в своей научной и журналистской деятельности будет проявлять усердие и уважение к принципам исторической и исследовательской надежности». В октябре 2017 года министр образования Анна Залевская вручила историку медаль «За особые заслуги в образовании».

В октябре 2017 года Центр Симона Визенталя призвал IPN увольняет заместителя директора своего издательства за то, что он опубликовал несколько книг отрицателя Холокоста Дэвида Ирвинга. IPN ответило, что чиновник «сам не отрицает Холокост, поэтому нет причин его увольнять».

В 2018 году институт стал предметом разногласий после удаления Адама Пулавского из его должность - исследование польско-еврейских отношений во время Второй мировой войны; 130 историков из Польши и других стран раскритиковали это решение в открытом письме.

См. Также
Примечания
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-24 03:34:20
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте