Влияние Брексита на Европейский Союз (ЕС) приводит к социальным и экономическим изменениям в Союзе, а также к более долгосрочным политическим и институциональным сдвигам. Степень этих эффектов остается несколько спекулятивной, пока не станут ясны точные условия отношений Соединенного Королевства с ЕС после выхода Великобритании из ЕС. Политика ЕС в отношении свободы передвижения, а также экономические выгоды и недостатки, которые Великобритания и ЕС предоставляют друг другу, оказывают явное влияние с последствиями для обоих институтов.
В 2018 г. Великобритания занимала пятое место по величине номинального ВВП в мире и второе по величине в ЕС.
Брексит приводит к сокращению населения ЕС на 13% между 1 января 2019 года и 1 января 2020 года, когда без Брексита население ЕС увеличится из-за миграции, согласно Евростату.
Сравнение (2018) | Население. | Площадь (км²). | Плотность. (на кв. Км). | ВВП (евро ). | ВВП на на душу населения (евро ). |
---|---|---|---|---|---|
Европейский Союз (с Соединенным Королевством) | 513 миллионов | 4 475 757 | 117 | 15,9 трлн | 31000 |
Европейский Союз (без Соединенного Королевства) | 447 миллионов | 4232147 | 106 | 13,5 трлн | 30 000 |
Вклад Великобритании в бюджет ЕС в 2016 году с учетом скидки составил 19,4 млрд евро. После удаления примерно 7 млрд евро, Великобритания получает субсидии ЕС, потери бюджета ЕС составляют около 5% от общей суммы. Если бюджет не будет сокращен, Германию (которая уже является крупнейшим чистым плательщиком), вероятно, попросят предоставить самую большую долю наличных денег, ее доля оценивается примерно в 2,5 миллиарда евро.
По состоянию на март 2020 года продолжаются дебаты между теми членами, которые хотят, чтобы бюджет был ограничен не более чем 1% совокупного ВВП государств-членов, и Те, кто хочет, чтобы он составлял 1,074%.
Кристин Лагард, директор МВФ,
Великобритания была крупным игроком в ЕС, который служил активом для Союза, но также является препятствием для тех, кто поддерживал направление, категорически противостоящее британскому правительству.
Как третье самое густонаселенное государство ЕС с более чем 12% населения Союза, Великобритания была влиятельным игроком в Европейском парламенте и Совете Европейского Союза. Его отсутствие повлияет на идеологический баланс в институтах ЕС.
В Совете во время членства Великобритании существовало два блока, каждый из которых мог образовывать блокирующее меньшинство против другого: протекционистский блок преимущественно южных штатов и либеральный блок преимущественно северных штатов. Как член последнего, уход Великобритании ослабит либеральный блок, поскольку Великобритания была значительным и горячим сторонником экономически либеральной Европы, более крупных торговых соглашений с третьими странами и дальнейшего расширения ЕС. Ослабляя либеральный блок, это также усилит индивидуальные позиции Германии в Совете за счет потери ключевого противовеса. Тем не менее, Германия по-прежнему обеспокоена этой ролью, поскольку другие государства-члены, обеспокоенные господством Германии, могут быть более склонны объединиться против нее.
Места в Великобритании в группах Европарламента выделены красным (номера мест основаны на группах Европарламента в декабре 2017 г.Аналогично, большинство представителей Великобритании входили в правые группы, а именно в европейские консерваторы и реформисты и Европа свободы и прямой демократии, обе из которых были построены вокруг и возглавлялись членами Британской Консервативной партии и UKIP. Прогрессивный альянс социалистов и демократов также потерял своих членов из британской Лейбористская партия, но в целом будет усилена слева из-за большей потери правых и, таким образом, сможет сформировать большинство, не ища поддержки со стороны (консервативной) Европейской народной партии. Это может привести к созданию парламента, который может:
Великобритания была ключевым активом ЕС в области иностранных дел и обороны, учитывая, что Великобритания была (вместе с Францией) одной из двух основных военных держав ЕС и обладает значительными разведывательными возможностями, мягкой силой и обширная дипломатическая сеть. Без Великобритании внешняя политика ЕС могла бы быть менее влиятельной. США рассматривали Великобританию как мост между США и Европой, а Великобритания помогла выровнять позиции ЕС с США и обеспечить более жесткую политику в отношении России.
Однако Brexit также открыл новые возможности для Европейское сотрудничество в области обороны, поскольку Великобритания постоянно наложила вето на действия в этом направлении, утверждая, что это подорвет НАТО. Он попытался сделать это снова - даже после референдума о выходе, в связи с созданием военного штаба. С уходом Великобритании и чувством, что США при Дональде Дж. Трампе могут не соблюдать обязательства НАТО, Европейский Совет сделал сотрудничество в области обороны одним из основных проектов своего [пост-Brexit голосование] Братиславский и Римский декларации и продвинулись вперед с созданием Европейского фонда обороны и активизацией Постоянного структурированного сотрудничества (оборонная оговорка в Лиссабонском договоре ).
Свобода передвижения рабочих является неотъемлемой частью политики ЕС и основой идеалов Европейского Союза. Кроме того, Шенгенское соглашение отменяет необходимость в паспортах и визах для поездок в Шенгенская зона, что позволяет свободное передвижение людей. Эта концепция разработана, чтобы принести пользу экономике и обществу различных государств-членов, позволяя бизнесу процветать в Европе, а также в ЕС. чтобы быть более взаимосвязанными в культурном отношении. (Посетители из-за пределов Района должны иметь обычный паспорт и d Визовый контроль на внешней границе любого государства-члена Зоны. Не все члены ЕС являются членами Шенгена, и не все члены Шенгена являются членами ЕС).
ВВП ЕС-28 по валютным группам (2017)
Еврозона (72,9%) Нееврозона (минус Великобритания) (12%) Великобритания (15,1%)Отношения между странами евро и странами, не входящими в еврозону, обсуждались как во время членства Великобритании (как крупного государства, не входящего в ЕС), так и в свете ее выхода из ЕС. Вопрос в том, как Brexit может повлиять на баланс сил между теми, кто входит и не в евро, а именно предотвращение закрытого собрания еврозоны с перевесом голосов в государствах, не входящих в евро.
Великобритания призвала к внесению поправок в договоры ЕС, чтобы объявить ЕС «мультивалютным союзом», что вызвало опасения, что это может помешать процессу перехода на евро в остальных странах.
Профессор Саймон Хикс утверждал, что Brexit укрепит еврозону, которая вполне может заменить единый рынок в качестве ядра и движущей силы ЕС. В ходе переговоров перед референдумом Дэвид Кэмерон подчеркнул важность (по его мнению) четкого отличия еврозоны от ЕС. После ухода Великобритании такое давление может исчезнуть.
После Brexit ЕС становится крупнейшим торговым партнером Великобритании, а Великобритания становится его партнером. третий по величине торговый партнер после США и Китая. После Brexit Великобритания и ЕС станут крупнейшими торговыми партнерами друг друга, но некоторые государства-члены, в частности Бельгия, Кипр, Ирландия, Германия и Нидерланды, более подвержены вызванному Brexit экономическому шоку. Экономика Ирландской Республики особенно уязвима из-за ее общей сухопутной границы с Соединенным Королевством и тесной интеграции агробизнеса с Северной Ирландией
Восстановление таможенной границы нанесло бы экономический и политический ущерб обеим сторонам, особенно из-за риска для мирного процесса в Северной Ирландии, который представляет физическая граница. Несмотря на протесты доброй воли с обеих сторон, не было очевидно, как можно было избежать пограничного контроля, если Великобритания не имеет Таможенного союза с ЕС. Исходя из соглашений, достигнутых на этапе 1 переговоров (после вмешательства DUP ), любые меры, которые должны быть приняты для облегчения трансграничной торговли в Ирландии, будут в равной степени применяться к торговле через Ла-Манш, но детали остаются неясными. В октябре 2019 года Великобритания и ЕС пересмотрели Протокол Северной Ирландии проекта Соглашения о выходе из Брексита, чтобы оставить открытой границу в Ирландии и иметь таможенная граница между островом Ирландия и островом Великобритании (оставляя Северную Ирландию «де-факто» в некоторых отношениях в Таможенном союзе ЕС).
Секторы по всему ЕС, которые больше всего пострадают от ухода Великобритании, - это автомобили и запчасти (Великобритания является крупным производителем и зависит от цепочки поставок запчастей в ЕС), электронное оборудование и пищевые продукты. Также пострадает экспорт сырья из Рурской долины.
Последствия этого будут больше всего пострадали страны-члены Восточной Европы, в которых к концу 2015 года в Великобритании работало около 1,2 миллиона человек; самые большие группы из Польши (853 000), Румынии (175 000) и Литвы (155 000). Через год после голосования по Брекситу чистая годовая иммиграция в Великобританию упала на 106 000 человек, в основном из-за отъезда граждан ЕС в другие страны, при этом наибольшее падение произошло среди граждан западноевропейских стран.
Правительство Польши обнадеживает. его молодые рабочие-эмигранты вернутся в Польшу, но по нормативным или политическим причинам многие либо останутся в Великобритании, либо переедут в другие западные города, такие как Амстердам или Берлин. Другие западноевропейские государства-члены могут в будущем увидеть, что большая часть потока будет поступать из восточных государств. Приток рабочих с востока был бы экономически выгоден для таких стран, как Германия, но может быть политически проблематичным.
Британские жители в Европейском союзе потеряли свои права европейского гражданина, но в остальном это не коснется из-за условия Соглашения о выходе. Однако, согласно свидетельствам, представленным лоббистской группой «Британцы в Европе» (представляющей британских граждан, проживающих в странах ЕС) Специальному комитету Палаты общин по Брекситу в июне 2020 года, «целых 23 государства-члена ЕС еще не внедрить системы для документирования будущих прав примерно 1,2 миллиона британских граждан, уже проживающих на континенте, которые не знают своих будущих прав и обязанностей ".." Великобритания запустила свою [регистрацию] систему для граждан ЕС в марте [2020 г. ], более 3,3 миллиона человек получили статус предварительно заселенных или постоянных жителей, чтобы остаться в стране после Брексита », - сообщили в Комитете.
В конце переходного периода, Дублинское постановление ЕС, в котором указывается, что политическое убежище следует запрашивать при первой точке въезда в Союз, - перестанет применяться к Великобритании, а вместе с ней и к любым обязательствам ЕС государства-члены должны принимать возвращение из Великобритании любых просителей убежища, которые имеют Он проехал через это государство по пути в Великобританию.
С окончанием переходного периода, запланированным на 1 января 2021 года, компаниям, ведущим дела с британскими странами, необходимо будет изменить свою торговую марку., пограничная политика и политика в отношении авторских прав в соответствии с новыми британскими процедурами и связанные с ними расходы.
До 2017 г. Европейское агентство по лекарственным средствам размещалось в Великобритании. и Европейское банковское управление на протяжении многих лет. Поскольку агентство ЕС не могло находиться за пределами Союза, Совет начал процесс определения новых городов, в которых будут размещены агентства. Размещение агентства рассматривается как ценный приз для города, поэтому почти два десятка городов горячо оспаривали этот процесс не только по объективным критериям, но и по политическим мотивам. К ноябрю 2017 года было решено, что они переедут в Амстердам и Париж.
. Резервный центр обработки данных для обеспечения безопасности спутниковой навигационной системы Galileo также был перемещен из Великобритании в Испанию из-за Брексита.
Великобритании было выделено 73 места в 751 месте Европейского парламента, которое стало вакантным после его ухода в 2020 году. 27 из этих мест были перераспределены среди других стран, а оставшиеся 46 зарезервированы для потенциальных новых стран-членов, что сокращает количество депутатов Европарламента до 705.
Согласно нормальным процедурам, места Великобритании были бы перераспределены между оставшимися членами в соответствии со стандартной формулой, но был ряд альтернативных предложений. Европейский парламент первоначально предлагал перераспределить 22 места, а оставшиеся 50 зарезервировать либо для новых членов, либо для дополнительного транснационального списка депутатов Европарламента, которые будут избираться по всему Союзу в целях углубления прямых демократических связей. Это было давнее предложение, особенно поддержанное Европейской партией зеленых и президентом Франции Эммануэлем Макроном. Однако из-за правовой неопределенности вокруг Брексита против любых смелых шагов выступила председатель комитета по конституционным вопросам Данута Хюбнер. Расчеты были предложены в документе под названием «Состав Европейского парламента» от 30 января 2017 года. 23 января 2018 года комитет по конституционным вопросам решил, что 27 мест Великобритании будут перераспределены, а 46 зарезервированы для новых государств-членов и транснациональных списков. 7 февраля 2018 года депутаты Европарламента одобрили перераспределение 27 мест, но проголосовали против введения транснациональных списков. 31 января 2020 года все депутаты Европарламента Великобритании освободили свои места; перераспределение началось 1 февраля 2020 года.
Начиная с Комиссии фон дер Лейена количество членов комиссии сократилось с 28 до 27.
Шарль Мишель предложил создать резерв в пять миллиардов евро, который можно было бы использовать, чтобы уменьшить шок от британского развода по окончании британского переходного периода. Этот резерв является частью предлагаемого многолетнего бюджета в размере 1074 млрд евро, тогда как некоторые европейцы ожидали бюджета в размере 1094 млрд евро.
После того, как Великобритания проголосовала за отзыв, опросы общественного мнения показали, что поддержка ЕС резко возросла по всей Европе. Опросы показывают, что у ЕС самая высокая поддержка за 35 лет. В Великобритании также наблюдается возрождение поддержки со стороны ЕС: опросы показывают, что в сентябре 2018 года больше жителей Великобритании думали, что Брексит будет неправильным, а не исходные данные опроса августа 2016 года, которые показали большую поддержку Брексита, чем оставшиеся.
Однако евроскептицизм по всей Европе также усилился, о чем свидетельствует «волна популизма », особенно во время кампании Марин Ле Пен на президентских выборах во Франции в 2017 году. На всеобщих выборах в Италии 2018 популистское Движение пяти звезд и правое крыло Lega Nord, оба евроскептики, получили 32% и 17% соответственно.
В то же время Марин Ле Пен прекратила продвижение Frexit.
Данута Хюбнер, глава комитета Европейского парламента по конституционным вопросам., утверждал, что после Брексита английский больше не будет официальным языком ЕС: «У нас есть правила... в которых каждая страна ЕС имеет право уведомлять об одном официальном языке. Ирландцы уведомили гэльский язык, а мальтийцы уведомили Мальтийский, значит, у вас есть только Великобритания, уведомляющая английский... Если у нас нет Великобритании, у нас не будет английского ».
Однако этому заявлению противоречит Представительство Европейской Комиссии в Ирландии., представитель которого утверждал, что изменение текущего языкового режима потребует единогласного голосования Совета, а также президента Жан-Клода Юнкера в ответе на парламентский вопрос 9 августа 2017. Однако Юнкер также заявил, что, несмотря на это, после Брексита английский язык теряет свое значение. в Европе и члены немецкого Бундестага призвали сотрудников институтов ЕС чаще использовать немецкий.
Когда Великобритания и Ирландия присоединились к предшественнику ЕС в 1973 году, Французский был доминирующим языком учреждений. С добавлением Швеции и Финляндии в 1990-х годах и восточноевропейских государств в 2000-х годах английский постепенно вытеснил французский в качестве доминирующего рабочего языка институтов. В 2015 году было подсчитано, что 80% законодательных предложений были сначала написаны на английском языке. Считается, что роль английского языка как lingua franca, вероятно, сохранится, учитывая, насколько сильно на него полагаются сотрудники, и что в европейских школах 97% детей изучают английский как дополнительный язык по сравнению с 34 % изучают французский и 23% изучают немецкий.
Доктор Марко Модиано предположил в академической статье, что евроанглийский может быть кодифицирован аналогично родным английским вариантам после Брексита.
Языковые правила в настоящее время регулируются, среди прочего, статьей 55 Договора о Европейском Союзе (TEU) (в котором перечислены 24 «языка Договора», на которых составлен Договор) ; Статьи 20 и 24 Договора о функционировании Европейского Союза (TFEU), которые устанавливают права граждан подавать петиции в Европейский Парламент и обращаться в учреждения на любом из языков Договора и получать ответ на том же языке и статья 342 TFEU, в которой говорится, что «правила, регулирующие языки институтов Союза, должны быть определены без ущерба для положений, содержащихся в Статуте Суда Европейского Союза. Советом, постановившим единогласно постановлением "; и Постановление Совета № 1/1958, в котором перечислены действующие 24 официальных языка.