Хуберт Кноблаух (родился 21 марта 1959 г.) - немецкий социолог, он известен своими работами по социологии знания, социологии религии, качественным исследованиям и видеографии.
Кноблаух имеет степень в области социологии в Констанцском университете, где он также защитил докторскую диссертацию. Он проводил исследования и преподавал, в частности, в Калифорнийском университете в Беркли, Королевском колледже Лондона, университетах Констанца, Цюриха, Берна и Вены. С 1996 года он был стипендиатом Гейзенберга Немецкой исследовательской ассоциации (DFG). В 2000 году он стал профессором религиоведения на богословском факультете Цюрихского университета. С 2002 года он является профессором общей социологии / теории современных обществ Берлинского технического университета.
Его тексты публикуются на 10 языках и охватывают социологию знания, коммуникации, современную религию, смерть и умирание, а также видеоанализ. Он является членом Совета DGS (Немецкого общества социологии) и занимал многие должности в ESA, например, председатель RN Социологии культуры.
В своем исследовании Кноблаух фокусируется на различных областях теоретической и эмпирической социологии. Он разработал свой собственный подход к исследованию социального взаимодействия, названный сфокусированной этнографией. В отличие от «классической» этнографии это не включает длительное пребывание в чужих культурах, но полагается на видеозаписи специализированных областей внутри общества исследователей. Сочетание видеоанализа и сфокусированной этнографии было разработано как «видеография». Еще одна важная область его работы - социология религии, где он выступает за широкое понимание роли религии в современном обществе. Опираясь на «невидимую религию» Лукмана, он был одним из первых, кто проанализировал новые формы духовности и развил идею «народной религии», основанной на медийности, событиях и опыте. Наряду с его вкладом в восстановление социологии знания в немецкоязычной социологии, коммуникация была решающим ориентиром для его работы. В то время как он анализировал коммуникативные процессы уже в своей диссертации по биолокации и гаданию, в своей кандидатской диссертации «Kommunikationskultur: Die kommunikative Konstrutkion kultureller Kontexte» (перевод: Культура коммуникации: Коммуникативное конструирование культурных контекстов) он разработал теоретическую основу, которая стала известна как «Коммуникативный конструктивизм». Основанный на «Социальном конструировании реальности» Питера Л. Бергера и Томаса Лукмана, этот подход включает телесные перформансы и материальные «объективации» как «недостающее аналитическое звено, которое позволяет превратить социальное в коммуникативное действие». Не сводясь к речевым актам, «коммуникативное действие» становится «основным процессом в социальном конструировании действительности».