Человеческий интеллект

редактировать
О шпионаже см. В разделе Человеческий интеллект (сбор разведданных).

Человеческий интеллект - это интеллектуальные способности людей, которые характеризуются сложными когнитивными навыками и высоким уровнем мотивации и самосознания. Высокий интеллект связан с лучшими результатами в жизни.

Благодаря интеллекту люди обладают когнитивными способностями к обучению, формированию концепций, пониманию, применению логики и рассудка, включая способность распознавать закономерности, планировать, вводить новшества, решать проблемы, принимать решения, сохранять информацию и использовать язык для общения. Существуют противоречивые идеи о том, как измеряется интеллект, от идеи о том, что интеллект фиксируется при рождении, или о том, что он податлив и может меняться в зависимости от мышления и усилий человека. Некоторые подкатегории интеллекта, такие как эмоциональный интеллект или социальный интеллект, активно обсуждаются относительно того, являются ли они традиционными формами интеллекта. Обычно считается, что это отдельные процессы, которые происходят, хотя есть предположение, что они больше связаны с традиционным интеллектом, чем предполагалось ранее.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Корреляты
  • 2 теории
    • 2.1 Актуальность IQ-тестов
    • 2.2 Теория множественного интеллекта
    • 2.3 Триархическая теория интеллекта
    • 2.4 Теория интеллекта PASS
    • 2.5 Теория Пиаже и теории неопиаже
    • 2.6 Теория теменно-лобной интеграции интеллекта
    • 2.7 Теория инвестиций
    • 2.8 Теория компенсации интеллекта (ИКТ)
    • 2.9 Теория самоэффективности и познания Бандуры
    • 2.10 Теория процессов, личности, интеллекта и знаний (PPIK)
    • 2.11 Скрытое торможение
  • 3 Улучшение
  • 4 Измерение
    • 4.1 Общий коэффициент интеллекта или g
    • 4.2 Общий фактор коллективного разума или c
    • 4.3 Исторические психометрические теории
    • 4.4 Теория Кеттелла – Хорна – Кэрролла
    • 4.5 Споры
  • 5 Интеллект в разных культурах
  • 6 См. Также
  • 7 ссылки
  • 8 Дальнейшее чтение

Коррелирует

Дополнительная информация: интеллект и образование

Как конструкция и измеряется с помощью тестов интеллекта, интеллект считается одним из наиболее полезных понятий, используемых в психологии, поскольку он коррелирует со многими важными переменными, например, вероятностью несчастного случая, заработной платой и т. Д.

Образование
Согласно мета- исследованию влияния образования на интеллект в 2018 году, образование представляется «наиболее последовательным, надежным и надежным методом», известным для повышения интеллекта.
Миопия
Ряд исследований показали корреляцию между IQ и близорукостью. Некоторые предполагают, что причина корреляции связана с окружающей средой, когда люди с более высоким IQ с большей вероятностью повредят свое зрение при длительном чтении, или наоборот, когда люди, которые больше читают, с большей вероятностью достигнут более высокого IQ, в то время как другие утверждают, что что генетическая связь существует.
Старение
Есть свидетельства того, что старение вызывает снижение когнитивных функций. В одном поперечном исследовании различные когнитивные функции измеряли снижение примерно на 0,8 по z-баллу в возрасте от 20 до 50 лет, когнитивные функции включали скорость обработки, рабочую память и долговременную память.
Гены
Ряд однонуклеотидных полиморфизмов в ДНК человека коррелируют с интеллектом.
Мотивация
Мотивация - это фактор, влияющий на результаты теста IQ. Люди с более высокой мотивацией, как правило, получают более высокие баллы IQ.

Теории

Актуальность IQ-тестов

Основная статья: Коэффициент интеллекта § Валидность как мера интеллекта

В психологии человеческий интеллект обычно оценивается с помощью показателей IQ, которые определяются с помощью тестов IQ. Однако, хотя результаты тестов IQ демонстрируют высокую степень надежности между тестами и достаточно эффективно предсказывают определенные формы достижений, их конструктивная валидность как целостного показателя человеческого интеллекта считается сомнительной. Хотя обычно считается, что тесты IQ измеряют некоторые формы интеллекта, они могут не служить точным измерителем более широких определений человеческого интеллекта, включая творческие способности и социальный интеллект. По словам психолога Уэйна Вайтена, «тесты на IQ являются достоверными показателями интеллекта, необходимого для успешной академической работы. Но если цель состоит в том, чтобы оценить интеллект в более широком смысле, валидность тестов IQ вызывает сомнения».

Теория множественного интеллекта

Основная статья: Теория множественного интеллекта

Говард Гарднер «сек теории множественного интеллекта базируются на исследования, не только нормальных детей и взрослых, но и одаренные лиц ( в том числе так называемых„ ученых “), лица, которые пострадали от повреждения головного мозга, экспертов и виртуозов, и из люди из разных культур. Гарднер разбивает интеллект, по крайней мере, на несколько различных компонентов. В первом издании своей книги « Рамки разума» (1983) он описал семь различных типов интеллекта: логико-математический, лингвистический, пространственный, музыкальный, кинестетический, межличностный и внутриличностный. Во втором издании этой книги он добавил еще два типа интеллекта - натуралистический и экзистенциальный интеллект. Он утверждает, что психометрические (IQ) тесты затрагивают только лингвистические и логические аспекты, а также некоторые аспекты пространственного интеллекта. Основная критика теории Гарднера заключается в том, что она никогда не проверялась и не подвергалась экспертной оценке ни Гарднером, ни кем-либо еще, и действительно, ее нельзя опровергнуть. Другие (например, Локк, 2005) предположили, что признание многих конкретных форм интеллекта (теории конкретных способностей) подразумевает политическую, а не научную повестку дня, предназначенную для оценки уникальности всех людей, а не для признания потенциально истинных и значимых различий между отдельными людьми. мощности. Шмидт и Хантер (2004) предполагают, что прогностическая достоверность определенных способностей сверх общей умственной способности, или «g», не получила эмпирического подтверждения. С другой стороны, Джером Брунер согласился с Гарднером в том, что интеллект - это «полезная выдумка», и продолжил утверждать, что «его подход настолько далеко выходит за рамки анализа данных ментальными тестерами, что заслуживает одобрения».

Говард Гарднер описывает свои первые семь разумов следующим образом:

  • Лингвистический интеллект : люди с высоким лингвистическим интеллектом любят слова, как устные, так и письменные.
  • Логико-математический интеллект : подразумевает логические и математические способности.
  • Пространственный интеллект : способность формировать мысленную модель пространственного мира и уметь маневрировать и действовать, используя эту модель.
  • Музыкальный интеллект : люди с музыкальным интеллектом обладают отличным слухом и даже могут быть абсолютным слухом.
  • Телесно-кинестетический интеллект : способность решать проблемы или создавать продукты, используя все свое тело или части тела. Одаренные люди с таким интеллектом могут быть хорошими танцорами, спортсменами, хирургами, мастерами и другими людьми.
  • Межличностный интеллект : способность видеть вещи с точки зрения других или понимать людей с точки зрения сочувствия. Сильный межличностный интеллект будет преимуществом для учителей, политиков, клиницистов, религиозных лидеров и т. Д.
  • Внутриличностный интеллект : это способность сформировать точную, достоверную модель самого себя и уметь использовать эту модель для эффективных действий в жизни.

Триархическая теория интеллекта

Основная статья: Триархическая теория интеллекта

Роберт Штернберг предложил триархическую теорию интеллекта, чтобы дать более полное описание интеллектуальной компетентности, чем традиционные дифференциальные или когнитивные теории человеческих способностей. Теория триархии описывает три фундаментальных аспекта интеллекта:

  • Аналитический интеллект включает в себя умственные процессы, посредством которых выражается интеллект.
  • Творческий интеллект необходим, когда человек сталкивается с проблемой, которая почти, но не полностью нова, или когда человек занимается автоматизацией выполнения задачи.
  • Практический интеллект связан с социокультурной средой и включает в себя адаптацию, выбор и формирование среды для максимального соответствия контексту.

Теория триархии не возражает против обоснованности общего фактора интеллекта; вместо этого теория утверждает, что общий интеллект является частью аналитического интеллекта, и только рассматривая все три аспекта интеллекта, можно полностью понять весь спектр интеллектуального функционирования.

Совсем недавно триархическая теория была обновлена ​​и переименована Штернбергом в Теорию успешного интеллекта. Интеллект теперь определяется как индивидуальная оценка успеха в жизни в соответствии с собственными ( идиографическими ) стандартами индивида и в рамках его социокультурного контекста. Успех достигается за счет сочетания аналитического, творческого и практического интеллекта. Три аспекта интеллекта называются навыками обработки. Навыки обработки применяются для достижения успеха с помощью трех элементов практического интеллекта: адаптации к окружающей среде, ее формирования и выбора. Механизмы, которые используют навыки обработки для достижения успеха, включают использование своих сильных сторон и компенсацию или исправление своих слабостей.

Теории Штернберга и исследования интеллекта остаются спорными в научном сообществе.

PASS теория интеллекта

Основная статья: Теория интеллекта PASS

Основанная на основополагающей работе А.Р. Луриа (1966) о модулировании функций мозга и поддержанной десятилетиями исследований нейровизуализации, теория интеллекта PASS предлагает, чтобы познание организовано в трех системах и четырех процессах. Первый процесс - это планирование, которое включает в себя исполнительные функции, отвечающие за контроль и организацию поведения, выбор и построение стратегий и мониторинг эффективности. Второй - это процесс внимания, который отвечает за поддержание уровня возбуждения и бдительности, а также за обеспечение концентрации внимания на соответствующих стимулах. Следующие два называются одновременной и последовательной обработкой и включают в себя кодирование, преобразование и сохранение информации. Одновременная обработка используется, когда требуется взаимосвязь между элементами и их интеграция в целые единицы информации. Примеры этого включают распознавание фигур, таких как треугольник внутри круга против круга внутри треугольника, или разницу между «он принял душ перед завтраком» и «он позавтракал перед душем». Последовательная обработка требуется для организации отдельных элементов в последовательности, например для запоминания последовательности слов или действий точно в том порядке, в котором они были только что представлены. Эти четыре процесса являются функциями четырех областей мозга. Планирование в основном находится в передней части нашего мозга, лобной доле. Внимание и возбуждение - это комбинированные функции лобной доли и нижних частей коры головного мозга, хотя теменные доли также задействованы во внимании. Одновременная обработка и последовательная обработка происходят в задней части или задней части мозга. Одновременная обработка широко связана с затылочными и теменными долями, в то время как последовательная обработка широко связана с лобно-височными долями. Теория PASS (Планирование / Внимание / Одновременное / Последовательное) во многом обязана как Лурии (1966, 1973), так и исследованиям в области когнитивной психологии, направленным на улучшение взгляда на интеллект.

Теория Пиаже и теории неопиаже

Основные статьи: когнитивное развитие и Нео-Пиаже теории когнитивного развития

В теории когнитивного развития Пиаже основное внимание уделяется не умственным способностям, а скорее детским ментальным моделям мира. По мере развития ребенка создаются все более точные модели мира, которые позволяют ребенку лучше взаимодействовать с миром. Одним из примеров является постоянство объекта, когда ребенок разрабатывает модель, в которой объекты продолжают существовать, даже когда их нельзя увидеть, услышать или потрогать.

Теория Пиаже описывала четыре основных этапа и множество подэтапов в развитии. Этими четырьмя основными этапами являются:

  • сенсомоторный этап (от рождения до 2 лет);
  • предоперационный этап (2 года-7 лет);
  • конкретный этап эксплуатации (7–11 лет); а также
  • этап формальной эксплуатации (11-16 лет)

Степень прохождения этих этапов коррелирует, но не идентична психометрическому IQ. Пиаже рассматривает интеллект как деятельность, а не как способность.

Одно из самых известных исследований Пиаже было сосредоточено исключительно на различающих способностях детей в возрасте от двух с половиной до четырех с половиной лет. Он начал исследование с того, что взял детей разного возраста и разместил две линии сладостей, в одной линии со сладостями были расположены дальше друг от друга, а в другой - такое же количество сладостей в линию, расположенную ближе друг к другу. Он обнаружил, что «Дети от 2 лет 6 месяцев до 3 лет 2 месяцев правильно различают относительное количество предметов в двух рядах; между 3 годами, 2 месяцами и 4 годами, 6 месяцами они указывают более длинный ряд с меньшим количеством объектов. объекты иметь «больше»; через 4 года, 6 месяцев они снова правильно распознают ». Первоначально младшие дети не изучались, потому что если в возрасте четырех лет ребенок не мог сохранить количество, то младший ребенок, вероятно, тоже не мог. Однако результаты показывают, что у детей младше трех лет и двух месяцев наблюдается сохранение количества, но по мере взросления они теряют это качество и не восстанавливают его до четырех с половиной лет. Этот атрибут может быть временно утерян из-за чрезмерной зависимости от стратегий восприятия, которые коррелируют больше конфет с более длинной цепочкой конфет, или из-за неспособности четырехлетнего ребенка изменить ситуацию. К концу этого эксперимента было найдено несколько результатов. Во-первых, у детей младшего возраста есть различительная способность, которая показывает, что логическая способность к когнитивным операциям существует раньше, чем это было признано. Это исследование также показывает, что маленькие дети могут быть наделены определенными качествами для познавательных операций в зависимости от того, насколько логичной является структура задания. Исследования также показывают, что у детей появляется четкое понимание в возрасте 5 лет, и в результате ребенок будет считать сладости, чтобы решить, у кого больше. Наконец, исследование показало, что общее сохранение количества не является основной характеристикой естественной наследственности человека.

Теорию Пиаже критиковали за возраст появления новой модели мира, такой как постоянство объекта, которое зависит от того, как проводится тестирование (см. Статью о постоянстве объекта ). В более общем плане теорию может быть очень трудно проверить эмпирически из-за сложности доказательства или опровержения того, что ментальная модель является объяснением результатов тестирования.

Неопиажеские теории когнитивного развития расширяют теорию Пиаже различными способами, такими как рассмотрение психометрических факторов, таких как скорость обработки и рабочая память, «гиперкогнитивные» факторы, такие как самоконтроль, большее количество стадий и большее рассмотрение того, как прогресс может варьироваться в различные области, такие как пространственная или социальная.

Теория теменно-фронтальной интеграции интеллекта

Основная статья: Теория теменно-фронтальной интеграции

Основываясь на обзоре 37 исследований нейровизуализации, Юнг и Хайер (2007) предположили, что биологическая основа интеллекта проистекает из того, насколько хорошо лобные и теменные области мозга общаются и обмениваются информацией друг с другом. Последующие нейровизуализационные исследования и исследования повреждений сообщают об общем согласии с теорией. Обзор литературы по нейробиологии и интеллекту показывает, что теория теменно-лобной интеграции является лучшим доступным объяснением различий человеческого интеллекта.

Теория инвестиций

Основываясь на теории Кеттелла – Хорна – Кэрролла, тесты интеллекта, наиболее часто используемые в соответствующих исследованиях, включают измерения способности к текучести (Gf) и способности к кристаллизации (Gc); которые различаются траекторией развития у индивидуумов. «Инвестиционная теория» Кеттелла утверждает, что индивидуальные различия, наблюдаемые в приобретении навыков и знаний (Gc), частично приписываются «инвестициям» Gf, что предполагает участие гибкого интеллекта во всех аспектах процесса обучения. Важно подчеркнуть, что инвестиционная теория предполагает, что на «фактические» способности влияют черты личности, а не результаты теста IQ. В связи с этим теория интеллекта Хебба также предполагает бифуркацию, Интеллект A (физиологический), который можно рассматривать как подобие подвижного интеллекта, и Интеллекта B (экспериментального), подобного кристаллизованному интеллекту.

Теория компенсации интеллекта (ИКТ)

Теория компенсации интеллекта (термин, впервые введенный Вудом и Энглером, 2009 г.) утверждает, что люди, которые относительно менее умны, работают усерднее, методичнее, становятся более решительными и тщательными (более сознательными) для достижения целей, чтобы компенсировать свои недостаток интеллекта », тогда как более умным людям не требуются черты / поведение, связанные с сознательностью личностного фактора, для прогресса, поскольку они могут полагаться на силу своих когнитивных способностей, а не на структуру или усилия. Теория предполагает существование причинно-следственной связи между интеллектом и сознательностью, так что на развитие добросовестности личности влияет интеллект. Это предположение считается правдоподобным, поскольку вероятность возникновения обратной причинно-следственной связи маловероятна; подразумевая, что отрицательная корреляция будет выше между подвижным интеллектом (Gf) и сознательностью. Обоснованием является временная шкала развития Gf, Gc и личности, поскольку кристаллизованный интеллект не развился бы полностью, когда развиваются черты личности. Впоследствии, в школьном возрасте от более сознательных детей можно ожидать получения более кристаллизованного интеллекта (знаний) через образование, поскольку они будут более эффективными, основательными, трудолюбивыми и послушными.

Эта теория недавно была опровергнута свидетельствами, указывающими на компенсационный выборочный отбор. Таким образом, приписывая предыдущие результаты предвзятости при отборе выборок с людьми выше определенного порога достижений.

Теория самоэффективности и познания Бандуры

Представление о когнитивных способностях эволюционировало с годами, и больше не рассматривается как фиксированная собственность, принадлежащая человеку. Вместо этого в нынешней перспективе это понятие описывается как общая способность, включающая не только когнитивные, но и мотивационные, социальные и поведенческие аспекты. Эти аспекты работают вместе для выполнения множества задач. Важный навык, который часто упускается из виду, - это умение управлять эмоциями и неприятными переживаниями, которые могут поставить под угрозу качество мышления и деятельности. Связь между интеллектом и успехом была налажена путем признания индивидуальных различий в самоэффективности. Теория Бандуры определяет разницу между обладанием навыками и способностью применять их в сложных ситуациях. Таким образом, теория предполагает, что люди с одинаковым уровнем знаний и навыков могут работать плохо, средне или отлично в зависимости от различий в самоэффективности.

Ключевая роль познания состоит в том, чтобы позволить человеку предсказывать события и, в свою очередь, разрабатывать методы, позволяющие эффективно справляться с этими событиями. Эти навыки зависят от обработки нечетких и неоднозначных стимулов. Чтобы изучить соответствующие концепции, люди должны иметь возможность полагаться на запас знаний для определения, разработки и реализации вариантов. Они должны уметь применять знания, полученные из предыдущего опыта. Таким образом, стабильное чувство собственной эффективности необходимо, чтобы оставаться сосредоточенным на задачах перед лицом сложных ситуаций.

Подводя итог, можно сказать, что теория самоэффективности и интеллекта Бандуры предполагает, что люди с относительно низким чувством самоэффективности в любой области будут избегать проблем. Этот эффект усиливается, когда они воспринимают ситуацию как личную угрозу. Когда случается неудача, они восстанавливаются от нее медленнее, чем другие, и считают это недостаточной способностью. С другой стороны, люди с высоким уровнем самоэффективности ставят перед собой диагностическую цель, которая ведет к эффективной работе.

Теория процессов, личности, интеллекта и знаний (PPIK)

Прогнозируемые кривые роста интеллекта как процесса, кристаллизованного интеллекта, профессиональных знаний и профессиональных знаний на основе теории Акермана PPIK.

Теория PPIK (процесс, личность, интеллект и знание), разработанная Акерманом, развивает подход к интеллекту, предложенный Кеттеллом, теорией инвестиций и Хеббом, предлагая различие между интеллектом как знанием и интеллектом как процессом (две сопоставимые концепции и связаны с Gc и Gf соответственно, но шире и ближе к понятиям Хебба «Интеллект A» и «Интеллект B») и объединяют эти факторы с такими элементами, как личность, мотивация и интересы.

Акерман описывает сложность отличия процесса от знания, поскольку содержание не может быть полностью исключено из любого теста способностей. Черты личности не показали значительной корреляции с интеллектом как аспектом процесса, кроме как в контексте психопатологии. Единственным исключением из этого обобщения было обнаружение половых различий в когнитивных способностях, особенно в математических и пространственных способностях. С другой стороны, интеллект как фактор знания был связан с личностными чертами открытости и типичной интеллектуальной вовлеченности, которые также сильно коррелируют с вербальными способностями (связанными с кристаллизованным интеллектом ).

Скрытое торможение

Основная статья: Скрытое торможение

Похоже, что латентное торможение, явление, когда знакомые стимулы имеют более позднее время реакции, чем незнакомые стимулы, имеет положительную корреляцию с творчеством.

Улучшение

Дополнительная информация: Нейроусиление и усиление интеллекта.

Поскольку интеллект, по-видимому, хотя бы частично зависит от структуры мозга и генов, формирующих его развитие, было предложено использовать генную инженерию для повышения интеллекта - процесс, который в научной фантастике иногда называют биологическим подъемом. Эксперименты на мышах продемонстрировали превосходные способности к обучению и запоминанию различных поведенческих задач.

IQ ведет к большему успеху в образовании, но независимо образование повышает показатели IQ. Метаанализ 2017 года предполагает, что образование увеличивает IQ на 1-5 баллов за год обучения или, по крайней мере, повышает способность к сдаче тестов IQ.

Попытки поднять IQ с помощью тренировки мозга привели к увеличению аспектов, связанных с тренировочными задачами, например рабочей памяти, но пока неясно, распространяются ли эти увеличения на повышение интеллекта как такового.

В исследовательской работе 2008 года утверждалось, что выполнение двойного задания n-back может повысить плавный интеллект (Gf), как измерено в нескольких различных стандартных тестах. Это открытие привлекло внимание популярных СМИ, в том числе статьи в Wired. Однако последующая критика методологии статьи поставила под сомнение достоверность эксперимента и поставила под сомнение отсутствие единообразия в тестах, используемых для оценки контрольной и тестовой групп. Например, прогрессивный характер теста Advanced Progressive Matrices (APM) Raven мог быть скомпрометирован модификациями временных ограничений (например, на выполнение обычного 45-минутного теста было разрешено 10 минут).

Вещества, которые фактически или предположительно улучшают интеллект или другие умственные функции, называются ноотропами. Мета-анализ показывает, что жирные кислоты омега-3 улучшают когнитивные способности у людей с когнитивным дефицитом, но не у здоровых людей. Мета-регрессия показывает, что жирные кислоты омега-3 улучшают настроение пациентов с большой депрессией (большая депрессия связана с умственными расстройствами). Однако упражнения, а не только препараты для повышения работоспособности, улучшают познавательные способности как у здоровых, так и у нездоровых людей.

С философской точки зрения сознательные попытки повлиять на интеллект поднимают этические проблемы. Нейроэтика рассматривает этические, правовые и социальные последствия нейробиологии и занимается такими вопросами, как разница между лечением неврологического заболевания человека и развитием человеческого мозга, а также влияние богатства на доступ к нейротехнологиям. Нейроэтические вопросы взаимодействуют с этикой генной инженерии человека.

Теоретики трансгуманизма изучают возможности и последствия разработки и использования техник для улучшения человеческих способностей и способностей.

Евгеника - это социальная философия, которая выступает за улучшение наследственных черт человека с помощью различных форм вмешательства. Евгеника по-разному считалась достойной или достойной сожаления в разные периоды истории, и ее репутация сильно ухудшилась после поражения нацистской Германии во Второй мировой войне.

Измерение

Основная статья: Коэффициент интеллекта Дополнительная информация: Психометрия. Диаграмма распределения IQ по тесту Стэнфорд-Бине 1916 г. Диаграмма распределения баллов для выборки из 905 детей, прошедших тест Стэнфорд-Бине 1916 г.

Подход к пониманию интеллекта с наибольшим количеством сторонников и опубликованных исследований за самый длительный период времени основан на психометрическом тестировании. Кроме того, он наиболее широко используется на практике. Коэффициент интеллекта (IQ) тесты включают Stanford-Бине, тест рейвен, в Wechsler Adult Intelligence Scale и батарею Кауфманой оценки для детей. Существуют также психометрические тесты, которые не предназначены для измерения самого интеллекта, а предназначены для измерения некоторых тесно связанных конструкций, таких как схоластические способности. В США примеры включают SSAT, SAT, ACT, GRE, MCAT, LSAT и GMAT. Независимо от используемого метода, почти любой тест, требующий от испытуемых рассуждать и имеющий широкий диапазон вопросов сложности, дает оценки интеллекта, которые примерно нормально распределяются среди населения в целом.

Тесты интеллекта широко используются в образовательных, деловых и военных учреждениях из-за их эффективности в прогнозировании поведения. IQ и g (обсуждаемые в следующем разделе) коррелируют со многими важными социальными последствиями - люди с низким IQ с большей вероятностью разведутся, родят ребенка вне брака, попадут в тюрьму и будут нуждаться в долгосрочной социальной поддержке, в то время как люди с высокий IQ связан с большим количеством лет образования, более статусной работой и более высоким доходом. Интеллект в значительной степени коррелирует с успешными результатами обучения и производительности (например, адаптивная производительность), а IQ / g - единственный лучший предиктор успешной работы.

Коэффициент общего интеллекта или g

Основная статья: фактор g (психометрия)

Существует множество различных видов тестов IQ, использующих самые разные тестовые задания. Некоторые тесты состоят из одного типа задач, другие полагаются на широкий набор задач с разным содержанием (визуально-пространственным, вербальным, числовым) и запрашивают различные когнитивные процессы (например, рассуждение, память, быстрые решения, визуальные сравнения, пространственные образы, чтение и поиск общих знаний ). Психолог Спирмен в начале 20 - го века был проведен первый формальный факторный анализ по корреляции между различными тестовыми заданиями. Он обнаружил, что все такие тесты положительно коррелируют друг с другом, что называется положительным многообразием. Спирмен обнаружил, что положительная корреляция между тестами объясняется одним общим фактором. Спирмен назвал его g от « общего коэффициента интеллекта ». Он интерпретировал это как ядро ​​человеческого интеллекта, которое в большей или меньшей степени влияет на успех во всех когнитивных задачах и тем самым создает позитивное многообразие. Эта интерпретация g как частой причины выполнения тестов все еще доминирует в психометрии. (Хотя ван дер Маас и его коллеги недавно предложили альтернативную интерпретацию. Их модель мутуализма предполагает, что интеллект зависит от нескольких независимых механизмов, ни один из которых не влияет на выполнение всех когнитивных тестов. Эти механизмы поддерживают друг друга, так что эффективная работа одного из они делают эффективную работу других более вероятной, тем самым создавая положительный коллектор.)

Задачи и тесты IQ можно ранжировать по тому, насколько сильно они нагружают g- фактор. Тесты с высокими перегрузками - это тесты, которые сильно коррелируют с большинством других тестов. Одно всестороннее исследование, изучающее корреляцию между большим набором тестов и задач, показало, что прогрессивные матрицы Равена имеют особенно высокую корреляцию с большинством других тестов и задач. Воронова тест индуктивного рассуждения с абстрактным визуальным материалом. Он состоит из серии задач, приблизительно отсортированных по возрастанию сложности. Каждая задача представляет собой матрицу абстрактных планов 3 x 3 с одной пустой ячейкой; матрица строится в соответствии с правилом, и человек должен выяснить это правило, чтобы определить, какая из 8 альтернатив помещается в пустую ячейку. Из-за высокой корреляции с другими тестами прогрессивные матрицы Равена обычно считаются хорошим индикатором общего интеллекта. Однако это проблематично, потому что у Ворона есть существенные гендерные различия, которые не обнаруживаются, когда g измеряется непосредственно путем вычисления общего фактора из широкого набора тестов.

Общий фактор коллективного разума или c

Основная статья: Коллективный разум

Недавнее научное понимание коллективного интеллекта, определяемого как общая способность группы выполнять широкий круг задач, расширяет области исследований человеческого интеллекта, применяя аналогичные методы и концепции к группам. Определение, операционализация и методы аналогичны психометрическому подходу к общему индивидуальному интеллекту, в котором производительность индивидуума по заданному набору когнитивных задач используется для измерения интеллекта, на который указывает общий коэффициент интеллекта g, извлеченный с помощью факторного анализа. В том же духе, коллективный разум исследование цель обнаружить « гр фактор», объясняющие различия между группами в производительности, а также структурные и групповые композиционные причины для этого.

Исторические психометрические теории

Основная статья: Коэффициент интеллекта § История

Несколько различных теорий интеллекта исторически были важны для психометрии. Часто они подчеркивали больше факторов, чем один, например, в g-факторе.

Теория Кеттелла – Хорна – Кэрролла

Основная статья: теория Кеттелла – Хорна – Кэрролла

На многие из широких недавних тестов IQ сильно повлияла теория Кеттелла – Хорна – Кэрролла. Утверждается, что он отражает многое из того, что известно об интеллекте в результате исследований. Используется иерархия факторов человеческого интеллекта. g находится вверху. Под ним находятся 10 широких способностей, которые, в свою очередь, подразделяются на 70 узких способностей. Широкие возможности:

  • Гибкий интеллект (Gf): включает широкую способность рассуждать, формировать концепции и решать проблемы, используя незнакомую информацию или новые процедуры.
  • Кристаллизованный интеллект (Gc): включает широту и глубину приобретенных человеком знаний, способность передавать свои знания и способность рассуждать, используя ранее изученный опыт или процедуры.
  • Количественное мышление (Gq): способность понимать количественные концепции и отношения и манипулировать числовыми символами.
  • Умение читать и писать (Grw): включает базовые навыки чтения и письма.
  • Кратковременная память (Gsm): это способность воспринимать и удерживать информацию в мгновенном понимании, а затем использовать ее в течение нескольких секунд.
  • Долгосрочное хранение и поиск (Glr): это способность хранить информацию и плавно извлекать ее позже в процессе мышления.
  • Визуальная обработка (Gv): это способность воспринимать, анализировать, синтезировать и думать с помощью визуальных паттернов, включая способность сохранять и вспоминать визуальные представления.
  • Слуховая обработка (Ga): способность анализировать, синтезировать и различать слуховые стимулы, включая способность обрабатывать и различать звуки речи, которые могут быть представлены в искаженных условиях.
  • Скорость обработки (Gs): способность выполнять автоматические когнитивные задачи, особенно при измерении под давлением для поддержания сосредоточенного внимания.
  • Время / скорость принятия решения / реакции (Gt): отражают непосредственность, с которой человек может реагировать на стимулы или задачу (обычно измеряется в секундах или долях секунд; не путать с Gs, которые обычно измеряются с интервалами 2–2). 3 минуты). См. « Психическая хронометрия».

Современные тесты не обязательно измеряют все эти широкие возможности. Например, Gq и Grw можно рассматривать как показатели успеваемости в школе, а не IQ. Gt может быть трудно измерить без специального оборудования.

Ранее g часто подразделялся только на Gf и Gc, которые, как считалось, соответствовали невербальным подтестам или подтестам производительности и вербальным подтестам в более ранних версиях популярного теста IQ Векслера. Более поздние исследования показали, что ситуация более сложная.

Споры

Хотя это не обязательно спор о самом психометрическом подходе, есть несколько разногласий относительно результатов психометрических исследований.

Одна критика была направлена ​​против ранних исследований, таких как краниометрия. Ответ был, что выводы из исследований ранней разведки, как осуждающие автомобильной промышленности, критикуя производительность модели Т.

Некоторые критики, такие как Стивен Джей Гулд, критиковали g, рассматривая его как статистический артефакт и что тесты IQ вместо этого измеряют ряд несвязанных способностей. В отчете Американской психологической ассоциации « Интеллект: известные и неизвестные » говорится, что тесты IQ действительно коррелируют и что мнение о том, что g является статистическим артефактом, является меньшинством.

Интеллект в разных культурах

Психологи показали, что определение человеческого интеллекта уникально для изучаемой культуры. Роберт Штернберг - один из исследователей, которые обсуждали, как культура влияет на интерпретацию интеллекта человеком, и он также считает, что определение интеллекта только одним способом без учета различных значений в культурных контекстах может создать исследовательский и непреднамеренно эгоцентрический взгляд на мир. Чтобы опровергнуть это, психологи предлагают следующие определения интеллекта:

  1. Успешный интеллект - это навыки и знания, необходимые для успеха в жизни в соответствии с собственным определением успеха в рамках социокультурного контекста.
  2. Аналитический интеллект - это результат применения компонентов интеллекта к довольно абстрактным, но знакомым типам проблем.
  3. Творческий интеллект - это результат применения его компонентов к относительно новым задачам и ситуациям.
  4. Практический интеллект - это результат применения компонентов интеллекта к опыту с целью адаптации, формирования и отбора.

Хотя обычно это определяется западным определением, многочисленные исследования подтверждают идею о том, что человеческий интеллект имеет разное значение в разных культурах по всему миру. Во многих восточных культурах интеллект в основном связан с социальными ролями и обязанностями. Китайская концепция интеллекта определяет его как способность сопереживать и понимать других - хотя это ни в коем случае не единственный способ определения интеллекта в Китае. В нескольких африканских сообществах интеллект демонстрируется аналогичным образом через социальную призму. Однако это проявляется не через социальные роли, как во многих восточных культурах, а через социальную ответственность. Например, на языке чи-чева, на котором говорят около десяти миллионов человек в Центральной Африке, эквивалентный термин для интеллекта подразумевает не только сообразительность, но и способность брать на себя ответственность. Более того, в американской культуре присутствует множество интерпретаций интеллекта. Одно из наиболее распространенных взглядов на интеллект в американских обществах определяет его как сочетание навыков решения проблем, навыков дедуктивного мышления и коэффициента интеллекта (IQ), в то время как другие американские общества указывают на то, что умные люди должны иметь социальную совесть, принимать других. для того, кто они есть, и уметь дать совет или мудрость.

Смотрите также

использованная литература

дальнейшее чтение

Последняя правка сделана 2023-04-21 08:00:14
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте