Коренные народы Перу

редактировать
Танцоры на Quyllurit'i, фестивале коренных народов в Перу культура вари скульптура, c. 600 - 1000 н.э., дерево с инкрустацией из ракушечника и камня и серебро, Художественный музей Кимбелла

Коренные народы Перу или коренные перуанцы включают множество этнических групп, населяющих территорию современного Перу. Культуры коренных народов развивались здесь за тысячи лет до прихода испанцев в 1532 году.

В 2017 году 5 972 606 коренных жителей составляли около 26% от всего населения Перу. На момент прибытия испанцев коренные народы тропических лесов бассейна Амазонки к востоку от Анд были в основном полукочевыми племенами; они существовали на охоте, рыболовстве, собирательстве и сельском хозяйстве переселенцев. В тех народах, которые жили в Андах и на западе, доминировала Империя инков, имевшая сложную иерархическую цивилизацию. Он развил многие города, построив крупные храмы и памятники с использованием высококвалифицированной каменной кладки.

Многие из примерно 2000 наций и племен, присутствовавших в 1500 году, вымерли в результате расширения и консолидации Империи инков, особенно из-за рабства и геноцида туземцев, которые отказались потерять свои территории. {{Необходима ссылка }}

С приходом испанцев, многие местные жители погибли от евразийских инфекционных болезней среди иностранцы, к которым у них не было иммунитета. После испанского завоевания Перу была начата большая медицинская кампания, спасшая жизнь тысяч коренных жителей и потомков коренных и испанских союзов, называемых метисами («смешанная раса»), { {Требуется цитирование }}, которые в настоящее время составляют самую большую часть населения Перу.

Все группы коренного населения Перу, такие как Урарина, и даже те, кто живет изолированно в самых отдаленных районах тропических лесов Амазонки, таких как Матсес, Матис и Корубо в некоторой степени изменили свой образ жизни под влиянием европейско-перуанской культуры. Они взяли на вооружение огнестрельное оружие и другие промышленные товары, а также торгуют товарами вдали от основного перуанского общества. Однако многие группы коренных народов работают над сохранением традиционных культурных обычаев и самобытности.

Содержание

  • 1 Происхождение
  • 2 Демография
  • 3 После испанского завоевания
  • 4 Смешанные браки
  • 5 Образование и язык
  • 6 Территории
  • 7 Законы и учреждения
  • 8 Политические организации
  • 9 Этнические группы
  • 10 См. Также
  • 11 Библиография
  • 12 Примечания
  • 13 Ссылки
  • 14 Внешние ссылки

Происхождение

Кечуа в Округ Кончукос, Перу

Антропологические и генетические данные показывают, что большая часть первоначального населения Америки произошла от мигрантов из Северной Азии (Сибирь ), которые вошли в Северную Америку через Берингов пролив, по крайней мере, тремя отдельными волнами. Анализ ДНК показал, что большинство из тех, кто проживал в Перу в 1500 году, были потомками первой волны азиатских мигрантов, которые теоретически, но не доказано окончательно, пересекли Берингию в конце последний ледниковый период во время верхнего палеолита, около 24000 г. до н.э. Считается, что мигранты этой первой волны достигли Перу в 10-м тысячелетии до нашей эры, вероятно, попав в бассейн Амазонки с северо-запада.

цивилизация Норте-Чико в Перу - самая старая известная цивилизация в Америке и одна из шести мест, где цивилизация, включая развитие сельского хозяйства и правительства, отдельно возникшие в древнем мире. Участки, расположенные в 100 милях (160 км) к северу от Лимы, способствовали развитию торговли между прибрежными рыбаками и хлопкоробами и построили монументальные пирамиды примерно в 30 веке до нашей эры.

В течение доколумбовой эпохи народы, которые доминировали на территории, ныне известной как Перу, говорили на таких языках, как: кечуа, аймара, дживаро, Цимане, Таллан, Калли, Куингнам, Мучик и Пукина. У народов были разные социальные и организационные структуры, разные языки и культуры.

Демография

По данным Национального института статистики и информатики, из 31 237 385 населения коренные жители Перу составляют около 25,7%, 95,8% составляют жители Анд и 3,3% от Amazon. Другие источники указывают, что коренные народы составляют 31% от общей численности населения.

В регионе Амазонки насчитывается более 65 этнических групп, разделенных на 16 языковых семей. Считается, что после Бразилии в Южной Америке и Новой Гвинеи в Тихом океане, в Перу самое большое количество неконтактных племен в мире.

После испанского завоевания

После прибытия испанских солдат в Перу, местные жители начали в большом количестве умирать от евразийских инфекционных болезней, которые были хроническими у иностранцев. Они распространились через контакты коренных народов Нового Света по торговым путям, часто за годы до прямого контакта с захватчиками. Поскольку аборигены не обладают естественным иммунитетом, они несут высокую смертность в эпидемиях новых болезней.

Смешанные браки

С самых ранних лет испанские солдаты и колонисты вступали в брак с женщинами из числа коренного населения. Испанские офицеры и элита вступили в брак с элитой инков, и другие классы совпали. Значительная часть перуанского населения - это метисы коренных народов и европейцев, говорящие на испанском языке, в основном католики, ассимилированные как культура большинства.

В конце 19 века крупные плантаторы в Перу, особенно на северных плантациях, и на Кубе нанимали тысячи китайских иммигрантов, в основном мужчин, в качестве рабочих, которых называли «кули ». Из-за демографических данных в Перу эти мужчины женились в основном на некитайских женщинах, многие из которых были коренными перуанками, в период китайской миграции в Перу. В конце 20-го и 21-го веков многие ученые изучали эти союзы и культуры, созданные их потомками.

Китайцы также контактировали с перуанскими женщинами в городах, где они вступали в отношения и заводили детей от смешанной расы. Обычно женщины из числа коренного населения приезжали из Анд и прибрежных районов для работы в городах. Китайские мужчины предпочитали браки с ними союзу с африканскими перуанками. Сваты иногда устраивали массовые общинные браки между группой молодых перуанских женщин и новой группой китайских кули. Им платили залог за вербовку женщин из андских деревень для таких браков.

В 1873 году New York Times писала о китайских кули в Перу, описывая их подневольный труд как сродни рабству.. В нем также сообщалось, что перуанские женщины искали китайских мужчин в качестве мужей, считая их «ловушкой» и «образцовым мужем, трудолюбивым, ласковым, верным и послушным» и «пригодным для использования в доме».

Как это обычно бывает во времена демографических изменений, некоторые перуанцы возражали против таких браков по расовому признаку. Когда у коренных перуанских женщин (cholas et natives, Indias, indígenas) и китайских мужчин рождались смешанные дети, детей называли инджерто. Во взрослом возрасте китайские мужчины предпочитали женщин-инджерто в качестве супругов, поскольку у них была общая родословная.

Согласно Альфредо Сачетти, перуанцы из низшего сословия, включая некоторых чернокожих и американских индейцев, создавали сексуальные союзы или браки с китайскими мужчинами. Он утверждал, что из-за этого смешения китайцы страдают от «прогрессирующей дегенерации». В высокогорном Каса Гранде американские индейские женщины и китайские мужчины участвовали в общинных «массовых браках», которые заключались, когда китайская сваха привозила горских женщин после получения предоплаты за брак.

Образование и язык

Между учащимися из числа коренного населения и учащимися из числа некоренного населения в начальных школах существует значительный разрыв в результатах тестов. Кроме того, в Перу существует более 60 различных лингвистических групп индейцев, говорящих на языках помимо испанского и инков кечуа, не все из которых признаны. Группы коренного населения и, следовательно, языковые барьеры на пути к образованию остаются проблемой в первую очередь в регионах Сьерра (Андское нагорье) и сельвы (джунгли Амазонки) Перу, и в меньшей степени в городах на побережье (побережье). На протяжении второй половины 20-го века были предприняты шаги по нацеливанию и усилению образования коренных общин, начиная с введения двуязычного образования по всей стране, поощряя преподавание как на испанском, так и на кечуа или других языках коренных народов.. Кечуа стал официальным языком Перу в 1975 году, и, хотя позже он был переведен в определенные регионы страны и для конкретных целей, в некоторых регионах он до сих пор считается приравненным к испанскому.

Активисты, продвигающие межкультурное двуязычное образование рассматривают его как решение для создания более «справедливого, разнообразного и уважительного общества», обеспечивающего социальные, экономические, политические и культурные права групп коренных народов, одновременно поощряя «автономию коренных народов и культурную гордость». Критика двуязычного образования высказывалась, в некоторых случаях наиболее резко, самими горцами, говорящими на языке кечуа, решительно выступающими против межкультурных усилий. Эти коренные горцы рассматривают межкультурные усилия как навязывание «невыгодных изменений в образовании», блокирующих их экономическое и социальное развитие, что исторически считалось возможным только через обучение чтению и письму по-испански. В то время как законодательство было одним из самых передовых в Латинской Америке в отношении образования коренных народов, реализация этих образовательных программ была технически сложной: учителя соглашались в теории, но находили невозможным на практике привить межкультурный образ мышления. и способствовать двуязычию, особенно при очень ограниченных ресурсах. Однако, напротив, исследования Нэнси Хорнбергер и других показали, что использование родного языка детьми в школах действительно позволило значительно расширить «устное и письменное участие учеников - в абсолютных, лингвистических и социолингвистических терминах».

Из-за отсутствия политической воли и экономической силы для продвижения общенациональной единой программы двуязычного образования было предпринято множество разрозненных усилий. Среди прочего, было создано Национальное отделение межкультурного двуязычного образования (DINEBI), которое работало над дальнейшим включением двуязычного и межкультурного образования. Программа подготовки двуязычных учителей - коренных жителей (FORMABIAP) - еще один пример усилий по межкультурному образованию, уделяя особое внимание регионам Амазонки Перу.

Территории

Коренные народы имеют право собственности на значительную часть Перу, главным образом в форме общинных заповедников (испанский : reservas comunales). Крупнейший местный общинный заповедник в Перу принадлежит народу матсес и расположен на границе Перу с Бразилией на реке Джавари.

Законы и учреждения

В 1994 году Перу подписало и ратифицировало действующий международный Закон о коренных народах, Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, 1989 г.. Конвенция устанавливает следующее: правительства несут ответственность за обеспечение того, чтобы коренные народы обладали равными правами и возможностями в соответствии с национальным законодательством, за поддержание целостности культурной и социальной самобытности в рамках этих прав и за работу по устранению существующих социально-экономических разрывов между коренными народами. и остальная часть соответствующего национального сообщества. Для достижения этих целей конвенция дополнительно обязывает правительства консультироваться с общинами через их представительные институты относительно любого законодательного органа, который открыто влияет на их общины, обеспечивать способы, посредством которых коренные народы могут участвовать в принятии политических решений в той же степени, что и другие подразделения национального сообщества и выделять этим сообществам поддержку, ресурсы и любые другие необходимые средства для полного развития их собственных институтов. Степень, в которой Перу поддерживает это законодательство, обсуждается, особенно в отношении использования территорий коренных народов для прироста капитала. Кроме того, исполнение законодательства было затянуто, и коренные народы получили законное право на консультации только в 2011 году.

Политические организации

Среди наиболее неформальных организаций в общинах коренных народов существует традиция Рондас Кампесинас. При диктаторском военном режиме генерала Хуана Веласко Альварадо, длившегося с 1968 по 1975 год, правительство взяло курс на андские и коренные националистические взгляды. Этот режим разрушил традиционную систему Hacienda Перу и установил систему управления земельными ресурсами, основанную в основном на государственных фермерских кооперативах; однако из-за слабого государственного присутствия за пределами прибрежных районов коренное крестьянство организовало местные патрули гражданской обороны, известные как Rondas Campesinas, для защиты от вторжений на землю. Хотя их отношение к правительству было традиционно неоднозначным, они получили больше официального авторитета от правительства, когда поднялись как сила, противостоящая партизанскому движению Сияющий путь. Rondas Campesinas по-прежнему функционируют как одна из форм политической организации среди общин северного Перу, однако их роль в значительной степени снизилась, как и их юридическая форма.

В конце 2010-х годов наблюдался толчок для автономных региональных правительств для коренных общин. Первым было создано автономное территориальное правительство нации вампи (GTANW) перуанской Амазонки. За ними последовали и другие общины, в том числе народы кандози, шави и шапра, а также другие общины проявляют интерес к созданию автономных правительств. Основная функция этих правительств заключается в защите автономных территорий от добычи ресурсов иностранными субъектами, а также в расширении диалога между перуанским государством и коренными общинами через укрепленные институты. Автономное территориальное правительство нации вампи, официально созданное в ноябре 2015 года, с тех пор начало управлять автономной радиовещательной станцией для обслуживания сообществ в бассейне реки Сантьяго, где новое правительство также занимается вопросами незаконной добычи полезных ископаемых в этом районе.

Помимо организаций, базирующихся в региональной автономии, существуют другие известные организации с целью установления местного представительства интересов в перуанской политике. Сюда входят такие организации, как AIDESEP, Asociacion Inter-etnica para el Desarollo de la Selva Peruana (Межэтническая ассоциация за развитие перуанских джунглей), которая защищает коллективные права коренных народов перуанской Амазонки. 128>AIDESEP представляет в общей сложности 64 группы коренных народов. В бассейне реки Амазонки также базируется организация MATSES (Движение в Амазонии за существование племен и экономическую устойчивость). В отличие от коалиционной организации AIDESEP, MATSES является некоммерческой организацией, управляемой специально членами сообщества Matsés ; Основная цель этой организации - создать надлежащие институты для сохранения культуры матсес и земель без влияния внешних источников финансирования или руководства.

Этнические группы

См. Также

  • Портал коренных народов Америки
  • flag Портал Перу

Библиография

Примечания

Ссылки

  • Катрин Вессендорф (2008). Коренной мир 2008 (PDF). Копенгаген, Дания: Международная рабочая группа по делам коренных народов. ISBN 978-87-91563-44-7. Архивировано из оригинала (PDF) 3 сентября 2010 г. Получено 22 мая 2009 г.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-24 14:04:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте