Ilona Štěpánová-Kurzová (19 ноября 1899 г. в Львов - 25 сентября 1975 г. в Праге ) был чешским пианистом и преподавателем фортепиано, профессором Пражской Академии художеств. Среди ее учеников был Иван Моравец. Илона Штепанова-Курзова была матерью пианиста Павла Штепана.
Илона Штепанова-Курцова принадлежит к заметным представителям чешской фортепианной школы. Широкой публике она известна как признанный и популярный учитель, за свою жизнь подготовивший множество замечательных переводчиков. О ее удивительной концертной карьере сегодня не говорят, хотя Илона Штепанова причисляла себя к лучшим европейским артистам своего времени.
Она родилась единственной дочерью в семье прекрасных учителей фортепиано Вилема Курца и его жена Ружена. Родители с раннего возраста учили ее игре на фортепиано. Ее концертная карьера началась во Львове, Украина, в возрасте десяти лет с Моцарта "Коронационный концерт ре мажор" под управлением Оскара Недбала в сопровождении. Этот концерт повторили в Вене и Праге.
С 1911 г. развернулась обширная концертная деятельность, которая продолжалась до второй половины 1930-х гг. Илона Штепанова унаследовала профессиональное мастерство, к которому она добавила свой личный вклад - глубокий внутренний опыт и поэзию. Обобщение этих качеств сделало ее одной из самых популярных пианисток своего времени. Она дала бесчисленные сольные концерты в сопровождении известных оркестров и камерных ансамблей (например, Чешский, Шевчик, пражский квартет и т. Д.) В своей стране и за рубежом (выступления в Польше, Германии, Австрии, Голландии). Она включила одиннадцать фортепианных концертов с оркестром, а ее общий и обширный репертуар включал главные произведения мировой литературы всех стилевых периодов (особенно прославилась интерпретация сочинений Шопена).
Из чешской фортепианной литературы она играла в основном Йозефа Сука, Витезслава Новака, Бедржиха Сметана, Антонина Дворжака, но также сочинения современных чешских авторов (К. Б. Йирак, Б. Вомачка). Она представила премьеры многих произведений: например, в 1919 году она сыграла первое исполнение фортепианного концерта Дворжака соль минор в адаптации ее отца Вилема Курца под управлением Вацлава Талиха ; на фестивале современной музыки Франкфурт-на-Майне в 1926 году исполнила мировую премьеру Яначека Концертино (чешская премьера - 16 февраля 1926 года); русской литературы она сыграла Прокофьева 3-й фортепианный концерт до мажор в Праге в 1926 году.
Брак с выдающимся чешским пианистом, композитором, педагогом и музыковедом (1924) означало очередное продолжение общественной деятельности для пианиста. Есть движение к современной музыке и множество индивидуальных концертов из литературы о двух фортепиано.
Педагогические способности Илоны Штепановой проявлялись с юных лет, и казалось естественным обратить ее внимание на это занятие. Как и в концертной карьере, она добилась выдающихся успехов на этом поприще. После смерти мужа (1944 г.) она возглавила магистратуру студентов Пражской консерватории. Когда Вилем Курц умер, она возглавила и его учеников.
С 1946 года она была профессором Академии музыки и драмы в Праге (Иван Моравец, Илья Гурник, Зденек Гнат и др. среди ее выпускников). Она полностью сконцентрировалась на преподавании до конца своей жизни. Ее сын Павел Штепан стал продолжателем семейной традиции. Пианистка внесла свой вклад в замысел композитора из школы Курца. Это проявляется в точной интерпретации партии и уважении стиля композитора, красивой тонко звучащей кантилене и блеске технического исполнения. Она обогатила чешскую фортепианную школу глубоким внутренним опытом, красочностью и пластичностью сенсорных нюансов. Это позволило ей полностью расслабить весь игровой аппарат в сочетании с сознательной фиксацией некоторых его частей, где этого требует определенное прикосновение - в соответствии с характером ожидаемого звука.
Антология технических исследований Илоны Штепанова «Фортепианная техника» (Прага, 1979; готовятся новые публикации), дополненная методическим объяснением, которое расширяет «Технические основы фортепианной игры» Курца "[Technické základy klavírní hry] (Прага, 1924), которую он цитирует в некоторых частях. Он анализирует мельчайшие детали отдельных компонентов фортепианной техники. Каждая из восемнадцати серий концентрируется на одной технической проблеме в прогрессивно структурированных упражнениях. Развитие направления фортепианной игры подтвердило правильность ее мнения, и был составлен подробный справочник, который ценят профессионалы.