Импровизационный театр, часто называемый импровизацией или импровизацией, представляет собой форму театра, часто комедии, в которой большинство или все, что исполняется, является незапланированным или незапланированным: спонтанно создано исполнителями. В чистом виде диалог, действие, история и персонажи создаются совместно игроками по мере того, как импровизация разворачивается в настоящем времени, без использования уже подготовленного, написанного сценария.
Импровизационный театр существует в перформансе как спектр стилей импровизационной комедии, а также некомедийные театральные постановки. Иногда его используют в кино и на телевидении, как для разработки персонажей и сценариев, так и иногда как часть конечного продукта.
Техники импровизации часто широко используются в драматических программах для подготовки актеров для сцены, кино и телевидения и могут быть важной частью репетиционного процесса. Однако навыки и процессы импровизации также используются вне контекста исполнительского искусства. Эта практика, известная как прикладная импровизация, используется в классах как образовательный инструмент, а на предприятиях - как способ развития коммуникативных навыков, творческого решения проблем и поддерживающих способностей к командной работе, которые используются импровизационным ансамблем. игроков. Иногда его используют в психотерапии как инструмент для понимания мыслей, чувств и отношений человека.
Самое раннее хорошо задокументированное использование импровизационного театра в западной истории обнаружено в Ателланском фарсе 391 г. до н.э. С 16 по 18 век исполнители комедии дель арте импровизировали на улицах Италии по широкому контуру. В 1890-е годы теоретики и режиссеры театра, такие как русский Константин Станиславский и француз Жак Копо, основатели двух основных направлений теории актерского мастерства, оба активно использовали импровизацию в актерском обучении и репетициях..
Современные театральные импровизационные игры начинались как театральные упражнения для детей, которые были основным продуктом театральное образование в начале 20-го века частично благодаря движению за прогрессивное образование, инициированному Джоном Дьюи в 1916 году. Некоторые считают американца Дадли Риггса первым водевиллиан использовать предложения аудитории для создания импровизированных зарисовок на сцене. Упражнения импровизации были развиты далее Виолой Сполин в 1940-х, 50-х и 60-х годах и систематизированы в ее книге «Импровизация для театра», первой книге, которая дала конкретные методы обучения и преподавания импровизационного театра. В 1970-х годах в Канаде британский драматург и режиссер Кейт Джонстон написал книгу Improvisation and the Theater, в которой излагаются его идеи об импровизации, и изобрел Theatresports, которая стала основным продуктом современной импровизационной комедии и послужила источником вдохновения для популярного телешоу Whose Line Is It Anyway?
Сполин оказал влияние на первое поколение современных американских импровизаторов на The Compass Players в Чикаго, что привело к Второму городу. Ее сын, Пол Силлс, вместе с Дэвидом Шепардом, основали The Compass Players. После кончины компании Compass Players Пол Силлс начал работу над The Second City. Они были первыми организованными труппами в Чикаго, и современное чикагское движение импровизационной комедии выросло из их успеха.
Многие из нынешних «правил» комедийной импровизации были впервые формализованы в Чикаго в конце 1950-х - начале 1960-х годов. первоначально в составе труппы The Compass Players, которой руководил Пол Силлс. Согласно большинству источников, Дэвид Шеперд представил философское видение «Компасов», в то время как Элейн Мэй сыграла центральную роль в разработке предпосылок для его импровизаций. Майк Николс, Тед Фликер и Дель Клоуз были ее наиболее частыми сотрудниками в этом отношении. Когда 16 декабря 1959 года «Второй город» распахнул свои двери под руководством Пола Силлса, его мать Виола Сполин начала тренировать новых импровизаторов с помощью серии уроков и упражнений, которые стали краеугольным камнем современной импровизационной подготовки. К середине 1960-х классы Виолы Сполин были переданы ее протеже, Джо Форсбергу, который развил методы Сполина в годичный курс, который в конечном итоге стал Мастерской игроков, первая официальная школа импровизации в США. За это время Форсберг обучил многих исполнителей, которые впоследствии сыграли главную роль на сцене «Второго города».
Многие из первоначального состава Saturday Night Live прибыли из «Второго города», и Франшиза произвела таких комедийных звезд, как Майк Майерс, Тина Фей, Боб Оденкирк, Эми Седарис, Стивен Колберт, Юджин Леви, Джек Макбрайер, Стив Карелл, Крис Фарли, Дэн Эйкройд и Джон Белуши.
Члены Монреальской лиги импровизацииОдновременно группа Кита Джонстона The Theater Machine, которая возникла в Лондоне, гастролировала по Европе. Эта работа породила Theatresports, сначала тайно в мастерских Джонстона, а затем публично, когда он переехал в Канаду. Торонто был домом для богатых традиций импровизации.
В 1984 году Дик Чадноу (Kentucky Fried Theater) основал ComedySportz в Милуоки, Висконсин. Расширение началось с добавлением ComedySportz-Madison (WI) в 1985 году. Первый национальный турнир Comedy League of America был проведен в 1988 году, в нем приняли участие 10 команд. Лига теперь известна как CSz Worldwide и может похвастаться 29 международными городами.
В Сан-Франциско Театр Комитета действовал в Норт-Бич в течение 1960-х годов. Он был основан выпускниками Второго города Чикаго Аланом Майерсоном и его женой Джессикой. Когда Комитет распался в 1972 году, были сформированы три крупные компании: The Pitchell Players, The Wing и Improvisation Inc. Единственная компания, которая продолжала исполнять Гарольд Клоузе, была последняя. Два ее бывших члена, Майкл Боссье и Джон Элк, сформировали Spaghetti Jam в Old Spaghetti Factory в Сан-Франциско в 1976 году, где до 1983 года исполнялись короткие импровизации и выступления Гарольдов. Стендап-комики выступали на улице в Intersection for the Arts приходил и сидел там. В 1979 году Элк привез шортформ в Англию, проводя семинары в Jacksons Lane Theatre, и он был первым американцем, выступившим в Comedy Store, Лондон, над стриптиз-клубом Сохо.
Корни современной политической импровизации включают работу Ежи Гротовского в Польше в конце 1950-х - начале 1960-х годов, «события» Питера Брука в Англии в конце 1960-е, "Форум-театр" Аугусто Боала в Южной Америке в начале 1970-х и работа Сан-Франциско Диггеры в 1960-х. Некоторые из этих работ привели к чисто импровизационным стилям исполнения, в то время как другие просто добавили к театральной лексике и были, в целом, авангардными экспериментами.
Джоан Литтлвуд, английская актриса и режиссер, работавшая с 1950-х по 1960-е годы, широко использовала импровизацию при разработке пьес для перформанса. Тем не менее, она дважды успешно подвергалась судебному преследованию за то, что позволяла своим актерам импровизировать в исполнении. До 1968 года британский закон требовал, чтобы сценарии утверждались канцелярией лорда Чемберлена. Департамент также направил инспекторов на некоторые спектакли, чтобы убедиться, что утвержденный сценарий выполняется в точности так, как утверждено.
В 1987 году Annoyance Theater начинался как клуб в Чикаго, который делает упор на импровизацию в длинных формах. Театр Annoyance вырос в нескольких местах в Чикаго и Нью-Йорке. Это дом самого продолжительного музыкального импровизационного шоу в истории за 11 лет.
В 2012 году ливанский писатель и режиссер Люсьен Бурджили использовал техники импровизационного театра для создания мультисенсорной пьесы под названием 66 минут в Дамаске. Премьера этого спектакля состоялась на Лондонском международном театральном фестивале, и он считается одним из самых экстремальных видов интерактивного импровизированного театра на сцене. Публика играет роль похищенных туристов в современной Сирии в гиперреальной сенсорной среде.
Роб Виттиг и Марк К. Марино разработали форму импровизации для театральной импровизации онлайн, которая называется. Форма использует социальные сети для вовлечения аудитории в создание динамических вымышленных сценариев, которые развиваются в реальном времени.
Современная импровизационная комедия в том виде, в каком она практикуется на Западе, обычно делится на две категории: короткая и полная.
Короткая импровизация состоит из коротких сцен, обычно созданных из заранее определенной игры,, структуры или идеи и продиктованных предложением аудитории. Многие упражнения в краткой форме были впервые созданы Виолой Сполин, которая назвала их театральными играми, под влиянием ее обучения у эксперта по развлекательным играм Невы Бойд. Короткометражный телесериал импровизационной комедии В любом случае, чья это линия? познакомил американских и британских зрителей с короткометражкой.
Исполнители длинных импровизаций создают шоу, в которых короткие сцены часто взаимосвязаны по сюжету, персонажам или темам. Длинные представления могут принимать форму существующего типа театра, например, полнометражного спектакля или бродвейского стиля мюзикла, такого как Spontaneous Broadway. Одной из наиболее известных длинных структур является Гарольд, разработанный соучредителем ImprovOlympic Дель Клоуз. Сейчас существует множество таких длинных структур.
Длинные импровизации чаще всего исполняются в Чикаго, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе; имеет сильные позиции в Остине, Бостоне, Миннеаполисе, Фениксе, Филадельфии, Сан-Франциско, Сиэтл, Детройт, Торонто, Ванкувер, Вашингтон, округ Колумбия ; и набирает новых последователей в Балтиморе, Денвере, Канзас-Сити, Монреале, Колумбусе, Новый Орлеан, Омаха, Рочестер, штат Нью-Йорк и Гавайи. За пределами США длинная импровизация становится все более популярной в Соединенном Королевстве, особенно в таких городах, как Лондон, Бристоль и на Эдинбургском фестивале Fringe.
Другие формы обучения импровизационному театру и техники исполнения являются экспериментальными и авангардными по своей природе и не обязательно должны быть комедийный. К ним относятся Театр воспроизведения и Театр угнетенных, Театр бедных, Открытый театр, и это лишь некоторые из них.
Открытый театр был основан в Нью-Йорке группой бывших учеников преподавателя актерского мастерства Нолы Чилтон, и вскоре после этого к нему присоединился режиссер Джозеф Чайкин, бывший Живой театр и Питер Фельдман. Эта авангардная театральная группа исследовала политические, художественные и социальные вопросы. Компания, развивающая работу посредством импровизационного процесса, заимствованного у Чилтона и Виолы Сполин, создала хорошо известные упражнения, такие как «звук и движение» и «трансформации», и создала радикальные формы и техники, которые предвосхитили или были современник «театр для бедных » Ежи Гротовского в Польше. [1] В шестидесятые годы Чайкин и Открытый театр разработали полноценные театральные постановки, в которых не было ничего, кроме актеров, нескольких стульев и голой сцены, создавая характер, время и место через серию преобразований, которые актеры материализовали и открыли через импровизации.
На западном побережье Рут Запора разработала Action Theater ™, физическую импровизацию, которая одинаково трактует язык, движение и голос. Спектакли Action Theater ™ не имеют сценариев, заранее спланированных идей и представляют собой полнометражные шоу или более короткие представления. Длинные, драматические и основанные на повествовании импровизации широко распространены на западном побережье такими компаниями, как BATS Improv из Сан-Франциско. Этот формат позволяет создавать полнометражные пьесы и мюзиклы импровизационно.
Многие люди, изучавшие импровизацию, отмечали, что руководящие принципы импровизации полезны не только на сцене, но и в повседневной жизни. Например, Стивен Колберт в своем вступительном слове сказал:
Что ж, вы собираетесь начать величайшую импровизацию из всех. Без сценария. Не знаю, что произойдет, часто с людьми и местами, которых вы никогда раньше не видели. И вы не контролируете ситуацию. Так что скажи «да». И если вам повезет, вы найдете людей, которые ответят «да».
Тина Фей в своей книге Bossypants перечисляет несколько правил импровизации, применимых на рабочем месте. Было очень интересно принести уроки импровизации в корпоративный мир. В статье New York Times под названием «Могут ли руководители научиться игнорировать сценарий?» профессор и автор Стэнфордского университета Патрисия Райан Мэдсон отмечает: «Руководители, инженеры и люди с переходной экономикой ищут поддержки, чтобы сказать« да » их собственный голос. Часто системы, которые мы устанавливаем, чтобы защитить себя, удерживают нас от наших более творческих личностей ".
Многие режиссеры использовали импровизацию при создании как основных, так и экспериментальных фильмов. Многие режиссеры немого кино, такие как Чарли Чаплин и Бастер Китон, использовали импровизацию при создании своих фильмов, проявляя приколы во время съемок и изменяя сюжет чтобы соответствовать. Братья Маркс были печально известны отклонением от сценария, который им давали, их импровизация часто становилась частью стандартной рутины и пробивалась в их фильмы. Однако многие люди делают различие между импровизацией и импровизацией.
Британский режиссер Майк Ли широко использует импровизацию при создании своих фильмов, включая импровизацию важных моментов в фильмах. жизни персонажей, которые даже не появятся в фильме. This Is Spinal Tap и другие псевдодокументальные фильмы режиссера Кристофера Гест были созданы с использованием сценариев и материалов без сценариев. Синева в лице - комедия 1995 года режиссеров Уэйна Ванга и Пола Остера, созданная частично импровизациями во время съемок фильма Дым.
Одни из самых известных американских режиссеров, которые использовали импровизацию в их работа с актерами: Джон Кассаветис, Роберт Альтман, Кристофер Гест и Роб Райнер.
Техника импровизированной комедии также использовалась в хитах. телевизионные шоу, такие как HBO Curb Your Enthusiasm, созданный Ларри Дэвидом, британский канал Channel 4 и телесериал ABC В любом случае, чья это линия (и его побочные продукты Green Screen Show Дрю Кэри и Improv-A-Ganza Дрю Кэри ), импровизированное комедийное шоу Ника Кэннона Wild 'N Out и Слава богу, ты здесь. Самой ранней американской импровизационной телепрограммой была получасовая еженедельная программа «Что происходит сейчас?». премьера которого состоялась 15 октября 1949 года на телеканале WOR-TV в Нью-Йорке и насчитывала 22 эпизода. «Импровизаторами» были шесть актеров (в том числе Ларри Блайден, Росс Мартин и Джин Александер - в то время Джин Пагсли), которые импровизировали сценки на основе ситуаций, предложенных зрителями. В Канаде сериал Поезд 48 был импровизирован по сценариям, содержащим минимальные наброски каждой сцены, а комедийный сериал This Sitcom Is... Not Be Repeated включал диалоги, взятые из шляпа во время эпизода. Американское шоу Reno 911! также содержали импровизированные диалоги по сюжету. Fast and Loose - это импровизационное игровое шоу, очень похожее на чья это линия? В ситкомах BBC Превышен числом и Густой также были некоторые импровизированные элементы.
В области психологии сознания Эберхард Шайффеле исследовал измененное состояние сознания, переживаемое актерами и импровизаторами в своей научной статье «Актерство: измененное состояние» сознания. Согласно Дж. Уильяму Фартингу в сравнительном исследовании «Психология сознания», актеры обычно входят в измененное состояние сознания (ASC). Актерская игра рассматривается как изменение большинства из 14 измерений измененного субъективного опыта, которые характеризуют ИСС согласно Фартингу, а именно: внимание, восприятие, образы и фантазии, внутренняя речь, память, мыслительные процессы более высокого уровня, значение или значимость переживаний, временные переживания., эмоциональное чувство и выражение, уровень возбуждения, самоконтроль, внушаемость, образ тела и чувство личной идентичности.
В развивающейся области драматической терапии, психодраматическая импровизация, наряду с другими техниками, разработанными для драматической терапии, широко используются. Правило «Да» и сравнивали с процессом использования Милтона Эриксона и с различными психотерапевтическими методами, основанными на принятии. Тренинг по импровизации рекомендован для терапии пар и обучения терапевтов, и было высказано предположение, что тренинг по импровизации может быть полезен в некоторых случаях социального тревожного расстройства.
Импровизационный театр часто допускает интерактивные отношения со зрителем. Группы импровизации часто запрашивают у аудитории предложения как источник вдохновения, способ вовлечь аудиторию и как средство доказательства того, что представление не написано по сценарию. Иногда это обвинение направлено против мастеров искусства, чьи выступления могут показаться настолько подробными, что зрители могут заподозрить, что сцены спланированы.
Для того, чтобы импровизированная сцена была успешной, задействованные импровизаторы должны работать вместе, чтобы определить параметры и действие сцены в процессе совместного создания. С каждым произнесенным словом или действием в сцене импровизатор делает предложение, что означает, что он или она определяет какой-то элемент реальности сцены. Это может включать присвоение другому персонажу имени, определение отношения, местоположения или использование mime для определения физической среды. Эти действия также известны как эндаумент. Другие импровизаторы обязаны принять предложения своих коллег-исполнителей; невыполнение этого называется блокировкой, отрицанием или отрицанием, что обычно препятствует развитию сцены. Некоторые исполнители могут намеренно блокировать (или иным образом выходить из персонажа) из-за комедийного эффекта - это известно как рвотные позывы, - но это обычно не дает сцене продвигаться вперед и не одобряется многими импровизаторами. Принятие предложения обычно сопровождается добавлением нового предложения, часто основанного на предыдущем; Этот процесс импровизаторы именуют «Да, и...» и считают краеугольным камнем импровизационной техники. Каждая новая добавленная информация помогает импровизаторам совершенствовать своих персонажей и продвигать действие сцены. Правило «Да, и...», однако, применяется к ранней стадии сцены, поскольку именно на этой стадии устанавливается «базовая (или разделяемая) реальность», чтобы позже ее переопределить путем применения «if (this верно), то (что еще может быть правдой) «потренируйтесь превращать сцену в комедию, как объяснено в руководстве от 2013 года членами Бригады честных граждан.
Незаконченный характер сцены Импровизация также подразумевает отсутствие заранее определенных знаний о реквизитах, которые могут быть полезны в сцене. Компании-импровизаторы могут иметь в своем распоряжении некоторое количество легкодоступных реквизитов, которые можно вызвать в любой момент, но многие импровизаторы избегают реквизита в пользу бесконечных возможностей, доступных через mime. В импровизации это больше известно как «работа с космическими объектами» или «работа с космосом», а не «мим», а реквизиты и локации, созданные с помощью этой техники, как «космические объекты», созданные из «космической субстанции», разработанные как техника Виолы Сполин. Как и в случае со всеми импровизационными предложениями, импровизаторов поощряют уважать действительность и непрерывность воображаемой среды, определенной ими самими и их коллегами-исполнителями; это означает, например, осторожность, чтобы не пройти через стол или «чудом» пережить множественные пулевые ранения из пистолета другого импровизатора.
Поскольку импровизаторам может потребоваться играть различные роли без подготовки, они должны уметь быстро создавать персонажей с помощью телесности, жестов, акцентов, изменение голоса или другие методы в зависимости от ситуации. Импровизатор может быть приглашен на роль персонажа другого возраста или пола. Мотивация персонажей - важная часть успешных импровизационных сцен, поэтому импровизаторы должны пытаться действовать в соответствии с целями, которые, по их мнению, преследует их персонаж.
В форматах импровизации с несколькими сценами согласованный сигнал используется для обозначения изменений сцены. Чаще всего это происходит в форме бега исполнителя перед сценой, известного как «вайп». Также можно использовать нажатие на символ внутрь или наружу. Артисты, которые в настоящее время не являются частью сцены, часто стоят сбоку или позади сцены и могут войти или выйти из сцены, войдя в центр сцены или выйдя из нее.
Многие театральные труппы занимаются постановкой импровизационных представлений и развитием импровизационного сообщества через свои учебные центры.
Помимо коммерческих театральных трупп, в Соединенных Штатах и во всем мире существует множество импровизационных групп, основанных на колледжах.
В Европе особый вклад в театр абстрактного, сюрреалистического, иррационального и подсознательного на протяжении веков был частью сценической традиции. Начиная с 1990-х годов, растет число европейских импровизированных групп, которые были созданы специально для изучения возможностей, предоставляемых использованием абстрактного в импровизированном исполнении, включая танец, движение, звук, музыку, работу с масками, освещение., и так далее. Эти группы не особенно интересуются комедией ни как техникой, ни как эффектом, а скорее в расширении жанра импровизации с целью включения техник и подходов, которые долгое время были законной частью европейского театра.
Театр комедии «Brave New Workshop» ( BNW), театр комедии-импровизации, основанный в Миннеаполисе, Миннесоте. Основанный Дадли Риггсом в 1958 году, артисты BNW писали, исполняли и продюсировали живые скетч-комедии и импровизационные представления в течение 62 лет - дольше, чем любой другой театр в стране. Среди известных выпускников BNW: Луи Андерсон, Мо Коллинз, Том Дэвис, Эл Франкен, Пенн Джиллет, Карл Ламбли, Пол Мензел, Пэт Профт, Энни Рейрсон, Тейлор Николай, Нэнси Стин, Питер Толан, Линда Валлем, Лизз Уинстед, Питер Макникол, Мелисса Питерман и Седрик Ярбро.
Некоторые ключевые фигуры В развитии импровизационного театра участвуют Виола Сполин и ее сын Пол Силлс, основатель знаменитой труппы Second City Чикаго и создатель Theater Games и Дель Клоуз, основатель ImprovOlympic (вместе с Чарной Халперн ) и создатель популярного длинного формата импровизации, известного как Гарольд. Среди других знаменитостей - Кейт Джонстон, британский учитель и писатель, автор книги Impro, который основал Theatre Machine и чьи учения легли в основу популярной короткой формы Theatresports format, Дик Чадноу, основатель ComedySportz, который развил свой семейный формат шоу от Johnstone's Theatersports, и Билл Джонсон, создатель / режиссер The Magic Meathands, кто был пионером концепции «Общинного охвата», адаптируя представления к нетрадиционной аудитории, такой как бездомные и приемные дети.
Дэвид Шеперд вместе с Полом Силлсом основали The Compass Players в Чикаго. Шеферд стремился создать настоящий «народный театр» и надеялся принести политическую драму на скотные дворы. После основания The Second City Compass выступал в различных формах и компаниях в ряде городов, включая Нью-Йорк и Хайаннис. Ряд членов Compass также были членами-основателями The Second City. В 1970-х Шеперд начал экспериментировать с созданными группами видео. Он автор книги «Этот фильм в твоей голове» об этих усилиях. В 1970-х Дэвид Шеперд и Ховард Джером создали Импровизационную Олимпиаду - формат соревновательной импровизации. Олимпийские игры импровизации были впервые продемонстрированы в Домашнем театре Торонто в 1976 году и были продолжены как Канадские импровизационные игры. В Соединенных Штатах Олимпийские игры Improv были позже продюсированы Чарной Халперн под названием «ImprovOlympic», а теперь - как «IO»; IO управляет учебными центрами и театрами в Чикаго и Лос-Анджелесе. В IO Халперн объединил игру Shepherd «Time Dash» с игрой Del Close «Harold»; пересмотренный формат для Гарольда стал фундаментальной структурой для развития современной импровизации длинной формы.
В 1975 году Джонатан Фокс основал Playback Theater, форму импровизированного общественного театра, который часто не является комедийным и воспроизводит рассказы, рассказанные членами аудитории.
The Groundlings - популярный и влиятельный театр импровизации и учебный центр в Лос-Анджелесе, Калифорния. Покойный Гэри Остин, основатель The Groundlings, преподавал импровизацию по всей стране, особенно в Лос-Анджелесе. Он был широко известен как один из величайших учителей актерского мастерства в Америке. Его работа основана на уроках, которые он извлек в качестве импровизатора в The Committee с Дель Клоуз, а также на его опыте в качестве директора-основателя The Groundlings. The Groundlings часто рассматривают как тренировочную площадку Лос-Анджелеса для «второго поколения» импровизаторов и трупп. Стэн Уэллс разработал здесь стиль длинной импровизации «Clap-In», позже используя его как основу для своего собственного театра «Пустая сцена», который, в свою очередь, породил несколько трупп, использующих этот стиль.
В конце 1990-х гг. Мэтт Бессер, Эми Полер, Ян Робертс и Мэтт Уолш основали Театр Upright Citizens Brigade Theater в Нью-Йорке, а позже они основали один в Лос-Анджелесе, каждый с сопровождающей его школой комедии импровизации / скетча. В сентябре 2011 года UCB открыл третий театр в Ист-Виллидж Нью-Йорка, известный как UCBeast.
Hoopla Impro являются основателями 1-го театра импровизации в Великобритании и Лондоне. Они также проводят ежегодный британский фестиваль импровизации и марафон импровизаций.
В 2015 году The Free Association открылась в Лондоне как аналог американских школ импровизации.
Гюнтер Лёзель сравнил существующие теории импровизационного театра (Морено, Сполин, Джонстон, Клоуз...), структурировали их и написали общую теорию импровизационного театра.
Книга Алана Альда Если бы я вас понял, у меня было бы это Посмотри мне в лицо? исследует, как импровизация улучшает общение в науке. Книга основана на его работе в Центре коммуникационных наук Алана Алды в Университете Стони Брук. В книге много примеров того, как импровизационные театральные игры могут улучшить коммуникативные навыки и развить сочувствие.
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Театр импровизации. |