Индийское искусство

редактировать
Индийское искусство Фигурка с кронштейном Якши. Восток торана Великой ступы в Санчи, 1 век до н.э. / н.э.

Индийское искусство состоит из множества видов искусства, включая живопись, скульптура, керамика и текстильные изделия, такие как тканый шелк. Географически он охватывает весь Индийский субконтинент, включая то, что сейчас является Индией, Пакистаном, Бангладеш, Шри-Ланкой, Непал, Бутан и восточный Афганистан. Сильное чувство дизайна характерно для индийского искусства и проявляется в его современной и современной формех.

Происхождение индийского искусства можно проследить до доисторических поселений в 3-м тысячелетии до нашей эры. На своем пути к современности индийского искусства имело как культурные, так и религиозные влияния, такие как индуизм, буддизм, джайнизм, сикхизм и Ислам. Несмотря на это сложное смешение религиозных традиций, как правило, преобладающий художественный стиль в любом времени и в любом месте разделяет основные религиозные группы.

В историческом искусстве скульптуры из камня и металла, в основном религиозные, пережили индийский климат лучше, чем другие средства массовой информации, и большинство лучших памятников. Многие из наиболее важных древних находок, не самых важных из камня, самых известных, более засушливых регионов, а не из самой Индии. Индийские похороны и философские традиции исключают погребальный инвентарь, являющийся основным источником древнего искусства в других культурах.

стили индийских художников исторически следовали индийским религиям за пределами субконтинента, оказывая особенно большое влияние в Тибете, Юго-Восточной Азии и Китай. Само индийское искусство временами получало влияние, особенно из Средней Азии и Ирана, а также Европы.

Содержание

  • 1 Раннее индийское искусство
    • 1.1 Наскальные рисунки
    • 1.2 Цивилизация долины Инда (ок. 3300 г. до н.э. - ок. 1750 г. до н.э.)
    • 1.3 Ведический период
    • 1.4 Искусство Маурьев (ок. 322 г. до н. Э. - ок. 185 г. до н. Э.)
    • 1.5 Колоссальная скульптура Якша (2 век до н. Э.)
    • 1.6 Буддийское искусство (ок. 150 г. до н. Э. - ок. 500 г. н. Э.)
      • 1.6.1 Династия Шунга (ок. 185 до н. Э. - 72 г. до н. э.)
      • 1.6.2 Династия Сатавахана (ок. 1/3 века до н. Э. - ок. 3 век н. Э.)
      • 1.6.3 Кушанская империя (ок. 30 г. н. Э.. - ок. 375 г. н. Э.)
    • 1,7 Искусство Гупта (ок. 320 г. н. Э. - ок. 550 г. н. Э.)
  • 2 Средние царства и периоднего средневековья (ок. 600 г. н. Э. - ок. 1300 г. н. Э.)
    • 2.1 Династии Южной (Индии ок. 3 век н. Э. - ок. 1300 г. н. э.)
    • 2.2 Храмы Кхаджурахо (ок. 800 г. н. Э. - ок. 1000 г. н. Э.)
    • 2.3 Декан
  • 3 Раннее Новое время и колониальная эра (ок. 1400 г. н. Э.. - ок. 1800 г. н. э.)
    • 3.1 Искусство Великих Мог олов
    • 3.2 Другие средневековые королевства Индии
    • 3.3 Британский период (1841–1947)
  • 4 Современное искусство (ок. 1900 г. н.э. - настоящее время)
  • 5 Материальная история индийского искусства
    • 5.1 Скульптура
    • 5.2 Настенная роспись
    • 5.3 Миниатюрная роспись g
    • 5.4 Ювелирные изделия
    • 5.5 Другие материалы
  • 6 Контекстная история индийского искусства
    • 6.1 Храмовое искусство
    • 6.2 Народное и племенное искусство
    • 6.3 Контекстуальный модернизм
  • 7 Художественные музеи Индии
    • 7.1 Крупные города
    • 7.2 Археологические музеи
    • 7.3 Музеи современного искусства
    • 7.4 Другие музеи
  • 8 См. Также
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки
  • 11 Дополнительная литература

Ранний период Индийское искусство

Наскальное искусство

Наскальная живопись в одном из каменных убежищ Бхимбетка Наскальная живопись в одном из скальных убежищ в Бхимбетке

Наскальное искусство Индии включает наскальный рельеф резьбу, гравюры и картины, некоторые (но ни в коем случае все) из каменного века Южной Азии. По оценкам, существует около 1300 памятников наскального искусства с более чем четвертью миллиона фигур и статуэток. Самые ранние наскальные изображения в Индии были обнаружены Арчибальдом Карллейлем, за двенадцать лет до пещеры Альтамира в Испании, хотя его работы были обнаружены намного позже благодаря Дж. Кокберну (1899).

Доктор В. С. Ваканкар обнаружил несколько раскрашенных каменных укрытий в Центральной Индии, лож вокруг горного хребта Виндхья. Из них c. 750 объектов, составляющих скальные убежища Бхимбетка, были внесены в список Всемирного наследия ; Самым ранним картинам около 10 000 лет. Картины в этих местах обычно изображали сцены из жизни человека рядом с животными и охоты с каменными орудиями. Их стиль представл ет собой форму оксида железа (гематит ).

цивилизация долины Инда (ок. 3300 г.), наиболее распространенной характеристикой красной окраски, используемой с использованием порошкообразного минерала, представляющего собой форму оксида железа. до н.э. - ок. 1750 г. до н.э.)

Танцующая девушка из Мохенджо-Даро "

Несмотря на широкое распространение и изощренность, цивилизация долины Инда, похоже, не проявляла интереса к общедоступному крупномасштабному искусству, в отличие от других. других ранних цивилизаций. Рядых, терракотовых и каменных фигурок девушек в танцевальных позах свидетельствует о наличии некоторых форм танца. того, терракотовые фигурки включая коров, медведей, обезьян и собак.

Наиболее распространенной формой найденного изобразительного искусства являются небольшие резные печати. Были обнаружены тысячи стеатитовых печатей, и их физический характер довольно постоянен. По размеру они рассматриваются от ⁄ 4 дюйма до 1 ⁄ 2 дюйма в квадрате. В большинстве случаев они имеют пробитую бобышку сзади. чтобы приспособить шнур для переноски или для использования в качестве личного украшения. В Мохенджо-Даро были найдены печати, изображающие фигуру, стоящую на голове, и еще одну, на печати Пашупати, сидящую, скрестив ноги, в позе, подобной йоге. Эта фигура была идентифицирована по-разному. Сэр Джон Маршалл идентифицировал сходство с индуистским богом, Шивой.

. Животное, изображенное на большинстве печатей в месте зрелого периода, не было идентифицировано. Наполовину бык, наполовину зебра с величественным рогом, это было предположений. Пока нет достаточных доказательств для обоснования утверждений о том, что изображение имело религиозное значение или культистское значение, но преобладание изображенияает вопрос о том, поднимают ли животные на изображениях IVC религиозными символами. Самая известная работа - бронзовая Танцующая девушка из Мохенджо-Даро, которая демонстрирует удивительно продвинутое моделирование фигуры для этой ранней даты.

После конца Цивилизация долины Инда удивительно отсутствовала в искусстве сколько-нибудь высокой степени сложности до буддийской эпохи. Считается, что это частично использование скоропортящихся материалов, таких как дерево.

Ведический период

Символический, возможно, антропоморфологический артефакт. Культура медных кладов (2-е тысячелетие н. Э.). Музей Матхуры.

Тысячелетие после краха цивилизации долины Инда, совпадающее с миграцией индоарийцев в ведический период, является лишены антропоморфных изображений. Было высказано предположение, что ранняя ведическая религия была определена на поклонении «чисто элементарным силам природы посредством сложных жертвоприношений», которые не поддавались легко антропоморфологическим представлением. Различные артефакты могут принадлежать культуре медных кладов (2-е тысячелетие н. Э.), Некоторые из них предполагают антропоморфологические характеристики. Интерпретации различаются относительно точного значения этих артефактов или даже культуры и периодизации, к которой они принадлежали. Некоторые примеры художественного выражения также представлены в абстрактных керамических изделиях во время культуры черной и красной посуды (1450-1200 гг. До н.э.) или окрашенной серой посуды (1200-600 гг. До н.э.), с находки на обширных территориях, в том числе в районе Матхуры.

После перерыва в тысячу лет ранних ранних находок соответствуют так называемому «периоду урбанизации» в середине первого века. тысячелетие до нашей эры. Антропоморфное изображение различных божеств, по-видимому, началось в середине 1-го тысячелетия до нашей эры, возможно, как следствие притока иностранных стимулов, инициированных завоеванием Ахеменидами долины Инда и возникновением альтернативных местных верований. бросая вызов ведизму, например буддизму, джайнизму и местным народным культам.

искусство Маурьев (ок. 322 г. до н. Э. - ок. 185 г. до н. Э.)

Столица Паталипутры, ранний образец каменной скульптуры Маурьев, отображающий персидское и эллинистическое влияние. 3 век до н.э., Музей Патны Сарнатх Львиная столица Ашоки, около 250 г. до н.э. Музей Сарнатха

Северная Индия Империя Маурья процветала с 322 г. до н.э. по 185 г. до н.э., и в максимальной степени контролируала весь субконтинент, кроме крайнего юга, а также влияние с <555 г.>Древние индийские традиции и Древняя Персия, как видно из заглавной буквы Паталипутры.

. Император Ашока, умерший в 232 г. до н.э., принял буддизм примерно наполовину. - в течение его 40-летнего правления и покровительствовал нескольким большим ступам в ключевых местах жизни Будды, хотя сохранилось очень мало украшений периода Маурьев, и, возможно, там не сохранилось было много в первую очередь. Есть еще кое-что из различных ранних памятников <51190>индийской каменной архитектуры <архитектура>. Самые известные пережитки - это крупные животные, преодолевшие несколько >Ашоки, которые демонстрировали уверенный и смело зрелый столичный стиль и ремесло и первое в своем роде чугунное литье без ржавчины до настоящего времени, которое использовалось ведическими людьми в сельскохозяйственных областях страны, хотя у нас очень мало остатков, свидетельствующих о его развитии. Знаменитая обособленная Львиная столица Ашоки с четырьмя животными была принята в качестве официального герба Индии после независимости Индии. Скульптура и архитектура Маурьев характеризуются очень тонкой маурьяской полировкой, которая редко встречается в более поздние периоды.

Многие маленькие популярные терракотовые статуэтки были обнаружены в археологии в некоторых часто энергичных, но несколько грубых стилей. Встречаются как животные, так и человеческие фигуры, обычно женщины, считающиеся божествами.

Колоссальная скульптура Якша (2 век до н.э.)

"Мудгарпани "Якша, около 100 г. до н.э. Искусство Матхуры, Музей Матхуры

Якши, похоже, были объектами важного культа в ранние периоды индийской истории, многие из которых были известны, например Кубера, царь якшей, Манибхадра или Мудгарпани. Якши - это широкий класс природных духов, обычно озорных или капризных, связанных с водой, плодородие, деревья, лес, сокровища и пустыня, и были использованы народного поклонения.

Во II веке нашей эры якши стали центром внимания создание колоссальных изображений, обычно около 2 метров в высоту, которые считаются, вероятно, первыми индийскими антропоморфными произведениями. из камня. Статуи кша остаются в хорошем состоянии, энергичность стиля приветствуется и выражает в сущности индийские качества. е, двурукые и свирепые. Яши часто изображаются с оружием или атрибутами, такими как Якша Мудгарпани, который в руке держит мудгар булаву, а в левой - фигуру маленького стоящего преданного или ребенок взявшись за руки в молитве. Стандарт, что стиль колоссальной скульптуры Якша оказал важное влияние на создание более поздних божественных изображений и человеческих фигур в Индии. Женским эквивалентом яшини были яшини, часто связанные с деревьями и детьми, чьи пышные фигуры стали вездесущими в индийском искусстве.

Некоторое эллинистическое влияние, такое как геометрические складки драпировки или ходьба статуй. Согласно Джону Бордману, крайние платья на монументальных статуях раннего Якша заимствован из греческого искусства. Описывая драпировку одной из этих статуй, Джон Бордман пишет: «Она не имеет местных предшественников и больше всего похожа на греческую позднеархаическую маньеризм», и предполагает, что она, возможно, происходит от эллинистического искусства близлежащих Бактрия, где известен этот рисунок.

В производстве колоссальных круглых статуй Якша, которые можно найти в нескольких местах на севере Индии, искусство Матхуры считается самым передовым по качеству и количеству в этот период.

Буддийское искусство (ок. 150 г. до н. Э. - ок. 500 г. н. Э.)

Медальон с перекладиной со слоном и всадниками, искусство Матхуры, около 150 г. до н.э.

Основные пережитки буддийского искусства в период после Маурьев, от которого сохранилось значительное количество скульптур. Некоторыми ключевыми объектами являются Санчи, Бхархут и Амаравати, некоторые из которых остаются на месте, а другие - в музеях в Индии или по всему миру. Ступы были окружены церемониальными оградами с четырьмя обильно вырезанными торанами или орнаментальными воротами, обращенными по сторонам света. Они выполнены из камня, но явно принимают формы, созданные из дерева. Они и стены самой ступы могут быть сильно украшены рельефами, в основном украшающими жизнь Будды. Постеплялись фигуры в натуральную форму, сначала с глубоким рельефом, но затем отдельно стоящие. Матхура была важным важным в этом развитии, которое относилось к индуистскому и джайнскому искусству, а также к буддизму. Фасады и интерьеры высеченных в скале чайтья молельных залов и монастырских вихар сохранились лучше, чем аналогичные отдельно стоящие строения в других местах, которые долгое время были деревянными. Пещеры в Аджанте, Карле, Бхаджа и в других местах содержат ранние скульптуры, которых часто меньше, чем более поздние работы, такие как изображения Будды и бодхисаттв, которые не встречаются, по крайней мере, до 100 г. н.э.

В буддизме все больше внимания уделяется статуям Будды, которые оказывают большое влияние оказало индуистское и джайнское религиозное изобразительное искусство. Фигуры этого периода также находились под каждым греческим буддийского искусства веков после завоеваний Александра Македонского. Этот синтез развился на крайнем северо-западе Индии, особенно Гандхара в современном Афганистане и Пакистане. Индийская Кушанская империя распространилась из Центральной Азии, включив в нее северную Индию в нашей эры первого века, и на короткое время заказала большие статуи, которые были портретами королевской династии.

Шунга Династия (ок. 185 г. до н. Э. - 72 г. до н. Э.)

Великая ступа в Санчи, ок. 273 г. до н.э. - 232 г. до н.э. (Империя Маурьев), увеличенная ок. 150 г. до н. Э. - 50 г. до н. Э. (Династия Шунга)

С падением Империи Маурьев контроль над Индией был возвращен более старым обычным региональным регионам, одной из самых значительных из была династия Шунга. (ок. 185 - 72 г. до н.э.) центральной Индии. В этот период, а также во время династии Сатавахана, которая возникла одновременно с династией Шунга на юге Индии, были созданы одни из самых значительных ранних буддийских архитектурных сооружений. Пожалуй, самой архитектурной этой династии является ступа, религиозный памятник, который обычно хранит священную реликвию буддизма. Эти реликвии часто, но не всегда каким-то образом связаны с Буддой. Само по себе, каждая ступа почиталась как продолжение тела Будды, его просветления и его достижения нирваны. Буддисты поклоняются ступе, обходя ее по часовой стрелке.

Монументальная пещера, высеченная в скале, Великая Чайтья в Пещерах Карла, построенная около 120 г. н.э.

Одна из наиболее ярким примером буддийской ступы династии Шунга является основанной императором Маурьев Ашокой ок. 273 г. до н.э. - 232 г. до н.э. во времена Империи Маурьев. Великая Ступа была увеличена до нынешнего диаметра на 120 футов, покрыта каменным кожухом, увенчана каменным перилами во время династии Шунга c. 150 г. до н.э. - 50 г. до н.э.

Помимо архитектуры, еще одна форма искусства династии Шунга - это искусно отлитые терракотовые бляшки. Как видно из предыдущих примеров изерии Маурьев, стиль, в котором детали поверхности, обнаженная натура и чувственность продолжаются в терракотовых бляхах династии Шунга. Чаще всего на этих табличках изображаются женщины, некоторые из которых представлены богинями, которые в основном представлены с обнаженной грудью и в сложных головных уборах.

Династия Сатавахана (ок. 1–3 вв. До н. Э. - ок. III в. Н. Э.)

Династия Сатавахана правила в центральной Индии и спонсировала множество крупных буддийских памятников, ступ, храмов и молельных залов, включая ступу Амаравати., Пещеры Карла и первая фаза Пещер Аджанты.

Ступы - это религиозные памятники, построенные на курганах, которые содержат реликвии под сплошным куполом. Ступы в разных районах Индии могут различаться по структуре, размеру и дизайну; тем не менее, их репрезентативные значения очень похожи. Они созданы на основе мандалы, графа космоса, характерного для буддизма. У традиционной ступы есть перила, которые обеспечивают священный путь для буддийских последователей для практики религиозного обхода в ритуальных условиях. Также древние индейцы считали пещеры священными местами, так как в них жили святые и монахи. чайтья был построен из пещеры.

Рельефные скульптуры буддийских фигур и эпиграфы, написанные буквами брахми, часто встречаются в священных местах, характерных для буддизма. Чтобы прославить божественное, люди Сатаваханы также сделали каменные изображения в качестве украшения в буддийской архитектуре. Основываясь на знаниях геометрии и геологии, они создавали идеальные изображения, используя набор сложных методов и инструментов, таких как долота, молотки и циркули с железными наконечниками.

Кроме того, тонкие монеты сатаваханы демонстрируют способность создавать искусство того периода. Сатаваханы выпускали монеты преимущественно из меди, свинца и потина. Позднее серебро вошло в употребление при производстве монет. На монетах обычно есть подробные портреты правителей и надписи, написанные на языках тамильского и телугу.

скульптура Гаутамы Будды 1-2 века нашей эры, Гандхара, Пакистан Одно из первых изображений Будды, кушанский период, 1–1990 гг. 2 век н. Э., Гандхара, Пакистан : Стоящий Будда (Токийский национальный музей).

Кушанская империя (ок. 30 г. н.э. - ок. 375 г. н.э.)

Официально учрежденная Куюла Кадфисес, первым кушанским императором, объединившим юэчжи племена, Кушанская империя была синкретической империей в центральной и южной Азии, включая регионы Гандхара и Матхура в северной Индии. С 127 по 151 год н.э. Гандхаран достиг своего расцвета во время правления Канишки Великого. В этот период кушанское искусство унаследовало греко-буддийское искусство. Буддизм Махаяны процветал, и изображения Будды в виде человека впервые появились в искусстве. Будда в монашеской мантии и длинной ткани, перекинутой через левое плечо и вокруг тела, был изображен с 32на лакшанами (отличительными знаками), включая тело золотистого цвета, ушниша (выпуклость) на макушке, тяжелые серьги, удлиненные мочки ушей, длинные руки, отпечаток чакры ( колесо) на ладонях его рук и подошвах его ног, и урна (отметина между бровями). Одной из отличительных черт гандхарского искусства является его отношение к натурализму эллинистического искусства. Натуралистические черты, созданные в скульптурах Гандхары, включают трехмерную обработку драпировки с нерегулярными складками, которые представляют собой реалистичные узоры произвольной формы и толщины. Физическая форма Будды и его бодхисаттв четко очерчена, плотна и мускулиста, с опухшими грудью, руками и животом. Буддизм и искусство буддизма распространились в Среднюю Азию и на Дальний Восток через Бактрию и Согдию, где Кушанская империя встретила династию Хань Китая.

Искусство гупта (ок. 320 г. н. Э. - ок. 550 г. н. Э.)

Период Гупта обычно считается классическим пиком северно-индийского искусства для всех основных религиозных групп. Хотя живопись, очевидно, была широко распространена и сохранилась в пещерах Аджанты, почти все сохранившиеся работы представили собой религиозную скульптуру. В этом периоде в индуистском искусстве появились каменные божества, вырезанные из камня, а также фигуры Будды и джайна тиртханкары, которые длятся часто в очень большом масштабе. Основными центрами скульптуры были Матхура Сарнатх и Гандхара, последний центр греко-буддийского искусства.

Период Гупта отмечен «золотой век» классического индуизма, и был отмечен самый ранний построенный индуистский храм в энергосистеме, хотя сохранившиеся остатки немногочисленны.

Искусство Гупта в Золотой век Индии

Средние царства и период позднего средневековья (ок. 600 г. н. Э. - ок. 1300 г. н. Э.)

За этот период индуистская храмовая архитектура превратилась в региональные стили, значительная часть истории искусства этого периода из храмовой скульптуры, большая часть которой остается на месте. В политической истории средних королевств Индии Индия была разделена на множество государств, и поскольку это была большая часть величайших зданий построена по заказу правителей и их двора, это способствовало развитию региональных различий. Живопись, как в крупном масштабе на стенах, так и в миниатюрных формах, несомненно, была очень широко распространена, но сохранившиеся остатки редки. Средневековые изделия из бронзы чаще всего сохранились либо с юга Тамилов, либо с предгорья Гималаев.

Династии Южной Индии (ок. III в. Н. Э. - ок. 1300 г. н. Э.)

Надписи на столбах Ашоки регистрируют сосуществование северных королевств с триумвират из Чола, Чера и Пандья тамильских династий, расположенный к югу от гор Виндхья. Средневековый период был свидетелем взлета и падения этих королевств вместе с другими королевствами в этом районе. Именно во время упадка и возрождения этих царств индуизм был обновлен. Это способствовало строительству храмов и скульптур.

Искусство Южной Индии

Береговой Храм в Мамаллапурам, построенный Паллавой, символизирует ранняя индуистская архитектура с ее монолитным наскальным рельефом и скульптурами индуистских божеств. На смену им пришли правители Чола, которые были плодовиты своим стремлением к искусству. Великие живые храмы Чола этого периода известны своей зрелостью, величием и вниманием к деталям и были признаны объектами наследия. Период Чола также известен своими бронзовыми скульптурами, техникой воскового литья и фресками. Благодаря индуист царям династии Чалукья, джайнизм процветал вместе с исламом, о чем свидетельствует то, что четвертый из пещерных храмов Бадами джайнским, а не ведическим. Королевства Южной Индии продолжали править своими землями до вторжений, установили там султанаты и разрушили часть храмов и изум образцов архитектуры и скульптур

Храмы Кхаджурахо (ок. 800 г. н. Э. - ок. 1000 г.) н. Э.)

Храм Вишванатха, часть группы памятников Кхаджурахо

Признанный Мировое наследие, группа памятников Кхаджурахо была построена кланом Чанделы династий Раджпутов. Помимо обычных индуистских храмов, 10% скульптур изображают искривленных мужчин и женщин, которые проливают свет на повседневные социокультурные и религиозные обычаи средневековой Индии. С момента их открытия степень сексуальности, изображенная в этих скульптурах, как отрицательная, так и положительная критику со стороны ученых.

Храмы Кхаджурахо активно использовались во времена индуистских королевств, вплоть до основания Делийских султанатов 13-го века. век. При мусульманском правлении до 18-го века многие памятники Кхаджурахо были разрушены, но несколько руин все еще остались.

Декан

Другие индуистские государства сейчас в основном известны своими уцелевшими храмами и прикрепленными к ним скульптурами. Архитектура Бадами Чалукья (с 5 по 6 века), архитектура Хойсала (с 11 по 14 век) (с 11 по 12 века) и архитектура Хойсала. века), все в центре современного Карнатака.

В восточной Индии Одиша и Западная Бенгалия, архитектура Калинга была широким храмовым стилем с местными вариантами, прежде чем мусульманское завоевание.

Раннее Новое время и колониальная эпоха (ок. 1400 г. н. Э. - ок. 1800 г. н. Э.)

Искусство Великих Моголов

Хотя исламские завоевания в Индии были еще в первой половине 10-го века в Империи Великих Моголов можно было наблюдать императоров, покровительствовавших изящным искусствам. Император Хумаюн во время его восстановления Делийского султаната в 1555 году привел с собой Мир Сайида Али и Абд аль-Самада, два лучших художников из знаменитого ателье персидского шаха Тахмаспа.

Во время правления Акбара (1556-1605) количество художников выросло примерно с 30 во время создания Хамзанамы в середине 1560-х годов до около 130 к середине 1590- х гг. По словам придворного историка Абу'л-Фазала, Акбар активно интересовался искусством, регулярно инспектируя своих художников и награждая лучших. Именно в это время персидские художники были привлечены к тому, чтобы принести свой уникальный стиль в империю. Индийские элементы присутствовали в их работе с самого начала, с включением местной индийской флоры и фауны, которые иначе отсутствовали в традиционном персидском стиле. Картины этого времени отражали яркость и инклюзивность царства Акбара с созданием персидских миниатюр, Раджпутов (включая школу Кангра ) и Пахари Северной Индии. Они также повлияли на стиль компании акварель, созданная во время британского правления много лет спустя.

Искусство Великих Моголов Северной Индии (до 1600 г.) и его влияние

После смерти Акбара его сын Джахангир (1605–1627) занял трон. Он предпочитает, чтобы каждый художник работал над одним произведением, которое было налажено во времена Акбара. Этот период знаменует появление различных индивидуальных стилей, в частности, Бишан Дас, Манохар Дас, Абу аль-Хасан, Говардхан и Даулат. Сам Джахангир имел возможность идентифицировать работу каждого отдельного художника, даже если работа была неназванной. Размнама (персидский перевод индуистского эпоса Махабхарата ) и иллюстрированные мему Джахангира, названные Тузук-и Джахангири, были созданы при его правлении. На смену Джахангиру пришел Шах Джахан (1628–1658), чьим наиболее заметным архитектурным вкладом является Тадж-Махал. Картины во время его правления были более формальными, с изображением придворных сцен, отличие от личных стилей времен его предшественника. Аурангзеб (1658–1707), который придерживался все более ортодоксальных суннитских верований, насильственно взял трон у своего отца Шаха Джахана. После запрета музыки и живописи в 1680 году его правление ознаменовалось упадком покровительства Великих Моголов искусству.

Когда живопись пришла в упадок при императорском дворе, художники и общее влияние живописи Великих Моголов распространились на княжеские дворы и города северной Индии, где и портретная живопись, и иллюстрация индийских эпосов, и индуистская религиозная живопись развивались в многих местных школах и стили. Среди них выделялись школы Раджпута, Пахари, Декана, Кангра живописи.

Искусство Великих Моголов Северной Индии (после 1600 г.)

Другие средневековые индийские королевства

Последняя империя на юге Индии, до тех пор, пока Моголы не завоевали ее после 1565 года, оставила впечатляющие остатки архитектуры Виджаянагара, особенно в Хампи, Карнатака, часто сильно украшенный скульптурой. Они развили традицию Чола. После заваривания Великих Моголов храмовая традиция продолжала развиваться, в основном за счет расширения храмов, которые добавляли новые внешние стены со всеми большими гопурамами, часто затмевая старые здания в центре. Обычно они были покрыты густыми гипсовыми статуями божеств и других религиозных деятелей, яркую краску которых нужно периодически обновлять.

В южно-центральной Индии, в конце пятнадцатого века после Срединных королевств, султанат Бахмани распался на султанаты Декана с центром в Биджапуре, Голконда, Ахмаднагар, Бидар и Берар. Они использовали методы литья по металлу, резьбы по камню и росписи, а также характерный архитектурный стиль с добавлением цитаделей и гробниц из архитектуры Великих Моголов. Например, при династии Бариди (1504–1619 гг.) Бидара была изобретена бидри-керамика, которая была заимствована из ашоковых столбов из цинка, смешанных с медью, оловом и свинцом, и инкрустированных серебром периодов Вед и Маурья. или латунь, покрытые грязевой пастой, содержащий нашатырный спирт, который окрашивала металл основной в черный цвет, подчеркивая цвет и блеск инкрустированного металла. Только после завоевания Моголами Ахмаднагара в 1600 году персидское влияние, которому покровительствовали турко-монгольские моголы, начало влиять на искусство Декана.

Деканское искусство Южно-Центральной Индии

Британский период (1841–1947)

Британское колониальное правление оказало большое влияние на индийское искусство, особенно с середины XIX века. Многие старые покровители искусства стали менее богатыми и влиятельными, а западное искусство стало более вездесущим, поскольку Британская империя основала художественные школы в крупных городах. Самый старый, Государственный колледж изящных искусств, Ченнаи, был основан в 1850 году. В крупных городах, где проживало много европейцев, стиль компании стал обычным явлением - маленькие картины, созданные работающими индийскими художниками. для европейских покровителей Ост-Индской компании. В этом стиле в основном использовалась акварель, чтобы передать мягкие текстуры и тона, в стиле, сочетающем влияние западных гравюр и живописи Великих Моголов. К 1858 британское правительство взяло на себя задачу управления Индией под британским правлением. Многие заказы индийских принцев были теперь полностью или частично выполнены в западных стилях или в гибридной индо-сарацинской архитектуре. О слиянии индийских традиций с европейским стилем в это время свидетельствуют картины Раджи Рави Вармы, на которых изображены изящно одетые женщины в сари до независимости

. art

С Движение Свадеши, набирающее силу к 1905 году, индийские художники попытались возродить культурную идентичность, подавляемую британцами, отвергая романтичный стиль картин Компании и манерную работу Раджи Рави Вармы и его последователей.. Так было создано то, что сегодня известно как Бенгальская школа искусств, во главе с переработанными азиатскими стилями (с акцентом на индийский национализм) Абаниндраната Тагора (1871-1951), который был назван отцом современного индийского искусства. Другие художники семьи Тагор, такие как Рабиндранат Тагор (1861–1941) и Гаганендранат Тагор (1867–1938), а также новые художники начала 20 века, такие как Амрита Шер-Гил (1913–1941) внесла авангард западные стили в индийское искусство. Многие другие художники, такие как Джамини Рой и позже С.Х. Раза черпал вдохновение в народных традициях. В 1944 году K.C.S. Паникер основал Ассоциацию прогрессивных художников (PPA), что положило начало «движению медресе» в искусстве.

Современное искусство (ок. 1900 г. н.э. по настоящее время)

скульптура Гаутамы Будды 1-2 века нашей эры, Гандхара, Пакистан Группа трех девушек от Амрита Шер-Гил

В 1947 году Индия стала независимой от британского правления. Группа из шести художников - К. Х. Ара, С. К. Бакре, Х. А. Гаде, М.Ф. Хусейн, С.Х. Раза и Фрэнсис Ньютон Соуза - основали Бомбейскую группу прогрессивных художников в 1952 году, чтобы установить новые способы выражения Индии в постколониальную эпоху. Хотя группа была распущена в 1956 году, она оказала огромное влияние на изменение идиомы индийского искусства. Почти все ведущие художники Индии 1950-х годов были связаны с группой. Некоторые из хорошо известных сегодня: Бал Чабда, Маниши Дей, В.С. Гайтонд, Кришен Кханна, Рам Кумар, Тайеб Мехта, К.. Г. Субраманян, А. Рамачандран, Девендер Сингх, Акбар Падамси, Джон Уилкинс, Химмат Шах и Манджит Бава. Современное индийское искусство разнообразно, как никогда раньше. Среди самых известных художников нового поколения - Бос Кришнамачари и Бикаш Бхаттачарджи. Другим видным пакистанским модернистом был Исмаил Галги, примерно который после 1960 года принял абстрактную идиому, связанную с ним аспекты исламской каллиграфии с абстрактным экспрессионистским (или жестовным абстракционист ) чувствительность.

Живопись и скульптура оставались важными во второй половине двадцатого века, хотя и в работах других художников, таких как Налини Малани, Субодх Гупта, Виван Сундарам, Джитиш Каллат, они часто находили радикально новые направления. Митхилы современным способом создать свой собственный стиль с помощью упражнений собственного воображения, они кажутся свежими и необычными.

Увеличение дискурса об индийском искусстве как на английском, так и на местных языках Индии изменило восприятие искусства в художественных школах. Критический подход стал строгим; такие критики, как Гита Капур, Р. Шива Кумар, Ранджит Хоскоте, среди прочих, способствовали переосмыслению практики современного искусства в Индии.

Материальная история индийского искусства

Скульптура

Бронзовая статуя Чола статуя Натараджи в Метрополитен-музее, Нью-Йорк

Первая известная скульптура на Индийском субконтиненте относится к цивилизации долины Инда (3300–1700 гг. до н.э.), найденной в памятниках Мохенджо-Даро и Хараппа в наши дни. Пакистан. В их числе знаменитый маленький бронзовый танцор. Однако такие фигурки из бронзы и камня встречаются редко, и их гораздо больше, чем керамических статуэток и каменных печатей, часто очень тонко изображенных животных или божеств. После распада цивилизации долины Инда есть маленькая запись скульптуры до эпохи буддистской, кроме клада медных фигур (несколько спорно) с. 1500 г. до н.э. из Даймабада. Таким образом, великая традиция индийской монументальной скульптуры из камня, кажется, началась относительно поздно, с правления Ашоки с 270 по 232 г. до н.э., и Столбов Ашоки, которые он воздвиг по всей Индии, неся его указы и увенчаны известными скульптурами животных, в основном львов, шесть из сохранились. Большое количество фигурных скульптур, в основном рельефных, сохранилось от ступеней раннего буддизма паломничества, прежде всего Санчи ; они, вероятно, возникли из традиции использования дерева. В самом деле, дерево остается основным скульптурным и архитектурным искусством в Керале на протяжении всех исторических периодов до последних десятилетий.

В течение 2–1 веков до н.э. на далеком севере Индии, в греко-буддийском искусстве Гандхара из нынешнего южного Афганистана и северного Пакистана скульптуры стали более явными, представляя эпизоды из жизни и учения Будды. Хотя в Индии были давние скульптурные традиции и мастерство богатой иконографии, до этого времени Будда никогда не был представлен в человеческом обличье, а только через некоторые из его символов. Это может быть связано с тем, что гандхарская буддийская скульптура в современном Афганистане демонстрирует греческое и персидское художественное влияние. Говорят, что в художественном отношении школа скульптуры Гандхара внесла свой вклад в волнистые волосы, драпировку, покрывающую плечи, обувь и сандалии, украшения из листьев аканта и т. Д.

индусский, джайнский и буддийский розовый песчаник. скульптуры Матхуры 1–3 вв. н. э. отражали как местные индийские традиции, так и западные влияния, полученные через греко-буддийское искусство Гандхары, и эффективно заложили основу для последующей индийской религиозной скульптуры. Этот стиль был разработан и распространен по большей части Индии в период Империи Гупта (ок. 320-550), который остается «классическим» периодом для индийской скульптуры, охватывая более ранние пещеры Эллора, хотя пещеры Элефанты, вероятно, немного позже. Позднее крупномасштабная скульптура остается почти исключительно религиозной и, как правило, довольно консервативной, часто возвращаясь к простым фронтальным стоячим позам для божеств, хотя сопутствующие духи, такие как апсары и якши, часто имеют чувственно изогнутые позы. Резьба часто очень детализирована, с замысловатой подложкой позади основной фигуры в горельефе. Знаменитые утраченные восковые бронзы династии Чола (ок. 850–1250) из южной Индии, многие из которых предназначены для того, чтобы их несли в процессиях, включают иконические формы Шивы as Натараджа, с массивной гранитной резьбой Махабалипурам, датируемой предыдущей династией Паллавы. Период Чола также известен своими скульптурами и бронзой. Среди существующих образцов в различных музеях мира и в храмах Южной Индии можно увидеть множество прекрасных фигур Шивы в различных формах Вишну и его жены Лакшми., святые Шивы и многие другие.

Настенная живопись

Фреска из пещер Аджанты, ок. 450-500

Традиции и методы индийской живописи на скалах постепенно развивались на протяжении многих тысяч лет - есть множество мест, где можно найти доисторическое искусство. Ранние пещеры включали нависающие скалы, украшенные наскальными рисунками, и использование естественных пещер в период мезолита (6000 г. до н.э.). Их использование продолжалось в некоторых областях и в исторические времена. Каменные убежища Бхимбетки находятся на краю Плато Декан, где глубокая эрозия оставила огромные обнажения песчаника. Многочисленные пещеры и гроты, найденные там, содержат примитивные инструменты и декоративные наскальные рисунки, отражающие древнюю традицию взаимодействия человека с их ландшафтом, взаимодействие, которое продолжается и по сей день.

Самые старые из сохранившихся фресок исторического периода были сохранены в пещерах Аджанты, а в пещере 10 есть некоторые из них, датируемые 1 веком нашей эры, хотя более крупные и известные группы относятся к 5 веку. Несмотря на климатические условия, которые, как правило, мешают выживанию более старых картин, в общей сложности в Индии известно более 20 мест с картинами и следами бывших картин древних и раннесредневековых времен (до 8-10 веков н.э.), хотя это лишь крошечная часть того, что когда-то существовало. Наиболее значительные фрески древнего и раннего средневековья находятся в пещерах Аджанта, Баг, Эллора и Ситтанавасал, последняя из которых - джайнская. VII-X вв. Хотя многие свидетельствуют о том, что художники в основном украшали дворцы, ранних светских настенных росписей не сохранилось.

Фрески Чола были обнаружены в 1931 году в обходном проходе Храм Брихадишвары в Танджавуре, Тамил Наду, и это первые обнаруженные образцы Чола. Исследователи обнаружили технику, использованную в этих фресках. Гладкое тесто из известняковой смеси наносится на камни, которые застывают через два-три дня. За этот короткий промежуток времени такие большие картины были написаны натуральными органическими пигментами. В период Наяк картины Чола были закрашены. В лежащих под ними фресках Чола выражен пылкий дух шиваизма. Вероятно, они совпали с завершением строительства храма Раджараджей Чоланом Великим.

Настенная роспись Кералы имеет хорошо сохранившиеся фрески или росписи или настенные росписи на стенах храма в Пундарикапураме, Эттуманур и Айманам и в других местах.

Миниатюрная живопись

Акбар верхом на слоне Хава'И преследует другого слона

Хотя немногочисленные индийские миниатюры сохранились примерно до 1000 г. н.э., а некоторые из следующих нескольких столетий, вероятно, существовала значительная традиция. Те, что сохранились, первоначально являются иллюстрациями к буддийским текстам, затем следуют джайнские и индуистские эквиваленты, а упадок буддизма, а также уязвимый вспомогательный материал рукописи с пальмовыми листьями, вероятно, объясняют редкость ранних примеров.

Живопись Моголов в миниатюрах на бумаге очень быстро развивалась в конце 16 века благодаря объединенному влиянию существующей традиции миниатюры и художников, обученных персидской традиции миниатюры, импортированной Моголами. Императорский двор. Новыми элементами стиля стали гораздо больший реализм, особенно в портретах, и интерес к животным, растениям и другим аспектам физического мира. Живопись Декана развивалась примерно в то же время в султанатах Декана дворов к югу, в некотором смысле более жизненно важные, хотя и менее уравновешенные и элегантные.

Миниатюры либо иллюстрировали книги, либо были отдельными произведениями для муракка или альбомов живописи и исламских каллиграфия. В последующие два столетия этот стиль постепенно распространился, оказав влияние на живопись на бумаге как в мусульманских, так и в индуистских княжеских дворах, развившись в ряд региональных стилей, часто называемых «суб-Могольскими», включая живопись раджпутов, Живопись Пахари и, наконец, живопись компании, гибридный акварельный стиль, на который оказало влияние европейское искусство и которому в значительной степени покровительствовали люди британского правления. В центрах «пахари» («горы»), подобных центру живописи Кангра, стиль оставался жизненно важным и продолжал развиваться в первые десятилетия 19 века. С середины XIX века станковые картины в западном стиле все чаще стали рисовать индийские художники, получившие образование в государственных художественных школах.

Ювелирные изделия

Пара золотых серег, 1 век до н.э., Андхра-Прадеш.

Индийский субконтинент имеет самое долгое наследие ювелирного дела, с историей более 5000 лет. Использование драгоценностей в качестве средства накопления капитала по-прежнему более распространено в Индии, чем в большинстве современных обществ, и золото, похоже, всегда было предпочтительнее металла. Индия и ее окрестности были важными источниками высококачественных драгоценных камней, и украшения правящего класса характеризуются их щедрым использованием. Одним из первых, кто занялся ювелирным делом, были люди цивилизации долины Инда. Ранних останков немного, так как они не были захоронены вместе с владельцами.

Другие материалы

Древесина, несомненно, была чрезвычайно важна, но редко выживает в индийском климате. Органические материалы животного происхождения, такие как слоновая кость или кость, не одобрялись дхармическими религиями, хотя существуют буддийские примеры, такие как слоновая кость Беграм, многие из которых изготовлены в Индии, но найдены в Афганистане, и несколько относительно современных резных бивней. В мусульманских условиях они более распространены.

Контекстуальная история индийского искусства

Храмовое искусство

Неизвестность окутывает период между закатом хараппцев и определенным историческим периодом, начиная с Маурьев, а в исторический период самой ранней индийской религией, вдохновившей на создание крупных художественных памятников, был буддизм. Хотя могли существовать более ранние конструкции из дерева, которые были преобразованы в каменные, нет никаких физических доказательств этому, кроме текстовых ссылок. Вскоре после того, как буддисты инициировали высеченные в скале пещеры, индуисты и джайны начали подражать им в Бадами, Айхоле, Эллора, Сальсетта, Элефанта, Аурангабад и Мамаллапурам и Моголы. Кажется постоянным в индийском искусстве, что разные религии разделяли очень похожий художественный стиль в любой конкретный период и место, хотя естественным образом адаптируют иконографию к религии, которая их заказывала. Вероятно, одни и те же группы художников работали для разных религий, независимо от их принадлежности.

Индийское искусство также нашло свой путь в Италию в контексте индо-римской торговли : в 1938 году Помпеи Лакшми были найдены в руинах Помпеи (разрушен в результате извержения горы Везувий в 79 г. н.э.)

Буддийское искусство впервые развилось в период Гандхара и период Амаравати около I века. До н.э. Он очень процветал в периоды Гупта и Пала периоды, составляющие Золотой век Индии. Хотя наиболее выдающееся искусство этих индийских империй было в основном буддийским по своей природе, впоследствии индуистские империи, такие как Паллава, Чола, Хойсала и Виджаянагара Империи также разработали свои собственные стили индуистского искусства.

Не существует временной шкалы, разделяющей создание храмов, высеченных в скале, и отдельно стоящих храмов, построенных из тесаного камня, по мере их развития параллельно. Строительство отдельно стоящих построек началось в 5 веке, а раскопки высеченных в скале храмов продолжались до 12 века. Примером отдельно стоящего структурного храма является Береговой храм, часть Махабалипурам Всемирного наследия, с его стройной башней, построенной на берегу залива . Бенгалии с тонко вырезанными гранитными камнями, вырезанными как кирпичи и датируемыми 8 веком.

Народное и племенное искусство

Живопись Варли из Махараштры

Народное творчество а племенное искусство в Индии принимает различные проявления в различных средах, таких как гончарное дело, живопись, изделия из металла, бумажное искусство, ткачество и конструирование таких предметов, как украшения и игрушки. Это не просто эстетические объекты, они имеют важное значение в жизни людей и связаны с их верованиями и ритуалами. Объекты могут варьироваться от скульптуры, масок (используемых в ритуалах и церемониях), картин, текстиля, корзин, кухонных предметов, оружия и оружия до самого человеческого тела (татуировки и пирсинг). Существует глубокое символическое значение, которое придается не только самим объектам, но также материалам и методам их изготовления.

Часто пуранические боги и легенды трансформируются в современные формы и знакомые образы. Ярмарки, фестивали, местные герои (в основном воины) и местные божества играют жизненно важную роль в этих искусствах (пример: искусство Накаши из Телангана или Живопись свитков Хериала ).

Народное искусство также включает в себя визуальные выражения странствующих кочевников. Это искусство людей, которые сталкиваются с меняющимися пейзажами, путешествуя по долинам и высокогорьям Индии. Они несут с собой переживания и воспоминания о различных пространствах, а их искусство состоит из преходящих и динамичных образов жизни. сельский, племенной и искусство кочевников составляют матрицу народного выражения. Примеры народного искусства: Варли, Искусство Мадхубани, Искусство Манджуша, и Гонд и т. Д.

В то время как большинство племен и традиционных сообществ народных художников ассимилировались в знакомые цивилизованной жизни, они все еще продолжают заниматься своим искусством. К сожалению, рыночные и экономические силы привели к тому, что число этих художников сокращается. Различные НПО и правительство Индии прилагают много усилий для сохранения и защиты этих искусств и их популяризации. Несколько ученых в Индии и по всему миру изучали эти искусства, и по ним можно получить ценные стипендии.

Народный дух играет огромную роль в развитии искусства и в общем сознании коренных культур.

Контекстуальный модернизм

1997 год стал свидетелем двух параллельных жестов формирования канона. С одной стороны, влиятельная Baroda Group, коалиция, в первоначальные члены которой входили Виван Сундарам, Гулам Мохаммед Шейх, Бхупен Хакхар, и Налини Малани - и которая оставила свой след в истории в виде выставки 1981 года «Место для людей» - была окончательно историзирована в 1997 году с публикацией «Современное искусство в Бароде», антологии эссе под редакцией. пользователя Sheikh. С другой стороны, искусствовед Р. Показательная выставка Шивы Кумара и связанная с ней публикация, A Контекстуальный модернизм, восстановили художников Шантиникетана - Рабиндраната Тагора, Нандалала Боса, Беноде Бехари Мукерджи и Рамкинкар Байдж - на их должное место в качестве создателей отечественного, но транскультурного модернизма в 1930-х годах, задолго до того, как прогрессисты сочинили свой манифест в конце 1940-е годы. Говоря о шантиникетских художниках, Шива Кумар заметил, что они «пересмотрели традиционные предыстории в связи с новыми возможностями, открытыми межкультурными контактами. Они также видели в этом исторический императив. Они поняли, что культурная замкнутость должна уступить место эклектике и культурной нечистоте ».

историк искусства Р. Шива Кумар

Идея контекстуального модернизма возникла в 1997 году у Р. Сантиникетан Шивы Кумара : Создание контекстного модернизма как постколониальный критический инструмент в понимании альтернативного модернизма в изобразительном искусстве бывшие колонии, такие как Индия, в частности, колония шантиникетских художников.

Несколько терминов, включая контркультуру современности Пола Гилроя и колониальную современность Тани Барлоу, были использованы для описания разновидности альтернативной современности, которая возникла в -Европейские контексты. Профессор Галл утверждает, что «контекстуальный модернизм» - более подходящий термин, потому что «колониальное в колониальной современности не приспосабливает отказ многих людей в колонизированных ситуациях усвоить неполноценность. Отказ учителей-художников Сантиникетана от подчинения включал в себя противоположное видение современности, которое стремилось исправить расовый и культурный эссенциализм, который руководил и характеризовал имперскую западную современность и модернизм. Те европейские современности, спроецированные через торжествующую британскую колониальную мощь, вызвали националистическую реакцию, столь же проблематичную, когда они включали аналогичные эссенциализмы ».

Согласно Р. Шива Кумар «Шантиникетские художники были одними из первых, кто сознательно бросил вызов этой идее модернизма, отказавшись как от интернационалистского модернизма, так и от историцистской самобытности, и попытался создать контекстно-зависимый модернизм». Он изучал творчество шантиникетских мастеров и размышлял об их подходе к искусству с начала 80-х годов. Практика включения Нандалала Боса, Рабиндраната Тагора, Рам Кинкер Байдж и Беноде Бехари Мукерджи в Бенгальскую школу искусств был, по словам Шивы Кумара, вводящим в заблуждение. Это произошло потому, что ранние писатели руководствовались генеалогией ученичества, а не своими стилями, мировоззрением и перспективами художественной практики.

Контекстуальный модернизм в недавнем прошлом нашел свое применение в других смежных областях исследований, особенно в Архитектура.

Художественные музеи Индии

Крупные города

Национальный музей, Нью-Дели Национальный музей, Нью-Дели Музей принца Уэльского, Мумбаи Музей принца Уэльского, Мумбаи Индийский музей, Калькутта Индийский музей, Калькутта Музей Салара Джунга, Хайдарабад Музей Салара Юнга, Хайдарабад Правительственный музей, Ченнаи Правительственный музей, Ченнаи

Археологические музеи

Музеи современного искусства

Другие музеи

См. Также

  • Индийская живопись
  • Государственный колледж изящных искусств, Ченнаи
  • Индийская архитектура
  • Ремесла Индии
  • Раса (искусство)
  • Примечания

    Ссылки

    На Викискладе есть материалы, связанные с Искусство Индии.
    В Викицитаторе есть цитаты, связанные с: Индийским искусством
    • Harle, JC, The Искусство и архитектура Индийского субконтинента, 2-е изд. 1994, Yale University Press Pelican History of Art, ISBN 0300062176
    • Харша В. Дехеджия, Адвайта искусства (Дели: Motilal Banarsidass, 2000, ISBN 81-208-1389-8 ), стр. 97
    • Капила Ватсьяян, Классический индийский танец в литературе и искусстве (Нью-Дели: Sangeet Natak Akademi, 1977), стр. 8
    • Миттер, Партха. Индийское искусство (Oxford: Oxford University Press, 2001, ISBN 0-19-284221-8 )

    Дополнительная литература

    .

    Последняя правка сделана 2021-05-23 13:44:53
    Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
    Обратная связь: support@alphapedia.ru
    Соглашение
    О проекте