Координаты : 33 ° 36′53,85 ″ ю.ш., 70 ° 44′49,55 ″ з.д. / 33,6149583 ° ю.ш. 70,7470972 ° з.д. / -33.6149583; -70.7470972
Чена ПукараУака-де-Чена, также известная как Чена-Пукара, - это поселение инков на горе Чена, в бассейне Сан-Бернардо, на окраине коммуны Калера-де-Танго и провинции Майпо в Чили. Тала Канта Илабе был последним инком, который праздновал Инти Райми в своем Ушну.
Слово Чен означает пума в эстральном цикле в языке кечуа.
Изготовленные под господством в Кольасуйу, то Чена гора Крепость расположена на Cucará Point, на доступ к Catemito Road.
В 1976 году археолог Рубен Стеберг опубликовал отчет «Крепость Чены и ее связь с оккупацией инками центральной части Чили». Топографическая съемка была проведена инженером Гансом Нимейером, известным исследователем в области археологии.
Эта крепость состоит из девяти ограждений, расположенных на вершине холма, и двух окружающих стен, которые изначально были интерпретированы как оборонительные сооружения. Первая попытка новой интерпретации их функции была опубликована в 1991 году. В ней указывается, что периметр стен пукары предполагает форму животного, возможно, кошачьего, и делается вывод, что это были не оборонительные стены, а скорее представление. трех областей космического зрения инков.
Эта форма, похожая на форму животного (уникальная в Чили), сродни фигуре пумы, которая также была представлена на плане кардинального города Империи инков, Куско.
Сармьенто де Гамбоа указал, что строитель города задумал его в форме пумы. Фернандо и Эдгардо Элорриета описывают большое количество построек инков, расположенных в священной долине, как похожие на формы животных, некоторые из которых связаны со созвездиями, которые были видны в ночном небе. Они также описывают ассоциации этих зданий с астрономией.
Задний конец этого животного из семейства кошачьих имеет отверстия для дверей, коридоров и перегородок между стенами, через которые проходит первый луч солнца в дни солнцестояния и равноденствия. Первый луч солнца в день зимнего солнцестояния (21 июня) проходит через четыре двери в одном направлении. На рассвете в день летнего солнцестояния (21 декабря), несколько месяцев спустя, последний луч солнца следует по пути в противоположном направлении.
Хуака ( кечуа Wak'a) является священным местом, пространством ритуального использования. Предыдущие описания, кажется, указывают на то, что Пукара Чены была и есть вака.
«Эта андская сакрализация географии имеет давние прецеденты в Андах, и ее не следует рассматривать исключительно как инковскую, даже если Тавантинсуйу адаптировал ее к своим политическим интересам. Кроме того, нельзя верить, что такое географическое восприятие может быть только применительно к ядерному региону Анд. Напротив, куда бы ни пошли государственные служащие Тавантинсуйу или его влияние, там также распространился этот особый способ восприятия и организации физического мира ».
- Археолог Рубен СтебергПричины, по которым это место считается церемониальным, а не военным комплексом:
Инки разработали астрономию, основанную на восходе и заходе Инти (Солнца), Куиллы (Луны) и некоторых планет и звезд, в частности, Часки (Венера) и Коллки (Плеяд). В 1996 году в новой статье, опубликованной в инженерном журнале, была предложена новая интерпретация, согласно которой пукара может быть ритуальным местом и астрономической обсерваторией, а не крепостью. Обилие специальной литературы указывает на то, что астрономы инков проводили высокоточные наблюдения и строили обсерватории на всей территории, которую они занимали. Эти обсерватории были необходимы для разработки календарей сельскохозяйственного, религиозного, гражданского назначения и т. Д. Боккас глубоко исследует эту линию анализа.
Из-за больших расстояний, которые обычно существовали между деревнями, и необходимости пересекать их пешком, предполагается, что каждое относительно важное поселение опиралось на обсерваторию, которая позволяла жителям управлять своим собственным календарем. Поселение инков, которое испанцы нашли по прибытии в долину Сантьяго, конечно же, не было исключением. Дата, когда Солнце проходит через надир ( антизенит ), также была известна, и при прохождении через зенит она образовывала временную ось. Авени обнаружил два важных здания в городе инков Вануку-Пампа, ориентация которых резко отличается от остальной части города: они выровнены по оси (зенит - антизенит), которая позже станет известна как « стандартное время Куско », что позволяет предположить, что Инки, не имея возможности применять одни и те же сезонные критерии во всей своей империи (к югу от тропиков Солнце никогда не проходит через зенит, как в случае с Ченой), должны были поддерживать согласованность календарей между отдаленными местами их империя и столица. В Chena мы не видели такого согласования с « часовым поясом Куско ».
23 июня - праздник Инти Райми, Новый год инков. Если бы инка стоял в начале самой короткой красной линии, он или она наблюдали бы за первым лучом Солнца, который прошел через щель между двумя стенами. Солнце встало бы за Ушну, алтарем. Чтобы изменить контекст этого праздника, дата была совмещена с праздником Сан-Хуан-Баутиста (24 июня) и с Сан-Педро и Сан-Пабло (29 и 30 июня) в других городах.
Восход зимнего солнцестояния происходит в «ключевой» точке от ушну Чены: ближайшем пересечении горизонта (шнур Чены) и самом дальнем пересечении (горная цепь Ла Коста). Кроме того, именно в этом направлении находится вершина самого высокого холма (1,166 мс.м.н.м.), вершина которого находится к югу от Куэста Сапата. Эта деталь может быть не совпадением, а скорее важным топографическим требованием из-за известной связи высоких холмов с поклонением воде в различных культурах.
Чтобы определить астрономический или географический север, достаточно наблюдать точку восхода и точку захода звезды Вега (Альфа Лиры), Урку Чиллая или мачо-ламы для инков примерно во время зимнего солнцестояния. Затем найдите среднюю точку, она представляет север. Этот простой метод, вероятно, позволил первым астрономам определить ось Север - Юг. Приведенная ниже диаграмма была результатом более чем десятилетних наблюдений за астрономическими событиями на месте и изображает систему астрономических наблюдений невооруженным глазом. Скорее всего, астрономы инков использовали его для создания huaca, а затем для реализации своих наблюдений за видимым движением звезд.
Во время празднования Инти Райми 2006 года в Уака-де-Чена молодой археолог и альпинист Рикардо Мояно наблюдал восход солнца и распознал впадину на холмах, где оно восходит, как и в районе Портесуэло-дель-Инка. До сих пор это имя не имело объяснения. Основываясь на этом наблюдении, по мнению Стеберга, это могла быть первая линия цеке, найденная в Сантьяго. В Куско ceques состояли из воображаемых линий, которые начинались от Coricancha и двигались к каждой huaca, образуя в общей сложности 328 huaca. Они выполняли функцию политического, социального и религиозного порядка. Кориканча был основным храмом культуры инков. На рассвете в день равноденствия Солнце проходит через дверь восточного ограждения, а затем пересекает коридор. На закате меняет курс. Диагональ коридора подъезда проходит по линии Север - Юг. С помощью этого простого метода и использования грязи и камней в качестве строительных материалов астрономы инков достигли очень точных наблюдений.
Также у подножия холма были найдены два кладбища, предположительно диагита- инка, разделенные друг от друга примерно на 600 метров (2000 футов). Diaguitas проявляют особую озабоченность своими захоронениями, что демонстрирует их заботу о жизни после смерти, в которой лама играет первостепенную роль. Двойная керамика указывает на веру в существование двух миров, в которых шаманы являются связующим звеном. Прибытие инков принесло с собой традицию сооружать алтари и святилища на самых высоких холмах долины.
К сожалению, этот важный сайт был заброшен. Его управление находится в руках муниципалитетов Калера-де-Танго и Сан-Бернардо, у которых нет необходимых ресурсов для надлежащего обслуживания и управления. Ограждение с колючей проволокой, похоже, было незаконно перемещено и теперь вторгается на землю Уака. Из-за того, что муниципалитеты Сан-Бернардо и Калера-де-Танго не предоставили подробных карт этого места, расследование задерживается. В настоящее время в районе, где были обнаружены кладбища, расположенные к западу, есть возделываемые поля. На вершине реконструкция, проведенная в 1960-х годах, была практически разрушена, остались лишь основания некоторых стен, а часть из них полностью исчезла. Путешественники невольно сняли камни со стен, чтобы развести костры. Знаки, установленные много лет назад, до сих пор упоминают использование пукары в военных целях. Нет никаких упоминаний о выводах, сделанных в результате нового исследования. Срочно необходимы серьезные усилия для спасения и возрождения этого важного фрагмента доиспанского прошлого.
В отличие от этого физического забвения, в последнее десятилетие различные группы и люди заново открывают для себя Уака. Кечуа аймар сообщество из Сантьяго выделяется, так как они ведут переговоры с властями для того, чтобы восстановить Huaca - де - Чен в качестве ритуального пространства для нынешних и будущих поколений потомков от первоначальных андских народов. Общины считают очень важным, чтобы потомки андских деревень вернули себе это священное место (в настоящее время совершенно заброшенное) и, следовательно, обладают собственным ритуальным пространством внутри города. Это позволило бы им установить физическую и духовную связь со своим культурным наследием.
(на испанском)