Hotu Matuꞌa

редактировать

Хоту Матута был легендарным первым поселенцем и арики мау («верховный вождь» или «король») острова Пасхи и предком народа рапа-нуи. Хоту Матуха и его два каноэ (или одно каноэ с двойным корпусом) колонизаторы были полинезийцами из ныне неизвестной земли Хива (вероятно, Маркизских островов ). Они высадились на пляже Анакена, и его люди рассредоточились по острову, разделили его между кланами, заявляющими о происхождении от его сыновей, и более тысячи лет жили в своем изолированном островном доме на юго-восточной оконечности Полинезийского треугольника.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Легенда
  • 3 Теории и противоречия
    • 3.1 Tuꞌu ko Iho
    • 3.2 Сроки первых расчетов
    • 3.3 Южная Америка или Полинезия
  • 4 См. Также
  • 5 ссылки

История

Полинезийцы первым пришел в Рапа Нуи (также называемый остров Пасхи ) когда - то между 300 CE и 800 CE. Это общие элементы устной истории, извлеченные из островных легенд. Лингвистический анализ, анализ ДНК и пыльцы указывают на первое полинезийское поселение на острове в то время, но маловероятно, что другие детали можно проверить. В ту эпоху полинезийцы колонизировали острова на обширных просторах Тихого океана. Хоту Матуха привел свой народ из Хивы ; Лингвистический анализ, сравнивающий рапануи с другими полинезийскими языками, предполагает, что это были Маркизские острова.

Легенда

Хау-Мака видел сон, в котором его дух отправился в дальнюю страну, чтобы помочь найти новую землю для короля Хоту Матута. Он отправился в Мата ки те ранги («Глаза, смотрящие в небо»). Остров также называют Te pito o te henua, что означает «Центр Земли». Оба острова обычно называют островом Пасхи.

Когда Хау-Мака проснулся, он рассказал об этом королю. Затем король приказал семи мужчинам отправиться на остров из Хивы, их мифического дома, для расследования. Они нашли землю и вернулись в Хива. Затем сам король отправился на новый остров. Царь путешествовал со своей царицей Вакаи (Вакаи-а-хива).

Теории и противоречия

Tuu ko Iho

Сходство имени с именем раннего бога-основателя Мангаревана, Ату Мотуа («Отец-Господь»), заставило некоторых историков подозревать, что Хоту Матуса был добавлен в мифологию острова Пасхи только в 1860-х годах, вместе с принятием мангареванского языка. Настоящим основателем мог бы стать Туу ко Ихо, который стал второстепенным персонажем в легендах, посвященных Хоту Матуца.

Сроки первых поселений

Существует значительная неопределенность в отношении точности этой легенды, а также даты поселения. Опубликованная литература предполагает, что остров был заселен примерно в 300-400 годах н.э., или примерно во время прибытия на Гавайи первых поселенцев. Некоторые ученые говорят, что остров Пасхи не был заселен до 700-800 гг. Н. Э. Этот диапазон дат основан на глоттохронологических расчетах и ​​на трех радиоуглеродных датах из древесного угля, который, по-видимому, был получен во время вырубки леса, в то время как недавнее исследование с радиоуглеродными датами из того, что считается очень ранним материалом, доказывает, что остров был заселен 1200 г. н.э. Это, похоже, подтверждается последней информацией о вырубке лесов на острове, которая могла начаться примерно в то же время. Любая предыдущая деятельность человека кажется незначительной или незначительной.

Южная Америка или Полинезия

Норвежский этнограф Тур Хейердал указал на многие культурные сходства между культурами острова Пасхи и южноамериканскими индейцами, которые, как он предположил, могли возникнуть в результате прибытия некоторых поселенцев с континента. Согласно местным легендам, группа ушастых неизвестных мужчин, которых называли ханау ээпе, прибыла на остров через некоторое время после полинезийцев, представив технологию резьбы по камню и пытаясь поработить местных полинезийцев. Некоторые ранние версии легенды помещают ханау эпе как первоначальных жителей, а полинезийцев как более поздних иммигрантов, прибывших из Опаро. После того, как взаимные подозрения вылились в ожесточенное столкновение, ханау ипе были свергнуты и истреблены, в живых остался только один. В первом описании демографии острова, сделанном Якобом Роггевеном в 1722 году, все еще утверждалось, что население состоит из двух различных этнических групп, одна из которых явно полинезийцы, а другая «белая» с настолько удлиненными мочками ушей, что их можно связать за шеей. Роггевен также отметил, что некоторые из островитян были «в целом крупными». Высокий рост островитян также засвидетельствовали испанцы, посетившие остров в 1770 году, их рост составлял 196 и 199 см (6,4 и 6,5 футов).

Тот факт, что сладкий картофель, являющийся основным продуктом полинезийской диеты, и несколько других домашних растений - до 12 на острове Пасхи - имеют южноамериканское происхождение, указывает на то, что между двумя культурами, возможно, был какой-то контакт. Либо полинезийцы путешествовали в Южную Америку и обратно, либо южноамериканские плоты из бальзы дрейфовали в Полинезию, возможно, не имея возможности совершить обратный рейс из-за их менее развитых навигационных навыков и более хрупких лодок, либо и то, и другое. Связи с полинезийцами в Южной Америке были замечены среди индейцев мапуче в центральной и южной частях Чили. Полинезийское название небольшого островка Салас-и-Гомес ( Ману Моту Мотиро Хива, «Птичий островок на пути в далекую страну») к востоку от острова Пасхи также рассматривается как намек на то, что Южная Америка была известна до контактов с европейцами. Ситуацию еще больше усложняет то, что слово Хива («далекая земля») также было названием легендарной родной страны островитян. Необъяснимое утверждение восточного происхождения первых жителей было единодушным среди островитян во всех ранних отчетах.

Традиционная археология скептически относится к любому неполинезийскому влиянию на предысторию острова, хотя дискуссия стала политической. Анализ последовательности ДНК нынешних жителей острова Пасхи (инструмент, недоступный во времена Хейердала) предлагает убедительные доказательства полинезийского происхождения. Однако, поскольку немногие островитяне пережили набеги рабов, эпидемии и депортации 19-го века (возможно, только 0,25% от пикового населения), это свидетельство зависит от того, насколько выжившие были репрезентативными для населения рапануи в целом.

Смотрите также

Ссылки

4 Тайна острова Пасхи - Кэтрин Рутледж 1919

Последняя правка сделана 2023-04-13 12:32:25
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте