В греческой мифологии, в Гипербореи ( древнегреческий : Ὑπερβόρε (ι) οι, произносится [hyperbóre (ː) OI] ; Latin : Гиперборея) были мифические люди, которые жили в далекой северной части известного мира. Их название происходит от греческого ὑπέρ Βορέᾱ, «за пределами Борея » (олицетворение Северного ветра ), хотя некоторые ученые предпочитают производное от ὑπερφέρω («переносить»). Несмотря на свое расположение в холодной части мира, гиперборейцы, как полагали, населяли солнечную, умеренную и благословенную Богом землю. Во многих версиях истории они жили к северу от Рифейских гор, которые защищали их от воздействия холодного северного ветра. Самые старые мифы изображают их как фаворитов Аполлона, а некоторые древнегреческие писатели считали гиперборейцев мифическими основателями святилищ Аполлона в Делосе и Дельфах.
Более поздние авторы расходились во мнениях о существовании и местонахождении гиперборейцев, причем некоторые считали их чисто мифологическими, а другие связывали их с реальными народами и местами в Северной Европе (например, Британией, Скандинавией или Сибирью ). В литературе средневековья и эпохи Возрождения гиперборейцы стали обозначать удаленность и экзотичность. Современные ученые считают гиперборейский миф смесью идей древнего утопизма, историй о «краю земли», культа Аполлона и преувеличенных сообщений о явлениях в Северной Европе (например, о « полуночном солнце » Арктики).
Самый ранний дошедший до нас источник, в котором подробно упоминается Гиперборея, « Истории Геродота » (книга IV, главы 32–36), датируется ок. 450 г. до н. Э. Однако Геродот записал три более ранних источника, которые якобы упоминали гиперборейцев, включая Гесиода и Гомера, последний якобы написал о Гипербореи в своей утерянной работе « Эпигони» : «если это действительно его работа». Геродот также писал, что поэт 7-го века до нашей эры Аристей написал о гипербореях в поэме (ныне утерянной) под названием Аримаспея о путешествии к исседонам, которые, по оценкам, жили в казахской степи. За ними жили одноглазые аримаспиане, дальше - грифоны, охраняющие золото, а за ними - гиперборейцы. Геродот предполагал, что Гиперборея находится где-то в Северо-Восточной Азии.
Пиндар, современник Геродота, также описал потустороннее совершенство гиперборейцев:
Никогда Муза не бывает на их пути: звенят лиры и плачут флейты, повсюду кружатся девичьи хоры. В их священной крови нет ни болезней, ни горькой старости ; вдали от труда и битвы они живут.
Другие греческие авторы V века до нашей эры, такие как Симонид Кеосский и Гелланик Лесбосский, описывали гиперборейцев в своих работах или ссылались на них.
Считалось, что гиперборейцы жили за заснеженными Рифейскими горами, и Павсаний описывал это место как «земля гиперборейцев, людей, живущих за пределами дома Борея». Гомер поместил Борей во Фракии, и поэтому Гиперборея, по его мнению, находилась к северу от Фракии, в Дакии. Софокл ( Антигона, 980–987), Эсхил ( Агамемнон, 193; 651), Симонид Кеосский (Schol. On Apollonius Rhodius, 1. 121) и Каллимах ( Делиан, [IV] 65) также поместили Борея во Фракию. Однако другие древние писатели полагали, что дом Борея или Рифейских гор находится в другом месте. Например, Гекатей Милетский считал, что Рифейские горы примыкают к Черному морю. В качестве альтернативы Пиндар разместил дом Борея, Рифейских гор и Гипербореи недалеко от Дуная. Гераклид Понтийский и Антимах, напротив, отождествляли Рифейские горы с Альпами, а гиперборейцев - как кельтское племя (возможно, гельветов ), жившее сразу за ними. Аристотель поместил Рифейские горы на границе Скифии и Гипербореи на севере. Гекатей из Абдеры и другие считали Гиперборею Британией.
Позднее римские и греческие источники продолжали изменять расположение Рифейских гор, дома Борея, а также Гипербореи, предположительно находящейся за ними. Однако все эти источники согласились, что все они были на крайнем севере Греции или в южной Европе. Древний грамматист Симмий Родосский в 3 веке до нашей эры соединил гиперборейцев с массагетами, а Посидония в 1 веке до нашей эры с западными кельтами, но Помпоний Мела поместил их еще дальше на север, в окрестности Арктики.
На картах, основанных на опорных точках и описаниях Страбона, Гиперборея, изображенная по-разному как полуостров или остров, расположена за пределами нынешней Франции и простирается дальше с севера на юг, чем с востока на запад. Другие описания относят его к общей области Уральских гор.
Плутарх, писавший в 1 веке нашей эры, связал гиперборейцев с галлами, разграбившими Рим в 4 веке до нашей эры (см. Битва при Аллии ).
Элиан, Диодор Сицилийский и Стефан Византийский записали важные древнегреческие источники о Гипербореи, но не добавили новых описаний.
Философ-стоик II века нашей эры Гиерокл приравнивал гиперборейцев к скифам, а Рифейские горы - к Уральским горам. Климент Александрийский и другие раннехристианские писатели также составили то же скифское уравнение.
Гиперборея была отождествлена с Британией впервые Гекатеем из Абдеры в 4 веке до нашей эры, как в сохранившемся фрагменте Диодора Сицилийского :
За пределами земли кельтов в океане находится остров размером не меньше Сицилии. Этот остров, продолжает повествование, расположен на севере и населен гиперборейцами, которых называют этим именем, потому что их дом находится за той точкой, откуда дует северный ветер (Борей); и остров одновременно плодороден и дает урожай всех культур, и имеет необычно умеренный климат.
Гекатей из Абдеры также писал, что гиперборейцы располагали на своем острове «великолепным священным районом Аполлона и известным храмом, который украшен множеством обетованных подношений и имеет сферическую форму». Некоторые ученые отождествляют этот храм со Стоунхенджем. Диодор, однако, не отождествляет Гиперборею с Британией, а его описание Британии (5.21–23) не упоминает гиперборейцев или их сферический храм.
Псевдо-Сцимн, около 90 г. до н.э., писал, что Борей жил на окраине территории Галлии и что он поставил столб во имя своего имени на берегу моря ( Periegesis, 183). Некоторые утверждали, что это географическая ссылка на север Франции и Гиперборею как на Британские острова, которые лежат сразу за Ла-Маншем.
Птолемей ( Geographia, 2. 21) и Маркиан Гераклейский ( Periplus, 2. 42) поместили Гиперборею в Северное море, которое они назвали «Гиперборейским океаном».
В 1726 работе над друидами, Джон Толанд конкретно определена Гиперборея Диодора с островом Льюиса, и сферическим храмом с Калланиш камнями.
Наряду с Туле Гиперборея была одной из нескольких terrae incognitae для греков и римлян, где Плиний, Пиндар и Геродот, а также Вергилий и Цицерон сообщали, что люди доживают до тысячи лет и живут в полном счастье. Гекатей из Абдеры сопоставил все рассказы о гиперборейцах, существовавших в IV веке до нашей эры, и опубликовал длинный, ныне утерянный трактат о них, который был отмечен Диодором Сицилийским (II.47.1–2). Легенда гласит, что солнце должно было вставать и садиться только раз в год в Гипербореи, что помещало бы его выше или над полярным кругом, или, в более общем плане, в арктических полярных регионах.
Древнегреческий писатель Феопомп в своей работе « Филиппика» утверждал, что Гиперборея когда-то планировалась к завоеванию большой расой солдат с другого острова (некоторые утверждали, что это была Атлантида ); однако от этого плана, по-видимому, отказались, так как солдаты из Мерописа поняли, что гиперборейцы слишком сильны и слишком благословлены, чтобы их можно было победить. Эту необычную сказку, которую некоторые считают сатирой или комедией, сохранил Элиан ( Varia Historia, 3. 18).
Тесей посетил гиперборейцев, и Пиндар перенес встречу Персея с Медузой там с его традиционного места в Ливии, к неудовольствию его александрийских редакторов.
Аполлоний писал, что аргонавты видели Гиперборею, когда плыли через Эридан.
Среди двенадцати олимпийцев греки почитали Аполлона среди гиперборейцев и, как полагали, проводили там свои зимы среди них. Согласно Геродоту, дары гиперборейцев приходили в Скифию, упакованные соломой, и передавались от племени к племени, пока они не прибыли в Додону, а от них - к другим греческим народам, пока они не пришли в храм Аполлона на Делосе. Он говорит, что они использовали этот метод, потому что в первый раз дары принесли две девушки, Гиперохия и Лаодика, в сопровождении пяти человек, но никто из них не вернулся. Чтобы предотвратить это, гиперборейцы начали привозить дары к своим границам и просить своих соседей доставить их в следующую страну и так далее, пока они не прибыли на Делос.
Геродот также подробно описывает, что две другие девственницы, Арге и Опис, прибыли из Гипербореи на Делос раньше, как дань уважения богине Илифии за облегчение деторождения, в сопровождении самих богов. Девицам оказывали почести на Делосе, женщины собирали от них дары и пели им гимны.
Конкретный легендарный гиперборейский целитель был известен как «Абарис» или «Целитель Абарис», которого Геродот впервые описал в своих трудах. Платон ( Чармид, 158С) считал Абариса врачом с крайнего севера, в то время как Страбон сообщил, что Абарис был скифом, как и ранний философ Анахарсис ( Geographica, 7. 3. 8).
Греческая легенда утверждает, что Бореады, которые были потомками Борея и снежной нимфы Хионы (или Хионы), основали первую теократическую монархию на Гипербореи. Эта легенда сохранилась в писаниях Элиана :
У этого бога [Аполлона] в качестве священников сыновья Борея [Северный Ветер] и Хион [Снежный], трое, братья по рождению, и ростом шесть локтей [около 3 метров].
Диодор Сицилийский добавил к этому счету:
И короли этого (гиперборейского) города и смотрители священной территории называются Бореадами, так как они потомки Борея, и преемственность этих должностей всегда сохраняется в их семье.
Таким образом, Бореады считались царями-гигантами ростом около 10 футов (3,0 м), правившими Гипербореей. Никаких других физических описаний гиперборейцев в классических источниках не приводится. Однако Элий Геродиан, грамматист 3-го века, писал, что мифические аримаспи были идентичны гиперборейцам по внешнему виду ( De Prosodia Catholica, 1. 114), и Стефан Византийский в 6-м веке писал то же самое ( Ethnica, 118. 16). Древний поэт Каллимах описал аримаспи как людей со светлыми волосами, но остается спорным, были ли аримаспи гиперборейцами; Согласно Геродиану, аримаспи были близки по внешнему виду к гиперборейцам, поэтому вывод о том, что у гиперборейцев были светлые волосы, потенциально обоснован.
Шесть классических греческих авторов также пришли, чтобы идентифицировать гиперборейцев с их кельтскими соседями на севере: Антимах из Колофона, Протарх, Гераклид Понтийский, Гекатей из Абдеры, Аполлоний Родосский и Посидоний из Апамеи. То, как греки понимали свои отношения с негреческими народами, было в значительной степени сформировано тем, как мифы Золотого века были перенесены на современную сцену, особенно в контексте греческой колонизации и торговли. Поскольку рифейские горы мифического прошлого отождествлялись с Альпами на севере Италии, было, по крайней мере, географическое обоснование отождествления гиперборейцев с кельтами, живущими в Альпах и за их пределами, или, по крайней мере, гиперборейские земли с землями, населенными Кельты. Репутация пиров и любовь к золоту, возможно, укрепили эту связь.
В Ирландии, однако, у кельтов были свои легенды о развитой цивилизации на крайнем севере. В Книге вторжений записано, что эта цивилизация была основана мигрантами из Ирландии, потомки которых вернулись в Ирландию несколько столетий спустя:
Бетах, сын Иарбонила, предсказателя, сына Немеда : его потомки отправились на северные острова мира, чтобы изучать друидизм, язычество и дьявольские знания, так что они стали экспертами во всех искусствах. И их потомками были Туата Де Дананн. .. Последние приобрели знания, науку и демонизм в четырех городах: Файлиас, Гойриас, Финдлиас и Муириас. .. После этого Туата Де Дананн прибыли в Ирландию без кораблей, пройдя по воздуху в темные облака.
Карта Авраама Ортелиуса, Амстердам, 1572 год: вверху слева Oceanvs Hyperborevs отделяет Исландию от Гренландии.Поскольку Геродот помещает гиперборейцев за пределы массагетов и исседонов, обоих народов Центральной Азии, похоже, что его гиперборейцы, возможно, жили в Сибири. Геракл искал золотисто-рогатый лань из Артемиды в Гипербореи. Поскольку северный олень - единственный вид оленей, самки которого носят рога, это указывает на арктический или субарктический регион. После того, как JDP Bolton расположил Исседоны на юго-западных склонах Алтайских гор, Карл П. Рак помещает Гиперборею за Джунгарскими воротами в северный Синьцзян, отмечая, что гиперборейцы, вероятно, были китайцами.
Янтарь попал в руки греков из какого-то места, которое, как известно, находилось далеко на севере. Аврам Дэвидсон предложил теорию, что Гиперборея была получен из логического (хотя ошибочных) объяснения греков для насекомых, которые, по- видимому возникли в теплом климате, нашла встроенную внутри янтаря, прибывающий в своих городах от холодных северных стран.
Не зная об объяснении, предлагаемом современной наукой (т. Е. О том, что эти насекомые жили во времена, когда климат Северной Европы был намного теплее, а их тела сохранялись неизменными в янтаре), греки пришли к идее, что холод северных стран был вызван к холодному дыханию Борея, Северного Ветра. Так что, если бы кто-то путешествовал «за Борей», он бы нашел теплую и солнечную землю.
Северные европейцы (скандинавы), столкнувшись с классической греко-римской культурой Средиземноморья, идентифицировали себя с гиперборейцами. Это согласуется с традиционным аспектом вечно солнечной земли за пределами севера, поскольку северная половина Скандинавии сталкивается с долгими днями в разгар лета без часа темноты («полуночное солнце»). Эта идея была особенно сильна в XVII веке в Швеции, где более поздние представители идеологии готизма объявили Скандинавский полуостров и потерянной Атлантидой, и гиперборейской землей.
Славяне (в основном русские) идентифицировали себя как гиперборейские арийцы в 18 веке, определяя Гиперборею как Беловодье, расположенное ими в Сибири, как часть концепции славян как `` родины '' и `` чистейшей '' части всего белого гонка; это мнение до сих пор очень популярно среди русских националистов и родноверов.
Северные регионы и их жителей были названы «гиперборейскими», без претензий на происхождение от мифологических гиперборейцев. В этом ключе самопровозглашенная «Гиперборейско-римская компания» ( Hyperboreisch-römische Gesellschaft) была группой североевропейских ученых, изучавших классические руины в Риме, основанной в 1824 году Теодором Панофкой, Отто Магнусом фон Штакельбергом, Августом Кестнером и Эдуардом. Герхард. В этом смысле Вашингтон Ирвинг, рассказывая об экспедиции Astor на северо-западе Тихого океана, описал, как:
В то время как пылкий и великолепный испанец, воспламененный манией к золоту, распространил свои открытия и завоевания на эти блестящие страны, опаленные палящим солнцем тропиков, ловкий и жизнерадостный француз и хладнокровный и расчетливый британец преследовали меньшее. великолепная, но не менее прибыльная торговля мехами среди гиперборейских регионов Канад, пока они не продвинулись даже за Полярный круг.
Термин «гиперборейец» до сих пор в некоторой степени шутливо используется в отношении групп людей, живущих в холодном климате. В соответствии с Системой классификации Библиотеки Конгресса буквенный подкласс PM включает «гиперборейские языки» - всеобъемлющую категорию, которая относится ко всем языкам, не связанным с лингвистикой, у народов, живущих в арктических регионах, таких как инуиты.
Гиперборейский язык также использовался в метафорическом смысле, чтобы описать чувство дистанции от обыденного. Таким образом, Фридрих Ницше назвал своих сочувствующих читателей гиперборейцами в «Антихристе» (написано в 1888 г., опубликовано в 1895 г.): «Давайте посмотрим друг другу в глаза. Мы гиперборейцы - мы достаточно хорошо знаем, насколько далеко наше место». Он процитировал Пиндара и добавил: «За Севером, за льдом, за пределами смерти - наша жизнь, наше счастье».
Джон Дж. Беннетт написал исследовательскую работу, озаглавленную «Гиперборейское происхождение индоевропейской культуры» ( Journal Systematics, Vol. 1, No. 3, декабрь 1963 г.), в которой он утверждал, что индоевропейская родина находится на крайнем севере, которую он считал Гипербореей классической античности. Эта идея была ранее предложена Балом Гангадхаром Тилаком (которого Беннетт считает) в его «Арктическом доме в Ведах» (1903 г.), а также австро-венгерским этнологом Карлом Пенка (« Происхождение арийцев», 1883 г.). Советский индолог Наталья Р. Гусева и советский этнограф С. В. Жарникова, находящиеся под влиянием книги Тилака « Арктический дом в Ведах», выступали за арктическую родину индоарийцев и славян на Северном Урале ; их идеи популяризировали русские националисты.
По словам Джейсона Джеффри, Е.П. Блаватская, Рене Генон и Юлиус Эвола разделяли веру в гиперборейское, полярное происхождение человечества и последующее укрепление и деволюцию. Блаватская описывает гиперборейцев как происхождение второй « корневой расы » и как неразумных эфирных существ, размножающихся почкованием. Однако отчет Джеффри может противоречить некоторым теософским принципам, поскольку, по мнению других авторов, таких как Сантуччи, теософия рассматривает переход от одной коренной расы к другой как всегда эволюцию, а не деволюцию, поэтому гиперборейцы не могут превзойти современного человека.
Согласно этим эзотерикам, гиперборейцы представляли собой полярный центр цивилизации и духовности Золотого Века вместе с человечеством, вместо того, чтобы эволюционировать от общего предка-обезьяны, постепенно переходя в обезьяноподобное состояние в результате физического и духовного отклонения от своего мистическая потусторонняя родина на Крайнем Севере, поддавшаяся «демоническим» энергиям Южного полюса, величайшей точки материализации.
Роберт Шарру впервые связал гиперборейцев с древней расой астронавтов «по общему мнению очень больших и очень белых людей», которые выбрали «наименее теплый район на Земле, потому что он больше соответствует их собственному климату на планете, с которой они произошли». На Мигеля Серрано повлияли работы Шарру о гиперборейцах.