Гомотональный

редактировать

Гомотональный ( однотональный) - технический музыкальный термин, относящийся к тональной структуре многодвижущихся композиций. Она была введена в музыковедение от Hans Keller. Согласно определению и использованию Келлера, композиция из нескольких движений является «гомотональной», если все ее движения имеют одну и ту же тонику (ключевую ноту).

«Homotonality» отнюдь не редкость в композициях в эпохе барокко : много барокко мульти-движения работает на основе танцевальных форм проявляются тот же тоник и даже тот же режим (значительные или незначительные) - во всем. Так, например, И. С. Бах «s скрипки соло партитура BWV 1004 homotonal [все движения в ре миноре], как его соло флейты партитура BWV 1013 [все движения в младшем]. Точно так же соната Вивальди для гобоя и континуо RV53 (nd) гомотонна [все части до минор]. Гомотонность встречается даже в некоторых концертах в стиле барокко: примеры включают Концерты для виолончели Вивальди RV401 (nd) [все части до минор] и RV416 (nd) [все части соль минор], а также Концерт для скрипки Жана-Мари Леклера Op.7 № 1 (1737) [все части ре минор].

Однако с наступлением классической эпохи ситуация меняется. Вне двухчастных произведений (которые, классически говоря, будут поддерживать одну и ту же тонику для обоих движений и, таким образом, будут гомотонными по определению), гомотонность классической эпохи относительно редка: классическое произведение в трех частях обычно переходит в другую тонику. для средней части, а классическая работа в четырех частях обычно имеет по крайней мере одну из своих средних частей в тональности, отличной от исходной тоники.

Классический композитор, наиболее тесно связанный с принципом гомотонности, - Йозеф Гайдн.

Сам Келлер стремился подчеркнуть, что разные классические композиторы проявляли разную степень интереса к гомотонной структуре:

Хотя Моцарт, в отличие от Гайдна, имел тенденцию работать в узких тональных рамках, он не продвинул гомотональный подход очень далеко в своей зрелости... тогда как Гайдн: некоторые из величайших струнных квартетов старых мастеров придерживаются единой тональности "

«В отличие от зрелого Гайдна, Моцарт никогда не приходил писать четыре части, не меняя основной ноты» [на самом деле это не так, но для Моцарта это было гораздо реже, чем для Гайдна, когда Моцарт достиг зрелости]

Просто потому, что Гайдн более авантюрен в своих экскурсиях по дистанционным клавишам, чем Моцарт, ему иногда нужна жесткая тональная структура, чтобы сдержать их; В отличие от Моцарта и подобно Гайдну, чей модулирующий творческий характер развития он создал подобным близнецам, Бетховен, в свою очередь, предавался страстному тональному и гармоническому контрасту в гомотональных рамках.

Чеканка и концепция Келлера не стали стандартом среди музыковедов. Музыковед Уильям Драбкин, например, задал вопрос: «Разве« гомотонность »не звучит немного странно?»

Термин «гомотонность» (относящийся к явному сохранению тоники) не следует путать с « монотонностью » (теоретическая позиция, согласно которой тональная структура имеет только одну «настоящую» тонику, а вся модуляция является поверхностной или иллюзорной).

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Примеры
    • 1.1 1750-е годы
    • 1.2 1760-е годы
    • 1.3 1770-е годы
    • 1.4 1780-е годы
    • 1.5 1790-е годы
    • 1.6 После 1800 г.
    • 1.7 После 1900 г.
  • 2 ссылки

Примеры

Примеры «гомотональных» произведений (более чем в двух частях) классической эпохи и последующих периодов:

1750-е годы

1760-е годы

  • Симфония № 4 Гайдна (1757–60) [все части ре мажор или ре минор]
  • Симфония № 19 Гайдна (1757–61) [все части ре мажор или ре минор]
  • Симфония № 17 Гайдна (1760–61) [все части фа мажор или фа минор]
  • Фортепианное трио Гайдна Hob. XV / 1 (1761) [все части соль минор]
  • Симфония № 25 Гайдна (1761–63) [все части до мажор]
  • Симфония № 12 Гайдна (1763) [все части ми мажор или ми минор]
  • Симфония № 33 Гайдна (1763–1765) [все части до мажор или до минор]
  • Симфония № 21 Гайдна (1764) [все части ля мажор]
  • Симфония № 22 Гайдна « Философ» (1764) [все части ми-бемоль мажор]
  • Симфония № 34 Гайдна (1765) [все части ре минор или ре мажор]
  • Моцарт «ы симфония К. 16а „Оденсе“(возможно, поддельный, 1765?) [Все движения в младшем или крупном]
  • Соната Моцарта до мажор для клавишных в четыре руки, K. 19d (возможно, фальшивка, 1765?) [Все части до мажор]
  • Фортепианное трио Гайдна Hob. XV / 37 (1766) [все части фа мажор]
  • Фортепианное трио Гайдна Hob. XV / 38 (1766) [все части си-бемоль мажор]
  • Фортепианное трио Гайдна Hob. XV / C1 (1766) [все части до мажор]
  • Фортепианное трио Гайдна Hob. XIV / 6 (1767) [все части соль мажор или соль минор]
  • Симфония Гайдна № 49 «Пассия» (1768) [все части фа минор]
  • Симфония Гайдна № 59 'Огонь' (ок. 1768 г.) [все части ля мажор или ля минор]

1770-е годы

  • Струнный квартет Моцарта K.80 (1770) [все части соль мажор]
  • Струнный квартет Гайдна Op.17 No. 1 (1771) [все части ми мажор или ми минор]
  • Струнный квартет Гайдна Op.17 No. 5 (1771) [все части соль мажор или соль минор]
  • Симфония Моцарта К. 96 "No. 46" (1771) [все части до мажор или до минор]
  • Симфония № 52 Гайдна (1771–72) [все части до минор или до мажор]
  • Струнный квартет Гайдна Op.20 No. 2 (1772) [все части до мажор или до минор]
  • Струнный квартет Гайдна Op.20 No. 3 (1772) [все части соль мажор или соль минор]
  • Струнный квартет Гайдна Op.20 No. 4 (1772) [все части ре мажор или ре минор]
  • Струнный квартет Гайдна Op.20 No. 5 (1772) [все части фа минор или фа мажор]
  • Симфония Гайдна № 44 'Trauer' (1772) [все части ми минор или ми мажор]
  • Симфония № 46 Гайдна (1772 г.) [все части си мажор или си минор]
  • Струнный квартет Моцарта K.157 (1772) [все части до мажор или до минор]
  • Соната для фортепиано Гайдна Hob.XVI: 23 (1773) [все части фа мажор или фа минор]
  • Струнный квартет Моцарта K.168 (1773) [все части фа мажор или фа минор]
  • Струнный квартет Моцарта K.173 (1773) [все части ре минор или ре мажор]
  • Соната Моцарта для фортепиано K.280 (1774) [все части фа мажор или фа минор]
  • Симфония Моцарта K. 208 + 102 «No. 52» (1775) [все части до мажор]
  • Соната Гайдна для фортепиано Hob.XVI: 27 (1776) [все части соль мажор]
  • 'Serenata Notturna' Моцарта K.239 (1776) [все части ре мажор]
  • Ноттурно Моцарта для 4 оркестров K.286 (1777) [все части ре мажор]
  • Соната для фортепиано Моцарта K.331 (1778) [все части ля мажор или ля минор]
  • Концертная симфония Моцарта для гобоя, кларнета, валторны, фагота и оркестра K.297b (возможно, подделка, 1778?) [Все части ми-бемоль мажор]
  • Симфония Гайдна № 70 (1779) [все части ре мажор или ре минор]
  • Майкл Гайдна «s Симфония № 23 (с. 1779) [все движения в ре мажор или ре минор]
  • Симфония Моцарта № 32 (1779) [все части соль мажор]

1780-е годы

  • Симфония Гайдна № 63 «Рокселана» (1779–81) [все части до мажор или до минор]
  • Соната для фортепиано Гайдна Hob.XVI: 37 (1780) [все части ре мажор или ре минор]
  • Симфония № 62 Гайдна (1780–81) [все части ре мажор]
  • Струнный квартет Гайдна Op.33 № 5 (1781) [все части соль мажор или соль минор]
  • Струнный квартет Гайдна Op.33 No.6 (1781) [все части ре мажор или ре минор]
  • Серенада Моцарта для духовых K.375 (1781) [все части ми-бемоль мажор]
  • Фортепианное трио Гайдна Hob. XV: 5 (1785) [все части соль мажор]
  • Фортепианное трио Гайдна Hob. XV: 7 (1785) [все части ре мажор или ре минор]
  • Фортепианное трио Гайдна Hob. XV: 10 (1785) [все части фа мажор]
  • Концерт для альта № 1 Хоффмайстера (1786) [все части ре мажор или ре минор]
  • Струнный квартет Гайдна Op.50 No.6 (1787) [все части ре мажор или ре минор]
  • Струнный квартет Гайдна Op.54 No.2 (1788) [все части до мажор или до минор]
  • Струнный квартет Гайдна Op.55 No.2 (1788) [все части фа минор или фа мажор]
  • Соната Моцарта для скрипки K.547 (1788) [все части фа мажор]

1790-е годы

  • Струнный квартет Гайдна Op.64 No.2 (1790) [все части си минор или си мажор]
  • Фортепианное трио Гайдна № 37 ля мажор, Hob. XV: 18 (1793) [все части ля мажор или ля минор]
  • Dussek «S концерт для фортепиано № 5, соч. 22 (1793) [все части си-бемоль мажор]
  • Фортепианное трио Гайдна № 38 ре мажор, Hob. XV: 24 (1795) [все части ре мажор или ре минор]
  • Фортепианное трио Гайдна № 40 фа-диез минор, Hob. XV: 26 (1795) [все части фа-диез минор или фа-диез мажор]
  • Бетховен «s Соната для фортепиано Op.2 No.1 (1795) [все движения в фа минор или фа мажор] (посвященный Гайдна)
  • Фортепианное трио Гайдна № 44, Hob. XV: 28 (1797) [все части ми мажор или ми минор]
  • Струнный квартет Гайдна Op.76 № 2 (1797) [все части ре минор или ре мажор]
  • Фортепианная соната Бетховена Op.10 №2 (1796–98) [все части фа мажор или фа минор]
  • Соната для фортепиано с оркестром Op.10 № 3 (1796–98) Бетховена [все части ре мажор или ре минор]
  • Бетховен Соната № 2, Op.12 No.2 (1797-8) [все движения в мажоре или миноре]
  • Струнный дуэт Гайдна, Hob. VI: Ань. 1 (1798) [все части си-бемоль мажор]
  • Струнный дуэт Гайдна, Hob. VI: Ань. 2 (1798) [все части ми-бемоль мажор]
  • Струнное трио Бетховена № 4 (1798) [все части ре мажор или ре минор]
  • Фортепианная соната Бетховена Op.14 № 1 (1798–99) [все части ми мажор или ми минор]
  • Соната для скрипки № 4 Бетховена соч. 23 (1800) [все части ля минор или ля мажор]

После 1800 г.

После 1900 г.

использованная литература

Последняя правка сделана 2023-04-16 08:29:14
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте