Люди идома

редактировать
Идома
Idoma children.jpg Идома Дети, одетые в традиционные одежды идомы
Общая численность населения
4 миллиона
Регионы со значительным населением
Штат Бенуэ (Нигерия )
Языки
Идома
Религия
Христианство

Идома - это люди, которые в основном населяют нижние западные районы Штат Бенуэ, Нигерия и родственные группы можно найти в Штате Кросс-Риверс, Штат Энугу и Штат Насарава в Нигерии. язык идома классифицируется в подгруппе аквейя группа идомоидных языков из вольта-нигерской семьи, которая включает языки алаго, агату, этуло и яла в штатах Бенуэ, Насарава и Северный Крест.. Подгруппа Аквейа тесно связана с подгруппой Ятье-Акпа. Основная часть территории находится внутри страны, к югу от реки Бенуэ, примерно в семидесяти двух километрах к востоку от ее впадения в реку Нигер. Идомы известны как классные «воины» и «охотники», но гостеприимны и миролюбивы. Большая часть земель Идомы оставалась в значительной степени неизвестной Западу до 1920-х годов, оставив большую часть красочной традиционной культуры Идомы нетронутой. Население Идомы оценивается примерно в 4 миллиона человек. У народа Идома есть традиционный правитель, называемый главой Традиционного совета области Идома, в то время как у каждой общины есть свой собственный традиционный вождь, такой как вождь Д. Э. Эненче. Дворец общей Оч'идома находится по адресу Otukpo, штат Бенуэ. Нынешний Оч'идома, Элиас Икойи Обекпа был введен в должность в 1997 году, и эта должность пожизненная.

Содержание
  • 1 Происхождение
    • 1.1 Традиционная история
    • 1.2 Научная история
  • 2 Вне Бенуэ
  • 3 Традиционные цвета идомы
  • 4 Традиционный танец идомы
  • 5 Традиционная еда (Окохо Суп)
  • 6 Традиционная религия идома
    • 6.1 Брак
  • 7 Известные люди идомы
  • 8 Ссылки
  • 9 Источники
  • 10 Внешние ссылки
Происхождение
Территория Идомы в Нигерия

Традиционная история

История народа идома предшествует истории государства Бенуэ (создано в 1976 г.) и истории Республики Нигерия (создано в 1960 г.). Устные традиции и танец - это основной метод передачи истории в Идомаланде, который считается центральным учреждением культуры. С раннего возраста дети идомы обычно узнают от своих старших старые истории и воспитываются в больших семьях, что делает доступными многочисленные исторические ресурсы. При появлении запроса идомы обычно с гордостью сообщают вам, откуда они, и нередко Идома может рассказать по крайней мере четыре поколения своих предков. Исторически сложилось так, что невозможно ответить на символический вопрос «Кто твой отец?» дисквалифицировал одного из важных ролей и титулов в Идомаланде. Совершенно естественно, что ряд деревень ведет свое происхождение от одного предка, а некоторые группы идома прослеживают свое наследие от одного общего предка, считающегося «отцом» различных групп. Согласно традиционной истории, Идух, отец Идомы, имел несколько детей, каждый из которых основал разные области. Отсюда и выражение: «Идух, отец Идомы». «Идух, отец Идомы Идух, родивший всю Идому. Он также родил следующих детей: Ананавугено, родившего детей Игвумале; Олинаогву, который породил народ Угбоджу; Идум, породивший народ Адока; Агаби, породивший народ Отукпо; Эдже, который породил народ Оглеву; Эбейби, который породил людей Умогиди в Адоке, Эде, которые породили людей Эдумоги и Оды, которые породили народ Яла ». Хотя в вышесказанном есть доля правды, нельзя сказать, что идома имеет унитарное происхождение. Многие группы идомы и деревенские подмножества имеют свои собственные истории, дополненные рассказами о том, как их люди прибыли в свое текущее местоположение. Люди отукпа произошли от трех предков: Овуно, Аме-Очагбаха и Удо. Первые двое были братьями, которые мигрировали из Иды в Игалаленде, в то время как Удо мигрировал из земли игбо. Как можно себе представить, постоянно меняющиеся люди во времени затрудняют изучение истории Идомы.

Научная история

Ученые объединили устную историю с генеалогическими данными и анализом тотемов родства, чтобы проследить корни народа идома в целом. Известный исследователь идомы Э. Эрим цитирует генеалогические данные, собранные у большинства современных групп в Идоме, предполагая, что они происходят из нескольких этнических групп, каждая из которых имеет различное историческое происхождение. Кроме того, имеющиеся генеалогии указывают на существование различных этнических групп, которые произошли от предков, отличных от Иду. В некоторых из этих случаев утверждение об общем происхождении подкрепляется как обширными генеалогическими связями, так и наличием общих тотемов родства. Эрим утверждает, что, хотя Иду определенно был лидером миграции, он не был «отцом» Идомы в том смысле, который подразумевается в вышеупомянутых традициях. Эти два соображения мешают просто принять точку зрения о том, что каждая группа в Идомаланде происходит от Иду.

Многие родственники Идома претендуют на исконную родину под названием Апа, к северо-востоку от современного Идомаленда, из-за давления северных захватчиков всего 300 лет назад. Исторический Апа был частью древнего Королевства Кварарафа (Королевство Околофа), конфедерации нескольких народов. Информаторы из других этнических групп подтвердили существование этого королевства, в основном дзюкуны, которые также верят, что когда-то управляли конфедерацией под названием Кварарафа. В книге хауса Kano Chronicle упоминается, что Зария при царице Амине завоевала все города вплоть до Кварафары в 15 веке. В настоящее время в штате Бенуэ есть район местного самоуправления под названием Апа, который, как говорят, является домом для тех, кто впервые переселился из исторического королевства. Сегодня для многих националистов идомы имя Апа вызывает чувство былой славы, а некоторые в политической сфере зашли так далеко, что предложили стать названием нового государства Идома.

Другие ученые указывают на исторические и лингвистические свидетельства, свидетельствующие о том, что Идома имеет связи с народом Игала на западе, делая вывод, что эти два народа произошли от общего предка. Ангулу (1981) отмечает, что Игала и Игбо имеют важные исторические, наследственные и культурные отношения. Эри считается первым легендарным культурным главой Уму-эри, подгруппы народа игбо. Эри мигрировал из области Игала и основал общину посреди долины реки Анамбра (в Эриаке) в Агулери, где женился на двух женах. Первая жена, Ннеамако, родила ему пятерых детей. Первым был Агулу, основатель Агулери (наследственный глава кланов Королевства Эри) (династия Эзера, которая до настоящего времени родила 34 короля в Энугву Агулери), вторым был Менри, основатель Умунри / Королевства Нри, за которым следовал Онугу, основатель Игбариам и Огбодулу, основатель Амануке. Пятой была дочь по имени Игуедо, которая, как говорят, родила основателей Нтеже, Аукузу, Огбунике, Умулери, Нандо и Огболи в Онитше. Как один из детей Эри, Менри мигрировал из Агулери, который был и остается храмом предков всего Уму-Эри (Уму-Эри и Уму-Нри). Его вторая жена Оболи родила Аннджу, единственного сына, основавшего королевство Игала в штате Коги. Среди этой группы есть те, кто считает, что обе этнические группы бежали из одного королевства в какой-то момент истории. Многие традиционные духовные песнопения идомы и «тайные» языки, на которых говорят во время традиционных церемоний, на самом деле являются диалектами игалы, и есть некоторые сами идомы, которые утверждают свою родословную игалы. Есть и другие группы идома, особенно в южных регионах, которые утверждают, что их предки прибыли на их нынешнее местонахождение из северных окраин Игболенда в результате земельных споров. Ученые считают, что эти люди, скорее всего, тоже бежали из Апы, обосновались и переселились.

Как предполагалось, ряд факторов затрудняет изучение исторического происхождения идомы народа идома в целом. В любом случае можно сказать, что, несмотря на их разнородное происхождение, торговля, брак, язык и другие взаимодействия среди идома культивировали традиции и сформировали богатую культурную идентичность, отчетливо свою собственную.

Вне Бенуэ

Популярная идея состоит в том, что идома - это этнолингвистическая группа, проживающая в основном в западных районах штата Бенуэ, Нигерия. Это потому, что они являются второй по величине группой в штате и занимают 9 территорий местного самоуправления (LGA), в том числе: Адо, Агату, Апа, Оби, Охимини, Огбадибо, Оджу, Окпокву и Отукпо. Помимо западных частей Бенуэ, это племя имеет поселения в других частях страны, включая Нассарава, Коги, Энугу и государства Кросс-Ривер. По традиции мужчины обязаны толкать батат для своих жен. В отличие от других культур, где от женщины ожидается выполнение всех кулинарных обязанностей, мужчины из идомы не всегда освобождаются от этого.

Традиционные цвета идомы
Молодая женщина идома ношение традиционных цветов для приготовления батата.

Традиционные цвета народа идома - красные и черные полосы. Это было только с 1980-х годов, чтобы способствовать развитию отличительной идентичности Idoma.

Традиционный танец идома

Самый известный традиционный танец народа идома известен как танец. Это очень энергичный танец, который требует прыжков (через равные промежутки времени) на носках за короткий промежуток времени. Видео с танцем Огиринья можно посмотреть на YouTube. По обеим ссылкам можно увидеть танцоров, надевающих одежду идома (традиционные цвета).

Цифровое искусство элегантных и энергичных танцоров из говорящего на идома племени штата Бенуэ, Нигерия, в их культурной одежде из красных и черных полос.
Традиционная еда (суп окохо)

Народ Идома - это известны своей любовью к еде, так как в штате Бенуэ ежегодно проводится фестиваль еды, посвященный женщинам и различным традиционным кухням. Самым популярным среди их деликатесов является суп окохо, который готовят из своеобразного растения окохо, мяса диких животных и многих других ингредиентов.

Традиционная религия идома

С приходом христианства, ислама и других иностранных религий на традиционные системы верований большинства этнических групп в стране повлияли западные обычаи. Тем не менее, большинство людей идома по-прежнему твердо верят в духов предков - связь между живыми и мертвыми. Они проводят ежегодный фестиваль «Аже Алекву», где приверженцы традиционной религии общаются и приносят жертвы в поклонении своим предкам по всей стране. Идомы сильно привязаны к духу Алекву своих предков, который, как полагают, выступает в качестве невидимого сторожевого пса семьи и сообществ, противодействуя таким порокам, как прелюбодеяние, воровство и убийство.

Брак

Хотя брачные обряды и обычаи народа идома мало чем отличаются от обычаев игбо и некоторых других юго-восточных культур, есть определенные аспекты, которые четко различают их традиции. В некоторых субкультурах идомы жених и его семья должны подарить невесте петуха и немного денег в день свадьбы после того, как выкуп за невесту уже уплачен. Если она принимает подарок, это знак одобрения и незаинтересованности, если она отвергает подарок. Хотя нет определенных причин, оправдывающих потребность в петухе, он остается интересной частью церемонии.

Известные люди Идомы
  • 2баба Иннокентий Идибия, музыкант
  • Лоуренс Оноха, бывший военный губернатор штатов Плато и Кацина, Нигерия и старший офицер штаба
  • Джерри Агада, бывший государственный министр образования, автор и эссеист
  • Дэвид Марк, бывший президент Сената Нигерии
  • Понедельник Рику Морган, вице-маршал авиации, бывший начальник военной разведки
  • Абба Моро, бывший председатель Алгон штата Бенуэ, бывший министр внутренних дел, сенатор, педагог
  • Моисей Очону, автор, историк
  • Оду Огбех, бывший министр связи, бывший национальный председатель НДП, бывший министр сельского хозяйства и сельского развития
  • Терри Джи --- Оч Амани, Нигерийский музыкант
  • Ахмеду 'Blackface Naija' Августин Обиабо, музыкант
  • Ада Аме, популярная актриса из Нолливуда
  • Сьюзан Питерс, Nollywood Actre ss,
  • Крис Морган, нигерийский евангелист
  • Дэниел Амокачи, бывший игрок в супер орла
  • Пастор Пол Эненче, старший пастор Международного Евангельского центра Дунамис
  • Джон Эненче, генерал армии Нигерии
  • Рут Эне Оду, предприниматель
  • Тина Абах: популярный голливудский артист
Источники
Источники
Внешние ссылки

СМИ, связанные с людьми идомы на Wikimedia Commons

Последняя правка сделана 2021-05-23 10:36:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте