Реформа Сто дней | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Традиционный китайский | 戊戌 變法 | ||||||
Упрощенный китайский | 戊戌 变法 | ||||||
Литературное значение | Усу (год) реформа | ||||||
| |||||||
Альтернативное китайское имя | |||||||
Традиционный китайский | 百日 維新 | ||||||
Упрощенный китайский | 百日 维新 | ||||||
Литературное значение | Реформа Сто дней | ||||||
| |||||||
Сто дней реформ или Wuxu реформы ( традиционные китайские :戊戌變法, упрощенные китайский язык :戊戌变法; пиньинь : Wùxū Biànfǎ, лит „Реформа года Wuxu“) была неудачными 103-дневные национальным, культурным, политическим и образовательным движение за реформы, которое происходило с 11 июня по 22 сентября 1898 года в Китае в период поздней династии Цин. Его предприняли молодой император Гуансю и его сторонники, настроенные на реформы. После издания реформаторских указов могущественные консервативные оппоненты во главе с вдовствующей императрицей Цыси совершили государственный переворот («Переворот 1898 года», Уйсуйский переворот ).
Гуансюй (родился в 1871 г., правил в 1875–1908 гг.) Приказал провести серию реформ, направленных на радикальные социальные и институциональные изменения. Он сделал это в ответ на серьезную слабость, выявленную поражением Китая от Японии в Первой китайско-японской войне 1894–1895 годов, вскоре после Первой (1839–1842) и Второй (1856–1860) опиумных войн; этот военный удар стал большим потрясением для китайцев, потому что Япония считалась зависимым государством, была намного меньше Китая и считалась нижестоящей. Китай также воевал с Францией в китайско-французской войне с 1884 по 1885 год. Более того, поражение Китая от Японии привело к борьбе за «привилегии» в Китае со стороны других иностранных держав, особенно Германской империи и России, что еще больше пробудило консерваторов..
Перед Первой китайско-японской войной Китай занимался только технологической модернизацией, закупая современное оружие, корабли, артиллерию и создавая современные арсеналы для производства этого оружия, и давая своим солдатам современное оружие только без институциональной реформы, при этом отказываясь реформировать вооруженные силы. правительство или гражданское общество в соответствии с западными стандартами - в отличие от Японии, которая приняла правительство западного типа с парламентом и полностью реорганизовала свою армию по западному образцу.
С помощью некоторых высокопоставленных чиновников двора Цин, которые поддерживали реформу, Кан Ювэй и Лян Цичао получили разрешение поговорить с Императором, и их предложения были приняты. Некоторым ученикам Канга также были предоставлены второстепенные, но стратегические должности в столице для оказания помощи в проведении реформ. Цели этих реформ включали:
Реформаторы заявили, что Китаю нужно нечто большее, чем « самоукрепление », и что инновации должны сопровождаться институциональными и идеологическими изменениями.
Однако консерваторы, такие как принц Дуань, выступили против реформаторов, подозревая заговор. Принц Дуань хотел полностью изгнать иностранцев из Китая.
Помимо указов о реформе, были составлены планы насильственного отстранения вдовствующей императрицы Цыси от власти. Юань Шикай должен был убить Ронглу и взять под контроль военный гарнизон в Тяньцзине. Затем он собирался вернуться в Пекин с контингентом и заключить в тюрьму вдовствующую императрицу; однако Юань ранее пообещал свою поддержку Ронглу и вместо того, чтобы убить его, рассказал ему о заговоре. Это привело к перевороту, положившему конец реформе Сто дней.
Противодействие реформе было сильным среди консервативной правящей элиты, которая осудила ее как слишком радикальную и предложила более умеренный и постепенный курс изменений. При вышеупомянутой молчаливой поддержке политического оппортуниста Юань Шикая и консерваторов вдовствующая императрица Цыси организовала государственный переворот 22 сентября 1898 года, вынудив молодой, настроенный на реформы Гуансюй уединиться. Император находился под домашним арестом в Летнем дворце до своей смерти в 1908 году. Затем Цыси взял на себя управление в качестве регента.
Реформа Сто дней завершилась отменой новых указов и казнью шести главных сторонников реформы, известных вместе как « Шесть джентльменов Усу » (戊戌 六君子): Тан Ситун, Кан Гуанжэнь (брат Кан Ювэя), Линь Сюй, Ян Шэньсю, Ян Жуй и Лю Гуанди. Два главных лидера, Кан Ювэй и его ученик Лян Цичао, бежали в Японию, чтобы основать Баохуан Хуэй (Защитите Императорское общество) и безуспешно работать на конституционную монархию в Китае. Тан Ситонг отказался бежать, был арестован и казнен.
Во время реформы «Сто дней» генералы Дун Фусян, Ма Анлян и Ма Хайян были вызваны в Пекин и вместе с Ма Фулу и Ма Фусяном помогли положить конец движению. Дун Фусян и мусульманская армия Ганьсу, дислоцированная в Пекине во время реформы Сто дней, позже участвовали в восстании боксеров и стали известны как Храбрецы Кансу.
Десять лет спустя суд ввел в действие некоторые меры по реформированию, начиная с новой политики Цыси. Они включали отмену Имперского экзамена в 1905 году, образовательную и военную модернизацию по образцу Японии, а также эксперимент с конституционным и парламентским правительством. Внезапность и амбициозность реформы фактически помешали ее успеху. Одним из последствий, который можно было ощутить на десятилетия вперед, стало создание Новой армии, что, в свою очередь, привело к полевому командованию.
С другой стороны, провал реформаторского движения дал большой толчок революционным силам в Китае. Изменения внутри истеблишмента казались в значительной степени безнадежными, и свержение всего цинского правительства все более и более казалось единственным жизнеспособным способом спасти Китай. Такие настроения напрямую способствовали успеху Синьхайской революции 1911 года, всего десять лет спустя.
Лев Толстой в переписке с Гу Хунмином о реформе Сотни дней согласился с тем, что реформаторское движение было опрометчивым.
Взгляды на реформу Сто дней становятся все более сложными и разнообразными. Традиционный взгляд изображал реформаторов как героев, а консервативную элиту, особенно вдовствующую императрицу Цыси, как злодеев, не желающих реформироваться из-за своих эгоистических интересов.
Однако некоторые историки в конце 20 века придерживались взглядов, более благоприятных для консерваторов и менее благоприятных для реформаторов. С этой точки зрения Кан Ювэй и его союзники были безнадежными мечтателями, не осознающими политических реалий, в которых они действовали. Эта точка зрения утверждает, что консервативные элиты не были против изменений и что практически все предложенные реформы в конечном итоге были реализованы.
Например, Стерлинг Сигрейв в своей книге «Леди-дракон» утверждает, что реформы провалились по нескольким причинам. В то время политическая власть Китая находилась в руках правящей маньчжурской знати. Ксенофобная фракция Железных шляп доминировала в Большом Совете и искала способы изгнать все западное влияние из Китая. Проводя реформу, император Гуансю обошел Большой совет и назначил четырех реформаторов, чтобы они были его советниками. Эти реформаторы были выбраны после серии интервью, в том числе интервью с Канг Ювэй, который был отвергнут Императором и имел гораздо меньшее влияние, чем можно было бы показать из более позднего хвастовства Канга. По предложению советников по реформе император Гуансю также провел секретные переговоры с бывшим премьер-министром Японии Ито Хиробуми с целью использовать свой опыт реставрации Мэйдзи, чтобы провести Китай через аналогичные реформы.
Было также высказано спорное мнение, что Кан Ювэй на самом деле причинил большой вред делу своим кажущимся высокомерием в глазах консерваторов. Многочисленные слухи о возможных последствиях, многие из которых были ложными, дошли до Великого Совета; это было одним из факторов, повлиявших на их решение устроить переворот против Императора. Канг, как и многие реформаторы, сильно недооценил реакционную природу вовлеченных в это интересов.
Император приступил к осуществлению своих реформ, в значительной степени минуя могущественный Большой Совет; - сказали советники, раздраженные действиями Императора и боясь потерять политическую власть, которую они имели, затем обратились к вдовствующей императрице Цыси, чтобы отстранить императора от власти. Многие, хотя и не все, реформы закончились ничем. Совет, теперь уверенный в своей силе, настаивал на казни реформаторов, действие, которое проводилось безжалостно.
По словам профессора Лей Чиа-шэна (雷 家 聖), бывший премьер-министр Японии Ито Хиробуми (伊藤博文) прибыл в Китай 11 сентября 1898 года, примерно в то же время, когда Кан Ювэй пригласил в Пекин британского миссионера Тимоти Ричарда. Ричард предложил Китаю назначить Ито одним из многих иностранных советников, чтобы и дальше продвигать реформы Китая. 18 сентября Ричард успешно убедил Канга принять свой план, согласно которому Китай присоединится к федерации (合 邦) десяти наций.
Тем не менее Кан попросил своих реформаторов Ян Шэньсю (楊 深 秀) и Сун Болу (宋 伯魯) сообщить об этом плане императору Гуансю. 20 сентября Ян отправил императору мемориал по этому поводу. В другом мемориале Императору, написанном на следующий день, Сун выступал за создание федерации и разделение дипломатических, финансовых и военных полномочий четырех стран под руководством комитета из ста человек. Лэй Цзя-шэн утверждает, что эта идея стала причиной того, что Цыси, только что вернувшаяся из Летнего дворца 19 сентября, решила положить конец реформам путчем 21 сентября.
13 октября, после переворота, британский посол Клод Макдональд сообщил своему правительству о ситуации в Китае, заявив, что китайские реформы были «сильно повреждены» действиями Канга и его друзей. Однако британское и американское правительства в основном не знали о заговоре "федерации", который, по-видимому, был личной идеей Ричарда. Японское правительство могло быть в курсе плана Ричарда, поскольку его сообщником был бывший премьер-министр Японии, но пока нет никаких доказательств этого.