Ineffabilis Deus (Латинский для «Невыразимый Бог») - это апостольская конституция Папы Пия IX. Он определяет догму Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. Указ был обнародован 8 декабря 1854 г., в день ежегодного праздника Непорочного зачатия, и последовал за положительным ответом на энциклику Уби примум. Непорочное зачатие Марии - одно из двух заявлений, сделанных ex cathedra (другое в Munificentissimus Deus в отношении Успения Пресвятой Богородицы) и поэтому католическая церковь считает непогрешимый экстраординарным магистериумом.
Пий отмечает, что Ранняя Церковь Отцы, такие как Ириней, сравнивали Еву и Марию.
Следовательно, чтобы продемонстрировать изначальную невиновность и святость Богородицы, они не только часто сравнивали ее с Евой, когда она была еще девственницей, но невинностью, но еще нетленной, но еще не обманутой смертоносными ловушками коварный змей; но они также превозносили ее над Евой чудесным разнообразием выражений.
Указ рассматривает историю веры в христианской традиции, ссылаясь на ее корни в давнем празднике Зачатия Марии как важной дате в Восточная и Западная церкви. В нем также упоминается одобрение католических епископов всего мира, которых в 1849 году попросили высказать свое мнение по этому поводу.
Догматическое утверждение выражено ближе к концу документа:
Мы заявляем, произносим и определяем что доктрина, согласно которой Пресвятая Дева Мария в первом случае зачатия по особой благодати и привилегии, дарованной Всемогущим Богом, ввиду заслуг Иисуса Христа, Спаситель рода человеческого, был сохранен свободным от всякого пятна первородного греха, это учение, открытое Богом, и поэтому в него твердо и постоянно верят все верные.
"Привилегия Марии.... был результатом Божьей благодати, а не каких-либо внутренних заслуг с ее стороны », что отражено в указе. В этом Пий следовал рассуждениям Иоанна Дунса Скота. «Совершенный Искупитель в каком-то случае должен был совершить работу искупления самым совершенным образом, чего не было бы, если, по крайней мере, не было человека, в отношении которого гнев Божий ожидался, а не просто умиротворялся». В Догматической конституции 1964 года Lumen gentium отмечалось преобладание взгляда, «... среди отцов, согласно которому они называли Мать Бога совершенно святой и свободной от всякого пятна греха, как если бы она была создана Святым Духом и сформирована как новое существо. "