Гипсистарианцы, то есть поклонники Гипсиста ( греч. Ὕψιστος, «Всевышний» Бог), и аналогичные варианты этого термина впервые появляются в трудах Григория Назианзина ( Orat. Xviii, 5) и Григория Нисского ( Contra Eunom. ii), около 374 г. н.э. Этот термин был связан с массой надписей, датируемых примерно с 100 г. по 400 г. н.э., в основном небольшими вотивными подношениями, но также включающими алтари и стелы, посвященные Теосу Гипсисту, или иногда просто Гипсисту, в основном встречается в Малой Азии ( Каппадокия, Вифиния и Понт ) и на побережьях Черного моря, которые сегодня являются частью России.
Некоторые современные ученые отождествляют эту группу или группы с богобоязненными, неевреями ( неевреями ), сочувствующими иудаизму Второго Храма. Однако другие считают, что эти богобоязненные являются выдумкой Деяния Апостолов.
Культовая статуя Зевса Гипсиста, из святилища Зевса Гипсиста, времен Империи, Археологический музей, Дион.Имя Hypsistarioi впервые встречается у Григория Назианзина (Orat., Xviii, 5), а имя Hypsistianoi - у Григория Нисского (Contra Eunom., II), около 374 г. н.э. Григорий Назианзин описывает синкретическую еврейско-языческую группу, которая не поклоняется идолам, почитает светильники и огонь и поклоняется Всевышнему ( Пантократору). Они соблюдают субботу и придерживаются ограничений в питании, но не делают обрезание. Григорий Нисский добавляет, что они называют Бога Всевышним ( Гипсист) или Всемогущим ( Пантократор). Описание этого культа Григорием Назианзином происходит в его панегирике своему отцу, который был гипсистарианцем до своего обращения в христианство. Этот культ, возможно, сформировался как местный каппадокийский культ Зевса Сабазия, интегрированный с культом Яхве Сабаофа, практикуемый многочисленными и интеллектуально преобладающими еврейскими колониями, и что образовались ассоциации ( sodalicia, thiasoi) строгих монотеистов, которые дружили с евреями, но которые считали себя свободными от Закона Моисея.
Святилище конца III века н.э. в стене древнего города Оэноанда является самым убедительным археологическим свидетельством этого культа. Он украшен надписью, адаптирующей декларацию аполлонического оракула в Дидиме, описывающую бога как «Самородный, необученный, не имеющий матери, невозмутимый, не допускающий имени, многоименный, обитающий в огне». Другая надпись под первой посвящает фонарь Всевышнему Богу. Кроме того, большое количество вотивных табличек и других надписей устанавливают, что культ поклонения Всевышнему ( Гипсисту, часто как « Всевышнему богу» Теоса Гипсиста или Зевсу или Аттису, но часто безымянный) как верховному богу был широко распространен в страны, прилегающие к Босфору (ср. Деяния 16:17, «эти люди суть слуги Бога Всевышнего» - оракул Пифии в Филиппах ).
Современное эллинистическое использование гипсиста как религиозного термина, по-видимому, происходит от термина, появившегося в Септуагинте, и совместимого с ним, гораздо более раннего времени. (Греческий ὕψιστος ( гипсист)) переводится с иврита как עליון ( элион), что означает «высший». Этот термин встречается более пятидесяти раз в качестве замены Тетраграмматона (имени Бога) или в прямом отношении к Богу (чаще всего в Псалмах)., Даниил и Сирах ).
Существование гипсистарианцев могло способствовать поразительной скорости распространения христианства в Малой Азии; однако не все из них приняли новую веру, и небольшие общины монотеистов, ни христиан, ни иудеев, продолжали существовать, особенно в Каппадокии.
Персий (34-62), возможно, имел в виду гипсистариев, когда высмеивал таких гибридных религиозных деятелей в Satire v, 179–84, а Тертуллиан (c. 160 - c. 225 AD), кажется, ссылается на них в Ad nationes, I, xiii.. Утверждение, что гипсистарии продолжали существовать до девятого века, основано на ошибочной интерпретации Никифора Const., "Antirhet. Adv. Const. Copr.", I, in Migne, PG, col. 209. Гипсистарии, вероятно, упоминаются под именем Coelicoloe в указе императоров Гонория и Феодосия II (408 г. н.э.), в котором их места поклонения переданы христианам.
Описав свои трудности с господствующей религией, Гете сетует на то, что
... Я не нашел исповедания веры, к которому я мог бы безоговорочно присоединиться. Однако теперь, в преклонном возрасте, я узнал о секте, гипсистарианцах, которые, зажатые между язычниками, евреями и христианами, заявляли, что будут ценить, восхищаться и чтить лучшее, самое совершенное, что может прийти к их жизни. знание, и поскольку оно должно иметь тесную связь с Божеством, проявите к нему почтение. Радостный свет внезапно озарил меня из темного века, потому что у меня было ощущение, что я всю жизнь стремился стать гипсистарианцем. Это, однако, непростая задача, потому что как человек в условиях ограниченности своей индивидуальности может узнать, что лучше всего?