МСФО 9

редактировать

МСФО (IFRS) 9 - это международный стандарт финансовой отчетности (МСФО), опубликованный Советом по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). Он касается учета финансовых инструментов. Он содержит три основные темы: классификация и оценка финансовых инструментов, обесценения по финансовым активам и учета хеджирования. Стандарт вступил в силу 1 января 2018 года, заменив ранее применявшийся МСФО для финансовых инструментов - МСФО (IAS) 39.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 История
  • 2 Классификация и измерение
  • 3 Обесценение
  • 4 Учет хеджирования
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
История

МСФО (IFRS) 9 начался как совместный проект КМСФО и Совета по стандартам финансового учета (FASB), который провозглашает стандарты бухгалтерского учета в Соединенных Штатах. В марте 2008 года советы директоров опубликовали совместный дискуссионный документ, в котором предлагалась конечная цель отражения всех финансовых инструментов по справедливой стоимости, при этом все изменения справедливой стоимости отражались в чистой прибыли (FASB) или прибылях и убытках (IASB). В результате финансового кризиса 2008 года советы директоров решили пересмотреть свои стандарты бухгалтерского учета для финансовых инструментов, чтобы устранить выявленные недостатки, которые, как считалось, способствовали размаху кризиса.

Советы разошлись во мнениях по ряду важных вопросов, а также использовали разные подходы к разработке нового стандарта финансовых инструментов. FASB попытался разработать всеобъемлющий стандарт, который одновременно касался бы классификации и оценки, учета обесценения и хеджирования, и выпустил предварительный проект стандарта, охватывающий все три компонента в 2010 году. Напротив, IASB попытался разработать новый стандарт в фазы, выпуская каждый компонент нового стандарта отдельно. В 2009 году Совет по МСФО выпустил первую часть МСФО, охватывающую классификацию и оценку финансовых активов. Это было предназначено для замены разделов МСФО (IAS) 39 по классификации и оценке активов, но не для замены других разделов МСФО (IAS) 39. В 2010 году Совет по МСФО выпустил еще одну часть МСФО (IFRS) 9, в основном охватывающую классификацию и оценку финансовых обязательств, а также аспекты применения справедливой опцион стоимости и раздвоение встроенных производных инструментов.

Некоторые элементы МСФО (IFRS) 9 в том виде, в котором он был выпущен, подверглись критике со стороны некоторых ключевых участников Совета по МСФО. Модель классификации активов долговых инструментов допускает только два подхода: по справедливой стоимости, когда все изменения справедливой стоимости отражаются в прибыли и убытке (FVPL), или по амортизированной стоимости. Это представляет собой значительное отклонение от решений FASB, которые также будут иметь категорию справедливой стоимости с определенными изменениями справедливой стоимости, отраженными в прочем совокупном доходе (FVOCI). Помимо существенного расхождения с FASB, отсутствие категории FVOCI не соответствовало бы модели учета, разрабатываемой IASB для договоров страхования. Также были опасения, что критерии для включения в категорию амортизированной стоимости были чрезмерно строгими и вынудили бы многие финансовые инструменты отражать в отчетности по справедливой стоимости, даже если бы их можно было надлежащим образом учитывать по амортизированной стоимости. Чтобы устранить эти опасения, Совет по МСФО в 2012 году выпустил предварительный проект, предлагающий ограниченные поправки к классификации и оценке финансовых инструментов.

Тем временем Совет по МСФО и Совет по стандартам финансового учета совместно разработали модель обесценения финансовых активов. Совет по МСФО выпустил предварительный проект с предложением модели обесценения в 2013 году. Совет по МСФО решил предложить альтернативную модель обесценения. Совет по МСФО также разработал свою модель учета хеджирования независимо от Совета по стандартам финансового учета и выпустил эту часть стандарта МСФО (IFRS) 9 в 2013 году. Окончательная версия стандарта МСФО (IFRS) 9, включая учет хеджирования, обесценение и измененное руководство по классификации и оценке, была выпущена 24 июля 2014 года..

Первые данные о реакции рынка на МСФО 9 в Европе предполагают в целом положительную реакцию на МСФО 9, хотя в разных странах существуют неоднородности.

Классификация и измерение

В соответствии с поправками, МСФО (IFRS) 9 имел четыре возможные категории классификации финансовых активов, включая классификацию FVOCI для долговых инструментов. Классификация зависит от двух тестов: теста на движение денежных средств по договору (называемого SPPI как «Единственные выплаты основной суммы и процентов») и оценки бизнес-модели. Если актив не соответствует требованиям обоих тестов, он оценивается по справедливой стоимости с учетом всех изменений справедливой стоимости в отчете о прибылях и убытках (FVPL). Для того, чтобы соответствовать тесту предусмотренных договором денежных потоков, денежные потоки от инструмента должны состоять только из основной суммы и процентов. Среди поправок к классификации и оценке, внесенных в обновление 2014 года, минимальные и «не подлинные» функции могут быть исключены из теста, что означает, что минимальные характеристики не будут препятствовать отражению инструмента по амортизированной стоимости или FVOCI. Однако долевые инструменты, производные инструменты и инструменты, которые содержат встроенные производные инструменты, отличные от минимальных, должны отражаться в отчетности по FVPL.

Если актив проходит тест на предусмотренные договором денежные потоки, оценка бизнес-модели определяет, как инструмент классифицируется. Если инструмент удерживается для получения предусмотренных договором денежных потоков, т. Е. Не предполагается, что он будет продан, он классифицируется по амортизированной стоимости. Если бизнес-модель инструмента предусматривает как получение предусмотренных договором денежных потоков, так и потенциальную продажу актива, это отражается в отчете FVOCI. Для актива FVOCI используется основа амортизированной стоимости для определения прибыли и убытка, но актив отражается в балансе по справедливой стоимости, а разница между амортизированной стоимостью и справедливой стоимостью отражается в прочем совокупном доходе. Для любой другой бизнес-модели, такой как хранение актива для торговли, актив отражается в FVPL.

МСФО (IFRS) 9 сохранил большую часть руководства по оценке обязательств из МСФО (IAS) 39, что означает, что большинство финансовых обязательств учитываются по амортизированной стоимости, единственное изменение, относящееся к обязательствам, в которых используется опция справедливой стоимости. Для этих обязательств изменение справедливой стоимости, связанное с собственной кредитоспособностью предприятия, отражается в прочем совокупном доходе, а не в прибыли или убытке.

МСФО (IFRS) 9 сохранил концепцию опциона на справедливую стоимость из МСФО (IAS) 39, но изменил критерии для финансовых активов. При выборе справедливой стоимости актив или обязательство, которые в противном случае отражались бы по амортизированной стоимости или FVOCI, могут использовать FVPL вместо этого. МСФО (IFRS) 9 также включает опцион FVOCI для определенных долевых инструментов, не предназначенных для торговли. В соответствии с этим вариантом инструмент отражается в отчетности по FVOCI аналогично FVOCI для долга. Однако эта версия FVOCI не допускает «переработку». В то время как при продаже долговых инструментов, использующих FVOCI, прибыль или убыток от продажи «перераспределяется» из прочего совокупного дохода в прибыль или убыток, для акций FVOCI прибыль или убыток никогда не отражается в прибылях и убытках, а остается в прочем совокупном доходе..

Обесценение

МСФО (IFRS) 9 требует создания резерва под обесценение по амортизированной стоимости финансовых активов, учитываемых по амортизированной стоимости или FVOCI. Изменение этого резерва отражается в отчете о прибылях и убытках. Для большинства таких активов, когда актив приобретается, резерв под обесценение оценивается как приведенная стоимость кредитных убытков от событий дефолта, прогнозируемых на следующие 12 месяцев. Резерв будет по-прежнему основываться на ожидаемых убытках от невыполнения обязательств по дебиторской задолженности, признанной на отчетную дату в следующие 12 месяцев, если не произойдет значительного увеличения кредитного риска («SICR»). В случае значительного увеличения кредитного риска резерв оценивается как приведенная стоимость всех кредитных убытков, прогнозируемых для инструмента в течение его полного срока службы. Если кредитный риск восстановится, резерв может быть снова ограничен прогнозируемыми кредитными убытками в течение следующих 12 месяцев.

Исключение из общей модели обесценения применяется к финансовым активам, которые были кредитно обесцененными на момент первоначального приобретения. Для этих активов резерв под обесценение всегда основан на изменении прогнозируемых кредитных убытков за весь срок с момента приобретения актива.

Новая модель обесценения предназначена для ответа на критику модели обесценения, использованной во время финансового кризиса, которая позволила компаниям отложить признание обесценения активов. Новая модель требует от компаний более быстрого признания прогнозируемых убытков за весь срок службы. FASB решил использовать другой подход к ускорению признания убытков от обесценения, требующий признания полного срока действия актива с момента приобретения актива, который называется моделью текущих ожидаемых кредитных убытков или моделью CECL. Как в соответствии с МСФО (IFRS) 9, так и в модели FASB, при приобретении большинства активов, на которые распространяется это руководство, будет возникать убыток в размере резерва. Этот убыток будет меньше в соответствии с моделью МСФО (IFRS) 9 из-за ограничения в 12 месяцев.

Бухгалтерский учет хеджирования

МСФО 9 обновил руководство по учету хеджирования. Цель заключалась в том, чтобы «[согласовать] порядок учета с деятельностью по управлению рисками, что позволит организациям лучше отражать эту деятельность в своей финансовой отчетности». Эти изменения также делают более доступным использование учета хеджирования для нефинансовых организаций. Изменения позволяют шире использовать учет хеджирования для компонентов инструментов и групп контрактов и упростить проверку эффективности хеджирования; см. Отношения хеджирования (финансы). Они также расширяют возможности раскрытия информации, относящейся к хеджированию и управлению рисками, с требованием ссылаться на официальную стратегию управления рисками или четко описывать ее в документации по хеджированию.

Смотрите также
использованная литература
Последняя правка сделана 2023-04-21 08:16:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте