Илоикопские войны

редактировать
Серия войн между общинами масаи и квави

Илойкопские войны были серией войн между масаи и сообществом, называемым квави, а позже между масаи и альянсом реформированных сообществ квави. Это были пасторальные общины, которые занимали большие участки саванн Восточной Африки в конце 18 и 19 веков. Эти войны произошли между 1830 и 1880 годами.

Для этих сообществ существовал тонкий баланс между количеством пастбищ, необходимых для успешного скотоводства, и количеством людей и животных, доступных для их эффективного использования. Было высказано предположение, что илоикопские войны были результатом демографического давления внутри этих обществ, что привело к скоплению людей и конфликтам.

Илойкопские войны закончились в 1870-х годах поражением и разгромом лайкипиаков. Однако новая территория, захваченная масаи, была обширной и оставила их чрезмерно расширенными, поэтому они не могли эффективно ее занять.

Содержание
  • 1 Предпосылки
    • 1.1 Конфликт Туркана и Буркинеджи
    • 1.2 Фрагментация
  • 2 Масаи - Война Квави: 1830-е годы
    • 2.1 Война Энкангелема
    • 2.2 Результат
  • 3 Реформация: 1840/50-е годы
    • 3.1 Идентичность Лойкопа
    • 3.2 Расширение Лойкопа
  • 4 Войны Лайкипиака: 1860 год /70's
    • 4.1 Война масаев и Лайкипиак
  • 5 Войны Самбур
    • 5.1 Конфликт Сук-Самбур
    • 5.2 Конфликт Сук / Туркана - Эн-Джемуси
    • 5.3 Война Самбур - Рендилль
  • 6 Результат
  • 7 Ссылки
История вопроса

Записи Нила указывают на то, что три десятилетия, начиная примерно с 1800 года, были отмечены низким уровнем осадков в регионах к югу от Сахары. Устные рассказы из Восточной Африки и немногочисленные письменные записи указывают на пик засушливости в 1830-х годах, что привело к зарегистрированным случаям голода в 1829 и 1835 годах в Эфиопии и 1836 году в Кении. В сообществах Кенийской Рифт-Валли этот засушливый период и последовавшая за ним серия событий были названы Мутаи.

Особенностью мутаев было усиление конфликта между соседними общинами, наиболее заметным из которых были Илоикопские войны. Более ранние конфликты, предшествовавшие войнам, по-видимому, вызвали давление, которое привело к этому периоду конфликта. Фон Хёнель (1894) и Лэмпхир (1988) записали рассказы о конфликте между турканами и Буркинеджи или, по крайней мере, секцией, названной Сампур, которые, по-видимому, были вызваны еще более ранним демографическим давлением.

Конфликт Туркана и Буркинеджи

Рассказы Туркана, записанные Лэмпхиром (1988), дают широкую перспективу прелюдии к конфликту между Турканой и сообществом, которое он называет Кор, именем, под которым Туркана до сих пор называют Самбуру.

К концу посвящений Паладжама развивающаяся община туркана испытывала сильное экологическое давление. Позади них, вверх по откосу в Карамодже, другие развивающиеся общества Атекеров, такие как Каримоджонг и Додо, занимали все доступные пастбища. Поэтому стоянки крупного рогатого скота турканы начали продвигаться дальше вниз по Тарашу, который бежал на север ниже предгорий массива Мору Ассигер справа от них и откосов слева от них. По мере продвижения туркана осознали, что они не одни на этой новой земле. Ночью можно было увидеть мерцающие огни на склонах близлежащих гор, в том числе на горе. Пелеки, который вырисовывался вдали прямо перед ними...

— Джон Лэмпхир, 1988

Лэмпхир отмечает, что традиции Туканы утверждают, что один из них видел странных животных, живущих с людьми на холмах. Таким образом, воины турканы были отправлены вперед, чтобы поймать одного из этих странных зверей, которые, по словам сновидца, были «похожи на жирафов, но с горбами на спине». Поэтому молодые люди пошли и схватили одного из этих зверей - первых верблюдов, которых увидел Туркана. Владельцы этих странных зверей, похоже, тоже показались Туркане странными. Туркана считали их «красными» людьми, отчасти из-за их более светлой кожи, а отчасти из-за того, что они мазали свои волосы и тело красноватой глиной. Таким образом, они дали им имя «Кор». Лэмпхар утверждает, что традиции турканы согласны с тем, что кор были очень многочисленными и жили в тесной пастырской ассоциации с двумя другими общинами, известными как «Ранталле» и «Поран», имена, данные кушитоязычным Рендиллю и Боран общины.

Согласно фон Хёнелю (1894) «за несколько десятилетий до этого» буркинеджи оккупировали районы на западе озера и что позже они были вытеснены на восток в современный Самбуру. Позже он заявляет, что «около пятидесяти лет назад туркана владела частью земли на западе, которая сейчас занята карамойо, в то время как южная часть их земли принадлежала буркинеджи. Карамойо отогнали туркана дальше на восток, а туркана - в их очередь подтолкнула буркинеджи к Самбурулэнду ».

Фрагментация

Согласно традициям масаев, записанным Макдональдом (1899 г.), распространение ранних сообществ элогопов (лойкопов) в общество происходило с самого начала к востоку от озера Туркана по трем направлениям.

Продвигаясь на юг из страны к востоку от озера Туркана, Лойкоп завоевал ряд общин и занял плато, прилегающие к рифтовой долине. На восточном склоне один фронт занял плато, ныне известное как Лайкипия, и привел туда огиек под свое покровительство. Другой фронт продолжал расширение на юг до южных плато, вплоть до горы Килиманджаро или даже за ее пределами . Третий фронт занял западный откос, покорив народ «сенгер», который обитал на плато, теперь известном как Уасин Гишу, и почти уничтожил это сообщество.

За этим расширением последовало развитие три группировки внутри общества Лойкопа. Самбур, оккупировавший «исконную» страну к востоку от озера Туркана, а также плато Лайкипия. Гуаш-нгишу занимали травянистые плато Уасин-Гишу и Мау, а территория масаи простиралась от Найваши до Килиманджаро. Мифологическая интерпретация этого рассказа как запись Straight et. al (2016) утверждает, что «три группы кланов Маа - Лойборкинеджи, Масаи и Лайкипиак - вышли вместе... из (баобаба) Древа Тангаса».

Крапф, писавший в середине XIX века, признал две известные группы скотоводческого населения во внутренних районах Восточной Африки. Один из них, которого он называл Вакуафи (Квави ), имел территорию, которая лежала на «широком, ровном пастбище, простирающемся к юго-востоку от Белой горы». Он отметил, что этот район «называется Каптей или Капутей». Он также отметил, что «главная резиденция масаев» тогда находилась на «... горе Самба», расположенной к юго-западу от Олдоинио Эйбор. Крапф утверждает в другом сообщении, что «относительно Олдоинио Эйбора необходимо отметить, что под этим термином подразумевается Кирения или Эндуркения, или просто Кения, как ее называют вакамба...»

Война масаи и квави. : c.1830s

Война Энкангелема

Современное понимание войн указывает на то, что части Энкангелемы масаев занимали степи, которые сегодня известны как плато Ньика. Они были вытеснены с плато в 1820-х и 30-х годах, большинство оставшихся в живых бежало на запад, в Тавету или на юг, чтобы присоединиться к Паракуйо.

Людвиг Крапф (1854 г.) записал рассказы об анганглимах из Лемасегнота, чьим отцом был " Энгобор, мкуафи из племени Энганглима, «женившийся на женщине во внутренних районах около Олдойнио Эйбур (белая гора)», от которой у него родился сын Лемасегнет. Крапф отмечает, что Энгобор решил поселиться в месте под названием Муасуни, которое было расположено в верхнем течении реки Пангани в окрестностях королевства Усамбара, когда он вернулся из внутренних районов. Крапф утверждает, что «причина, побудившая Энгобора присоединиться к кочевому поселению племени вакуафи Баррабую... заключалась в том, что его собственное племя Энганглима во время его пребывания во внутренних районах было почти уничтожено дикими масаи». В его рассказе о его информаторе упоминается фирменный стиль, который он называет «Вакуафи», в котором было по крайней мере два раздела, которые он называет Энганглима и Баррабую.

Крапф отметил, что территория Энганглима занимала территорию обширная территория, расположенная между Усамбарой, Тейтой и Укамбани. Томпсон в 1883 году писал о «ва-квафи» и их территории, которая, по его описанию, приблизительно примыкает к территории Энганглима, упомянутой Крапфом. Томпсон заявляет, что "Первоначальным домом (ва-квафи) был большой район, лежавший между Килиманджаро, Угоно и Паре на западе и Тейтой и У-самбарой на востоке. Этот большой регион известен масаи как Мбаравуи.

Крапф отмечает, что Энганглима;

... сначала получили смертельный удар от своих братьев масаи, а затем от объединенных сил вакамба, ваника, васуахили и ватейта (и) как следствие из-за этой катастрофической катастрофы либо исчез, либо отступил на территорию других Вакуафи, чтобы избежать полного разрушения...

— Людвиг Крапф, 1854 г.

Согласно рассказу Томпсона, «серия несчастий» обрушилась на квави около 1830 г., что привело к окончательному краху общины. Он заявляет, что:

Во время большого военного набега на ва-гого на юге они потерпели серьезное сопротивление, и большое их количество было убито. Та же беда вскоре обрушилась на них после, в набеге на своих братьев Кисонго. несчастья никогда не приходят поодиночке, это хорошо иллюстрирует их случай, потому что природа взяла на себя работу разрушения. Облако саранчи поселилось на земле и не оставило ни травинки, ни другой зелени, так что скот погиб в огромных количествах от голода. В то время как ва-квафи находились в таком несчастном положении, масаи с равнин на западе напали на них и ударили их по бедрам и бедрам, и таким образом разделились и отомстили самому могущественному подразделению племени...

— Thompson, 1883

Это нападение и последующее рассеяние квави были отмечены другими авторами примерно в то же время...

С течением времени масаи, появившись с запада, пронеслись по открытым равнинам, поразил ваквави и развел их по ветру, оставив, однако, ватавету в лесной твердыне в полной безопасности. Ваквави, лишенные всего и полностью разбитые, некоторые блуждали в том направлении, а некоторые в другом, в то время как некоторые обращались к своим друзьям Ватавета, просили и нашли у них убежище. С тех пор два народа живут вместе, все больше и больше ассимилируясь с привычками и образом жизни друг друга...

- Новый, 1873 г.

Результат

Ряд традиций соглашается с тем, что квави были изгнаны из своих домов, что привело к рассеянию этого сообщества. Эти районы обезлюдели и какое-то время были известны как пустыня Вакуафи. Сообщается, что в 1857 году, после того, как жители "пустыни Вакуафи" на территории нынешней юго-восточной Кении обезлюдели, воины масаи угрожали Момбасе на кенийском побережье.

Реформация: 1840/50 гг.

идентичность Лойкопа

Согласно рассказу Томпсона, квави не были полностью уничтожены «из-за того, что большая часть клана держалась вместе, и умудрились прорезать себе путь через Кикуйю и добраться до Ликипии, где они поселились. Другая часть пересекла меридиональный желоб и достигла противоположной половины плато в Гуас 'Нгишу'.

В обоих районах они нашли превосходные пастбища и много места для локтей, и какое-то время они оставались там тихо и быстро увеличивались в численности.

— Джозеф Томпсон

Стиганд записал предания, касающиеся «старого Лайкипиа Масаи, Лойкопа». По словам его информаторов, «страна к северу от Гилгила и простирающаяся от этого места до Бораны в старые времена называлась Лайкипия». Он отмечает, что «масаи, проживающие на этом участке земли, назывались« Лойкоп »или« народ страны, называемой Лайкипия ».

В отчетах Стиганда изображена картина значительной военной деятельности в период реформации. Он изображает рейды, направленные на север, восток и юг.

... Что касается Лойкопа, то они, кажется, стали очень могущественными, и их набеги якобы распространились на восток в Сомалиленд. Во всяком случае, несомненно, что они совершили набег на Нгонг, и борана говорят, что они достигли Дирри, к востоку от озера Стефани, в этом месте борана были на грани падения еще дальше перед ними, когда они решили совершить последний бой. Итак, собрав всех доступных людей отовсюду и много лошадей, они сумели выгнать их из своей страны

— Чонси Хью Стиганд, 1913

Расширение Лойкопа

Согласно традициям, записанным Макдональдом в в конце 19 века общество лойкопов расширило свои территории на юг от базы к востоку от озера Туркана. За этим расширением последовало развитие трех группировок в обществе Лойкопа. Самбур, оккупировавший «исконную» страну к востоку от озера Туркана, а также плато Лайкипия. Уасин Гишу занимал травянистые плато Уасин Гишу и Мау, а масаи территория простиралась от Найваши до Килиманджаро. Традиции отмечают, что во время этого разделения сообществ существовала определенная внутренняя зависть, которая постепенно переросла в открытый конфликт.

Историки самбуру, опрошенные Straight et. al (2016) утверждают, что Самбур отделился от более крупной агломерации, известной как Лойборкинеджи, после мутаев 1830-х годов. Это было сразу после того, как было инициировано поколение «Лкипику». Согласно Самбуру Лайбону, опрошенному Фраткиным (2011), Самбур 'Иль Кипкеку' был воинами в период 1837-1851 гг.

Холлис в своем отчете о масаи записал аналогичные рассказы, происходящие о в то же время. Он отмечает, что «примерно в 1850 году Туркана вытеснила самую западную ветвь масаев с запада к югу от (озера Туркана)». Он утверждает, что «где-то примерно в тот же период - в то время, когда один старик может вспомнить, согласно местному выражению, - масаи, жившие на плато Уасин Гишу, напали на жителей Найваши». Позже масаи Найваши вступили в союз с масаями Килиманджаро.

Войны Лайкипиак: c.1860 / 70-е годы

Война масаев и Лайкипиак

Согласно отчету Томпсона, реформированные Квави Сообщества, проживающие на плато Лайкипия и Уасин Гишу, позже образовали союз (Лайкипиак), чтобы противостоять масаи.

Наконец их войны начались снова. Осмелевшие, они напали на масаи около пятнадцати лет назад... Масаи сначала были избиты, но, сражаясь с упорством отчаяния, они оспаривали каждую ногу. Они были изгнаны со всей Найваши и Кинангопа, и их враги, все еще победившие, перенесли войну в Капте. Однако теперь все изменилось. Масаи всего региона к югу собрались вместе и пришли на помощь своим братьям Капте. Вскоре ситуация изменилась, и ва-квафи постепенно вытеснились.

- Джозеф Томпсон, 1883

Другие современные писатели упоминали об этом конфликте; например, Макдональд во время своей экспедиции в Джубу 1897-1899 гг. записал предания об уничтожении народа уасин гишу (квави).

Гражданская война вспыхнула между масаи и Гуаш Нгишу, которым помогли их родственники из Ликипии. После нескольких начальных поражений масаи оторвали Самбур Ликипии от враждебного союза, а затем сокрушили Гуаш Нгишу так сильно, что последние больше не могли противостоять обездоленным Нанди и их родственникам и прекратили свое существование как племя. 149>- Макдональд, 1889

Стиганд (1913) также обратил внимание на решение и намерение лаикипиак «атаковать и полностью подавить южных масаи... чтобы они перестали существовать как племя». Однако, «когда южные масаи услышали, что они идут, они объединились и вышли им навстречу. Они встретили лойкопов к северу от Накуру...». Стиганд дал подробный отчет о битве, который с тех пор пересказывался в ряде кенийских общин.

Во время своего путешествия мимо «Гилигили» в 1883 году Томпсон заметил «бессмысленного масаи». крааль, который не мог вместить менее 3000 воинов, а затем на некотором расстоянии от него появился другой такого же, если не большего размера ». В ответ на запрос Томпсон узнал, что это были соответствующие лагеря масаев из Кинангопа и Капте, с одной стороны, и масаи (ва-квафи ) из Ликипии, с другой. Ему сказали, что это было; «Во время одного из своих долгих периодов смертоносных боев, в котором они, таким образом, успокоились перед всем своим скотом и сражались день за днем, пока один не сдался».

Самбурские войны

Сук- Конфликт Самбура

Макдональд отмечает, что во время гражданской войны, в ходе которой союз Лайкипиак и Гуас Нгишу противостоял масаи, масаи потерпели несколько первоначальных поражений, прежде чем они «отделили Самбур Ликипии от враждебного союза, а затем сокрушили гуас-нгишу так сильно, что последние больше не могли противостоять обездоленным Нанди ". Однако;

Самбур, ослабленный гражданской войной, подвергся нападению сук, который жил в южной части плато Карамоджа, и был изгнан наступающей волной Карамоджо. Под натиском Карамоджо Сук мигрировал на запад и завоевал у ослабленного Самбура ту часть меридионального разлома к северу от озера Баринго, таким образом практически отрезав Самбур Нджемпс от (озера Туркана)...

- Макдональд, 1889

Бук (1911) отметил совпадающие традиции среди покот. Согласно покотским традициям; «В то время, когда нация Сук развивалась в горах откоса Эльгейо, долина Керио была занята Самбуром». Эти традиции изображают самбур как более могущественную общину, которая преследовала «сук» всякий раз, когда они отваживались в долине Керио. Пришло время, когда «среди Сук появился волшебник, который приготовил заклинание в виде палки, которое он поместил в краалы скота Самбуру, в результате чего весь их скот погиб. Они (Сук) после этого покинули долину Керио и образовали большое поселение в Эн-гиньянге ". Бук утверждает, что Эн-гиньянг был местом, расположенным примерно в тридцати милях к северу от озера Баринго. Он отмечает, что все остальные названия мест в окрестностях - «Сук», но Энгиньянг - это слово самбуру, означающее крокодил.

По словам его информаторов, Самбур отступил на восток в нынешнюю страну Самбуру после поражения при Эн-гиньяне, в то время как «небольшое меньшинство... бежало на юг и стало Эн-дзэмуси».

Конфликт Сук / Туркана - Эн-джемуси

Бич отмечает, что на Суки совершили набег Лайкипиа, по-видимому, вскоре после взятия Эн-гиньянга. Они бежали обратно в Капукег в Уганде через «свои горы» и оставались там в течение двух лет. Затем они вернулись в поселок Рибко, где они подружились с турканами, которые тогда жили в Соготе и в нижнем течении реки Керио. Бук отмечает, что около пятидесяти лет назад (то есть с 1860 по 1870 годы) Сук и Туркана объединились, чтобы совершить набег на «Эн-джемуси». Две общины впоследствии поссорились, и туркана были отброшены в Соготу. В описании Макдональда изображены довольно небольшие общины того времени...

... изолированные Самбур из Нджемпса лишились своей власти в результате нападений двух маленьких деревень на юге озера Баринго.

— Макдональд, 1889 г.

Война Самбур - Рендиль

Самбур Ликипии, ослабленный войной и изоляцией и обедневший из-за чумы крупного рогатого скота, в свою очередь, подвергся атакам Рендилля, и теперь почти, если не полностью, разрушен.

- Макдональд, 1889

Результат

Масаи приобрели участки новых земель после успеха в Илойкопских войнах 1870-х годов, однако это создало проблемы, поскольку они не смогли успешно оккупировать свои новые территории. К началу 1880-х годов Камба, Календжин и Кикую налетчики вторгались на территорию масаи, и масаи изо всех сил пытались контролировать свои ресурсы скота и пастбищ..

Только две секции Лойкопа, Паракуйо и Сампур, сумели пережить Илойкопские войны как целые скотоводческие общины. Однако к концу девятнадцатого века масаи и многие сторонние наблюдатели начали думать обо всех не масаи-лойкопах как о социально неполноценной подгруппе доминирующей ныне общины масаи.

Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-23 11:48:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте