Керамика на Индийском субконтиненте имеет древнюю историю и является одним из наиболее осязаемых и знаковых элементов индийского искусства. Свидетельства глиняной посуды были обнаружены в ранних поселениях Лахурадева, а затем цивилизации долины Инда. Сегодня это культурное искусство, которое все еще широко практикуется на Индийском субконтиненте. До недавнего времени вся индийская керамика была глиняной, в том числе терракотовой.
. Индуистские традиции исторически не поощряли использование глиняной посуды для еды, что, вероятно, объясняет заметное отсутствие традиций изящной или роскошной керамики в Южная Азия, в отличие от Восточной Азии и других частей Евразии. Большие матки кувшины для хранения воды или других предметов составляют большую часть традиционной индийской керамики, а также такие предметы, как лампы. Небольшие простые кулхары чашки, а также керосиновые лампы, одноразовые после разового использования, остаются обычным явлением. Сегодня гончарное дело процветает как вид искусства в Индии. Этой тенденции способствовали различные платформы, в том числе гончарные рынки и онлайн-магазины гончарных изделий.
В этой статье рассматриваются керамические сосуды, в основном из древнеиндийских культур, известных из археологии. На субконтиненте также было много фигурной скульптуры и декоративной плитки в керамике, при этом производство терракотовых фигурок было широко распространено в разных регионах и периодах. В частности, в Бенгалии отсутствие камня породило обширную традицию архитектурной скульптуры для храмов и мечетей из терракоты и резного кирпича. Фигуры примерно в натуральную величину, украшающие гопурамы в Южной Индии, обычно окрашены терракотой.
Традиционную керамику на субконтиненте обычно изготавливают специализированные общины кумхар (санскрит : кумбхакара) или касты.
Керамика в стиле шнура принадлежит к керамической традиции «мезолита», которая развивалась среди виндхья охотников-собирателей в <563 г.>Мезолит период. Этот керамический стиль также встречается в более позднюю фазу протонеолита в близлежащих регионах. Этот ранний тип керамики, найденный на месте Лахурадева, в настоящее время является старейшей известной гончарной традицией в Южной Азии, датируемой 7000-6000 гг. До н.э.
Соти - Сисвал - это место поселения прединдийской долины цивилизации, датируемого 4600 годом до нашей эры. Согласно Теджасу Гарге, культура Соти значительно предшествует культуре Сисвал, и ее следует рассматривать как более раннюю традицию. Культура Соти-Сисвал названа в честь этих двух памятников, расположенных в 70 км друг от друга. Сообщается о 165 местах обитания этой культуры. Есть также большое сходство между керамикой Соти-Сисвал и Кот-Диджи. Район культуры Кот-Диджи расположен к северо-западу от района Соти-Сисвал. Керамика Соти-Сисвал встречается так далеко на юг, как область культуры Ахар-Банас на юго-востоке Раджастана.
Ахар-банасская культура - это хальколитическая археологическая культура на берегах реки Ахар юго-восток Раджастхан штат в Индии, существующий с c. 3000 до 1500 г. до н.э., современный и соседний с цивилизацией долины Инда. Расположенные вдоль рек Банас и Берах, а также реки Ахар, народ Ахар-Банас разрабатывал медные руды хребта Аравали. для изготовления топоров и других артефактов. Они выращивались на ряде культур, включая пшеницу и ячмень. Мотивы дизайна печатей, как правило, довольно просты, с широким кругом параллелей с различных памятников цивилизации Инда.
Цивилизация долины Инда имеет древнюю традицию изготовления гончарных изделий. Хотя происхождение керамики в Индии можно проследить до гораздо более ранней эпохи мезолита, с грубой глиняной посудой ручной работы - чашами, кувшинами, сосудами - различных цветов, таких как красный, оранжевый, коричневый, черный и кремовый. Есть свидетельства того, что во времена цивилизации долины Инда керамика строилась двумя способами: вручную и вручную.
Культура Рангпура, около Ванала на Полуостров Саураштра в Гуджарате, лежит на оконечности между заливом Камбхат и заливом Кач, он относится к периоду Инда. долины цивилизации и лежит к северо-западу от более крупного участка Лотала. Раскопки проводились Археологической службой Индии (ASI) в 1931 году под руководством М.С. Ватса (мадхо сваруп чаны). Позже Гурье (1939), Дикшит (1947) и С.Р. Рао (1953–56) проводили раскопки в рамках проекта ASI. С.Р. Рао классифицировал месторождения на четыре периода с тремя подпериодами в культуре Хараппа, периодом II с более ранним периодом, микролитом и средним палеолитом (участки реки) с остриями, скребками и лезвиями из яшмы. Даты, указанные SRRao:
Джукар Фаза была культурой позднего бронзового века, которая существовала в нижней долине Инда, то есть Синд, во 2-м тысячелетии до нашей эры. Названный в честь археологического памятника типа Джукар в Синде, он был региональной формой поздней хараппанской культуры, следующей за зрелой городской фазой цивилизации.
Джукар За фазой последовала фаза Джангара, которая представляет собой негородскую культуру, характеризующуюся «грубой ручной керамикой» и «стоянками населения, которое было кочевым и в основном скотоводческим», и датируется примерно поздним второе тысячелетие до нашей эры и начало первого тысячелетия до нашей эры. В Синде рост городов снова начался примерно после 500 г. до н.э.
Кувшин с четырьмя горными козлами, возможно, из долины Кветта, 2800-2500 гг. До н.э.
Кувшин, найденный в Наушахро, 2700-1800 гг. До н.э.
Кувшин для хранения, зрелый период Хараппа, Чанхударо, около 2700-2000 гг. До н.э.
Цивилизация долины Инда, Хараппан, Южный Пакистан, ок. 2600–2450 гг. До н. Э.
Вместе с культурой могил Гандхара и культурой цветной керамики охры, Культура Кладбища H рассматривается некоторыми учеными как фактор формирования ведической цивилизации.
(1972) исследовал ссылки на керамику в Ведические тексты, такие как Черный Яджурведа и Тайттирия Самхита. Согласно его исследованию, ведическая керамика, например, изготавливается вручную и не окрашивается. Согласно Кузьминой (1983), ведическая керамика, которая соответствует описанию Вильгельма Рау, не может быть найдена в Малой Азии и Средней Азии, хотя керамика андроновской культуры похожа на
Культура цветной керамики охры (OCP) - это 2 тысячелетие до нашей эры культура бронзового века 161>Индо-Гангская равнина, простирающаяся от восточного Пенджаба до северо-востока Раджастана и западного Уттар-Прадеша. Он считается кандидатом на связь с ранней индоарийской или ведической культурой. Ранние образцы характерной керамики, найденные около Джодхпура, Раджастхан, датируются III тысячелетием (этот Джодхпур расположен в районе Джайпура, и его не следует путать с городом Джодхпур ). Вдоль берегов реки Сахиби и ее притоков, таких как река Кришнавати и река Соти, процветают несколько культурных памятников, которые берут начало в хребте Аравалли и текут с юга. на северо-восток в сторону Ямуны перед исчезновением в районе Махендрагарх в Харьяне.
Культура достигла Гангской равнины в начале 2-го тысячелетия. Недавно Археологическая служба Индии обнаружила медные топоры и некоторые глиняные изделия при раскопках в районе Сахаранпур штата Уттар-Прадеш. Культура цветной керамики охры потенциально может быть названа настоящей цивилизацией (например, северноиндийской цивилизацией охры), как и цивилизация Харрапан, но ее называют только культурой, ожидающей дальнейших открытий.
Культура медных кладов встречается в северной части Индии в основном в больших и малых кладах и, как полагают, относится к концу 2-го тысячелетия до нашей эры, хотя очень немногие из них происходят из контролируемых и датируемых контекстов раскопок. Клады доаб связаны с так называемой цветной керамикой охры (OCP), которая, по-видимому, тесно связана с фазой позднего Хараппана (или Постурбана). Эти кладовые артефакты - главное проявление археологии Индии эпохи металлов, многие из которых хранятся в «музее Канья Гурукул в Нарела и Харьяна.
Культура Кладбища H была культурной региональной формой бронзового века в регионе Пенджаб и на северо-западе Индии, примерно с 1900 г. до н.э. до примерно 1300 г. до н.э., на поздней стадии Хараппанской (долины Инда) цивилизации (наряду с Джукар культура Синда и культура Рангпура Гуджарата), и это также было связано с ранними этапами индоарийских миграций. Он был назван в честь кладбища, найденного в «зоне H» в Хараппа. По словам Кенойера, культура Кладбища H «может отражать только изменение фокуса организации поселений по сравнению с тем, что было образцом более ранней фазы Хараппы, а не культурный разрыв, городской упадок, вторжение инопланетян или заброшенность территории, все из которых имеют предлагалось в прошлом. "
Могильная культура Гандхара, также называемая культурой Свата, возникла c. 1600 г. до н.э. и расцвет ок. 1500 г. до н.э. - 500 г. до н.э. в Гандхаре, который находится на территории современного Пакистана и Афганистана. Это может быть связано с ранними индоарийскими носителями, а также с индоарийской миграцией на Индийский субконтинент, которая пришла из Бактрии– Маргианский район. Согласно Кочхару, индоарийская культура слилась с местными элементами остатков цивилизации долины Инда (OCP, кладбище H ) и дала начало Ведическая цивилизация.
Культура черной и красной посуды (BRW) - это поздний бронзовый век и начало железный век археологическая культура северного и центрального индийского субконтинента, связанная с ведической цивилизацией. На западной равнине Ганга (западный Уттар-Прадеш ) он датируется ок. 1450–1200 гг. До н.э., и на смену ему пришла культура окрашенной серой керамики ; тогда как в Центральной и Восточной равнине Ганга (восточный Уттар-Прадеш, Бихар и Бенгалия ) и в Центральной Индии (Мадхья-Прадеш ) BRW появляется в тот же период но продолжается дольше, до c. 700-500 гг. До н.э., когда на смену ей пришла культура северной черной полированной посуды. На равнине Западного Ганга BRW предшествовала культура цветной глиняной посуды. Участки BRW характеризовались натуральным сельским хозяйством (выращивание риса, ячменя и бобовых), и на них были обнаружены украшения из ракушек, меди, сердолика и терракоты. В некоторых местах, особенно в восточном Пенджабе и Гуджарате, керамика BRW связана с керамикой позднего Хараппана, и, по мнению некоторых ученых, таких как Трибхуан Н. Рой, BRW, возможно, оказал непосредственное влияние на культуры Painted Grey Ware и Northern Black Polished Ware.
Культура окрашенной серой керамики (PWG) - это культура железного века культура западной равнины Ганг и долина Гаггар-Хакра, продолжавшаяся примерно с 1200 г. до н.э. по 600 г. до н.э., что, вероятно, соответствует среднему и позднему ведическому периоду, то есть Куру - Панчала королевство, первое крупное государство в Южной Азии после упадка цивилизации долины Инда. Он является преемником культуры черной и красной посуды (BRW) в этом регионе и современником продолжающейся культуры BRW на восточной равнине Ганга и в Центральной Индии.
Северная черная полированная посуда (сокращенно NBPW или NBP ) - это городской железный век культура Индийского субконтинента, продолжающаяся ок. 700–200 гг. До н.э., на смену культуре окрашенной серой посуды и культуре черной и красной посуды. Он развивался примерно с 700 г. до н.э., в конце ведического периода, и достиг пика с ок. 500–300 гг. До н.э., что совпадает с возникновением 16 великих государств или махаджанапад в Северной Индии и последующим подъемом Империи Маурьев.
Красная полированная посуда (RPW) находится в больших количествах в Гуджарате, особенно в районе Катхиавара. Обычно он состоит из домашних форм, таких как кастрюли, и датируется примерно первым веком до нашей эры.
Но этот тип посуды широко распространен и в других местах Индии. Он находится в Барода, Тимберва (Сурат), Ваднагар, Вала, Прабхас, Сутрапада, Бхандария и во многих других местах. Использование этой глиняной посуды продолжалось много веков.
Вначале ученые рассматривали эту глиняную посуду как диагностический маркер «индо-римской торговли», показывающий возможность влияния Римской империи. Кроме того, этот тип керамики был обнаружен на стоянках, граничащих с Персидским заливом, поэтому он стал важным для исследований торговли в Индийском океане.
Красная полированная посуда была впервые идентифицирована в 1953 году Б. Суббарао. По его словам, «высокая степень отделки привела к тому, что его можно было рассматривать как импортную посуду или, по крайней мере, имитацию римской самосской посуды ".
. Но в 1966 году С.Р. Рао в своем отчете о Амрели отверг эту возможность римского влияния. Он настаивал на коренном происхождении, поскольку ни одна из форм не повторяла формы римского прототипа. Он представил большое разнообразие типов сосудов, состоящих из глины, подходящих под это определение. Вместо этого он сослался на сходство сосудов черной керамики с полированной поверхностью [черная полированная посуда] с того же места, отмеченного в слоях после первого появления RPW.
Согласно Хайдруну Шенку, керамика, определяемая как RPW, состоит из двух очень разных функциональных групп. нуждается в более точной классификации и датировании.
Одна группа принадлежит к местной керамической культуре региона вокруг Гуджарата - в основном домашние сосуды, такие как кастрюли. Основная область этой группы - западная Индия, но она также распространена в других местах на западное побережье Индийского океана.
Другая группа - это очень специализированные типы «спринклерных» и «фонтанирующих» кувшинов для воды, которые часто идут вместе. Эта особая группа широко распространена в восточной части Индийского океана, на субконтиненте Южной Азии и в Юго-Восточной Азии с множеством различных тканей. Эта группа представляет собой более позднее развитие, продолжавшееся вплоть до средневековья.
В частности, в Тиссамахараме в южной провинции Шри-Ланки обнаружена хорошая стратиграфия.
Ранняя красная полированная посуда часто ассоциируется с северной черной полированной посудой (NBP) и восходит к III веку до нашей эры.
культура малва была хальколитической археологической культурой, которая существовала в регионе малва в Центральной Индии и некоторых частях Махараштры на полуострове Декан. В основном датируется ок. 1600 - ок. 1300 г. до н.э., но откалиброванные радиоуглеродные даты предполагают, что начало этой культуры может быть уже ок. 2000-1750 гг. До н. Э. Уникальным аспектом культуры малва является то, что они не используют гончарный круг, вместо этого весь процесс выполняется вручную.
Культура Йорве была эпохой энеолита археологическая культура, которая существовала на обширных территориях нынешнего штата Махараштра в Западной Индии, а также распространилась на север в область малва в Мадхья-Прадеш. Он назван в честь сайта типа из Йорве. Ранняя фаза развития культуры датируется ок. 1400-1000 гг. До н.э., а поздняя фаза датируется ок. 1000-700 гг. До н.э.
Культура Ранг Махала, пост- ведическая культура, представляет собой коллекцию из более чем 124 участков, разбросанных по Шриганганагару, Суратгарху, Сикар, Алвар и Джунджхуну районы вдоль палеоканала реки Гагагар-Хакра (Сарасвати - Дришадвати реки), относящиеся к Кушану (с 1 по 3 век н.э.) и Гупта (с 4 по 7 век н.э.), назван в честь первых археологических раскопок Териса, раскопанная шведскими учеными в деревне Ранг Махал, которая известна терракотой раннего периода гупта, раскопанной в древнем терисе в деревне. Культура Ранг Махал славится красиво расписанными вазами на красной поверхности с цветочными, животными, птицами и геометрическими узорами, окрашенными в черный цвет.
Фаза глазурованной керамики началась в 12 век нашей эры, когда тюркские мусульманские правители поощряли гончаров из Персии, Средней Азии и других мест селиться в современной Северной Индии. Глазурованная керамика персидских моделей с индийским орнаментом, относящаяся к периоду султаната, была найдена в Гуджарате и Махараштре.
Современная эпоха Голубая керамика Джайпура широко известна как традиционное ремесло Джайпура, хотя по происхождению она тюрко-персидская.
Со временем простой стиль лепки из глины в Индии претерпел эволюцию. Из этого простого стиля возник ряд различных стилей. Некоторые из самых популярных форм глиняной посуды включают неглазурованную керамику, глазурованную керамику, терракоту и папье-маше.
Неглазурованная керамика, старейшая форма керамики, практикуемая в Индии. три типа. Первая - это глиняная посуда из тонкой бумаги, глиняная посуда цвета бисквита, украшенная резными узорами. Далее идет техника scraffito, горшок для матки полируется и раскрашивается красными и белыми накладками вместе с замысловатыми узорами. Третий - полированная керамика, эта керамика прочная и глубоко врезанная, со стилизованными узорами арабесками.
Глазурованная керамика началась в 12 веке нашей эры.. Этот вид керамики часто имеет белый фон и сине-зеленые узоры. Глазурованная керамика практикуется только в некоторых частях страны.
Терракота - термин, используемый для неглазурованной глиняной посуды и керамических скульптур, сделанных в ней. Индийская скульптура с самого раннего периода интенсивно использовала терракоту (каменные и металлические скульптуры были довольно редкими), а в более сложных областях к I веку до нашей эры в значительной степени отказались от моделирования в пользу форм. Это позволяет изготавливать относительно большие фигуры, почти в натуральную величину, особенно в период Гупта и столетия, непосредственно следующие за ним. Несколько сильных местных народных традиций народной скульптуры из терракоты остаются активными и сегодня, например, лошади банкаура. Часто женщины готовят глиняные фигурки, чтобы умилостивить своих богов и богинь во время праздников. В Моэле божества создаются из лепной глины на плоской поверхности. Затем их обжигают и окрашивают в яркие цвета. В других частях Индии этот стиль используется для создания фигур, таких как лошади с всадниками, иногда подношения по обету.
| website =
()(Abhandlungen der Geistes- und Sozialwissenschaftlichen Klasse / Akademie der Wissenschaften und der Literatur in Mainz; 1972,10)