Ипостась (философия и религия)

редактировать

Ипостась ( греч. Ὑπόστασις, гипостаз) - это лежащее в основе состояние или основная субстанция и фундаментальная реальность, поддерживающая все остальное. В неоплатонизме к ипостаси души, интеллекта ( nous ) и « единого » обращался Плотин. В христианском богословии, то Святая Троица состоит из трех ипостасей: Ипостаси Отца, Ипостасей Сына и Ипостаси Святого Духа.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Древнегреческая философия
  • 2 христианское богословие
    • 2.1 Ипостась в христианской триадологии
    • 2.2 Ипостась в христологии
    • 2.3 История использования
  • 3 См. Также
  • 4 ссылки
  • 5 Источники

Древнегреческая философия

Псевдо-Аристотель использовал ипостась в смысле материальной субстанции.

Неоплатоники утверждают, что за поверхностными явлениями, которые предстают перед нашими чувствами, находятся три высших духовных принципа, или ипостаси, каждый из которых возвышеннее предыдущего. Для Плотина это Душа, Интеллект и Единое.

Христианское богословие

Итало-греческая икона Святой Троицы, Венеция (16 век) Смотрите также: Ипостатический союз

Термин ипостась имеет особое значение в христианском богословии, особенно в христианской триадологии (изучение Святой Троицы ), а также в христологии (изучении Христа ).

Ипостась в христианской триадологии

В христианской триадологии (изучении Святой Троицы ) на протяжении всей истории возникли три конкретных богословских концепции, касающихся числа и взаимоотношений божественных ипостасей:

  • моногипостатическая (или мифостатическая) концепция утверждает, что у Бога есть только одна ипостась;
  • диогипостатическая концепция утверждает, что у Бога есть две ипостаси (Отец и Сын);
  • трехгипостатическая концепция утверждает, что у Бога есть три ипостаси ( Отец, Сын и Святой Дух ).

Ипостась в христологии

В христологии на протяжении всей истории возникали две специфические богословские концепции, относящиеся к Ипостаси Христа :

  • моногипостатическая концепция (в христологии) утверждает, что у Христа есть только одна ипостась;
  • диогипостатическая концепция (в христологии) утверждает, что у Христа есть две ипостаси (божественная и человеческая).

История использования

В раннехристианских писаниях ипостась использовалась для обозначения «бытия» или «субстанциальной реальности» и не всегда отличалась по значению от таких терминов, как ousia («сущность»), субстанция («субстанция») или qnoma (специфический термин в сирийском христианстве ).. Таким образом его использовали Татиан и Ориген, а также в анафемах, приложенных к Никейскому символу веры 325 года.

В основном под влиянием каппадокийских отцов терминология была уточнена и стандартизирована, так что формула «три ипостаси в одной ousia» была принята как воплощение ортодоксального учения о Троице. Первым, кто предложил различие в значениях ипостаси и ousía, а также использование ипостаси в качестве синонима Личности, был Василий Кесарийский, а именно в своих письмах 214 (375 г. н.э.) и 236 (376 г. н.э.). В частности, Василий Кесарийский утверждает что эти два термина не являются синонимами, и поэтому их нельзя использовать без разбора в отношении божества. Он пишет:

Различие между ousia и ипостасями такое же, как и между общим и частным; как, например, между животным и конкретным человеком. Поэтому в случае с Божеством мы исповедуем одну сущность или субстанцию, чтобы не давать другого определения существования, но мы исповедуем определенную ипостась, чтобы наше представление об Отце, Сыне и Святом Духе могло быть без путаницы и Чисто.

Однако это согласие не было достигнуто без некоторого замешательства в умах западных богословов, поскольку на Западе словарный запас был другим. Многие латиноязычные богословы поняли гипо- стазис как «суб-stantia» ( вещества ); таким образом, говоря о трех «ипостасях» в божестве, они могут заподозрить три «субстанции» или троебожие. Однако, начиная с середины пятого века, когда был проведен Халкидонский собор, это слово стало противопоставляться ousia и использоваться для обозначения «индивидуальной реальности», особенно в тринитарном и христологическом контекстах. Христианская концепция Троицы часто описывается как единый Бог, существующий в трех различных ипостасях / личностях / лицах.

Смотрите также

использованная литература

Источники

Последняя правка сделана 2023-03-31 01:05:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте