Что касается торговли людьми, Саудовская Аравия была определена, наряду с Боливией, Эквадором, Катаром, Объединенными Арабскими Эмиратами, Бирмой, Ямайкой, Венесуэлой, Камбоджей, Кувейтом, Суданом, Кубой, Северной Кореей и Того, в качестве страны третьего уровня. Государственный департамент США в своем Докладе о торговле людьми 2005 года в соответствии с требованиями Закона 2000 года о защите жертв торговли людьми и насилия. на котором изначально была основана эта статья. Страны уровня 3 - это «страны, правительства которых не полностью соблюдают минимальные стандарты и не прилагают для этого значительных усилий». Отчет за 2006 год показывает, что Королевство прилагает определенные усилия для решения проблем, но продолжает классифицировать Королевство как страну третьего уровня. В докладе рекомендуется: «Правительство должно обеспечить соблюдение существующих исламских законов, запрещающих жестокое обращение с женщинами, детьми и рабочими...»
Управление Государственного департамента США по мониторингу и борьбе с торговлей людьми поместило страну в «Список наблюдения второго уровня» в 2017 году.
Правительство Саудовской Аравии не полностью соблюдает минимальные стандарты по искоренению торговли людьми и не прилагает для этого значительных усилий. В правительстве по-прежнему отсутствуют надлежащие законы о борьбе с торговлей людьми, и, несмотря на свидетельства широко распространенных злоупотреблений, связанных с торговлей людьми, оно не сообщало о каких-либо уголовных преследованиях, обвинительных приговорах или приговорах к тюремному заключению за преступления, связанные с торговлей людьми, совершенные в отношении иностранных домашних работников. Правительство также не приняло правоохранительных мер против торговли людьми в целях сексуальной эксплуатации в коммерческих целях в Саудовской Аравии и не предприняло никаких шагов для обеспечения защиты жертв торговли людьми в целях сексуальной эксплуатации. Правительство Саудовской Аравии также не предприняло никаких заметных усилий по применению процедур для выявления жертв и направления их в службы защиты.
Саудовская Аравия - пункт назначения для мужчин и женщин из Юго-Восточной Азии и Восточной Африки, которых продают с целью трудовой эксплуатации, а также для детей из Йемена, Афганистана и Африки, торгующих с целью попрошайничества. Сотни тысяч низкоквалифицированных рабочих из Пакистана, Индии, Индонезии, Филиппин, Шри-Ланки, Бангладеш, Эфиопии, Эритреи и Кении добровольно мигрируют в Саудовскую Аравию; некоторые попадают в условия принудительного рабства, страдают от физического и сексуального насилия, невыплаты или задержки выплаты заработной платы, удержания проездных документов, ограничений на свободу передвижения и внесения изменений в контракты без согласия. По данным международных организаций, таких как Ansar Burney Trust, некоторых маленьких детей из соседнего Пакистана, Бангладеш и Индии также контрабандным путем вывозят в Саудовскую Аравию для использования в качестве наездников. Детей недоедают, чтобы уменьшить их вес, чтобы облегчить нагрузку на верблюда.
Правительство Саудовской Аравии не соблюдает минимальные стандарты по искоренению торговли людьми и не прилагает для этого значительных усилий. Саудовская Аравия перешла с уровня 2 на уровень 3 из-за отсутствия прогресса в усилиях по борьбе с торговлей людьми, особенно из-за неспособности защитить жертв и привлечь к ответственности виновных в принудительном рабстве. Несмотря на сообщения о торговле людьми и жестоком обращении с домашними и другими неквалифицированными работниками и детьми, есть свидетельства только одного судебного преследования саудовским работодателем саудовского работодателя за преступление, связанное с торговлей людьми, за отчетный период. Некоторые жертвы жестокого обращения из-за процедурных препятствий предпочитают покинуть страну, а не противостоять своим обидчикам в суде. От них требуется сначала подать жалобу в полицию, прежде чем им будет разрешен доступ в приюты. Правительство не предлагает юридической помощи иностранным жертвам и не помогает им иным образом использовать саудовскую систему уголовного правосудия для привлечения их эксплуататоров к ответственности. Если жертва решает подать жалобу, ему не разрешают работать. Однако правительство Саудовской Аравии предоставляет еду и жилье работницам, которые подают жалобы или убегают от своих работодателей. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с законами шариата, и нет никаких доказательств того, что жертвам торговли людьми предоставляется правовая помощь до и во время шариатского судопроизводства.
Имеются ограниченные данные, указывающие на то, что в 2004 году правительство улучшило свои усилия по судебному преследованию. В Саудовской Аравии отсутствуют законы, криминализирующие большинство преступлений, связанных с торговлей людьми. Большинство злоупотреблений в отношении иностранных рабочих регулируются исламским правом, королевскими указами и постановлениями министров; мало кто привлекается к уголовной ответственности. Домашние работники, составляющие значительную часть иностранной рабочей силы, исключены из-под защиты в соответствии с трудовым законодательством Саудовской Аравии. Большинство дел, связанных с торговлей людьми или жестоким обращением с иностранными рабочими, разрешаются во внесудебном порядке через посредничество. В 2004 году поступали сообщения об изнасилованиях филиппинских домработниц ; однако сообщений о судебном преследовании не поступало. В 2004 году Министерство труда Саудовской Аравии издало постановления, среди прочего, запрещающие торговлю рабочими визами, найм и эксплуатацию детей, а также вербовку для попрошайничества. Он расследовал несколько случаев злоупотреблений со стороны работодателей и ввел систему отслеживания. На сегодняшний день 30 работодателям, злоупотребляющим служебным положением, запрещено нанимать работников. Правительство проводит обучение сотрудников полиции по выявлению случаев жестокого обращения с иностранными работниками и ведению дел.
Правительство Саудовской Аравии не улучшило свои усилия по защите жертв торговли людьми, но продолжает управлять тремя приютами для подвергшихся жестокому обращению женщин-экспатриантов в Эр-Рияде, Джидде и Даммаме. Он также управляет учреждениями для брошенных детей, в том числе жертв торговли людьми, в Джидде, Мекке и Медине. Однако правительство не предоставляет приют взрослым работникам-мужчинам. Есть много НПО, работающих с жертвами торговли людьми. Правительство выступает посредником в спорах и предполагаемых злоупотреблениях в отношении иностранных рабочих, включая жалобы криминального характера, и стремится вернуть жертв в их родные страны без надлежащего расследования и судебного преследования преступлений, совершенных против них.
Ограниченные усилия Саудовской Аравии по предотвращению торговли людьми включают: распространение информации в посольствах за рубежом, лицензирование и регулирование деятельности агентств по найму, мониторинг иммиграционных схем и выдачи виз, а также повышение осведомленности через средства массовой информации и религиозные органы. Правительство начало работать с ЮНИСЕФ и правительством Йемена по предотвращению торговли детьми для попрошайничества. План, намеченный несколько лет назад по распространению информации среди иностранных рабочих в аэропортах Саудовской Аравии по прибытии, не был реализован. Религиозные лидеры проповедуют в мечетях проповеди о зле жестокого обращения с сотрудниками.
В 2008 году СМИ, контролируемые Саудовской Аравией, развернули кампанию по связям с общественностью, призывающую к состраданию к домашним и иностранным работникам. Кампания вызвала споры критиков, которые жаловались на то, что она представляет собой негативную оценку поведения Саудовской Аравии.
Саудовских аравийцев, которые путешествуют или проживают за границей, могут сопровождать слуги, находящиеся в подневольном состоянии. В июне 2005 года газета The Denver Post сообщила, что саудовскую пару, проживавшую в Авроре, штат Колорадо, обвинили в том, что они держали свою индонезийскую горничную в неволе в течение 4 лет, заставляя ее готовить и убирать. Муж Хомайдан ат-Турки также обвинялся в неоднократном изнасиловании молодой женщины. По данным правоохранительных органов: у горничной отобрали паспорт ; ей платили около 2 долларов в день; изнасилования происходили еженедельно. Горничная начала работать с парами в 17 лет через индонезийское агентство по трудоустройству в качестве домашней прислуги. Она прилетела в Эр-Рияд и поступила к ним на службу с обещанной зарплатой в 160 долларов в месяц, но, по словам прокуратуры, получила всего 3300 долларов за четыре года работы. Пара переехала в США в 2000 году в сопровождении горничной. Первоначально пара была обвинена в принудительном рабстве, наказуемом в случаях сексуального посягательства пожизненным заключением. Муж также был обвинен в суде штата по нескольким пунктам обвинения в сексуальном насилии. Муж был осужден по 12 пунктам обвинения в насильственном сексуальном насилии, двух проступках, связанных с принудительным лишением свободы, и кражей за сохранение заработной платы горничной и приговорен к 27 годам пожизненного заключения. Дело было громким в Саудовской Аравии, где пресса изображала его жертвой исламофобии. Правительство Саудовской Аравии внесло залог в размере 400 000 долларов. В ноябре 2006 года генеральный прокурор Колорадо Джон Сазерс отправился в Саудовскую Аравию, где встретился с королем Абдаллой и наследным принцем Султаном, чтобы прояснить «неправильные представления» о судебной системе США. Его поездку спонсировал Госдепартамент США. Жена Ат-Турки Сара Хонаизан, которая признает себя виновной в снижении государственных и федеральных обвинений, должна быть депортирована из США. После осуждения штата федеральные обвинения против Ат-Турки были сняты.
Другой случай касался принцессы Буниа Аль Сауд, племянницы Фахда из Саудовской Аравии, которая была арестована в Орландо, штат Флорида, и обвинена в том, что она столкнула свою индонезийскую горничную с лестничного пролета. Уголовное дело было урегулировано путем заключения сделки о признании вины в совершении правонарушения и выплаты небольшого штрафа после того, как горничной было отказано в визе после поездки в Индонезию на похороны ее матери. США Госдепартамент отказался объяснить свой отказ допустить материальный свидетель в записи уголовного дела в Соединенных Штаты для дачи показаний. Урегулирован гражданский иск о заработной плате.
Третье обвинение касалось Ханы Аль-Джадер из Бостона, штат Массачусетс, которую обвиняли в краже паспортов двух индонезийских женщин и принуждении их работать домашней прислугой.
Четвертое обвинение касалось дипломатической миссии Саудовской Аравии в Маклине, штат Вирджиния, где два человека были выселены из собственности после того, как в мае 2013 года уведомили местных жителей об их рабских условиях и жестоком обращении в особняке.