Исида

редактировать

Древнеегипетская богиня

Исида
Профиль женщины в древности Египетская одежда. У нее желтая кожа и головной убор в форме высокого стула. Составное изображение самой характерной египетской иконографии Исиды, частично основанное на изображениях из гробница Нефертари
Имя в иероглифах Египетский : ꜣst
Q1 X1 . H8 B1

Мероитик : Вос [а] или Вуса

V4 F1 M8
Главный культовый центрБехбейт эль-Хагар, Philae
SymbolTyet
Личная информация
РодителиГеб и Орех
Братья и сестрыОсирис, Сет, Нефтис, Гор Старший
КонсортОсирис, Мин, Серапис, Гор Старший
ПотомокГора, Мин, Четыре сына Гора

Исида (Древнеегипетский : ꜣst ; коптский : Ⲏⲥⲉ Ēse; древнегреческий : Ἶσις Исида; мероитский : 𐦥𐦣𐦯 Wos [a] или Wusa) была главной богиней в древнеегипетской религии, поклонение которой распространилось по греко-римскому миру. Впервые Исида упоминается в Древнем царстве (ок. 2686–2181 до н.э.) как одна из главных героинь мифа об Осирисе, в котором она воскрешает своего убитого мужа, божественного царя. Осирис, а также производит и защищает своего наследника, Гора. Считалось, что она помогает мертвым войти в загробную жизнь, как она помогала Осирису, и она считалась божественной матерью фараона, которого сравнивали с Гором. Ее материнская помощь была использована в исцелении заклинаниями на благо обычных людей. Первоначально она играла ограниченную роль в царских ритуалах и храмовых обрядах, хотя она была более заметной в погребальных обрядах и магических текстах. Обычно ее изображали в искусстве как женщину с троноподобным иероглифом на голове. Во время Нового царства (ок. 1550–1070 гг. До н. Э.), Поскольку она приобрела черты, которые изначально принадлежали Хатор, выдающейся богине прежних времен, Исида изображалась в головном уборе Хатор: солнечный диск между рогами коровы.

В первом тысячелетии до нашей эры Осирис и Исида стали самыми почитаемыми египетскими божествами, а Исида переняла черты многих других богинь. Правители Египта и его соседа на юге, Нубия, построили храмы, посвященные в первую очередь Исиде, и ее храм в Филах был религиозным центром как для египтян, так и для нубийцев. Ее предполагаемая магическая сила была больше, чем у всех других богов, и, как говорили, она защищала королевство от врагов, управляла небесами и миром природы и имела власть над судьбой сам.

В эллинистический период (323–30 гг. До н.э.), когда Египтом правили и заселяли греки, Исиде поклонялись греки и египтяне, а также новые бог, Серапис. Их поклонение распространилось на более широкий средиземноморский мир. Греческие приверженцы Исиды приписывали ей черты, взятые у греческих божеств, такие как изобретение брака и защита кораблей на море, и она сохранила прочные связи с Египтом и другими египетскими божествами, которые были популярны в эллинистическом мире., например Осирис и Гарпократ. Поскольку эллинистическая культура была поглощена Римом в первом веке до нашей эры, культ Исиды стал частью римской религии. Ее приверженцы составляли небольшую часть населения Римской империи, но их можно было найти по всей территории. Ее последователи разработали отличительные фестивали, такие как Navigium Isidis, а также церемонии посвящения, напоминающие таковые в других греко-римских мистических культах. Некоторые из ее преданных сказали, что она охватила все женские божественные силы в мире.

Поклонение Исиде закончилось возвышением христианства в четвертом и пятом веках нашей эры. Ее поклонение могло повлиять на христианские верования и обычаи, такие как почитание Марии, но доказательства этого влияния неоднозначны и часто противоречивы. Исида продолжает появляться в западной культуре, особенно в эзотерике и современном язычестве, часто как олицетворение природы или женский аспект божественность.

Содержание

  • 1 В Египте и Нубии
    • 1.1 Имя и происхождение
    • 1.2 Роли
      • 1.2.1 Жена и скорбящий
      • 1.2.2 Богиня-мать
      • 1.2.3 Богиня царствования и защита королевства
      • 1.2.4 Богиня магии и мудрости
      • 1.2.5 Небесная богиня
      • 1.2.6 Вселенская богиня
    • 1.3 Иконография
    • 1.4 Поклонение
      • 1.4.1 Взаимоотношения с королевской властью
      • 1.4.2 Храмы и фестивали
      • 1.4.3 Похороны
      • 1.4.4 Народное поклонение
  • 2 В греко-римском мире
    • 2.1 Распространение
    • 2.2 Роли
    • 2.3 Отношения с другими божествами
    • 2.4 Иконография
    • 2.5 Поклонение
      • 2.5.1 Приверженцы и священники
      • 2.5.2 Храмы и ежедневные обряды
      • 2.5.3 Личное поклонение
      • 2.5.4 Посвящение
      • 2.5.5 Фестивали
  • 3 Возможное влияние на христианство
  • 4 Влияние в более поздних культурах
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Цитаты
    • 7.2 Цитируемые работы
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки

В Египте и Нубии

Имя и происхождение

В то время как некоторые египетские божества ap возник в конце додинастического периода (до ок. 3100 г. до н. Э.), Ни Исида, ни ее муж Осирис не упоминались по имени до Пятой династии (ок. 2494–2345 г. до н. Э.). Надпись, которая может относиться к Исиде, относится к правлению Ньюсерре Ини в этот период, и она заметно фигурирует в Текстах пирамид, которые начали записывать в конце династии и содержание которой могло развиться гораздо раньше. Несколько отрывков в Текстах пирамид связывают Исиду с регионом дельты Нила около Бехбейт эль-Хагар и Себеннитоса, а также с ее культом возможно, возникла там.

Многие ученые сосредоточились на имени Исиды, пытаясь определить ее происхождение. Ее египетское имя было ꜣst, которое превратилось в ⲎⲤⲈ (Ēse) в коптской форме египетского, Wusa на меройском языке Нубии и Ἶσις, на котором ее современное имя основано на греческом. иероглифическое написание ее имени включает в себя знак престола, который Исида также носит на своей голове как знак своей личности. Символ служит фонограммой, записывая первые звуки в ее имени, но, возможно, он также представляет связь с реальными тронами. Египетский термин «трон» также был st и, возможно, имел общую этимологию с именем Исиды. Поэтому египтолог Курт Сете предположил, что она изначально была олицетворением престолов. Анри Франкфор согласился, полагая, что трон считался матерью короля, а значит, богиней, из-за его силы. сделать человека королем. Другие ученые, такие как Юрген Осинг и Клаус П. Кульман, оспаривают эту интерпретацию из-за несходства имени Исиды и слова, обозначающего трон, или отсутствия доказательств того, что трон когда-либо был обожествлен.

Роли

цикл мифов, окружающих смерть и воскресение Осириса, впервые был записан в Текстах пирамид и превратился в наиболее сложный и влиятельный из всех египетских мифов. Исида играет более активную роль в этом мифе, чем другие главные герои, так как он развивался в литературе от Нового царства (ок. 1550–1070 до н.э.) до птолемеев. Период (305–30 до н.э.), она стала самым сложным литературным персонажем из всех египетских божеств. В то же время она вобрала черты многих других богинь, расширив свое значение далеко за пределы мифа об Осирисе.

Жена и скорбящая

Терракотовая скульптура женщины с рукой на лбу Скульптура женщины, возможно, Исиды, в позе траура; пятнадцатый или четырнадцатый век до нашей эры

Исида является частью Эннеады Гелиополиса, семьи из девяти божеств, произошедших от бога-создателя Атума или Ра. Она и ее братья и сестры - Осирис, Сет и Нефтис - последнее поколение Эннеады, рожденное от Геба, бога земли, и Орех, богиня неба. Бог-создатель, изначальный правитель мира, передает свою власть мужским поколениям Эннеад, так что Осирис становится королем. Исида, которая является женой Осириса , а также его сестрой, является его королевой.

Сет убивает Осириса и, в нескольких версиях истории, расчленяет его труп. Исида и Нефтида вместе с другими божествами, такими как Анубис, ищут части тела своего брата и собирают его заново. Их усилия являются мифическим прототипом мумификации и других древнеегипетских погребальных обрядов. Согласно некоторым текстам, они также должны защищать тело Осириса от дальнейшего осквернения Сетом или его слугами. Исида - это воплощение скорбящей вдовы. Любовь и горе ее и Нефтиды по своему брату помогают вернуть его к жизни, как и чтение Исидой магических заклинаний. Погребальные тексты содержат речи Исиды, в которых она выражает свою скорбь по поводу смерти Осириса, ее сексуальное влечение к нему и даже гнев из-за того, что он ее бросил. Все эти эмоции играют роль в его возрождении, поскольку призваны побудить его к действию. Наконец, Исида восстанавливает дыхание и жизнь в теле Осириса и совокупляется с ним, зачав их сына Гора. После этого Осирис продолжает жить только в Дуате, или подземном мире. Но, произведя на свет сына и наследника, чтобы отомстить за его смерть и провести за него погребальные обряды, Исида добилась того, чтобы ее муж выжил в загробной жизни.

Роль Исиды в верованиях в загробную жизнь была основана на об этом в мифе. Она помогла вернуть души умерших людей к целостности, как она сделала для Осириса. Как и другие богини, такие как Хатор, она также выступала в роли матери умершего, обеспечивая защиту и питание. Таким образом, как и Хатор, она иногда принимала форму Иментет, богини запада, которая приветствовала умершую душу в загробной жизни как своего ребенка. Но на протяжении большей части истории Египта считалось, что мужские божества, такие как Осирис, обеспечивали регенеративные способности, включая сексуальную потенцию, которые имели решающее значение для возрождения. Считалось, что Исида просто помогает, стимулируя эту силу. Женские божественные силы стали более важными в верованиях в загробную жизнь в конце Нового Царства. В различных птолемеевых погребальных текстах подчеркивается, что Исида играла активную роль в зачатии Гора, сексуально стимулируя своего инертного мужа, некоторые украшения гробниц римского периода в Египте изображают Исиду в центральной роли в загробной жизни, а погребальный текст с той эпохи предполагает, что женщины считались способными присоединиться к свите Исиды и Нефтиды в загробной жизни.

Богиня-мать

Маленькая статуя сидящей женщины с головным убором из рогов и диска, держащей младенца на коленях Кормление Исиды Гора, седьмой век до н.э.

Исида - это считалась матерью Гора даже в самых ранних копиях Текстов пирамид. Тем не менее, есть признаки того, что Хатор изначально считалась его матерью, а другие традиции делают старшую форму Хоруса сыном Нут и братом Исиды и Осириса. Возможно, Исида стала матерью Гора только тогда, когда миф об Осирисе сформировался во времена Древнего Царства, но благодаря ее отношениям с ним она стала рассматриваться как воплощение материнской преданности.

В развитой форме Согласно мифу, Исида родила Гора после долгой беременности и тяжелых родов в зарослях папируса в дельте Нила. По мере того, как ее ребенок растет, она должна защищать его от Сета и многих других опасностей - змей, скорпионов и простых болезней. В некоторых текстах Исида путешествует среди людей и должна искать их помощи. Согласно одной из таких историй, с ней путешествуют и охраняют семь малых божеств-скорпионов. Они мстят богатой женщине, которая отказалась помочь Исиде, ужалив сына женщины, заставив богиню исцелить безупречного ребенка. Репутация Исиды как милосердного божества, готового облегчить человеческие страдания, во многом способствовала ее привлекательности.

Исида продолжает помогать своему сыну, когда он бросает вызов Сету, чтобы претендовать на царство, узурпированное Сетом, хотя иногда мать и сын изображается в конфликте, например, когда Гор обезглавливает Исиду, и она заменяет свою первоначальную голову головой коровы - миф о происхождении, объясняющий головной убор из коровьего рога, который носит Исида.

Материнский аспект Исиды расширился. и другим божествам. Тексты гробов из Среднего царства (ок. 2055–1650 гг. До н.э.) говорят о четырех сыновьях Гора, погребальных божествах, которые, как считалось, защищали внутренние органы из умерших были потомками Исиды и старшей формы Гора. В ту же эпоху Гор был синкретизирован с богом плодородия Мин, поэтому Исида считалась матерью Мин. Форма Мин, известная как Камутеф, «бык его матери», который олицетворял циклическое возрождение богов и царской власти, как говорили, оплодотворял свою мать, чтобы породить себя. Таким образом, Исида также считалась супругой Мин. Та же идеология царствования может лежать в основе традиции, обнаруженной в нескольких текстах, о том, что Гор изнасиловал Исиду. Амон, главное египетское божество Среднего и Нового царств, также взял на себя роль Камутефа, и когда он был в этой форме, Исида часто действовала как его супруга. Апис, бык, которому поклонялись как живому богу в Мемфисе, считался сыном Исиды, отцом которого был форма Осириса, известная как Осирис-Апис. Таким образом, биологическая мать каждого быка Аписа была известна как «корова Исида».

История в Весткарском папирусе из Среднего царства включает Исиду в группу богинь, которые служат повивальными бабками. во время доставки трех будущих королей. Она играет аналогичную роль в текстах Нового Царства, которые описывают божественно предписанное рождение правящих фараонов.

В Папирусе Весткара Исида называет имена троих детей по мере их рождения. Барбара С. Леско рассматривает эту историю как знак того, что Исида была способна предсказывать или влиять на будущие события, как и другие божества, руководившие рождением, такие как Шай и Рененутет. Тексты гораздо более поздних времен называют Исиду «хозяйкой жизни, повелительницей судьбы и судьбы» и указывают на то, что она контролирует Шай и Рененутет, как и другие великие божества, такие как Амон, в более ранние эпохи египетской истории. Управляя этими божествами, Исида определила продолжительность и качество человеческих жизней.

Богиня царствования и защиты королевства

Рельеф сидящей женщины в сложном головном уборе. У нее на коленях ребенок с короной в форме шапки, голову которой она качает. Исида держит на своих коленях царя Сети I, XIII век до н. э.

Гор был приравнен к каждому живому фараону, а Осирис - к умершим предшественникам фараона. Таким образом, Исида была мифологической матерью и женой королей. В Текстах пирамид ее первостепенное значение для короля было как одного из божеств, которые защищали его и помогали ему в загробной жизни. Ее известность в королевской идеологии выросла в Новом Королевстве. Храмовые барельефы того времени показывают, как царь кормит грудь Исиды; ее молоко не только исцелило ее ребенка, но и символизировало его божественное право на власть. Королевская идеология все больше подчеркивала важность цариц как земных двойников богинь, которые служили женами королю и матерями его наследникам. Первоначально самой важной из этих богинь была Хатор, атрибуты которой в искусстве были включены в короны королев. Но из-за ее собственных мифологических связей с королевой, Исида также получила те же титулы и регалии, что и человеческие королевы.

Действия Исиды по защите Осириса от Сета стали частью более крупного, более воинственного аспекта ее характера. Погребальные тексты Нового Царства изображают Исиду в барке Ра, когда он плывет по подземному миру, действуя как одно из нескольких божеств, которые покоряют заклятого врага Ра, Апеп. Короли также призвали ее защитную магическую силу против врагов людей. В ее птолемеевском храме в Филах, который лежал недалеко от границы с нубийскими народами, совершившими набеги на Египет, она описывалась как покровительница всей нации, более эффективная в битве, чем «миллионы людей». солдат », поддерживая птолемеевских царей и римских императоров в их усилиях по покорению врагов Египта.

Богиня магии и мудрости

Исида также была известна своей магической силой, которая позволил ей воскресить Осириса, защитить и исцелить Гора, а также за ее хитрость. Благодаря своим магическим знаниям, она была названа «умнее миллиона богов». В нескольких эпизодах истории Нового Царства «Сражения Гора и Сета » Исида использует эти способности, чтобы перехитрить Сета во время его конфликта с ее сыном. Однажды она трансформируется в молодую женщину, которая говорит Сету, что участвует в споре о наследстве, подобном узурпации Сета короны Осириса. Когда Сет называет эту ситуацию несправедливой, Исида насмехается над ним, говоря, что он считает себя неправым. В более поздних текстах она использует свои силы трансформации, чтобы сражаться и уничтожать Сета и его последователей.

Многие истории об Исиде появляются как Historiolae, прологи к магическим текстам, описывающие мифические события, связанные с цель, на которую направлено заклинание. В одном заклинании Исида создает змею, которая кусает Ра, который старше и больше ее, и заставляет его заболеть своим ядом. Она предлагает вылечить Ра, если он скажет ей свое настоящее, тайное имя - знание, несущее в себе несравненную силу. После долгого принуждения Ра говорит ей свое имя, которое она передает Хорусу, укрепляя его королевскую власть. Эта история может быть задумана как история происхождения, чтобы объяснить, почему магические способности Исиды превосходят магические способности других божеств, но поскольку она использует магию, чтобы подчинить Ра, история, кажется, рассматривает ее как обладающую такими способностями еще до того, как узнала его имя.

Небесная богиня

Многие из ролей, которые приобрела Исида, дали ей важное положение в небе. Отрывки в Текстах пирамид тесно связывают Исиду с Сопдет, богиней, представляющей звезду Сириус, чьи отношения со своим мужем Сах - созвездием Орионом - и их сын Сопду проводит параллель в отношениях Исиды с Осирисом и Гором. Гелиакальный восход Сириуса , непосредственно перед началом наводнения Нила, дал Сопдету тесную связь с наводнением и вызванным этим ростом растений. Отчасти из-за ее отношений с Сопдет Исида также была связана с потопом, который иногда приравнивался к слезам, которые она проливала по Осирису.

Во времена Птолемеев она была связана с дождем, который египетские тексты называют «Нилом». в небе"; с солнцем как защитником барка Ра; и с луной, возможно потому, что она была связана с греческой лунной богиней Артемидой общей связью с египетской богиней плодородия, Бастет. В гимнах, написанных в Филах, она названа «Госпожой Небес», чья власть над небом параллельна правлению Осириса над Дуатом и царствованию Гора на земле.

Вселенская богиня

Во времена Птолемеев сфера Исиды влияния может включать весь космос. Как божество, защищавшее Египет и поддерживавшее его царя, она имела власть над всеми народами и, как источник дождя, оживляла мир природы. Гимн Филы, который первоначально называет ее владычицей неба, продолжает расширять ее власть, поэтому в своей кульминации ее владычество охватывает небо, землю и Дуат. В нем говорится, что ее власть над природой питает людей, благословенных мертвых и богов. В других гимнах птолемеевского Египта на греческом языке она называется «прекрасной сущностью всех богов». В ходе истории Египта многие божества, большие и второстепенные, описывались в подобных великих терминах. Амон чаще всего описывался таким образом в Новом царстве, тогда как в римском Египте такие термины обычно применялись к Исиде. Такие тексты не отрицают существование других божеств, но рассматривают их как аспекты верховного божества, тип теологии, иногда называемый "".

В поздний, птолемеевский и римский периоды многие храмы содержали миф о сотворении, который адаптировал давние идеи о сотворении мира, чтобы отвести главные роли местным божествам. В Филах Исида описывается как создательница так же, как древние тексты говорят о работе бога Птаха, который, как говорят, спроектировал мир своим интеллектом и создал его. Как и он, Исида сформировала космос «через то, что ее сердце задумало и ее руки создали».

Как и другие божества на протяжении всей египетской истории, Исида имела множество форм в своих индивидуальных культовых центрах, и каждый культовый центр подчеркивал различные аспекты ее характер. Местные культы Исиды сосредоточились на отличительных чертах своего божества больше, чем на ее универсальности, тогда как некоторые египетские гимны Исиде рассматривают других богинь в культовых центрах со всего Египта и Средиземноморья как ее проявления. Текст в ее храме в Дендере гласит: «в каждом номе именно она находится в каждом городе, в каждом номе со своим сыном Гором».

Иконография

В древнеегипетском искусстве Исида чаще всего изображалась как женщина с типичными атрибутами богини: платье-футляр, папирусный посох в одной руке и анкх войдите в другой. Ее первоначальным головным убором был тронный знак, на котором написано ее имя. Она и Нефтис часто появляются вместе, особенно когда оплакивают смерть Осириса, поддерживают его на троне или защищают саркофаги мертвых. В таких ситуациях их руки часто закидываются в лицо в знак траура или протягиваются вокруг Осириса или умершего в знак своей защитной роли. В этих условиях их часто изображали в виде воздушных змеев или женщин с крыльями коршуна. Эта форма может быть вдохновлена ​​сходством между криками воздушных змеев и криками плачущих женщин или метафорой, сравнивающей поиск кормилицей падальи с поисками богинь их мертвого брата. Иногда Исида появлялась в других формах животных: как свиноматка, представляя ее материнский характер; как корова, особенно когда она связана с Apis; или как скорпион. Она также принимала форму дерева или женщины, выходящей из дерева, иногда предлагающей пищу и воду умершим душам. Эта форма намекала на материнское питание, которое она обеспечивала.

Начиная с Нового Царства, благодаря тесным связям между Исидой и Хатор, Исида взяла на себя такие атрибуты Хатор, как систрум погремушка и головной убор из коровьих рогов, вмещающий солнечный диск. Иногда оба головных убора сочетались, поэтому тронный символ располагался на солнечном диске. В ту же эпоху она начала носить знаки отличия человеческой королевы, такие как корона в форме коршуна на голове и королевский урей, или вздыбившаяся кобра, на лбу. Во времена Птолемея и Рима статуи и фигурки Исиды часто изображали ее в греческом скульптурном стиле с атрибутами, взятыми из египетских и греческих традиций. Некоторые из этих изображений по-новому отражали ее связь с другими богинями. Исида-Термутис, комбинация Исиды и Рененуте, олицетворяющая плодородие сельского хозяйства, изображалась в этом стиле в виде женщины с нижней частью тела змеи. Фигурки женщины, одетой в сложный головной убор и обнажающей свои гениталии, могут представлять Исиду-Афродиту.

Символ тает, имеющий форму петли, похожую на анх, появился на свет. считаться эмблемой Исиды, по крайней мере, еще во времена Нового Царства, хотя она существовала задолго до этого. Его часто делали из красной яшмы и сравнивали с кровью Исиды. Используемый как погребальный амулет, он, как говорили, давал ее защиту владельцу.

Поклонение

Отношения с королевской семьей

Несмотря на свое значение в мифе об Осирисе, Исида изначально была второстепенным божеством в идеологии, окружающей живущего царя. Она сыграла лишь небольшую роль, например, в Драматическом папирусе Рамессеума, сценарии королевских ритуалов, проводившихся в период правления Сенусрета I в Среднем царстве. Ее значение возросло в период Нового царства, когда она все больше была связана с Хатор и королевой людей.

В начале первого тысячелетия до нашей эры наблюдалось усиление внимания к семейной триаде Осириса, Исиды и Гора и бурный рост в популярности Исиды. В четвертом веке до нашей эры Нектанеб I из Тридцатой династии провозгласил Исиду своим божеством-покровителем, еще более привязав ее к политической власти. Королевство Куш, правившее Нубией с восьмого века до нашей эры до четвертого века нашей эры, впитало и адаптировало египетскую идеологию, окружающую царскую власть. Он приравнивал Исиду к кандаке, царице или царице-матери кушитского царя.

Птолемеевы греческие цари, правившие Египтом как фараоны 305–30 гг. до н.э. разработали идеологию, которая связала их как с египетскими, так и греческими божествами, чтобы укрепить свои претензии на престол в глазах своих греческих и египетских подданных. За столетия до этого греческие колонисты и посетители Египта проводили параллели между египетскими божествами и своими собственными, в процессе, известном как интерпретация грека. Геродот, грек писавший о Египте в V веке до нашей эры, сравнил Исиду с Деметрой, чьи мифические поиски дочери Персефоны напоминали поиски Исидой Осириса. Деметра была одним из немногих греческих божеств, которые были широко приняты египтянами во времена Птолемея, поэтому сходство между ней и Исидой обеспечивало связь между двумя культурами. В других случаях Исида была связана с Афродитой через сексуальные аспекты ее характера. Основываясь на этих традициях, первые два Птолемея продвигали культ нового бога Сераписа, который сочетал аспекты Осириса и Аписа с аспектами греческих богов, таких как Зевс и Дионис. Исида, изображаемая в эллинизированной форме, считалась супругой Сераписа, а также Осириса. Птолемей II, его сестра и жена Арсиноя II развили вокруг себя культ правителя, так что им поклонялись в тех же храмах, что и Серапис, Исида и Арсиноя был уподоблен Исиде и Афродите. Некоторые более поздние царицы Птолемея еще больше отождествляли себя с Исидой. Клеопатра III во втором веке до нашей эры использовала имя Исиды вместо своего собственного имени в надписях, и Клеопатра VII, последний правитель Египта до того, как он был присоединен к Риму., используется эпитет «новая Исида».

Храмы и фестивали

Изображение острова, видимого с другой стороны русло реки. На острове возвышается ряд каменных зданий, ворот и колоннад. Филы, как видно из острова Биге, нарисованного Дэвидом Робертсом в 1838 году

Вплоть до конца Нового царства культ Исиды был тесно связан с культом мужских божеств, таких как Осирис, Мин или Амон. Ей обычно поклонялись вместе с ними как их матери или супруге, и особенно широко ей поклонялись как матери различных местных форм Гора. Тем не менее, у нее было независимое духовенство в некоторых местах и, по крайней мере, один собственный храм в культовом центре Осириса в Абидосе во время позднего Нового Царства.

Самые ранние известные крупные храмы Исиды были Исейон в Бехбейт эль-Агар в северном Египте и Филах на крайнем юге. Оба начали строительство во время Тридцатой династии и были завершены или расширены царями Птолемея. Благодаря широкой известности Исиды, Фила привлекала паломников со всего Средиземного моря. Многие другие храмы Исиды возникли во времена Птолемеев, начиная от Александрии и Канопуса на побережье Средиземного моря до границы Египта с Нубией. Ряд храмов Исиды находился в этом регионе, простираясь от Фил на юг до Махарраки, и были местами поклонения как египтянам, так и различным нубийским народам. Нубийцы Куша построили свои собственные храмы Исиде на таких территориях, как Вад бан Нака, в том числе один в их столице, Мероэ.

Самым частым храмовым обрядом для любого божества был ежедневный ритуал подношения, при котором жрецы облачались в культовый образ божества и предлагали ему пищу. В римские времена храмы Исиды в Египте могли быть построены либо в египетском стиле, в котором культовый образ находился в уединенном святилище, доступном только священникам, либо в греко-римском стиле, в котором преданным разрешалось видеть культовый образ. К тому времени греческая и египетская культуры сильно перемешались, и, возможно, между прихожанами Исиды не было этнического разделения. Те же люди, возможно, молились Исиде за пределами храмов в египетском стиле и перед ее статуей внутри храмов в греческом стиле.

Храмы отмечали множество фестивалей в течение года, некоторые общенациональные, а некоторые очень местные. В течение месяца Хояк по всему Египту проводились сложные серии обрядов для Осириса, и Исида и Нефтида играли важную роль в этих обрядах, по крайней мере, в период Нового Царства. Во времена Птолемея две женщины играли роли Исиды и Нефтиды во время Кояка, пели или воспевали в трауре по своему мертвому брату. Их песнопения сохранились в Праздничных песнях Исиды и Нефтиды и.

Со временем развились фестивали, посвященные Исиде. Во времена Римской империи египтяне по всей стране отмечали ее день рождения, Амезисию, пронося через свои поля местную культовую статую Исиды, вероятно, отмечая ее способность к плодородию. Священники в Филах проводили фестиваль каждые десять дней, когда культовая статуя Исиды посещала соседний остров Бигех, который, как говорили, был местом захоронения Осириса, и священники совершали для него погребальные обряды. Культовая статуя также посещала соседние храмы на юге, даже в течение последних веков активности в Филах, когда этими храмами управляли нубийские народы, не входившие в состав Рима.

Христианство стало доминирующей религией в Римской империи, включая Египет, в четвертом и пятом веках нашей эры. Египетские храмовые культы вымерли постепенно и в разное время из-за недостатка средств и христианской враждебности. В храме Исиды в Филах, поддерживаемом его нубийскими прихожанами, по крайней мере до середины V века н. Э. Все еще существовали организованные священники и проводились регулярные праздники, что сделало его последним полностью функционирующим храмом в Египте.

Погребальные

Исиды, слева, и Нефтида в роли воздушных змеев возле гроба мумии, XIII век до н.э.

Во многих заклинаниях в Текстах пирамид Исида и Нефтида помогают умершему королю достичь загробной жизни.. В «Текстах о гробах из Среднего царства» Исида появляется все еще чаще, хотя в этих текстах Осирису приписывают воскрешение мертвых чаще, чем ей. Источники Нового Царства, такие как Книга Мертвых, описывают Исиду как защищающую души умерших, когда они сталкиваются с опасностями в Дуате. Они также описывают Исиду как члена божественных советов, которые оценивают моральную праведность душ перед тем, как допустить их в загробную жизнь, и она появляется в виньетках, стоя рядом с Осирисом, когда он председательствует на этом трибунале.

Исида и Нефтида приняли участие в похоронных церемониях, где две рыдающие женщины, как и на празднике в Абидосе, оплакивали умершего, как две богини оплакивали Осириса. Исида часто изображалась или упоминалась в погребальном инвентаре: на саркофагах и канопических сундуках как одна из четырех богинь, защищавших Четырех Сынов Гора, в гробницах, предлагающих свое живительное молоко мертвым, и в амулеты тает, которые часто надевали на мумии, чтобы гарантировать, что сила Исиды защитит их от вреда. В поздних погребальных текстах заметно фигурирует ее траур по Осирису, и один из таких текстов, одна из Книг дыхания, якобы был написан ею для Осириса. В нубийской погребальной религии Исида считалась более значимой, чем ее муж, потому что она была активным партнером, в то время как он только пассивно получал подношения, которые она сделала, чтобы поддержать его в загробной жизни.

Народное поклонение

В отличие от многих египетских божеств, к Исиде редко обращались в молитвах или вызывались личными именами до конца Нового царства. Начиная с Позднего периода, она стала одним из божеств, наиболее часто упоминаемых в этих источниках, которые часто относятся к ее доброму характеру и ее готовности отвечать тем, кто взывает к ней о помощи. Сотни тысяч амулетов и статуй Исиды, кормящей Гора, были изготовлены в течение первого тысячелетия до нашей эры, а в римском Египте она была среди божеств, наиболее часто изображаемых в домашнем религиозном искусстве, таком как фигурки и панно.

Исида была известна в магических текстах со времен Среднего царства. Опасности, с которыми Хорус сталкивается в детстве, часто встречаются в магических заклинаниях исцеления, в которых усилия Исиды по его исцелению расширяются, чтобы вылечить любого пациента. Во многих из этих заклинаний Исида вынуждает Ра помочь Хорусу, заявляя, что она остановит движение солнца по небу, если ее сын не вылечится. Другие заклинания приравнивали беременных женщин к Исиде, чтобы гарантировать, что они благополучно родят своих детей.

Египетская магия начала включать христианские концепции, когда христианство было установлено в Египте, но египетские и греческие божества продолжали появляться в заклинаниях еще долго после их рождения. храмовое поклонение прекратилось. Заклинания, которые могут датироваться шестым, седьмым или восьмым веками н.э., вызывают имя Исиды рядом с христианскими фигурами.

В греко-римском мире

Распространение

Склон холма, усеянный сломанные колонны. Целый ряд колонн, поддерживающих фронтон, до сих пор стоит. Остатки храма Исиды на Делос Храм Исиды в Помпеи

Культы, основанные в определенном городе или нации, были нормой во всем древнем мире до середины и конца первого века. тысячелетие до нашей эры, когда усиление контактов между различными культурами позволило некоторым культам распространиться более широко. Греки знали о египетских божествах, включая Исиду, по крайней мере, еще в архаическом периоде (ок. 700–480 г. до н. Э.), А ее первый известный храм в Греции был построен в IV веке до н. Египтяне, жившие в Афинах. завоевания Александра Македонского в конце того века создали эллинистические царства вокруг Средиземного моря и Ближнего Востока, включая Птолемеевский Египет, и значительно сблизили греческие и негреческие религии. В результате распространение культур позволило многим религиозным традициям распространиться в эллинистическом мире за последние три века до нашей эры. Новые мобильные культы в значительной степени адаптировались для людей из самых разных культур. Культы Исиды и Сераписа были среди тех, которые расширились таким образом.

Распространенные купцами и другими средиземноморскими путешественниками, культы Исиды и Сераписа были основаны в греческих портовых городах в конце четвертого века до нашей эры и распространились по всей Греции и Малой Азии в течение третьего и второго веков. Греческий остров Делос был ранним культовым центром обоих божеств, а его статус торгового центра сделал его плацдармом для распространения египетских культов в Италии. Исиде и Серапису также поклонялись в разных местах в Империи Селевкидов, эллинистическом царстве на Ближнем Востоке, на востоке до Ирана, хотя они исчезли из региона, когда Селевкиды потеряли свою восточную территорию до Парфянской империи.

греки считали египетскую религию экзотической и иногда причудливой, но полной древней мудрости. Как и другие культы из восточных регионов Средиземноморья, культ Исиды привлекал греков и римлян, играя на своем экзотическом происхождении, но форма, которую он принял после достижения Греции, была сильно эллинизирована.

культ Исиды достиг Италии и Римская сфера влияния в какой-то момент во втором веке до нашей эры. Это был один из многих культов, которые были введены в Рим, когда территория Римской республики расширилась в последние века до нашей эры. Власти республики пытались определить, какие культы были приемлемыми, а какие нет, как способ определения римской культурной идентичности на фоне культурных изменений, вызванных экспансией Рима. В случае с Исидой святыни и алтари были воздвигнуты на Капитолийском холме, в самом центре города, частными лицами в начале I века до нашей эры. Независимость ее культа от контроля римских властей делала это потенциально тревожным для них. В 50-х и 40-х годах до нашей эры, когда кризис Римской республики заставил многих римлян опасаться нарушения мира между богами, римский сенат уничтожил эти святыни, хотя это не запретило Исиду полностью покинуть город.

египетские культы столкнулись с новой враждебностью во время последней войны Римской республики (32-30 до н.э.), когда Рим во главе с Октавиан, будущий император Август, сражался с Египтом при Клеопатре VII. После победы Октавиана он запретил святыни Исиды и Сераписа в пределах померия, внутренней священной границы города, но разрешил их в некоторых частях города за пределами померия, тем самым обозначив египетских божеств как неримских, но приемлемых в Рим. Несмотря на временное изгнание из Рима во время правления Тиберия (14–37 гг. Н. Э.), Египетские культы постепенно стали общепринятой частью римского религиозного ландшафта. императоры Флавиев в конце I века н.э. относились к Серапису и Исиде как к покровителям своего правления во многом так же, как и к традиционным римским божествам, таким как Юпитер и Минерва. Даже в процессе интеграции в римскую культуру поклонение Исиде приобрело новые черты, подчеркивающие его египетское происхождение.

Культы также распространились на западные провинции Рима, начиная с побережья Средиземного моря в период ранней империи. раз. На пике своего развития в конце второго и начале третьего веков нашей эры Исиде и Серапису поклонялись в большинстве городов по всей западной империи, хотя в сельской местности они почти не присутствовали. Их храмы были обнаружены от Петры и Пальмиры, в Арабских и сирийских провинциях, до Италики в Испания и Лондиниум в Британии. К этому времени они были наравне с местными римскими божествами.

Роли

Мраморная фигура женщины, держащей в одной руке погремушку, а в другой кувшин. Римская статуя Исиды, первый или второй век н.э. Она держит систрум и кувшин с водой, хотя эти атрибуты были добавлены при обновлении семнадцатого века.

Культ Исиды, как и другие в греко-римском мире, не имел твердой догмы и своих верований. и методы, возможно, оставались лишь частично похожими, поскольку они распространились по региону и эволюционировали с течением времени. Греческие ареталогии, восхваляющие Исиду, предоставляют большую часть информации об этих верованиях. Части этих ареталогий очень напоминают идеи позднеегипетских гимнов, таких как гимны Филах, в то время как другие элементы полностью греческие. Другая информация взята из Плутарха (ок. 46–120 н. Э.), Чья книга «Об Исиде и Осирисе» интерпретирует египетских божеств, основываясь на его философии среднего платонизма, и из нескольких работ Греческая и латинская литература, относящаяся к поклонению Исиде, особенно роман Апулея (ок. 125–180 гг. Н. Э.), Известный как «Метаморфозы» или Золотой осел, который заканчивается описанием того, как главная героиня видит богиню и становится ее поклонницей.

Разрабатывая роль Исиды как жены и матери в мифе об Осирисе, ареталогии называют ее изобретательницей брака и отцовство. Она использовалась для защиты рожениц и в древнегреческих романах, таких как Эфесская сказка, для защиты их девственности. Некоторые древние тексты называли ее покровительницей женщин в целом. Ее культ, возможно, служил продвижению женской автономии в ограниченном смысле, с силой и авторитетом Исиды, служащими прецедентом, но в мифе она была предана своим мужем и сыну и никогда не была полностью независима от них. Ареталогии показывают неоднозначное отношение к независимости женщин: один говорит, что Исида делала женщин равными с мужчинами, тогда как другой говорит, что она делала женщин подчиненными их мужьям.

Исиду часто характеризовали как богиню луны, что соответствует солнечным характеристикам Сераписа.. В более общем плане она также считалась космической богиней. В различных текстах утверждается, что она организовала поведение солнца, луны и звезд, управляя временем и временами года, что, в свою очередь, гарантировало плодородие земли. Эти тексты также приписывают ей изобретение сельского хозяйства, установление законов, а также разработку или продвижение других элементов человеческого общества. Эта идея восходит к древним греческим традициям о роли различных греческих божеств и культурных героев, включая Деметру, в создании цивилизации.

Она также наблюдала за морями и гаванями. Моряки оставили надписи, призывающие ее обеспечить безопасность и удачу их плаваний. В этой роли ее звали Исида Пелагия, «Изида Морская» или Исида Фария, имея в виду парус или остров Фарос, место Александрийского маяка. Эта форма Исиды, появившаяся в эллинистические времена, могла быть вдохновлена ​​египетскими изображениями Исиды в барке, а также греческими божествами, которые защищали мореплавание, такими как Афродита. Исида Пелагия приобрела дополнительное значение в Риме. Продовольствие Рима зависело от поставок зерна из его провинций, особенно из Египта. Поэтому Исида гарантировала плодородные урожаи и защищала корабли, которые перевозили полученную пищу по морям - и, таким образом, обеспечивала благополучие империи в целом. Считалось, что ее защита государства распространялась на армии Рима, как это было в птолемеевском Египте, и ее иногда называли Исидой Инвикта, «Непокоренная Исида». Ее роли были настолько многочисленны, что ее стали называть мирионимос, «одна с бесчисленными именами», и пантеей, «богиней всего».

И Плутарх, и более поздний философ, Прокл, упомянули скрытую статую египетской богини Нейт, которую они объединили с Исидой, сославшись на ее универсальность и загадочную мудрость. На нем были слова: «Я - все, что было, есть и буду; и ни один смертный никогда не поднимал мою мантию».

Также говорилось, что Исида приносит пользу своим последователям в загробной жизни, что не особо подчеркивалось в греческой и римской религии. Золотой осел и надписи, оставленные прихожанами Исиды, предполагают, что многие из ее последователей думали, что она гарантирует им лучшую загробную жизнь в обмен на их преданность. Они непоследовательно характеризовали эту загробную жизнь. Некоторые говорили, что они получат пользу от оживляющей воды Осириса, в то время как другие ожидали отплыть к Удачливым островам греческой традиции.

Как и в Египте, Исида, как говорили, имела власть над судьбой, что в традиционных Греческая религия была силой, которой не могли сопротивляться даже боги. Валентино Гаспарини говорит, что этот контроль над судьбой объединяет разрозненные черты Исиды. Она управляет космосом, но также избавляет людей от их сравнительно незначительных несчастий, и ее влияние распространяется на царство смерти, которое «индивидуально и универсально одновременно».

Отношения с другими божествами

Фреска сидящей женщины с коброй, обернутой вокруг ее руки, держащей руку стоящей женщины с небольшими рогами на голове Исида, приветствующая Ио в Египте, с фрески в Помпеи, I век н.э.

Более чем дюжине египетских божеств поклонялись за пределами Египта в эллинистические и римские времена в серии взаимосвязанные культы, хотя многие из них были довольно незначительными. Из наиболее важных из этих божеств Серапис был тесно связан с Исидой и часто появлялся с ней в искусстве, но Осирис оставался центральным в ее мифе и занимал видное место в ее ритуалах. Храмы Исиды и Сераписа иногда стояли рядом друг с другом, но редко когда один храм был посвящен обоим. Осирис, как мертвое божество, в отличие от бессмертных богов Греции, казался грекам странным и играл лишь незначительную роль в египетских культах в эллинистические времена. Во времена Римской империи он, подобно Дионису, стал символом радостной загробной жизни, и культ Исиды все больше сосредоточивался на нем. Гор, часто под именем Гарпократ, также появлялся в храмах Исиды как ее сын от Осириса или Сераписа. Он перенял черты греческих божеств, таких как Аполлон, и служил богом солнца и урожая. Еще одним членом группы был Анубис, который был связан с греческим богом Гермесом в его эллинизированной форме Германубисом. Также иногда говорили, что Исида училась своей мудрости или даже была дочерью Тота, египетского бога письма и знаний, который был известен в греко-римском мире как Гермес Трисмегист..

Исида также имела обширную сеть связей с греческими и римскими божествами, а также с некоторыми из других культур. Она не была полностью интегрирована в греческий пантеон, но в разное время ее приравнивали к множеству греческих мифологических персонажей, включая Деметру, Афродиту или Ио, женщину-человека, которую превратили в корову и преследовали богиней Герой из Греции в Египет. Культ Деметры оказал особенно важное влияние на поклонение Исиде после ее прибытия в Грецию. На отношения Исиды с женщинами повлияло ее частое уравнение с Артемидой, у которой была двойная роль девственной богини и покровительницы плодородия. Из-за власти Исиды над судьбой она была связана с греческими и римскими олицетворениями удачи, Тихе и Фортуной. В Библ в Финикии во втором тысячелетии до нашей эры Хатор почиталась как форма местной богини Баалат Гебал ; Исида постепенно заменила Хатор там в течение первого тысячелетия до нашей эры. В Норикуме в Центральной Европе Исида была синкретизирована с местным божеством-покровителем Нореей, а в Петре она могла быть связана с арабской богиней аль-Уззой. Римский автор Тацит сказал Исиде поклонялись свебы, германский народ, живущий за пределами империи, но он, возможно, ошибся германской богиней для Исиды, потому что, как и она, богиня символизировалась кораблем.

Многие из ареталогий включают длинные списки богинь, с которыми была связана Исида. Эти тексты рассматривают все перечисленные ими божества как ее формы, предполагая, что в глазах авторов она была суммодеистическим существом: единственной богиней для всего цивилизованного мира. В римском религиозном мире многие божества назывались «едиными» или «уникальными» в подобных религиозных текстах. В то же время эллинистические философы часто считали объединяющий абстрактный принцип космоса божественным. Многие из них переосмыслили традиционные религии, чтобы соответствовать их представлению об этом высшем существе, как это сделал Плутарх с Исидой и Осирисом. В «Золотом осле» Исида говорит: «Моя единственная личность проявляет аспекты всех богов и богинь» и что ей «поклоняются во всем мире в различных формах, с различными обрядами и под множеством имен», хотя египтяне и нубийцы используют ее настоящее имя Исида. Но когда она перечисляет формы поклонения ей различных средиземноморских народов, она упоминает только женские божества. Греко-римские божества были жестко разделены по половому признаку, что ограничивало то, насколько универсальной могла быть Исида. Одна ареталогия избегает этой проблемы, называя Исиду и Сераписа, которые, как часто говорят, относили к множеству богов мужского пола, двумя «уникальными» божествами. Точно так же и Плутарх, и Апулей ограничивают важность Исиды, рассматривая ее как в конечном итоге подчиненную Осирису. Утверждение о том, что она уникальна, должно было подчеркнуть ее величие больше, чем сделать точное богословское утверждение.

Иконография

Изображения Исиды, сделанные за пределами Египта, были эллинистическими по стилю, как и многие другие изображения. из нее изготовлены в Египте в эллинистические и римские времена. Атрибуты, которые она носила, сильно различались. Иногда она носила головной убор из хаторического коровьего рога, но греки и римляне уменьшили его размер и часто интерпретировали как полумесяц. Она также могла носить головные уборы из листьев, цветов или колосьев. Среди других общих черт были пряди волос и сложная мантия, завязанная большим узлом на груди, что происходило из обычной египетской одежды, но считалось символом богини за пределами Египта. В руках она могла нести урей или систрум, оба взяты из ее египетской иконографии, или ситуула, сосуд, используемый для возлияния воды или молока, которые совершались в культе Исиды..

Как Исида-Фортуна или Исида-Тихе, она держала руль, символизирующий власть судьбы, в правой руке и рог изобилия, символизирующий изобилие, в левой. Как Исида Фария она носила плащ, который развевался за ней, как парус, а как Исида Лактанс она кормила Гарпократа. Время от времени ее показывали стоящей ступней на небесной сфере, представляя ее контроль над космосом. Разнообразные образы возникли из ее различных ролей; как говорит Роберт Стивен Бианки, «Исида могла представлять что угодно для кого угодно и могла быть представлена ​​любым вообразимым образом».

Поклонение

Приверженцы и жрецы

Как и большинство культов того времени, Исида культ не требовал, чтобы его приверженцы поклонялись исключительно Исиде , и уровень их приверженности, вероятно, сильно варьировался. Некоторые преданные Исиды служили священниками в различных культах и ​​прошли несколько посвящений, посвященных разным божествам. Тем не менее многие подчеркивали свою сильную преданность ей, а некоторые считали ее центром своей жизни. Они были среди очень немногих религиозных групп в греко-римском мире, которые имели для себя отличительное имя, примерно эквивалентное «евреям» или «христианам», что могло указывать на то, что они определяли себя по своей религиозной принадлежности. Однако слово - Isiacus или «Isiac» - использовалось редко.

Исиаки составляли очень небольшую часть населения Римской империи, но они происходили из всех слоев общества, из рабы и вольноотпущенники высших сановников и членов императорской семьи. Древние источники предполагают, что Исида была популярна среди низших социальных слоев, что может служить причиной того, почему власти Римской республики, обеспокоенные межклассовой борьбой, относились к ее культу с подозрением. Женщины были более широко представлены в культе Исиды, чем в большинстве греко-римских культов, и в имперские времена они могли служить жрицами на многих из тех же должностей в иерархии, что и их коллеги-мужчины. Женщины составляют гораздо меньше половины исаков, известных по надписям, и редко числятся среди высших священников, но поскольку женщины недостаточно представлены в римских надписях, их участие могло быть больше, чем записано. Несколько римских писателей обвиняли культ Исиды в поощрении распущенности между женщинами. Хайме Альвар предполагает, что культ вызвал подозрение у мужчин просто потому, что давал женщинам возможность действовать вне контроля их мужей.

Жрецы Исиды были известны своими характерными бритыми головами и белой льняной одеждой, обе характеристики заимствованы из египетских священников. и их требования ритуальной чистоты. Храм Исиды мог включать в себя несколько разрядов священников, а также различные культовые ассоциации и специализированные обязанности мирских преданных. Нет никаких свидетельств того, что иерархия контролировала несколько храмов, и каждый храм вполне мог функционировать независимо от других.

Храмы и ежедневные обряды

См. Заголовок Фреска собрания Исиды, I век н.э. Один священник разводит огонь, а другой держит сосуд со священной водой у дверей храма, окруженного сфинксами.

Храмами египетских божеств за пределами Египта, такими как Красная Базилика в Пергам, Храм Исиды в Помпеях или Iseum Campense в Риме были построены в основном в греко-римском стиле, но, как и египетские храмы, были окружены большие дворы, огороженные стенами. Они были украшены произведениями искусства на египетскую тематику, иногда включая предметы старины, привезенные из Египта. Их планировка была более сложной, чем у традиционных римских храмов, и включала комнаты для размещения священников и различных ритуальных функций, а также культовую статую богини в уединенном святилище. В отличие от египетских культовых изображений, эллинистические и римские статуи Исиды были в натуральную величину или больше. Ежедневный ритуал по-прежнему заключался в том, чтобы каждое утро одевать статую в изысканную одежду и совершать возлияния, но в отличие от египетской традиции, священники разрешали обычным приверженцам Исиды видеть культовую статую во время утреннего ритуала, молиться ей напрямую и петь гимны до этого.

Еще одним объектом почитания в этих храмах была вода, которая считалась символом вод Нила. Храмы Исиды, построенные в эллинистические времена, часто включали подземные цистерны, в которых хранилась эта священная вода, поднимая и опуская уровень воды, имитируя наводнение Нила. Во многих римских храмах вместо этого использовался кувшин с водой, которому поклонялись как культовому изображению или проявлению Осириса.

Личное поклонение

Римское ларария, или домашние святыни, содержали статуэтки из пенатов, разнообразной группы защитных божеств, выбранных на основе предпочтений членов семьи. Исида и другие египетские божества были обнаружены в Ларарии в Италии с конца I века до н.э. до начала четвертого века нашей эры.

Культ требовал от своих приверженцев как ритуальной, так и моральной чистоты, периодически требуя ритуальных ванн или дней -длительные периоды полового воздержания. Изиаки иногда проявляли свое благочестие в нерегулярных случаях, воспевая хвалу Изиде на улицах или, в форме покаяния, публично объявляя о своих проступках.

Некоторые храмы греческих божеств, включая Сераписа, практиковали инкубацию, когда прихожане спали в храме, надеясь, что бог явится им во сне и даст им совет или исцелит их недуги. Некоторые ученые считают, что такая практика имела место в храмах Исиды, но нет убедительных доказательств того, что это было так. Однако считалось, что Исида общается через сны при других обстоятельствах, в том числе для призывания прихожан к прохождению инициации.

Посвящение

Некоторые храмы Исиды совершали таинственные обряды до инициировать новых членов культа. Утверждалось, что эти обряды имеют египетское происхождение и, возможно, основывались на скрытных тенденциях некоторых египетских обрядов. Однако в основном они основывались на греческих мистериальных культах, особенно на Элевсинских мистериях, посвященных Деметре, окрашенных египетскими элементами. Хотя мистериальные обряды являются одними из самых известных элементов греко-римского культа Исиды, известно, что они совершались только в Италии, Греции и Малой Азии. Дав преданному драматическое, мистическое переживание богини, посвящения добавляли эмоциональной напряженности процессу присоединения к ее последователям.

Золотой осел, описывая, как главный герой присоединяется к культу Исиды, дает единственное подробное описание Инициация Isiac. Мотивы Апулея писать о культе и точность его беллетризованного описания вызывают много споров. Но это описание в целом согласуется с другими свидетельствами о посвящениях, и ученые в значительной степени полагаются на него при изучении предмета.

В древних таинственных обрядах использовались разнообразные интенсивные переживания, такие как ночная тьма, прерываемая ярким светом и громкой музыкой. и шум, чтобы подавить их чувства и дать им интенсивный религиозный опыт, который ощущался как прямой контакт с богом, которому они посвятили себя. Главный герой Апулея, Луций, проходит серию посвящений, хотя подробно описан только первый. Войдя ночью в самую сокровенную часть храма Исиды, он говорит: «Я подошел к границе смерти и, ступив на порог Прозерпины, я прошел через все элементы и вернулся. Ночью я увидел солнце, вспыхивающее ярким светом, я столкнулся лицом к лицу с богами внизу и богами наверху и оказал им почтение из близкого расстояния ». Это загадочное описание предполагает, что символическое путешествие посвященного в мир мертвых было уподоблено возрождению Осириса, а также путешествию Ра через подземный мир в египетском мифе, возможно, подразумевая, что Исида вернула посвященного из смерти, как она сделала своего мужа.

Фестивали

Римские календари перечисляли два самых важных праздника Исиды еще в первом веке нашей эры. Первым праздником был Navigium Isidis в марте, который отмечал влияние Исиды на море и служил молитвой за безопасность моряков и, в конечном итоге, римского народа и его лидеров. Он состоял из тщательно продуманной процессии, в которую входили жрецы и преданные Исиды в самых разных костюмах и священных символах, несущие модель корабля из местного храма Исиды к морю или к близлежащей реке. Другой был в конце октября - начале ноября. Как и его египетский предшественник, фестиваль Хояк, Исия включала в себя ритуальную реконструкцию поисков Исидой Осириса, за которой последовало ликование, когда было найдено тело бога. Еще несколько второстепенных фестивалей были посвящены Исиде, в том числе Пелусия в конце марта, которая, возможно, знаменовала рождение Гарпократа, и Лихнапсия, или фестиваль с освещением ламп, который отмечал саму Исиду. рождения 12 августа.

Праздники Исиды и других политеистических божеств отмечались на протяжении всего четвертого века нашей эры, несмотря на рост христианства в ту эпоху и преследования язычников К концу века это усилилось. Исия праздновалась, по крайней мере, в 417 году нашей эры, а Navigium Isidis продолжалась вплоть до шестого века. Религиозное значение всех римских праздников все чаще забывали или игнорировали, хотя обычаи продолжались. В некоторых случаях эти обычаи стали частью объединенной классической и христианской культур раннего средневековья.

Возможное влияние на христианство

Картина сидящей женщины с ребенком на коленях, предлагающей ребенку одну из своих грудей Исида Лактанс, держащая Гарпократа на египетской фреске четвертого века нашей эры

A Спорный вопрос об Исиде - повлиял ли ее культ на христианство. Некоторые обычаи Исиды могли входить в число языческих религиозных обрядов, включенных в христианские традиции по мере христианизации Римской империи. Андреас Альфельди, например, утверждал в 1930-х годах, что средневековый карнавал фестиваль, на котором несли модель лодки, развился из Navigium Isidis.

Большое внимание фокусируется на том, были ли черты христианства заимствованы из языческих мистических культов, в том числе Исиды. Более преданные члены культа Исиды взяли на себя личное обязательство перед божеством, которое они считали выше других, как это делали христиане. И христианство, и культ Исиды имели обряд посвящения: мистерии Исиды, крещение в христианстве. Одна из общих тем мистических культов - бог смерть и воскресение, которые могут быть связаны с благополучием отдельного поклонника в загробной жизни - напоминает центральную тему христианства. Предположение о том, что основные верования христианства были взяты из мистических культов, вызывает жаркие споры на протяжении более 200 лет. В ответ на эти разногласия и Хью Боуден, и Хайме Альвар, ученые, изучающие древние мистические культы, предполагают, что сходство между христианством и мистическими культами было вызвано не простым заимствованием идей, а их общим происхождением: греко-римской культурой, в которой все они развились.

Сходства между Исидой и Марией, матерью Иисуса, также были изучены. Они стали предметом споров между христианами-протестантами и католической церковью, поскольку многие протестанты утверждали, что католическое почитание Марии является пережитком язычества. Классик Р. Э. Витт видел в Исиде «великую предшественницу» Марии. Он предположил, что обращенные в христианство, которые ранее поклонялись Исиде, увидели бы Марию во многом так же, как их традиционная богиня. Он отметил, что у них было несколько общих сфер влияния, таких как сельское хозяйство и защита моряков. Он сравнил титул Марии «Богородица » с эпитетом Исиды «мать бога», а Марии «царица небес » с «царицей небес Исиды. ". Стефан Бенко, историк раннего христианства, утверждает, что на преданность Марии глубоко повлияло поклонение нескольким богиням, а не только Исиде. Напротив, Джон МакГакин, церковный историк, говорит, что Мария вобрала в себя внешние черты этих богинь, такие как иконография, но основы ее культа были полностью христианскими.

Изображения Исиды с Гором на коленях часто упоминаются как влияющие на иконографию Марии, особенно изображения Мадонны-кормилицы, поскольку изображения кормящих женщин были редкостью в древний средиземноморский мир за пределами Египта. Винсент Тран Там Тинь указывает, что последние изображения Исиды, ухаживающей за Гором, датируются четвертым веком нашей эры, а самые ранние изображения Марии, кормящей Иисуса, датируются седьмым веком нашей эры. Сабрина Хиггинс, опираясь на свое исследование, утверждает, что если и существует связь между иконографиями Исиды и Марии, то она ограничивается изображениями Кормильской Мадонны из Египта. Напротив, Томас Ф. Мэтьюз и Норман Мюллер считают, что поза Исиды на панно поздней античности повлияла на несколько типов икон Марии внутри и за пределами Египта. Элизабет Больман говорит, что эти ранние египетские изображения Марии, кормящей Иисуса, должны были подчеркнуть его божественность, так же как изображения кормящих богинь в древнеегипетской иконографии. Хиггинс утверждает, что такое сходство доказывает, что образы Исиды повлияли на образы Марии, но не то, что христиане намеренно переняли иконографию Исиды или другие элементы ее культа.

Влияние в более поздних культурах

Статуя женщины на троне, покрытой покрывалом Исида как завуалированная «богиня жизни» в Национальном историческом памятнике Герберта Гувера

Память об Исиде пережила исчезновение ее поклонения. Подобно грекам и римлянам, многие современные европейцы считали Древний Египет обителью глубокой и часто мистической мудрости, и эта мудрость часто была связана с Исидой. Джованни Боккаччо биография Исиды в его работе 1374 года. De mulieribus Clearis, основываясь на классических источниках, относился к ней как к исторической королеве, которая научила человечество навыкам цивилизации. Некоторые мыслители эпохи Возрождения развили эту точку зрения на Исиду. Аннио да Витербо в 1490-х годах утверждал, что Исида и Осирис цивилизовали Италию до Греции, таким образом установив прямую связь между его родной страной и Египтом. Апартаменты Борджиа, написанные для покровителя Аннио, Папы Александра VI, включают эту же тему в иллюстрированное воплощение мифа об Осирисе.

Западный эзотеризм часто ссылается на Исида. В двух римских эзотерических текстах использовался мифический мотив, в котором Исида передает тайные знания Гору. В «Коре Космоу» она учит его мудрости, переданной от Гермеса Трисмегиста, а в раннем алхимическом тексте Исида-пророчица своему сыну Гору она дает ему алхимические рецепты. Ранняя современная эзотерическая литература, которая рассматривала Гермеса Трисмегиста как египетского мудреца и часто использовала тексты, приписываемые его руке, также иногда упоминала Исиду. С другой стороны, описание Апулеем инициации Исиды повлияло на практику многих тайных обществ. Роман Террассона 1731 года Сетос использовал Апулея как вдохновение для причудливый египетский обряд инициации, посвященный Исиде. Ему подражали настоящие ритуалы в различных масонских и вдохновленных масонами обществах в течение восемнадцатого века, а также в других литературных произведениях, особенно в опере Вольфганга Амадея Моцарта 1791 года Волшебная флейта.

Начиная с эпохи Возрождения, завуалированная статуя Исиды, о которой упоминали Плутарх и Прокл, интерпретировалась как олицетворение природы, основываясь на отрывке из произведений Макробий в пятом веке нашей эры, приравнявший Исиду к природе. Авторы семнадцатого и восемнадцатого веков приписывали этому изображению самые разные значения. Изида представляла природу как мать всего сущего, как набор истин, ожидающих своего открытия наукой, как символ пантеистической концепции анонимного, загадочного божества, которое было имманентным в природе или как внушающая благоговение возвышенная сила, которую можно испытать через экстатические таинственные обряды. В дехристианизации Франции во время Французской революции она служила альтернативой традиционному христианству: символом, который мог представлять природу, современную научную мудрость и связь с дохристианским прошлым. По этим причинам изображение Исиды появилось в произведениях искусства, спонсируемых революционным правительством, таких как Fontaine de la Régénération и Первой Французской империей. Метафора завесы Исиды продолжала циркулировать в девятнадцатом веке. Елена Блаватская, основательница эзотерической теософской традиции, назвала свою книгу 1877 года о теософии Разоблаченная Изида, подразумевая, что она откроет духовные истины о природе, которые наука может нет.

Среди современных египтян Исида использовалась как национальный символ во время движения фараонизма 1920-х и 1930-х годов, когда Египет получил независимость от британского правления. В таких произведениях, как картина Мохамеда Наги в парламенте Египта под названием «Возрождение Египта» и пьеса Тауфика аль-Хакима «Возвращение духа», Исида символизирует возрождение нации.. Скульптура Махмуда Мохтара, также называемая Возрождением Египта, играет на мотиве, когда Исида снимает вуаль.

Исида часто встречается в художественных произведениях, таких как франшиза супергероев., а ее имя и изображение появляются в столь разных местах, как реклама и личные имена. Имя Исидорос, что в переводе с греческого означает «дар Исиды», сохранилось в христианстве, несмотря на его языческое происхождение, дав начало английскому имени Исидор и его вариантам. В конце двадцатого и начале двадцать первого веков «Исида» сама стала популярным женским именем.

. Исида продолжает появляться в современных эзотерических и языческих системах верований. Идея единой богини, воплощающей все женские божественные силы, отчасти вдохновленная Апулеем, стала широко распространенной темой в литературе девятнадцатого и начала двадцатого веков. Влиятельные группы и фигуры в эзотерике, такие как Герметический Орден Золотой Зари в конце девятнадцатого века и Дион Форчун в 1930-х годах, приняли эту всеобъемлющую богиню в свои системы верований. и назвал ее Исидой. Эта концепция Исиды повлияла на Великую Богиню, которая присутствует во многих формах современного колдовства. Сегодня реконструкции древнеегипетской религии, такие как Кеметское Православие или Церковь Вечного Источника, включают Исиду в число почитаемых ими божеств. Эклектическая религиозная организация, ориентированная на женское божество, называет себя Братством Исиды, потому что, по словам одной из ее жриц, мсье Исидоры Форрест, Исида может быть «богинями для всех людей».

См. Также

  • Аугумбла, первобытная корова в скандинавской мифологии
  • icon Портал традиционной африканской религии

Примечания

Ссылки

Цитаты

Процитированные работы

Дополнительная литература

  • Бергер, Кэтрин; Клерк, Жизель; Грималь, Николас, ред. (1994). Hommages à Jean Leclant, Volume 3: Études isiaques (на французском, английском, немецком и итальянском языках). Institut français d'archéologie orientale. ISBN 978-2-7247-0138-8.
  • Брико, Лоран (2013). Les Cultes Isiaques Dans Le Monde Gréco-romain (на французском языке). Les Belles Lettres. ISBN 978-2-251-33969-6.
  • Брико, Лоран; Веймиерс, Ричард, ред. (2008–2020 гг.). Bibliotheca Isiaca. Ausonius Éditions. Vol. I: ISBN 978-2-910023-99-7 ; Vol. II: ISBN 978-2-356-13053-2 ; Vol. III: ISBN 978-2-356-13121-8 ; Vol. IV: ISBN 978-2-356-13341-0.
  • Дюнан, Франсуаза (1973). Le culte d'Isis dans le bassin oriental de la méditerranée (на французском языке). Brill. Vol. I: ISBN 978-90-04-03581-2 ; Vol. II: ISBN 978-90-04-03582-9 ; Vol. III: ISBN 978-90-04-03583-6.
  • Леклан, Жан ; Клерк, Жизель (1972–1991). Inventaire bibliographique des Isiaca. Répertoire bibliographique des travaux relatifs à la diffusion des cultes isiaques 1940–1969 (на французском языке). Брилль. A – D: ISBN 978-90-04-29481-3 ; E – K: ISBN 978-90-04-03981-0 ; L – Q: ISBN 978-90-04-07061-5 ; R – Z: ISBN 978-90-04-09247-1.
  • Тран Там Тинь, В. (1973). Isis lactans: Корпус памятников gréco-romains d'Isis allaitant Harpocrate (на французском языке). Брилл. ISBN 978-90-04-03746-5.
  • Видман, Ладислав (1970). Isis und Serapis bei den Griechen und Römern (на немецком языке). Уолтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11-176823-6.

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Исидой.
Последняя правка сделана 2021-05-24 07:40:16
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте