Гипертекстовая фантастика

редактировать

Гипертекстовая художественная литература - это жанр электронной литературы, характеризующийся использованием гипертекстовых ссылок, которые обеспечивают новый контекст нелинейности в литературе и взаимодействия с читателем. Читатель обычно выбирает ссылки для перехода от одного узла текста к другому, и таким образом организует рассказ из более глубокого пула потенциальных историй. Его дух также можно увидеть в интерактивной фантастике.

Этот термин также может использоваться для описания традиционно издаваемых книг, в которых нелинейное повествование и интерактивное повествование достигается за счет внутренних ссылок. Джеймс Джойс 's Ulysses (1922), Энрике Джардиел Понсела 's La Tournee де Диос (1932), Хорхе Луис Борхес ' Сад расходящихся тропок (1941), Владимир Набоков ' s Бледный огонь (1962), Хулио Кортасар «s Rayuela (1963; в переводе Hopscotch) и Итало Кальвино «s Замок скрещенных Судеб (1973) ранние примеры предшествовавшие слово„ гипертекст “, в то время как общий пример поп-культура является Choose Your Own Adventure серии в молодых взрослых фантастики и другие похожие книги-игры. «Сад расходящихся тропок» (1941) - это гипертекстовый рассказ, который иногда используется как описание различных возможных путей.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Определения
  • 2 История
  • 3 Характеристики
  • 4 Критика
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Библиография
  • 8 Внешние ссылки
Определения

В отношении определения гипертекстовой литературы нет единого мнения. Подобный термин кибертекст часто используется как синоним гипертекста. В гипертекстовой литературе читатель играет важную роль в создании повествования. Каждый пользователь получает свой результат в зависимости от сделанного выбора. Кибертексты можно приравнять к переходу между линейным произведением литературы, таким как роман, и игрой. В романе у читателя нет выбора, сюжет и персонажи выбираются автором, нет «пользователя», только «читатель», это важно, потому что влечет за собой, что человек, проходящий путь через роман, является не активный участник. В игре человек принимает решения и решает, какие действия предпринять, какие удары наносить или когда прыгать.

Для Эспена Орсета кибертекст - это не жанр сам по себе; Чтобы классифицировать традиции, литературные жанры и эстетическую ценность, тексты следует исследовать на более локальном уровне. Для Оршета гипертекстовая литература - это своего рода эргодическая литература :

В эргодической литературе требуется нетривиальное усилие, чтобы позволить читателю пройти по тексту. Если эргодическая литература имеет смысл как концепция, должна существовать и неэргодическая литература, в которой попытка пройти по тексту тривиальна, и на читателя не возлагаются никакие внешние обязанности, за исключением (например) движения глаз и периодического или произвольного поворота текста. страниц.

Для Ошета, напротив, процесс чтения иммерсивного повествования требует «тривиальных» усилий, то есть просто движения глазами по строкам текста и перелистывания страниц; текст не сопротивляется читателю.

История

Первые гипертекстовые художественные произведения были опубликованы до появления Всемирной паутины с использованием такого программного обеспечения, как Storyspace и HyperCard. Известными пионерами в этой области являются Джуди Мэллой и Майкл Джойс.

« Бред Дугласа Купера » (1994) был первым романом, сериализованным во всемирной паутине; это позволяло перемещаться между четырьмя параллельными нитями истории. 21 июня 1996 года Бобби Рабид (он же Роберт Ареллано ) опубликовал первый интерактивный роман Всемирной паутины « Солнечный свет 69» с навигационными картами настроек, нелинейным календарем сцен и «чемоданом» персонажей, позволяющим читателям опробовать девять различных точки зрения. Вскоре после этого, в 1997 году, Марк Америка выпустил « ГРАММАТРОН», многолинейную работу, которая в конечном итоге была выставлена ​​в художественных галереях. В 2000 году он был включен в Биеннале американского искусства Уитни.

В 1990-е женщины и художницы-феминистки воспользовались гипертекстом и создали десятки работ. " Cyberflesh Girlmonster " Линды Демент - гипертекстовый компакт-диск, который включает в себя изображения частей женского тела и преобразовывает их для создания новых форм. Гипертекстовая новелла доктора Кейтлин Фишер «Эти волны девочек» разворачивается в трех временных периодах, в которых главный герой исследует полиморфную извращенность, проявленную в ее квир-личности через память. История написана как дневник отражения взаимосвязанных воспоминаний детства, юности и зрелости. Он состоит из связанной мультимодальной коллекции узлов, включающей связанный текст, неподвижные и движущиеся изображения, управляемые изображения, анимацию и аудиоклипы. Он получил награду Electronic Literature Organization.

Некоторые другие веб - примеры гипертекстовой фантастики включают Adrienne Эйзен в шесть сексуальных сцен (1995), Стюарт Moulthrop в Hegirascope (1995, 1997), Неизвестный (который выиграл награду следовых (Alt X в 1998 году), Компания Психотерапевт (1996-1999) ( который был удостоен награды Net Magazine в номинации «Развлекательный сайт года»), и « Эти волны девушек» Кейтлин Фишер (2001) (получившие премию ELO за художественную литературу в 2001 году). Среди более поздних работ - «Пропавший период Люси Хардин» Стивена Марке (2010) и Пол Лафардж в * Светящиеся Airplanes (2011).

Международная организация электронной литературы (ELO), ориентированная на международный рынок, но базирующаяся в США, была основана в 1999 году с целью содействия созданию и использованию электронной литературы. Другие организации, занимающиеся продвижением электронной литературы, включают trAce Online Writing Community, британскую организацию, основанную в 1995 году, которая способствовала развитию электронной литературы в Великобритании, Dichtung Digital, журнал критики электронной литературы на английском и немецком языках, и ELINOR, сеть электронной литературы в скандинавских странах, которая обеспечивает каталог скандинавской электронной литературы. Электронный справочник литературы перечисляет множество произведений электронной литературы на английском и других языках.

Характеристики

Гипертекстовая художественная литература характеризуется объединенными в сеть узлами текста, составляющими художественный рассказ. Часто в каждом узле есть несколько вариантов, которые указывают, куда читатель может пойти дальше. В отличие от традиционной художественной литературы, читатель не ограничен чтением художественной литературы от начала до конца, в зависимости от того, какой выбор они делают. В этом смысле это похоже на энциклопедию, где читатель читает узел, а затем выбирает ссылку для перехода. Хотя это легче сделать на бумаге, на экране это совсем другой опыт. Читатель может попасть в непредсказуемый цикл, потому что не все ссылки объясняются их заголовками. Художественная литература может содержать текст, цитаты и изображения.

Гипертекстовая литература может принимать разные формы. Эти формы бывают осевыми, древовидными и сетчатыми. Осевые гипертекстовые художественные произведения имеют центральную сюжетную линию со ссылками, которые разветвляются и возвращаются к центральной сюжетной линии. Древовидные художественные произведения разветвляются на взаимоисключающие сюжетные линии, а сетевые художественные произведения имеют несколько отправных точек и не всегда имеют определенный конец. Одно гипертекстовое художественное произведение может иметь смесь этих трех форм.

Критика

В 2013 году журнал Wired опубликовал статью, в которой описывалось, почему гипертекстовая литература не стала популярной; это произошло потому, что нелинейные рассказы трудно писать, поскольку каждый раздел произведения должен вводить персонажей или концепции. Однако гипертекст широко используется для линейного рассказа в Интернете с помощью гипертекстовых ссылок на другие статьи или аргументы, написанные разными людьми.

Смотрите также
использованная литература
Список используемой литературы
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2023-08-10 09:19:22
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте