Ильюшин Ил-10

редактировать
Ил-10
Ильюшин Ил-10М Советский ВС Монино 29.08.94 edited-3.jpg
Ильюшин Ил-10М в опознавательных знаках ВВС СССР, хранящихся в подмосковном музее Монино
РольШтурмовик
ПроизводительИльюшин, Авиа
Первый полет18 апреля 1944 года
Введение1944
На пенсии1962 (Чехословакия)
Основные пользователиСоветские ВВС. Чехословацкие ВВС. Польские ВВС
Произведены1944 - 1954
Год постройки6166 (4966 Ил-10 + 1200 Б-33)
Разработан на основеИльюшин Ил-2
Разработан вИльюшин Ил-16

Ильюшин Ил-10 (кириллица Илью́шин Ил-10, отчетное имя НАТО : «Зверь ») был Советский штурмовик разработан в конце Второй мировой войны КБ Ильюшина. Он также был лицензионным - построен в Чехословакии компанией Avia как Avia B-33 .

Содержание

  • 1 Разработка
    • 1.1 Производство
  • 2 Конструкция
    • 2.1 Техническое описание
  • 3 Эксплуатационная история
    • 3.1 Инцидент с Кемлицем
  • 4 Варианты
  • 5 Эксплуатанты
  • 6 Самолеты на дисплее
  • 7 Технические характеристики (Ил-10)
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
    • 9.1 Примечания
    • 9.2 Библиография

Развитие

С начала Восточного фронта войны во Второй мировой войне, Советские ВВС (ВВС) использовали успешный штурмовик Ил-2 Штурмовик с рядным двигателем Микулин АМ-38 257>. По мере того, как война прогрессировала, Советы строили планы на преемника этого самолета. Основная цель заключалась в увеличении скорости и маневренности на малых высотах, в основном для уклонения от малокалиберной зенитной артиллерии, которая была главной угрозой для штурмовиков, и устранения некоторых недостатков Ил-2.. Наиболее перспективным проектом был современный, легкий и маневренный штурмовой самолет ближнего действия Су-6, разработанный ОКБ Павла Сухого с 1942. В то же время Сергей Ильюшин разработал более тяжелый самолет, БШ М-71, (Ил-8 М-71 ), созданный на базе Ил-8. 2, на которой он частично базировался, будет оснащаться опытным образцом радиальным двигателем, который не был запущен в производство.

В 1943 Ильюшин начал работу над новым самолетом Ил-1, который должен был быть одно- или двухместным тяжело бронированным истребитель -перехватчик, предназначенный в основном для борьбы с бомбардировщиками и транспортом противника. Ил-1 был похож на Ил-2, но был более современным, компактным и оснащался новым двигателем Микулина: АМ-42. Но ВВС отказались от идеи тяжелых бронированных истребителей из-за их низкой скорости, которой было недостаточно для перехвата современных бомбардировщиков. В результате Ильюшин решил превратить Ил-1 в двухместный штурмовик, в начале 1944 года изменив обозначение на Ил-10 (нечетные номера были зарезервированы за истребителями).

В то время Ильюшин также закончил прототип более тяжелого штурмовика Ил-8, использующий тот же двигатель и более близкий к Ил-2. Он нес более высокую полезную нагрузку (1000 кг / 2204 фунта), но имел более низкие характеристики, чем Ил-10. Оба типа впервые поднялись в воздух в апреле 1944 года, Ил-10 значительно превосходил Ил-8, который имел плохую управляемость. Ил-10 успешно прошел испытания в начале июня 1944 года.

Третьим конкурентом стал новый вариант Су-6, также оснащенный двигателем АМ-42. После сравнительных испытаний Ил-10 был признан победителем и был выбран в качестве нового штурмовика, несмотря на некоторые мнения, что Су-6 был лучшим самолетом, несмотря на худшие характеристики и полезную нагрузку, с лучшим вооружением. Примечательно, что опытный образец Су-6 испытывался с максимальной полезной нагрузкой, что привело к снижению характеристик, тогда как Ил-10 испытывался с нормальной полезной нагрузкой. Некоторые преимущества Ил-10 заключались в его техническом сходстве с Ил-2.

Производство

Avia B33 в Польском авиационном музее

23 августа 1944 года решением Государственного комитета обороны (ГКО) Ил-10 был заказан в серийное производство как новая площадка. штурмовик. Вооружение изначально было аналогично поздней модели Ил-2, с двумя 23-мм пушками ВЯ-23 и двумя пулеметами ШКАС в крыльях и 12,7-мм пушкой. мм УБТ для заднего наводчика и 400 кг, или максимум 600 кг бомб. В отличие от Ил-2 и Су-6, изначально он не предназначался для установки ракет.

Производство Ил-10 началось на Куйбышевских заводах №1 и №18. Первый серийный самолет поднялся в воздух 27 сентября 1944 года, и к концу 1944 года было выпущено 99 самолетов. У самолетов ранних серий были проблемы с прорезыванием зубов, в первую очередь неисправности двигателей и пожары. Большинство проблем было устранено к 1945 году. Самолеты, выпускавшиеся с апреля 1945 года, могли нести четыре неуправляемых ракеты «воздух-земля». Самолеты, выпускавшиеся с 1947 года, были оснащены более мощным вооружением, состоящим из четырех 23-мм НС-23 пушек в крыльях и 20-мм пушки для заднего стрелка. Производство Ил-10 прекратилось в 1949 году после выпуска 4600 самолетов; в последние два года их выпускали на заводе № 64.

С 1945 по 1947 год 280 УИл-2 или Ил-10Утренажер вариантов было произведено. Кабину заднего стрелка заменили более длинной инструкторской кабиной с двойным управлением. Его характеристики и конструкция были аналогичны боевому варианту, за исключением вооружения, которое было сокращено до двух пушек, двух ракет и стандартной загрузки бомб.

В 1951 году чехословацкая фирма Avia получила лицензию на производство Ил-10 с обозначением B-33 . Первый полетел 26 декабря 1951 года. Изначально двигатели были советского производства. С 1952 года двигатели также производились в Чехословакии как М-42. Помимо боевого варианта, на вооружение поступил и чехословацкий учебно-тренировочный вариант под обозначением CB-33 . Всего к 1956 году было построено 1200 B-33.

В 1951 году, благодаря опыту, приобретенному во время корейской войны, советские ВВС решили, что винт наземный штурмовик все еще мог быть полезен, и было решено возобновить производство Ил-10 в модифицированном варианте, Ил-10М, который впервые поднялся в воздух 2 июля 1951 года. Он был немного длиннее, с более широким размахом крыла и рули большего размера, с плавником под хвостом. Четыре из недавно разработанных пушек НР-23 были установлены в крыльях, при этом полезная нагрузка осталась прежней, и было установлено новое навигационное оборудование, дающее частичную всепогодную способность. Скорость немного снизилась, но улучшилась управляемость. С 1953 по 1954 год было изготовлено 146 Ил-10М, все, кроме 10, на заводе №168 Ростова-на-Дону.

Всего изготовлено 6 166 Ил-10 всех вариантов, в том числе построенных по лицензии.

Испытания Ил-10 с более мощными двигателями АМ-43 и АМ-45 прошли, но безуспешно. Затем Ильюшин разработал более легкий самолет непосредственной поддержки, Ил-16, с улучшенными характеристиками и аналогичным вооружением. Первый полет состоялся 10 июня 1945 года. Небольшая партия была запущена в производство, но проект был отменен в 1946 году из-за ненадежности двигателя АМ-43.

Конструкция

Техническое описание

Планер самолета представлял собой одноместный двигатель двухместный моноплан, с металлическим покрытием кадр. Это был высокобронированный. Передняя часть фюзеляжа с кабиной представляла собой оболочку из броневых листов толщиной 4–8 мм; самые толстые, 8 мм, находились под двигателем, над двигателем брони не было. Переднее лобовое стекло было изготовлено из бронестекла толщиной 64 мм (2,5 дюйма). Также бронировались крыша над пилотом, рамы боковых окон в кабине пилота, стена между сиденьями экипажа и задняя стенка за кабиной. Общий вес брони составил 994 кг, включая навесное оборудование. Крыло состояло из центральной секции с двумя бомбовыми отсеками и двумя съемными наружными панелями. Ходовая часть была убирающейся. Основные колеса складывались назад после поворота на 86 °.

Ранние Ил-10 имели две 23-мм автоматические пушки ВЯ-23 (по 150 снарядов) и 2 7,62-мм ШКАС . пушки (по 750 патронов), закрепленные в крыльях, и 12,7-мм пулемет УБТ в задней наводчик станции БУ-8, на 150 патронов. Горизонтальный угол поля стрельбы заднего пулемета составлял 100 °. С 1947 года на вооружении самолета стояли четыре 23-мм пушки НС-23 в крыльях (по 150 выстрелов) и 20-мм пушка Б-20Т в заднем посту стрелка БУ-9 (150 выстрелов). Ил-10М имел четыре 23-мм пушки НР-23 в крыльях (по 150 выстрелов) и 20-мм пушку Б-20ЕН в заднем посту наводчика БУ-9М (150 снарядов). Авиа Б-33 имела четыре 23-мм пушки НС-23РМ в крыльях и 20-мм пушку Б-20ЭТ в заднем посту стрелка БУ-9М.

Нормальная бомбовая нагрузка - 400 кг, максимальная - 600 кг. Это могут быть небольшие осколочные или противотанковые бомбы, размещенные в бомбоотсеках, или четыре бомбы массой 50–100 кг в бомбовых отсеках и снаружи под крыльями, или две 200–250 кг бомбы, прикрепленные под крыльями. Мелкие бомбы закладывались прямо на пол бомбоотсека, штабелями. Типовая нагрузка составляла 182 (максимум 200) 2 кг осколочных бомбы АО-2,5-2 или 144 противотанковых кумулятивных авиабомбы ПТАБ-2,5-1,5. Помимо бомб, четыре неуправляемые ракеты РС-82 или РС-132 могли нести на рельсовых пусковых установках под крыльями. На самолетах Avia B-33 были установлены и другие типы ракет. Поздние советские самолеты могли нести пусковые установки ОРО-82 и ОРО-132. В хвостовой части находилась пусковая установка ДАГ-10 с 10 зенитными или противопехотными гранатами АГ-2 (после броска они падали с парашютами, а затем взрывались, но на практике широко не применялись).

Двигатель Ил-10 представлял собой 12-цилиндровый рядный V-образный двигатель Микулин АМ-42, с жидкостным охлаждением, мощность: 1770 л.с., непрерывная, взлетная: 2000 л.с. Винт трехлопастной АВ-5Л-24 диаметром 3,6 м. Два топливных бака в фюзеляже: верхний 440 л над двигателем впереди кабины и нижний 290 л под кабиной. Самолет имел радиостанцию ​​и фотоаппарат АФА-1М в задней части фюзеляжа.

История эксплуатации

В октябре 1944 года Ил-10 впервые поступил на вооружение учебных частей Советских ВВС. В январе 1945 года первая боевая часть Ил-10 поступила на вооружение 78-го гвардейского штурмового авиационного полка, но в боевые действия не вошла из-за незавершенного обучения. Однако еще трем единицам Ил-10 удалось принять участие в финальных боевых действиях Второй мировой войны в Европе. Это 571-й штурмовой авиационный полк (с 15 апреля 1945 г.), 108-й гвардейский штурмовой авиационный полк (с 16 апреля 1945 г.) и 118-й гвардейский штурмовой авиационный полк (с 8 мая 1945 г.). Около дюжины самолетов были уничтожены зенитной артиллерией или поломкой двигателей, но Ил-10 оказался удачной конструкцией. Один был сбит истребителем Fw 190, но экипаж 118-го полка сбил другой Fw 190 и, вероятно, повредил еще один. 10 мая 1945 года, на следующий день после официального советского окончания войны (День Победы ), в боевых частях ВВС СССР находилось 120 исправных Ил-10 и 26 выведенных из строя.

После того, как СССР возобновил войну против Японской Империи, с вторжением в Маньчжурию, с 9 августа 1945 года, одна единица Ил-10, 26-й штурмовой Авиационный полк авиации Тихоокеанского флота использовался в боях на Корейском полуострове, атаковал японские корабли в Расине и железнодорожные транспорты.

После войны, до начала 1950-х годов, Ил-10 был базовым советским штурмовиком. Снят с вооружения в 1956. В то же время работы над новыми специальными бронированными штурмовиками с реактивными двигателями (такими как Ил-40 ) были отменены, и Советы обратились к многоцелевым истребителям-бомбардировщикам . авиация. Ил-10 и его лицензионный вариант, Avia B-33, стали базовым штурмовиком стран Варшавского договора. С 1949 по 1959 год ВВС Польши использовали 120 Ил-10 (в том числе 24 УИл-10) и 281 B-33. В Польше B-33 был модифицирован для размещения под крыльями 400-литровых топливных баков. С 1950 по 1960 год Чехословакия использовала 86 Ил-10, в том числе шесть УИ-10, и около 600 В-33. С 1949 по 1956 год ВВС Венгрии использовали 159 Ил-10 и В-33. С 1950 по 1960 годы ВВС Румынии использовали 14 Ил-10 и 156 В-33. Болгария также использовала эти самолеты.

В конце 1940-х годов 93 Ил-10 и УИл-10 были переданы Северной Корее. Затем они использовались в 57-м полку штурмовой авиации на ранней стадии Корейской войны. Первоначально они успешно применялись против слабой противовоздушной обороны южнокорейских войск (после отказа США поставлять на юг «тяжелое вооружение»), но затем они понесли большие потери в столкновениях с ВВС США. истребители и сами бомбили землю. Через несколько недель осталось около 20. Летом 1950 года Северная Корея получила больше самолетов из СССР. Северокорейцы утверждали, что 22 августа 1950 года они потопили военный корабль с Ил-10, но это не подтвердилось.

С 1950 года Ил-10 использовались Китайской Народной Республикой в двух полках штурмовой авиационной дивизии. Они использовались в бою во время конфликта с Китайской Республикой (Тайвань) из-за приграничных островов в январе 1955 года. Они оставались на вооружении до 1972 года (заменены на Nanchang Q-5 ). С 1957 года Йемен использовал 24 Б-33.

Инцидент в Кемлице

14 апреля 1951 г. советский самолет Ил-10 16-й воздушной армии вылетел Рейнсдорф для бомбардировки и обстрела. диапазон в Либерозер Хайде. Тринадцать самолетов разбились на обширной территории в окрестностях Кемлица, в результате чего погибло 26 членов экипажа. Экипажи похоронены на советском кладбище в Потсдаме. В апреле 2011 года на площади поселка Кемлиц был установлен памятный камень.

Варианты

Il-10
Первоначальный вариант производства
Ил-10М
Модернизированный серийный вариант
Ил-10У
Тренажер боевой двухместный. Также известен как UIl-10 .
Avia B-33
Построенный в Чехословакии вариант первоначального Ил-10
Avia BS-33
Чехословакия- построен двухместный учебно-боевой самолет

Операторы

Операторы Ил-10 Ильюшин Ил-10 (Китайский музей авиации) Ил-10 Корейских народных ВВС в Международный аэропорт Кимпо, Южная Корея, 21 сентября 1950 года.
Королевство Афганистан Королевство Афганистан
  • Афганские ВВС могли получить несколько самолетов B-33, но это не подтверждено.
Болгария Народная Республика Болгария
  • ВВС Болгарии получили первые Ил-10 в 1947 году, позже было поставлено неизвестное количество В-33. Все они были выведены в 1954 году.
Китайская Народная Республика
  • ВВС Народно-освободительной армии С 1950 по 1952 год было импортировано 254 штурмовика Ил-10, использовавшихся штурмовыми авиационными подразделениями НОАК. Они использовались в бою во время конфликта с Тайванем на приграничных островах в январе 1955 года. Последние 103 Ил-10 списаны в 1972 году.
Чехословацкая Социалистическая Республика
  • Чехословацкие ВВС получили около 80 Ил-10 и 4– Летом 1950 г. было поставлено 6 самолетов Уил-10. Дополнительно было поставлено около 600 В-33 местного производства. Все эксплуатировались с 1950 по 1962 год.
Венгрия Венгерская Народная Республика
  • ВВС Венгрии получили 159 самолетов Ил-10 (в том числе около 14 учебных УИл-10) и эксплуатировали их с С 1949 по 1956 год. При выводе на пенсию было уничтожено 120 планеров. Венгерское кодовое название Ил-10 было "Párduc" (Пантера).
Индонезия
  • ВВС Индонезии получили неизвестный номер B-33 из Польши в 1957 году. Самолеты были модифицированы в Польше и могли нести дополнительные 300 литров. топливный бак под фюзеляжем. Из-за плохого управления самолеты были возвращены в Польшу.
Северная Корея
Польская Народная Республика
  • Польские ВВС получили около 120 самолетов Ил-10 (вероятно, 96 Ил-10 и 24 УИл-10) и использовали их с февраля 1949 по 1959 год. Кроме того, с 1954 по 1956 год было поставлено не менее 281 самолета B-33, но все были отозваны в 1961 г. из-за низкого качества. Польские самолеты B-33 были модифицированы для перевозки дополнительного топлива.
Румыния Румынская Народная Республика
  • ВВС Румынии получили 14 старых Ил-10 и UIl-10 в 1950 и 1952 годах. В 1953 году 140 B-33 и Было поставлено 16 тренажеров CB-33, которые использовались до 1960 года.
Советский Союз
Йемен Королевство Йемен

Самолет на выставке

Спецификация Ификации (Ил-10)

Ил-10 Silh.jpg

Данные из плодоносящего штурмовика Ильюшина - Часть вторая

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Длина: 11,06 м (36 футов 3 дюйма)
  • Размах крыла: 11,06 м (36 футов 3 дюйма)
  • Высота: 4,18 м (13 футов 9 дюймов) (поднятым хвостом)
  • Площадь крыла: 30,00 м (322,9 квадратных футов)
  • Пустой вес : 4680 кг (10318 фунтов)
  • Масса брутто: 6335 кг (13966 фунтов)
  • Макс.взлетная масса: 6535 кг (14407 фунтов)
  • Запас топлива: 747 л (164 имп гал; 197 галлонов США)
  • Силовая установка: 1 × Mikulin AM-42 с жидкостным охлаждением Двигатель V12, 1320 кВт (1770 л.с.) (максимальная продолжительная мощность, 2350 об / мин)
  • Пропеллеры: 3-лопастные AV-5L-24, диаметр 3,60 м (11 футов 10 дюймов)

Рабочие характеристики

  • Максимальная скорость: 551 км / ч (342 миль / ч, 298 узлов) на высоте 2800 м (9200 футов); 507 км / ч (274 узлов; 315 миль / ч) на уровне моря
  • Крейсерская скорость: 310 км / ч (190 миль / ч, 170 узлов) на высоте 500 м (1600 футов)
  • Диапазон: 800 км (500 миль, 430 морских миль) на высоте 500 м (1600 футов)
  • Практический потолок: 5500 м (18000 футов)
  • Время достижения высоты: от 5 минут до 3000 м (9800 футов)

Вооружение .

  • Орудия: .
    • 2 × 23 мм пушка Вя-23 (150 снарядов) и 2 пулемета 7,62 мм ШКАС (750 снарядов) в крыле ( Серийный самолет военного времени) или 4x 23 мм НС-23 (150 выстрелов) в крыло (серийные самолеты послевоенного времени) и
    • 1 × 20 мм Березин Б-20 пушка (150 снарядов) или 12,7 мм пулемет УБТ (150 снарядов) в задней башне
  • Ракеты: 4 × РС-82 или РС -132 ракеты
  • Бомбы: .
    • 6 бомб по 50 кг (110 фунтов) или
    • 4 бомбы по 100 кг (220 фунтов) или
    • 2 по 250 кг (550 фунтов) бомбы

См. также

  • Авиационный портал

Сопутствующие разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с Ильюшиным Ил-10.

Примечания

Библиография

Последняя правка сделана 2021-05-23 11:53:04
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте