Ибн аль-Кузийя (ابن القوطية, умер 6 ноября 977 г.), рожд. Мухаммад Ибн Омар Ибн Абд аль-Азиз ибн Ибрахим ибн Иса ибн Музасим (محمد ابن رعبب, محمد ابن ع معبب Абу Бакр или аль-Куртуби («Кордобан») был андалузским историком и величайшим филологом при Омейядском суде халиф аль-Хакам II. Его величайший труд, История завоевания Аль-Андалуса, является одним из самых ранних арабских мусульманских описаний исламского завоевания Испании.
Легенда гласит, что Ибн аль-Кусийя («сын готской женщины») произошел от Виттизы, последнего короля объединенных вестготов в Испании, через внучку Сару Гот, которая путешествовала в Дамаск и женился на Исе ибн Музасиме, арабском клиенте 10-го халифа Омейядов Хишама. После этого Сара и Эса вернулись в Аль-Андалус. Ибн аль-Кусийя родился и вырос в Севилье. Его семья находилась под покровительством племени курайшитов, а его отец был qāḍī (судья) в Севилье и Эсиджа. Жители Севильи также были близкими родственниками его семьи, также заявлявшими о своем происхождении от вестготской королевской семьи. Ученик Ибн аль-Кунийи аль-Фарани составил краткий набросок своего учителя для его биографического словаря, сохранившегося в позднесредневековой рукописи, обнаруженной в Тунисе в 1887 году. Аль-Фарани сообщает нам об Ибн. Аль-Кузийя учился сначала в Севилье, затем в Кордове. Аль-Фарани предупреждает, что его истории были написаны по памяти, а не в соответствии с хадисом и фикхом, и им не хватало первоисточников, буквальной истины и подтверждения. Под ним он изучил, запомнил и передал великий исторический труд известного бадрийского филолога, аль-Мубаррада, известный как Аль-Камиль (Полный). Он умер в преклонном возрасте в Кордове.
Анекдотическая история Аль-Кусийи необычна для арабских хроник. Влияние его королевских предков, вероятно, лежит в основе его защиты договоров между арабскими мусульманскими завоевателями и готской аристократией - как светской, так и церковной, - которая сохранила их в своих владениях. Аль-Кусийя оспаривает критику таких историков, как Разес, утверждая, что эти договоры укрепили исламскую гегемонию с минимальными военными затратами. Он опровергает утверждение о том, что Умайяд эмиры Кордовы сохранили пятый (quinto или khums, налог) для халифа Дамаска. Его история пересказывает легенду о роли, сыгранной «сыновьями Виттизы» в битве при Гвадалете..