Страстная неделя на Филиппинах

редактировать

Страстная неделя на Филиппинах ( филиппинский : Mahal na Araw ; испанский : Semana Santa) является важным религиозным праздником для католического большинства страны, Независимой Филиппинской церкви и большинства протестантских групп. Одна из немногих стран Азии с преобладанием христианства, католики составляют 80 процентов населения, а Церковь является одной из доминирующих социально-политических сил страны.

Торжественное празднование начинается в пятницу скорби, переходя в Вербное воскресенье, и продолжается до пасхального воскресенья. Многие общины соблюдают католические ритуалы под влиянием Испании, такие как процессии, которые были синкретизированы с элементами доколониальных верований. Это очевидно в некоторых ритуальных практиках, не санкционированных вселенской церковью, и во многих суевериях, связанных с этим событием.

Дни Пасхального ТридуумаЧистого четверга до Черной субботы) считаются официальными праздниками. В этот период многие предприятия закрываются или работают в более короткое время. Местное наземное телевидение и большинство радиостанций обычно прекращают вещание (для ежегодного обслуживания вещательного оборудования), в то время как другие (например, станции, принадлежащие различным конфессиям) сокращают часы вещания и показывают специальные постные драмы, религиозные и вдохновляющие программы, а также новости освещение различных услуг и обрядов. Однако международные кабельные телеканалы, распространяемые на Филиппины, продолжают транслировать свои обычные программы, в то время как каналы, посвященные скачкам, петушиным боям и аналогичным нишевым программам, выходят из эфира во время Тридуума.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Вербное воскресенье
  • 2 Великий понедельник и Великий вторник
  • 3 Страстная среда
  • 4 Чистый четверг
  • 5 Страстная пятница
    • 5.1 Санто Энтьерро
    • 5.2 Популярная культура
  • 6 Черная суббота
  • 7 Пасхальное воскресенье
  • 8 Достопримечательности и места паломничества
    • 8.1 Тондо, Манила
    • 8.2 Черный Назарянин
    • 8.3 Охота на амулет
    • 8.4 Шествие статуй
    • 8.5 Игры с увлечением
      • 8.5.1 Сенакуло
      • 8.5.2 Пагтальтал са Гимарас
    • 8.6 Фестиваль Морионес
    • 8.7 Салубонг
      • 8.7.1 Салубунг в Пасиге
      • 8.7.2 Сабой
      • 8.7.3 Sayaw ng Pagbatì
  • 9 См. Также
  • 10 Внешние ссылки
  • 11 Источники
Вербное воскресенье
Священник благословляет пальмы в Вербное воскресенье в церкви Пларидель, Булакан (2012 г.).

В Вербное воскресенье ( Linggo ng Palaspás, Доминго де Рамос, «Воскресенье ветвей») прихожане приносят в церковь богато сплетенные пальмовые листья или паласпы для благословения священника до или после дневной мессы. Вайи (которые Церковь считает сакраменталами ) часто приносят домой и кладут на алтари, двери, перемычки или окна, полагая, что они могут отразить демонов и предотвратить как огонь, так и молнию.

В некоторых местах перед службой проводят процессию в церковь, обычно отправной точкой является эрмита / визита ( часовня непринужденности ) в нескольких кварталах от нее. Председательствующий священник, облаченный в накидку и накидку красного цвета (предписанный литургический цвет дня), либо идет по маршруту, либо, подражая триумфальному входу Иисуса, верхом на лошади ведется в церковь. Иногда вместо этого используется статуя Христа верхом на осле (известная как Humenta).

Независимо от того, используется ли сам священник или статуя для изображения Христа, по обычаю женщины покрывают маршрут процессии таписом (буквально «закручивающимся»), то есть большими юбками из ткани семейной реликвии или фартуками, сделанными исключительно для этого ритуала. Это напоминание о том, как возбужденные иерусалемиты расстилали свои плащи перед Христом, когда он вошел в город.

Когда процессия достигает церкви или другого назначенного места, дети, одетые как ангелы, рассыпают цветы и поют дневной антифон процессии, Осанна Филио Давид («Осанна Сыну Давида»). Текст антифона, будь то латинский оригинал или народный перевод, поется на мелодии традиционных гимнов.

Благословение пальм и интонация антифона часто звучат в парвизе церкви, на ее стоянке или на городской площади, которая обычно находится перед церковью или рядом с ней (обычная планировка в большинстве филиппинских поселений).

Великий понедельник и Великий вторник

В Великий понедельник ( Lunes Santo) и Великий вторник ( Martes Santo) основная процессия «Путешествие на Голгофу» выходит на улицы. Главная фигура - Падший Христос в сопровождении изображений святых, присутствовавших во время похода Христа на Голгофу. Это святой Петр, держащий небесные ключи, возлюбленный святой Иоанн, Три Марии, святая Вероника с белым покрывалом, на котором имплантирован образ Христа, Мария Магдалина с маленькими пузырьками масла и духов и Дева Скорбь. В некоторых частях страны, где много дерева и есть опытные мастера, деревянные изображения в натуральную величину построены так, что они могут двигать руками и головами, как марионетки. Великий вторник - это обычный рабочий день, а иногда и последний полный перед выходными на полдня или на целый день, которые некоторые частные компании проводят в Страстную среду.

Страстная среда

Страстная среда ( Miyérkules Santo) официально считается последним рабочим днем ​​недели. Частные компании могут предоставить своим сотрудникам полный или частичный отпуск. Это позволяет людям возвращаться в свои родные провинции для участия в Triduum, а отдыхающим - уезжать в свои пункты назначения, что делает его одним из самых загруженных сезонов для путешествий в стране.

В некоторых приходах служба « Тенебра » обычно проводится в Страстную среду, которая включает постепенное гашение свечей на катафалке Тенебры, чтения, связанные со Страстями Иисуса, и стрепитацию (громкий шум).

Вечером длинные процессии, изображающие Страсти Христовы, проходят в городах провинций Пампанга, Булакан, Ризал, Лагуна и в Илокандии, а также в Макати в Метро Манила.

За исключением городов Булакенио на Балиуаге и Пулилане, картины Страстей исключены из процессии после обеда Страстной пятницы.

Великий четверг

Чистый четверг ( Huwebes Santo) - первый установленный законом государственный праздник недели и знаменует начало Пасхального Тридуума.

Перед Вторым Ватиканским собором крестный ход Страстей Христовых проводился в Чистый четверг. Позднее это было перенесено в Страстную среду для католиков латинского обряда, а Филиппинская независимая церковь (которая отделилась от Рима в начале 20-го века) сохранила дату Великого четверга. Среди самых известных процессий Филиппинской независимой церкви - процессии Консепсьон в Малабоне и Санта-Крус и Паэте в Лагуне.

Первый обряд дня - это месса Христова, во время которой прихожане присоединяются к своему священнику для утренней мессы в соборе, особенно в больших епархиях и архиепархиях. Духовенство в этот день возобновляет священнические обеты. Эта месса, которую ведет епископ епархии, - это когда после проповеди освящается миропомазание, елей оглашений и елей для больных. Затем священники приносят части масел в свои приходы после службы и хранят их для будущего использования. Однако в других епархиях, где материально-техническое обеспечение и другие веские причины не позволяют собирать духовенство в этот день, месса Христа проводится в начале недели. Примером может служить Архиепископия Липы, где в Великий вторник проводится месса Христа.

Главное соблюдение дня - последняя месса перед Пасхой, вечерняя месса Вечери Господней. Хотя это не обязательно, служба во второй половине дня, обычно включает в себя перепостановление в омовения ног в Двенадцати Апостолов. Служба внезапно заканчивается мрачным шествием Святого Причастия, которое приносят к алтарю Покоя церкви. Церкви остаются открытыми до полуночи для тех, кто хочет поклониться Святому Причастию, а другие идут к одному из нескольких ожидающих священников, чтобы исповедать свои грехи.

Одна из самых важных традиций Страстной недели на Филиппинах - Visita Iglesia (по-испански «посещение церкви», также известное как посещение семи церквей). В течение дня прихожане молятся Крестным Станциям внутри или снаружи церкви, а ночью верные поклоняются и возносят мольбы к Святому Причастию внутри Алтаря Покоя.

Хорошая пятница
Одна из 118 carrozas грандиозного шествия в Баливаге.

Страстная пятница ( Biyernes Santo) - второй государственный праздник недели и считается самым торжественным днем ​​в году. Его отмечают уличные шествия, Крестный путь, проповеди и молитвы с медитацией на Семь последних слов Иисуса (« Siete Palabras ») и постановку Senákulo, которая в некоторых местах уже началась в Вербное воскресенье. Baliwag Хорошей пятницы процессия длинная процессия Постной на Филиппинах. В настоящее время Баливаг насчитывает 118 статуй и сцен, изображающих жизнь Христа. Это мероприятие посещают как местные, так и иностранные туристы, и оно следует за основным литургическим служением дня.

Месса в этот день не совершается. Вместо этого люди собираются в церквях во второй половине дня на Крестное поклонение и Мессу Преждеосвященных. По всей стране богослужение начинается тихо в неосвещенных церквях в 15:00 по тихоокеанскому времени ( GMT + 8 ), вспоминая « девятый час », когда Христос умер в соответствии с Евангелиями. Месса Преждеосвященных проводится у алтаря, лишенного постельного белья и украшений, и священники пропускают Анафору, поскольку причастный хлеб уже был освящен в Великий четверг.

В некоторых местах (наиболее известных в провинции Пампанга, где этот день известен как Малельдо) в процессии проходят самобичевание преданных, а иногда даже прибивают их к крестам. Хотя Церковь осуждает это, преданные считают это личным выражением покаяния, будь то исполнение обета или благодарение за предоставленную молитву. Местное правительство Сан-Фернандо заявляет, что эти реконструкции считаются частью культурного наследия Пампанги и города. Реконструкция распятия Христа в деревне началась в 1958 году, но первое настоящее распятие произошло четыре года спустя, в 1962 году.

Празднование Страстной пятницы в Барангае (баррио) Сан-Педро-Кутуд, в Сан-Фернандо, Пампанга, Филиппины.

Другие кающиеся, называемые магдараме, несут деревянные кресты, ползают по грубому и раскаленному асфальту и режут себе спину, прежде чем хлестать себя, чтобы пролить кровь. Это делается для того, чтобы попросить прощения грехов, выполнить обеты (паната) или выразить благодарность за оказанные услуги.

Pabasa, или непрерывное воспевание Pasyon (филиппинским эпического повествования о жизни Христа, страсти, смерти и Воскресения ), как правило, заключает в этот день до 3:00 вечера. Телевидение и радиостанции также транслируют свои собственные специальные программы Siete Palabras из больших церквей Манилы, обычно начинающиеся в полдень, чтобы заканчиваться перед служением поклонения.

Санто Энтиерро

Обычным событием Страстной пятницы является Санто-Энтиерро («святое погребение»), которое является одновременно названием самого обряда и статуи мертвого Христа, являющейся его центром. Подобно восточно-православной практике обработки эпитафий, изображение Санто-Энтиерро кладут на богато украшенную цветами каландру или носилки и возят по городу. Его свита обычно состоит из изображений святых, связанных с повествованием о Страстях, таких как Петр, Мария Магдалина и Иоанн Богослов. Традиция гласит, что независимо от количества изображений, используемых в процессии, изображение Девы Марии, облаченной в черное с золотом как траурная Мать Долороза, всегда идет последней в очереди.

В некоторых местах соблюдаются традиционные дохристианские погребальные обряды Санто-Энтиерро, такие как омовение трупа, возложение тела в статую или усаживание его в погребальное кресло. В Pakil, Лагуна икона Santo Entierro курят более чем сжигание lansones пилингов: во время процессии, плечо переносимых Каландр делает несколько остановок, и каждый раз, когда помещается над горящими очистками. На каждой станции поется гимн, и глашатай, поворачиваясь к носилкам, трижды кричит по-испански: « ¡Señor! ¡Misericordia, Señor! » («Господи! Господи! Господи!») - эту фразу повторяет собрание. каждый раз тихим голосом.

В Alimodian, Йоило Santo Entierro похоронена - не жертвенника, как это принято в других местах - но на двери церкви, чтобы люди почитают икону обычно целовал ее ноги. Перед алтарем стоит большое распятие, чтобы люди поклонялись и целовались. Ночью молодые девушки в костюмах и с зажженными свечами идут босиком с Матерой Долорозой во второй процессии по городской площади. Девы размышляют и скорбят, воспроизводя погребение, которое устроили ему ученицы Христа.

Среди известных и сложных каландар страны - Каландары Агу, Баколор, Баливаг, Гуагуа, Моло, Илоило, Паэте, Сан-Пабло, Сасмуан, Силай и Виган. Некоторым из них несколько веков, и они были заказаны в знаменитых таллере (студиях) сантерос Асунсьон и Максимо Висенте.

Популярная культура

В этот день обычно соблюдается несколько традиционных табу, таких как недопущение чрезмерного шума, а в старые времена - купание (за исключением случаев, связанных со здоровьем). Запреты обычно начинаются после 15:00 PST. Детей, в частности, традиционно отговаривали от игр на свежем воздухе, а старшие предупреждали, что, поскольку «Бог мертв», злые духи свободно бродят по земле, чтобы причинить вред людям.

Ритуальный траур и в целом мрачное настроение дня породили тагальскую идиому « Mukhâ kang Biyernes Santo » («У тебя такое лицо, как Страстная пятница»). Эта фраза относится к поведению грустного человека, напоминающего поведение страдающего Христа.

Черная суббота

Черная суббота или Великая суббота ( Sábado de Gloria) - третий и последний государственный праздник недели. Этот день юридически и в разговорной речи называется на английском языке как «черный», учитывая роль цвета в трауре. Термин Sábado де Глория ( испанский для Глории субботы) относится к возвращению Глория в Excelsis Део во время пасхального бдения проводится в этот день. Гимн отсутствует во время Великого поста, кроме торжественных мероприятий и Великого четверга.

Ритуальный траур по «мертвому» Христу продолжается, хотя и с меньшей интенсивностью. Традиционные табу предыдущего дня, такие как веселье и потребление мяса, переносятся и иногда нарушаются в полдень. Сюда входит купание в реке или море, поскольку суеверие предостерегают от купания в Страстную пятницу днем. Большинство коммерческих предприятий работают в более короткие часы, при этом более мелкие предприятия во многих районах остаются закрытыми до пасхального воскресенья или пасхального понедельника, но некоторые из них возвращаются в нормальное состояние в крупных городских районах. Телевидение и радиостанции работают в более короткие часы со специальными программами или остаются вне эфира.

Пасхальное воскресенье

Пасха ( Linggó нг Pagkabuhay) отмечена радостными праздники, первый из предрассветной обряд называется Salubong в филиппинском и Sugat в Cebuano и Hiligaynon (оба кальки испанского имени Rite в Encuentro, «Встреча»). Обряд обычно проводится в первые часы Пасхи перед первой мессой. В некоторых приходах обряд проводится раньше, в полночь, сразу после собственно долгого пасхального бдения, сохраняя тот же формат.

Ритуал призван изобразить апокрифическое воссоединение Христа и Его Матери, Девы Марии, после Воскресения. Статуи обоих несут две отдельные процессии, которые сходятся в обозначенном месте, называемом Галилея («Галилея»), которое часто представляет собой открытое пространство со специально построенными помостами (постоянными или иными) рядом с церковью. В зависимости от размера и богатства общины, процессии включают статуи любого или всех мироносиц, особенно Трех Марий ( Марии, матери Иакова, Марии Магдалины и Марии Саломеи ), а также Петра и Иоанна Богослова. По обычаю, две процессии разделены по половому признаку: прихожане-мужчины следуют за Воскресшим Христом, двенадцать мужчин, одетых как Апостолы, и иконы святых мужчин, в то время как прихожанки сопровождают иконы Девы Марии и святых женщин. Участники процессии держат зажженные свечи и часто читают четки, пока духовой оркестр играет гимны и веселую музыку.

Икона Девы Марии, которую все еще называют Mater Dolorosa, облачена или задрапирована черной вуалью ( тагальский : lambóng), чтобы показать ее тяжелую утрату. « Ангел » (часто маленькая девочка в костюме) стоит в воздухе над Галилеей или подвешен в воздухе. С этой высокой возвышенности ангел поет Regina Coeli на латыни или на местном языке, иногда в сопровождении школьников, представляющих ангельский хор, в аналогичной одежде.

Пик наступает, когда главный ангел драматически снимает покрывало с иконы Богородицы, сигнализируя о внезапном окончании ее скорби и периода траура. Покрывало можно просто стянуть со статуи или привязать к воздушным шарам или голубям, выпущенным в рассветное небо. Скорбящая Дева ритуально превращается в Нуэстра Сеньора де Алегрия (« Богоматерь радости »); в праздничном почитании ангелы бросают лепестки цветов в иконы Христа и Богородицы, пока идет дождь из конфетти. Момент акцентируется колокольным звоном, игрой духовых оркестров и фейерверком. Затем воссоединившаяся община собирается в церкви на первую пасхальную мессу.

Известные обряды и места паломничества

Тондо, Манила

Каридад или Пакаридад - это способ раздачи еды (особенно гинатаана или сумана ) соседям, местной церкви или часовне, чтобы раздать их толпам людей, присутствующих на шествии Страстной пятницы. Бесплатный напиток воды также дают местные жители, проживающие вдоль маршрута процессии.

Черный Назарянин

Черный Назарянин значок, привезенный из Мексики во время Galleon торговли эпохи, закреплен в Quiapo церкви, и считается чудотворными преданных приносят за процессии каждой Страстной пятницу - один из трех таких случаев, когда это делается. Статуя несут на плечах преданные-мужчины в медленном и трудном шествии по узким улочкам района, десятки мужчин изо всех сил стараются сохранить изображение. Тысячи других пытаются напрячься, чтобы дотронуться до иконы, а также до длинных веревок, по которым тянут колесный экипаж, несущий изображение. Шествие длится все утро.

Амулет охота

Народное поверье, что муравьи (традиционные амулеты) особенно действенны, если их собрать, изготовить или наполнить силой в Страстную пятницу. В Сипалае, Западном Негросе многие альбуларио (знахари) ищут муравьев в неизведанных пещерах. Для каждой потребности существует особый вид муравьев: для сдачи экзаменов, родов, защиты от опасностей, любви, хорошего бизнеса или непобедимости. Страстная неделя также привлекает народных целителей, которые собирают и демонстрируют силу своих амулетов посреди площади. Святая неделя Считаются, что самое лучшее время для подзарядки Антинга-Антинга. Антингерос (поклонники талисманов) даже отправляются на гору Банахау (считается священной горой) в Страстную пятницу, чтобы укрепить ее там. Верующие в муравьи-муравьи утверждают, что лучшее время для перезарядки духовной энергии их талисмана - ночь Страстной пятницы. Различные группы также определяют свои собственные особые места для «подзарядки» своих амулетов: кладбища, горные вершины, церкви и т. Д. Подзарядка муравьёв-муравьев обычно осуществляется многократным повторением латинских заклинаний (копии которых также можно купить) при удерживании талисмана в руках..

Шествие статуй

В Страстную среду проходит шествие с 53 изображениями жизни и смерти Христа, сделанными Паэте. Шествие проходит по узким улочкам города по пути к церкви. Он останавливается трижды, чтобы уступить место Салубонгу (собранию), на котором изображены три сцены страстей Иисуса и в которых принимают участие «движущиеся святые» Паэте. Это: встреча Христа и Марии во внутреннем дворике церкви; вытирание лица Иисуса Вероникой, которое происходит на площади Эдесан; и, наконец, встреча Марии и Вероники, где последняя показывает чудесные отпечатки лица Христа на своей одежде. Это проводится на городской площади

В Сан-Пабло процессия Страстной пятницы состоит из огромных столетних статуй, украшенных живыми цветами. В старые времена знаменитыми процессиями были шествия святого Варфоломея Малабонского, Бинан, Лагуна, Патерос и Тугегаро. К сожалению, изображения Страстной недели из Кагаяна были уничтожены войной, как и Трес Кайдас Бинан. В семидесятые годы Шествие Страстной недели в Малабоне состояло из 30 серебряных карроз. Основным моментом был Tres Caidas от Talleres Maximo или Asuncion. Сегодня он больше не присоединяется к шествию Страстной пятницы. Самым известным шествием в Маниле в межвоенный период было Санта-Крус. Почти все изображения были стерты во время бомбардировки Манилы в 1945 году. Сегодня в Макати проходит большая процессия Страстной среды, помимо обычной Страстной пятницы, оба изображения имеют одни из самых старых изображений и проводятся в самом городе.

Страсть играет

Сенакуло в Булакане.

Сенакуло

Во многих городах есть свои версии сенакуло, в которых используются традиционные письменности, которым десятилетия или столетия. Версия проводится в Культурном центре Филиппин, спонсируемом Министерством туризма. К актерскому составу спектакля часто присоединяются звезды популярных кино и телевидения. В Тагуиге они популяризируют современную версию Иисуса Христа Суперзвезды, повторно показанную в амфитеатре форта Сантьяго, на благо Маниленьоса. В Мексике, Пампанге и Диналупихане, Батаане, актера, изображающего Иисуса, фактически пригвоздили к кресту, чтобы имитировать страсти Христа.

Pagtaltal sa Guimaras

Ang Pagtaltal - это священное постное представление, которое проводится на склоне холма Иордании, Гимарас, каждую Страстную пятницу, по образцу Обераммергау в Южной Баварии, Германия. «Пагтальтал» означает удалить. Таким образом, драма заканчивается снятием или снятием тела Иисуса Христа с креста и возложения в объятия Пресвятой Девы Марии, знакомая сцена, известная как момент «Пьета», напоминающая период, когда тело Христа было снято. с того самого креста, на котором он умер.

При поддержке сильной христианской общины Иордания зарегистрировала свой первый фестиваль в Пагталтале-са-Иордании, Гимарас, как спектакль Страстной пятницы. Эта сага о страданиях Христа разыгрывается с сильной духовностью, религиозным реализмом, театральным колоритом и массовой привлекательностью, которые превосходят другие представления с таким же вкусом. Постоянно увеличивающееся количество зрителей, как местных, так и иностранных, которые выдерживают летнюю жару, чтобы увидеть Пагтальталь, является доказательством его популярности.

Фестиваль Морионес

Фестиваль Moriones в островной провинции Marinduque увековечивает историю римского сотника, Лонгин (тагальский: San Longhino) и его легендарное преобразование в Подножии креста. Горожане Боака и Могпога одеты в маски и шлемы ( moriones), изображающие римских солдат, и, что необычно для страны, отмечают Страстную неделю гораздо более радостно.

Салубонг

Салубунг в Пасиге

В одной книге, написанной американцем, автор заметил, что пасхальное воскресное шествие у собора Непорочного зачатия в Пасиге было самым красивым. Поскольку Пасиг старше других городов бывшей провинции Тондо, было высказано предположение, что церемония Пасиг вдохновила жителей Макати, Параньяке и других городов, где были приходы августинцев. Две процессии вышли из церкви и встретились перед городской площадью или в специально отведенном для этого месте месте, где Мать и Сын приветствовали друг друга на мелодию Регины Коэли в исполнении детей.

Сабой

Saboy традиционный танец в исполнении девушек на Пасху в Лас Piñas, Манилы. Танец разделен на две части: «траурную» и «радостную» версию.

Первый танцор - ангел Салубонг, у которого часто большие крылья и черная вуаль. Во-вторых, ангелы осанны, одетые в белое, обычно держат корзины с лепестками роз и составляют большинство танцоров.

В-третьих, Tres Marías (английский: Три Марии ), три девушки постарше, одетые в розовое и тоже несущие корзины. Последними являются одетая в синее Капитана (капитана) и Тиньентера (женщина- лейтенант ); Kapitana можно отличить по крупным баннер она волнами, в то время как Tinyentera качели кадило.

Sayaw ng Pagbatì

Салубонг также проводится в Параньяке, но с мессой, за которой следует различное исполнение Sayaw ng Pagbatì («Танец при приветствии»).

Названный «Sayaw ng Pagbati» (приветственный танец) или для краткости «Bati-bati», этот ритуальный танец показывает, насколько благочестиво готовы пойти местные верующие, просто чтобы сказать миру, что «Христос воскрес».

Пасхальным утром, сразу после мессы и Салубонга (Встречи) между изображениями Воскресшего Христа и Пресвятой Богородицы, девушки с лентами из различных барангаев Параньяке, одетые в белые платья, стоят перед собором Святого Андрея. Следуя указаниям марширующего оркестра, они будут танцевать часами до полудня под веселую музыку, взмахивая палочками в воздухе.

Смотрите также
внешние ссылки
использованная литература

Куаресма

Последняя правка сделана 2023-03-31 12:47:46
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте