Хьюго Альфвен | |
---|---|
Эскиз Альфвена Педера Северина Крёйера, 1903 г. | |
Исходная информация | |
Имя при рождении | Хьюго Эмиль Альфвен |
Родился | ( 1872-05-01)1 мая 1872 г., Стокгольм, Швеция. |
Умер | 8 мая 1960 г. (1960-05-08)(88 лет) Фалун, Швеция |
Жанры | Классический |
Род занятий | Композитор, дирижер, скрипач, художник, писатель. |
Инструменты | Скрипка |
Хьюго Эмиль Альфвен ( шведский: [alˈveːn] ( слушать ) ; 1 мая 1872 - 8 мая 1960) был шведским композитором, дирижером, скрипачом и художником.
Альфвен родился в Стокгольме, Швеция, учился в Королевском музыкальном колледже (Kungliga Musikhögskolan) с 1887 по 1891 год со скрипкой в качестве основного инструмента, одновременно получая уроки у Ларса Зеттерквиста. Он также брал частные уроки композиции у Йохана Линдегрена, ведущего эксперта по контрапункту. Он зарабатывал на жизнь игрой на скрипке в Королевской опере в Стокгольме. Он также играл на скрипке в Шведском королевском оркестре.
Начиная с 1897 года, Альфвен большую часть следующих десяти лет путешествовал по Европе. Он изучал скрипичную технику в Брюсселе у Сезара Томсона и обучался дирижированию в Дрездене в качестве суб-дирижера у Германа Людвига Куцшбаха. В 1903-4 годах он был профессором композиции в Королевской консерватории в Стокгольме. С 1910 Альфвен был директором musices (музыкальный руководитель) в Университете Упсалы (должность он занимал до 1939 г.). Там он также руководил хором мужского голоса Orphei Drängar (или OD) (до 1947 года). Он дирижировал на фестивалях в Дортмунде (1912), Штутгарте (1913), Гётеборге (1915) и Копенгагене (1918–1919). Он гастролировал по Европе как дирижер на протяжении всей своей жизни. Он получил степень доктора философии. honoris causa из Упсалы в 1917 году и стал членом Королевской музыкальной академии в Стокгольме в 1908 году. Альфвен записал часть своей оркестровой музыки в стерео в конце 1954 года (первые классические стерео записи, сделанные в Швеции); записи были выпущены на LP в США на Westminster Records. Выпущен сборник из трех компакт-дисков с записями Альфвена как дирижера.
Альфвен стал известен как один из главных шведских композиторов своего времени вместе со своим современником Вильгельмом Стенхаммаром. Музыка Альфвена написана на позднем романтическом языке. Его оркестровка искусная и красочная, напоминающая оркестровку Рихарда Штрауса. Как и Штраус, Альфвен написал значительное количество программной музыки. Некоторая музыка Альфвена напоминает пейзаж Швеции.
Среди его произведений большое количество произведений для мужского хора, пять симфоний и три оркестровые «Шведские рапсодии». Первая из этих рапсодий, Midsommarvaka, - его самое известное произведение.
Пять симфоний Альфвена, первые четыре из которых были записаны несколько раз (еще один цикл продолжается), дают представление о музыкальном прогрессе композитора. Первая, фа минор, его соч. 7 из 1897 года - раннее произведение, мелодичное в четырех стандартных частях. Второй, ре мажор (1898–99), его соч. 11 (и в некотором роде его выпускная пьеса, изложенная в [2] ) завершается содержательной, даже мощной хоральной прелюдией и фугой ре минор. Третья симфония ми мажор, соч. 23 (1905), также в четырех частях, более зрелая по технике, но легкая по манере, вдохновлена поездкой в Италию. Четвертая симфония до минор, соч. 39 из 1918-9 «от внешней шхеры» (есть также тон-поэма, Легенда о шхерах), симфония в один сорок пять минут движения с использованием бессловесных голосов, вдохновленный Carl Nielsen «s Sinfonia Espansiva. Пятый ля минор, начатый в 1942 году, является одним из последних произведений композитора и был записан только дважды полностью (записи и исполнения пятого произведения, хотя и достаточно редки, обычно относятся к его четвертьчасовой первой части).
Naxos Records и BIS Records, среди прочего, имеют коллекции или группы индивидуальных записей, охватывающих все его симфонии и ряд его произведений. Brilliant Classics лицензировала и переиздала набор из 5 компакт-дисков от BIS, посвященный Альфвену, который включает симфонии и другие оркестровые произведения.
Первая рапсодия - « Шведская рапсодия № 1», также известная как « Мидсоммарвака» ( бдение в летнее время), была написана в 1903 году и часто называется просто «Шведской рапсодией». Это самое известное произведение Альфвена, а также одно из самых известных музыкальных произведений в Швеции.
Вклад Альфвена был многомерным, он также включал живопись и письмо. Он был талантливым акварелистом и когда-то думал полностью посвятить себя живописи. Он также был одаренным писателем. Его четырехтомная автобиография была названа «увлекательной» и дает существенное представление о музыкальной жизни Швеции, в которой Альфвен был центральной фигурой на протяжении более полувека.
Альфвен родился в Стокгольме, Швеция, 1 мая 1872 года. Он был женат трижды. Его первый брак (1912–1936) был заключен с датской художницей Мари Триепке (1867–1940), которая ранее была замужем за художником Педером Северином Кройером (1851–1909). После развода с Мари в 1936 году он женился на Карин Вессберг (1891–1956). Они были вместе два десятилетия (1936–1956), прежде чем она умерла. Он женился на Анне Лунд (1891–1990) в 1959 году. Он умер 8 мая 1960 года в Фалуне, Швеция, сразу после своего 88-летия.
Его дочь Маргита Альфвен стала кинозвездой в эпоху немого кино. Его племянник Ханнес Альфвен получил Нобелевскую премию по физике 1970 года.
Когда Уго Альфвен умер, его музыкальный архив был передан Уппсальскому университету, и Ян Олоф Руден отвечал за хранение музыки Альфвена, пытаясь навести порядок в хаосе из 214 произведений. Произведения композитора были официально зарегистрированы, а сочинения пронумерованы до 54 музыкальных произведений. Работы Альфвена были поданы по номеру Рудена вместе с каталогом для номера опуса. Таким образом, Руден попытался провести классификацию на основе других данных. До сих пор существуют документы, в которых не указаны ни дата, ни номер Opus / Rudén.
В следующих ниже произведениях может оказаться, что некоторые номера опусов содержат более одного заголовка. Опус № 48 никогда не использовался или, по крайней мере, восстанавливался.
Альвен является наиболее вероятным источником вдохновения для характера «Карстен Из» найден в романе De Dødes Rige (Царство Мертвых) по датскому автору Понтоппидан.