Движение Ибади (Ибадизм или ибадийа, также известный как ибадис (арабский : الإباضية, al-Ibāḍiyyah)), является школой ислама доминирует в Омане. Он также существует в некоторых частях Алжира, Туниса, Ливии и Восточной Африки. Современные историки прослеживают истоки деноминации к умеренному течению движения хавариджей ; Современные ибани категорически возражают против того, чтобы их причисляли к хариджитам, хотя они признают, что их движение возникло в результате отделения хариджитов в 657 г. н.э.
Школа получила свое название от ʿАбду л-Лах ибн Ибах из Бану Тамим. Ибн Ибад был ответственен за разрыв с более широким движением хариджитов примерно в то время, когда Абд аль-Малик ибн Марван, пятый правитель Омейядов пришел к власти. Однако истинным основателем был Джабир ибн Зайд из Низвы, Оман. Первоначально богословие Ибади развивалось в Басре, Ираке. Ибадиты были среди более умеренных групп, противостоящих четвертому халифу, Али, и хотели вернуть ислам к его форме, существовавшей до конфликта между Али и Муавией I. Они называли себя Мухаккима, Мухаккима (арабский: محكمة) и аль-Харурия (арабский: الحرورية) относится к мусульманам, которые отказались от арбитража между Али ибн Аби Талибом и Муавией в битве. Сиффина в 657 г. н.э. Название Muḥakkima происходит от их слогана la hukma illa li-llah, что означает «суд (хукм) принадлежит только Богу». Имя аль-Харурия относится к их уходу из армии Али в деревню Харура близ Куфы. Этот эпизод ознаменовал начало движения хариджитов, и термин muḥakkima часто применяется в расширении к более поздним хариджитам.
Ибадиты, выступающие против Омейядского халифата, предпринял попытку вооруженного восстания, начавшегося в районе Хиджаза в 740-х годах. Халиф Марван II возглавил армию в 4000 человек и разбил ибадитов сначала в Мекке, затем в Сане в Йемене и, наконец, окружили их в Шибаме на западе Хадрамаут. Проблемы в их сердце Сирии вынудили Омейядов подписать мирное соглашение с ибадитами, и секте было разрешено сохранить общину в Шибаме в течение следующих четырех столетий, продолжая при этом платить налоги властям Ибади в Омане.. Некоторое время после смерти Марвана II Джабир ибн Зайд поддерживал дружбу с генералом Омейядов аль-Хаджаджем ибн Юсуфом, который поддерживал ибадитов в противовес более радикальным хариджитам. Однако Ибн Зайд приказал убить одного из шпионов Аль-Хаджаджа, и в результате многие ибади были заключены в тюрьму или сосланы в Оман.
Это было в 8 веке, когда ибадиты учредили имамат Во внутреннем регионе Омана. Должность была выборной, в отличие от династий суннитов и шиитов, где правление передавалось по наследству. Эти имамы выполняли политические, духовные и военные функции.
К 900 году ибадизм распространился на Синд, Хоросан, Хадрамаут, Дофар, собственно Оман, Маскат, горы Нафуса и Кешм ; к 1200 году секта присутствовала в Аль-Андалусе, Сицилии, М'забе (Алжирская Сахара) и в западной части Сахель тоже. Последние ибади Шибама были изгнаны династией Сулайхид в XII веке. В 14 веке историк Ибн Халдун ссылался на остатки влияния Ибади в Хадрамауте, хотя секты больше не существует в этом регионе сегодня.
Государство Ибадис, по той причине, что их школа предшествовала основной исламской школе, и поэтому ибадизм считается ранней и весьма ортодоксальной интерпретацией ислама.
В отличие от суннитов теория халифата и шиитское представление о назначенном Богом имамате, лидерах ибадитского ислама, называемых имамами, не нужно управлять всем мусульманским миром; Считается, что мусульманские общины способны управлять собой. Ибадиты отвергают разделяемое шиитами мнение о том, что лидер мусульманской общины должен происходить из племени курайшитов. Скорее, двумя основными качествами ибадийского имама являются то, что он самый набожный человек в обществе и наиболее образованный в фикхе, или исламском праве; и что он обладает военными знаниями, чтобы защитить общину Ибади от войны и угнетения. В оманской традиции имам, изучивший исламские юридические науки, считается «сильным» (кави), а имам, чьи основные навыки - военные, без ученой квалификации, считается «слабым» (саиф). В отличие от сильного имама, слабый имам обязан проконсультироваться с уламом, или сообществом ученых, прежде чем выносить какое-либо суждение. Слабый имам назначается только в случае крайней необходимости, когда общине угрожает разрушение.
Современные ибади придерживаются четырех «состояний религии» (масалик ад-дин), которые представляют собой четыре разных типа имамов каждый соответствует определенному контексту. Имам аль-Китман «Имам тайны» - образованный ученый, который «правит» в политическом квиетизме, практикуя такийа, чтобы избежать преследований, в периоды, когда община ибади не может открыто раскрыть себя. В некоторых случаях состояние китмана может быть необходимо даже при отсутствии имама. В этом случае ибади-улам берет на себя роль суррогатных правителей вместо имама. Так было на протяжении большей части истории североафриканских ибадитов с момента падения имамата Рустумида в 909 году, в отличие от их оманских единоверцев, которые периодически восстанавливали имаматов до 1958 года.
второе состояние, состояние имама аш-шари, «имама обмена», - это имамы-ибади, которые «обменивают» свою жизнь в живом мире на благоприятное место в загробной жизни, занимаясь в военной борьбе (джихад ) против невыносимой тиранической власти с целью создания государства Ибади. Потенциальный имам аш-шари не может начать военные действия, пока не найдет по крайней мере сорок последователей, готовых умереть за это дело; как только война началась, имам должен продолжать сражаться, пока не останется только три последователя. От имама аш-шари и его последователей требуется особенно аскетический образ жизни, как предлагается в следующем совете:
Вы идете сражаться путем Бога, желая Его удовольствия, не желая ничего из благ нынешнего мира., у вас нет ни желания, ни возврата к нему. Вы аскет и ненавистник этой жизни, желаете мира грядущего, пытаетесь изо всех сил добиться его: идете на смерть и ни за что другое. Так знайте, что вы [уже] убиты и не имеете возврата к этой жизни; вы идете вперед и не отвернетесь от праведности, пока не придете к Богу. Если это вас беспокоит, вернитесь и завершите свои потребности и желания в этой жизни, заплатите свои долги, купите себя, проститесь с семьей и скажите им, что вы никогда не вернетесь к ним.
Третье состояние, состояние имама аз-зухура, «Имама славы», - это имамы как активные правители государства Ибади. Первые два халифа Абу Бакр и Умар считаются идеальными моделями имама аз-Зухура. Правящий имам, который грешит, должен быть отстранен от власти; Модель Ибади для этого - убийство третьего халифа Усмана и восстание хариджитов против Али, причем оба действия рассматриваются как законное сопротивление грешному правителю.
Наконец, состояние имам аль-дифа '«имам защиты» предполагает назначение имама на заранее определенный период времени, когда община ибади подвергается нападению со стороны иностранцев. Он удаляется после того, как угроза побеждена.
Ибадиты считают, что только праведные ибади, которых называют ахл аль-истикама, «людьми честности», достойны называются «мусульманами ». Мусульман, не исповедующих ибади, называют ахл аль-хилаф «людьми оппозиции». Тем не менее, мусульмане, не исповедующие ибади, по-прежнему считаются членами уммы или более широкого исламского сообщества, которые обладают различными привилегиями, предоставляемыми мусульманам в исламском праве, и с которыми ибадиты могут вступать в брак. Все мусульмане не-ибади и даже грешники-ибади считаются виновными в куфре (обычно переводится как «неверие»), хотя современные ибади проводят различие между куфром ширком, или религиозным неверием, и куфром нифак, или неверность в виде греха. Термин ширк - «политеизм» в традиционном исламском богословии - более широко используется в доктрине ибади, где он используется для описания всех форм религиозных ошибок, помимо политеизма.
Классические богословы ибади заявляли, что только ахл ал-истикама отправится в рай, и что все грешные ибади, а также все не-ибади будут вечно гореть в аду. Ибадиты традиционно отвергают суннитские убеждения, что все мусульмане в аду в конечном итоге попадут в рай, и считают, что ад вечен и неизбежен для всех людей, которые не были праведными ибадитами при жизни.
Идеи валайи «принадлежность» и бара'а «разъединение» являются центральными в теологии отношений ибади с людьми, не принадлежащими к ибади. Только праведные ибадиты считаются достойными дружбы и общения, в то время как грешники и мусульмане, не исповедующие ибади, подвержены разобщению, иногда вплоть до остракизма. Современные ученые-ибади предполагают, что обязанность диссоциации не требует грубости или социального избегания, и что ибади может испытывать искреннюю привязанность к не-ибади; тем не менее, необходимо поддерживать «внутреннее осознание разделения» между вертикальными ибадитами и не-ибадитами. Однако на практике мусульмане-ибади в целом очень терпимо относились к религиозной практике, не связанной с ибади. В период имама аль-китмана обязанности присоединения и разобщения больше не действуют.
Верования ибади остаются малоизученными посторонними, как немусульманами, так и другими мусульманами. Ибади обоснованно утверждали, что, хотя они читают работы как суннитов, так и шиитов, даже образованные ученые этих двух сект никогда не читают работы ибади и часто повторяют мифы и ложную информацию, когда обращаются к теме ибадизма, не проводя надлежащих исследований.
Развитие теологии Ибади произошло благодаря трудам ученых и имамов общины, чьи истории, жизни и личности являются частью Исламская история. Богословие ибани можно понять на основе их работ: Ибн Ибах, Джабир бин Зайд, Абу 'Убайда, Раби' б. Шабиб и Абу Суфьян среди других. Басра - основа общины ибани. Различные общины ибани, основанные в южной Аравии, с базами в Омане, Северной Африке и Восточной Африке.
.>схоластическое богословие, кредо Ибади во многом напоминает вероучение Мутазилы, за исключением центрального вопроса предопределения. Подобно мутазилам и в отличие от современных суннитов, ибадиты верят, что:
Но в отличие от мутазилов, ибади придерживаются позиции аш'ари окказионализма, который утверждает, что все события вызваны непосредственно Богом и что то, что кажется законами причинно-следственной связи, например, что огонь производит дым, происходит только потому, что Бог решил создать огонь, а затем создать дым. Один ибадийский ученый даже заявил, что это единственное различие означает, что мутазилы более заблуждаются, чем сунниты.
фикх или правоведение ибадитов основано на те же фундаментальные принципы, что и суннитские и шиитские правовые традиции, но ибадиты отвергают таклид или почтение и подчеркивают важность иджтихада, или независимого мышления. Современные ибадиты считают, что верующим разрешено следовать неправильным мнениям, полученным с помощью иджтихада, до тех пор, пока они верят, что это правда, после того, как приложили усилия, чтобы прийти к правильному мнению; Некоторые ныне исчезнувшие секты ибади когда-то считали неверными те, кто придерживался неправильного мнения. Многие ранние ибади отвергли кийас или дедуктивное рассуждение по аналогии как основу для юриспруденции, но важность аналогий сейчас широко признается юристами-ибади.
Ибади считают, что стадия имама аль-китмана соответствует жизни Мухаммада в Мекке до хиджры, когда не существовало независимой мусульманской общины, которая могла бы обеспечивать соблюдение исламских законов. Следовательно, udūd наказания приостанавливаются имамом ал-китманом, за исключением наказаний за вероотступничество, богохульство и убийство. Ибадиты также не проводят пятничную молитву в отсутствие законного правящего имама.
Ибадиты расходятся с суннитами по некоторым вопросам права. У них есть установленная законом сумма дийа (компенсация потерпевшему в случае преступления), а не разрешение переговоров между сторонами. Подобно шиитам, но в отличие от суннитов, ибадиты позволяют казнить мужчину в качестве qiṣāṣ (карательное правосудие) за убийство женщины, если семья жертвы платит семье мужчины половину дийа. это было бы действующим, если бы они убили человека. Также, как и шииты, но не сунниты, они не позволяют паре, совершившей зинам (незаконный секс), вступать в брак друг с другом.
Во время Рамадана пост, ибади требуют гусля или омовения всего тела каждое утро. Они считают, что тяжкие грехи - это форма нарушения поста. Восполняя пропущенные дни поста после окончания Рамадана, ибадиты считают, что искупительный пост должен быть последовательным, в то время как и сунниты, и шииты считают, что мусульмане могут искупить пропущенные дни постом требуемого количества в любое время, независимо от того, последовательные или непоследовательные.
Подобно шиитам и некоторым малики суннитам, ибадиты держат руки по бокам, а не сжимают руки во время молитва. Во время полуденной и дневной молитвы ибади читают только аль-Фатиш, первую главу Корана, тогда как другие мусульмане могут читать другие аяты Корана в дополнение. Они также не говорят āmīn после чтения al-Fātiah. Ибадиты сокращают молитву, когда остаются на чужой территории, даже если они делают это на постоянной основе, если только они не решат принять эту страну в качестве своей новой родины; Сунниты обычно считают, что верующие должны вернуться к полной молитве через определенное количество дней вне дома.
Основная ибадийская коллекция хадисов или преданий и высказываний, приписываемых пророку Мухаммад - это Тартиб ал-Муснад XII века , содержащий 1005 хадисов. Тартиб разделен на четыре книги. Первые две книги являются повествованиями Джабира ибн Зайда, ученицы вдовы Мухаммеда Айши. Третья книга включает хадисы, переданные хариджитским ученым восьмого века, сохранившиеся в сборнике Джами Сахих, обычно также от Джабира ибн Зайда. Четвертая книга состоит из приложения из высказываний и рассказов более поздних ибадийских ученых и имамов.
Большинство ибадийских хадисов имеют очень короткие иснад или цепочку передачи. Утверждается, что они переданы от Джабира ибн Зайда своему ученику, а от последнего - аль-Раби, который умер в 786 году после сохранения своих передач в Джами Сахих. Затем он был переформулирован в «Тартиб аль-Муснад» примерно четыре века спустя. Ученый-немусульмане Дж. К. Уилкинсон утверждает, что эта цепь передачи «не выдерживает никакого тщательного изучения». Это может быть выдумка, чтобы укрепить силу школы ибади, заставив ибадитов получить старейшее собрание хадисов; обе коллекции суннитов Кутуб ас-Ситтах относятся к середине девятого века, а шиитские Китаб ал-Кафи относятся к десятому веку. Большинство ибадитских хадисов можно найти в стандартных суннитских собраниях, за исключением небольшой группы с хариджитскими предубеждениями, а современные ибадиты часто одобряют стандартные суннитские собрания.
В отличие от суннитского и шиитского ислама, изучение хадисов традиционно не имеет большого значения в ибадитском исламе, особенно в Омане, где суннитское влияние было слабее.
В отличие от традиционного суннитского ислама, но, как и современное салафитское движение, ибадиты не имеют Суфии приказывают и отвергают почитание святых. Однако мистические религиозные практики, напоминающие суннитский суфизм, традиционно практиковались учеными-ибади, которым иногда приписывались чудеса, как и с суннитскими суфиями. Современные ибади не согласны с уместностью суфийских практик в рамках ибадитского вероучения, некоторые считают их нежелательным влиянием на веру, не связанным с ибади, в то время как другие продолжают практиковать и учить их.
Ибадиты согласны с суннитами в отношении Абу Бакра и Умара ибн аль-Хаттаба как праведных халифов. Они считают первую половину правления Усмана ибн Аффана праведной, а вторую половину - коррумпированной и затронутой как кумовством, так и ересью. Они одобряют первую часть халифата Али и (как и шииты) не одобряют восстание Аиши и Муавию I бунт. Однако они считают, что согласие Али на арбитраж в битве при Киффине сделало его непригодным для руководства, и осуждают его за убийство хариджа ан-Нахра в битве при Нахраване. Современные ибадийские богословы защищают раннюю хариджитскую оппозицию Усману, Али и Муавии.
По их мнению, следующим законным халифом и первым ибадийским имамом был Абдулла ибн Вахб аль-Расиби, лидер хариджиты, которые выступили против Али за согласие на арбитраж с Муавией и были убиты Али в Нахраване. Ибади считают, что «генеалогия ислама» (насаб аль-ислам) была передана другими людьми в Нахраване, например, и превратилась в ибадийский ислам, истинную форму веры.
Вахби считается наиболее распространенным из школ мысли в ибадизме. Основная причина, по которой штамм вахби стал доминировать в ибадизме, заключается в том, что большинство сохранившихся текстовых ссылок можно приписать ученым, связанным с вахби.
Датирование ранних писаний, таких как кутуб ал-рудуд и сирас (письма), написанных Ибадисом, привело некоторых аналитиков, таких как Салим аль-Харити, к утверждению ибадизма как древнейшей секты в исламе. Однако другие предполагают, что ибадизм приобрел характеристики секты и полноценного мазхаба только во время упадка имамата Рустамида.
Термин вахби в основном получен как одноименное указание на учение Абдуллы бин Вахб ар-Расиби. Хотя термин вахби изначально считался излишним, поскольку ибадизм был в значительной степени однородным, его использование увеличилось с приходом отделения нуккари, чтобы отличить вахбитов от ответвлений ибадитов. Самый распространенный эпитет вахби-ибади, который священники предписывали своим приверженцам применять к себе, - это термин ахл алиистикама, означающий «те, кто идет по прямому пути». Они отвергли использование ахл аль-сунна, поскольку раннее употребление относилось к термину сунна как к практике Муавии, проклинающей Али ибн Аби Талиба с кафедры, хотя в эпоху Умейядов это значение изменилось.
Ибади составляют большинство (примерно 75%) населения Омана. Во всем мире насчитывается около 2,72 миллиона ибадитов, из которых 250 000 живут за пределами Омана. В результате Оман - единственная страна в мусульманском мире, где большинство населения составляют ибади.
Исторически, раннесредневековая династия Рустамидов в Алжире была Ибади, и беженцы из ее столицы, Тиарет, основал североафриканские общины ибади, которые до сих пор существуют в М'забе. мозабиты, берберы этническая группа в М'забе, являются ибадитами. Ибадизм также существует повсюду в Африке, особенно в Занзибаре в Танзании, в горах Нафуса в Ливии, на острове Джерба в Тунисе и среди клана Дишише сомалийцев.
Основной ветвью ибадизма является вахби, хотя другие включают известные современные, такие как Нуккар и Аззабас.
.