Гипсистарии

редактировать

Гипсистарианцы, то есть поклонники Гипсиста ( греч. Ὕψιστος, «Всевышний» Бог), и аналогичные варианты этого термина впервые появляются в трудах Григория Назианзина ( Orat. Xviii, 5) и Григория Нисского ( Contra Eunom. ii), около 374 г. н.э. Этот термин был связан с массой надписей, датируемых примерно с 100 г. по 400 г. н.э., в основном небольшими вотивными подношениями, но также включающими алтари и стелы, посвященные Теосу Гипсисту, или иногда просто Гипсисту, в основном встречается в Малой Азии ( Каппадокия, Вифиния и Понт ) и на побережьях Черного моря, которые сегодня являются частью России.

Некоторые современные ученые отождествляют эту группу или группы с богобоязненными, неевреями ( неевреями ), сочувствующими иудаизму Второго Храма. Однако другие считают, что эти богобоязненные являются выдумкой Деяния Апостолов.

Культовая статуя Зевса Гипсиста, из святилища Зевса Гипсиста, времен Империи, Археологический музей, Дион.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 История
  • 2 Упоминание Гете
  • 3 Источники
  • 4 ссылки

История

Имя Hypsistarioi впервые встречается у Григория Назианзина (Orat., Xviii, 5), а имя Hypsistianoi - у Григория Нисского (Contra Eunom., II), около 374 г. н.э. Григорий Назианзин описывает синкретическую еврейско-языческую группу, которая не поклоняется идолам, почитает светильники и огонь и поклоняется Всевышнему ( Пантократору). Они соблюдают субботу и придерживаются ограничений в питании, но не делают обрезание. Григорий Нисский добавляет, что они называют Бога Всевышним ( Гипсист) или Всемогущим ( Пантократор). Описание этого культа Григорием Назианзином происходит в его панегирике своему отцу, который был гипсистарианцем до своего обращения в христианство. Этот культ, возможно, сформировался как местный каппадокийский культ Зевса Сабазия, интегрированный с культом Яхве Сабаофа, практикуемый многочисленными и интеллектуально преобладающими еврейскими колониями, и что образовались ассоциации ( sodalicia, thiasoi) строгих монотеистов, которые дружили с евреями, но которые считали себя свободными от Закона Моисея.

Святилище конца III века н.э. в стене древнего города Оэноанда является самым убедительным археологическим свидетельством этого культа. Он украшен надписью, адаптирующей декларацию аполлонического оракула в Дидиме, описывающую бога как «Самородный, необученный, не имеющий матери, невозмутимый, не допускающий имени, многоименный, обитающий в огне». Другая надпись под первой посвящает фонарь Всевышнему Богу. Кроме того, большое количество вотивных табличек и других надписей устанавливают, что культ поклонения Всевышнему ( Гипсисту, часто как « Всевышнему богу» Теоса Гипсиста или Зевсу или Аттису, но часто безымянный) как верховному богу был широко распространен в страны, прилегающие к Босфору (ср. Деяния 16:17, «эти люди суть слуги Бога Всевышнего» - оракул Пифии в Филиппах ).

Современное эллинистическое использование гипсиста как религиозного термина, по-видимому, происходит от термина, появившегося в Септуагинте, и совместимого с ним, гораздо более раннего времени. (Греческий ὕψιστος ( гипсист)) переводится с иврита как עליון ( элион), что означает «высший». Этот термин встречается более пятидесяти раз в качестве замены Тетраграмматона (имени Бога) или в прямом отношении к Богу (чаще всего в Псалмах)., Даниил и Сирах ).

Существование гипсистарианцев могло способствовать поразительной скорости распространения христианства в Малой Азии; однако не все из них приняли новую веру, и небольшие общины монотеистов, ни христиан, ни иудеев, продолжали существовать, особенно в Каппадокии.

Персий (34-62), возможно, имел в виду гипсистариев, когда высмеивал таких гибридных религиозных деятелей в Satire v, 179–84, а Тертуллиан (c. 160 - c. 225 AD), кажется, ссылается на них в Ad nationes, I, xiii.. Утверждение, что гипсистарии продолжали существовать до девятого века, основано на ошибочной интерпретации Никифора Const., "Antirhet. Adv. Const. Copr.", I, in Migne, PG, col. 209. Гипсистарии, вероятно, упоминаются под именем Coelicoloe в указе императоров Гонория и Феодосия II (408 г. н.э.), в котором их места поклонения переданы христианам.

Упоминание Гете

Описав свои трудности с господствующей религией, Гете сетует на то, что

... Я не нашел исповедания веры, к которому я мог бы безоговорочно присоединиться. Однако теперь, в преклонном возрасте, я узнал о секте, гипсистарианцах, которые, зажатые между язычниками, евреями и христианами, заявляли, что будут ценить, восхищаться и чтить лучшее, самое совершенное, что может прийти к их жизни. знание, и поскольку оно должно иметь тесную связь с Божеством, проявите к нему почтение. Радостный свет внезапно озарил меня из темного века, потому что у меня было ощущение, что я всю жизнь стремился стать гипсистарианцем. Это, однако, непростая задача, потому что как человек в условиях ограниченности своей индивидуальности может узнать, что лучше всего?

Источники

использованная литература

Последняя правка сделана 2023-04-16 08:58:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте