Венгерский Струнный квартет был музыкальный ансамбль с мировым именем, в частности, известен своими выступлениями квартеты Бетховена и Бартока. Квартет был основан в Будапеште в 1935 году (как Новый венгерский квартет) и распущен в 1972 году.
Период | 1-я скрипка | 2-я скрипка | Альт | Виолончель |
---|---|---|---|---|
1935–1937 | Шандор Вег | Петер Серванский | Денес Коромзай | Пал Херманн |
1937–1940 гг. | Золтан Секели | Шандор Вег | ||
1940–1956 | Александр Мошковский | Вилмос Палотаи | ||
1956–1959 | Габор Мадьяр | |||
1959–1972 гг. | Михай Каттнер |
Первоначально квартет был сформирован, когда в 1937 году были приняты на работу два ученика Джену Хубая - Шандор Вег на скрипке и Денес Коромзай на альте, а также скрипач Золтан Секели и виолончелист Пал Херманн., а в 1940 году он уехал, чтобы основать Végh Quartet. Затем его заменил россиянин Александр Мошковский. Квартет дебютировал в 1935 году и имел стремительный успех. Секели был другом Белы Бартока, и группа быстро стала известна, дав венгерскую премьеру Пятого квартета Бартока, которую она изучила вместе с композитором. К 1938 году группу услышали во всех крупных городах Западной Европы.
Во время войны они оказались в ловушке в Нидерландах и посвятили этот период интенсивному изучению квартетов Бетховена, которые впоследствии были даны миру в блестящей карьере, достигнутой группой после 1945 года. В 1950 году они поселились в США. Примерно в 1956 году виолончель, а примерно в 1960 году - вторая скрипичная доска, были переданы, и в этой новой форме квартет продолжал поддерживать свою насыщенную программу выступления до 1972 года, одновременно занимаясь преподавательскими должностями и обучением молодых инструменталистов. В 1957 году обновленный квартет выступил в Бостоне в рамках серии концертов Пибоди Мейсон. В 1958 году квартет завершил тур по Южной Африке, получивший высокую оценку местной публики.
В записях цикла Бетховена 1966 года говорится, что Секели играет «Микеланджело» Страдивари (1718), Каттнер играет «Санта-Терезу» Петруса Гварнериуса (1704), Коромзай играет на инструменте 1766 года М. Декане, а Мадьяр есть виолончель Алессандро Гальяно 1706 года.
(Примеры)
Есть два полных цикла квартетов Бетховена, записанные в Париже :