Венгерское искусство восходит к периоду завоевания Карпатского бассейна народом Арпад в 9 веке. Принц Арпад также организовал более ранних людей, поселившихся в этом районе.
До прихода Арпада несколько других народов из степи основали государства в Карпатском бассейне. Столицей гуннов (по-китайски хунну) была Буда, названная в честь брата царя Аттилы, хотя ритор Приск, историк V века и посол Византийской империи заявил, что столица гуннов находилась на равнинах между Дунаем и Тисой. реки. После смерти Аттилы в 453 г. здесь основали государства лангобарды и гепиды, а затем и авары (569 г.). Это позднеаварское царство было разбито франками, и авары Задунайского края были крещены. Первые венгры пришли в бассейн в конце 9 века.
В IX веке жители Арпада использовали красивые орнаментальные мотивы для украшения своей одежды и атрибутов лошадей, главным мотивом которых была пальметта (см. Иллюстрацию выше). Этот стиль оставался важным в Венгрии с 9 по 11 века, и аналогичные мотивы можно найти в современном декоративном искусстве Кавказа, Ирана и Средней Азии.
Потомки князя Арпада организовали средневековое Венгерское королевство. В этот период сочетание стилей, происходящих из степей, со стилями европейского романского стиля породило богатое наследие с заметными параллелями в искусстве скандинавских викингов и кельтов Западной Европы. Коронационная мантия короля Стефана (коронованный в 1000 году нашей эры) является особенно прекрасным примером этого периода.
Коронационная мантия Венгрии времен короля Венгрии Стефана I, правил 1000-1038 гг.Этот король заявил, что «10 деревень должны построить церковь», и хотя некоторые из его фондов позже стали известны в новом обличии, все они восходят к lex Stephani (закон короля Стефана).
Тимпани из романских деревенских церквей средневековой Венгрии: Моносло, Домокошфа, Хальмаги и арка Чемпескопач с Сегедским ягненком.Несмотря на повсеместные разрушения во время турецкой оккупации (1526–1686 гг., См. Ниже), романские церкви и другие церковные здания можно найти по всему Карпатскому бассейну. Прекрасные образцы сохранились в Секешфехерваре, Дьюлафехерваре, Эстергоме, Паннонхальме, а недавно открытые лапидарии в Печ, Веспреме и Эгере являются экспонатами этого периода. Руины бывших королевских домов в Тарнасентмарии, Фельдебро и Сексард также имеют стилистическое сходство с современной архитектурой Кавказа.
После монгольских войн 1241-42 гг. Были произведены масштабные перестройки. От этого периода сохранилось множество красивых деревенских церквей, как круглых ( Салонна, Каллосд и Надьтотлак ), так и с западной башней и южным входом в Надьборзёни, Чемпешкопач, Эрисентпетер, Мадьярсечод, Литер, Велемашр и Залемер.
Романские деревенские церкви часто украшались фресками, особенно на северной стене, как здесь, в Велемере.Готический стиль достиг Венгрии в конце 14 века и продолжался на протяжении правления королей Анжу, Люксембурга и Ягелло. Состоятельные шахтерские города построили их на своей главной площади, как например, Касса (Кошице, Словакия ), Бартфа (Бардейов, Словакия ), Брассо и Надьшебен построили свои главные площади в этом стиле, что также можно увидеть в нескольких перестроенных монастырях. например ( Garamszentbenedek в Словакии ). В этом же стиле был построен ныне разрушенный монастырь ордена Павлинов в Будасентлоринчи.
Самым известным архитектором того времени был Янош Местер, брат- францисканец. Его самые большие церкви находятся в Сегед-Альсоварош, на улице Фаркаш, Коложваре (Клуж, Румыния ) и в Ньирбатор. Пожалуй, самая известная венгерская готическая церковь - собор Святой Елизаветы в Кассе (Кошице, Словакия ).
Конная скульптура Святого Георгия, созданная братьями Колозвари. Деталь фрески Святого Ладислава в церкви Тереске, Северная Венгрия.Богатое наследие живописи в Венгрии возникла с королевскими домами Люксембурга и Анжу, что и уважаемый ранее король Ладислав I. (И Сигизмунд Люксембургский, король Венгрии и император Священной Римской империи, и Людовик Великий, король Венгрии и Польши были похоронены в соборе Надьварада рядом с королем Ладиславом.) Даже сегодня, после стольких войн и стольких разрушений, около пятидесяти церквей, где можно увидеть фрески легенды о Святом Ладиславе.
Король Венгрии Матиас Корвинус имел тесные связи с Италией, и итальянское влияние явно проявляется в архитектурных комплексах, построенных во время его правления, таких как его дворцы в Буде и Вышеграде. Недавняя выставка в Горном музее в Рудабанье продемонстрировала качество венгерских золотых изделий того периода в золотых форинтах, сделанных венгерскими мастерами для русского царя Ивана III. В 2008 году исполнилось 550 лет со дня правления Матиаса, и многие предметы из его библиотеки, Bibliotheca Corvina (когда-то крупнейшей в Европе), были выставлены в Национальной библиотеке Сечени в Будайской крепости ссылка
В тот же период, что и войны против турок и начало османской оккупации, Реформация привела к изменению религиозной принадлежности примерно в одной трети Венгрии. Это время также было периодом обновления церквей в архитектурном смысле, с внутренними пространствами, демонстрирующими свежий и тонкий орнамент, особенно с использованием растительных форм. Для этого периода характерны и «кассетные» потолки.
Войны против Османской империи также привели к большим успехам в строительстве венгерских крепостей. Раньше крепости строились до эры тяжелой артиллерии, но теперь были укреплены, чтобы противостоять ей. Самыми известными сохранившимися крепостями этого периода являются Эгер, Надьварад, Надьканижа и Эрсекуйвар (Новые Замки в Словакии).
После изгнания турок в 1686 году новый правящий дом Габсбургов принес с собой новый стиль барокко. Большинство ранних сохранившихся зданий в Венгрии сегодня построены в этом стиле: не только церкви, но и замки, например, Фертёд, ратуши ( Сегед ), монастыри ( Зирц ), соборы ( Калоча ), колледжи ( Эгер ) и королевский дворец в Буде..
После эпохи реформ в начале 19 века были возрождены древнегреческие традиции, в результате чего были построены такие неоклассические здания, как Венгерский национальный музей.
Одним из величайших архитекторов своего времени был Оден Лехнер, который спроектировал Музей торгового искусства, Венгерский геологический институт, ратушу Кечкемета и церковь Святого Ладислава в Кёбанье в Будапеште. Иногда его называют венгерским Гауди.
Здание Венгерского геологического института в Будапеште.