Иллюзионистская роспись потолка

редактировать
Художественная традиция Иллюзионистская перспектива Андреа Поццо купола trompe-l'oeil в Сант-Игнацио (1685) создает иллюзию реального архитектурного пространства на том, что на самом деле является слегка вогнутой окрашенной поверхностью.

Иллюзионистская роспись потолка, которая включает в себя техники перспективы di sotto в sù и quadratura, это традиция в искусстве эпохи Возрождения, барокко и рококо, в которых trompe l'oeil, перспективные инструменты, такие как ракурс, и другие пространственные эффекты используются для создания иллюзии трехмерного пространства на другой двумерной или большей части плоской поверхности потолка над зрителем. Он часто используется для создания иллюзии открытого неба, например, с oculus в Андреа Мантенья в Camera degli Sposi, или иллюзия архитектурного пространства, такого как купол, одна из фресок Андреа Поццо в Сант'Игнацио, Рим. Иллюзионистическая роспись потолка относится к общему классу иллюзионизма в искусстве, предназначенному для создания точных представлений реальности.

Содержание

  • 1 Di sotto in sù
  • 2 Quadratura
  • 3 Развитие
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки

Di sotto in sù

Андреа Мантенья, di sotto in sù потолочная фреска в Camera degli Sposi Герцогского дворца, Мантуя

Di sotto in sù (или sotto in su), что на итальянском означает «вид снизу» или «снизу вверх», разработана в конце кватроченто итальянской живописи эпохи Возрождения, в частности, в картине Андреа Мантенья Camera degli Sposi в Мантуе и во фресках Мелоццо да Форли. Итальянская терминология для этой техники отражает влияние последнего художника и называется prospettiva melozziana («перспектива Мелоццо»). Другое примечательное использование Антонио да Корреджо в Пармском соборе, что предвещает архитектуру барокко величие.

В технике часто используются укороченные фигуры и архитектурная точка схода для создания ощущения истинного пространства на окрашенном, чаще всего фресковом потолке над зрителем.

Quadratura

Потолок Иезуитской церкви, Вена Андреа Поццо (1703)

Quadratura, термин, который был введен в семнадцатом веке и также обычно используется в английском языке, стал популярным среди художников барокко. Хотя он также может относиться к «открытию» стен через архитектурную иллюзию, этот термин чаще всего ассоциируется с итальянской росписью потолков. В отличие от других техник trompe-l'oeil или прецедента di sotto в украшении потолка, которые часто полагаются на интуитивный художественный подход к обману, quadratura напрямую связана с теориями семнадцатого века о перспективе и представлении архитектурного пространства. Благодаря своей опоре на теорию перспективы, он более полно объединяет архитектуру, живопись и скульптуру и производит более сильное впечатление иллюзионизма, чем предыдущие примеры.

Художник изобразил воображаемую архитектуру в перспективе на плоском или сводчатом потолке таким образом, чтобы он, казалось, продолжал существующую архитектуру. Перспектива этой иллюзии сосредоточена на одном фокусе. Крутой ракурс фигур, расписных стен и столбов создает иллюзию глубокой рецессии, небесной сферы или даже открытого неба. Росписи на потолке могут, например, имитировать статуи в нишах или отверстиях, открывающих небо.

Квадратура может также использовать другие техники иллюзионистской живописи, такие как анаморфоз.

Примеры иллюзионистской живописи:

Другие примеры были взяты Паоло Веронезе на Вилла Ротонда в Виченце и Бальдассаре Перуцци на вилле Фарнезина в Риме.

Развитие

Потолок в Люблянском соборе, расписанный Джулио Квальо Младший в 1705–06 годах

Итальянские художники эпохи Возрождения проявили доверие в работе с перспективой для проектов потолков и преодолением проблем применения линейной перспективы к вогнутым поверхностям куполов с целью растворения архитектуры и создания иллюзий безграничного пространства.

Потолки с росписью и узорами были готической традицией в Италии, как и везде, но первый потолок, окрашенный для имитации открытого пространства, был создан Андреа Мантенья, мастером перспективы который отправился в Мантую в качестве придворного художника Гонзага. Его шедевром была серия фресок, завершившаяся в 1474 году Camera degli Sposi из Герцогского дворца. В этих работах он довел искусство иллюзионистской перспективы до новых границ. Он расписал стены иллюзионистскими сценами из придворной жизни, а потолок выглядел так, как если бы это был окулус, открытый в небо, с придворными, павлин и путти, склонившийся над балюстрадой, вид снизу в сильно укороченном ракурсе; di sotto in sù. Это был прототип иллюзионистской росписи потолка, которая должна была стать важным элементом итальянского искусства барокко.

Корреджо в Парма сделал еще один шаг в иллюзионистическом потолке в своих фресках с изображением Христа и Апостолы для купола в Сан-Джованни Евангелиста и в Успении Пресвятой Богородицы в куполе Пармского собора, который является самым известным произведением Корреджо (1520–24); в этих фресках Корреджо рассматривает всю поверхность как огромный безрамный небесный свод, в котором плавают фигуры. В визуальной преемственности между архитектурным интерьером и его окрашенными поверхностями облака и фигуры Корреджио кажутся населяющими то же архитектурное пространство, в котором стоит зритель.

Купол Сант-Андреа делла Валле

В эпоху барокко Рим давняя традиция расписывать потолки фресками получила толчок от грандиозных проектов в Палаццо Фарнезе под руководством Аннибале Карраччи и его команды, но фигурные объекты по-прежнему были заключены в несколько рамочных отсеков (quadri riportati), и перспектива субъектов, видимых снизу, не всегда принималась во внимание.

С 1625 по 1627 год Джованни Ланфранко, уроженец Пармы, знавший купол Корреджо, расписал огромный купол церкви Сант-Андреа делла Валле с Успением Богородицы, поразивший современных зрителей своими буйными иллюзионистскими эффектами и ставший одним из первых шедевров высокого барокко. Работа Ланфранко в Риме (1613–1630) и в Неаполе (1634–1646) была фундаментальной для развития иллюзионизма в Италии.

Пьетро Берреттини, которого звали Пьетро да Кортона, разработал иллюзионистскую потолочную фреску до необычайной степени в таких работах, как потолок (1633–1639) большого салона Палаццо Барберини. С 1676 по 1679 год Джованни Баттиста Гаулли, по прозвищу Бачиччо, нарисовал Поклонение Имени Иисуса на потолке церкви Джезу, штаб-квартиры иезуитов в Риме. С 1691 по 1694 год Андреа Поццо с театральностью и эмоциональностью нарисовал Вход святого Игнатия в рай на своде нефа Сант-Игнацио в Риме.

См. Также

Список литературы

Дополнительная литература

  • I. Sjöström, Quadratura: исследования итальянской росписи потолков, Стокгольм, 1978 г.
  • Quadratura: Geschichte, Theorie, Technik, ed. Паскаль Дубург Глатиньи и Маттиас Блейл, Берлин, 2011.

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с фресками в стиле барокко в Италии.
Последняя правка сделана 2021-05-23 11:46:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте