Григорий Сковорода

редактировать

Григорий Сковорода
Григорий Сковорода.jpg
Родился3 декабря 1722 года. село Чернухи, Лубенский полк, Казачья Гетманщина / Киевская губерния, Российская Империя (ныне Украина )
Погибла9 ноября 1794 (возраст 71 год). село, Харьковская губерния, Российская империя (ныне Украина)
Род занятийПисатель, композитор, педагог
ЯзыкЛатинский, Греческий, Церковнославянский, Украинский, Русский
ГражданствоРоссийская Империя

Григорий Сковорода, также Григорий Сковорода, или Григорий Сковорода (латиница : Григорий Сковорода, украинец : Григорій Савич Сковорода, Григорий Савич Сковорода; русский : Григо́рий Са́ввич Сковорода́, Григорий Саввич Сковорода; 3 декабря 1722 - 9 ноября 1794) был философ из казачества origin, который писал преимущественно в Слобода Украина диалект русского языка. Он также был поэтом, учителем и композитором литургической музыки. Его значительное влияние на современников и последующие поколения, а также его образ жизни повсеместно считались Сократом, и его часто называли «Сократом». Работа Сковороды внесла вклад в культурное наследие современной Украины и России, обе страны считают его своим родным сыном.

Сковорода получил образование в Киевская Могила Академия в Киеве. Преследуемый мирскими и духовными силами, философ вел жизнь странствующего мыслителя-нищего. В его трактатах и ​​диалогах библейские проблемы пересекаются с проблемами, рассмотренными ранее Платоном и стоиками. Первая книга Сковороды вышла после его смерти в 1798 году в Санкт-Петербурге. Полное собрание сочинений Сковороды было впервые опубликовано в Санкт-Петербурге в 1861 году. До этого издания многие его произведения существовали только в рукописном виде.

Содержание
  • 1 Жизнь
  • 2 Язык
  • 3 Смерть
  • 4 Дани
  • 5 Работы
    • 5.1 Список работ
  • 6 Обучение
  • 7 Наследие
  • 8 Внешние ссылки
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Ссылки
Жизнь
Портрет Григор (Украинский : Ґриґор) Σ с его подписью

Родился Сковорода в мелкохозяйственную украинскую реестровую казачью семью в селе Чернухи в Лубенском полку, казачьей гетманщине (В 1708 году территория Казачьего Гетманщины была включена в Киевскую губернию, но казацкое Гетманство не было ликвидировано), Российская империя (современный Полтавская область, Украина ), в 1722 году. Его мать могла иметь частичное крымскотатарское происхождение. Он был студентом Киево-Могильской академии (1734–1741, 1744–1745, 1751–1753), но не окончил ее. В 1741 году в возрасте 19 лет по вине дяди Игнатия Полтавцева его увезли из Киева для исполнения в императорском хоре в Москве и Санкт-Петербурге. Петербург вернулся в Киев в 1744 году. Он провел период с 1745 по 1750 год в Венгерском королевстве и, как полагают, в этот период путешествовал по Европе. В 1750 году вернулся в Киев. В 1750–1751 преподавал поэтику в Переяславе. Большую часть периода с 1753 по 1759 год Сковорода был воспитателем в семье помещика в Коврае. С 1759 по 1769 год с перерывами он преподавал такие предметы, как поэзия, синтаксис, греческий и этика в Харьковском коллегиуме (также называемом Харьковским коллегиумом). После нападения на его курс этики в 1769 году он решил отказаться от преподавания.

Сковорода известен как композитор литургической музыки, а также ряда песен на собственные тексты. Некоторые из последних перешли в сферу украинской народной музыки. Многие из его философских песен, известных под названием «Сковородские псалмы», часто встречаются в репертуаре слепых странствующих народных музыкантов, известных как кобзары. Он был описан как искусный игрок на флейте, торбане и кобзе.

. В последней четверти своей жизни он путешествовал пешком через Слободскую Украину, останавливаясь у разных друзей. как богатые, так и бедные, предпочитающие не оставаться надолго на одном месте. В это время он посвятил себя отшельнической монашеской жизни и учебе.

Этот последний период был временем его великих философских работ. И в этот период, но особенно раньше, он писал стихи и письма на церковнославянском, греческом и латинском языке и сделал ряд переводов с латыни на русский язык.

Язык
Изображение концепции Сковорады «Не равно всякому равенству»

Существует много споров относительно языка, который Сковорода использовал в своих произведениях. Сковорода использовал письменный украинский язык, который несколько отличался от народного украинского языка. Как ученый, обучавшийся в религиозном учреждении, которое в значительной степени полагалось на различные формы церковнославянского языка, хотя в основе его письменности был украинский.

Помимо письменного украинского, Сковорода был известен говорить и писать на греческом, латинском, немецком иврите. Его поэзия была проанализирована на иностранные неукраинские элементы. После глубокого изучения письменных работ Сковороды славянский лингвист Георгий Шевелов смог сделать вывод, что кроме украинского языка в нем содержится 7,8% русской, 7,7% неславянской и 27,6% церковнославянской лексики, и что Вариант церковнославянского языка, который он использовал, был разновидностью синодальной Библии 1751 года. Однако в прозе Сковороды было более высокое содержание неукраинской лексики: 36,7% церковнославянского, 4,7% других неславянских европейских языков и 9,7% русского.

После глубокого анализа языка Сковороды, Г. Шевелов пришел к выводу, что высокая распространенность церковнославянского языка и употребление русских слов отражают круг людей, с которыми Сковорода в первую очередь ассоциировал себя и от кого он был материально зависим, - а не сельские жители и деревня. язык, который он знал и на котором говорил.

Георгий Шевелов заключает: «Итак, язык Сковороды, за вычетом его многих библейских, церковных, политических и личных черт, в своей основе является разновидностью стандартного русского языка Слобожанщины, поскольку используется образованными ″.

Точно так же Дан Чопик описывает характеристики письменности басен Сковороды как смешанные: «Его басни, написанные на смешанном русско-украинско-церковнославянском языке, были, по мнению Горького и Толстого, очень эффектны и, судя по количеству сохранившихся копий, одинаково нравились дворянам и простолюдинам ».

Смерть

За три дня до своей смерти он пошел в дом одного из своих ближайших друзей и сказал ему, что приехал остаться надолго. Каждый день он рано выходил из дома с лопатой, и оказалось, что он три дня рыл себе могилу. На третий день он пообедал, встал и сказал: «Моё время пришло». Он пошел в соседнюю комнату, лег и умер. Он попросил поставить на его надгробие следующую эпитафию:

Мир пытался схватить меня, но безуспешно.

Он умер 9 ноября 1794 года в селе Ивановка (ныне Сковородиновка, Золочев район Харьковской области)

Дани
Советская марка с портретом Г. Сковороды (1972 г.). Сковорода на 2-й по величине банкноте Украины

15 сентября 2006 г. Портрет Сковороды помещен на 2-ю по величине банкноту в обращении в Украине - банкноту 500- гривен.

Основанный в 1946 году, действует под эгидой Национальной академии наук Украины (до 1991 года АН УССР).

Труды

Произведения Сковороды при его жизни не печатались, что очень характерно для XVIII века. Григорий Сковорода очень хорошо знал разные языки, в частности, латынь, греческий, немецкий. Он умел читать различную религиозную литературу на немецком языке и, возможно, находился под сильным влиянием немецкого пиетизма. Воспитанный в духе философских и религиозных исследований, он стал противником церковной схоластики и духовного господства Православной церкви. «Наше царство внутри нас, - писал он, - и чтобы познать Бога, вы должны познать себя... Люди должны знать Бога, как и они сами, достаточно, чтобы видеть его в мире... Вера в Бога не означает веры в его существование. и поэтому уступить ему и жить по Его закону... Святость жизни заключается в том, чтобы делать добро людям ».

Сковорода учил, что «всякая работа благословенна Богом», но распределение богатства вне круга Божьего называлось непростительным грехом. Сковорода учил, что единственная задача философии - искать истину и добиваться ее. Но с точки зрения человеческой жизни эта цель недостижима, и человеческое счастье заключается в том, что все должно найти истину. Эта цель может идти в разных направлениях, и нетерпимость тех, кто думает иначе, не имеет оправдания. Точно так же религиозная нетерпимость не находит оправдания вечной истине, открытой миру в различных формах. По отношению к себе он был совершенно бескомпромиссен, и в результате он достиг полной гармонии между своим учением и своей жизнью. Он был очень мягким и наблюдательным по отношению к другим.

Памятник Григорию Сковороде в Киеве, Украина. Авторы: Борис Крылов и Олесь Сидорук.

Только в 1798 году его «Нарсис или Познай себя» было опубликовано в Российской Империи, но без включения его имени. В 1806 году журнал «Сион Вестник» под редакцией Александра Лабзина напечатал еще несколько его произведений. Затем в Москве в 1837–1839 годах под его именем было опубликовано несколько его работ, и только в 1861 году вышло первое почти полное собрание его сочинений. К 100-летию со дня смерти философа в Харькове (Харьков) вышло в свет знаменитое 7 тома Трудов Харьковского историко-филологического общества (1894 г.) под редакцией Дмитрия Багалея ( после 1918 г. также известный как Дмитрий Бахали), вмещала большую часть творчества Сковороды. Здесь опубликовано 16 его работ, 9 из которых вышли впервые. Также здесь была опубликована его биография и некоторые из его стихотворений. Полный академический сборник всех известных произведений Сковороды издал в 2011 году Леонид Ушкалов.

Список произведений

  • Сковорода Григорий Сергеевич Басни и афоризмы. Перевод, биография и анализ Дэна Б. Чопика (Нью-Йорк: Питер Лэнг, 1990) Рецензия: Володимир Т. Зила, Ukrainian Quarterly, 50 (1994): 303–304.
  • Сковорода, Григорий (Григорий)), Пизнай в соби людыну. Перевод М. Кашубы со вступительным словом Василия Войтовича (Львов: S $ vit, 1995) Избранные произведения (оригинал: украинский язык).
  • Сковорода, Григорий (Григорий), Творы: В двух томах, предисловие О. Мышаныча, главного редактора Омеляна Прицака (Киев: Обереги, 1994) (оригинал: украинский язык, перевод с других языков).
  • Сковорода, Григорий (Григорий), «Разговор среди Пять путешественников об истинном счастье жизни » (пер. На английский Джордж Л. Клайн).
  • Сковорода, Григорий (Григорий),« Разговор о древнем мире ».
  • Сковорода, Григорий (Григорий) / Под ред. Леонида Ушкалова. «Григорій Сковорода: повна академічна збірка творів» («Григорий Сковорода: полное академическое собрание сочинений»), (2011).
Преподавание

Одной из миссий Сковороды было обучение. Формально он преподавал поэтику в Переяславском коллегиуме (в 1750-1751 гг.) И поэтику, синтаксис, греческий язык и катехизис в Харьковском коллегиуме (также называемом Харьковским коллегиумом и на латыни: Collegium Charkoviensis или Zacharpolis Collegium) (1759-1760, 1761-1764 гг., 1768-1769).

В 1751 г. у него возник спор с председательствующим епископом Переяславской коллегии, который считал новые методы преподавания Сковороды странными и несовместимыми с прежним традиционным курсом поэтики. Молодой Сковорода, уверенный в своем мастерстве в предмете и в точности, ясности и полноте своих правил просодии, отказался выполнить приказ епископа, попросив арбитража и указав ему, что «alia res sceptrum, alia plectrum» [скипетр пастора - это одно, а флейта - другое]. Епископ посчитал позицию Сковороды высокомерной и поэтому был уволен.

Первый год обучения в Харьковском коллегиуме прошел для Сковороды блестяще. Он не только волновал своих учеников своими лекциями, но и своим творческим педагогическим подходом привлекал внимание коллег и даже начальства.

Сковорода был также частным наставником Василия Томары (1740–1813) (в 1753- 1754, 1755-1758), наставник и давний друг Михаила Ковалинского (или Коваленского, 1745-1807) (в течение 1761-1769), его биографа. Вероятно, он был также частным наставником Гавриила Вишневского (1716–1752) (в течение 1745–1749), сына Федора Вишневского (1682–1749). Благодаря Федору Вишневскому Сковорода посетил Центральную Европу, особенно Венгрию и Австрию.

В своем обучении Сковорода стремился раскрыть склонности и способности ученика и придумывал беседы и чтения, которые развили бы их в полной мере. Этот подход был описан биографом Сковороды Ковалинским: «Сковорода начал [обучать молодого] Василия Томара, больше работая над сердцем своего юного ученика, и, следя за его природными наклонностями, он пытался помочь только самой природе в его развитии, привлекая легкое и нежное направление, которое мальчик не мог даже заметить, потому что Сковорода уделял особое внимание, чтобы не перегружать юный ум [тяжелой] ученостью. Так мальчик привязался к Сковороде любовью [и доверием] к нему ».

Его обучение не ограничивалось академическими кругами или личными друзьями, и в последние годы своего пребывания в качестве «странника» он публично учил многих, кто был привлечен к нему. Первый известный историк русской философии блестяще описал сократические качества Сковороды в обучении: «И Сократ, и Сковорода почувствовали свыше призвание быть наставниками народа и, приняв это призвание, стали общественными учителями в личном и возвышенном смысле. этого слова… Сковорода, также как и Сократ, не ограниченный ни временем, ни местом, учил на перекрестках, на рынках, у кладбища, под церковными портиками, во время праздников, когда его резкое слово выражало опьяненную волю - и в тяжелые дни сбора урожая, когда на землю лился пот без дождя ».

Сковорода учил, что свое истинное призвание человек находит через самоанализ. «Познай себя», - советует Сковорода, используя известную максиму греческого философа Сократа. Он выдвинул обоснованную идею о том, что человеку, занимающемуся прирожденным, естественным трудом, предоставляется поистине удовлетворяющая и счастливая жизнь.

Воспитание молодежи занимало внимание Сковороды до самой старости. В 1787 году, за семь лет до своей смерти, Сковорода написал два эссе, «Благородный аист» (в оригинале: Благодарный Еродій, Благородный Еродий) и «Бедный жаворонок» (в оригинале: Убогій Жаворонокъ, Убогий Жаворонок), посвященные теме образования, в которых он изложил свои идеи.

Широкое влияние Сковороды отражают известные писатели, ценившие его учение: Владимир Соловьев, Лев Толстой, Максим Горький, Андрей Белый, Тарас Шевченко и Иван Франко.

Наследие
«Странствующий украинский философ Григорий Сковорода» профессора Н.Стеллецкого (Харьковский университет ) в 1894 г.
Внешние ссылки
Дополнительная литература
  • Дитыняк Мария Украинские композиторы - Биобиблиографический справочник - Отчет об исследовании № 14, 1896 г., Канадский институт украиноведения, Университет Альберта, Канада.
  • Эрн Владимир Ф. Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и учение (М.: Путь, 1912)
  • Густафсон, Ричард Ф. «Толстовская Сковорода». Журнал украинистики 22, вып. 1/2 (1997): 87.
  • Маршалл, Ричард Х. мл., И Берд, Томас Э. (ред.) Григорий Сковорода: антология критических статей (Эдмонтон: Канадский институт украиноведения, 1994)
  • Перри, Джузеппе. «Пролог к ​​Нарциссу Григория Сковороды как философское завещание». (2015).
  • Пилипюк Наталья. «Основная дверь: на пороге теологии и поэтики Сковороды», Гарвардское украиноведение, 14 (3–4), 1990, стр. 551–583
  • Закидальский, Тарас, «Теория человека в Философия Сковороды »(1965)
  • Найдан, Майкл М. (ред.)« Спецвыпуск о Григории Сковороде », Журнал украинистики, 22 (1-2), 1997 г.
  • Шерер, Стивен. «Структура, символ и стиль в« Потопе зминь »Григория Сковороды». Восточноевропейский квартал 32, вып. 3 (1998): 409-429.
  • Шрейер-Ткаченко О. Григорий Сковорода - музыкант., Киев, 1971
  • «Мир пытался его поймать, но потерпел неудачу - Григорий Сковорода, украинец XVIII века. философ », Добро пожаловать в Украину, 2003, 1
  • Сад божественных песен и сборников стихов Григория Сковороды. Григорий Сковорода, перевод на английский язык Майкла М. Найдана. (Glagoslav Publications, 2016) ISBN 9781911414032
  • Полная переписка Григория Сковороды - философа и поэта. На английском языке (Glagoslav Publications, 2016) ISBN 9781784379902
  • Шубин, Даниэль Х. Сковорода: Мир пытался меня поймать, но не смог, ISBN 978-0966275735 Биография с некоторыми оригинальными переводами его философских сочинений.
Ссылки

Fuhrmann JT Первые русские философы в поисках Царства Божьего // Очерки российской интеллектуальной истории / Под ред. автор: L.B. Блэр. - Остин: University of Texas Press, 1971. - С. 33–72.. Шульце Б. Григорий Саввич Сковорода // Schultze B. Russische Denker: ihre Stellung zu Christus, Kirche und Papstum. - Вена: Thomas-Moraus-Presse im Verlag Herder, 1950. - С. 15–27.}. Буш В. Григорий Сковорода // Буш В. Гораз в России. Studien und Materialien. - München: Eidos Verlag, 1964. - S. 66–70.}. Ueberweg, Friedrich. Die Philosophie des Auslandes. Berlin, 1928. S. 336 ff.}. Арсеньев Н. (фон) Bilder aus dem russischen Geistesleben. I. Die mystische Philosophie Skovorodas // Kyrios. Vierteljahresschrift für Kirchen- und Geistesgeschichte Osteuropas / Hrsg. фон Х. Кох. - Кенигсберг; Берлин: Ost-Europa-Verlag, 1936. - Bd. I. - Hft. 1. - С. 3–28.}. Яковенко Б. Философия России: saggio di storia della filosofia russa. - Firenze: La Voce, 1925. - XI, 242 р.}. (на русском языке) Сковорода Григорий Саввич //}. (на русском языке) Сковорода Григорий Саввич //. - М.:, 2000.. Марченко О. В. Сковорода Григорий Саввич // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. - М., 1995. - С. 469–474.}. Зеньковский В.В. Сковорода Г.С. // Зенковский В.В. История русской философии / Пер. Джордж Л. Клайн. - Нью-Йорк: Columbia University Press, 1953; Лондон: Рутледж и Кеган Пол, 1953. - Vol. 1. - С. 53–69.}. Гёрдт, Вильгельм. Russische Philosophie: Zugänge und Durchblicke. - Фрайбург: Verlag Karl Arber, 1984). Также см.: Исследования по советской мысли 30 (1985) 73.}. Геник-Березовская З. Сковородов одказ (Григорий Сковорода a ruská literatura) // Вестник русского языка и литературы. - 1993. - С. 111–123.}. Пиовесана Г.К. Г.С. Сковорода (1722–1794) primo filosofo ucraino-russo // Orientalia Christiana Periodica. - Рома, 1989. - Вып. LV. - Фаск. 1. - С. 169–196.. Болдырев А.И. Проблема человека в русской философии XVIII века. - Москва: Издательство Московского университета, 1986. - 120 с.}. Вышеславцев Б. П. Этика преображённого Эроса / Вступ. ст., сост. и коммент. В. В. Сапова. - М.:, 1994. - 368 с. - (Б-ка этической мысли). ISBN 5-250-02379-7 (С. 155 )}. Лосев А. Ф. Г. С. Сковорода в истории русской культуры // Лосевские чтения. Материалы научно-теоретической конференции..., Ростов-на-Дону, 2003, с. 3—8.}. Флоровский Г. В., прот. Пути русского богословия. - Париж: YMCA Press, 1937. - VI, 574 с.}. Lo Gatto E. L'idea filosofico-Religiosa russa da Skovorodà a Solovjòv // Bilychnis: Rivista di studi Religiosi. - 1927. - Вып. ХХХ. - Р. 77–90.}. Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии. - Петроград: Колос, 1922. - Ч. 1. - С. 68–83.}. Эрн В. Ф. Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и учение. - Москва: Путь, 1912. - 343 с.}. Эрн В. Ф. Русский Сократ // Северное сияние. 1908. № 1. С. 59–69.}. Шмид, Ульрих. Russische Religionsphilosophie des 20. Jh. Фрайбург, Базель, Вена: Гердер, 2003. С. 9–10, 220, 234.}. Онаш, Конрад. (на чешском языке) Grundzüge der russischen Kirchengeschichte в Google Книгах (чешский язык) // Göttingen: Hubert Co, 1967). т. 3. - С. 110.

Последняя правка сделана 2021-05-22 10:26:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте