Имбангала

редактировать

Имбангала или Мбангала были группами 17-го века ангольцами воины и мародеры, основавшие Королевство Касандже.

Содержание
  • 1 Происхождение
  • 2 Посвящение и обычаи
  • 3 Оружие и тактика
  • 4 Отношения с португальцами
  • 5 Более поздняя судьба
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
Происхождение

Имбангала были людьми, возможно, из Центральной Африки, которые появились в Анголе в начале 17 века. Их происхождение до сих пор обсуждается. По общему мнению, это были не те Джаги, которые напали на Королевство Конго во время правления Альваро I.

. В 1960-х годах было установлено, что устные Традиции Лундской империи предполагают, что обе группы мародеров Джага происходят из Лундской империи и бежали из нее в 17 веке. Другая теория гласит, что имбангала были местным населением южной Анголы, происходящим из плато Би или прибрежных районов к западу от высокогорья.

Первое свидетельство о Имбангале, написанное английским моряком по имени Эндрю Баттел, который жил с ними в течение 16 месяцев около 1600–1601 годов, уверенно помещает их в прибрежные районы и высокогорья современной Анголы., к югу от реки Кванза. Их лидеры сказали Баттеллу, что они прибыли из места под названием «Элембе» и что они произошли из «пажа» в его армии. Рассказ Баттелла был опубликован Самуэлем Закупсом частично в 1614 году и полностью в 1625 году.

Посвящение и обычаи

Имбангала были полностью военизированным обществом, основанным полностью на обрядах инициации в отличие от обычных обрядов родства большинства африканских этнических групп. Чтобы родство не заменило инициацию, всех детей, рожденных в киломбо (деревне), убивали. Женщинам было разрешено покинуть киломбо, чтобы иметь своих детей, но когда они вернулись, ребенок не считался Имбангала, пока не прошел инициацию. В почти спартанской программе дети обучались ежедневно групповым и индивидуальным боям.

Во время обучения они носили ошейник, который нельзя было снять даже после инициации, пока они не убили человек в бою. Помимо ритуалов детоубийства, имбангала покрывали себя мазью, называемой маджи самба, которая, как полагают, дает неуязвимость, пока солдат следовал строгому набору йиджила (кодов ), который требовал детоубийства, каннибализм и полное отсутствие трусости.

Оружие и тактика

Воины Имбангала были известны как нугнза (единственное число: гонзо) и были разделены на двенадцать отрядов, каждый из которых возглавлял капитан назвал мусунго. Эти двенадцать эскадрилий входили в состав киломбо, временно укрепленного города, окруженного деревянным частоколом. У каждого километра было двенадцать ворот для двенадцати эскадрилий, составляющих общую боевую силу. Армия Имбангала заняла открытое поле или любое поле битвы вдали от своих укреплений в виде трех зубцов, похожих на знаменитые зулусские быки и рога. Имбангала атаковали правым рогом (мутанда), левым рогом (муйа) и авангардом (мута ита) в центре. В отличие от зулусов, имбангала сражались тем же оружием, что и их враги, включая луки, ножи и мечи. Их основным оружием была военная дубинка или топор.

Отношения с португальцами

Португальцы проявляли интерес к Имбангала, когда Баттел сначала жил с ними. Баттел отправился в их страну в компании с португальскими купцами, которые покупали своих военнопленных для продажи в качестве рабов. Во время контакта Имбангала действовали как мародеры, чьи основные интересы, казалось, были связаны с разграблением страны, особенно с целью получения больших количеств пальмового вина, которое они производили расточительным методом рубки дерева. и отбор его ферментированного содержимого в течение нескольких месяцев.

Имбангала не разрешала членам женского пола рожать, якобы подвергая опасности всех детей, рожденных в их киломбо (португальский quilombo ) или военном лагере. Вместо этого они пополнили свои ряды, схватив подростков и заставив их служить в своей армии.

Методами, напоминающими современную вербовку детей-солдат, молодых пленников часто заставляли убивать и есть людей и употреблять много алкоголя, и их нельзя было принять в полноправные члены, пока они не убили врага. в бою. Каннибализм, ритуальные человеческие жертвоприношения и пытки - все это фигурировало в том, что наблюдатели семнадцатого века называли «законами quixilla» (от Kimbundu kixila, или запрета), по которым, как говорили, жили имбангала.

Их военная мощь и безжалостность обусловлены они апеллируют к португальским колонистам в Анголе, которые в первый период колониального господства (1575–1599) остановились в войне против ангольского королевства Ндонго. Несмотря на явное отвращение к своим обычаям, португальские губернаторы Луанды иногда нанимали Имбангала для своих кампаний, начиная с Бенто Банха Кардозу в 1615 году, но особенно после нападения Луиса Мендеса де Васконселоса в 1618 году. на Ндонго.

Мендес де Васконселос действовал с тремя отрядами Имбангала, но вскоре обнаружил, что они недостаточно дисциплинированы, чтобы служить португальцам. В частности, банда Касандже вырвалась из-под португальского контроля и начала длительную кампанию грабежей, в результате которой они обосновались в районе Байша-де-Кассанж современной Анголы вдоль реки Кванго. Группа стала современной ангольской этнической группой, которая называет себя Имбангала (и прекратила воинственные обычаи своих предшественников в конце 17 века).

Другая группа, Каза, на самом деле присоединилась к Ндонго и выступила против португальцев, хотя в конечном итоге она предала королеву Ндонго Нджинга Мбанде в 1629 году, таким образом сорвав попытку этой королевы сохранить независимость Ндонго от базы на островах на реке Кванза. После недолгой попытки Нджинга присоединиться к Касандже в 1629–1630 годах она отправилась в Матамбу и там сформировала свою собственную (или присоединилась к другой) банде Имбангала во главе с человеком, известным только как «Нджинга Мона» (сын Ньинга). Хотя сообщается, что она сама была Имбангала (предположительно проходившая обряд инициации, который включал избиение ребенка в ступке для зерна), Нджинга, вероятно, так и не стала им.

Позже судьба

Другие банды были интегрированы в португальскую армию, выступая в качестве вспомогательных солдат под командованием своих командиров и расквартированных на территории Португалии. В 17 веке они и другие банды были уничтожены тем или иным политическим государством, таким как государство, образованное Нджингой в Матамбе. Одна группа изгоев Имбангала пустила корни и сформировала Королевство Касандже.

к югу от Кванзы, на первоначальной родине Имбангала, они продолжали действовать так же, как и прежде, по крайней мере еще полвека, но даже там, они постепенно установили партнерские отношения с существующими политическими образованиями, такими как Бихе (Вийе), Уамбо (Вамбу) или Баилунду (Мбаилунду). Во всех этих областях их обычаи имели тенденцию к умерению в 18 веке, каннибализм ограничивался ритуалами, а иногда и только символическими случаями (например, в 19 веке группы Имбангала в центральных высокогорьях все еще практиковали ритуал, известный как «поедание старик").

Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-23 12:03:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте