Ипостась ( греч. Ὑπόστασις, гипостаз) - это лежащее в основе состояние или основная субстанция и фундаментальная реальность, поддерживающая все остальное. В неоплатонизме к ипостаси души, интеллекта ( nous ) и « единого » обращался Плотин. В христианском богословии, то Святая Троица состоит из трех ипостасей: Ипостаси Отца, Ипостасей Сына и Ипостаси Святого Духа.
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Древнегреческая философия
- 2 христианское богословие
- 2.1 Ипостась в христианской триадологии
- 2.2 Ипостась в христологии
- 2.3 История использования
- 3 См. Также
- 4 ссылки
- 5 Источники
Древнегреческая философия
Псевдо-Аристотель использовал ипостась в смысле материальной субстанции.
Неоплатоники утверждают, что за поверхностными явлениями, которые предстают перед нашими чувствами, находятся три высших духовных принципа, или ипостаси, каждый из которых возвышеннее предыдущего. Для Плотина это Душа, Интеллект и Единое.
Христианское богословие
Итало-греческая икона
Святой Троицы, Венеция (16 век) Смотрите также:
Ипостатический союз Термин ипостась имеет особое значение в христианском богословии, особенно в христианской триадологии (изучение Святой Троицы ), а также в христологии (изучении Христа ).
Ипостась в христианской триадологии
В христианской триадологии (изучении Святой Троицы ) на протяжении всей истории возникли три конкретных богословских концепции, касающихся числа и взаимоотношений божественных ипостасей:
- моногипостатическая (или мифостатическая) концепция утверждает, что у Бога есть только одна ипостась;
- диогипостатическая концепция утверждает, что у Бога есть две ипостаси (Отец и Сын);
- трехгипостатическая концепция утверждает, что у Бога есть три ипостаси ( Отец, Сын и Святой Дух ).
Ипостась в христологии
В христологии на протяжении всей истории возникали две специфические богословские концепции, относящиеся к Ипостаси Христа :
- моногипостатическая концепция (в христологии) утверждает, что у Христа есть только одна ипостась;
- диогипостатическая концепция (в христологии) утверждает, что у Христа есть две ипостаси (божественная и человеческая).
История использования
В раннехристианских писаниях ипостась использовалась для обозначения «бытия» или «субстанциальной реальности» и не всегда отличалась по значению от таких терминов, как ousia («сущность»), субстанция («субстанция») или qnoma (специфический термин в сирийском христианстве ).. Таким образом его использовали Татиан и Ориген, а также в анафемах, приложенных к Никейскому символу веры 325 года.
В основном под влиянием каппадокийских отцов терминология была уточнена и стандартизирована, так что формула «три ипостаси в одной ousia» была принята как воплощение ортодоксального учения о Троице. Первым, кто предложил различие в значениях ипостаси и ousía, а также использование ипостаси в качестве синонима Личности, был Василий Кесарийский, а именно в своих письмах 214 (375 г. н.э.) и 236 (376 г. н.э.). В частности, Василий Кесарийский утверждает что эти два термина не являются синонимами, и поэтому их нельзя использовать без разбора в отношении божества. Он пишет:
Различие между ousia и ипостасями такое же, как и между общим и частным; как, например, между животным и конкретным человеком. Поэтому в случае с Божеством мы исповедуем одну сущность или субстанцию, чтобы не давать другого определения существования, но мы исповедуем определенную ипостась, чтобы наше представление об Отце, Сыне и Святом Духе могло быть без путаницы и Чисто.
Однако это согласие не было достигнуто без некоторого замешательства в умах западных богословов, поскольку на Западе словарный запас был другим. Многие латиноязычные богословы поняли гипо- стазис как «суб-stantia» ( вещества ); таким образом, говоря о трех «ипостасях» в божестве, они могут заподозрить три «субстанции» или троебожие. Однако, начиная с середины пятого века, когда был проведен Халкидонский собор, это слово стало противопоставляться ousia и использоваться для обозначения «индивидуальной реальности», особенно в тринитарном и христологическом контекстах. Христианская концепция Троицы часто описывается как единый Бог, существующий в трех различных ипостасях / личностях / лицах.
Смотрите также
использованная литература
Источники
- Антон, Джон П. (1977). «Некоторые логические аспекты концепции ипостаси у Плотина». Обзор метафизики. 31 (2): 258–271. JSTOR 20127050.
- Булгаков, Сергий (2009). Неопалимая Купина: О православном почитании Богородицы. Гранд-Рапидс, Мичиган: Издательство Уильяма Б. Эрдманса. ISBN 9780802845740.
- Дейли, Брайан Э. (2009). «Личности в Боге и Личность Христа в святоотеческом богословии: аргумент в пользу параллельного развития». Бог в раннехристианской мысли. Лейден-Бостон: Брилл. С. 323–350. ISBN 978-9004174122.
- Кун, Майкл Ф. (2019). Бог един: христианская защита божественного единства в золотой век мусульман. Карлайл: Langham Publishing. ISBN 9781783685776.
- Линхард, Джозеф Т. (1993). «Арианский спор: пересмотр некоторых категорий». Доктрины Бога и Христа в ранней церкви. Нью-Йорк и Лондон: издательство Garland Publishing. С. 87–109. ISBN 9780815310693.
- Loon, Ханс ван (2009). Христология диофизитов Кирилла Александрийского. Лейден-Бостон: Брилл. ISBN 978-9004173224.
- Макгукин, Джон Энтони, изд. (2011). Энциклопедия восточного православного христианства. 1. Молден, Массачусетс: Wiley-Blackwell.
- Маклеод, Фредерик Г. (2010). «Понимание Теодором Мопсуестийского двух Hypostaseis и двух Prosopa, совпадающих в одном общем Prosopon». Журнал раннехристианских исследований. 18 (3): 393–424. DOI : 10.1353 / earl.2010.0011.
- Мейендорф, Джон (1983) [1974]. Византийское богословие: исторические тенденции и доктринальные темы (2-е исправленное издание). Нью-Йорк: Издательство Фордхэмского университета. ISBN 9780823209675.
- Мейендорф, Джон (1989). Императорское Единство и христианские подразделения: Церковь 450–680 гг. Нашей эры Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN 9780881410563.
- Оуэнс, Джозеф (1951). Доктрина бытия в аристотелевской метафизике: исследование греческого фона средневековой мысли. Торонто: Папский институт средневековых исследований.
- Пастори-Купан, Иштван (2006). Феодорит Кира. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 9781134391769.
- Рамелли, Илария (2012). «Ориген, греческая философия и рождение тринитарного значения ипостаси». Гарвардское богословское обозрение. 105 (3): 302–350. DOI : 10.1017 / S0017816012000120. JSTOR 23327679.
- Тепель, Александр (2014). "Zur Bedeutung der Begriffe Hypostase und Prosopon bei Babai dem Großen". Грузинская христианская мысль и ее культурный контекст. Лейден-Бостон: Брилл, 2014. С. 151–171. ISBN 9789004264274.
- Турческу, Лучиан (1997). «Просопон и Ипостась в« Против Евномия »и посланиях Василия Кесарийского». Vigiliae Christianae. 51 (4): 374–395. JSTOR 1583868.
- Видман, Марк (2007). Тринитарное богословие Хилари Пуатье. Лейден-Бостон: Брилл. ISBN 978-9004162242.