Ил-18 / Ил-20 / Ил-22 |
---|
|
Ил-18Д компании Аэрофлот, 1992 |
Роль | Турбовинтовой авиалайнер и самолет-разведчик |
---|
Национальное происхождение | Советский Союз |
---|
Производитель | Москва Машиностроительный завод № 30 |
---|
Конструктор | Ильюшин |
---|
Первый полет | 4 июля 1957 г. |
---|
Статус | Снят с производства, на военной и ограниченной гражданской службе |
---|
Основные пользователи | Аэрофлот Советские авиалинии (Исторический). Россия (Исторический). Air Koryo |
---|
Производился | 1957–1985 |
---|
Количество построенных | не менее 678 |
---|
Стоимость единицы | 24 500 000 долларов США (эквивалент 2011 года) |
---|
Разработан в | Ил-38 |
---|
Ил-18 (русский : Илью́шин Ил-18; по классификации НАТО : Coot ) - большой турбовинтовой авиалайнер Этот первый полет в 1957 году стал одним из самых известных и надежных советских самолетов своего времени. Ил-18 был одним из основных авиалайнеров в мире в течение нескольких десятилетий и широко экспортировался. Благодаря долговечности планера самолета, многие экземпляры достигли более 45 000 летных часов, и этот тип остается в эксплуатации как в военных, так и (в меньшей степени) в гражданских целях. Преемником Ил-18 стал дальний реактивный авиалайнер Ил-62.
Содержание
- 1 Проектирование и разработка
- 2 История эксплуатации
- 3 Варианты
- 4 Операторы
- 4.1 Гражданские операторы
- 4.1.1 Текущие операторы
- 4.1.2 Бывшие операторы
- 4.2 Военные операторы
- 5 Несчастные случаи и происшествия
- 6 Технические характеристики (Ил-18Д)
- 7 См. Также
- 7.1 Соответствующие разработки
- 7.2 Сопоставимые самолеты
- 7.3 Связанные списки
- 8 Источники
- 8.1 Примечания
- 8.2 Библиография
- 9 Внешние ссылки
Проектирование и разработка
Два советских самолета имели обозначение Ильюшин Ил-18. Первый Ил-18 был винтовым авиалайнером 1946 года, но после года испытательных полетов от этой программы отказались.
В начале 1950-х годов, когда возникла потребность в замене старых конструкций и увеличении численности советского гражданского транспортного парка, 30 декабря 1955 г. было издано распоряжение Совета Министров СССР для главных конструкторов Кузнецова и Ивченко о разработке новых. турбовинтовые двигатели и Ильюшину и Антонову разработать самолет, использующий эти двигатели. Были разработаны два проекта самолетов: Ильюшин Ил-18 и Антонов Ан-10, и в качестве двигателя был выбран двигатель Ивченко АИ-20.
Аэрофлот Ил-18В. в
Аэропорт Прествик, 1960-е годы
Разработка Ил-18 началась в 1954 году до того, как была издана директива, и был использован опыт работы с Ил-18 с поршневым двигателем, хотя самолет был новой конструкции. Был разработан четырехмоторный низкоплан с круглым герметичным фюзеляжем и обычным оперением. Вперед втягивания трехколесным шасси имело четыре колеса, установленное на тележках основных ног, основные ножки тележки поворачиваются на 90 градусов и убираются в заднюю части стационарных двигателей. Новой особенностью того времени была установка метеорологического радара в носовой части, и это был первый советский авиалайнер, оснащенный системой автоматического захода на посадку. Самолет имеет две входные двери по левому борту до и после крыла и по два аварийных выхода на крыле с каждого борта.
Прототип SSSR-L5811 был выпущен в июне 1957 года и после наземных испытаний начал руление. испытательные и скоростные пробеги 1 июля 1957 года. 4 июля 1957 года опытный образец совершил первый полет с Ходынки. 10 июля 1957 г. самолет был доставлен в аэропорт Москва-Внуково для представления советской правительственной комиссии; Также присутствовали прототипы Антонов Ан-10 и Туполев Ту-114. Тип Ил-18 формально назывался «Москва», и это было нарисовано на фюзеляже, хотя это название не использовалось, когда самолет поступил в производство.
Московский машиностроительный завод №30, расположенный на Ходынке, недалеко от стоянки Ильюшина. Конструкторское бюро и прототип был построен, выбран для изготовления самолета. В течение 1957 года завод начал сокращать производство Ил-14 и готовиться к выпуску серийного самолета Ил-18А . Ил-18А отличался от прототипа лишь незначительными деталями, в основном внутренней конфигурацией, увеличивавшей количество сидячих мест с 75 до 89.
Malev Ил-18 в Швеции, 1972 год
Первые серийные самолеты были оснащены Но у двигателей были проблемы, поэтому в июле 1958 года постановлением Совета Министров все производство с ноября 1958 года будет использовать Ивченко АИ-20, а более раннее производство будет модернизировано. Только 20 Ил-18А были построены до того, как производство было изменено на улучшенный Ил-18Б, этот новый вариант имел большую полную массу, а носовая часть была переработана с увеличенным обтекателем, что увеличило длину на 20 см. Первый Ил-18Б поднялся в воздух 30 сентября 1958 года на базе АИ-20; Вариант VIP также был построен как Ил-18С для советских ВВС. С апреля 1961 года вместо батареи свинцово-кислотных аккумуляторов для наземного пуска оснащалась вспомогательная силовая установка ТГ-18 . Некоторые самолеты были модифицированы, чтобы можно было запускать ВСУ в полете.
С учетом опыта предыдущих самолетов дальнейшее усовершенствование - вариант Ил-18В. Ил-18В был конструктивно такой же, но интерьер был переработан, включая перемещение камбуза и некоторые незначительные системные изменения. Первый Ил-18В появился в декабре 1959 года и должен был производиться до 1965 года, когда было построено 334 самолета. Появились и специализированные варианты самолета, в том числе доработанный для летной калибровки и дальний полярный вариант. Появились и военные варианты, в том числе противолодочная Ил-38.
История эксплуатации
Ил-18Д из
ТАРОМ в
Манчестерском аэропорту в 1988 г.
Первый Ил-18, изначально оснащенный двигателями Кузнецова НК-4, совершил полет 4 июля 1957 года. 17 сентября 1958 года самолет совершил первый полет с новыми двигателями Ивченко АИ-20. Владимир Коккинаки был летчиком-испытателем. В период с 1958 по 1960 год на этом самолете было установлено двадцать пять мировых рекордов, в том числе рекорды дальности полета и высоты с различной полезной нагрузкой. В 1958 году самолет получил Гран-при Брюссельской всемирной выставки. В апреле 1979 г. в аэропорту Шереметьево был открыт памятник этому замечательному самолету.
Семнадцать иностранных авиаперевозчиков приобрели около 125 самолетов Ил-18 вместимостью 100-120 пассажиров. Ил-18 до сих пор находятся на вооружении в Сибири, Северной Корее и на Ближнем Востоке, в то время как ряд экземпляров, выпущенных в середине 1960-х годов, все еще находился в гражданском состоянии. использование в Африке и Южной Азии по состоянию на 2014 год. Тип используется в различных военных возможностях, включая самолет радиоэлектронной борьбы и разведки Ил-22ПП, который поступил на вооружение в октябре 2016 года. Модернизированный Ил-20М с улучшенной радиолокационной, радио и оптико-электронной разведкой оборудование было введено в эксплуатацию в июле 2020 года для обеспечения безопасного наведения на ракетный комплекс Х-47М2 Кинжал.
Ил-18 (регистрационный DDR-STD), принадлежащий Interflug и использовался в качестве транспортного средства руководителями Восточной Германии, в том числе Эрихом Хонеккером, был преобразован в статичный гостиничный номер в Нидерландах.
По состоянию на июль 2018 года в авиалайнерах эксплуатируется 7 самолетов с 6 операторов.
Варианты
Ил-18 на выставке в
Международном аэропорту Шереметьево Пример в музее в
Боре Хейде, Германия
Ил-20М в 2009 г.
Малев Ил-18 в музее самолетов под открытым небом в
международном аэропорту Ферихедь в Будапеште Ил-18 в
Международный аэропорт Джибути-Амбули Ильюшин Ил-18Д в Китайском музее авиации, Пекин
Данные из: ОКБ Ильюшина
- Ил-18
- Обозначение единственного прототипа Ил -18.
- Ил-18А
- Оригинальный серийный образец, эквивалент предсерийного, с турбовинтовыми двигателями Ивченко АИ-20. Построено около 20.
- Ил-18Б
- Первая крупная серийная модель, среднемагистральный авиалайнер, вмещающий 84 пассажира.
- Ил-18 Комби
- Самолет Ил-18 модифицирован до смешанной грузопассажирской конфигурации
- Ил-18Д
- Аналогичен Ил-18И, но оснащен дополнительным топливным баком центральной секции для увеличения дальности полета. Ил-18Д оснащен четырьмя турбовинтовыми двигателями Ивченко АИ-20М мощностью 3169 кВт (4250 л.с.).
- Реле связи Ил-18Д
- Три самолета, модифицированные для обеспечения ретрансляции связи между VIP-самолетами и правительством.
- Ил-18Д Помор
- Единственный Ил-18Д переделанный в самолет-разведчик для рыболовства (Помор = человек, живущий у моря)
- Салон Ил-18Д
- VIP-версия Ил-18Д
- Ил-18ДОРР
- Два Ил-18Д, модифицированных как самолет-разведчик для Полярного института океанического рыболовства и океанографии, модификация в основном касалась оснащение специализированным оборудованием для миссий. Первый полет в 1985 году они были позже модифицированы обратно в стандартные Ил-18Д.
- Ил-18Э
- Аналогичен Ил-18И, но без увеличенного запаса топлива.
- Ил-18Э Салон
- VIP транспортная версия Ил-18Э.
- Ил-18Гр
- Самолет переоборудован в грузовую компоновку (Гр - Грузовой - грузовой).
- Ил-18ГрМ
- Несколько самолетов Ил-18, модифицированных до стандарта Gr с добавлением герметичной боковой грузовой двери.
- Ил-18И
- мощные турбовинтовые двигатели Ивченко АИ-20М мощностью 3169 кВт (4250 л.с.). Количество мест увеличено до 122 пассажиров в кабине увеличенного размера за счет перемещения задней герметичной переборки назад на 1,64 м (5 футов).
- Ил-18ЛЛ
- (Летящая Лаборатория - летающая лаборатория), один самолет модифицированный из Ил-18А в качестве испытательного стенда противообледенительной защиты и Ил-18В, который использовался Чехословацким летно-испытательным центром в качестве испытательного стенда для двигателей.
- Ил-18РТ
- Два Ил- 18V были модернизированы как самолет телеметрии для испытаний ракет и беспилотных летательных аппаратов.
- Ил-18РТЛ
- Прототип Ил-20РТ, преобразованный из Ил-18А, номер 188000401.
- Ил-18С
- VIP вариант Ил-18Б
- Ил-18СЛ
- Обозначение ряда различных испытательных и исследовательских самолетов, обычно имело буквенный суффикс, например SL -18Д для испытаний авионики.
- Ил-18Т
- Это обозначение присвоено гражданским и военным грузовым транспортным самолетам, переоборудованным из самолетов Ил-18А / Б / В.
- Ил-18АТ: Военно-транспортный / медицинский вариант на базе Ил-18А
- Ил-18БТ: Военно-транспортный / медицинский вариант на базе Ил-18Б
- Ил-18ВТ: Военно-транспортная / медицинская версия на базе Ил-18В
- Ил-18ТД
- Один Ил-18Т был модифицирован как военно-транспортный вариант, вмещающий либо 69 чемоданов с носилками, либо 118 десантников. Не востребованный военными, он был переоборудован в Ил-18Д.
- Ил-18УШ
- Один Ил-18В был модифицирован как учебно-штурманский, с двумя задними окнами для астросекстанта. Хотя он был испытан и признан приемлемым, советские ВВС использовали вместо него вариант двухрежимного Туполева Ту-124.
- Ил-18В
- Стандартная версия Аэрофлота, который был принят на вооружение в 1961 году. Ил-18В оснащался четырьмя турбовинтовыми двигателями Ивченко АИ-20К вместимостью 90-100 пассажиров.
- Салон Ил-18В
- VIP вариант Ил-18В
- Ил-18В / полярный
- единственный Ил-18В, модифицированный для использования в полярной авиации.
- Ил-18В-26А
- один Ил-18В, модифицированный для использования в «Полярной авиации» с дополнительным топливным баком в кабине, измененной компоновкой окон и увеличенными маслобаками на двигателях, прикрытыми выступающими обтекателями на гондолах двигателей (иногда называемый Ил-18Д, до появления реальной модели D).
- калибратор Ил-18В
- единственный Ил-18В, эксплуатируемый Интерфлюг для калибровки навигационных средств.
ВВС России Ильюшин Ил-20М
- Ил-20М (по классификации НАТО: Coot-A)
- COMINT / ELINT разведывательный самолет вер.
Ил-20РТ, Самолет телеметрии
- Ил-20РТ
- Четыре самолета телеметрии, использовавшиеся для поддержки советской космической деятельности, позже замененные вариантом Ил-76.
- Ил-22 (по классификации НАТО: Coot-B)
- Версия командно-десантного пункта. (Не путать с прототипом советского реактивного бомбардировщика 1947 года Ил-22.)
Ил-22М, модернизированный вариант ВДВ
- Ил-22М
- То же, что Ил-22, но имел новое боевое оборудование.
Ил-22ПП «Порубщик», РЭБ, самолет РЭБ
- Ил-22ПП
- РЭБ и самолет-разведчик
- Ил-24Н
- Два Ил-18Д, модифицированных для ледовой разведки, аналогичные Ил-20М, но с гражданским разведывательным оборудованием, оба позже были модифицированы обратно в стандартную конфигурацию и проданы.
- Ил-38
- Морская разведка, противолодочная война version.
- Il-118
- Предлагаемая модернизация с двумя воздушными двигателями.
Эксплуатанты
Ил-18
Северной Кореи национальной авиакомпании
Эйр Корё.
Ил-18 из
Авиакомпания Россия.
Гражданские операторы
Действующие операторы
- Россия
- Северная Корея
- Air Koryo - 1 сотрудник по обслуживанию пассажиров
Бывшие эксплуатанты
- Афганистан
- Народная Республика ic of China
- Болгария
- Куба
- Чехословакия
- Джибути
- Германия
- Восточная Германия
- Египет
- Egyptair (ранее United Arab Airlines)
- Гана
- Ghana Airways (8 приобретены, 4 позже возвращены в СССР)
- Гвинея
- Венгрия
- Казахстан
- Кыргызстан
- Мали
- Северная Корея
- Air Koryo - последний списанный в 2017 году
Ил-18E из
LOT Polish Airlines в
Варшаве. (1990)
- Польша
- LOT (10 работали с 1961 до начала 1990-х)
- (1 работали в 90-е)
- (3 работали с 1990 по 1996)
- Румыния
- Советский Союз
- Россия
- Сомали
- Шри-Ланка
- Украина
- Объединенные Арабские Эмираты
- Вьетнам
- Йемен
Военные операторы
Текущие операторы:
- Северная Корея
- Россия
- ВВС России - Ил-20 и Ил-22ПП версии
Бывшие операторы:
- Афганистан
- Афганские военно-воздушные силы (пять были поставлены в 1968 году и с тех пор списаны.)
- Алжир
- Болгария
- Чехословакия
- Восточная Германия
- Грузия
- Индонезия
- Правительство Индонезии (президентский самолет)
- Северный Йемен
- Польша
- ВВС Польши (VIP Transport, заменен на Ту-134 )
- Румыния
- Советский Союз
- Вьетнам
- Югославия
Несчастные случаи и происшествия
Технические характеристики (Ил-18Д)
Компоновка Ил-18
Кабина Ил-18
Кабина Ил-18 (Интерфлюг)
Данные ОКБ Ильюшина
Общие характеристики
- Экипаж: 9
- Вместимость: 65-120 пассажиров
- Длина: 35,9 м (117 футов 9 дюймов)
- Размах крыла: 37,4 м (122 футов 8 дюймов)
- Высота: 10,165 м (33 фута 4 дюйма)
- Площадь крыла: 140 м (1500 квадратных футов)
- Масса пустого: 35000 кг (77162 фунта)
- Максимальная взлетная масса: 64000 кг (141 096 фунтов)
- Запас топлива: 30 000 л (6599 имп галлонов).
- Диаметр фюзеляжа: 3,5 м (11 футов)
- Макс. посадочная масса: 52,600 кг (115,963 фунта)
- Макс. масса без топлива: 48 800 кг (107 586 фунтов)
- Макс. масса такси: 64 500 кг (142 198 фунтов)
- Силовая установка: 4 × Ивченко АИ-20М турбовинтовые двигатели с осевым потоком, 3170 кВт (4250 л.с.) каждый
- Винты: 4-лопастной винт с постоянной скоростью вращения, диаметр 4,5 м (14 футов 9 дюймов).
- Вспомогательная силовая установка: (28 В постоянного тока)
Рабочие характеристики
- Максимальная скорость: 675 км / ч (419 миль / ч, 364 кН)
- Максимальная скорость: 0,65 Маха
- Крейсерская скорость: 625 км / ч (388 миль / ч, 337 кН) на высоте 8000 м (26247 футов)
- Диапазон : 6500 км (4000 миль, 3500 миль) с полезной нагрузкой 6500 кг (14330 фунтов), максимальным запасом топлива и запасами на один час.
- 3700 км (2299 миль) с максимальной полезной нагрузкой 13500 кг (29762 фунта) при 84–85% максимальной продолжительной мощности.
- Практический потолок: 11 800 м (38700 футов).
- Минимумы захода на посадку: ICAO CAT 1 Высота принятия решения 60 м (200 футов) / 800 м (видимость) или 550 м RVR
- Разбег: 1350 м ( 4429 футов)
- Посадочный разбег: 850 м (2789 футов)
Авионика .
- RPSN-2AMG: или RPSN-2N метеорологический радар Emblema
- NAS- 1Б: автономная навигационная система
- DISS-1: доплеровский датчик скорости / сноса
- АНУ-1: автономный навигационный компьютер
- Путь-4М: навигационная система
- КС-6Г: система компаса
- ДАК-ДБ: выносной небесный компас
- РСБН-2С Свод: ШОРАН (Свод - Купол)
- СП-50 Материал: ИЛС
- РВ-УМ: радиовысотомер
- НИ-50БМ-1: навигационный дисплей
- АРК-11: основной и резервный ADF (автоматический радиопеленгатор)
- RSB-5/1230: радиомодуль
- RSIU-5 (R802G): радиомодуль командного канала, 2 оф.
- SR-2M Хром: транспондер МКЧ (Хром - Хром)
- МСРП-12-96: регистратор полетных данных
См. Также
Родственная разработка
Аналогичный самолет
Связанные списки
Ссылки
Примечания
Библиография
Внешние ссылки