Призрачное превосходство

редактировать

Переоценка своих способностей и квалификации; когнитивная предвзятость

В области социальной психологии иллюзорное превосходство является условием когнитивной предвзятости, когда человек переоценивает свои собственные качества и способности по отношению к тем же качествам и способностям других людей. Иллюзорное превосходство - одна из многих положительных иллюзий, касающихся себя, которые очевидны при изучении интеллекта, эффективного выполнения заданий и тестов, а также обладание желательными личностными характеристиками и личностными качествами.

Термин «иллюзорное превосходство» впервые был использован исследователями Ван Ипереном и Буунком в 1991 году. Это явление также известно как эффект выше среднего, предвзятость превосходства, ошибка снисхождения, чувство относительного превосходства, primus interpares эффект и эффект озера Вобегон, названный в честь вымышленного города, где все дети выше среднего.

Подавляющее большинство литературы об иллюзорном превосходстве берет свое начало в исследованиях участников в Соединенных Штатах.. Однако исследования, изучающие эффекты только в одной конкретной популяции, сильно ограничены, поскольку это может не соответствовать истинному представлению психологии человека. Недавние исследования самооценки в других странах показывают, что иллюзорное превосходство зависит от культуры. Некоторые исследования показывают, что выходцы из Восточной Азии склонны недооценивать свои способности, чтобы улучшить себя и ладить с другими.

Содержание

  • 1 Пояснения
    • 1.1 Эвристика выше среднего
    • 1.2 Эгоцентризм
    • 1.3 Фокализм
    • 1.4 Шумная обработка мысленной информации
    • 1.5 Выборочный набор
    • 1.6 Сравнение «Я против совокупности»
    • 1.7 Несоциальные объяснения
  • 2 Нейровизуализация
  • 3 Эффекты в различных ситуациях
    • 3.1 Академические способности, производительность труда, судебные иски и торговля акциями
    • 3.2 Когнитивные задачи
    • 3.3 Способность вождения
    • 3.4 Здоровье
    • 3.5 Невосприимчивость к предвзятости
    • 3.6 IQ
    • 3.7 Память
    • 3.8 Популярность
    • 3.9 Счастье в отношениях
    • 3.10 Я, друзья и сверстники
  • 4 Удерживающие факторы
    • 4.1 Интерпретируемость / неоднозначность черты
    • 4.2 Метод сравнения
    • 4.3 Цель сравнения
    • 4.4 Контролируемость
    • 4.5 Индивидуальные различия судей
  • 5 Отношение к психическому здоровью
  • 6 Эффект хуже среднего
  • 7 Самоуважение
  • 8 Исторические предшественники
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
  • 11 Дополнительная литература

Пояснения

Эвристика выше среднего

Алике и Говорун предложили идею о том, что вместо того, чтобы люди сознательно анализировали и думали о своих способностях, поведении и характеристиках и сравнивали их с другими, вполне вероятно, что люди вместо этого имеют то, что они описывают как «автоматическую тенденцию к позитивной ассимиляции. -оценка социальных объектов к идеальным представлениям о качествах ». Например, если человек оценивает себя как честного, он, скорее всего, преувеличивает свои характеристики в отношении своего предполагаемого идеального положения по шкале честности. Важно отметить, что Алике отметила, что это идеальное положение не всегда является вершиной шкалы; например, честно говоря, того, кто всегда жестоко честен, можно посчитать грубым - идеал - это баланс, который разные люди воспринимают по-разному.

Эгоцентризм

Еще одно объяснение того, как работает эффект «лучше среднего», - это эгоцентризм. Это идея о том, что человек придает большее значение и значимость своим способностям, характеристикам и поведению, чем другим. Следовательно, эгоцентризм - это менее откровенно корыстный уклон. Согласно эгоцентризму, люди будут переоценивать себя по отношению к другим, потому что они верят, что у них есть преимущество, которого нет у других, поскольку индивид, рассматривая свою собственную производительность и производительность другого, будет считать свою производительность лучше, даже если они на самом деле равно. Крюгер (1999) нашел поддержку объяснения эгоцентризма в своем исследовании, в котором участники оценивали свои способности в решении легких и сложных задач. Было обнаружено, что люди последовательно оценивали себя как выше среднего в задачах, классифицированных как «легкие», и ниже среднего в задачах, классифицированных как «сложные», независимо от их фактических способностей. В этом эксперименте эффект «лучше среднего» наблюдался, когда участникам предлагалось добиться успеха, но также был обнаружен эффект «хуже среднего», когда предполагалось, что участники не добьются успеха..

Фокализм

Еще одно объяснение эффекта «выше среднего» - это «фокус», идея о том, что большее значение придается объекту, находящемуся в фокусе внимания. Большинство исследований эффекта «лучше среднего» уделяют больше внимания «я», когда просят участников провести сравнения (вопрос часто формулируется так, что «я» представляется перед целью сравнения - «сравните себя со средним человеком»). Согласно фокусу это означает, что человек будет придавать большее значение своим собственным способностям или характеристикам, чем объект сравнения. Это также означает, что теоретически, если в эксперименте с эффектом «лучше среднего» вопросы были сформулированы так, что «я» и «другой» поменялись местами (например, «сравнить среднего сверстника с собой»), то вопросы были бы лучше, чем в среднем. эффект должен быть уменьшен.

Исследования фокусировки были сосредоточены в первую очередь на оптимистической предвзятости, а не на эффекте лучше среднего. Однако два исследования показали снижение эффекта оптимистической предвзятости, когда участников просили сравнивать среднего сверстника с самим собой, а не со средним сверстником.

Windschitl, Kruger Simms (2003) провели исследование фокализма, уделяя особое внимание эффекту «выше среднего», и обнаружил, что просьба участников оценить свои способности и вероятность успеха в задаче приводила к снижению оценок, когда их спрашивали о шансах на успех других, а не их собственных.

Шумная мысленная обработка информации

В 2012 Психологический бюллетень предполагается, что иллюзорное превосходство, а также другие предубеждения можно объяснить теоретико-информационным генеративным механизм, который предполагает наблюдение (шумное преобразование объективных свидетельств) в субъективные оценки (суждения). Исследование предполагает, что лежащий в основе когнитивный механизм подобен шумному смешиванию воспоминаний, которое вызывает предвзятость консерватизма или самоуверенность : повторная корректировка оценок нашей собственной производительности после того, как наша собственная производительность скорректированы иначе, чем повторные корректировки оценок результатов деятельности других компаний. Оценки других людей даже более консервативны (больше подвержены влиянию предыдущего ожидания), чем наши оценки наших собственных результатов (больше подвержены влиянию новых доказательств, полученных после проведения теста). Различия в консервативном смещении обеих оценок (консервативная оценка нашей собственной работы и даже более консервативная оценка работы других) достаточно, чтобы создать иллюзорное превосходство.

Поскольку мысленный шум является достаточным объяснением, которое гораздо проще и понятнее, чем любое другое объяснение, включающее эвристику, поведение или социальное взаимодействие, принцип бритвы Оккама утверждает в ее пользу в качестве основного генеративного механизма (это гипотеза, которая делает наименьшее количество предположений).

Выборочный набор

Выборочный набор - это понятие, при котором человек выбирает свои сильные стороны и слабые стороны другого при сравнении сверстников, чтобы они выглядели лучше в целом. Эта теория была впервые проверена Вайнштейном (1980); однако это было в эксперименте, относящемся к оптимистической предвзятости, а не к эффекту «лучше среднего». В исследовании участвовали участники, оценивающие определенное поведение как увеличивающее или уменьшающее вероятность того, что с ними произойдет ряд жизненных событий. Было обнаружено, что люди проявляли менее оптимистичную предвзятость, когда им позволяли видеть ответы других.

Перлофф и Фетцер (1986) предположили, что при сравнении сверстников по определенной характеристике человек выбирает цель сравнения - сверстник, с которым его сравнивают - с более низкими способностями. Чтобы проверить эту теорию, Перлофф и Фетцер попросили участников сравнить себя с конкретными объектами сравнения, такими как близкий друг, и обнаружили, что иллюзорное превосходство уменьшается, когда им говорят представить себе конкретного человека, а не расплывчатые конструкции, такие как «средний сверстник». Однако эти результаты не являются полностью надежными и могут зависеть от того факта, что люди любят своих близких друзей больше, чем «средний сверстник», и в результате могут оценивать своего друга как более высокого, чем средний, поэтому этот друг не будет объективным сравнением.

Сравнение «Я против совокупности»

Эта идея, выдвинутая Гилади и Кларом, предполагает, что при проведении сравнений любой отдельный член группы будет, как правило, оценивать себя выше этого средний статистический уровень производительности группы или средний уровень производительности ее членов. Например, если человека просят оценить свои навыки вождения по сравнению с остальной группой, он, вероятно, оценит себя как водителя выше среднего. Более того, большая часть группы, скорее всего, оценит себя выше среднего. Исследования обнаружили этот эффект во многих различных областях человеческой деятельности и даже обобщили его, не ограничивая попытки отдельных людей проводить сравнения с их участием. Таким образом, результаты этого исследования предполагают, что вместо того, чтобы люди оценивали себя как выше среднего в корыстной манере, эффект выше среднего на самом деле связан с общей тенденцией оценивать любого отдельного человека или объект как лучше среднего.

Несоциальные объяснения

Эффект «выше среднего» может не иметь полностью социального происхождения - суждения о неодушевленных предметах искажаются аналогичным образом.

Нейровизуализация

Степень, в которой люди считают себя более желанными, чем средний человек, связана со сниженной активацией их орбитофронтальной коры и дорсальной передней поясной извилины. Предполагается, что это связано с ролью этих областей в обработке «когнитивного контроля».

Эффекты в разных ситуациях

Было обнаружено иллюзорное превосходство людей при сравнении себя с другими в различных аспектов жизни, включая успеваемость в учебе (например, успеваемость в классе, экзамены и общий интеллект), в рабочей среде (например, в эффективности работы ) и в социальных условиях (например, при оценке своего популярность, или степень, в которой человек обладает желаемыми личностными качествами, такими как честность или уверенность ), и в повседневных способностях, требующих определенных навыков.

Для демонстрации иллюзорного превосходства путем социального сравнения необходимо преодолеть два логических препятствия. Один из них - неоднозначность слова «средний». Логически возможно, что почти весь набор будет выше среднего, если распределение способностей сильно искажено. Например, среднее количество ног на человека немного меньше двух, потому что у некоторых людей их меньше двух, а больше почти ни у кого. Следовательно, в экспериментах обычно сравнивают субъектов с медианой группы сверстников, поскольку по определению невозможно для большинства превысить медианное значение.

Еще одна проблема при выводе несогласованности состоит в том, что испытуемые могут интерпретировать вопрос по-разному, поэтому логически возможно, что большинство из них, например, более щедрые, чем остальная часть группы, каждый по своему собственное понимание "щедрости". Эта интерпретация подтверждается экспериментами, которые варьировали степень свободы интерпретации. По мере того, как испытуемые оценивали себя по конкретному, четко определенному признаку, иллюзорное превосходство остается.

Академические способности, эффективность работы, судебные иски и торговля акциями

Согласно опросу преподавателей Университет Небраски – Линкольн, 68% оценили себя в 25% лучших по обучающим способностям, а 94% оценили себя как выше среднего.

В аналогичном опросе 87% из Магистр делового администрирования студенты в Стэнфордском университете оценили свою академическую успеваемость как выше среднего.

Призрачное превосходство также объясняет такие явления, как большой объем фондового рынка трейдинг (поскольку каждый трейдер считает себя лучшими и, скорее всего, преуспеет), и количество судебных исков, которые дошли до суда (потому что из-за иллюзорного превосходства многие юристы преувеличивают что они выиграют дело).

Познавательные задания

В экспериментах Крюгера и Даннинга участникам давались конкретные задания (например, решение логических задач, анализ вопросов по грамматике и определение того, были ли шутки забавными), и их попросили оценить их выполнение этих заданий относительно остальной группы, что позволило прямое сравнение их фактической и предполагаемой производительности.

Результаты были разделены на четыре группы в зависимости от фактической производительности, и было обнаружено, что все четыре группы оценили свою производительность как выше среднего, что означает, что группа с самым низким баллом ( нижние 25%) показали очень большое искажение иллюзорного превосходства. Исследователи объяснили это тем, что люди, которые хуже всего справлялись с задачами, также хуже всего распознавали навыки в этих задачах. Это подтверждается тем фактом, что при обучении худшие испытуемые улучшили свою оценку своего ранга, а также стали лучше выполнять задания. Статья под названием «Неквалифицированный и незнающий: как трудности с признанием собственной некомпетентности приводят к завышенным самооценкам» получила Шнобелевскую премию в 2000 году.

В 2003 году Даннинг и Джойс Эрлингер, также из Корнельского университета, опубликовала исследование, в котором подробно описывается изменение взглядов людей на самих себя под влиянием внешних сигналов. Студентам Корнелла были предложены тесты на знание географии, некоторые из которых намеревались положительно повлиять на их самооценку, другие - отрицательно. Затем их попросили оценить их работу, и те, у кого были положительные тесты, сообщили о значительно более высоких результатах, чем те, у кого был отрицательный результат.

Дэниел Эймс и Лара Каммрат расширили эту работу на чувствительность к другим, а также на восприятие испытуемыми себя насколько они чувствительны. Исследования Берсона, Ларрика и Клеймана показывают, что эффект не так очевиден и может быть связан с шумом и уровнями смещения.

Последняя статья Даннинга, Крюгера и соавторов по этому поводу приходит к качественно схожим выводам после попытки проверить альтернативные объяснения.

Способность вождения

Свенсон (1981) опросил 161 студента в Швеции и Соединенных Штатах., попросив их сравнить свои навыки вождения и безопасность с другими людьми. Что касается навыков вождения, 93% респондентов из США и 69% из Швеции попали в 50% лучших; с точки зрения безопасности 88% жителей США и 77% шведов попали в число 50% лучших.

Маккормик, Уолки и Грин (1986) нашли аналогичные результаты в своем исследовании, попросив 178 участников оценить свое положение. по восьми различным параметрам навыков вождения (примеры включают измерение «опасно – безопасно» и «внимательное – невнимательное»). Лишь незначительное меньшинство оценило себя как ниже среднего, и когда все восемь параметров были рассмотрены вместе, было обнаружено, что почти 80% участников оценили себя как движущую силу выше среднего.

Один коммерческий опрос показал, что 36% водителей при отправке текстовых сообщений или электронных письмах считали, что они были водителем выше среднего уровня , по сравнению с другими водителями; 44% считают себя средними, а на 18% ниже среднего.

Здоровье

Иллюзорное превосходство было обнаружено в самоотчетном исследовании поведения здоровье (Hoorens Harris, 1998), в котором участников просили оценить, как часто они и их сверстники вели здоровый и нездоровый образ жизни. Участники сообщили, что они вели здоровый образ жизни чаще, чем в среднем сверстники, а нездоровое поведение - реже. Полученные данные справедливы даже для ожидаемого будущего поведения.

Иммунитет к предвзятости

Субъекты описывают себя положительно по сравнению с другими людьми, в том числе описывают себя как менее подверженных предвзятости, чем другие люди. Этот эффект называется «слепой зоной смещения » и был продемонстрирован независимо.

IQ

Одним из основных эффектов иллюзорного превосходства в IQ является «эффект Даунинга». Это описывает тенденцию людей с IQ ниже среднего переоценивать свой IQ, а людей с IQ выше среднего - недооценивать свой IQ. Эту тенденцию впервые заметил К. Л. Даунинг, который провел первые кросс-культурные исследования воспринимаемого интеллекта. Его исследования также показали, что способность точно оценивать IQ других людей была пропорциональна собственному IQ (то есть, чем ниже IQ, тем меньше возможностей для точной оценки IQ других людей). Люди с высоким IQ в целом лучше оценивают IQ других людей, но когда их спрашивают об IQ людей с таким же IQ, что и у них самих, они, скорее всего, оценивают их как имеющих более высокий IQ.

Несоответствие между фактическим и воспринимаемым IQ было также отмечено между полами британским психологом Адрианом Фернхэмом, в работе которого было высказано предположение, что в среднем мужчины более склонны переоценивать их интеллект на 5 баллов, в то время как женщины с большей вероятностью занижают свой IQ с такой же границей.

Память

В исследованиях, сравнивающих память самообладание, было обнаружено иллюзорное превосходство. отчеты, такие как исследование Schmidt, Berg Deelman на пожилых людях. В этом исследовании участвовали участники в возрасте от 46 до 89 лет, которые сравнивали свою собственную память с памятью сверстников той же возрастной группы, 25-летних и свою собственную память в 25 лет. Это исследование показало, что участники демонстрировали иллюзорное превосходство при сравнении самих себя. как для сверстников, так и для молодых людей, однако исследователи утверждали, что эти суждения лишь незначительно связаны с возрастом.

Популярность

В исследовании Цукермана и Йоста участникам раздали подробные анкеты об их дружбы и попросили оценить собственную популярность. Используя анализ социальных сетей, они смогли показать, что участники, как правило, преувеличивали представления о своей популярности, особенно по сравнению со своими друзьями.

Несмотря на то, что большинство людей в исследовании считали, что у них было больше друзей, чем их друзей, исследование социолога Скотта Л. Фельда в 1991 году о парадоксе дружбы показывает, что в среднем из-за систематической ошибки выборки у большинства людей меньше друзей чем у их друзей.

Счастье в отношениях

Исследователи также обнаружили иллюзорное превосходство в удовлетворенности отношениями. Например, одно исследование показало, что участники воспринимали свои собственные отношения в среднем лучше, чем отношения других, но считали, что большинство людей довольны своими отношениями. Также были обнаружены доказательства того, что чем выше участники оценивали счастье в своих отношениях, тем выше, по их мнению, были свои отношения - иллюзорное превосходство также увеличивало удовлетворенность их собственными отношениями. Этот эффект был выражен у мужчин, удовлетворение которых было особенно связано с восприятием, что их собственные отношения превосходят, а также с предположением, что немногие другие были несчастны в своих отношениях. С другой стороны, удовлетворенность женщин была особенно связана с предположением, что большинство людей довольны своими отношениями. Одно исследование показало, что участники становились оборонительными, когда их супруга или партнер считались более успешными в любом аспекте их жизни, и имели тенденцию преувеличивать свой успех и недооценивать успех своего супруга или партнера.

Я, друзья и сверстники

Одно из первых исследований, обнаруживших иллюзорное превосходство, было проведено в Соединенных Штатах College Board в 1976 году. К экзаменам SAT (ежегодно сдаваемым одним миллионом студентов) был приложен опрос, в котором студентов просили оценивать себя относительно медианы выборки (а не среднего сверстника) по ряду расплывчатые положительные характеристики. В рейтинге лидерство 70% студентов поставили себя выше среднего. В способности ладить с другими 85% ставят себя выше медианы; 25% оценили себя в 1% лучших.

Исследование 2002 года об иллюзорном превосходстве в социальной среде, в котором участники сравнивали себя с друзьями и другими сверстниками по положительным характеристикам (например, пунктуальность и чувствительность) и отрицательным характеристикам (таким как наивность или непоследовательность). Это исследование показало, что участники оценивали себя более положительно, чем их друзья, но оценивали своих друзей более положительно, чем другие сверстники (но было несколько сдерживающих факторов).

Исследование Перлоффа и Фетцера, Брауна и Генри Тайфел и Джон К. Тернер также обнаружили, что друзья оцениваются выше, чем другие сверстники. Тайфел и Тернер приписали это «внутригрупповой предвзятости » и предположили, что это было мотивировано желанием индивида «положительной социальной идентичности ».

Сдерживающие факторы

Хотя было обнаружено, что иллюзорное превосходство в некоторой степени корыстно, это не означает, что оно произойдет предсказуемо - оно не является постоянным. Сила эффекта смягчается многими факторами, основные примеры которых были обобщены Alicke и Govorun (2005).

Интерпретируемость / неоднозначность признака

Это явление, которое Алике и Говорун описали как «природу измерения суждения» и относятся к тому, насколько субъективной (абстрактной) или объективной (конкретной) является оцениваемая способность или характеристика. Исследование Sedikides Strube (1997) показало, что люди более корыстны (эффект иллюзорного превосходства сильнее), когда рассматриваемое событие более открыто для интерпретации, например, социальные конструкции, такие как популярность и привлекательность более интерпретируемы, чем такие характеристики, как интеллект и физические способности. Частично это объясняется также необходимостью правдоподобного представления о себе.

Идея о том, что неоднозначность уменьшает иллюзорное превосходство, получила эмпирическую поддержку в исследовании, включающем два условия: в одном из них участникам давали критерии для оценки черта как неоднозначная или однозначная, и у других участников была возможность оценивать черты в соответствии со своими критериями. Было обнаружено, что эффект иллюзорного превосходства был сильнее в условиях, когда участники могли свободно оценивать черты характера.

Эффекты иллюзорного превосходства также оказывались наиболее сильными, когда люди оценивали себя по способностям, на которых они абсолютно некомпетентны. Эти испытуемые имеют наибольшее несоответствие между их фактическими показателями (в нижней части шкалы распределения) и их самооценкой (положение выше среднего). Этот эффект Даннинга – Крюгера интерпретируется как отсутствие метакогнитивной способности распознавать собственную некомпетентность.

Метод сравнения

Метод, используемый в было обнаружено, что исследование иллюзорного превосходства влияет на силу обнаруженного эффекта. Большинство исследований иллюзорного превосходства включают сравнение между индивидуумом и средним сверстником, для чего существует два метода: прямое сравнение и косвенное сравнение. Прямое сравнение, которое используется чаще, включает в себя оценку самого участника и среднего сверстника по той же шкале, от «ниже среднего» до «выше среднего», что приводит к тому, что участники гораздо более корыстны. Исследователи предположили, что это происходит из-за более близкого сравнения между индивидуумом и средним сверстником, однако использование этого метода означает, что невозможно узнать, переоценил ли участник себя, недооценил ли средний сверстник или и то, и другое.

Косвенный метод сравнения включает в себя оценку участниками самих себя и среднего сверстника по разным шкалам, а эффект иллюзорного превосходства обнаруживается путем удаления средней оценки сверстников из индивидуальной оценки (более высокая оценка указывает на больший эффект). Хотя метод косвенного сравнения используется реже, он более информативен с точки зрения того, переоценили ли участники себя или недооценили среднего сверстника, и поэтому может предоставить больше информации о природе иллюзорного превосходства.

Цель сравнения

Природа цели сравнения является одним из наиболее фундаментальных факторов, сдерживающих эффект иллюзорного превосходства, и есть два основных вопроса, связанных с целью сравнения, которые необходимо учитывать.

Во-первых, исследование иллюзорного превосходства отличается с точки зрения цели сравнения, потому что человек сравнивает себя с гипотетическим средним сверстником, а не с осязаемым человеком. Alicke et al. (1995) обнаружили, что эффект иллюзорного превосходства все еще присутствовал, но был значительно снижен, когда участники сравнивали себя с реальными людьми (также участниками эксперимента, которые сидели в одной комнате), в отличие от того, когда участники сравнивали себя со средним сверстник. Это говорит о том, что исследование иллюзорного превосходства само по себе может искажать результаты и обнаруживать больший эффект, чем на самом деле имел бы место в реальной жизни.

Дальнейшее исследование различий между объектами сравнения включало четыре условия, при которых участники находились в разной близости от интервью с целью сравнения: просмотр в прямом эфире в той же комнате; просмотр на пленке; чтение письменной стенограммы; или сравнивая себя со средним сверстником. Было обнаружено, что при дальнейшем удалении участника из ситуации интервью (в условиях записи на пленку и стенограммы) эффект иллюзорного превосходства был сильнее. Исследователи утверждали, что эти результаты предполагают, что эффект иллюзорного превосходства снижается двумя основными факторами - индивидуализацией цели и живым контактом с целью.

Во-вторых, исследования Alicke et al. (1995) изучали, могут ли негативные коннотации к слову «средний» влиять на степень, в которой люди демонстрируют иллюзорное превосходство, а именно на то, может ли использование этого слова «средний» увеличивает иллюзорное превосходство. Участников попросили оценить себя, среднего сверстника и человека, с которым они сидели рядом в предыдущем эксперименте, по различным параметрам. Было обнаружено, что они занимали самое высокое место, за ними следовал реальный человек, а затем - средний сверстник, однако средний сверстник постоянно помещался выше среднего балла по шкале, что свидетельствует о том, что слово «средний» не оказывало отрицательного влияния на взгляд участника на среднего сверстника.

Управляемость

Важным сдерживающим фактором эффекта иллюзорного превосходства является степень, в которой человек считает, что он способен контролировать и изменять свою позицию в Соответствующий размер. Согласно Alicke Govorun, положительные характеристики, которые, по мнению человека, находятся под их контролем, являются более корыстными, а отрицательные характеристики, которые считаются неконтролируемыми, менее вредны для самосовершенствования. Эта теория была поддержана исследованием Alicke (1985), в котором было обнаружено, что люди оценивали себя выше среднего сверстника по положительным контролируемым чертам и ниже среднего сверстника по отрицательным неконтролируемым чертам. Идея, предложенная этими выводами, о том, что люди верят, что они несут ответственность за свой успех, и что за их неудачи ответственен какой-то другой фактор, известна как корыстное предубеждение.

Индивидуальные различия судьи

Характеристики личности у разных людей сильно различаются, и было обнаружено, что они смягчают эффект иллюзорного превосходства, одним из основных примеров этого является чувство собственного достоинства. Браун (1986) обнаружил, что при самооценке положительных характеристик участники с более высокой самооценкой демонстрировали большую склонность к иллюзорному превосходству, чем участники с более низкой самооценкой. Кроме того, другое исследование показало, что участники, предварительно классифицированные как имеющие высокую самооценку, склонны интерпретировать двусмысленные черты в корыстных целях, тогда как участники, предварительно классифицированные как имеющие низкую самооценку, этого не сделали.

Связь с психическим здоровьем

Психология традиционно считала, что правильное самовосприятие важно для хорошего психического здоровья. Это было оспорено в статье 1988 года Тейлора и Брауна, которые утверждали, что психически здоровые люди обычно проявляют три когнитивные иллюзии - иллюзорное превосходство, иллюзию контроля и предвзятость к оптимизму. Эта идея быстро стала очень влиятельной, и некоторые авторитеты пришли к выводу, что преднамеренное создание этих предубеждений будет терапевтическим. С тех пор дальнейшие исследования опровергли этот вывод и предложили новые доказательства, связывающие иллюзорное превосходство с негативным воздействием на человека.

Одним из аргументов было то, что в статье Тейлора и Брауна люди классифицируются как психически здоровые. или нездоровый был основан на самооценках, а не на объективных критериях. Поэтому неудивительно, что люди, склонные к самосовершенствованию, преувеличивают, насколько они хорошо приспособлены. В одном исследовании утверждалось, что «психически нормальные» группы были заражены «защитными отрицателями», которые больше всего подвержены положительным иллюзиям. лонгитюдное исследование показало, что предубеждения по самоусовершенствованию были связаны с плохими социальными навыками и психологической дезадаптацией. В отдельном эксперименте, где независимые наблюдатели оценивали записанные на видео разговоры между мужчинами и женщинами, самосовершенствующиеся люди с большей вероятностью демонстрировали социально проблемное поведение, такое как враждебность или раздражительность. Исследование 2007 года показало, что предубеждения о самоулучшении были связаны с психологическими преимуществами (такими как субъективное благополучие), а также с межличностными и внутриличностными издержками (такими как антисоциальное поведение ).

Эффект хуже среднего

В отличие от общепринятого мнения, исследования показали, что эффекты выше среднего не универсальны. Фактически, многие недавние исследования обнаружили противоположный эффект во многих задачах, особенно если они были более сложными.

Самоуважение

Связь иллюзорного превосходства с самооценкой сомнительна. Теория о том, что люди с высокой самооценкой поддерживают этот высокий уровень, высоко оценивая себя, небезосновательна - исследования, в которых участвовали не - депрессивные студенты колледжей обнаружили, что, по их мнению, у них больше контроля над положительными результатами по сравнению со своими сверстниками, даже при контроле успеваемости. Учащиеся без депрессии также активно оценивают сверстников ниже себя, а не оценивают себя выше. Студенты смогли повторно называют гораздо больше отрицательных черт личности о других, чем о себе.

В этих исследованиях не проводилось различия между людьми с законной и незаконной высокой самооценкой, поскольку другие исследования показали, что отсутствие положительные иллюзии в основном сосуществуют с высокой самооценкой, и эти определенные люди, склонные к росту и обучению, менее подвержены этим иллюзиям. Таким образом, может случиться так, что, хотя иллюзорное превосходство связано с незаслуженной высокой самооценкой, люди с законной высокой самооценкой не обязательно его демонстрируют.

Исторические предшественники

когнитивная предвзятость иллюзорного превосходства была известна на протяжении всей истории и идентифицирована интеллектуалами. Примеры их комментариев включают:

  • Конфуций (551–479 до н.э.), который сказал: «Настоящее знание - это знать степень своего невежества».
  • Философ Сократ (470–399 до н.э.), который истолковал пророчество Дельфийского оракула, сказал, что он был мудр, несмотря на то, что чувствовал, что он ничего не понимает полностью, поскольку мудрость осознавать, что он ничего не знал.
  • Драматург Уильям Шекспир (1564–1616), который сказал: «Глупец думает, что он мудр, но мудрый человек знает себя глупцом» (As You Like Это, V. i.)
  • Поэт Александр Поуп (1688–1744), который писал в Очерке критики (1709): « Небольшое обучение - опасная вещь »
  • Генри Филдинг (1707–1754), который в романе История Тома Джонса, Подкидыш писал:« Для истинно образованных людей и почти универсальное знание, всегда сострадательное [жаль] незнание других; но люди, которые преуспевают в каком-то маленьком, низком, презренном искусстве,
  • натуралист Чарльз Дарвин (1809–1882), который сказал: «Незнание чаще порождает уверенность в себе, всегда презирая тех, кто не знаком с этим искусством». чем знание »
  • Философ Фридрих Ницше (1844–1900), который писал в Человек, слишком человечен (афоризм 483),« Враги истины ». - Убеждения - более опасные враги истины, чем ложь ».
  • У. Б. Йейтс (1865–1939), который в стихотворении Второе пришествие сказал:« Лучшие лишены всякой убежденности, в то время как худшие / полны страстного напряжения ».
  • Философ и математик Бертран Рассел (1872–1970), который сказал:« Одна из болезненных вещей нашего времени - это то, что те, кто чувствуют определенность глупа, а те, кто обладает любым воображением и пониманием, полны сомнений и нерешительности ».
  • шутка, приписываемая Марку Твену (1835–1910), хотя, возможно, апокрифическая:« Когда я был мальчиком 14 лет, мой отец был настолько невежественен, что я с трудом выносил старика рядом. Но когда мне исполнился 21 год, я был поражен тем, сколько старик узнал за семь лет ».

См. Также

  • Психологический портал
  • Философский портал

References

Further reading

.

Последняя правка сделана 2021-05-23 11:46:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте