Различие между ужасом и террором - стандартная литературная и психологическая концепция, применяемая особенно к готике и фантастике ужасов. Ужас обычно описывается как чувство страха и ожидания, которое предшествует ужасающему опыту. Напротив, ужас - это чувство отвращения, которое обычно следует за пугающим видом, звуком или другим переживанием.
Ужас также определялся Ноэлем Кэрроллом как сочетание ужаса и отвращения.
Различие между террором и ужасом впервые было охарактеризовано готической писательницей Энн Рэдклифф (1764–1823), где ужас больше связан с тем, чтобы быть шокированным или напуганным (ужасающимся) ужасным осознанием или глубоко неприятным происшествием, в то время как террор больше связан с быть тревожным или напуганным. Рэдклифф считал, что террор характеризуется «неясностью» или неопределенностью в его трактовке потенциально ужасных событий, что ведет к возвышенному. В эссе «О сверхъестественном в поэзии», опубликованном посмертно в 1826 году, она говорит, что ужас «расширяет душу и пробуждает способности к высокой степени жизни». Ужас, напротив, «замораживает и почти уничтожает их» с его недвусмысленными проявлениями жестокости. Она продолжает: «Я понимаю, что ни Шекспир, ни Мильтон своими выдумками, ни мистер Берк по его рассуждениям нигде не смотрели на позитивный ужас как на источник возвышенного, хотя все они согласны с тем, что ужас очень велик; а где ложь? большая разница между ужасом и ужасом, но в неуверенности и неясности, которая сопровождает первое, уважая ужасное зло ".
По словам Девендры Вармы в «Готическом пламени» (1966):
Разница между Ужасом и Ужасом - это разница между ужасным предчувствием и болезненным осознанием: между запахом смерти и натиском на труп.
Ужасы - это также жанр фильмов и художественной литературы, который полагается на ужасающие образы или ситуации, рассказывающие истории и вызывающие реакцию или прыгающие страхи, чтобы довести свою аудиторию до предела. В этих фильмах моменту ужасающего разоблачения обычно предшествует устрашающее нарастание, часто с использованием пугающей музыки.
В нехудожественной книге Danse Macabre, Стивен Кинг подчеркнул, как рассказы ужасов обычно картировать вспышку безумия / жуткую внутри установки повседневной. Он также подробно остановился на двух темах террора и ужаса, добавив третий элемент, который он назвал «отвращением». Он описывает террор как «лучший элемент» из трех, и тот, который он изо всех сил старается сохранить в своем собственном письме. Приводя множество примеров, он определяет «ужас» как тревожный момент ужаса перед тем, как раскрывается настоящее чудовище. «Ужас», - пишет Кинг, - это тот момент, когда человек видит существо / аберрацию, вызывающую ужас или тревогу, «шоковое значение». Кинг, наконец, сравнивает «отвращение» с рвотным рефлексом, дешевым трюком низшего уровня, к которому, по его признанию, он часто прибегает в своей собственной художественной литературе, если это необходимо, признаваясь:
Я считаю ужас лучшей эмоцией и поэтому попытаюсь запугать читателя. Но если я обнаружу, что не могу напугать, я попытаюсь напугать, а если я обнаружу, что не могу напугать, я пойду на грубость. Я не горжусь.
Фрейд сравнил переживание ужаса с переживанием сверхъестественного.
Вслед за ним Жорж Батай увидел ужас, сродни экстазу в его превосходстве над повседневностью; как открывающий путь к выходу за пределы рационального общественного сознания. Юлия Кристева, в свою очередь, рассматривала ужас как пробуждающий опыт примитивных, инфантильных и демонических аспектов непосредственной женственности.
Парадокс удовольствия, испытываемого в фильмах / книгах ужасов, можно частично объяснить тем, что он исходит из облегчения от ужаса в реальной жизни в переживании ужаса в игре, частично как безопасный способ вернуться во взрослой жизни к парализующему чувству инфантильной беспомощности.
Беспомощность также является фактором подавляющего переживания настоящего ужаса при психологической травме. Игра на повторное переживание травмы может быть полезным способом ее преодолеть.