Венгры в Словакии

редактировать

Венгры в Словакии Szlovákiai magyarok
Всего населения
458,467 - 508,714 (перепись 2011 г.)
Регионы со значительной численностью населения
Южная Словакия
Языки
в основном венгерский и словацкий
Религия
Римский католицизм 73%, кальвинизм 16% и другие.
Венгры в Словакии (перепись 2011 г.)   50–100% Лингвистический состав Словакии по данным переписи населения 2011 г. Венгры в Словакии (перепись 2001 г.)   50–100%   10–50%   0–10%

Венгры - самое многочисленное этническое меньшинство в Словакии. Согласно словацкой переписи 2011 года, 458 467 человек (или 8,5% населения) объявили себя венграми, а 508 714 человек (9,4% населения) заявили, что венгерский является их родным языком.

Венгры в Словакии сконцентрированы в основном в южной части страны, недалеко от границы с Венгрией. Они составляют большинство в двух районах: Комарно и Дунайска-Стреда.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 История
    • 1.1 Первая Чехословацкая республика (1918–1938)
      • 1.1.1 Происхождение венгерского меньшинства
      • 1.1.2 Демография
      • 1.1.3 Образование
      • 1.1.4 Культура
      • 1.1.5 Политика
      • 1.1.6 Проблемы во взаимоотношениях
      • 1.1.7 Подготовка агрессии против Чехословакии
    • 1.2 Аннексия Южной Словакии и Подкарпатья (1938–1945)
    • 1.3 Вторая Чехословацкая республика (1938–1939)
    • 1.4 Первая Словацкая Республика (1939–1945)
    • 1.5 Последствия Второй мировой войны
      • 1.5.1 Обмен населения
      • 1.5.2 Словакизация
      • 1.5.3 Статистика населения после Второй мировой войны
    • 1.6 После падения коммунизма
    • 1.7 Закон о языке
  • 2 Культура
  • 3 Образование
  • 4 венгерские политические партии
  • 5 городов с большим венгерским населением (перепись 2001 и 2011 гг.)
    • 5.1 Города с венгерским большинством
    • 5.2 Города с венгерским населением от 25% до 50%
    • 5.3 Города с венгерским населением от 10% до 25%
  • 6 известных венгров, родившихся на территории современной Словакии
    • 6.1 Родился до 1918 года в Королевстве Венгрия.
    • 6.2 Родился после 1918 года в Чехословакии.
    • 6.3 Родился в Чехословакии, карьера в Венгрии.
    • 6.4 Венгерские политики в Словакии
  • 7 См. Также
  • 8 ссылки
    • 8.1 Примечания
    • 8.2 Библиография
    • 8.3 Дальнейшее чтение
  • 9 Внешние ссылки

История

Карта, показывающая изменения границ после Трианонского договора. В результате Венгрия потеряла около двух третей своей территории и жителей, в том числе 3,3 миллиона из 10 миллионов этнических венгров.

Первая Чехословацкая республика (1918–1938)

Истоки венгерского меньшинства

После поражения центральных держав на Западном фронте в 1918 году Трианонский договор был подписан между победившими державами Антанты и Венгрией в 1920 году на Парижской мирной конференции. Договор значительно сократил границы Венгерского королевства, включая передачу всей Верхней Венгрии, где словаки составляли доминирующий этнос, Чехословакии. Однако, учитывая стратегические и экономические интересы своего нового союзника Чехословакии, победившие союзники установили чехословацко-венгерскую границу южнее словацко-венгерской языковой границы. Следовательно, вновь созданное государство содержало районы, в которых преобладали этнические венгры.

Демография

Пред- Первая мировая карта языка, перекрывается с современными государственными границами. Нынешняя граница между двумя странами, установленная вскоре после Первой мировой войны, лишь слабо основывалась на этнической границе.

Согласно переписи 1910 года, проведенной в Австро-Венгрии, на территории современной Словакии и Карпатской Украины насчитывалось 884 309 этнических венгров, что составляло 30,2% населения. Чехословацкая перепись 1930 года зафиксировала 571 952 венгра. (В переписи 2001 года, напротив, процент этнических венгров в Словакии составлял 9,7%, что на две трети меньше в процентном отношении, но не в абсолютном количестве, которое осталось примерно таким же.)

Чехословацкие и венгерские переписи часто используются в политических дискуссиях, но они не полностью соответствовали требованиям и не измеряли одни и те же данные. Согласно официальному венгерскому определению от 1900 года, «родной язык» определялся как язык, «который человек считал своим, наиболее распространенным и наиболее предпочтительным». Это определение не соответствовало реальному определению родного языка, вводило субъективные факторы, зависящие от окружающей среды, и открывало путь для различных интерпретаций. Кроме того, в атмосфере нарастающей мадьяризации человек мог оказаться в опасности, если бы он не объявил венгерский язык своим любимым наркомом переписи. Между 1880 и 1910 годами венгерское население увеличилось на 55,9%, в то время как население Словакии увеличилось только на 5,5%, хотя у словаков в то же время был более высокий уровень рождаемости. Уровень различий не объясняет этот процесс эмиграцией (выше у словаков) или перемещением населения и естественной ассимиляцией в период индустриализации. В 16 северных округах венгерское население увеличилось на 427 238 человек, в то время как большинство словацкого населения увеличилось только на 95 603 человека. Число «венгров, которые могут говорить словацкой» необычно увеличилось в то время, когда венгры действительно не было никакой мотивации, чтобы узнать это - на 103,445 в южной части Словакии в абсолютных цифрах, на 100% в Пожонь, Nyitra, Комаром, баров и Земплен и многое другое чем в 3 раза в Кошице. После создания Чехословакии люди могли более свободно заявлять о своей национальности.

Кроме того, переписи населения Венгрии и Чехословакии разошлись во взглядах на национальность еврейского населения. Чехословакия разрешила евреям объявить отдельную еврейскую национальность, в то время как евреи в прошлом считались в основном венграми. В 1921 году 70 529 человек заявили о своей еврейской национальности.

Население крупных городов, таких как Кошице или Братислава, исторически было двуязычным или трехъязычным, и некоторые из них могли объявить себя самой популярной или самой выгодной национальностью в определенное время. Согласно чехословацкой переписи, 15–20% населения в Кошице составляли венгры, но во время парламентских выборов «этнические» венгерские партии получили 35–45% от общего числа голосов (без учета тех венгров, которые голосовали за коммунистов или Социал-демократы). Однако такие сравнения не вполне надежны, потому что «этнические» венгерские партии не обязательно представлялись словацкому населению как «этнические», а также имели словацкие дочерние компании.

Венгерским госслужащим, отказавшимся принести присягу, пришлось выбирать между выходом на пенсию и переездом в Венгрию. То же самое относится к венграм, которые не получили чехословацкого гражданства, которые были вынуждены уехать или просто не идентифицировали себя с новым государством. Двумя примерами людей, вынужденных уехать, были семьи Белы Хамваса и Альберта Сент-Дьёрдьи. Многочисленные беженцы (в том числе еще больше из Румынии ) вызвали необходимость строительства новых жилых домов в Будапеште (Mária-Valéria telep, Pongrácz-telep), которые давали приют беженцам, насчитывающим не менее десятков тысяч человек.

Образование

В начале 1918/19 учебного года в Словакии было 3 642 начальных школы. Только 141 школа преподает на словацком языке, 186 - на словацком и венгерском и 3298 - на венгерском. После системной реформы Чехословакия предоставила региону образовательную сеть. Из-за нехватки квалифицированных кадров среди словаков - отсутствия школ выше начального уровня, запрещенных гимназий и отсутствия словацких педагогических институтов - венгерских учителей в большом количестве заменили чехи. Некоторые венгерские учителя решили свой жизненный вопрос, переехав в Венгрию. Согласно постановлению правительства от 28 августа 1919 г., венгерским учителям разрешалось преподавать только в том случае, если они приносили присягу на верность Чехословакии.

В первые годы существования Чехословакии венгерское меньшинство в Словакии имело полную образовательную сеть, за исключением закрытых колледжей. Министерство образования Чехословакии основывало свою политику на международных соглашениях, подписанных после окончания Первой мировой войны. На территории, населенной венгерским меньшинством, Чехословакия сохранила нетронутой сеть венгерских муниципальных или конфессиональных школ. Однако эти старые школы, унаследованные от Австро-Венгрии, часто были переполнены, недофинансированы и менее привлекательны, чем новые, хорошо оборудованные словацкие школы, построенные государством. В 1920–21 учебном году венгерское меньшинство имело 721 начальную школу, а в последующие 3 года их число уменьшилось только на одну. У венгров было также 18 высших "бюргерских" школ, 4 гимназии и 1 педагогический институт. В 1926–27 учебном году насчитывалось 27 конфессиональных школ, которые также можно отнести к школам меньшинств, поскольку ни одна из них не преподавала на словацком языке. Представители Венгрии раскритиковали в основном сокращение количества средних школ.

В 1930-е годы у венгров был 31 детский сад, 806 начальных школ, 46 средних школ и 576 венгерских библиотек при школах. В Пражском Карловом университете создан отдел венгерской литературы.

Венгерский научный университет Елизаветы, основанный в 1912 году и преподающий с 1914 года (с перерывами во время войны), был заменен Университетом Коменского, чтобы удовлетворить потребности в квалифицированных специалистах в Словакии. Венгерские профессора отказались принести присягу на верность, и первоначальная школа была закрыта постановлением правительства; как и в других случаях, учителей заменили чешские профессора. Университет Коменского оставался единственным университетом в послевоенной Словакии.

Культура

Собор Святой Елизаветы в Кошице (посвященный Елизавете Венгерской ), где похоронен национальный герой Венгрии Франциск II Ракоци со своей семьей. Бетлиар - Замок Андраши

Венгерское меньшинство участвовало в прессе в Чехословакии между войнами. До создания Чехословакии на территории Словакии выпускалось 220 периодических изданий, из них 38 - на словацком. В межвоенный период количество словацких и чешских периодических изданий в Словакии увеличилось до более чем 1050, в то время как количество периодических изданий на языках меньшинств (в основном венгерском) увеличилось почти до 640 (лишь небольшая часть из них издавалась в течение всего межвоенного периода.).

Чехословацкое государство сохранило и оказало финансовую поддержку двум венгерским профессиональным театральным труппам в Словакии и еще одной в Карпатской Руси. Венгерская культурная жизнь поддерживалась в региональных культурных ассоциациях, таких как Jókai Society, Toldy Group или Kazinczy Group. В 1931 году по инициативе президента Чехословакии было основано Венгерское научное, литературное и художественное общество в Чехословакии (Академия Масарика). Венгерская культура и литература освещались такими журналами, как Magyar Minerva, Magyar Irás, Új Szó и Magyar Figyelő. Целью последнего из них было развитие чешско-словацко-венгерских литературных отношений и общее чехословацкое сознание. Венгерские книги издавались несколькими литературными обществами и венгерскими издательствами, хотя и не в большом количестве.

Политика

Янош Эстерхази - противоречивый этнический венгерский политик в Чехословакии в середине войны и в Первой Словацкой республике.

Демократизация Чехословакии расширила политические права венгерского населения по сравнению с Венгерским королевством до 1918 года. Чехословакия ввела всеобщее избирательное право, в то время как полное избирательное право женщин не было достигнуто в Венгрии до 1945 года. Первые чехословацкие парламентские выборы в Словакии принесли 90% избирателей.. После Трианонского договора венгерское меньшинство потеряло иллюзии относительно «временного государства» и было вынуждено адаптироваться к новой ситуации. Венгерские политические структуры в Чехословакии сформировались относительно поздно и завершили свое формирование только в середине 1920-х годов. Политическую политику венгерского меньшинства по их отношению к чехословацкому государству и мирным договорам можно разделить на три основных направления: активисты, коммунисты и негативисты.

Свое будущее венгерские «активисты» видели в сожительстве и сотрудничестве с большинством населения. Они имели прочехословацкую ориентацию и поддерживали правительство. В начале 1920-х годов они основали отдельные политические партии, а позже стали активными в венгерских секциях чехословацких государственных партий. Прочахословацкая Венгерская национальная партия (не путать с другой Венгерской национальной партией, сформированной позже) участвовала в парламентских выборах 1920 года, но проиграла. В 1922 году чехословацкое правительство предложило исправить некоторые несправедливости в отношении меньшинств в обмен на абсолютную лояльность и признание чехословацкого государства. Успех активизма пришелся на середину 1920-х годов. В 1925 году Венгерская национальная партия участвовала в принятии нескольких важных законов, в том числе регулирующих гражданство государства. В 1926 году партия безуспешно проводила переговоры об участии в правительстве. Левые венгерские активисты были активны в Венгерско-немецкой социал-демократической партии, а затем в Венгерской социал-демократической рабочей партии. Венгерские социал-демократы не смогли соперничать с коммунистами, но были активны в качестве венгерской секции Чехословацкой социал-демократической партии (ЧСДД). В 1923 году венгерские активисты с аграрной ориентацией основали Республиканскую ассоциацию венгерских крестьян и мелких землевладельцев, но эта партия потерпела неудачу, как и провинциальная крестьянская партия венгерского меньшинства. Подобно социал-демократам, венгерские аграрии создали отдельную секцию в рамках Общегосударственной Аграрной партии (АЗП). Венгерский активизм имел стабильное направление, но не смог стать доминирующей силой по разным причинам, таким как земельная реформа или ревизионистская политика венгерского правительства.

Коммунистическая партия Чехословакии (КПЧ) была выше средней поддержка среди венгерского меньшинства. В 1925 году партия получила 37,5% в Краевском Хлмецком районе и 29,7% в Комарненском районе, тогда как в Словакии средний показатель составлял 12–13%.

Венгерские «негативисты» были организованы в оппозиционные партии, представленные правой провинциальной христианско-социалистической партией (OKSZP) и Венгерской национальной партией (MNP) (не путать с Венгерской национальной партией выше). OKSZP поддерживалось в основном римско-католическим населением, а MNP - протестантами. Партии разошлись также во взглядах на сотрудничество с правительственной коалицией, MNP рассматривала сотрудничество в некоторые периоды, в то время как OKSZP находилась в стойкой оппозиции и пыталась пересечь этнические границы, чтобы заручиться поддержкой словацкого населения. Эта попытка была частично успешной, и у OKSZP было 78 словацких разделов и журнал на словацком языке. Попытки создать коалицию венгерских оппозиционных партий с крупнейшей словацкой оппозиционной партией - Словацкой народной партией Глинки (HSĽS) - не увенчались успехом из-за опасений венгерской ревизионистской политики и потенциальной дискредитации после дела Войтеха Тука, который был раскрыт как венгерский шпион.

В 1936 году обе «негативистские» партии объединились в Объединенную венгерскую партию (ЕМП) под прямым давлением венгерского правительства и угрозой прекращения финансовой поддержки. Партия стала доминирующей в 1938 году и получила более 80% голосов венгерских голосов. «Негативистские» партии считались потенциальной опасностью для Чехословакии, и многие политики венгерского меньшинства находились под наблюдением полиции.

Проблемы во взаимоотношениях

После Первой мировой войны венгры оказались в тяжелом положении «превосходящей» нации, превратившейся в национальное меньшинство. Роспуск исторического Венгерского королевства был воспринят как искусственный и насильственный акт, а не как провал антинациональной и консервативной политики венгерского правительства. В течение всего межвоенного периода венгерское общество сохраняло архаичные взгляды на словацкую нацию. Согласно таким устаревшим представлениям, словаки были обмануты чехами, стали жертвами их силовой политики и мечтали вернуться в венгерское государство. С этих позиций венгерское правительство пыталось восстановить довоенные границы и руководило политикой оппозиционных партий меньшинства.

В Чехословакии периферийные районы, такие как южная Словакия, страдали от нехватки инвестиций и испытывали трудности с восстановлением после Великой депрессии. Чехословацкое правительство уделяло больше внимания стабилизации отношений с Германией и судетскими немцами, в то время как вопросы венгерского меньшинства имели второстепенный приоритет. Венгры в Словакии были огорчены результатами чехословацкой земельной реформы. Несмотря на его социальный и демократизирующий характер, передел бывших аристократических земель предпочитало большинство населения, церковь и крупных землевладельцев.

Даже если Чехословакия официально провозгласила равенство всех граждан, представители венгерского меньшинства не хотели претендовать на должности в дипломатии, армии или государственных службах из-за опасений, что ими могут легко злоупотребить иностранные спецслужбы, особенно во время угрозы для страны..

Отсутствие интереса к лучшей интеграции венгерского сообщества, Великая депрессия и политические изменения в Европе привели к росту венгерского национализма, выдвигая свои требования в сотрудничестве с немецкими нацистами и другими врагами чехословацкого государства.

Подготовка агрессии против Чехословакии

Объединенная венгерская партия (ЕВП), возглавляемая Яношом Эстерхази и Андором Яроссом, играла роль пятой колонны во время распада Чехословакии в конце 1930-х годов. Расследование Нюрнбергского процесса доказало, что и нацистская Германия, и Хорти-Венгрия использовали свои меньшинства для внутреннего распада Чехословакии; их цель заключалась не в обеспечении гарантий своих национальных прав, а в злоупотреблении темой национальных прав против государства, гражданами которого они были. Согласно международному праву, такое поведение относится к незаконным действиям против суверенитета Чехословакии, и действия обеих стран были оценены как действия против международного мира и свободы.

Члены EMP способствовали распространению античесловацкой пропаганды, а лидеры поддерживали заговорщические контакты с венгерским правительством и были проинформированы о подготовке нацистской агрессии против Чехословакии. В частности, после аншлюса Австрии партия успешно ликвидировала различные венгерские группы активистов.

В идеальном случае ревизионистская политика, координируемая венгерским правительством, должна привести к ненасильственному восстановлению границ до Трианонского договора - оккупации всей Словакии или, по крайней мере, к частичному возвращению территорий. EMP и венгерское правительство не были заинтересованы в прямой нацистской агрессии без участия Венгрии, потому что это могло привести к нацистской оккупации Словакии и поставить под угрозу их территориальные претензии. ЕМП в какой-то мере копировала политику партии судетских немцев. Однако даже во время чехословацкого кризиса на этнически смешанной территории удалось избежать обострения политической конфронтации. Эстерхази был проинформирован о плане судетских немцев саботировать переговоры с чехословацким правительством, и после консультации с венгерским правительством он получил инструкции разработать такую ​​программу, которая не могла быть выполнена.

После Первой Венской премии венгры разделились на две группы. Большая часть венгерского населения вернулась в Венгрию (503 980 человек), а меньшая часть (около 67 000 человек) осталась на неоккупированной территории Чехословакии. Первая Венская премия не удовлетворила амбиции ведущих венгерских кругов, и поддержка Великой Венгрии росла. Это привело бы к аннексии всей Словакии.

Аннексия Южной Словакии и Подкарпатья (1938–1945)

Большинство венгров в Словакии приветствовали Первую Венскую премию и оккупацию Южной Словакии, которые были восприняты ими как объединение венгров в единое национальное государство. Венгры устраивали различные торжества и встречи. В Ожнянах ( район Римавска-Собота ) празднования прошли бурно. Несмотря на то, что массовые собрания без разрешения были запрещены и в 20:00 действовал комендантский час, примерно 400–500 венгров встретились в 21:30 после объявления результатов «арбитража». Патрули полиции попытались разогнать толпу, в результате чего один человек получил смертельное ранение. Митинг продолжился после 22:00, и полиция ранила дополнительных людей, стреляя и нанося удары из винтовок.

Венгрия начала политику систематической ассимиляции и мадьяризации и насильственного изгнания колонистов, государственных служащих и словацкой разведки с аннексированной территории. Венгерская военная администрация запретила использование словацкого языка в административных контактах, и словацкие учителя были вынуждены покинуть школы на всех уровнях.

После широкой пропаганды диктатуры, которая притворялась защитницей гражданских, социальных прав и прав меньшинств в Чехословакии, Венгрия ограничила все меньшинства сразу после Венской премии. Это оказало негативное влияние на демократически ориентированных венгров в Словакии, которых впоследствии назвали «венграми Бенеша» или «коммунистами», когда они начали жаловаться на новые условия.

Пропаганда середины войны, организованная Венгрией, без колебаний обещала венграм «поезда с едой» (в Чехословакии не было голода), но после оккупации стало ясно, что Чехословакия гарантирует больше социальных прав, более развитую социальную систему, более высокие пенсии и многое другое. предложения работы. В ноябре 1938 г. венгерские экономисты пришли к выводу, что производство на «возвращенных землях» должно быть ограничено для защиты экономических интересов метрополии. Вместо позитивного развития подавляющее большинство компаний попали в условия, сопоставимые с экономическим кризисом в начале 1930-х годов. После некоторого первоначального энтузиазма, лозунги вроде Minden drága, visza Prága! (Все дорого, обратно в Прагу!) Или Minden drága, jobb volt Prága! (Все дорого, Прага была лучше) начала распространяться по стране.

Должности в госуправлении, освобожденные чехами и словаками, занимали не местные венгры, а госслужащие из метрополии. Это вызвало протесты со стороны EMP и привело к попыткам остановить их входящий поток. В августе 1939 года Андор Ярос попросил премьер-министра Венгрии отозвать хотя бы часть из них обратно в Венгрию. Из-за различий в развитии Чехословакии и Венгрии в течение предыдущих 20 лет, местные венгры обладали более демократичным духом и вступили в конфликт с новой администрацией, известной своим авторитарным высокомерием. В ноябре – декабре 1939 г. поведение по отношению к венграм на аннексированной территории переросло в официальную жалобу депутатов « Фелвидек » в венгерском парламенте.

Вторая Чехословацкая республика (1938–1939)

Согласно переписи населения декабря 1938 года, 67 502 венгра остались в не аннексированной части Словакии, и 17 510 из них имели венгерское гражданство. Венгры были представлены Венгерской партией в Словакии (SMP, Szlovenszkói Magyar Párt; это официальное название было принято позже в 1940 году), которая образовалась после роспуска Объединенной Венгерской партии (EMP) в ноябре 1938 года. Политическая власть в Словакии перешла к партии Глинки. Словацкая народная партия (HSĽS), которая начала реализовывать собственное тоталитарное видение государства. Идеология HSĽS различала «хорошие» (автохтонные) меньшинства (немцы и венгры) и «плохие» меньшинства (чехи и евреи). Правительство не допускало политической организации «плохих» меньшинств, но терпело существование СМП, лидер которой Янош Эстерхази стал членом словацкого парламента. СМП имела небольшое политическое влияние и была склонна к сотрудничеству с более сильной немецкой партией в Словакии (Deutsche Partei in der Slowakei).

К ноябрю 1938 года Эстерхази выдвинул дополнительные требования о расширении прав венгерского меньшинства. Автономное правительство Словакии оценило ситуацию на аннексированной территории, а затем сделало наоборот - привязало права венгерского меньшинства к уровню, установленному Венгрией, что де-факто означало их сокращение. Примененный принцип взаимности блокировал официальную регистрацию SMP и существование нескольких венгерских учреждений, поскольку аналогичные организации не допускались в Венгрии. Более того, правительство запретило использование венгерских национальных цветов при пении венгерского государственного гимна, не признало равенство венгерских национальных групп в Братиславе и отменило запланированную должность государственного секретаря по делам венгерского меньшинства. Венгерское правительство и Эстерхази протестовали против этого принципа и критиковали его как неконструктивный.

Первая Словацкая Республика (1939–1945)

14 марта 1939 года словацкий сейм провозгласил независимость под прямым давлением Гитлера и объявленной угрозой нападения Венгрии на Словакию. Разрушение плюралистической политической системы привело к быстрому снижению прав меньшинств (немецкое меньшинство сохранило привилегированное положение). Напряженные отношения между Словакией и Венгрией после Венской премии ухудшились в результате нападения Венгрии на Словакию в марте 1939 года. Эта агрессия в сочетании с насильственными инцидентами на аннексированной территории вызвала широкую анти-венгерскую социальную мобилизацию и дискриминацию. Некоторые из преследований были мотивированы принципом взаимности, включенным в конституцию, но преследования были вызваны также венгерской пропагандой с требованием оккупации Словакии, распространением брошюр и других пропагандистских материалов, устной пропагандой и другими провокациями. С обеих сторон использовалась интенсивная пропаганда, которая привела к нескольким антивенгерским демонстрациям. Самые жестокие репрессии включали интернирование в лагерь в Илаве и депортацию десятков венгров в Венгрию. В июне 1940 года Словакия и Венгрия достигли соглашения и прекратили депортацию своих меньшинств.

Венгерская партия не отказалась полностью от идеи Великой Венгрии, но после стабилизации государства она сосредоточилась на более реалистичных целях. Партия пыталась организовать гвардию Хорти в Братиславе и других городах, но эти попытки были обнаружены и пресечены репрессивными силами. На вечеринке были организованы различные культурные, социальные и образовательные мероприятия. Его деятельность тщательно контролировалась и ограничивалась из-за безуспешных попыток создать словацкое политическое представительство в Венгрии. Венгерская партия была официально зарегистрирована после дипломатического вмешательства Германии в ноябре 1941 года, в результате чего правительство Венгрии разрешило Партии словацкого национального единства.

В 1940 году, после стабилизации международного положения Словацкого государства, 53 128 человек заявили о венгерском гражданстве, из них 45 880 человек - словацкое государственное гражданство. Социальная структура венгерского меньшинства существенно не отличалась от большинства населения. 40% венгров работали в сельском хозяйстве, но был также класс богатых торговцев и интеллигенции, живущих в городах. Венгры владели несколькими важными предприятиями, особенно в центральной Словакии. В Братиславе венгерское меньшинство участвовало в «арианизации» еврейской собственности.

Словакия сохранила 40 школ венгерского меньшинства, но ограничила средние школы и не разрешила открытие каких-либо новых школ. 20 апреля 1939 года правительство запретило крупнейшую венгерскую культурную ассоциацию SzEMKE, что привело к общему снижению активности венгерского меньшинства. Деятельность SzEMKE была восстановлена, когда Венгрия разрешила словацкую культурную организацию Spolok svätého Vojtecha (Общество Святого Войтеха). Венгерское меньшинство имеет две ежедневные газеты ( Új Hírek и Esti Ujság) и восемь местных еженедельников. Все журналы, импортная пресса и библиотеки контролировались жесткой цензурой.

После переговоров в Зальцбурге (27–28 июля 1940 г.) Александр Мах занимал пост министра внутренних дел и уточнил подход государства к венгерскому меньшинству. Мах приказал освободить всех заключенных венгерских журналистов (позже других венгров) и избавился от главного редактора журнала Slovenská Pravda из-за «глупых текстов о словацко-венгерском вопросе». Мах подчеркнул необходимость словацко-венгерского сотрудничества и добрососедства. В последующий период репрессивные действия основывались почти исключительно на принципе взаимности.

По сравнению с немецким меньшинством, политические права и организация венгерского меньшинства были ограничены. С другой стороны, меры против венгерского меньшинства никогда не доходили до преследования евреев и цыган. Высылка из страны применялась в исключительных случаях и в отдельных случаях, в отличие от высылки чехов.

Последствия Второй мировой войны

В 1945 году, в конце Второй мировой войны, Чехословакия была воссоздана. Стратегическая цель чехословацкого правительства заключалась в том, чтобы значительно уменьшить размер немецкого и венгерского меньшинств и добиться постоянного изменения этнического состава государства. Предпочтительным средством было перемещение населения. Из-за невозможности унитарного изгнания Чехословакия применила три протокола - чехословацко-венгерский обмен населением, « ре-словакизацию » и внутреннее перемещение населения, осуществленное во время депортации венгров на чешские земли.

Многие граждане считали оба меньшинства « военными преступниками », потому что представители этих двух меньшинств поддержали изменение границ Чехословакии до Второй мировой войны посредством Мюнхенского соглашения и первой Венской премии. Кроме того, чехи с подозрением относились к политической деятельности этнических немцев до войны. Они также считали, что присутствие такого большого количества этнических немцев воодушевило нацистскую Германию в ее пангерманском видении. В 1945 году президент Эдвард Бенеш своим указом  33 аннулировал гражданство этнических немцев и венгров, за исключением тех, кто имел активное антифашистское прошлое (см. Указы Бенеша ).

Обмены населением

Смотрите также: чехословацко-венгерский обмен населением и депортации венгров на чешские земли

Сразу после окончания Второй мировой войны около 30 000 венгров покинули ранее аннексированные Венгрией территории на юге Словакии. В то время как Чехословакия изгнала этнических немцев, союзники предотвратили одностороннее изгнание венгров. Они согласились на принудительный обмен населением между Чехословакией и Венгрией, который первоначально был отвергнут Венгрией. Этот обмен населением проходил по соглашению, по которому 55 400–89 700 венгров из Словакии были обменены на 60–73 200 словаков из Венгрии (точное количество зависит от источника). Словаки, покинувшие Венгрию, переехали добровольно, но Чехословакия вытеснила венгров из их нации.

После изгнания немцев Чехословакия обнаружила нехватку рабочей силы, особенно фермеров в Судетской области. В результате правительство Чехословакии депортировало более 44 129 венгров из Словакии в Судеты для принудительных работ в период с 1945 по 1948 год. Около 2 489 человек были переселены добровольно и взамен получили дома, хорошую заработную плату и гражданство. Позже, с 19 ноября 1946 года по 30 сентября 1946 года, правительство переселило оставшиеся 41 666 человек силой, при этом полиция и армия перевозили их как «домашний скот» в железнодорожных вагонах. Венгры были обязаны работать наемными рабочими, которые часто предлагались на деревенских рынках новым чешским поселенцам Судетской области.

Эти условия постепенно улучшались. Через несколько лет переселенные венгры начали возвращаться в свои дома в Словакии. К 1948 году около 18 536 человек вернулись, что вызвало конфликты из-за права собственности на их первоначальные дома, поскольку словацкие колонисты часто захватывали их. К 1950 году большинство венгров вернулось в Словакию. Статус венгров в Чехословакии был решен, и правительство снова предоставило гражданство этническим венграм.

Словакизация

Основная статья: Словакизация Венгры насильно переселились из Гуты (Коларово), распаковывая свои вещи из поезда в Млада-Болеславе, Чехословакия, февраль 1947 года.

Материалы из российских архивов доказывают, насколько настойчиво чехословацкое правительство настаивало на уничтожении венгерского меньшинства в Словакии. Венгрия предоставила словакам равные права и потребовала, чтобы Чехословакия предоставила эквивалентные права венграм в пределах своих границ.

Весной и летом 1945 года чехословацкое правительство в изгнании утвердило серию указов, лишавших венгров собственности и всех гражданских прав. В 1946 году в Чехословакии был осуществлен процесс «ре-словакизации» с целью ликвидации мадьярской национальности. Это в основном требовало принятия словацкого гражданства. Этнических венгров заставляли официально изменить их гражданство на словацкое, иначе они были исключены из пенсионной, социальной и медицинской системы. Поскольку венгры в Словакии в то время были временно лишены многих прав (см. Указы Бенеша ), около 400 000 (источники различаются) венгры подали заявление, а 344 609 венгров получили свидетельство о ре-словакизации и, следовательно, чехословацкое гражданство.

После ухода Эдуарда Бенеша с поста следующее чехословацкое правительство 13 апреля 1948 года издало указ № 76/1948, разрешив венграм, все еще живущим в Чехословакии, восстановить чехословацкое гражданство. Год спустя венграм было разрешено отправлять своих детей в школы с венгерским языком обучения, которые открылись впервые с 1945 года. Большинство ре-словацких венгров постепенно вернули себе венгерское гражданство. В результате комиссия по ре-словакизации прекратила свою деятельность в декабре 1948 года.

Несмотря на обещания решить вопрос с венграми в Словакии, правящие круги Чехии и Словакии в 1948 г. сохраняли надежду, что они смогут депортировать венгров из Словакии. Согласно опросу 1948 года, проведенному среди словацкого населения, 55% высказались за переселение (депортацию) венгров, 24% сказали «не знаю» и 21% были против. Под лозунгами борьбы с «классовыми врагами» процесс разгона плотных венгерских поселений продолжался в 1948 и 1949 годах. К октябрю 1949 года правительство готовилось депортировать 600 венгерских семей. Те венгры, которые остались в Словакии, подвергались сильному давлению с целью ассимиляции, в том числе принудительному зачислению венгерских детей в словацкие школы.

Статистика населения после Второй мировой войны

Красна Горка

В переписи 1950 года количество венгров в Словакии уменьшилось на 240 000 по сравнению с 1930 годом. К переписи 1961 года оно увеличилось на 164 244 человека до 518 776 человек. Низкое число в переписи 1950 года, вероятно, связано с ре-словакизацией и обменом населением; более высокое число в переписи 1961 г., вероятно, связано с отменой ре-словакизации и естественного прироста населения (в Словакии население выросло на 21% по сравнению с 46% -ным ростом венгров в Словакии за тот же период).

Число венгров в Словакии увеличилось с 518 782 в 1961 году до 567 296 в 1991 году. Число самоидентифицированных венгров в Словакии уменьшилось в период с 1991 по 2001 год, отчасти из-за низкой рождаемости, эмиграции и появления новых этнических категорий, таких как Рома. Кроме того, между 1961 и 1991 годами у венгров был значительно более низкий уровень рождаемости, чем у словацкого большинства (который за это время увеличился примерно с 3,5 миллионов до 4,5 миллионов), что способствовало снижению процентной доли венгерского населения.

После падения коммунизма

После Бархатной революции 1989 года Чешская Республика и Словакия мирно разделились в результате Бархатного развода 1993 года. Словацкая конституция 1992 года основана на концепции словацкого национального государства. Однако в преамбуле Конституции в качестве избирательного округа упоминаются словаки и этнические меньшинства. Более того, права различных меньшинств защищены Конституцией, Европейской конвенцией о правах человека и различными другими юридически обязательными документами. Партия венгерской коалиции (SMK-MKP) был представлен в парламенте и входила в состав правительственной коалиции с 1998 по 2006 год После независимости Словакии, положение венгерского меньшинства ухудшилось, особенно в царствование словацкого премьер - министр Владимир Мечьяр (1993 - март 1994 и декабрь 1994 - 1998).

Конституция также провозгласила словацкий государственным языком. Закон о языках 1995 года провозгласил, что государственный язык имеет приоритет над другими языками на всей территории Словацкой Республики. Поправка 2009 года к закону о языках ограничивает использование языков меньшинств и расширяет обязательное использование государственного языка (например, в сообществах, где количество говорящих на меньшинствах составляет менее 20% населения). Согласно поправке 2009 года, на лиц, совершивших проступки в связи с использованием государственного языка, может быть наложен штраф в размере до 5000 евро.

Закон об официальном языке требовал использования словацкого не только в официальных сообщениях, но и в повседневной торговле, в управлении религиозными организациями и даже в сфере того, что обычно считается частным взаимодействием, например, при общении между пациентом и врачом. 23 января 2007 года местный комитет по радиовещанию прекратил вещание BBC за использование английского языка и сослался на закон о языке в качестве причины.

Особенно в этнических венгерских районах Словакии критики критиковали административное деление Словакии как случай джерримандеринга, задуманного таким образом, что во всех восьми регионах венгры составляют меньшинство. Согласно закону о реорганизации 1996 года, только в двух районах ( Дунайска-Стреда и Комарно ) большинство населения составляют венгры. Помимо того, что это было сделано для максимального успеха партии « Движение за демократическую Словакию» (HZDS), джерримандеринг в этнических венгерских районах помогал минимизировать избирательное право венгров. Во всех восьми регионах венгры составляют меньшинство, хотя в пяти регионах венгерское население составляет от 10 до 30 процентов. Правительство Словакии создало новые территориальные округа с севера на юг, разделив венгерскую общину на пять административных единиц, где они стали меньшинством в каждой административной единице. Венгерская община увидела существенную потерю политического влияния в этом мошенничестве.

12 марта 1997 года заместитель министра образования направил главам школьных округов циркуляр, в котором предписывалось, чтобы в школах с венгерским языком обучения словацкий язык преподавался исключительно носителями языка. То же требование к носителям словацкого языка применяется к преподаванию географии и истории в не словацких школах. Эта мера была отменена в 1998 году правительством Микулаша Дзуринды.

В 1995 году между Венгрией и Словакией был подписан так называемый Базовый договор, который США и ведущие европейские державы рассматривали как предварительное условие для вступления этих стран в НАТО и ЕС. В основном договоре Венгрия и Словакия взяли на себя широкий круг юридических обязательств. Это включало принятие рекомендации 1201 Европейского Совета, в статье 11 которой говорится:

[...] в регионах, где они составляют большинство, лица, принадлежащие к национальному меньшинству, должны иметь право иметь в своем распоряжении соответствующие местные или автономные органы власти или иметь особый статус, соответствующий конкретной исторической и территориальной ситуации и в соответствии с внутренним законодательством государства.

После того, как в 2002 году регионы Словакии стали автономными, MKP смогла взять власть в регионе Нитра. Он вошел в состав правящей коалиции еще в нескольких регионах. С тех пор, как в 1996 году была введена в действие новая административная система, MKP обратился с просьбой о создании уезда Комарно с венгерским большинством. Хотя одноименная территориальная единица существовала до 1918 года, границы, предложенные МКП, существенно отличаются. Предлагаемый регион будет охватывать длинный участок южной Словакии с явной целью создать административную единицу с этническим венгерским большинством. Политики и представители венгерского меньшинства убеждены, что такая административная единица необходима для долгосрочного выживания венгерского меньшинства. Правительство Словакии до сих пор отказывалось изменить границы административных единиц, и этнические венгры продолжают оставаться меньшинствами в каждой из них.

По словам Сабрины П. Рамет, профессора международных исследований Вашингтонского университета (имея в виду ситуацию при администрации Владимира Мечиара в период с 1994 по 1998 годы):

В Центральной и Восточной Европе существует как минимум девять зон, охваченных этнической ненавистью и нетерпимостью [...], наибольший потенциал для военных действий можно отнести к проблемам дискриминации в отношении венгерского меньшинства на юге Словакии и румынской Трансильвании. В обоих случаях национальные режимы дискриминировали местных этнических венгров, лишая их права использовать свой родной язык в официальных делах; принятие мер по сокращению использования венгерского языка в качестве языка обучения в местных школах и, в случае со Словакией, удаление венгерских уличные знаки из деревень, полностью населенных венграми, заменой их знаками на словацком языке. Словацкие власти даже зашли так далеко, чтобы принять закон, требующий, чтобы венгерская женщина, выходящая замуж за венгерского мужчину, добавляла суффикс «-ova» к своему имени, как это принято среди словаков. Венгры возмутились перспективой создания таких объединений, как «Нагёва», «Бартокова», «Кодалёва» и «Петёфьёва».

-  Сабрина П. Рамет, чья демократия?

Коалиция, сформированная после парламентских выборов в 2006 году, в результате которой Словацкая национальная партия (СНП) во главе с Яном Слотой (которую часто называют ультра- националистическим правым экстремистом ) стала членом правящей коалиции во главе с социал-демократическим Смером. вечеринка. После подписания коалиционного договора с ультраправыми экстремистскими соцсетями социал-демократическая самоидентификация Смеров подверглась сомнению.

В августе 2006 года несколько инцидентов, мотивированных этнической ненавистью, вызвали дипломатическую напряженность между Словакией и Венгрией. Основные средства массовой информации в этих странах обвинили анти-венгерские заявления Слоты в начале лета в ухудшении межэтнических отношений. Партия европейских социалистов (ПЕС), с которым Smer связан, считает SNS как партия расистского ультраправой и выразили серьезную озабоченность по поводу коалиции. ПЕС приостановило членство Смера 12 октября 2006 года и решило пересмотреть ситуацию в июне 2007 года. Затем решение было продлено до февраля 2008 года, когда кандидатура Смера была повторно принята ПЕС. 27 сентября 2007 года словацкий парламент отверг как принцип коллективной вины, так и попытки вновь открыть послевоенные документы, которые устанавливали нынешний порядок.

10 апреля 2008 года Партия венгерского сообщества (SMK-MKP) проголосовала вместе с правящими Смером и СНС, поддержав ратификацию Лиссабонского договора. Это результат предполагаемой политической сделки: Роберт Фицо пообещал изменить словацкий закон об образовании, который резко ограничил бы использование венгерским меньшинством венгерского языка в учебных заведениях. Две словацкие оппозиционные партии сочли это предательством, поскольку изначально вся словацкая оппозиция планировала бойкотировать голосование в знак протеста против нового кодекса прессы, ограничивающего свободу прессы в Словакии.

В мае 2010 года недавно назначенный второй кабинет Виктора Орбана в Венгрии инициировал законопроект о двойном гражданстве, выдающий венгерские паспорта членам венгерского меньшинства в Словакии, якобы направленный на компенсацию пагубных последствий Трианонского договора. Это вызвало огромную полемику между Венгрией и Словакией. Хотя новый министр иностранных дел Венгрии Янош Мартони посетил своего словацкого коллегу, чтобы обсудить двойное гражданство, Роберт Фицо заявил, что Фидес (правая партия Орбана) и новое правительство не хотят вести переговоры по этому вопросу, считая его вопросом национальной безопасности.. Член правительства Словакии от SNS Ян Слота опасался, что Венгрия хочет напасть на Словакию, и рассматривал ситуацию как «начало военного конфликта». Назначенный премьер-министром Виктор Орбан твердо заявил, что считает словацкую истерию частью кампании. В ответ на изменение закона о венгерском гражданстве 26 мая 2010 года Национальный совет Словацкой Республики одобрил закон, согласно которому, если гражданин Словакии подает заявление о приеме в гражданство другой страны, то это лицо утрачивает гражданство Словакии.

Закон о языке

Основная статья: Языковое право Словакии

1 сентября 2009 года более десяти тысяч венгров провели демонстрации протеста против так называемого закона о языке, ограничивающего использование языков меньшинств в Словакии. Закон предусматривает штрафы в размере до 4380 фунтов стерлингов для учреждений, «злоупотребляющих словацким языком». Демонстрации прошли в Дунайска-Стреде ( венгерский : Dunaszerdahely), Словакия, в Будапеште, Венгрия, и в Брюсселе, Бельгия.

Культура

  • Új Szó - ежедневная газета на венгерском языке, выходящая в Братиславе.
  • Мадач - бывшее венгерское издательство в Братиславе
  • Каллиграм - венгерское издательство в Братиславе

Образование

Примерно 585 школ в Словакии, включая детские сады, используют венгерский язык в качестве основного языка обучения. Почти 200 школ используют словацкий и венгерский языки. В 2004 г. Комарноский университет им. Я. Селье стал первым венгерско-язычным университетом, открытым за пределами Венгрии.

Венгерские политические партии

Города с большим венгерским населением (перепись 2001 и 2011 гг.)

Примечание: здесь перечислены только города Словакии, деревни и волости - нет.

Города с венгерским большинством

  • Габчиково (Bős) - 5361 человек, из которых 90,4% (87,88%) венгры
  • Veľký Meder (Nagymegyer) - 9113 жителей, из которых 84,6% (75,58%) венгры
  • Коларово (Гута) - 10 756 жителей, из которых 82,6% (76,67%) венгры
  • Дунайска Стреда (Dunaszerdahely) - 23 562 жителей, из которых 79,75% (74,53%) венгры
  • Kráľovský Chlmec (Királyhelmec) - 7966 жителей, из которых 76,94% (73,66%) венгры
  • Штурово (Párkány) - 11 708 жителей, из которых 68,7% (60,66%) венгры
  • Шаморин (Соморья) - 12 339 жителей, из которых 66,63% (57,43%) венгры
  • Филяково (Фюлек) - 10198 жителей, из которых 64,40% (53,54%) венгры.
  • Шахи (Иполисаг) - 7 971 человек, из которых 62,21% (57,84%) венгры
  • Торналя (Торналя) - 8016 жителей, из которых 62,14% (57,68%) венгры.
  • Комарно (Komárom) - 37 366 жителей, из которых 60,09% (53,88%) венгры
  • Черна-над-Тисоу (Tiszacsernyő) - 4390 жителей, из которых 60% (62,27%) венгры
  • Вельке Капушаны ( Надькапош ) - 9536 жителей, из которых 56,98% (59,58%) венгры

Города с венгерским населением от 25% до 50%

Города с венгерским населением от 10% до 25%

  • Нове Замки (Эрсекуйвар) - 42 300 жителей, из которых 27,52% (22,36%) - венгры.
  • Рожнява (Rozsnyó) - 19 120 жителей, из которых 26,8% (19,84%) венгры
  • Сенец (Szenc) - 15 193 жителей, из которых 22% (14,47%) венгры
  • Šaľa (Vágsellye) - 24,506 человек, из которых 17,9% (14,15%) Венгерский
  • Лученец (Лошонц) - 28 221 жителей, из которых 13,11% (9,34%) венгры
  • Левице (Léva) - 35 980 жителей, из которых 12,23% (9,19%) венгры

Известные венгры, родившиеся на территории современной Словакии

Родился до 1918 года в Венгерском Королевстве.

Родился после 1918 года в Чехословакии.

Родился в Чехословакии, карьера в Венгрии.

Венгерские политики в Словакии

Смотрите также

использованная литература

Примечания

Библиография

  • Альфред Дж. Рибер (2000). Вынужденная миграция в Центральной и Восточной Европе, 1939–1950 гг. Рутледж. ISBN   978-0-7146-5132-3.
  • Саймон, Аттила (2009). Забудутые активисты. Вклад в историю венгерских политических партий в межвоенный период]. Historický časopis (на словацком). 57 (3).
  • Пастор, Золтан (2011). Slováci a Maďari [ словаки и венгры ] (на словацком). Matica slovenská. ISBN   978-80-8128-004-7.
  • Земко, Милан ; Быстрицкий, Валериан (2004). Slovensko v Československu 1918-1939 [ Словакия в Чехословакии 1918-1939 ] (на словацком языке). Веда. ISBN   80-224-0795-Х.
  • Ференчухова, Богумила ; Земко, Милан (2012). V medzivojnovom Československu 1918–1939 [ В межвоенной Чехословакии 1918–1939 ] (на словацком). Веда. ISBN   978-80-224-1199-8.
  • Журковска Мария; Габздилова, Сона; Олейник, Милан (2012). Maďarské politické strany (Krajinská kresťansko-socialistická strana, Maďarská národná strana) на Slovensku v rokoch 1929 - 1936 гг. Документы [ Венгерские политические партии (Провинциальная христианско-социалистическая партия, Венгерская национальная партия) в Словакии в период с 1929 по 1936 год. ] (PDF) (на словацком). Кошице: Spoločenskovedný ústav SAV. ISBN   978-80-89524-09-9. Архивировано 14 июля 2014 года из оригинального (PDF).CS1 maint: игнорируются ошибки ISBN ( ссылка )
  • Деак, Ладислав (1990). Slovensko v politike Maďarska v rokoch 1938–1939 [ Словакия в политике Венгрии 1938–1945 ]. Братислава: Веда. ISBN   80-224-0169-2.
  • Деак, Ладислав (1995). Политический профиль Яноша Эстерхази. Братислава: Кубко Горал. ISBN   80-967427-0-1.
  • Деак, Ладислав (2009). "О ходноверности городской природной статистики за 1910 год". [О достоверности венгерской национальной статистики за 1910 г.]. В Доруне, Ян (ред.). Pohľady делать проблематики slovensko-maďarských vzťahov. Братислава: Slavistický ústav Jána Stanislava SAV. ISBN   978-80-967427-0-7.
  • Тилковский, Лорант (1972). Južné Slovensko v rokoch 1938–1945 [ Южная Словакия в 1938–1945 ] (на словацком). Братислава: Vydavateľstvo Slovenskej akadémie vied.
  • Митач, Ян (2011). "Инцидент Крвавы в Шуранох на Вианоце 1938 в spomienkach obyvateľov mesta Šurany" [Кровавый инцидент в Шуранах на Рождество 1938 года в воспоминаниях жителей Шуранов]. В Митач, Ян (ред.). Juh Slovenska po Viedeňskej арбитражи 1938–1945 [ Южная Словакия после Первого Венского арбитража 1938–1945 ] (на словацком языке). Братислава: Ústav pamäti národa. ISBN   978-80-89335-45-9.
  • Врабель, Фердинад (2011). "Náprava" krív "z Trianonu? Niekoľko epizód z obsadzovania južného Slovenska maarským vojskom zv novembri 1938" [Исправление "несправедливости" Трианона? Несколько эпизодов оккупации юга Словакии венгерской армией в ноябре 1938 г.]. В Митач, Ян (ред.). Juh Slovenska po Viedeňskej арбитражи 1938–1945 [ Южная Словакия после Первого Венского арбитража 1938–1945 ] (на словацком языке). Братислава: Ústav pamäti národa. ISBN   978-80-89335-45-9.
  • Саболь, Мирослав (2011). "Влияние Венского арбитража на сельское хозяйство, промышленность и инфраструктуру Южной Словакии". В Митач, Ян (ред.). Juh Slovenska po Viedeňskej арбитражи 1938–1945 [ Южная Словакия после Первого Венского арбитража 1938–1945 ] (на словацком языке). Братислава: Ústav pamäti národa. ISBN   978-80-89335-45-9.
  • Kmeť, Мирослав (март 2012). "Мадари на Словенску, Слова в Маджарску. Информация на обочине страны в год 1938–1939". Historická revue (на словацком). 3.
  • Бака, Игорь (2010). Политический режим и режим Slovenskej republiky v rokoch 1939–1940 (на словацком языке). Братислава: Ševt. ISBN   978-80-8106-009-0.
  • Хетеньи, Мартин (2007). «Поставые мужской меншины на слова в рок 1939–1940». [Положение венгерского меньшинства в Словакии в 1939–1940 гг.]. В Пекаре, Мартин; Павлович, Ричард (ред.). Slovenské republika očami mladých Historikov VI. Slovenská republika medzi 14. marcom a salzburskými rokovaniami (на словацком). Прешов: Универсум. ISBN   978-80-8068-669-7.

дальнейшее чтение

  • Дюрчик, Иван; Джеймс Саттервайт (сентябрь 1996 г.). «Венгры в Словакии». Документы о национальностях. 24 (3): 509–524. DOI : 10.1080 / 00905999608408463.
  • Пол, Эллен Л. (декабрь 2003 г.). «Восприятие vs. реальность: словацкие взгляды венгерского меньшинства в Словакии». Документы о национальностях. 31 (4): 485–493. DOI : 10.1080 / 0090599032000152951. S2CID   129372910.
  • Бешо, Йозеф (2008). "Международный правовой контекст Венского арбитража". В Шмихуле, Даниэль (ред.). Viedenská арбитраж v roku 1938 a jej európske súvislosti [ Венское решение 1938 года и его европейский контекст ] (на словацком). Братислава: Ševt. ISBN   978-80-8106-009-0.

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-03-19 01:54:46
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте