ИСУ-152

редактировать
Тип тяжелого штурмового орудия
ИСУ-152
Isu152 Kubinka.jpg ИСУ-152, Кубинский танковый музей
ТипТяжелое штурмовое орудие
Место происхожденияСоветский Союз
История службы
На вооружении1943 - 1970-е годы
Используется
Войны
История производства
КонструкторКонструкторское бюро завода №100
Разработано1943
Производитель
Произведено
  • 1943 года (ИСУ-152)
  • 1944 (ИСУ-152-2)
  • 1945 (Объект 704)
  • 1956 (ИСУ-152К)
  • 1959 (ИСУ-152М)
№построен4,635
Варианты
  • ИСУ-152 (МЛ-20)
  • ИСУ-152-2 (БЛ-10)
  • ИСУ-152 образца 1945 года
  • ИСУ-152К (БЛ-10)
  • ИСУ-152М (МЛ-20)
Технические характеристики
Масса47,3 метрических тонн (максимум)
Длина9,18 м (30 футов 1 дюйм)
Ширина3,07 м (10 футов 1 дюйм)
Высота2,48 м (8 футов 2 дюйм)
Экипаж4 или 5

Броня ИСУ-152, ИСУ-152-2
  • 120 мм (маска (максимальная))
  • 90 мм (нижний лоб корпуса, нижний борт корпуса и лоб надстройки)
  • 75 мм (верхний борт)
  • 60 мм (верхний лоб корпуса)

ИСУ-152 образца 1945 года

  • 320 мм (в районе орудия)
Основное. вооружение
  • 152,4 мм МЛ-20С пушка-гаубица. (18 патронов) (ИСУ-152)
  • 152,4-мм пушка БЛ-8 или БЛ-10. (21 снаряд) (ИСУ-152-2)
  • 152,4-мм пушка-гаубица МЛ-20СМ образца 1944 г.. (20 снаряды) (ИСУ-152 образца 1945 г.)
Вторичное. вооружениеИСУ-152, ИСУ-152-2, ИСУ-152К
  • 12,7 × 108 мм ДШК зенитный пулемет. (200 патронов) (ИСУ-152, ИСУ-152-2). (300 патронов) (ИСУ-152К)

ИСУ-152М

  • 12,7 × 108 мм ДшКМ зенитный пулемет. (300 патронов)

ИСУ-152 образца 1945 года

  • 12,7 × 108 мм зенитный пулемет ДШК. (300 патронов)
  • 12,7 × 108 мм Спаренный пулемет ДШК
Двигатель
  • Дизельный двигатель В-2ИС
  • Дизель В-54К (ИСУ-152К)
.
  • 520 л.с. (382 кВт)
  • 520 (382 кВт) (ИСУ-152К)
Мощность / масса11 л.с. / тонна
Трансмиссиямеханическая
Подвескаторсионная
Дорожный просвет
  • 470 мм (1 фут 7 дюймов) (ISU-152)
  • 450 мм (1 фут 6 дюймов) (ISU-152, модель 1945 г.)
Запас топлива
  • 560 литров. (максимум, внутренние топливные баки)
  • 920 литров. (ИСУ-152К, ИСУ-152М, внутренние топливные баки)
  • 360 литров. (максимум, четыре внешние топливные баки, не подключенные к системе подачи)
Эксплуатационная. дальность действия
  • 120 км. (пересеченная местность, с внутренними топливными баками)
  • 170 км. (на дорога, максимум с внутренними топливными баками)
  • 220 км. (по дороге, с двумя внешними топливными баками)
  • 310 км. (ИСУ-152К, I СУ-152М, на дороге, с внутренними топливными баками)
Максимальная скорость
  • 30 км / ч (19 миль / ч) по дороге
  • 15-20 км / ч. (по пересеченной местности)
  • 40 км / ч. (ИСУ-152 образца 1945 г., ИСУ-152К, ИСУ-152М, на дороге)

ИСУ-152 - советский САУ, разработанная и использовавшаяся во время Второй мировой войны. Его неофициально прозвали зверобой (рус. : Зверобой; «зверобой») в ответ на поступление на вооружение нескольких крупных немецких танков и орудий, в том числе Тигры и Пантеры. Поскольку орудие ИСУ-152 было установлено в каземате, прицеливание было неудобным и приходилось переставлять всю машину с помощью гусениц. Поэтому он использовался как мобильная артиллерия для поддержки более мобильной пехоты и бронетехники. Он продолжал службу до 1970-х годов и использовался в нескольких кампаниях и странах.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Конструкция
  • 3 Варианта
    • 3.1 ИСУ-152-2
    • 3.2 Объект 704
    • 3.3 ИСУ-152К
    • 3.4 ИСУ-152М
  • 4 Многоцелевое использование
    • 4.1 Тяжелое штурмовое орудие
    • 4.2 Тяжелая САУ
    • 4.3 Тяжелая самоходная артиллерийская установка
  • 5 Советская военная служба
  • 6 Зарубежная военная служба
    • 6.1 Финляндия
    • 6.2 Польша
    • 6,3 Чехословакия
    • 6,4 Румыния
    • 6,5 Югославия
    • 6,6 Китай
    • 6,7 Северная Корея
    • 6,8 Египет
    • 6,9 Ирак
  • 7 Выжившие и мемориалы
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки

История

ISU-152 выставлен в Karlshorst, Berlin, Германия.

Начало ISU-152 пришло 24 января., 1943 год, когда был представлен первый опытный образец СУ-152. Это была полностью закрытая 152-мм пушка-гаубица на шасси танка КВ-1С. Он получил обозначение Объект 236 (Объект 236). Объект 236 был достроен на Заводе № 100 в Челябинске и успешно прошел испытания с 24 января по 7 февраля 1943 года. 14 февраля машина была принята на вооружение и запущена в производство под номером КВ-14. (КВ-14) обозначение; в апреле 1943 года обозначение было изменено на СУ-152 (СУ-152).

Несмотря на успех СУ-152 в боях, производство танкового шасси КВ-1С заканчивалось, что потребовало модернизации машины с использованием нового ИС шасси танка. 25 мая 1943 года руководство завода № 100 заказало модернизацию СУ-152, которая включала усиление броневой защиты и другие доработки. Разработка началась в июле 1943 года под руководством главного конструктора советских тяжелых танков Иосифа Яковлевича Котина и главного конструктора Г.Н. Москвина.

Новая конструкция, получившая обозначение ИС-152 (ИС-152), проходила испытания с сентября по ноябрь 1943 г. Испытания выявили большое количество недостатков, которые отправили ее на доработку.. 6 ноября 1943 г. был отдан приказ о принятии на вооружение усовершенствованного варианта под обозначением ИСУ-152 (ИСУ-152), а в декабре началось производство на Челябинском Кировском заводе взамен СУ-152.

Конструкция

Расположение членов экипажа ИСУ-152: 1. Механик-водитель 2. Командир 3. Стрелок 4. Казенник 5. Заряжающий.

15 апреля 1942 г. на пленуме Артиллерийский комитет, на котором обсуждалось развитие штурмовых орудий для поддержки пехоты, признал необходимость разработки штурмовых орудий, способных разрушать укрепленные позиции. Предполагалось, что эти штурмовые орудия будут вооружены 152,4-мм пушкой-гаубицей и будут использоваться для прорыва обороны противника в наступательных операциях, запланированных на 1942–1943 годы. Это привело к созданию Объекта 236 и, в конечном итоге, СУ-152, концепция которой была позже продолжена и доработана с ИСУ-152.

ИСУ-152 имела такую ​​же конструкцию, как и большинство других советских САУ. Полностью бронированный корпус был разделен на два отсека: боевое отделение для экипажа, орудие и боеприпасы в передней части корпуса и двигатель и трансмиссия в задней части. Орудие было установлено немного правее центра с ограниченным углом поворота в 12 градусов влево и вправо. Экипаж состоял из четырех-пяти человек, размещенных в надстройке. Слева от орудия находились трое членов экипажа: впереди водитель, затем наводчик и последний заряжающий. Командир машины и слесарь были справа: командир впереди, машинист сзади. Когда бригада состояла из четырех человек, погрузку производил слесарь.

Подвеска состояла из двенадцати торсионных стержней для шести опорных катков с каждой стороны. Ведущие звездочки находились сзади, а передние направляющие колеса были идентичны опорным каткам. Каждый трек состоял из 90 звеньев. Внутренних топливных баков было три: два в зоне экипажа и один в моторном отсеке. Обычно они дополнялись четырьмя несвязанными внешними топливными баками. Электропитание на 12 и 24 В осуществлялось от генератора мощностью 1 кВт, питающего четыре аккумуляторные батареи .

Для наблюдения изнутри все люки в крыше имели перископы и два прицела: телескопический СТ-10 (СТ-10) и панорамный. Для связи экипажа было установлено переговорное устройство ТПУ-4-БисФ, а для межмашинной связи - одиночная радиостанция 10Р или 10РК. Это было лучше, чем советское оборудование в начале войны, но все же уступало немецкому.

Экипажу были переданы два пистолета-пулемета ППШ с 1491 патроном и 20 гранат Ф-1 для ближней самообороны.

ИСУ-152 была вооружена тем же орудием, что и СУ-152, но использовала корпус танка ИС-1 вместо КВ-1С. Позднее в ходе войны ИСУ-152 была усовершенствована. Использован корпус танка ИС-2 или ИС-2 образца 1944 г., усилена броня маски, орудие заменено на более новые варианты, зенитный пулемет 12,7 × 108 мм ДШК. был установлен правый носовой люк, позже увеличился боекомплект, радиостанция 10Р была модернизирована до 10РК и увеличен запас топлива.

Некоторые ИСУ-152 были оснащены внешними топливными баками еще большего размера, двумя баками на задней палубе корпуса, в дополнение к четырем внешним топливным бакам - максимум 90 литров (20 имп галлонов; 24 галлона США) каждый. - или с двумя дополнительными внешними топливными баками меньшего размера в корме корпуса. Этот вариант, вероятно, был доступен для послевоенных вариантов ИСУ-152.

С декабря 1943 г. по май 1945 г. было построено 1885 ИСУ-152. Серийное производство прекратилось в 1947 году, всего было выпущено 3242 машины.

Послевоенная модернизация ИСУ-152 включала установку прицелов ночного видения, замену двигателя В-2ИС на В-54К, пулемет 12,7 заменен на более новый вариант, боезапас увеличен до 30 снаряды, дополнительная броня, автомобильные доработки и значительное увеличение основного запаса топлива.

Варианты

Первоначальный вариант был разработан в 1943 году. Заводское обозначение - Объект 241 (Объект 241). На вооружении стояло 152,4-мм орудие-гаубица МЛ-20С (МЛ-20С) образца 1937 года с длиной ствола более 4,2 метра (27,9 калибра). Это орудие имело максимальную дальность 6200 метров (6780 ярдов). Бронебойный снаряд весом 48,78 кг (107,5 фунта) имел начальную скорость 600 метров в секунду (1969 футов / с) и максимальное пробитие 125 миллиметров (4,9 дюйма) катаной гомогенной брони (RHA) под углом 90 ° на дальности 500 метров (547 ярдов). Скорострельность 2-3 выстр / мин. ИСУ-152 несла 21 снаряд, состоящий из двух частей (снаряд и заряд), бронебойных и фугасных боеприпасов. Более поздние версии ИСУ-152 имели более новое орудие с немного более длинным стволом, до более 4,9 метров (32,3 калибра), с максимальной дальностью стрельбы до 13000 метров (14 217 ярдов).

ИСУ-152 имел разные версии, с изменениями в орудии (более поздние версии), количестве люков или корпусе (на основе корпуса ИС-1, ИС-2 или ИС-2). танки образца 1944 г.). Варианты на базе ИС-2 имели более толстый орудийный щит и больший топливный бак. До мая 1944 года основным вооружением была 152,4-мм гаубица МЛ-20 образца 1937 года. ИСУ-152 имела скорострельность 2-3 выстр / мин. Ранние версии имели три люка в крыше надстройки и один аварийный люк в днище корпуса за сиденьем водителя, имевший броневик. Более поздние версии имели четвертый круглый люк в крыше надстройки справа, рядом с прямоугольным люком слева.

ИСУ-152-2

Один опытный образец, разработан в 1944 году. В апреле 1944 года, при попытке увеличить огневую мощь ИСУ-152, был создан мощный вариант самоходки. Пушка была разработана на заводе № 100, получила обозначение ИСУ-152БМ (ИСУ-152БМ), иногда именуемое ИСУ-152БМ-1 или ИСУ-152-1. Заводское обозначение - Объект 246 (Объект 246). «BM» («БМ») в обозначении расшифровывается как «High-Powered» («Большой Мощности»). Основное предназначение ИСУ-152БМ состояло в борьбе с тяжело бронированными истребителями танков , такими как Elefant и Jagdtiger. На вооружении стояло 152,4-мм длинноствольное орудие БЛ-8 (БЛ-8), которое в отличие от пушки ИСУ-152 не являлось пушечно-гаубичным. Пушка имела максимальную дальность 18 500 метров (20 232 ярда) с осколочно-фугасным снарядом массой 43,56 кг (96,0 фунта) с начальной скоростью 880 метров в секунду (2 887 футов / с). Общая длина ружья составляла более 8 метров (26 футов), длина ствола - 7620 миллиметров (300 дюймов) (50 калибров). Бронебойный снаряд весом 48,78 кг (107,5 фунта) имел начальную скорость 850 метров в секунду (2800 футов / с). Во время испытательных стрельб по броневым листам разной толщины ИСУ-152БМ успешно пробила 203 миллиметра (8,0 дюйма) из RHA под углом 90 ° на дальностях до 2000 метров (2187 ярдов). Однако на испытаниях в июле 1944 г. орудие показало некоторые недостатки, такие как сложность управления экипажем, ненадежность дульного тормоза и затвора, неудовлетворительные характеристики ствола. снаряды. Кроме того, орудие, выступающее далеко вперед за лоб корпуса, ограничивало маневренность машины. Самоходка несла 21 снаряд раздельными (снаряд и заряд) боеприпасами и имела скорострельность 2 выстрела в минуту. В нем использовались двигатель, трансмиссия, ходовая часть и электрооборудование ИСУ-122. В августе 1944 года орудие БЛ-8 было заменено улучшенным 152,4-мм длинноствольным орудием БЛ-10 (БЛ-10) с немного укороченным стволом - 7,392 метра (24,25 фута) (48,5 калибра). Эта машина орудия получила обозначение ИСУ-152-2 (ИСУ-152-2). Заводское обозначение - Объект 247 (Объект 247). Также он был оборудован внешними топливными баками. Пушка имела модифицированный дульный тормоз и полуавтоматический затвор. Скорострельность составляла 3 выстр / мин. BL-10 имел максимальную дальность 18 000 метров (19 685 ярдов) с осколочно-фугасным снарядом массой 43,56 кг (96,0 фунта). В декабре 1944 года ИСУ-152-2 прошла испытания, показавшие, что прочность ствола и угол горизонтального наведения неудовлетворительны. Орудие было отправлено на доработку, но до окончания войны не было закончено. Автомобиль так и не был принят на вооружение. После войны была завершена последняя и наиболее усовершенствованная третья модификация ИСУ-152-2. Пушка имела максимальную дальность 19 500 метров (21 325 ярдов) при использовании 48,5-килограммового (107 фунтов) осколочно-фугасного снаряда с начальной скоростью 880 метров в секунду (2887 футов / с).

Объект 704

Объект 704

Опытный образец танка, разработанный в 1945 году. В нем использовались элементы как танков ИС-2, так и ИС-3. Общая высота машины была уменьшена до 2240 миллиметров (7,35 фута), что было компенсировано увеличением ширины надстройки. Заводское обозначение Объект 704 (Объект 704). На вооружении стояло 152,4-мм орудие-гаубица МЛ-20СМ образца 1944 г. (МЛ-20СМ обр. 1944 г.) с длиной ствола более 4,5 м (15 футов) (29,6 калибра) и без дульного тормоза. Он имел максимальную дальность 13 000 метров (42 651 фут). Самоходка несла 20 снарядов, состоящих из двух частей (снаряд и заряд), бронебойных и фугасных боеприпасов. Бронебойный снаряд весом 48,78 кг (107,5 фунта) имел начальную скорость 655 метров в секунду (2149 футов / с). Скорострельность 1-2 выстр / мин. Объект 704 имел четыре люка в крыше надстройки и один аварийный люк в днище корпуса за сиденьем водителя, имевший броневой чехол. Самоходка несла два внешних топливных бака объемом 90 литров (19,8 галлона США; 23,8 галлона США), не подключенных к системе питания. Вторичное вооружение боевой машины состояло из двух пулеметов 12,7 × 108 мм ДШК, зенитного и спаренного. Защита была увеличена за счет размещения более толстой брони под более радикальными углами. В районе орудия, где маска совмещалась с передней частью корпуса за ней и кожухом противооткатного механизма, толщина брони составляла 320 миллиметров (13 дюймов). Объект 704 (ИСУ-152 обр. 1945 г.) был наиболее защищенным из всех опытных или серийных советских САУ периода Второй мировой войны. Однако резкий наклон стенок надстройки в сочетании с повышенной отдачей орудия из-за отсутствия дульного тормоза значительно усложнил работу экипажа, и по этой причине не был принят.

ИСУ-152К

ИСУ-152К, Парк Победы, Москва, Россия

Модернизированный вариант ИСУ-152 военного времени был разработан в 1956 году. В нем использовался новый двигатель., что у Т-54, с системой охлаждения и подогревателем. Емкость основного внутреннего топливного бака была увеличена до 920 литров (202 имп галлона; 243 галлона США), что увеличило запас хода автомобиля на дороге на 500 километров (311 миль). Боекомплект увеличен до 30 снарядов после удаления дополнительного внутреннего топливного бака, размещенного в боевом отделении. Пушка имела максимальную дальность 13000 метров (14 217 ярдов). Он получил новую командирскую башенку, а также новые прицелы. Заводское обозначение - Объект 241К. В ходовой части использованы многие элементы от Т-10. Маска имела дополнительное броневое кольцо, защищающее прицел. Некоторые из ИСУ-152К получили дополнительный 15-миллиметровый броневой лист, приваренный поверх 60-миллиметрового броневого листа, закрывающего верхнюю маску. Также некоторые из них получили дополнительный броневой лист, приваренный к передней части верхней маски. Модернизация проводилась на Ленинградском Кировском заводе.

ИСУ-152М

Окончательный вариант, модернизированный бывший ИСУ-152, был разработан в 1959 году. Работа была перенесена в Челябинск Кировск. Завод. Эта модернизация проводилась параллельно с программой ИС-2М, и в ИСУ-152М использовались многие элементы танка. Заводское обозначение - Объект 241М. Нововведения включали в себя прицелы ночного видения, увеличенную укладку боеприпасов для 12,7-мм пулемета, замененного на улучшенный ДШКМ, и внутренние автомобильные улучшения. Он имел такую ​​же новую командирскую башенку и прицел, что и ИСУ-152К. Он также имел такой же объем основного внутреннего топливного бака, 920 литров (202 имп гал; 243 галлона США), что увеличивало запас хода машины на дороге на 500 километров (311 миль) по сравнению с ISU-152, и увеличивался Боекомплект до 30 патронов за счет снятия внутреннего топливного бака. Пушка имела максимальную дальность 13000 метров (14 217 ярдов). Присутствовало кольцо, защищающее прицел, а броня верхней части маски была дополнительно усилена дополнительным броневым листом большей толщины. На ИСУ-152М был такой же двигатель В-54К с подогревателем, но отсутствовала система охлаждения.

Многоцелевое использование

Самоходка ИСУ-152 комбинированная. три боевые роли: тяжелое штурмовое орудие, тяжелое истребитель танков и тяжелая самоходная артиллерийская установка. Пушка калибра 152,4 мм использовала ряд мощных (снарядно-зарядных) боеприпасов. Некоторые из этих боеприпасов имели осколочно-фугасный снаряд массой 43,56 кг, или бронебойный снаряд весом 48,78 кг, или самый тяжелый из них - дальнобойный бетонобойный боеприпас 53-Г-545 (53-Г-545) с бронебойным снарядом. 56 кг снаряда. ИСУ-152 использовался для поддержки пехоты и танков при атаке укрепленных позиций противника в режиме прямого огня, для артиллерийской поддержки на поле боя в роли огня с закрытых позиций и для поражения бронетехники в роли огня прямой наводкой.

Тяжелое штурмовое орудие

В качестве тяжелого штурмового орудия ИСУ-152 было чрезвычайно ценным оружием в городских боевых действиях, таких как штурм Берлина, Будапешт и Кенигсберг. Превосходная броневая защита машины, наконец, обеспечила 152,4-мм платформу хорошей защитой от большинства немецких противотанковых орудий, что позволило ей продвигаться под прямой противотанковый огонь, в то время как огромные, низкоскоростные осколочно-фугасные снаряды отлично стреляли. взрывать даже самые сильно укрепленные и усиленные опорные пункты противника. Такие действия были бы гораздо более опасными и гораздо менее эффективными для обычных буксируемых артиллерийских орудий с их высокой уязвимостью для экипажа и низкой мобильностью или даже для танков с их меньшими основными орудиями. При поддержке танков обычная тактика ИСУ-152 должна была использоваться во второй линии порядка атаки, от 100 до 200 метров (от 110 до 220 ярдов) позади атакующих танков, которые обычно были IS танки с равной подвижностью.

ИСУ-152, как и более ранний СУ-152 и современный ИСУ-122, использовались отдельными тяжелыми самоходными артиллерийскими полками. С мая 1943 по 1945 гг. Было сформировано 53 полка. Многие из них были переформированы в танковые полки и использовали тактику прямого огня, аналогичную используемой танками при поддержке пехоты. В каждом тяжелом полку имелось 21 орудие, разделенное на четыре артиллерийские батареи по пять машин и командирскую машину. Для поддержки у этих тяжелых полков было несколько дополнительных небронированных транспортных средств, таких как грузовики, джипы или мотоциклы. В декабре 1944 г. были сформированы гвардейские тяжелые самоходно-артиллерийские бригады для оказания мощной огневой поддержки танковым армиям. Они были организованы по образцу танковых бригад, каждая из которых имела по 65 САУ ИСУ-152 или ИСУ-122.

Чтобы свести к минимуму риск быть сбитым с толку подразделениями, оснащенными Panzerfaust во время городских операций, ИСУ-152 обычно действовали в составе одно- или двухмашинных отрядов вместе с пехотными отрядами для защиты. В пехотный отряд должен входить специалист снайпер (или хотя бы снайпер), несколько автоматчиков и иногда огнемет. Крупнокалиберный пулемет ИСУ-152 ДШК также использовался для поражения артиллеристов панцерфауста, скрывающихся на верхних этажах городских зданий или за защитным укрытием и оборонительными баррикадами. Эффективная слаженная работа экипажа ИСУ-152 и поддерживающей пехоты позволяла им достигать поставленных целей с минимальными потерями, но если не придерживаться такой тактики, атакующие машины легко атаковали и уничтожали, обычно через более слабую броню на крыше или кормовом отсеке..

Тяжёлый истребитель танков

ИСУ-152, вид спереди

ИСУ-152 может также использоваться как эффективный тяжёлый истребитель танков. Хотя он и не был предназначен для этой роли, он унаследовал прозвище Зверобой («убийца зверей») от своего предшественника, СУ-152, за его способность надежно уничтожать самые защищенные немецкие боевые машины; танк Panther, танки Tiger и Tiger II и даже редко используемые танки Elefant и Jagdtiger разрушители. Большой вес 152,4-мм снарядов обуславливал чрезвычайно низкую скорострельность, всего от одного до трех выстрелов в минуту, и не был таким точным на дальних дистанциях, как высокоскоростные танковые и противотанковые орудия. Однако мощная взрывная волна от тяжелой осколочно-фугасной боевой части могла полностью оторвать башню от танка «Тигр». Прямое попадание обычно разрушало или повреждало гусеницы и подвеску цели, обездвиживая ее. Хотя низкоскоростной 152-миллиметровый снаряд обычно не пробивал тяжелую броню, он часто приводил к гибели или тяжелым ранениям экипажа из-за выкрашивания (раскола) внутри корпуса, а также травм, вызванных взрывным сотрясением. Уцелевший экипаж часто оставался с обездвиженным автомобилем, который нужно было в спешке бросить, прежде чем уничтожить. Для противотанковых операций после июльской Курской битвы 1943 года были разработаны бронебойные боеприпасы, призванные придать гаубице более традиционные противотанковые свойства. Однако эти снаряды были дорогими, дефицитными и лишь умеренно более эффективными, чем стандартный непробивающий осколочно-фугасный снаряд. В качестве гаубицы ML-20S менял скорость и точность на вес и дальность броска и не предназначался для конкуренции с настоящими противотанковыми орудиями. Иногда на противотанковую роль играли бетонобойные боеприпасы. Также был разработан примитивный боеприпас с кумулятивным зарядом со снарядом весом 27,44 кг (60,49 фунта). Он имел максимальную бронепробиваемость 250 мм из RHA под углом 90 °, но не использовался во время войны.

90-мм наклонная лобовая броня ИСУ-152, в отличие от 65-мм СУ-152, обеспечивала отличную лобовую защиту от 75-мм орудия KwK 40 широко распространенного Panzer IV и StuG на всех дистанциях, кроме самых близких, а также заставляют оригинальный Tiger I с его хваленым 88-мм орудием KwK 36 работать на близких к средним дистанциям, чтобы успешно пробить машину, лишив ее традиционного превосходства на дальних дистанциях и открыв более уязвимые фланги для 85-мм пушки ЗиС-С советского Т-34-85.

ИСУ-152 не был истребителем танков специальной конструкции. У него была очень низкая скорострельность по сравнению со специализированными истребителями танков, такими как немецкий Jagdpanther или советский СУ-100, которые могли вести короткую очередь от пяти до восьми выстрелов в минуту.. Однако до появления СУ-100 это была единственная советская бронемашина, способная противостоять немецким тяжелым танкам с любой степенью надежности, а ее способность выполнять множество задач означала, что ее выпускали в гораздо большем количестве, чем СУ-100. 100. Внимание к маскировке, быстрое перемещение между огневыми позициями и массированные засады из четырех-пяти машин, стреляющих залпом по флангам одиночной цели, уменьшали недостаток низкой скорострельности.

Тяжелая самоходная артиллерийская установка

ИСУ-152 также иногда использовалась в качестве самоходной артиллерии для поддержки на поле боя и подготовительных бомбардировок, хотя у нее была средняя дальность огня и низкая скорость перезарядки. Специальной техники для этого в Советской армии не было. Их танковые и механизированные части были хорошо оснащены буксируемой артиллерией, но буксируемые орудия были очень уязвимы при движении и не могли поддерживать танки и мотопехоту во время быстрого продвижения к позициям противника, особенно когда им не хватало полностью закрытой бронированной конструкции боевых машин. как ИСУ-152.

Несмотря на хорошие характеристики ИСУ-152, она страдала и в других областях. Самым большим недостатком было то, что внутренняя укладка была ограничена только 20 или 21 патронами, а дополнительные патроны часто размещались на задней палубе. Пополнение боекомплекта машины занимало более 40 минут и требовало очень мощного заряжающего из-за больших размеров и веса снарядов (снаряды весили более 40 кг). Телескопический прицел СТ-10, используемый для стрельбы прямой наводкой, был доведен до 900 метров. Второй, панорамный, прицел использовался для стрельбы прямой наводкой на дальность до 3500 метров (7000 - без прямой наводки). Однако переключаться между двумя козырьками наводчику было проблематично. Чтобы компенсировать это, было проще сосредоточить огонь нескольких машин на цели, жертвуя точностью ради огромной огневой мощи. Осколочно-фугасные снаряды были достаточно большими, чтобы уничтожить даже тяжелобронированную машину или укрепления с еще более тяжелыми дальнобойными бетонобойными снарядами. Обычный боекомплект составлял 13 осколочно-фугасных и 7 бронебойных или бетонобойных.

БоеприпасыТип боеприпасаТип снарядаМасса снарядаБронепробиваемость (максимальная)(1000 метров)(1500 метров)(2000 метров)
53-OF-540. (все еще используется)Осколочно-фугасное вещество дальнего действияпушка стальная оболочка43,56 кг
53-OF-530Дальнобойно-фугаснаягаубичная стальная гильза40 кг
53-BR-540Бронебойныйостроконечный носовой снаряд. (без баллистического колпачка)48,78 кг125 мм RHA при 90 °. (на 500 метрах)115 мм. (123 мм)105 мм90 мм
53- BR-540B. (принят на вооружение в конце 1944 года)Бронебойныйснаряд с плоской носовой частью. (с баллистическим капсюлем)46,5 кг130 мм RHA при 90 °. (на 500 метров)120 мм115 мм105 мм
53-BP-540. (не использовался во время войны)Бронебойныйкумулятивный заряд27,44 кгRHA 250 мм при 90 °. (220 мм при 30 ° от вертикали). (120 мм при 60 ° от вертикали)
(военно-морской, модель 1915/1928)Полу- бронебойные51,07 кг136 мм RHA на 90 °. (на 100 метров). (128 мм на 500 метров)119 мм111 мм105 мм
53-G-530Дальнобойный бронебойныйгаубичный снаряд40 кгоколо 1 метра железобетона
53-G-545Дальнобойный бетонобойный снарядпушечный снаряд56 кг

Бронепробиваемость может варьироваться в зависимости от партии боеприпасов и различных RHA.

Советская военная служба

Зарубежная военная служба

Финляндия

В июне 1944 года, во время войны-продолжения, захваченный ИСУ-152 использовался финскими войсками. военный. Он был заброшен во время контратаки у Кярстилянярви после многочисленных выстрелов советских средних танков Т-34-85. Это было прямым результатом отсутствия у финского экипажа опыта и подготовки с ИСУ-152. Еще один трофейный был отремонтирован в Варкаус, Финляндия, но так и не участвовал в боях.

Польша

Польский ИСУ-152 выставлен в Музее Польской техники Войсковой в Варшаве.

В 1944 году более 30 ИСУ-152 были переданы Народной армии Польши. Вскоре после этого польские военные создали 25-й Польский самоходно-артиллерийский полк, который состоял из 10 ИСУ-152 и 22 ИСУ-122. В составе 1-го Польского танкового корпуса (в составе которого находились танки Т-34-76 и Т-34-85 ) полк принимал участие в боевых действиях на реке Ныса, находился на юго-западе Польши в марте 1945 года. В первые месяцы 1945 года польское командование начало формировать еще один полк ИСУ-152, но, имея слишком мало техники, вновь сформированный 13-й польский самоходно-артиллерийский полк получил два ИСУ-152 и две батареи в составе СУ-85. Этот полк принимал участие в битве за Берлин с апреля по май 1945 года.

После Второй мировой войны ИСУ-152 оставались на вооружении польской армии до начало 1960-х.

Чехословакия

В рамках военной помощи Советского Союза дружественным или просоветским странам по всему миру несколько ИСУ-152 были переданы чехословацким вооруженным силам после Вторая мировая война, действовавшая до конца 1950-х гг. For several decades it was the heaviest armored vehicle in the Czechoslovak People's Army, which used these to test newly-developed anti-tank obstacles.

Romania

The Romanian Army received ISU-152s during the 1950s; these were assigned to the artillery units of the 6th, 7th and 57th tank divisions of the Romanian Army. They were known as T-152 in Romanian service.

Yugoslavia

The Yugoslav Army had only one ISU-152 in its inventory. This sole vehicle was abandoned by units of the Soviet Red Army 's 2nd Ukrainian Front in 1944. In 1946, members of the Yugoslav 2nd Tank Brigade's first battalion, led by technical officer Stojimir Ilijevic – Guerrilla, recovered the self-propelled gun after five days of work. As a unique vehicle it was used by the Army's Tank School at Bela Crkva. After it was withdrawn from service, this single Yugoslav ISU-152 ended up as a practice target at the Manjača firing range.

China

In 1955, the Soviet Army moved out from Dalian in northeastern China, officially ending 10 years of military occupation. All weapons and armaments left behind by the Soviet Union were sold to the Chinese People's Liberation Army, including 67 ISU-152s; 45 were given to the newly-created 1st Mechanized Division of the PLA.

North Korea

During and after the Korean War, ISU-152s were operated by the Korean People's Army of North Korea.

Egypt

Captured Egyptian ISU-152 in the Yad la-Shiryon Museum, Israel.

In the early 1960s the Egyptian military received at least one regiment of ISU-152s. They were used during the Arab-Israeli conflicts between 1967 and 1973. They proved mostly ineffective and several were captured by the Israeli Defence Forces ; one is now on display in Yad la-Shiryon as shown here.

Iraq

A wrecked ISU-152 at Camp Fallujah, Iraq.

A few surviving examples were operational during the Iran–Iraq War and First Gulf War.

Survivors and memorials

The ISU-152 can be seen, exhibited or simply located, at different museums and memorials around the world. Some were used to create monuments.

References

External links

Wikimedia Commons has media related to ISU-152.
Последняя правка сделана 2021-05-23 08:39:49
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте