Керамика на Индийском субконтиненте

редактировать
Кувшин для хранения из зрелого Хараппанского периода в Национальном музее, Нью-Дели, г. 2700-2000 гг. До н.э. Глиняные горшки из региона Пенджаб, найденные в северной части Индийского субконтинента

Керамика на Индийском субконтиненте имеет древнюю историю и является одним из наиболее осязаемых и знаковых элементов индийского искусства. Свидетельства глиняной посуды были обнаружены в ранних поселениях Лахурадева, а затем цивилизации долины Инда. Сегодня это культурное искусство, которое все еще широко практикуется на Индийском субконтиненте. До недавнего времени вся индийская керамика была глиняной, в том числе терракотовой.

. Индуистские традиции исторически не поощряли использование глиняной посуды для еды, что, вероятно, объясняет заметное отсутствие традиций изящной или роскошной керамики в Южная Азия, в отличие от Восточной Азии и других частей Евразии. Большие матки кувшины для хранения воды или других предметов составляют большую часть традиционной индийской керамики, а также такие предметы, как лампы. Небольшие простые кулхары чашки, а также керосиновые лампы, одноразовые после разового использования, остаются обычным явлением. Сегодня гончарное дело процветает как вид искусства в Индии. Этой тенденции способствовали различные платформы, в том числе гончарные рынки и онлайн-магазины гончарных изделий.

В этой статье рассматриваются керамические сосуды, в основном из древнеиндийских культур, известных из археологии. На субконтиненте также было много фигурной скульптуры и декоративной плитки в керамике, при этом производство терракотовых фигурок было широко распространено в разных регионах и периодах. В частности, в Бенгалии отсутствие камня породило обширную традицию архитектурной скульптуры для храмов и мечетей из терракоты и резного кирпича. Фигуры примерно в натуральную величину, украшающие гопурамы в Южной Индии, обычно окрашены терракотой.

Традиционную керамику на субконтиненте обычно изготавливают специализированные общины кумхар (санскрит : кумбхакара) или касты.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Мезолитическая керамика
    • 1.2 Культура Соти-Сисвал
    • 1.3 Культура Ахар-Банаса
    • 1.4 Цивилизация долины Инда
      • 1.4.1 Культура Рангпура
      • 1.4.2 Фаза Джукара и Джангара
    • 1.5 Ведическая керамика
      • 1.5.1 Культура цветной керамики охры
        • 1.5.1.1 Культура медного клада
        • 1.5.1.2 Культура кладбища H
        • 1.5.1.3 Культура могилы Гандхара
      • 1.5.2 Культура черной и красной посуды
      • 1.5.3 Окрашенная серая посуда
    • 1,6 Северная черная полированная посуда
    • 1,7 Красная полированная посуда (Гуджарат)
    • 1,8 Культура малва
    • 1,9 Культура Йорве
    • 1,10 Культура ранг-Махала
    • 1,11 Турко-могольский период
  • 2 стиля
    • 2.1 Глазурованная керамика
    • 2.2 Глазурованная керамика
  • 3 Терракотовая скульптура
  • 4 Сравнительная хронология
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Другие источники
  • 8 Дополнительная литература
История
Рогатая фигура на керамике из <528 г.>Кашмир. Цивилизация Преиндской долины, около 2700 г. до н.э.

Мезолитическая керамика

Керамика в стиле шнура принадлежит к керамической традиции «мезолита», которая развивалась среди виндхья охотников-собирателей в <563 г.>Мезолит период. Этот керамический стиль также встречается в более позднюю фазу протонеолита в близлежащих регионах. Этот ранний тип керамики, найденный на месте Лахурадева, в настоящее время является старейшей известной гончарной традицией в Южной Азии, датируемой 7000-6000 гг. До н.э.

Культура Соти-Сисваль

Соти - Сисвал - это место поселения прединдийской долины цивилизации, датируемого 4600 годом до нашей эры. Согласно Теджасу Гарге, культура Соти значительно предшествует культуре Сисвал, и ее следует рассматривать как более раннюю традицию. Культура Соти-Сисвал названа в честь этих двух памятников, расположенных в 70 км друг от друга. Сообщается о 165 местах обитания этой культуры. Есть также большое сходство между керамикой Соти-Сисвал и Кот-Диджи. Район культуры Кот-Диджи расположен к северо-западу от района Соти-Сисвал. Керамика Соти-Сисвал встречается так далеко на юг, как область культуры Ахар-Банас на юго-востоке Раджастана.

Ахар-банасская культура

Ахар-банасская культура - это хальколитическая археологическая культура на берегах реки Ахар юго-восток Раджастхан штат в Индии, существующий с c. 3000 до 1500 г. до н.э., современный и соседний с цивилизацией долины Инда. Расположенные вдоль рек Банас и Берах, а также реки Ахар, народ Ахар-Банас разрабатывал медные руды хребта Аравали. для изготовления топоров и других артефактов. Они выращивались на ряде культур, включая пшеницу и ячмень. Мотивы дизайна печатей, как правило, довольно просты, с широким кругом параллелей с различных памятников цивилизации Инда.

Цивилизация долины Инда

Цивилизация долины Инда горшок из Хараппан фазы найден в Кветте в Белуджистане, ок. 2500-1900 гг. До н.э.

Цивилизация долины Инда имеет древнюю традицию изготовления гончарных изделий. Хотя происхождение керамики в Индии можно проследить до гораздо более ранней эпохи мезолита, с грубой глиняной посудой ручной работы - чашами, кувшинами, сосудами - различных цветов, таких как красный, оранжевый, коричневый, черный и кремовый. Есть свидетельства того, что во времена цивилизации долины Инда керамика строилась двумя способами: вручную и вручную.

Культура Рангпура

Культура Рангпура, около Ванала на Полуостров Саураштра в Гуджарате, лежит на оконечности между заливом Камбхат и заливом Кач, он относится к периоду Инда. долины цивилизации и лежит к северо-западу от более крупного участка Лотала. Раскопки проводились Археологической службой Индии (ASI) в 1931 году под руководством М.С. Ватса (мадхо сваруп чаны). Позже Гурье (1939), Дикшит (1947) и С.Р. Рао (1953–56) проводили раскопки в рамках проекта ASI. С.Р. Рао классифицировал месторождения на четыре периода с тремя подпериодами в культуре Хараппа, периодом II с более ранним периодом, микролитом и средним палеолитом (участки реки) с остриями, скребками и лезвиями из яшмы. Даты, указанные SRRao:

  • период I - микролиты, не связанные с керамикой: 3000 г. до н.э.
  • период II - Хараппан: 2000–1500 гг. До н.э.
    • период II B - Поздний Хараппан: 1500–1100 гг. До н.э.
    • Период II C - Переходная фаза Хараппы: 1100–1000 гг. До н.э.
  • Период III - Период блестящей красной посуды: 1000-800 г. до н.э.

Джукар и Джангар Фаза

Джукар Фаза была культурой позднего бронзового века, которая существовала в нижней долине Инда, то есть Синд, во 2-м тысячелетии до нашей эры. Названный в честь археологического памятника типа Джукар в Синде, он был региональной формой поздней хараппанской культуры, следующей за зрелой городской фазой цивилизации.

Джукар За фазой последовала фаза Джангара, которая представляет собой негородскую культуру, характеризующуюся «грубой ручной керамикой» и «стоянками населения, которое было кочевым и в основном скотоводческим», и датируется примерно поздним второе тысячелетие до нашей эры и начало первого тысячелетия до нашей эры. В Синде рост городов снова начался примерно после 500 г. до н.э.

Ведическая керамика

Археологические культуры, связанные с индоиранскими миграциями (после EIEC ). Андроновская, BMAC и язская культуры часто ассоциировались с индоиранскими миграциями. Культуры GGC, Cemetery H, Copper Hoard и PGW являются кандидатами в культуры, связанные с индоарийскими движениями.

Вместе с культурой могил Гандхара и культурой цветной керамики охры, Культура Кладбища H рассматривается некоторыми учеными как фактор формирования ведической цивилизации.

(1972) исследовал ссылки на керамику в Ведические тексты, такие как Черный Яджурведа и Тайттирия Самхита. Согласно его исследованию, ведическая керамика, например, изготавливается вручную и не окрашивается. Согласно Кузьминой (1983), ведическая керамика, которая соответствует описанию Вильгельма Рау, не может быть найдена в Малой Азии и Средней Азии, хотя керамика андроновской культуры похожа на

Культура цветной керамики охры

Культура цветной керамики охры (OCP) - это 2 тысячелетие до нашей эры культура бронзового века 161>Индо-Гангская равнина, простирающаяся от восточного Пенджаба до северо-востока Раджастана и западного Уттар-Прадеша. Он считается кандидатом на связь с ранней индоарийской или ведической культурой. Ранние образцы характерной керамики, найденные около Джодхпура, Раджастхан, датируются III тысячелетием (этот Джодхпур расположен в районе Джайпура, и его не следует путать с городом Джодхпур ). Вдоль берегов реки Сахиби и ее притоков, таких как река Кришнавати и река Соти, процветают несколько культурных памятников, которые берут начало в хребте Аравалли и текут с юга. на северо-восток в сторону Ямуны перед исчезновением в районе Махендрагарх в Харьяне.

Культура достигла Гангской равнины в начале 2-го тысячелетия. Недавно Археологическая служба Индии обнаружила медные топоры и некоторые глиняные изделия при раскопках в районе Сахаранпур штата Уттар-Прадеш. Культура цветной керамики охры потенциально может быть названа настоящей цивилизацией (например, северноиндийской цивилизацией охры), как и цивилизация Харрапан, но ее называют только культурой, ожидающей дальнейших открытий.

Культура медных кладов

Культура медных кладов встречается в северной части Индии в основном в больших и малых кладах и, как полагают, относится к концу 2-го тысячелетия до нашей эры, хотя очень немногие из них происходят из контролируемых и датируемых контекстов раскопок. Клады доаб связаны с так называемой цветной керамикой охры (OCP), которая, по-видимому, тесно связана с фазой позднего Хараппана (или Постурбана). Эти кладовые артефакты - главное проявление археологии Индии эпохи металлов, многие из которых хранятся в «музее Канья Гурукул в Нарела и Харьяна.

Культура Кладбища H
Расписные керамические урны из Хараппы, Культура Кладбища H, около 1900-1300 гг. До н.э.

Культура Кладбища H была культурной региональной формой бронзового века в регионе Пенджаб и на северо-западе Индии, примерно с 1900 г. до н.э. до примерно 1300 г. до н.э., на поздней стадии Хараппанской (долины Инда) цивилизации (наряду с Джукар культура Синда и культура Рангпура Гуджарата), и это также было связано с ранними этапами индоарийских миграций. Он был назван в честь кладбища, найденного в «зоне H» в Хараппа. По словам Кенойера, культура Кладбища H «может отражать только изменение фокуса организации поселений по сравнению с тем, что было образцом более ранней фазы Хараппы, а не культурный разрыв, городской упадок, вторжение инопланетян или заброшенность территории, все из которых имеют предлагалось в прошлом. "

Могильная культура Гандхара
География Ригведы, с названиями рек ; указаны масштабы культур Свата и кладбища H.

Могильная культура Гандхара, также называемая культурой Свата, возникла c. 1600 г. до н.э. и расцвет ок. 1500 г. до н.э. - 500 г. до н.э. в Гандхаре, который находится на территории современного Пакистана и Афганистана. Это может быть связано с ранними индоарийскими носителями, а также с индоарийской миграцией на Индийский субконтинент, которая пришла из Бактрии– Маргианский район. Согласно Кочхару, индоарийская культура слилась с местными элементами остатков цивилизации долины Инда (OCP, кладбище H ) и дала начало Ведическая цивилизация.

Культура черной и красной посуды

Культура черной и красной посуды (BRW) - это поздний бронзовый век и начало железный век археологическая культура северного и центрального индийского субконтинента, связанная с ведической цивилизацией. На западной равнине Ганга (западный Уттар-Прадеш ) он датируется ок. 1450–1200 гг. До н.э., и на смену ему пришла культура окрашенной серой керамики ; тогда как в Центральной и Восточной равнине Ганга (восточный Уттар-Прадеш, Бихар и Бенгалия ) и в Центральной Индии (Мадхья-Прадеш ) BRW появляется в тот же период но продолжается дольше, до c. 700-500 гг. До н.э., когда на смену ей пришла культура северной черной полированной посуды. На равнине Западного Ганга BRW предшествовала культура цветной глиняной посуды. Участки BRW характеризовались натуральным сельским хозяйством (выращивание риса, ячменя и бобовых), и на них были обнаружены украшения из ракушек, меди, сердолика и терракоты. В некоторых местах, особенно в восточном Пенджабе и Гуджарате, керамика BRW связана с керамикой позднего Хараппана, и, по мнению некоторых ученых, таких как Трибхуан Н. Рой, BRW, возможно, оказал непосредственное влияние на культуры Painted Grey Ware и Northern Black Polished Ware.

Painted Grey Ware

PWG, Sonkh, Матхура, ок. 1000-600 г. до н. Э.

Культура окрашенной серой керамики (PWG) - это культура железного века культура западной равнины Ганг и долина Гаггар-Хакра, продолжавшаяся примерно с 1200 г. до н.э. по 600 г. до н.э., что, вероятно, соответствует среднему и позднему ведическому периоду, то есть Куру - Панчала королевство, первое крупное государство в Южной Азии после упадка цивилизации долины Инда. Он является преемником культуры черной и красной посуды (BRW) в этом регионе и современником продолжающейся культуры BRW на восточной равнине Ганга и в Центральной Индии.

Northern Black Полированная посуда

Карта некоторых памятников NBPW.

Северная черная полированная посуда (сокращенно NBPW или NBP ) - это городской железный век культура Индийского субконтинента, продолжающаяся ок. 700–200 гг. До н.э., на смену культуре окрашенной серой посуды и культуре черной и красной посуды. Он развивался примерно с 700 г. до н.э., в конце ведического периода, и достиг пика с ок. 500–300 гг. До н.э., что совпадает с возникновением 16 великих государств или махаджанапад в Северной Индии и последующим подъемом Империи Маурьев.

Красная полированная посуда (Гуджарат)

Черный и Red Ware, Sonkh, Уттар-Прадеш. Правительственный музей, Матхура.

Красная полированная посуда (RPW) находится в больших количествах в Гуджарате, особенно в районе Катхиавара. Обычно он состоит из домашних форм, таких как кастрюли, и датируется примерно первым веком до нашей эры.

Но этот тип посуды широко распространен и в других местах Индии. Он находится в Барода, Тимберва (Сурат), Ваднагар, Вала, Прабхас, Сутрапада, Бхандария и во многих других местах. Использование этой глиняной посуды продолжалось много веков.

Вначале ученые рассматривали эту глиняную посуду как диагностический маркер «индо-римской торговли», показывающий возможность влияния Римской империи. Кроме того, этот тип керамики был обнаружен на стоянках, граничащих с Персидским заливом, поэтому он стал важным для исследований торговли в Индийском океане.

Красная полированная посуда была впервые идентифицирована в 1953 году Б. Суббарао. По его словам, «высокая степень отделки привела к тому, что его можно было рассматривать как импортную посуду или, по крайней мере, имитацию римской самосской посуды ".

. Но в 1966 году С.Р. Рао в своем отчете о Амрели отверг эту возможность римского влияния. Он настаивал на коренном происхождении, поскольку ни одна из форм не повторяла формы римского прототипа. Он представил большое разнообразие типов сосудов, состоящих из глины, подходящих под это определение. Вместо этого он сослался на сходство сосудов черной керамики с полированной поверхностью [черная полированная посуда] с того же места, отмеченного в слоях после первого появления RPW.

Согласно Хайдруну Шенку, керамика, определяемая как RPW, состоит из двух очень разных функциональных групп. нуждается в более точной классификации и датировании.

Одна группа принадлежит к местной керамической культуре региона вокруг Гуджарата - в основном домашние сосуды, такие как кастрюли. Основная область этой группы - западная Индия, но она также распространена в других местах на западное побережье Индийского океана.

Другая группа - это очень специализированные типы «спринклерных» и «фонтанирующих» кувшинов для воды, которые часто идут вместе. Эта особая группа широко распространена в восточной части Индийского океана, на субконтиненте Южной Азии и в Юго-Восточной Азии с множеством различных тканей. Эта группа представляет собой более позднее развитие, продолжавшееся вплоть до средневековья.

В частности, в Тиссамахараме в южной провинции Шри-Ланки обнаружена хорошая стратиграфия.

Ранняя красная полированная посуда часто ассоциируется с северной черной полированной посудой (NBP) и восходит к III веку до нашей эры.

Культура малва

Керамический кубок из Навдатоли, Малва, 1300 г. До н.э.

культура малва была хальколитической археологической культурой, которая существовала в регионе малва в Центральной Индии и некоторых частях Махараштры на полуострове Декан. В основном датируется ок. 1600 - ок. 1300 г. до н.э., но откалиброванные радиоуглеродные даты предполагают, что начало этой культуры может быть уже ок. 2000-1750 гг. До н. Э. Уникальным аспектом культуры малва является то, что они не используют гончарный круг, вместо этого весь процесс выполняется вручную.

Культура Йорве

Культура Йорве была эпохой энеолита археологическая культура, которая существовала на обширных территориях нынешнего штата Махараштра в Западной Индии, а также распространилась на север в область малва в Мадхья-Прадеш. Он назван в честь сайта типа из Йорве. Ранняя фаза развития культуры датируется ок. 1400-1000 гг. До н.э., а поздняя фаза датируется ок. 1000-700 гг. До н.э.

Ранг Махал культура

Культура Ранг Махала, пост- ведическая культура, представляет собой коллекцию из более чем 124 участков, разбросанных по Шриганганагару, Суратгарху, Сикар, Алвар и Джунджхуну районы вдоль палеоканала реки Гагагар-Хакра (Сарасвати - Дришадвати реки), относящиеся к Кушану (с 1 по 3 век н.э.) и Гупта (с 4 по 7 век н.э.), назван в честь первых археологических раскопок Териса, раскопанная шведскими учеными в деревне Ранг Махал, которая известна терракотой раннего периода гупта, раскопанной в древнем терисе в деревне. Культура Ранг Махал славится красиво расписанными вазами на красной поверхности с цветочными, животными, птицами и геометрическими узорами, окрашенными в черный цвет.

Период Турко-Моголов

Фаза глазурованной керамики началась в 12 век нашей эры, когда тюркские мусульманские правители поощряли гончаров из Персии, Средней Азии и других мест селиться в современной Северной Индии. Глазурованная керамика персидских моделей с индийским орнаментом, относящаяся к периоду султаната, была найдена в Гуджарате и Махараштре.

Современная эпоха Голубая керамика Джайпура широко известна как традиционное ремесло Джайпура, хотя по происхождению она тюрко-персидская.

Стили
Роспись керамики в Калькутте, Индия. Современные горшки для продажи в Джайпуре, Индия.

Со временем простой стиль лепки из глины в Индии претерпел эволюцию. Из этого простого стиля возник ряд различных стилей. Некоторые из самых популярных форм глиняной посуды включают неглазурованную керамику, глазурованную керамику, терракоту и папье-маше.

Неглазурованная керамика

Неглазурованная керамика, старейшая форма керамики, практикуемая в Индии. три типа. Первая - это глиняная посуда из тонкой бумаги, глиняная посуда цвета бисквита, украшенная резными узорами. Далее идет техника scraffito, горшок для матки полируется и раскрашивается красными и белыми накладками вместе с замысловатыми узорами. Третий - полированная керамика, эта керамика прочная и глубоко врезанная, со стилизованными узорами арабесками.

Глазурованная керамика

Глазурованная керамика началась в 12 веке нашей эры.. Этот вид керамики часто имеет белый фон и сине-зеленые узоры. Глазурованная керамика практикуется только в некоторых частях страны.

Терракотовая скульптура

Терракота - термин, используемый для неглазурованной глиняной посуды и керамических скульптур, сделанных в ней. Индийская скульптура с самого раннего периода интенсивно использовала терракоту (каменные и металлические скульптуры были довольно редкими), а в более сложных областях к I веку до нашей эры в значительной степени отказались от моделирования в пользу форм. Это позволяет изготавливать относительно большие фигуры, почти в натуральную величину, особенно в период Гупта и столетия, непосредственно следующие за ним. Несколько сильных местных народных традиций народной скульптуры из терракоты остаются активными и сегодня, например, лошади банкаура. Часто женщины готовят глиняные фигурки, чтобы умилостивить своих богов и богинь во время праздников. В Моэле божества создаются из лепной глины на плоской поверхности. Затем их обжигают и окрашивают в яркие цвета. В других частях Индии этот стиль используется для создания фигур, таких как лошади с всадниками, иногда подношения по обету.

Сравнительная хронология
Примечания
Ссылки
  1. ^D. Петралья, Майкл (26 марта 2007 г.). Эволюция и история человеческих популяций в Южной Азии (изд. 2007 г.). Springer. п. 407. ISBN 9781402055614. Проверено 26 марта 2007 г.
  2. ^Бюллетень научно-исследовательского института Декканского колледжа, том 49, доктор А. М. Гатаге, стр. 303-304
  3. ^Упиндер Сингх (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века. п. 76. ISBN 9788131716779.
  4. ^Питер Беллвуд; Иммануил Несс (10.11.2014). Глобальная предыстория миграции людей. Джон Вили и сыновья. п. 250. ISBN 9781118970591.
  5. ^Гвен Роббинс Шуг; Субхаш Р. Валимбе (13 апреля 2016 г.). Соратник Южной Азии в прошлом. Джон Вили и сыновья. п. 350. ISBN 9781119055471.
  6. ^Баркер, Грэм; Гушер, Кэндис (2015). Кембриджская всемирная история: том 2, Мир с сельским хозяйством, 12 000–500 гг. До н. Э.. Издательство Кембриджского университета. п. 470. ISBN 9781316297780.
  7. ^Кэхилл, Майкл А. (2012). Вновь открытый рай: истоки цивилизации. Интерактивные публикации. п. 104. ISBN 9781921869488.
  8. ^ Теджас Гарге (2010), Керамический ансамбль Соти-Сисваль: новая оценка. Древняя Азия. 2. С. 15–40. doi : 10.5334 / aa.10203
  9. ^Аско Парпола, Корни индуизма: ранние арийцы и цивилизация Инда. Oxford University Press, 2015 ISBN 0190226919 p18
  10. ^Hooja, Rima (июль 2000 г.). «Ахарская культура: краткое введение». Сериндийцы: индийская археология и наследие в Интернете (1). Архивировано из оригинала 18 августа 2000 года.
  11. ^«Керамика». Culturalindia.net. Проверено 21 августа 2019 г.
  12. ^Сингх, Упиндер (21 августа 2008 г.). «История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до 12 века». Pearson Education India. п. 214 - через Google Книги.
  13. ^ «Археологические исследования Индии». Asi.nic.in. Архивировано из оригинала 29 июня 2011 г. Дата обращения 21 августа 2019 г.
  14. ^ Langer, William L., ed. (1972). Энциклопедия всемирной истории (5-е изд.). Бостон, Массачусетс: Компания Houghton Mifflin. стр. 17. ISBN 0-395-13592-3.
  15. ^F.R. Allchin (ed.), Археология ранней исторической Южной Азии: возникновение городов и государств (Cambridge University Press, 1995), стр. 36
  16. ^J.M. Кенойер (2006), «Культуры и общества традиции Инда. В исторических корнях» в создании «Арийца», Р. Тапар (редактор), стр. 21–49. Нью-Дели, Национальный книжный фонд.
  17. ^ Кочхар 2000, стр. 185-186.
  18. ^(см. Эдвин Брайант, «В поисках истоков ведической культуры», 2001: 211-212)
  19. ^Упиндер Сингх (2008), История древней и раннесредневековой Индии от каменного века до 12 века., стр.216
  20. ^Культурные очертания Индии: Том Сатья Пракаша, поздравления, Виджай Шанкар Тривастава, 1981. ISBN 0391023586
  21. ^Али, Мохаммад (28 февраля 2017 г.). «Медные топоры указывают на историю древней культуры». Thehindu.com. Проверено 21 августа 2019 г.
  22. ^Пол Юл (1985). "XX, 8". Металлические изделия бронзового века Индии. München: Prähistorische Bronzefunde. ISBN 3-406-30440-0.
  23. ^М. Рафик Могол (1990). "Бюллетень музея Лахора, печатный вариант" (PDF). Архивировано из оригинального (PDF) 26.06.2015. Проверено 25 апреля 2018 г.
  24. ^Кенойер 1991a.
  25. ^Шаффер 1992.
  26. ^Кенойер 1991b, стр. 56.
  27. ^ Франклин Саутворт, Лингвистическая археология Южной Азии (Рутледж, 2005), стр.177
  28. ^Упиндер Сингх (2008), История древней и раннесредневековой Индии с Каменный век до 12 века, с.220
  29. ^Шаффер, Джим. 1993, Реурбанизация: Восточный Пенджаб и за его пределами. В городской форме и значении в Южной Азии: формирование городов от доисторических до доколониальных времен, под ред. Х. Сподек и Д. Шринивасан. п. 57
  30. ^«Архивная копия». Архивировано с оригинального 2008-09-08. Проверено 6 сентября 2005 г. CS1 maint: заархивированная копия в качестве заголовка (ссылка )
  31. ^Дуглас К. Адамс (январь 1997 г.). Энциклопедия индоевропейской культуры. Taylor Francis. pp. 310–. ISBN 978-1-884964-98-5.
  32. ^Кайлаш Чанд Джайн (1972). Малва сквозь века, с древнейших времен до 1305 года нашей эры. Motilal Banarsidass. Pp. 96–. ISBN 978-81-208-0824-9.
  33. ^Джеффри Самуэль, (2010) Происхождение йоги и тантры: индийские религии до тринадцатое столетие, Cambridge University Press, стр. 45–51
  34. ^Майкл Витцель (1989), Прослеживание ведийских диалектов в Dialectes dans les litteratures Indo-Aryennes ed. Caillat, Paris, 97 –265.
  35. ^ «Yahoo! Groups». Groups.yahoo.com. Проверено 21 августа 2019 г.
  36. ^Патель, А. и С.В. Раджеш (2007) Red Polished Ware (RPW) в Гуджарате, Западная Индия - Археологическая перспектива. Prãgdharã 17 (2006-07): 89-111
  37. ^Subbarao, 1953: 32
  38. ^Sankalia, Subbarao and Deo, 1958: 46-47
  39. ^Rao, 1966: 51
  40. ^ Heidrun Шенк, Роль керамики в морской торговле в Индийском океане в ранний исторический период. В: Сила Трипати (ред.) Морские контакты в прошлом - расшифровка связей между сообществами, стр. 143-181. Нью-Дели: Delta Book World, 2015, academia.edu
  41. ^P. К. Басант (2012), Город и страна в ранней Индии: исследование малва, с.85
  42. ^Упиндер Сингх (2008), История древней и раннесредневековой Индии : От каменного века до 12 века, с.227
  43. ^«Митти Митти Бол: раскопки редкой керамики Индии». https://www.outlookindia.com/outlooktraveller/. Проверено 20 июня 2020 г. Внешняя ссылка в | website =()
  44. ^Singh 2008, стр. 232. Ошибка sfn: несколько целей (2 ×): CITEREFSingdiv class="ht"008 (help )
  45. ^Urmila Sant, 1997, Terracotta Art of Rajasthan: From Pre-Harappan and Harappan Times to the Gupta Period, page 59.
  46. ^История Биканера Архивировано 20 августа 2012 г. в Wayback Machine
  47. ^Ханна Рид, 1959, Ранг Махал: Шведская археологическая экспедиция в Индию, 1952-1954 гг., стр. 42.
  48. ^Чедарамбатту Маргабандху, 1991, Индийское археологическое наследие: Шри К.В.Сундара Раджан Фестшрифт, стр. 233.
  49. ^Вирендра Н. Мисра, 2007, Раджастхан: доисторические и ранние исторические основания, стр. 62.
  50. ^Субодх Капур (2002). «Голубая керамика Джайпура». Индийская энциклопедия. Cosmo Publications. Стр. 935. ISBN 978-81-7755 -257-7. Проверено 23 апреля 2012 г.
  51. ^ "Indian Pottery". Lifestyle.iloveindia.com. Проверено 21 августа 2019 г.
  52. ^CA Galvin, et al. "Terraco tta. ", раздел 5, Grove Art Online. Oxford Art Online. Oxford University Press, по состоянию на 23 июля 2015 г., требуется подписка
  53. ^Ливерани, Марио (2013). Древний Ближний Восток: история, общество и экономика. Рутледж. п. 13, таблица 1.1 «Хронология Древнего Ближнего Востока». ISBN 9781134750917.
  54. ^ Шукуров Анвар; Sarson, Graeme R.; Гангал, Кавита (7 мая 2014 г.). «Ближневосточные корни неолита в Южной Азии». PLOS ONE. 9 (5): e95714. Bibcode : 2014PLoSO... 995714G. doi : 10.1371 / journal.pone.0095714. ISSN 1932-6203. PMC 4012948. PMID 24806472.
  55. ^Бар-Йосеф, Офер; Арпин, Трина; Пан, Ян; Коэн, Дэвид; Гольдберг, Пол; Чжан, Чи; У Сяохун (29 июня 2012 г.). «Ранняя керамика 20 000 лет назад в пещере Сяньрэндун, Китай». Наука. 336 (6089): 1696–1700. Bibcode : 2012Sci... 336.1696W. doi : 10.1126 / science.1218643. ISSN 0036-8075. PMID 22745428.
  56. ^Торп, И. Дж. (2003). Истоки сельского хозяйства в Европе. Рутледж. п. 14. ISBN 9781134620104.
  57. ^Прайс, Т. Дуглас (2000). Первые фермеры Европы. Издательство Кембриджского университета. п. 3. ISBN 9780521665728.
  58. ^младший, Уильям Х. Стибинг; Хелфт, Сьюзан Н. (2017). Древняя история и культура Ближнего Востока. Рутледж. п. 25. ISBN 9781134880836.
  • Сингх, Упиндер (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века. Pearson Education India. ISBN 9788131711200.
  • Кенойер, Джонатан Марк (1991a), «Традиции долины Инда в Пакистане и Западной Индии», Journal of World Prehistory, 5 ( 4): 1–64, doi : 10.1007 / BF00978474
  • Кенойер, Джонатан Марк (1991b), «Городской процесс в традиции Инда: предварительная модель из Хараппы», in Meadow, RH (ed.), Harappa Excavations 1986-1990: мультидисциплинарный подход к урбанизму третьего тысячелетия, Madison, WI: Prehistory Press, стр. 29–60
  • Кочхар, Раджеш (2000), Ведические люди: их История и география, Sangam Books CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Шаффер, Джим Г. (1992), «Традиции долины Инда, Белуджистана и Гильменда: от неолита до бронзового века», в Ehrich, RW (ed.), Chronologies in Old World Archeology (Second ed.), Chicago: University of Chicago Press, стр. I: 441–464, II: 425–446
Другие источники
  • Джарридж, Жан-Франсуа: 1985, Преемственность и изменения на равнине Северная Качи в начале 2-го тысячелетия um BC, in J Schotsmans and M. Taddei (eds.) South Asian Archaeology, Naples 1983. Instituto Universatirio Orientale.
Further reading
  • Bhagat, S. S. 1999. Studio potters of India. New Delhi: All India Fine Arts Crafts Society.
  • Lal, Anupa, Anuradha Ravindranath, Shailan Parker, and Gurcharan Singh. 1998. Pottery and the legacy of Sardar Gurcharan Singh. New Delhi: Delhi Blue Pottery Trust.
  • Perryman, Jane. 2000. Traditional pottery of India. London: A. C. Black.
  • Rau, Wilhelm. 1972. Töpferei und Tongeschirr im vedischen Indien Mainz: Verl. d. Акад. d. Wiss. u. d. Лит. - 71 pages.

(Abhandlungen der Geistes- und Sozialwissenschaftlichen Klasse / Akademie der Wissenschaften und der Literatur in Mainz; 1972,10)

Последняя правка сделана 2021-06-02 12:53:40
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте