Ил-10 | |
---|---|
Ильюшин Ил-10М в опознавательных знаках ВВС СССР, хранящихся в подмосковном музее Монино | |
Роль | Штурмовик |
Производитель | Ильюшин, Авиа |
Первый полет | 18 апреля 1944 года |
Введение | 1944 |
На пенсии | 1962 (Чехословакия) |
Основные пользователи | Советские ВВС. Чехословацкие ВВС. Польские ВВС |
Произведены | 1944 - 1954 |
Год постройки | 6166 (4966 Ил-10 + 1200 Б-33) |
Разработан на основе | Ильюшин Ил-2 |
Разработан в | Ильюшин Ил-16 |
Ильюшин Ил-10 (кириллица Илью́шин Ил-10, отчетное имя НАТО : «Зверь ») был Советский штурмовик разработан в конце Второй мировой войны КБ Ильюшина. Он также был лицензионным - построен в Чехословакии компанией Avia как Avia B-33 .
С начала Восточного фронта войны во Второй мировой войне, Советские ВВС (ВВС) использовали успешный штурмовик Ил-2 Штурмовик с рядным двигателем Микулин АМ-38 257>. По мере того, как война прогрессировала, Советы строили планы на преемника этого самолета. Основная цель заключалась в увеличении скорости и маневренности на малых высотах, в основном для уклонения от малокалиберной зенитной артиллерии, которая была главной угрозой для штурмовиков, и устранения некоторых недостатков Ил-2.. Наиболее перспективным проектом был современный, легкий и маневренный штурмовой самолет ближнего действия Су-6, разработанный ОКБ Павла Сухого с 1942. В то же время Сергей Ильюшин разработал более тяжелый самолет, БШ М-71, (Ил-8 М-71 ), созданный на базе Ил-8. 2, на которой он частично базировался, будет оснащаться опытным образцом радиальным двигателем, который не был запущен в производство.
В 1943 Ильюшин начал работу над новым самолетом Ил-1, который должен был быть одно- или двухместным тяжело бронированным истребитель -перехватчик, предназначенный в основном для борьбы с бомбардировщиками и транспортом противника. Ил-1 был похож на Ил-2, но был более современным, компактным и оснащался новым двигателем Микулина: АМ-42. Но ВВС отказались от идеи тяжелых бронированных истребителей из-за их низкой скорости, которой было недостаточно для перехвата современных бомбардировщиков. В результате Ильюшин решил превратить Ил-1 в двухместный штурмовик, в начале 1944 года изменив обозначение на Ил-10 (нечетные номера были зарезервированы за истребителями).
В то время Ильюшин также закончил прототип более тяжелого штурмовика Ил-8, использующий тот же двигатель и более близкий к Ил-2. Он нес более высокую полезную нагрузку (1000 кг / 2204 фунта), но имел более низкие характеристики, чем Ил-10. Оба типа впервые поднялись в воздух в апреле 1944 года, Ил-10 значительно превосходил Ил-8, который имел плохую управляемость. Ил-10 успешно прошел испытания в начале июня 1944 года.
Третьим конкурентом стал новый вариант Су-6, также оснащенный двигателем АМ-42. После сравнительных испытаний Ил-10 был признан победителем и был выбран в качестве нового штурмовика, несмотря на некоторые мнения, что Су-6 был лучшим самолетом, несмотря на худшие характеристики и полезную нагрузку, с лучшим вооружением. Примечательно, что опытный образец Су-6 испытывался с максимальной полезной нагрузкой, что привело к снижению характеристик, тогда как Ил-10 испытывался с нормальной полезной нагрузкой. Некоторые преимущества Ил-10 заключались в его техническом сходстве с Ил-2.
23 августа 1944 года решением Государственного комитета обороны (ГКО) Ил-10 был заказан в серийное производство как новая площадка. штурмовик. Вооружение изначально было аналогично поздней модели Ил-2, с двумя 23-мм пушками ВЯ-23 и двумя пулеметами ШКАС в крыльях и 12,7-мм пушкой. мм УБТ для заднего наводчика и 400 кг, или максимум 600 кг бомб. В отличие от Ил-2 и Су-6, изначально он не предназначался для установки ракет.
Производство Ил-10 началось на Куйбышевских заводах №1 и №18. Первый серийный самолет поднялся в воздух 27 сентября 1944 года, и к концу 1944 года было выпущено 99 самолетов. У самолетов ранних серий были проблемы с прорезыванием зубов, в первую очередь неисправности двигателей и пожары. Большинство проблем было устранено к 1945 году. Самолеты, выпускавшиеся с апреля 1945 года, могли нести четыре неуправляемых ракеты «воздух-земля». Самолеты, выпускавшиеся с 1947 года, были оснащены более мощным вооружением, состоящим из четырех 23-мм НС-23 пушек в крыльях и 20-мм пушки для заднего стрелка. Производство Ил-10 прекратилось в 1949 году после выпуска 4600 самолетов; в последние два года их выпускали на заводе № 64.
С 1945 по 1947 год 280 УИл-2 или Ил-10Утренажер вариантов было произведено. Кабину заднего стрелка заменили более длинной инструкторской кабиной с двойным управлением. Его характеристики и конструкция были аналогичны боевому варианту, за исключением вооружения, которое было сокращено до двух пушек, двух ракет и стандартной загрузки бомб.
В 1951 году чехословацкая фирма Avia получила лицензию на производство Ил-10 с обозначением B-33 . Первый полетел 26 декабря 1951 года. Изначально двигатели были советского производства. С 1952 года двигатели также производились в Чехословакии как М-42. Помимо боевого варианта, на вооружение поступил и чехословацкий учебно-тренировочный вариант под обозначением CB-33 . Всего к 1956 году было построено 1200 B-33.
В 1951 году, благодаря опыту, приобретенному во время корейской войны, советские ВВС решили, что винт наземный штурмовик все еще мог быть полезен, и было решено возобновить производство Ил-10 в модифицированном варианте, Ил-10М, который впервые поднялся в воздух 2 июля 1951 года. Он был немного длиннее, с более широким размахом крыла и рули большего размера, с плавником под хвостом. Четыре из недавно разработанных пушек НР-23 были установлены в крыльях, при этом полезная нагрузка осталась прежней, и было установлено новое навигационное оборудование, дающее частичную всепогодную способность. Скорость немного снизилась, но улучшилась управляемость. С 1953 по 1954 год было изготовлено 146 Ил-10М, все, кроме 10, на заводе №168 Ростова-на-Дону.
Всего изготовлено 6 166 Ил-10 всех вариантов, в том числе построенных по лицензии.
Испытания Ил-10 с более мощными двигателями АМ-43 и АМ-45 прошли, но безуспешно. Затем Ильюшин разработал более легкий самолет непосредственной поддержки, Ил-16, с улучшенными характеристиками и аналогичным вооружением. Первый полет состоялся 10 июня 1945 года. Небольшая партия была запущена в производство, но проект был отменен в 1946 году из-за ненадежности двигателя АМ-43.
Планер самолета представлял собой одноместный двигатель двухместный моноплан, с металлическим покрытием кадр. Это был высокобронированный. Передняя часть фюзеляжа с кабиной представляла собой оболочку из броневых листов толщиной 4–8 мм; самые толстые, 8 мм, находились под двигателем, над двигателем брони не было. Переднее лобовое стекло было изготовлено из бронестекла толщиной 64 мм (2,5 дюйма). Также бронировались крыша над пилотом, рамы боковых окон в кабине пилота, стена между сиденьями экипажа и задняя стенка за кабиной. Общий вес брони составил 994 кг, включая навесное оборудование. Крыло состояло из центральной секции с двумя бомбовыми отсеками и двумя съемными наружными панелями. Ходовая часть была убирающейся. Основные колеса складывались назад после поворота на 86 °.
Ранние Ил-10 имели две 23-мм автоматические пушки ВЯ-23 (по 150 снарядов) и 2 7,62-мм ШКАС . пушки (по 750 патронов), закрепленные в крыльях, и 12,7-мм пулемет УБТ в задней наводчик станции БУ-8, на 150 патронов. Горизонтальный угол поля стрельбы заднего пулемета составлял 100 °. С 1947 года на вооружении самолета стояли четыре 23-мм пушки НС-23 в крыльях (по 150 выстрелов) и 20-мм пушка Б-20Т в заднем посту стрелка БУ-9 (150 выстрелов). Ил-10М имел четыре 23-мм пушки НР-23 в крыльях (по 150 выстрелов) и 20-мм пушку Б-20ЕН в заднем посту наводчика БУ-9М (150 снарядов). Авиа Б-33 имела четыре 23-мм пушки НС-23РМ в крыльях и 20-мм пушку Б-20ЭТ в заднем посту стрелка БУ-9М.
Нормальная бомбовая нагрузка - 400 кг, максимальная - 600 кг. Это могут быть небольшие осколочные или противотанковые бомбы, размещенные в бомбоотсеках, или четыре бомбы массой 50–100 кг в бомбовых отсеках и снаружи под крыльями, или две 200–250 кг бомбы, прикрепленные под крыльями. Мелкие бомбы закладывались прямо на пол бомбоотсека, штабелями. Типовая нагрузка составляла 182 (максимум 200) 2 кг осколочных бомбы АО-2,5-2 или 144 противотанковых кумулятивных авиабомбы ПТАБ-2,5-1,5. Помимо бомб, четыре неуправляемые ракеты РС-82 или РС-132 могли нести на рельсовых пусковых установках под крыльями. На самолетах Avia B-33 были установлены и другие типы ракет. Поздние советские самолеты могли нести пусковые установки ОРО-82 и ОРО-132. В хвостовой части находилась пусковая установка ДАГ-10 с 10 зенитными или противопехотными гранатами АГ-2 (после броска они падали с парашютами, а затем взрывались, но на практике широко не применялись).
Двигатель Ил-10 представлял собой 12-цилиндровый рядный V-образный двигатель Микулин АМ-42, с жидкостным охлаждением, мощность: 1770 л.с., непрерывная, взлетная: 2000 л.с. Винт трехлопастной АВ-5Л-24 диаметром 3,6 м. Два топливных бака в фюзеляже: верхний 440 л над двигателем впереди кабины и нижний 290 л под кабиной. Самолет имел радиостанцию и фотоаппарат АФА-1М в задней части фюзеляжа.
В октябре 1944 года Ил-10 впервые поступил на вооружение учебных частей Советских ВВС. В январе 1945 года первая боевая часть Ил-10 поступила на вооружение 78-го гвардейского штурмового авиационного полка, но в боевые действия не вошла из-за незавершенного обучения. Однако еще трем единицам Ил-10 удалось принять участие в финальных боевых действиях Второй мировой войны в Европе. Это 571-й штурмовой авиационный полк (с 15 апреля 1945 г.), 108-й гвардейский штурмовой авиационный полк (с 16 апреля 1945 г.) и 118-й гвардейский штурмовой авиационный полк (с 8 мая 1945 г.). Около дюжины самолетов были уничтожены зенитной артиллерией или поломкой двигателей, но Ил-10 оказался удачной конструкцией. Один был сбит истребителем Fw 190, но экипаж 118-го полка сбил другой Fw 190 и, вероятно, повредил еще один. 10 мая 1945 года, на следующий день после официального советского окончания войны (День Победы ), в боевых частях ВВС СССР находилось 120 исправных Ил-10 и 26 выведенных из строя.
После того, как СССР возобновил войну против Японской Империи, с вторжением в Маньчжурию, с 9 августа 1945 года, одна единица Ил-10, 26-й штурмовой Авиационный полк авиации Тихоокеанского флота использовался в боях на Корейском полуострове, атаковал японские корабли в Расине и железнодорожные транспорты.
После войны, до начала 1950-х годов, Ил-10 был базовым советским штурмовиком. Снят с вооружения в 1956. В то же время работы над новыми специальными бронированными штурмовиками с реактивными двигателями (такими как Ил-40 ) были отменены, и Советы обратились к многоцелевым истребителям-бомбардировщикам . авиация. Ил-10 и его лицензионный вариант, Avia B-33, стали базовым штурмовиком стран Варшавского договора. С 1949 по 1959 год ВВС Польши использовали 120 Ил-10 (в том числе 24 УИл-10) и 281 B-33. В Польше B-33 был модифицирован для размещения под крыльями 400-литровых топливных баков. С 1950 по 1960 год Чехословакия использовала 86 Ил-10, в том числе шесть УИ-10, и около 600 В-33. С 1949 по 1956 год ВВС Венгрии использовали 159 Ил-10 и В-33. С 1950 по 1960 годы ВВС Румынии использовали 14 Ил-10 и 156 В-33. Болгария также использовала эти самолеты.
В конце 1940-х годов 93 Ил-10 и УИл-10 были переданы Северной Корее. Затем они использовались в 57-м полку штурмовой авиации на ранней стадии Корейской войны. Первоначально они успешно применялись против слабой противовоздушной обороны южнокорейских войск (после отказа США поставлять на юг «тяжелое вооружение»), но затем они понесли большие потери в столкновениях с ВВС США. истребители и сами бомбили землю. Через несколько недель осталось около 20. Летом 1950 года Северная Корея получила больше самолетов из СССР. Северокорейцы утверждали, что 22 августа 1950 года они потопили военный корабль с Ил-10, но это не подтвердилось.
С 1950 года Ил-10 использовались Китайской Народной Республикой в двух полках штурмовой авиационной дивизии. Они использовались в бою во время конфликта с Китайской Республикой (Тайвань) из-за приграничных островов в январе 1955 года. Они оставались на вооружении до 1972 года (заменены на Nanchang Q-5 ). С 1957 года Йемен использовал 24 Б-33.
14 апреля 1951 г. советский самолет Ил-10 16-й воздушной армии вылетел Рейнсдорф для бомбардировки и обстрела. диапазон в Либерозер Хайде. Тринадцать самолетов разбились на обширной территории в окрестностях Кемлица, в результате чего погибло 26 членов экипажа. Экипажи похоронены на советском кладбище в Потсдаме. В апреле 2011 года на площади поселка Кемлиц был установлен памятный камень.
Данные из плодоносящего штурмовика Ильюшина - Часть вторая
Общие характеристики
Рабочие характеристики
Вооружение .
Сопутствующие разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
На Викискладе есть материалы, связанные с Ильюшиным Ил-10. |