Конная культура в Монголии

редактировать
Стадо лошадей пробегает зимний шторм в Монголии.

Лошади играют большую роль в повседневной и национальной жизни монголов; Традиционно говорят, что «Монгол без лошади подобен птице без крыльев». Элизабет Кимбалл Кендалл  [ фр ], путешествовавшая по Монголии в 1911 году, заметила: «Чтобы оценить монгола, вы должны увидеть его верхом на лошади, - и действительно, вы редко видите его иначе, потому что он не ставит ногу на землю, если может помочь. Монгол без своего пони - всего лишь наполовину монгол, но с его пони он не хуже двух мужчин. Прекрасное зрелище видеть, как он мчится через простую, свободную уздечку, легкое сиденье, очень похоже на западного ковбоя, но с меньшим разрастанием ". (см. также «Путник в Китае» ).

В Монголии содержится более 3 миллионов лошадей, что превышает численность населения страны. Лошади живут на открытом воздухе круглый год при температуре от 30 ° C (86 ° F) летом до -40 ° C (-40 ° F) зимой и ищут пищу самостоятельно. Из кобыльего молока производят национальный напиток айраг, а некоторых животных забивают на мясо. Кроме того, они служат верховыми животными, как для повседневной работы кочевников, так и на скачках. Монгольские лошади были ключевым фактором во время завоевания Монгольской империи в 13 веке.

Из пяти видов стадных животных, обычно встречающихся в Монголии (лошади, верблюды, быки / яки, овцы и козы), лошади считаются наиболее престижными. Кочевник с большим количеством лошадей считается богатым. У монголов индивидуально есть любимые лошади. У каждого члена семьи есть своя собственная лошадь, и некоторые члены семьи отдают предпочтение лошадям, которых они предпочитают, освобождая их от тяжелой работы.

Лошади обычно считаются уделом мужчин, хотя женщины также обладают обширными знаниями в области верховой езды. Мужчины пасут, бегают и делают гвоздь. Традиционно мужчины (или в наше время женщины) также доят кобыл.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Уход и уход
  • 2 Верховая езда и обучение
  • 3 Как боевые кони
  • 4 Духовные верования
  • 5 лошадей в мифах, песнях и фольклоре
    • 5.1 Мифология
    • 5.2 Фольклор и песня
    • 5.3 Эпические стихи
      • 5.3.1 В эпосе Джангара
        • 5.3.1.1 Каталог лошадей в Джангаре
    • 5.4 Другое
  • 6 продуктов
  • 7 знаменитых лошадей
  • 8 ссылки

Уход и уход

Грива лошади справа обрезана, за исключением заплатки возле холки. Лошадь слева используется для скачек на ежегодном фестивале Наадам, а ее чуб уложен в пучок.

По сравнению с западными методами, монголы занимаются уходом за лошадьми «руками». Лошадей не купают и не кормят специальными продуктами, такими как зерно или сено. Скорее, им просто разрешают свободно пастись в степи, копаясь в снегу в поисках корма зимой. Поскольку природа так хорошо обеспечивает монгольских лошадей, их выращивание практически ничего не стоит. Таким образом, лошади - не дорогой предмет роскоши, как в западной культуре, а практическая необходимость повседневной жизни. Пастухи считают своих лошадей одновременно и формой богатства, и источником предметов первой необходимости: транспорта, еды и питья. У монгольских наездников есть свои любимые лошади. У каждого члена семьи есть своя лошадь, к которой могут применяться особые меры.

В Монголии сараи, пастбища и конюшни являются исключением, а не правилом. Лошадям, как правило, разрешается свободно передвигаться; в случае необходимости их могут временно связать. Используемый для этой цели столб отличается от обычной западной концепции перекладины, расположенной на двух столбах. Такие создания древесно-интенсивные, а в степи деревья встречаются редко. Вместо этого лошадей можно привязать к единственному деревянному шесту или большому валуну. Поскольку лошадям разрешено жить так же, как и диким лошадям, они не требуют особого ухода за копытами. Копыта остаются необрезанными и обкованными, а кузнецов практически не существует. Несмотря на недостаток внимания, у монгольских лошадей крепкие, крепкие копыта и редко возникают проблемы с ногами. Летом монгольские лошади часто стоят в реке, если есть такая возможность, чтобы отогнать насекомых.

Монголы говорят, что у толстых лошадей «трава в животе», а у тощих лошадей «вода в животе». Пастухи предпочитают совершать длительные поездки в сезон, когда лошади хорошо накормлены, чтобы избавить уставших или худых животных от нагрузки. Особенно весной лошади подвержены истощению: «К концу зимы животные представляют собой ужасное зрелище... Лошади слишком хрупкие, чтобы на них можно было ездить, а некоторые едва могут ходить... Однако когда появляется новая трава, они становятся естественными. Монгольские породы животных очень быстро восстанавливаются ». Лошади, наряду с овцами и козами, имеют больше шансов выжить в тяжелых зимних условиях, чем крупный рогатый скот и овцы, потому что они способны отделять снег от травы своими ловкими губами. Когда попадает зуд, обычно сначала умирает крупный рогатый скот, затем овцы, лошади и, наконец, козы. Таким образом, лошади - вторые по зимостойкости животные, выращиваемые монголами.

Кобылы начинают жеребить в мае и продолжают в течение всего лета. Больных или холодных жеребят иногда берут в юрту, заворачивают в шкуры или войлок и кладут рядом с огнем.

Типичное монгольское стадо состоит из 15-50 кобыл и меринов на одного жеребца. Некоторым жеребцам разрешается управлять стадами до 70 животных, хотя они считаются исключительными особями. Жеребцу поручено вести стадо, выводить жеребят и защищать стадо от волков. Ежедневное управление стадом возлагается на стадного жеребца, а не на человека-хозяина. В 1911 году Элизабет Кендалл заметила, что «за каждую стаю лошадей отвечает жеребец, который пристально следит за кобылами, яростно сражаясь с любым другим жеребцом, который пытается присоединиться к стаду. Мне сказали, что хозяину нужно только посчитать свое жеребцов, чтобы убедиться, что все кобылы вернулись домой ". (см. также «Путник в Китае» )

Так как кобыл используются на жеребят и доении, они не часто используются для работы; это работа меринов. Мерины, а не жеребцы, являются предпочтительными рабочими животными. Члены этнической группы дархад ездят на своих жеребцах только один раз в год, в три особых дня зимой. В каждом стаде есть особые лошади, используемые для катания на веревках, скачек, красоты или езды на длинные дистанции. Пастух может владеть одним или несколькими табунами лошадей, каждое из которых возглавляет собственный жеребец. Молодожены подарят лошадей со стороны мужа и жены. Каждая семья выдаст паре по 10-15 лошадей и двух жеребцов, чтобы они могли завести собственное стадо. Дополнительного жеребца продают или продают.

Стрижка гривы зависит от региона. Жеребцы всегда остаются необрезанными; длинная густая грива считается признаком силы. Меринов же стригут. У представителей дархадской этнической группы чуб обрезается, а уздечка остается незарезанной. Иногда грива лошади коротко острижена, за исключением одной пятнышка около холки. Монголы прибегают к обрезанной гриве лошади по духовным причинам. Из волос на хвосте и гриве также можно делать различные духовные и утилитарные изделия, например, баннеры или веревку. На зиму всегда оставляют гривы надолго, чтобы лошадь согревала. Единственный используемый инструмент для ухода - щетка. Хвост обычно оставляют не подстриженным. Когда весной коня кастрируют, можно отрезать самый кончик хвоста. Брендинг может быть, а может и не быть; если да, то осенью.

Во время скачек чубик завязывается в пучок, который поднимается над головой лошади. Волосатая часть хвоста также может иметь завязку на полпути вниз. Для скаковых лошадей у ​​владельца также будет деревянный скребок для пота, чтобы счистить лошадь после скачек. После Наадама зрители будут подниматься, чтобы потрогать гриву и пот лошадей-победителей, как в знак уважения, так и в знак удачи. Победившую лошадь также поливают айрагом.

Мерин проводят в возрасте 2 - 3 лет. Дата, выбранная для мероприятия, может быть назначена ламой, чтобы обеспечить удачу. Кастрируемых жеребцов ловят и связывают ноги. Затем животных толкают на бок. Верхняя задняя лапа лошади привязана к шее, обнажая яички. Половые органы промывают, затем отрезают ножом, промытым в кипящей воде. После этого рану промывают кобыльим молоком, что способствует заживлению. Наблюдатель сообщил: «Похоже, животное не испытывает сильной боли во время операции, но, как правило, находится в замешательстве, когда отпускается в степь». Вся семья обычно присоединяется к процессу кастрации; в зависимости от количества кастрированных жеребцов могут участвовать несколько домохозяйств, так что кастрация может быть завершена за один день.

Когда работа по кастрации завершена, яички используются в ритуальных целях. Одно из ампутированных яичек прокалывается ножом, чтобы можно было ввести веревку; затем веревку прикрепляют к хвосту нового мерина, исходя из предположения, что после высыхания яичка рана полностью заживет. Оставшееся яичко готовится на огне и съедается главой семьи, чтобы обрести силу жеребца.

Кочевые монголы ездят верхом на лошадях и держат в руках арки из лошадей.

Езда и обучение

Монгольские кочевники издавна считаются одними из лучших наездников в мире. Во времена Чингисхана монгольские конные лучники были способны на такие подвиги, как скольжение сбоку со своей лошади, чтобы защитить свое тело от вражеских стрел, одновременно держа лук под подбородком лошади и отвечая огнем, все на полном галопе. В 1934 году Хаслунд описал, как пастух, врезавшийся в полудикую лошадь, мог распрямиться и расседлать свою лошадь, когда она подпрыгивала под ним. Он писал: «Приятно видеть монголов вместе со своими лошадьми, и видеть их верхом на лошадях - это радость... [] Сила, быстрота и элегантность монгола превосходят силу любого артиста балета. " Это же искусство верховой езды сохранялось и в древности. Джованни де Карпини, монах-францисканец, посетивший Монголию в 1240-х годах, заметил, что «их дети начинают, как только им исполняется два или три года, кататься, управлять лошадьми и скакать на них, и им дают луки в соответствии с их ростом. их учат стрелять; они чрезвычайно проворны и бесстрашны. Молодые девушки и женщины скачут и скачут на лошадях с ловкостью, как мужчины ». Сегодня, как и в средние века, обучение современного монгольского всадника начинается с детства. Родители посадят своего ребенка на лошадь и удерживают там, прежде чем ребенок сможет даже держаться без посторонней помощи. К 4 годам дети катаются на лошадях вместе с родителями. К 6 годам дети могут участвовать в гонках; к 10 годам они учатся делать свой собственный путь.

Карпини отметил, что монголы не использовали шпоры (в то время они были неизвестны в Средней Азии); Однако они использовали короткий хлыст. У этого хлыста на конце была кожаная петля; когда всадник не использовал его, он позволял ему висеть на своем запястье, чтобы освободить руки для выполнения задач, например, стрельбы из лука. Было табу использовать кнут в качестве опоры или прикасаться к нему стрелой; такие преступления карались смертью. Смертной казнью наказывалось также нанесение ударов по лошади уздечкой. Хаслунд отмечал, что с 1934 года считалось преступлением ударить лошадь хлыстом по участку перед стремени.

Культурные нормы Монголии поощряют гуманное обращение с лошадьми. Проведя годы в деревне, Хаслунд не мог припомнить ни одного случая, когда он видел, как с лошадью плохо обращались. В самом деле, он обнаружил, что монголы, которые были в Китае и наблюдали, как они используют лошадей, обычно возвращались «исполненные праведного гнева и негодования по поводу тяжелых грузов и жестокого обращения, которое люди там применяют к своим животным». Во времена Чингисхана существовали строгие правила, диктовавшие, как использовать лошадей в походах. Хан проинструктировал своего генерала Субутая: «Следите за тем, чтобы ваши люди держали свою крупу свободно свисающей на своих лошадях, а часть уздечки вынимали изо рта, кроме тех случаев, когда вы позволяете им охотиться. Таким образом, они не смогут скакать по их прихоти [излишне утомляя лошадей]. Установив эти правила - следите за тем, чтобы вы схватили и избили любого человека, который их нарушает... Любой человек... который игнорирует этот указ, отрубает ему голову там, где он стоит."

Монгольский прихват отличается от западного тем, что он почти полностью изготовлен из сырой кожи и использует узлы вместо металлических соединительных элементов. Дизайн прихваток основан на подходе «один размер для всех», при этом седла, недоуздки и насадки производятся в одном размере. Монгольский галс очень легкий по сравнению с западным. Хобблы, в частности, примерно вдвое легче своих западных собратьев. Седло монгольского вьюка можно отрегулировать для яков и двугорбых верблюдов.

Современное монгольское седло для верховой езды очень высокое, с деревянным каркасом и несколькими украшенными металлическими дисками, которые выделяются по бокам. Он имеет высокую луку и канюлю и помещается на войлочную седельную ткань, чтобы защитить спину лошади. Густая шерсть лошади также создает барьер, который помогает предотвратить язвы в седле. В средние века монголы использовали другой стиль седла, главное отличие заключалось в том, что канва сглаживалась в задней части, а не поднималась до пика, как канва современного монгольского седла. Это давало наезднику большую свободу движений; с минимальным седлом конный лучник мог более легко поворачивать туловище, чтобы стрелять стрелами назад.

Монгольское седло с короткими стременами, высокой лукой и кантией, а также характерными металлическими дисками.

Монгольское седло, средневековое и современное, имеет короткие стремена, похожие на те, что используются у современных скаковых лошадей. Конструкция стремена позволяет всаднику управлять лошадью ногами, оставляя руки свободными для таких задач, как стрельба из лука или удерживание шеста. Всадники часто будут стоять в стременах во время езды.

Конструкция монгольского седла позволяет лишь незначительно контролировать походку. В большинстве ситуаций лошадь сама решает походку, в то время как всадник занят другими задачами, такими как выпас скота. Очень часто монгольская лошадь выбирает галоп. Иногда монгольская лошадь будет ходить неуверенно, что означает, что она поднимает оба своих левых копыта одновременно, затем оба своих правых копыта одновременно и т. Д. Таких лошадей называют джороо, и говорят, что они «скользят». как будто по льду, так плавно, что можно идти рысью, держа полную чашку, и не пролить ее содержимое ». Монголы, которые проезжают сотни километров верхом по бездорожной степи, очень высоко ценят лошадей с плавной походкой.

От монгольских всадников требуется научиться всему необходимому для ухода за лошадью. Это потому, что они обычно не нанимают внешних экспертов, таких как тренеры, кузнецы или ветеринары, и должны все делать сами. При особо сложных проблемах могут быть вызваны местные старейшины или даже внешний ветеринар, если таковой удастся найти. Такие материалы, как книги по дрессировке лошадей или медицинскому обслуживанию, встречаются редко и редко используются. Неформально знания передаются устно от родителей к ребенку.

Хотя монгольские лошади маленькие, они используются для перевозки довольно крупных и тяжелых всадников. Эта способность частично объясняется привычкой всадников часто отключать лошадей, чтобы не перенапрягать какое-либо конкретное животное. Однако монгольские лошади тоже очень сильны. Лошадь Дархад весом всего 250 кг. может нести груз весом 300 кг - эквивалент другой лошади на спине. Тянув телегу, упряжка из четырех монгольских лошадей может тянуть груз весом 4400 фунтов на 50–60 км в день.

На лошадях обычно не ездят до трехлетнего возраста; двухлетняя лошадь может быть сломана особенно легким наездником, чтобы избежать проблем со спиной. Процесс торможения довольно прост: всадник просто садится и позволяет лошади бежать, пока она не истощится. Затем лошадь учат реагировать на поводья. В провинции Хубсугул лошадей можно обрабатывать в круглых загонах. Однако такая практика не распространена в остальной части Монголии; древесины слишком мало, чтобы ее тратить на ограждение.

Поскольку на отдельных лошадях ездят относительно нечасто, они становятся почти одичавшими, и их приходится ловить и ломать заново каждый раз, когда их используют. Пастух должен сначала поймать лошадь, которую он хочет; для этого он садится на специальную лошадь, специально обученную для этой цели. Неся ургу, аркан, прикрепленный к длинному шесту, он гонится за лошадью, которую хочет, и наматывает ургу на ее шею. Лошадь-ловушка помогает пастухам тянуть лошадь с петлей, пока она не устанет и не перестанет бежать. В этот момент подойдет другой всадник, наденет на него седло и сядет. Лошадь будет бежать и прыгать, пока она не вспомнит о своей предыдущей тренировке и не позволит себе кататься. Часть ловли может занять до нескольких часов, в зависимости от местности, навыков ловца и используемого снаряжения.

Как боевые кони

Монгольский воин верхом на коне готовит конный выстрел из лука.

Монгольские лошади наиболее известны своей ролью боевых коней Чингисхана, который, как известно, сказал: «Легко завоевать мир с коня». Монгольский солдат полагался на своих лошадей, чтобы обеспечить его едой, питьем, транспортом, доспехами, обувью, украшениями, тетивой, веревкой, огнем, спортом, музыкой, охотой, развлечениями, духовной силой, а в случае его смерти - ездовым животным для кататься в загробной жизни. Армия хана, оружие, военные приемы и военная тактика строились вокруг идеи конных лучников и, в меньшей степени, легкой и тяжелой кавалерии. В «Тайной истории монголов» записано, что Чингисхан призывал своего генерала Субутая преследовать своих врагов, как если бы они были дикими лошадьми с петлей на шее. Пленных вражеских правителей иногда забивали до смерти лошади.

Как военное средство передвижения, монгольская лошадь выгодно отличалась от других пород, использовавшихся в то время. Монгольским лошадям требовалось мало воды, и их не нужно было кормить ежедневным рационом зерна, как это делали многие европейские породы. Их способность добывать корм под снегом и находить себе корм позволила монголам свободно действовать без длинных поездов с припасами, что было ключом к их военному успеху. Монгольские лошади были выведены для выживания в суровых условиях, что позволило монголам проводить успешные зимние походы против России. Превосходная выносливость монгольского коня на дальние дистанции позволяла воинам переживать вражескую конницу во время битвы; такая же выносливость давала монголам преимущество в коммуникациях на их широко разбросанных фронтах, поскольку сообщения приходилось доставлять на лошадях. Основным недостатком монгольской лошади как боевого коня было то, что она была медленнее, чем некоторые другие породы, с которыми она встречалась на поле боя. Однако этот недостаток компенсировался тем, что обычно требовалось нести меньший вес, чем у других кавалерийских лошадей. Хотя монгольская лошадь - почти пони, она приобрела устрашающую репутацию среди врагов монголов. Мэтью Пэрис, английский писатель 1200-х годов, описал маленьких коней как «больших, сильных лошадей, которые едят ветви и даже деревья, и на которых они [монголы] должны подняться с помощью трех ступенек из-за их короткой длины. их бедер ". (Хотя вкратце, монголы на самом деле не использовали ступенек для восхождения.)

Говорят, что лошадь монгольского воина подходила по его свистку и преследовала его, как собака. Каждый воин должен был взять с собой небольшое стадо лошадей (в среднем 3-5, но до 20) в качестве пересадочных лошадей. Они чередовали лошадей, чтобы они всегда ездили на свежей лошади. Джованни де Карпини отмечал, что после того, как монгольский воин оседлал определенную лошадь, мужчина больше не ездил на ней в течение трех или четырех дней.

Образное изображение Мэтью Париса монгольской лошади, поедающей деревья, в то время как ее всадники наслаждаются пиршеством каннибалов. Монголы не употребляли в пищу побежденных врагов.

Солдаты предпочитали ездить на кормящих кобылах, потому что они могли использовать их как дойных животных. Во время отчаяния они также перерезали небольшую вену на шее своей лошади и сливали немного крови в чашу. Его пили либо «без добавок», либо в смеси с молоком или водой. Эта привычка пить кровь (которая относилась как к верблюдам, так и к лошадям) шокировала врагов монголов. Мэтью Пэрис, английский писатель 1200-х годов, пренебрежительно писал: «... они [монголы] злоупотребляли своими пленными, как своими кобылами. Потому что они бесчеловечные и звериные, скорее чудовища, чем люди, жаждущие и пьющие кровь... "

У монгольских армий не было длинных поездов с припасами; вместо этого они и их лошади жили за счет земли и людей, которые там жили. Ибн аль-Асир заметил: «Более того, они [монголы] не нуждаются ни в комиссариате, ни в перевозке припасов, потому что у них есть овцы, коровы, лошади и им подобные четвероногие, мясо которых они едят, и больше ничего. ибо звери, на которых они ездят, роют землю своими копытами и поедают корни растений, ничего не зная о ячмене. И поэтому, когда они садятся куда-нибудь, они ни в чем не нуждаются извне ». Для монголов было важно найти хорошие пастбища для своих стада перегонных лошадей, а в противном случае - захватить вражескую пищу. Во время завоевания Бухары крик Чингисхана: «Накормите лошадей!» указал, что солдаты должны были грабить и убивать жителей. Чингисхан предупредил Субутая, чтобы тот был осторожен, чтобы сохранить силы своих лошадей в длительных походах, предупредив, что будет бесполезно щадить их после того, как они уже исчерпаны.

Монгольские лошади издавна использовались для охоты, которая рассматривалась как спорт, средство к существованию и тренировка для военных предприятий. Животных, таких как газели, ловили с луком и стрелами со спины лошадей, в то время как другую дичь задерживали всадники. Для монголов тактика, использовавшаяся при охоте верхом на лошади, мало отличалась от тактики, использовавшейся при охоте на конную конницу противника. Во время марша армии также охотились за пропитанием, что могло утомить лошадей. Чингисхан, обеспокоенный тем, что его солдаты израсходуют силы своих лошадей, прежде чем выйдут на поле битвы, приказал генералу Субутаю установить ограничения на количество охоты, которую проводят его люди. С 1911 года всадники по-прежнему охотились на волков верхом. Элизабет Кендалл заметила: «Эти монгольские волки большие и дикие, часто нападают на стада, и один из них может сбить хорошего коня или управлять им. Люди ведут с ними более или менее безуспешную войну, а иногда и устраивают своего рода схватку. Люди, вооруженные арканами, размещаются в стратегических точках, в то время как другие, прогоняя волков из своего логова, отгоняют их в пределах досягаемости ". (см. также «Путник в Китае» ).

Монголы использовали множество инструментов, предназначенных специально для нападения на всадников. Копье, которым пользовались воины, имело на конце крюк, который использовался для обезглавливания противников и цепляния за ноги их лошадям. Они также использовали свистящие стрелы, чтобы напугать противоборствующих лошадей. Монголы не стеснялись расстреливать скакунов из-под других кавалеристов; был даже особый тип стрел, специально предназначенный для этой цели. По этой причине лошади состоятельных людей были бронированы железными или закаленными кожаными пластинами, называемыми ламелями. Доспех представлял собой полное покрытие тела из пяти отдельных частей, которые защищали голову, шею, тело и заднюю часть. Монголы предпочитали использовать кнут, чтобы подгонять лошадей во время битвы, в то время как их европейские противники предпочитали шпоры. Хлыст давал им тактическое преимущество, потому что он был более безопасным и эффективным, чем шпоры: хлыст можно почувствовать сквозь броню и не повредить лошади, тогда как шпоры нельзя почувствовать сквозь доспехи и повредить лошадь. Когда монголы хотели скрыть свои движения или казаться более многочисленными, они иногда привязывали ветку дерева к хвосту своей лошади, чтобы поднять пыль, скрывая свое положение и создавая иллюзию большой группы всадников.

Рассказывают, что Джебе выстрелил в коня из-под Чингисхана во время битвы. У рассматриваемого животного была морда с белыми крапинками. Когда Джебе был схвачен позже, он прямо в лицо Хану признался, что выпустил указанную стрелу. Чингисхан восхищался храбростью этого человека и вместо того, чтобы убить Джебе, взял его в свою армию. Много лет спустя, когда Джебе стал генералом, Чингисхан забеспокоился, что его подчиненный имеет амбиции заменить его. Чтобы развеять подозрения хана, Джебе прислал ему в подарок 1000 лошадей с белыми крапчатыми мордами.

Лошади использовались, чтобы переправлять импровизированные лодки монголов через реки. Пиан де Карпин описал процедуру следующим образом: «Когда они подходят к реке, они переходят ее следующим образом, даже если она большая: у вождей круглая светлая кожа, на вершине которой есть бойницы. очень близко друг к другу, через которые они продевают веревку, и они протягивают ее так, что она вырывается наружу, и они набивают ее одеждой и другими вещами, а затем очень плотно связывают ее. После этого они надевают свои седла и другие твердые вещи. и люди тоже сидят на ней. Затем они привязывают сделанную таким образом лодку к хвосту лошади, и впереди плывет человек, ведущий ее; или иногда у них есть два весла, и они гребут с ними по воде, таким образом У некоторых из более бедных людей есть кожаный мешочек, хорошо сшитый, по одному у каждого человека; и в этот мешочек или мешок они кладут свою одежду и все свои вещи, и они туго завязывают горловину мешка и завязывают его. к хвосту лошади, затем они пересекаются, как указано выше ".

Континентальные расстояния монголы преодолевали верхом. В частности, европейская армия генерала Субутая вела боевые действия на расстоянии 5000 км от своей родины в Монголии. Поскольку его войска не двигались по прямой линии, а совершали различные отклонения по пути, 5000 километров фактически превращаются в поездку на лошадях, общая протяженность которой оценивается в 8000 км.

Сообщения быстро разносились по всей Монгольской империи с помощью ретрансляционной системы в стиле пони-экспресс, в которой всадники передавали сообщения от станции к станции, каждый раз переходя на новую лошадь. Похожая система конной почты все еще практиковалась в Монголии с 1911 года. Элизабет Кендалл описала ее следующим образом: «По договорам 1858 и 1860 годов был установлен почтовый маршрут между российской границей и Калганом, и несмотря на конкурирующая железная дорога через Маньчжурию, конная застава все еще пересекает пустыню три раза в месяц в каждую сторону.Монголы, нанятые для работы, переходят из города в город за семь дней, всю дорогу галопом, с частой сменой лошадей и реже мужчин ".

Духовные верования

Считается, что дух жеребца обитает в его гриве; Таким образом, длинная густая грива считается признаком сильного животного. Грива жеребца никогда не острижается, в отличие от гривы мерина. После смерти жеребца владелец может спасти гриву. У первого жеребенка года также будет синий шарф, повязанный на шее; Считается, что этот жеребенок олицетворяет силу годового урожая жеребят. Когда монгольский всадник проезжает ову, он может предложить несколько волос из хвоста своей лошади, прежде чем продолжить.

Среди стада семьи может быть священная лошадь, что обозначается синим шарфом, повязанным на шее. На лошади, как правило, никогда не ездят верхом, хотя в редких случаях это может делать глава семьи. Исторически сложилось так, что лошадей приносили в жертву по особым случаям; записано, что на похоронах Чингисхана было принесено в жертву 40 лошадей. Когда умирал монгольский воин, его лошадь убивали и хоронили вместе с ним. В 1253 году Вильгельм Рубрук наблюдал сцену недавних похорон, где шкуры шестнадцати лошадей были повешены на длинные шесты, причем по четыре шкуры указывали на каждый угол компаса. Также был кумыс (кобылье молоко) для питья умершего.

Кобылье молоко использовалось в различных религиозных церемониях. В «Тайной истории монголов» записано, что Чингисхан окропил землю кобыльим молоком, чтобы воздать должное горе за его защиту. Перед битвой монголы окропляли землю кобыльим молоком, чтобы обеспечить победу. Для очистки также использовали брызги молока; Посланники хана должны были проходить между двумя кострами, окропляя их кобыльим молоком, чтобы очистить их от злых уловок и колдовства. Вильгельм Рубрук отмечал в 1253 году, что «если он [монгольский хозяин дома] должен был пить [спиртное], сидя на лошади, он сначала перед тем, как выпить, пролил немного на шею или гриву лошади».

В наше время монгольских лошадей можно благословить, окропив кобыльим молоком перед скачками. После национальных скачек Наадам победившие лошади опрыскиваются кобыльим молоком, и пять лучших лошадей в каждой гоночной категории называются «пятеркой айрага». После схватки наадам победитель сделает глоток айрага и подбросит немного в воздух. Молоком также можно поливать людей, уезжающих в путешествие.

Когда любимая лошадь умирает, хозяин может избавиться от останков несколькими способами. В знак уважения они могут взять череп лошади и положить его на оово, груду камней, используемую в шаманской религии. Другие считают, что, когда лошадь убивают ради еды, ее череп следует оставлять в поле из-за святости лошади. Наступление на череп или копыта лошади считается неуважением; по этой причине такие останки можно повесить на дереве.

Считается, что у лошадей есть духи, которые могут помочь или навредить своему хозяину после смерти. Когда дух покойной лошади доволен, стадо хозяина будет процветать; если нет, то стадо потерпит неудачу.

Лошади в мифе, песнях и фольклоре

Мифология

Согласно шаманской традиции, душу человека называют ветряным конем ( хийморь, Хиймори). Ветряная лошадь изображена на официальном гербе Монголии в виде крылатого коня. Среди шаманских тнгри, 99 высших божеств тенгеризма, есть конное божество по имени Кисага Тнгри, которое защищает души (а также богатства). Другое божество, Атауа Тнгри, является защитником самих лошадей. Барабан, используемый шаманами, часто был сделан из конской шкуры, сам барабан означал «верховое животное, на котором едет шаман, или верховое животное, которое несет призванный дух шаману».

В эпосе Гесара демоны ездят на неестественных лошадях без хвостов.

Фольклор и песня

Как и во многих культурах, у монголов есть сказки о волшебных лошадях. В одном из рассказов монгольский Робин Гуд украл домашний скот у богатых и отдал его бедным. Однажды его преследовали законники верхом на лошади, и он подошел к реке, которую его лошадь не могла пересечь. Похоже, его скоро поймают, но, увидев вдалеке гору, он помолился ей о помощи, и его конь поднялся с земли и перелетел через реку на вершину горы.

В Монголии лошадь «вездесуща в песнях, рассказах и искусстве». Одна из легенд вращается вокруг изобретения скрипки с конской головой, любимого монгольского инструмента. В этой сказке пастух по имени Кукушка Намджил получил в подарок летающую лошадь; он садился на него ночью и летел навстречу своей возлюбленной. У ревнивой женщины были отрезаны крылья лошади, так что лошадь упала с воздуха и умерла. Скорбящий пастух сделал скрипку в виде конской головы из шкуры и волоса хвоста теперь уже бескрылой лошади и использовал ее, чтобы сыграть пронзительные песни о своей лошади.

Другая легенда о происхождении скрипки на конской голове утверждает, что ее изобрел мальчик по имени Сукхе (или Сухо). После того, как нечестивый лорд убил ценимого белого коня мальчика, дух лошади явился к Сукхе во сне и велел ему сделать инструмент из тела лошади, чтобы двое все еще могли быть вместе, и ни один из них не был одинок. Так была собрана первая скрипка с конской головой, с конскими костями в качестве шеи, струнами из конского волоса, конской кожей, покрывающей деревянную звуковую коробку, и ее свитком, вырезанным в форме головы лошади.

Лошади - обычные персонажи монгольского фольклора. Часто повторяющийся мотив молодого жеребенка, который отделяется от своей семьи и должен идти в одиночку в этом мире, - это тип истории, который был описан как типичный для монгольской культуры. Лошадь также занимает видное место в песнях. В 1934 году Хаслунд написал: «Из сорока двух монгольских песен, которые я записал за годы, проведенные в Монголии, не менее семнадцати - о лошадях. У них есть такие названия, как:« Маленький черный с бархатной спинкой »,« Дун с живыми ушами »., 'и все они полны трогательных свидетельств любви монгола к своим лошадям ".

Учитывая глубокую интеграцию лошадей в монгольскую культуру, у монголов большой словарный запас конской терминологии. В монгольском языке более 500 слов, описывающих черты характера лошадей, и 250 терминов относятся только к цвету / рисунку шерсти. В монгольской литературе этот богатый словарный запас приводит к конструкциям, которые кажутся многословными по-английски, то есть монгольский поэт может сказать: «Он ездил на трехлетней серой кобыле с черной полосой на спине», а не «он ездил на лошади».

Эпические стихи

В монгольских эпосах герою всегда отводится особая лошадь. Лошадь может родиться одновременно с героем или непосредственно перед ним. Он обладает огромной силой, скоростью, магией и интеллектом. Лошадь может волшебным образом изменять свою форму; он дает герою совет и даже может предсказывать будущее. Что касается последней способности, то одно повторяющееся развитие сюжета - это катастрофа, которая возникает, когда герой игнорирует совет своей лошади. В других эпосах герой не может победить своего чудовищного манггового врага, не попросив помощи у своего коня. Лошадь может даже использовать свои магические силы, чтобы помочь герою ухаживать за своей возлюбленной. «Судя по частоте использования лошадиных мотивов в этой традиции, можно легко создать впечатление, что лошади столь же важны, как и их хозяева. Мы еще не нашли ни одного эпоса в этой кочевой традиции, в котором бы не было коня и той помощи, которую он оказывает».

В эпосе Джангара

Одним из трех традиционных монгольских устных эпосов является «Джангар», в котором лошади играют роли почти так же важные, как и роли героев. Самая известная лошадь из эпоса - Аранджагаан, лошадь Джангара. Аранджагаан был отцом семилетнего Небесного Коня, который спустился к озеру, чтобы спариться со смертной кобылой. (Позже в эпосе есть интертекстуальный конфликт по этому поводу, где отец Аранджагана описывается как обычная лошадь, на которой ездил отец Джангара.) Способности Аранджагана описываются в эпическом стиле: «Он был весь красный и имел тело размером с сантиметр. холм. У него был огромный хвост и уши. У него были копыта размером с овечье загон, а приклад твердый, как чугун. Как только он родился, он зашипел и отпугнул волков, которые подкрались возле стойла. В возрасте одного года он вступил в войну. В два года он воевал на севере и юге. В возрасте семи лет он был в расцвете сил. Аранджагаан взволнованно зашипел, заставляя греметь листья деревьев, травы и камни и даже пугая кабанов. Его сила, казалось, исходит изнутри него. Один прыжок вперед унесет его всадника на сотни метров. Его сила вызовет у любого ужасный трепет. Его красный блеск был огненным и ослеплял всех, кто видел его... Даже Аранджагаана рев потряс врагов и ослабил их колени ». Эти эпические описания не ограничиваются Аранджаганом. Даже безымянные лошади, такие как багровое животное Алтана Гиджа, поэтически воспевали способности. У малиновой лошади есть хвост длиной 80 футов и уши, похожие на пестики. Он может бегать полным галопом два месяца подряд и плавать по морю 25 дней. Алая лошадь Молигена Табуги была размером с сорок девять морей. У рыжей лошади Санале уши, похожие на железные прутья. Эти размеры и способности типичны для всех эпических коней Джангара. В частности, хвалят размер хвоста, ушей и копыт, хотя иногда можно встретить лошадиные ноги, описанные как стволы деревьев и т. Д.

Это лошади, а не герои, претендуют на божественное происхождение. Действительно, мотив божественно рожденного коня повторяется в эпосе, например, когда рассказывается история чудесного буйвола и белого коня Алетана Кейла: «Отец коня был с небес. Небесный конь встретился и спарился с прекрасной коней женского пола в берег озера Кас. Затем небесный конь лизнул ее лицо и улетел, оставив убитого горем компаньона. Женщина-лошадь родила буйвола и белого коня с бесконечными ожиданиями ». Лошади, подобные буйволу, белому и Аранджагаану, сами по себе считаются божественными из-за своего происхождения.

В монгольских эпосах лошади спасают своих всадников в битвах и даже сражаются вместе с ними. Когда Джангара поражает отравленная стрела, Аранджагаан понимает, что произошло, и осторожно уносит Джангара в безопасное место. Чтобы не дать своему покачивающемуся хозяину упасть, лошадь умело наклоняется вперед и назад, даже доходя до того, что приседает передними или задними ногами при подъеме и спуске с холма, чтобы удерживать спину ровно. Когда они подъезжают к дому, он ложится, чтобы его всадник мягко упал. В другой раз Аранджагаан бежит к месту, где происходит битва, и начинает сражаться без всадника вместе с героем. Во время битв эпическое повествование обычно переключается между описанием боя всадников и действий их лошадей, то есть герой бросает копье, затем лошадь героя бросается вперед, чтобы преследовать врага. В боях поэты описывают коня как своевольного актера. Существует несколько описаний подтягивания или управления ногами; скорее создается впечатление, что лошадь выбирает, как лучше вести бой, поскольку она работает согласованно со своим всадником. Лошади кусают и пинают врагов и даже кусают вражеских лошадей. Во время битвы красный конь Санале «снабдил его неиссякаемой мощью. Он ударил врагов восемнадцать тысяч раз слева, а затем восемнадцать тысяч раз справа, так что копья, палаши и стрелы были сломаны. Он сражался, как огромный орел. расправляя крылья ". Лошади могут быть ранены. В длительной битве багровый конь Алтана Гиджа «избит черным и синим и весь покрыт струпьями. С глазами, залитыми кровью, лошадь несколько раз чуть не попадала в ловушку врага. Видя, что ситуация была неотложной, Алтан Гидж хлестал коня. к морю и некоторое время плавал. Кровь была очищена, и раны волшебным образом зажили ». Лошади рвутся в бой. Когда бледная лошадь Хонгора видит, что Хонгор вооружен для войны, она от волнения пинается и фыркает.

У лошадей часто есть собственные приключения, такие как попадание в водоворот и спасение, схватившись зубами за ветку и выбравшись на берег. Поэт не преминет описать изможденное падение лошади на берегу, беспокойство всадника и последующее выздоровление лошади, когда она встает, радостно трясет гривой и начинает косить траву. Монгольские поэты считают важным описывать чувства и действия лошади, а также человеческих персонажей. Например, когда Джангар останавливается, чтобы попить у прохладного ручья и наслаждается красотой природы, поэт также отмечает, что Аранджагаан пасется и любит кататься в траве. На другой приятной экскурсии всадник Аранджагана начинает петь, и Аранджагаан двигает копытами в такт песне.

Герои и лошади регулярно общаются друг с другом. Герой будет подгонять и упрекать свою лошадь, требуя большей скорости, как, например, когда Алтан Гидж говорит своей багровой лошади после 50 дней и ночей бега: «Разве тебя не называют« летающей стрелой »или« синим орлом »? Почему? разве ты не пересек свой вольер после стольких дней? Если да, то когда мы сможем прибыть в пункт назначения? " или во время плавания по морю: «Нуждающийся герой - действительно герой. Где твоя могучая сила? Как ты можешь так плыть по течению?» Лошади также сообщают своим наездникам, когда они больше не могут уступать. Например, когда Санале убегает от дьявола, его потная, измученная лошадь говорит: «Мой господин, я старался изо всех сил и не могу бежать быстрее. Пожалуйста, избавьтесь от дьявола, иначе у нас обоих будут проблемы». В другой раз рыжий конь Санале громко ржет, чтобы разбудить своего хозяина от глубокого пьяного сна, а затем упрекает его за то, что тот спит, хотя ему следовало убивать дьяволов. Санале стыдно извиняется перед лошадью. Рыжий конь бесстрастно отвечает: «Задержка с питьем и тяжелая выпивка».

Герои Джангара очень любят своих лошадей. Они будут нежно тереть нос лошади и заботиться о ней в трудные времена. Когда Санале был вынужден бежать в пустыню Гоби, он и его лошадь истощились от голода и жажды. Лошадь увидела растение, которое она признала ядовитым, но не смогла удержаться от еды. Тут же он рухнул в агонии. Плача, Санале схватил лошадь за шею и сказал, что ему нечего дать ей, кроме своей плоти, но что они должны идти дальше, иначе их враги убьют их. Лошадь была глубоко тронута заботой своего хозяина и плакала. Ему героически удалось подняться и унести Санале прочь. Когда позже лошадь падает, Санале пытается помочь ей встать. В конце концов, опасаясь, что его преследователи причинят вред ослабленной лошади, Санале прячет ее в пещере, пока он отбивается от них. Во время изнурительной битвы бордовая лошадь Сабара задыхается: «Мастер, мы сражались семь дней, и у меня кружится голова из-за нехватки еды и воды. Можем ли мы просто выбежать и найти что-нибудь поесть?» Сабар покидает поле битвы, находит корм для своей лошади, дремлет, пока она наседает, затем возвращается в битву и продолжает сражаться.

Эпические лошади считаются драгоценным имуществом, а качество лошади показывает его статус и богатство. Представляя нового героя, поэты неизбежно включают описание его награжденного коня. Одно из описаний Санале, например, гласит, что «он едет на алой лошади, которую редко можно увидеть в степях». Сабар представлен описанием того, что у него есть «бесподобный конь из щавеля, стоящий 100 000 рабов». Также важна экипировка лошади. Поэт описывает красивую одежду Джангара, а затем добавляет, что Аранджагаан был снабжен золотой недоуздкой и длинными серебряными поводьями. Из-за своей ценности лошади также важны в мирных переговорах; например, Джангар пытается выкупить мир у Санале, предлагая ему двенадцать лучших лошадей из своего стада. Лошади, в частности Аранджагаан, также требуют выкупа со стороны алчных вражеских ханов. В разных случаях враждебные ханы требуют Аранджагана в качестве дани, чтобы избежать войны. Одно из угрожающих последствий для побежденного врага - это то, что победитель отогнал всех его лошадей.

Лошади играют ключевые роли на протяжении всей истории, предоставляя информацию и помогая героям сражаться с врагами против врагов. Санале почти соблазняет голодный дьявол, замаскированный под прекрасную соблазнительницу, но его лошадь фыркает и взрывает ее юбку, обнажая лохматые ноги. Малиновый конь Алтана Гиджа привязан к карнизу дворца вражеского хана и тянет, пока весь дворец не рухнет. Бордовый конь Сабара волшебным образом узнает, что родина Сабара подвергается нападению, и передает сообщение от Джангара Сабару, прося его вернуться и спасти его.

Тот факт, что лошади служат мясным животным в монгольской культуре, не игнорируется в эпосе. Санале предупреждает своего рыжего коня, что если враги поймают их, они съедят его и превратят его конскую шкуру в сапоги. Герои уезжают с сырой кониной в качестве провизии. В критический момент битвы Хонгор говорит своей лошади: «Ты мой самый дорогой брат, редкая лошадь. Тебя никогда не били. Если ты сегодня проиграешь, я сниму с тебя шкуру и съем твоё мясо!» Лошадь находит новые силы и продолжает борьбу. В другом случае другой герой предупреждает Аранджагана, что лошадь постигнет та же участь, если он не прибудет вовремя, чтобы помочь в критической битве. Аранджагаан отвечает, что успеет, но если герой не выиграет битву, когда они прибудут, Аранджаган оторвет его и сломает ему шею.

Каталог лошадей в Джангаре

В соответствии с монгольской традицией не давать имен лошадям, большинство лошадей в Джангаре не имеют имен, а вместо этого идентифицируются по их физическим характеристикам. У каждой лошади есть цвет, который отличает ее от остальных.

  • Джангар - Аранджагаан, Аранжале
  • Алтан Гидж - рыжий конь
  • Менген Шигширге - Оёмаа, черный конь
  • Санале - малиновый / красный конь
  • Big Belly Guzan Gongbei - черный конь «слоноподобный».
  • Молиген Табуга - алая лошадь
  • Сабар - щавелевая лошадь с белым носом, бордовая лошадь
  • Хонгор - бледная лошадь
  • Дочь Учжухэня Тиба - желтая лошадь
  • Яан Тайдж - желтый леопардовый конь
  • Одон Чагаан - желтый конь

Другой

В монгольской версии шахмат самой сильной фигурой является лошадь.

Товары

Монгольский айраг (ферментированное конское молоко)

В Монголии лошади - довольно дешевый товар. В 2014 году хорошую монгольскую лошадь можно было купить за 140 долларов; просто приличный за 100 долларов, а скаковую лошадь за 800-1000 долларов. В 1934 году Хеннинг Хаслунд сообщил, что видел бесконечные стада, простирающиеся так далеко, как он мог видеть. У одного его знакомого было не менее 14 000 лошадей.

Монгольские лошади ценятся за их молоко, мясо и шерсть. Вильгельм Рубрук описал исторический процесс доения следующим образом: «Они протягивают длинную веревку на земле, прикрепленную к двум кольям, воткнутым в землю, и к третьему часу привязывают к ней жеребцов кобыл, которых они хотят доить. Затем матери встают возле своего жеребенка и позволяют себе тихонько подоить себя; и если один из них слишком дикий, то мужчина берет жеребенка и приносит ей, давая ему немного пососать; затем он забирает его, а дояр берет свое место ". Примерно такая же процедура используется и сегодня. Летом кобыл доят шесть раз в день, один раз в два часа. Кобыла дает в среднем 0,11 фунта молока каждый раз, а общая годовая продуктивность составляет 662 фунта. Из молока делают вездесущие кисломолочные напитки Монголии, айраг и кумыс. Одна особая разновидность «черного» кумыса, каракосмос, была полностью приготовлена ​​из молока черных кобыл; это было предназначено для аристократии. Вильгельм Рубрук сообщил, что Батый-хан ежедневно собирал молоко трех тысяч кобыл и отправлял его двору. В больших стадах предпочитают дойных лошадей самые нежные животные. Молоко также кипятят и сушат, превращая его в твердые белые куски, которые можно хранить и есть в дороге. В коммунистическую эпоху монгольские фабрики и шахты продолжали содержать табуны лошадей специально для обеспечения своих рабочих айрагом, что считалось необходимым для здоровья и производительности.

Доение лошадей начинается в середине июля и продолжается до конца ноября, иногда до начала декабря. Из различных животных, которых доят монголы, лошади дают молоко в течение второго по продолжительности периода времени (крупный рогатый скот дает молоко в течение более длительного периода). Можно спросить совета ламы о наиболее благоприятной дате начала доения. В это время также можно сделать подношение первого молока духам. Например, во время весеннего праздника, лама может посыпать молоко первого кобыльего года над оим.

Колбаса из конины

Лошади считаются мясными животными в Монголии. Каждые 600 фунтов монгольской лошади дают около 240 фунтов. мяса. Рассматриваемая лошадь может быть старым, бесплодным, травмированным или ненужным животным, например жеребцом, пережившим свой расцвет. Считается, что мясо лошадей безопаснее для употребления, чем мясо другого домашнего скота. Как объяснил один монгол: «Поскольку лошадь не болеет болезнями, от которых заболевает другой домашний скот, [sic] такими, как туберкулез и другие воспалительные заболевания, ее мясо и молоко считаются чистыми». Вильгельм Рубрук сообщил, что монголы использовали кишки лошадей для изготовления колбас. Лошади считаются четвертым по желанию видом мяса после овец, крупного рогатого скота и коз. Взрослые животные предпочитают молодым, так как вкус считается лучше. Лошадей забивают в конце ноября, когда животные наиболее толстые; Забой летом считается плохой практикой.

Они также использовали кожу с задней части шкуры лошади для изготовления обуви. Конская кожа была одним из материалов, из которых изготавливали тетиву знаменитого монгольского композитного лука. Шкура лошадей была предпочтительнее шкуры других животных, потому что, как говорили, она сохраняла гибкость, несмотря на холодные степные температуры. Монгольские воины также носили доспехи из конской кожи, пропитанной конской мочой. Барабаны, используемые шаманами в ритуалах, часто делались из конской шкуры.

Конский волос можно использовать для изготовления ряда продуктов. Галстуки из конского волоса являются частью традиционного монгольского шатрового жилища. Из волос также можно сделать веревку; во влажных условиях он считается лучше кожи, потому что воду можно легко стряхнуть с веревки из конского волоса, но не с кожаной. Одна из традиционных техник изготовления веревки требовала сочетания одной трети конского волоса с двумя третями шерсти.

Волосы из хвоста также использовались при создании музыкальных инструментов. Традиционная монгольская скрипка с конской головой имеет две струны из конского волоса. «Мужская» нить состоит из 136 хвостовых волосков жеребца, а «женская» - из 105 хвостовых волосков кобылы. Лук также сделан из конского волоса, залитого смолой.

Из-за духовного значения гривы лошади из черно-белой гривы делали знамена (буксиры). Черные волосы указывали на перетягивание каната, а белые - на перетягивание каната. Черные волосы были взяты с гнедых лошадей. Воины носили остроконечный шлем с пером из конского волоса наверху.

Так как в степи мало дров, сухой навоз животных собирают как топливо для огня. Бруун отмечает: «... конский навоз особенно (и, возможно, удивительно для непосвященных) испускает приятный аромат, напоминающий аромат ладана».

Знаменитые лошади

Монголы не называют своих лошадей именами; скорее, они идентифицируют их по цвету, отметинам, шрамам и клеймам. Возможно, из-за монгольской привычки не давать имена своим лошадям, широко известных представителей породы мало. Единственным исключением из этого правила является Арвагархеер, скаковая лошадь 18-го века, которая победила более 1000 других лошадей в гонке. Город Арвайхир был назван в его честь, и у него есть раскрашенная статуя с голубым шарфом, повязанным на шее в долине Арвайхир.

Когда вице-президент США Джо Байден посетил Монголию, ему подарили монгольскую лошадь. Он назвал его «кельтским» и завязал два церемониальных узла на синем шелковом платке на шее лошади. Это напугало лошадь, она встала на дыбы, и ее увели.

использованная литература

Последняя правка сделана 2023-04-13 12:29:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте